Тема: «Красавица Зима!».
Актуальность
Вид проекта
Цель проекта
Задачи проекта
Ожидаемый результат
Время выполнения проекта
Участники проекта
Необходимые материалы
Этапы проекта
Вывод
Список литературы
Приложения
Актуальность
Зима – одно из любимых времён года детей. Именно зима ассоциируется у детей с чудесами, волшебством, подарками от Деда Мороза, катанием на санках, играми со снегом и другими зимними радостями. Зима прекрасное время и для творчества, проведения опытов, наблюдений, что в свою очередь позволяет повысить речевую активность детей, расширить и обогатить знания детей о сезонных изменениях в зимнее время года. Красота зимней природы, множество народных традиций даёт возможность стимулировать интерес детей и взрослых к совместной деятельности (игры, забавы, эксперименты, поделки).
Актуальность проекта заключается в том, чтобы формировать у детей элементарные представления о зимних природных явлениях, забавах, праздниках. Дети, особенно младший дошкольный возраст, всегда путают времена года. Что способствует отсутствию знаний о сезонных изменениях в природе. Совместная деятельность воспитателей, родителей и детей сближает, делает их настоящими партнерами. Это способствует эмоциональному благополучию.
Вид проекта: информационно-творческий.
Тип проекта: познавательно - исследовательский.
Цель проекта:
- Создать условия для развития воспитательных и творческих способностей детей в реализации проекта;
- Расширять представления детей о зимних природных явлениях, забавах, праздниках; расширить представления о зиме через различные виды детской деятельности.
- Учить видеть и называть
предметы и действия в жизни и на картине, находить причинно-следственные связи.
Обобщить и систематизировать представление детей о зиме как о времени года, о
зимних явлениях, о снеге.
Задачи
проекта:
- Формировать у детей представление о временах года: зиме, зимних месяцах, зимних забавах, связях между временами года и погодой;
3. Учить самостоятельно видеть и называть признаки зимы, предметы и действия в жизни, на картине;
4. Развивать речевую активность детей в процессе проекта, умение обосновывать своё мнение.
5. Развивать интерес к экспериментам в неживой природе, учить
устанавливать причинно-следственные связи. Знакомство
со свойствами снега;
6. Развитие логического мышления;
7. Формировать у воспитанников умение выделять наиболее
характерные сезонные изменения в природе.
8. Развивать у детей элементарные
экологические представления о растениях в природе, выделять характерные
признаки;
9. Формировать
умение передавать свои впечатления от общения с природой в продуктивной
деятельности.
10. Формировать у детей представления о жизни птиц зимой, о необходимости помогать пернатым в зимнее время года.
11. Приобщать родителей к созданию единого образовательного пространства вокруг ребенка.
3. Формировать исследовательский и познавательный интерес в ходе экспериментирования с водой и льдом. Учить детей самостоятельно определять свойства снега, льда: цвет, твердость, прозрачность, и. т. п. ; актуализировать знания детей о свойствах снега при оттепели и в период морозных дней, развивать познавательный интерес.
4. Расширять знания детей о зимующих птицах, диких животных и деятельности человека в зимний период, уточнять и расширять представления детей о живой и неживой природе зимой.
Ожидаемый результат:
- Сформировать умение понимать простейшие
взаимосвязи в природе
- Умение
отражать полученные знания в речи, участвовать в обсуждениях прочитанных
рассказов, стихотворений, потешек.
- Замечать
красоту зимней природы
-Участвовать в сезонных наблюдениях,
зимних забавах (катание на санках, катание с горки);
- Организовать
выставку детских работ.
Время выполнения проекта:
краткосрочный
(с 09.01.25 по 31.01.25).
Участники
проекта:
дети младшей группы, родители воспитанников, воспитатель.
Необходимые материалы: Ведёрки, лопатки, тарелочки. Ёмкость с водой. Гуашь, листы бумаги, кисточки, салфетки, пластилин, цветная бумага, клей, формочки для песка, нитки.
Этапы проекта:
Подготовительный этап.
1. Подбор
материала по теме, настольно – печатных игр, дидактических игр, материалов для
игр.
2. Подбор
методической литературы, художественной литературы для чтения, загадок по теме,
аудиозаписей.
3. Подбор иллюстративного, музыкального материала.
4. Приобретение и изготовление выносного материала для прогулки
Основной этап.
План реализации проекта
Образовательные области |
ООД, совместная и самостоятельная деятельность в режимных моментах |
Познавательное развитие
|
ООД «В январе, в январе, много снега на дворе», Конструирование: «Горка». Покатаем зверей (один-много, большой - маленький). Наблюдения за погодой (ветром, облаками, снегом и т.д.), за птицами, за работой дворника.Игры со снегом: «Следы», «Слепим снеговика», «Раскрасим снег»Экспериментирование: «Свойства снега», «ледяные игрушки»Просмотр с детьми иллюстраций:«На чём катаются дети зимой?» «Что зимой бывает?» (погодные явления). |
Социально-коммуникативное развитие
|
Беседы: «Приметы зимы», «Какая одежда нужна людям зимой?», « Вот какие варежки», «Покатаем кукол с горки» «Как вести себя на улице зимой?», «Птицы- наши друзья!», Д/и: «Укрась ёлочку», «Найди тень», «Собери снеговика». Сюжетные игры: «Кукла заболела», «Кукла идёт гулять», «Идём в магазин за подарками». «Расчистим дорожки от снега», подкормка птиц. |
Речевое развитие
|
Рассматривание иллюстраций «Зимние забавы», «В зимнем лесу», «Птичья столовая», Упражнения по звукоподражанию (голоса птиц и зверей), Пальчиковые игры: «Снеговик», «Снежный ком», «Прогулка», «Ёлка», «Снежок». Дыхательные упражнения: «Сдуй снежинку!», «Пузырь», «Хлопушка». Беседа о Зиме Чтение: сказка «Рукавичка», стихотворения и потешки о зиме. |
Физическое развитие:
|
П/и «Зайка беленький», «Птички в гнездышке», «Заморожу!» Игры и упражнения со снегом. Физкультминутки: «Мороз», «Снежинка», «Птички-невелички», «Зайка серый». Самомассаж: Поглаживание пальцев рук и ног. Утренняя гимнастика «В гости к ёлочке», |
Художественно-эстетическое развитие
|
Рисование: «Новогодняя ёлка с огоньками и шариками», « Украсим рукавичку – домик» Аппликация «Снеговик», Лепка « Маленькие куколки гуляют на снежной поляне» Конструирование «Горка». Разучивание стихов, песенок, танцев, музыкальных игр. |
Работа с
родителями:
- Информация в
приемной:
Консультации для родителей :
- В кругу семьи «Учим любить зиму»;
- «Зима без травм».
- Участие в выставке поделок «Чародейка -Зима».
Заключительный этап.
- Выставка поделок «Зимушка-Зима».
- Конкурс «Кормушка для пичужки».
- Презентация проекта «Красавица-зима».
Результаты проекта
1. У детей сформирована система знаний о зимних явлениях, о приметах, о праздниках, забавах, играх.
2. Созданы необходимые условия в группе по формированию целостного представления о зиме.
3. У детей появился интерес к простейшим взаимосвязям в природе.
4. Овладение детьми знаниями о времени года, природных явлениях, и их значимости в жизни человека, животных и птиц, о правилах поведения в природе, проявление интереса к исследовательской деятельности, опытам.
5. Повышение речевой активности детей, активизация словаря по теме «Зима», дети могут прочесть наизусть стихотворение о зиме.
6. Знание детьми о безопасном поведении зимой во время прогулок.
7. Участие родительских работ в выставках ДОУ, повышение процента родителей, проявляющих интерес к жизни группы, детского сада.
Список литературы:
1. Комарова Т.С Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа (3-4 года), - М.: Мозаика- Синтез, 2016
2. Губанова Н.Ф. «Развитие игровой деятельности. Младшая группа (3-4 года) М.: Мозаика- Синтез, 2017
3. В.В. Гербова, Н.Ф. Губанова, О.В.Дыбина Примерное комплексно-тематическое планирование К программе «От рождения до школы». Младшая группа.– М:Мозайка-Синтез, 2015
4. Маханева М.Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду.-М.: ТЦ Сфера, 2009
5. Нищева Н.В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковых гимнастик. - СПб.: ООО «Детство- Пресс», 2009
6. Костюченко М.П. «Образовательная деятельность на прогулках. Картотека прогулок на каждый день по программе « От рождения до школы» под ред. Н.Е Вераксы, Т.С. Комаровой М.А. Васильевой .Младшая группа (от 3-4 лет)-Волгоград: Учитель, 2016г
7. Пензулаева Л.И. Физическая культура в детском саду. Младшая группа. – М. Мозаика-Синтез, 2016 (велосипед, санки, лыжи)
8. Белая К.Ю. «Формирование основ безопасности у дошкольников. Для занятий с детьми 3-7 лет» ФГОС (Мозаика-синтез),2016г.
9. Картушина М. Ю. «Сценарии оздоровительных досугов для детей 3 – 4 лет».– М: ТЦ «Сфера», 2007
10. Абрамова Л.В., Слепцова И.Ф. Социально - коммуникативное развитие дошкольников Младшая группа.- М.: Мозаика-Синтез,
2017
11. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью. Младшая группа.-М.: ЦГЛ, 2005
12. Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду. Младшая группа (3-4 года), 2016
13. Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома:3-4 года._ 2-е изд. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2018.
Приложение 1
Консультация для родителей
В кругу семьи «Учим любить зиму».
Когда выпадет устойчивый снег и замёрзнут водоёмы, тогда можно сказать, что зима пришла.
-Знаете ли вы ,где рождается снег? Что такое снег?
Это очень много, много красивых снежинок. Они падают и падают с высоты на землю, на деревья, на крыши домов -чистые, хрупкие, сверкающие. Они тоже падают из тучи, как и дождь, но только они образуются совсем не так ,как дождь. Снег никогда не родится из капелек воды. Капельки воды могут стать градинками, комочками не прозрачного льда, который идёт иногда летом, вместе с дождём или во время грозы. Но капельки воды никогда не превращаются в снежинки. Водяные пары поднимаются высоко над землёй ,где царит сильный холод. Здесь из водяных паров образуются крохотные льдинки-кристаллики. Это ещё не снежинки, которые падают на землю, они ещё очень малы. Но шестиугольные кристаллики всё время растут, и наконец становятся красивыми звёздочками. Снежинки медленно опускаются, собираясь в хлопья, и ложатся на землю: «Тихо, тихо снег идёт .Белый снег мохнатый. Мы расчистим снег и лёд во дворе лопатой.(М. Познанский).
Народные приметы о зиме.
-Зима без снега- лето без хлеба.
-Снег на полях- хлеб в закромах.
Следы на снегу.
Кто рисует на снегу
Крестики и точки.
Это птицы на бегу-
Оставляют на снегу
Тонкие следочки -
Крестики и точки.
Знаете ли вы?
Птиц можно подкармливать семенами тыквы, арбуза, конопли. Семена лучше раздавливать. Жареные семечки давать нельзя. Крошки чёрного хлеба для птиц вредны.
-Подкорми птиц зимой, они оплатят тебе летом.
Зимние забавы.
Игры со снегом: снег и дёд- лучший материал для творческих работ-игр зимой. Дети охотно играют со снегом, как с песком. Им нравится насыпать снег лопатами в деревянные и пластмассовые коробки и в другие формочки.
Загадка.
Он стоит среди двора, смотрит чёрными глазами-
Но едва придёт жара- как зальётся он слезами.
Он в мороз смеётся веселится в снег.
Он не любит солнца этот человек. (Снеговик).
Растения зимой.
Всё зелёное, что радовало глаз весной и летом, исчезло или спряталось глубоко под снегом. Но мы можем научить своих детей узнавать знакомые деревья по некоторым признакам.
-Вот вдали дерево у которого все ветки изогнуты. В середине прогибаются к низу. Наверху опять поднимаются. Это липа. Её так же можно узнать по крылатым липовым орешкам. А у ясеня на ветках целые грозди длинных плодов-крылаток. Все ветки расположены попарно. Научите детей находить клён по молодым побегам, на котором ветки расположены перекрёстно.
Мощное дерево –дуб. Его можно узнать по засохшим листьям на верхушке. Берёзу, сосну, ель дети находят без затруднения.
Сделайте с детьми.
Снеговика и другие снежные фигурки. Украсьте их цветной водой, различным природным материалом, веточками деревьев или семенами.
Решите с детьми эти вопросы.
-Рассмотрите на рукаве, сколько лучей у снежинки.
-Наберите полный стакан снега и стакан льда: что быстрее тает- снег или лёд?
Бросьте комочки снега в воду: потонул ли снег?
Загадайте загадки.
-Снег на полях, лёд на реках, вьюга гуляет, когда это бывает?(Зимой).
Выучите стихи.
-Белая узорная звёздочка - малютка.
Ты слети мне на руку посиди минутку.
Покружилась звёздочка в воздухе немножко,
Села и растаяла на моей ладошке.
Приложение 2
Консультация для родителей
« Зима без травм».
По статистике медицинских учреждений 38 %
детских травм приходится на травмы, получаемые на улице. Одна из наиболее
частых травм малышей - падение. Последствиями падений могут быть:
1) ушибы,
гематомы, ссадины – 38 %;
2) раны – 25
%;
3) переломы
костей – 22 % и
4) серьезные
травмы головы - 15 % .
По имеющимся
данным, только 10% обращаются за медицинской помощью. Однако у 60% малышей
после сотрясений мозга наблюдаются остаточные явления в виде нарушения психики,
снижения зрения, слуха. У 7%, поступающих в стационары, остаются неустранимые
увечья и у 7% дошкольников отмечаются эпилептические припадки.
Ситуаций,
чреватых получением травм, очень много. На первый взгляд кажется, что травма
малыша - явление случайное, непредвиденное, а само понятие
"травматизм" представляется чем-то хаотичным и неуправляемым. На
самом же деле это далеко не так. Несчастный случай не случаен! Из года в год
дошкольники получают одни и те же повреждения, попадают в одинаковые опасные
ситуации. В зимний период дети падают при: катании на ногах с ледяных горок, на
санках; перемещении в гололедицу по скользким дорожкам, наружным ступенькам, на
площадках, не очищенных от снега и льда и не посыпанных песком; катании на
лыжах, коньках, санках.
Катание на
лыжах и коньках, а также ношение обуви со скользкой подошвой являются основными
причинами переломов ног. Кататься на лыжах и коньках нужно сначала научиться.
Необходимы знания техники: умение ставить ногу, держать корпус; регулировать
ритм дыхания; знание правил безопасного падения.
Правила
катания на лыжах. Лыжи подбирать нужно по росту – не большие
и не маленькие. Острый конец лыжи должен упираться в ладонь поднятой кверху
руки. Лыжная палка должна доходить до подмышки.
Основная
стойка лыжника – ноги слегка согнуты в коленях, а тело наклонено вперёд. Не
отрывая лыж от снега, сделать скользящее движение вперёд правой ногой, перенеся
всю тяжесть тела на неё. Как только почувствуешь, что правая лыжа останавливается,
сделать то же движение левой ногой. Чем сильнее будет толчок, тем длительнее
будет скольжение. С палками скользящий шаг получается ещё быстрее. Правая нога
– левая палка, левая нога – правая палка. Поворот: правильнее всего
поворачиваться на месте переступанием. При торможении: одна из лыж продолжает
скользить, на неё переносится тяжесть тела; вторую лыжу слегка повернуть носом
к первой лыже, упирая лыжу на внутреннее ребро. При падении на лыжах следует
сгруппироваться и падать на бок.
Правила катания
с горок на санках. Подниматься на снежную или ледяную горку следует только в
месте подъема, оборудованном ступенями, запрещается подниматься на горку там,
где навстречу скатываются другие дети. При катании на санках следует спускаться
только с ровных, пологих горок, без трамплинов, кочек; кататься нужно по
очереди, только тогда, когда спуск свободен; на сани садиться только верхом,
держась за веревочку; ноги не ставить на полозья, держать полусогнутыми; чтобы
затормозить, надо опустить на снег ноги и резко поднять передок санок; при
падении с санок нужно сгруппироваться, собраться в комочек, так, чтобы ушиб
приходился на как можно большую площадь.
Игра в снежки
может привести к повреждениям глаз, поэтому задача взрослых убедить ребенка
беречься от попадания снега в лицо и не бросать снежки с ледяной корочкой и
обледенелыми кусочками снега в друзей, особенно в голову.
Основную
опасность в холодное время года представляет гололед. Во-первых, влияет
качество обуви: предпочтение лучше отдать обуви с ребристой подошвой,
произведенной из мягкой резины или термоэластопластов, без каблуков. Во-вторых,
перемещение по скользкой улице: нужно не спешить, избегать резких движений,
постоянно смотреть себе под ноги. Ноги должны быть слегка расслабленны и
согнуты в коленях, корпус при этом чуть наклонен вперед. Держать руки в
карманах в гололед опасно, при падении едва ли будет время их вынуть и
ухватиться за что-нибудь. Огромную опасность в гололед представляют ступеньки,
по возможности нужно избегать их, если это невозможно, то ногу при спуске по
лестнице необходимо ставить вдоль ступеньки, в случае потери равновесия такая
позиция смягчит падение. От того, чтобы поскользнуться и упасть на гладком
твердом льду, не застрахован никто, да и вероятность получения травмы в результате
такого падения довольно высока.
Зимой к списку
травм добавляется еще и риск «приклеиться». В мороз нельзя лизать языком и
притрагиваться мокрыми руками к железным конструкциям, можно «приклеиться».
Если ваш ребенок увлекается зимними видами спорта, необходимо позаботиться не
только о его спортивной экипировке, но и о защите: наколенниках, налокотниках,
защиты для позвоночника, они помогают в значительной мере уменьшить вероятность
получения травм.
Детский
травматизм распространен куда больше, чем травматизм взрослых, и это не
удивительно. Дети очень любознательны, пытаются активно познавать окружающий
мир. Но при этом они не всегда умеют оценить опасность ситуации. Жизнь и
здоровье детей - самое ценное для каждого человека и страны. Не позволяйте несчастным
случаям и травмам причинить вред Вашим детям. Сохранить здоровье детей задача
нас - взрослых. Очень важно для взрослых - самим правильно вести себя во всех
ситуациях, демонстрируя детям безопасный образ жизни. Не забывайте, что Вы -
пример для своего ребенка!
Приложение 3
Беседа о зиме.
Цель. Закрепить и систематизировать представления о сезонных изменениях в природе и о характерных для зимы природных явлениях. Обогащать словарь детей, приучать отвечать развернутыми предложениям. Воспитывать любовь к природе.
Материал. Ёжик, белка (игрушки, зимние картинки).
Ход бесед.
Воспитатель. Сегодня мы поговорим о зиме. К нам в гости пришли белка и ежик. Подумайте и скажите: что делает ежик зимой?
Дети. Ежик зимой спит.
Воспитатель. А белки спят зимой?
Дети. Нет, они зимой не спят.
Воспитатель. Ёжик проспал всю зиму и не знает, как выглядит зимний лес. Он попросил бельку рассказать ему об этом. Но белочка ещё не научился хорошо рассказывать, и ежик ничего не понял. Давайте поможем белочке вспомнить, а ежику узнать, что происходит зимой в природе. Как сказать про зиму: какая она? (Снежная, морозная, холодная.) Какой снег? (Белый, пушистый, холодный, мягкий.) А если была оттепель, что стало со снегом? (Снег стал влажный и липкий.) Как выглядит снег в солнечный день? (Снег блестит и сверкает на солнце.) Какая погода была зимой? (Было холодно, морозно, часто выпадал снег.) Что происходит зимой с реками и озерами? (Реки и озера зимой покрываются льдом.) Как выглядит зимой деревья и кустарники? (На деревьях и кустарниках нет листьев, ветки засыпаны снегом.) Какие деревья остаются зимой зелеными? (Сосна и ель). Много ли птиц зимой в лесу? (Нет, они держатся поближе к домам, где живут люди.) Чем занимаются дети зимой на прогулке? (Катаются на санках, лыжах, коньках, лепят снеговика.)
Каждый вопрос и ответ сопровождаются соответствующей иллюстрацией.
Физкультминутка.
Посмотрите – за окном
Белые дорожки (обзорный жест рукой) .
Все равно гулять пойдем! (Шагают на месте.)
Наденем на ножки (наклонились, указывают на ноги)
Теплые сапожки.
Этот с правой ножки («надевают сапожок» на правую ногу,
Этот с левой ножки («надевают сапожок» на левую ногу) .
На ручки – рукавички (руки вверх),
Теплые сестрички (Крутят ладошками) .
В эту правый кулачок (показывают),
В эту левый кулачок (показывают).
Пальтишки меховые («надевают пальто»),
Сапожки пуховые (указывают на сапоги, наклон) .
Дидактическая игра «Игра в загадки»
Воспитатель: Вы сейчас будете отгадывать загадки. Я загадываю загадки про зиму. За отгадывание вы получаете по одной фишке. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек.
Загадки. 1. Мягкий он, а не подушка,
Липнет он, а не пушок,
Он холодный, как лягушка
А согреешь – ручеек. (снег)
2. Не драгоценный камень,
А светится. (лед)
3. Художник- невидимка
По городу идет: Всем щеки нарумянит,
Всех за нос ущипнет. (мороз)
4. Я прихожу с подарками
И яркими огнями.
На новый год – я главная. (ёлка)
5. Морковка бела
Все зиму росла. (сосулька)
6. И не снег, и не лед, а деревья одевает. (иней)
7. Что за белый человек
Пробрался на наш садик.
Шапка – ведерко, нос – морковка
Боится солнца и тепла. (снеговик)
8. Вот так загадка! Глянешь – летает,
На нос присядет – сразу растает. (снежинка) .
Сюрпризный момент. Воспитатель. Хорошая беседа сегодня у нас получилась? (да). А кто же к нам сегодня в
гости пришли (ежик, белка). Ой, смотрите они нам снежинки принесли (показывает на поднос с зефиром). Странные какие-то снежинки, ароматные, воздушные…. А вы знаете их можно есть. Угощайтесь ребята!
Приложение 4
Дидактические игры по теме
«Зима, зимние забавы».
«Собери снеговика».
Цели:
· Развитие зрительного внимания, пространственных представлений.
· Совершенствование фразовой речи.
У каждого ребенка по 3 круга разного размера (большой, средний и маленький). Дети по образцу или по представлению собирают из них снеговика. Рассказывают , каких деталей не хватает, описывают их.
«Что зимой бывает».
Цели:
· Развитие представление о приметах зимы.
· Совершенствование связной речи.
Игра проводится с использованием настольной игры «Времена года». Дети подбирают к большой карте, на которой изображена зима, маленькие карточки с приметами этого времени года.
«Что прячется за сугробом»
Цели:
· Развитие зрительного внимания .
· Активизация словаря по теме.
Из картона вырезан сугроб. Воспитатель прячет за ним силуэтное изображение какого-либо предмета (санки, снежинка, солнышко, дерево, шапка, рукавичка, шарф, лыжи, коньки), показывает детям из-за сугроба часть предмета, они догадываются, что это за предмет.
«Доскажи словечко»
1.Тихо, тихо, как во снег 2.С неба все скользят пушинки
Падает на землю…. (снег) серебристые…..(снежинки)
3. На поселок, на лесок 4. Вот веселье для ребят
Все снижается…. (снежок) Все сильнее…. (снегопад)
5. Все бегут в перегонки 6. Словно в белый пуховик
Все хотят играть в ….. (снежки) Нарядился…. (снеговик)
7. Рядом снежная фигурка 8. На снегу- то посмотри
Это девочка…. (снегурка) С красной грудкой….. (снегири)
9.Словно в сказке, как во сне
Землю всю украсил…. (снег)
Приложение 5
Подвижная игра «Два мороза»
Педагогическая цель игры – развивать быстроту и ловкость.
Педагогические задачи игры:
Развивающая: развивать координацию, равновесие, память, умение ориентировать в пространстве.
Воспитательная: воспитывать стремление к победе, честность, смелость, чувство товарищества.
Образовательная: обучить игре, правилам и словам.
Место проведения и инвентарь. Спортивная площадка на улице или в спортивном зале.
Форма игры. Коллективная.
Подготовка к игре. На площадке отмечается линия «дома» и линия «школы». Игроки становятся за линию дома в шеренгу. В центре зала становятся водящие «Морозы». Все вместе учат слова:
Морозы: - Мы два братца молодые,
Два мороза удалые!
Я – мороз – Красный нос!
А я – мороз – Синий нос!
Кто из вас решится
В путь дороженьку пуститься?
Ребята: Не боимся мы угроз,
И не страшен нам мороз!
- игроки, - морозы, - руководитель
Описание игры. Игроки проговаривают слова, и после слов «… и не страшен нам мороз!» ребята перебегают в «школу» через площадку, а морозы их стараются осалить. Кого морозы осалили, тот останавливается и замирает на месте (либо стоит на одной ноге), превращается в ледяную фигуру. Морозы снова обращаются к игрокам «Кто из вас решится в путь-дороженьку пуститься?», игроки вновь отвечают и перебегают обратно в «дом», по пути размораживая своих «замерзших» друзей – дотрагиваются до них и вместе убегают. Морозы вновь стараются осалить игроков. Пойманные (замороженные) игроки подсчитываются и возвращаются в игру. Выбирается новая пара морозов из числа не пойманных.
Правила игры. Бег выполняется только в одну сторону, игрок, нарушивший это правило, считается пойманным. Нельзя долго задерживаться в доме или школе. Пойманный игрок стоит на месте и не двигается. Морозы имеют право осалить до линии «школы» или «дома». Размораживать можно только на обратном пути.
Определение победителей и подведение итогов. Побеждает пара морозов, которая осалила больше игроков, а также отмечаются игроки, которые ни разу не были пойманы.
Подвижная игра
«Зайка серенький сидит»
Зайка серенький сидит
И
ушами шевелит. (делает ручками ушки на голове и ими шевелит)
Вот
так, вот так
И
ушами шевелит. (2 строки 2 раза)
Зайке
холодно сидеть
Надо
лапочки погреть. (хлопает в ладоши)
Вот
так, вот так
Надо
лапочки погреть..(2 строки 2 раза)
Зайке
холодно стоять
Надо
зайке поскакать. (прыгает)
Вот
так, вот так
Надо
зайке поскакать. (2 раза)
Волк
зайчишку испугал.
Зайка прыг и убежал.
Загадки о зиме
Дел у меня не мало – Укрыла землю одеялом, Я белым одеялом
Сковала реки крепким льдом Всю землю укрываю, В лед реки убираю,
И окна нам разрисовала Белю поля, дома
Искристым белым серебром. Белю поля, дома Зовут меня …
(Зима) (Зима)
Через речку лег, Хоть сама и снег, и лед,
Пробежать помог А уходит – слезы льет.
(Лед) (Зима)
Все лето стояли, И не снег, и не лед,
Зимы ожидали, А серебром деревья уберет.
Дождались поры, (Иней)
Помчались с горы.
(Санки)
Что за звездочки сквозные По тропинкам, по дорожкам
На пальто и на платке? Кто идет на снежных ножках?
Все сквозные, вырезные, Кто способен на уловки,
А возьмешь – вода в руке? Носик у него морковка?
(Снежинки) По весне растает вмиг,Это белый...
(Снеговик)
,
Приложение 6
Конспект ООД
по познавательному развитию
(по ознакомлению с природой)
в младшей группе
на тему:
«В январе, в январе, много снега во дворе…».
Цель: Уточнение знаний детей о зимних явлениях, дать представление о свойствах снега.
Задачи:
Образовательные:
1. Формировать эстетическое отношение к окружающей природе;
2. Формировать знания о свойствах снега.
Развивающие:
1. Развить речевые умения: говорить самостоятельно, понятно формулировать свои мысли;
2. Развивать умение общаться друг с другом не перебивая, дослушивать отвечающего до конца.
Воспитательные:
1. Воспитывать бережное отношение и интерес к природе.
Методы и приемы: рассматривание, постановка проблемных вопросов, беседа, игровая деятельность, пальчиковая гимнастика, релаксация.
Оборудование и материалы: игрушка снеговик, презентация, снег, ведро, ложки, тарелки, салфетки.
Предварительная работа: рассматривание и наблюдение за падающим снегом на прогулке, который состоит из отдельных снежинок. Рассматривание иллюстраций о зиме, рассматривание иллюстраций «Зимние забавы», чтение стихов, загадок, слушание музыки, поговорки и пословицы о зиме.
Форма организации
Совместная деятельность педагога с детьми (8 детей), самостоятельная деятельность детей.
Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательная, игровая, музыкальная, двигательная, восприятие художественной литературы и фольклора.
Словарная работа: снегопад, хлопья, кристаллик
Планируемые результаты.
В результате ООД участники: имеют представление о сезонных изменениях в природе, о свойствах снега.
Ход занятия:
Организационный момент:
Воспитатель: ребята, к нам сегодня торопиться очень интересный гость. А кто придёт вы узнаете, отгадав загадку:
Очень классный незнакомец,
Поселился во дворе,
Вместо шляпы модной
У него Ведро на голове!
Нос — морковка, Руки — палки,
Вместо тела — Снежный ком.
Кто
же там такой стоит? Ну конечно … (Снеговик)
Ответ детей:
Воспитатель: к нам в гости пришёл снеговик. Он очень умный, много читает и много всего знает. Снеговик хочет с вами поиграть и подготовил для вас игры- задания. Хотите поиграть?
Ответ детей:
Воспитатель: первая игра называется «Четвертый лишний».
Дидактическая игра «Четвертый лишний» по теме «Зима»
Цель игры:
развивать мышление и внимание дошкольников;
развивать умение детей классифицировать предметы по одному признаку.
Ход игры:
Детям предлагаются дидактические карточки, на которых находятся 4 разных изображения.
Они должны посмотреть и выделить среди рисунков карточки, три из которых классифицируются по одному признаку, один лишний предмет, который не подходит под единую классификацию. Ребенок должен объяснить свой выбор.
Воспитатель: Ребята, давайте с вами посмотрим, что здесь изображено?
Воспитатель выставляет картинки.
Ответ детей:
Воспитатель: как вы думаете, что здесь лишнее?
Ответ детей:
Задание «Четвертый лишний»
Воспитатель: А, что изображено здесь?
Ответ детей:
Воспитатель: что здесь лишнее?
Ответ детей:
Воспитатель: молодцы! Вы справились с заданием! Но это не всё. Давайте поиграем с вами ещё в одну игру «Наоборот», я буду начинать предложение, а вы – заканчивать. Вам нужно подобрать противоположные слова по смыслу. Готовы? Приступаем.
Дидактическая игра «Наоборот»
Цель: учить подбирать слова противоположные по смыслу; активизировать усвоенные ранее слова.
Ход игры: Воспитатель называет какое-нибудь слово, а играющие по очереди называют слово противоположное по значению:
Воспитатель:
Летом жарко, а зимой ….
Ответ детей:
Летом день длинный, а зимой …
Ответ детей:
Зимой дети гуляют мало, а летом …
Ответ детей:
Летом земля покрыта травой, а зимой…
Ответ детей:
Воспитатель: молодцы! вы справились с заданием, Снеговик очень рад за вас.
Физминутка
Раз, два, три, четыре, пять (Хлопаем
в ладоши)
Мы во двор пришли гулять. (Шагаем на месте)
Бабу снежную лепили, («Лепим» комочек двумя
ладонями)
Птичек крошками кормили, (Крошащие движения всеми пальцами)
С горки мы потом катались, (Проводим указательным пальцем
пр.р. по ладони л.р.)
А ещё в снегу валялись. (Кладём ладошки на стол то
одной стороной, то другой)
Все в снегу домой пришли. (Отряхиваем ладошки)
Съели суп и спать легли. (Движения воображаемой
ложкой, руки под щёки)
Воспитатель: Молодцы ребята отдохнули? Давайте с вами подойдём к окну.
Послушайте загадку я вам прочту :
Загадка:
Крыша в шапке меховой, белый дым над головой,
Двор в снегу, в снегу дома, это к нам пришла. (зима)
Ответ детей:
Воспитатель: Молодцы!
Послушайте я вам прочту стихотворение С. Маршака, про зиму
Называется стихотворение «Январь»
- Открываем календарь
Начинается январь.
В январе, в январе
Много снегу на дворе.
Снег - на крыше, на крылечке.
Солнце в небе голубом.
В нашем доме топят печки.
В небо дым идет столбом.
Воспитатель: зимой очень много снега. Какой он?
Ответ детей:
Воспитатель: а какой он еще бывает, мы сейчас с вами об этом узнаем, представляете Снеговик нам принёс снег.
(воспитатель показывает ёмкость со снегом)
Воспитатель: ребята, проходите, садитесь за столы.
Дети проходят к столу и садятся
Перед вам тарелочки и ложечки наберите из ведра немного снега себе в тарелочку.
Воспитатель: Ребята , потрогайте снег. Какой он?
Ответ детей:
Воспитатель: посмотрите на снег, он прозрачный?
Ответ детей:
Воспитатель: давайте пальчиком надавим на снег, остаются следы?
Ответ детей:
Воспитатель: как вы думаете, снег издаёт какой-нибудь звук?
Ответ детей:
Воспитатель: при сильном морозе снежинки под тяжестью ног ломаются, издавая громкий скрип. Послушайте как он скрипит. Воспитатель включает аудиозапись ( скрип снега под ногами)
Воспитатель: как вы думаете, снег из чего состоит?
Ответ детей:
Воспитатель: Правильно из снежинок ,теперь возьмите немного снега в ладошки и послушайте:
У моей Иринки
Две красивые снежинки.
Всем хотела показать,
Глядь – снежинок не видать.
Воспитатель: Куда исчез снег?
Ответ детей:
Воспитатель: во что он превратился?
Ответ детей:
Воспитатель: Молодцы! А почему он превратился в воду?
Ответ детей:
Воспитатель: кто знает, откуда берётся снег зимой?
Ответ детей:
Воспитатель: правильно, зимой, когда холодно капельки воды в облаках замерзают и превращаются в кристаллики – снежинки.
Воспитатель: во время прогулки мы с вами не раз наблюдали и рассматривали какие снежинки красивые и разные.
Демонстрация картинок снежинок
Воспитатель: Ребята когда на улице мороз, день безветренный, снежинки падают по одной, медленно и их легко рассмотреть. Они похожи на звёздочки. А при слабом морозе снежинки похожи на крупу. А когда мороза нет, снег падает большими хлопьями. А что такое хлопья? (это много слипшихся снежинок)
Воспитатель: как называется явление, когда идёт снег? (снегопад)
Ответ детей:
Воспитатель: посмотрите, ребята, в этой миске у нас вода. Мы принесли в ней снег , а пока с вами разговаривали он куда то делся, где же снег?
Ответ детей:
Воспитатель: Правильно снег растаял,а почему вода такая грязная, ведь мы взяли чистый, белый снег?
Ответ детей:
Воспитатель: во время снегопада частички пыли и грязи из воздуха прилипают к снегу, поэтому снег такой грязный и его нельзя есть.
Воспитатель: предлагаю вам согреть наши ручки и немного поиграть
Пальчиковая игра
1, 2, 3, 4, ( загибаем пальчики по одному)
Мы с тобой снежок лепили (лепим двумя руками)
Круглый, крепкий (чертим круг руками)
Очень гладкий (гладим по руке другой рукой)
И совсем-совсем не сладкий (грозим пальчиком)
Воспитатель: ребята, а вы не кушаете снег?
Ответ детей:
Воспитатель: Молодцы. Вам понравилось наше занятие сегодня?
Ответ детей:
Воспитатель: предлагаю вам сейчас подойти ко мне
Дети встают полукругом возле воспитателя
Рефлексия
Воспитатель: кто сегодня к нам пришёл в гости?
Ответ детей:
Воспитатель: какие задания он вам подготовил?
Ответ детей:
Воспитатель: давайте вспомним, о чём мы сегодня говорили?
Ответ детей:
Воспитатель: давайте сделаем выводы: какой снег?
Ответ детей:
Воспитатель: что вам больше всего понравилось сегодня на занятии?
Ответ детей:
Воспитатель: наш друг очень рад, что с вами познакомился. Ему сегодня было очень интересно с вами заниматься и играть. Но ему уже пора. Но на прощание он вас всем хочет подарить снежинки.
ФОТООЧЁТ
ПРОГУКА
Д/и: «Укрась ёлочку», «Найди тень», «Собери снеговика».
ООД
по познавательному развитию
(по ознакомлению с природой)
в младшей группе
на тему:
«В январе, в январе, много снега во дворе…».
ООД Рисование: «Новогодняя ёлка с огоньками и шариками»
ООД Рисование: « Украсим рукавичку – домик»
ООД Аппликация « Снеговик»
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.