Познавательный проект
«Домашние животные»
Структура проекта:
По доминирующей деятельности: информационно-практический.
По количеству участников: групповой.
Проблема: Проект «Домашние животные» направлен на расширение знаний детей об особенностях домашних животных, их роли в жизни человека, на привитие детям любви и бережного отношения к животным.
Актуальность темы:
Попробуйте представить нашу жизнь без собак и кошек, коров и лошадей, коз, овец и свиней, словом, без домашних животных. Нет, это невозможно! Мы привыкли к четвероногим друзьям и помощникам. Многие тысячелетия они живут рядом, кормят и поят, одевают и обувают нас, отдают нам свою привязанность, тепло и ласку, побуждая в наших сердцах благодарность и доброту.
Поэтому формирование бережного и заботливого отношения к животным имеет большое значение в жизни ребенка. Мир животных чрезвычайно привлекателен, животные в доме - важный фактор воспитания. Это не удивительно, ведь каждой матери и каждому отцу хочется, чтобы их дети были добрыми, сердечными, отзывчивыми. По словам ученого "Не может быть добрым человек, который не любит животных, который никогда не проявил о них заботу".
Вовлекая ребенка в совместную деятельность по уходу за домашними питомцами, взрослые развивают в нем чуткость, умение понимать другую жизнь, побуждают к сочувствию, воспитывают готовность помогать делом.
Цель проекта: Обобщение и систематизация знаний детей о домашних животных, их приспособленности к среде обитания, пользе для человека и развитие в детях гуманного отношения к «братьям нашим меньшим».
Задачи проекта:
1. Уточнить, расширить представления детей о домашних животных, их внешнем виде и образе жизни (об особенностях поведения, чем питаются, какую пользу приносят)
2. Воспитывать гуманное отношение к животным.
3. Развивать речь, мышление, любознательность, воображение, обогащать словарный запас, развивать связную речь
4. Познакомить детей с профессиями людей, заботящихся о домашних животных.
5. Формировать интерес и любовь к устному народному творчеству
посредством сказок, пословиц, поговорок, считалок.
Этапы проекта:
1.Организационный.
После проведенных выходных, мы с детьми провели беседу: «Как вы провели выходные дни!» Дети рассказывали очень много интересного! Кто-то ходил семьей в лес, кто-то встречал гостей, а кто-то ездил к бабушке и дедушке в деревню. А Настя рассказала, как ей подарили щенка! Дети заинтересовались, они стали расспрашивать Настю о собаке: как еѐ назвали, какой она породы, окраса, любит ли она играть? Ребята стали рассказывать о своих кошках, собаках и даже о козе, которая живёт у бабушки в деревне. Возникло обсуждение между детьми. В процессе обсуждения мне стало понятно, что дети уже знают о домашних животных и что ещё их интересует по этому вопросу. Отсюда возникла тема «Домашние животные».
Увидев интерес к данной теме, на общем сборе мы инициировали общее обсуждение, применив один из наиболее эффективных способов введения в тему, используя метод «трех вопросов».
Что мы знаем о домашних животных? |
Что хотим узнать? |
Где мы можем это узнать? |
-Домашние животные живут в доме, сарае. -Животных кормит хозяин и ухаживает за ними. -Собака сторожит дом, а кошка ловит мышей. - Лошадь может перевозить грузы. -Корова даѐт молоко. -С собакой, кошкой и даже коровой нужно разговаривать. |
-Зачем лошади грива? -Почему у кошек на лапках мягкие подушечки? -Как появились животные? -Для чего свинье пятачок? -Почему свиньи всегда грязные? - Почему кошка лазает по деревьям и никогда не падает? - Почему у животных разные хвосты? - Кто такой пастух? |
- В садике, спросить у воспитателя - Из книг, энциклопедии, мультфильмов. -Спросить родителей, взрослых. -Посмотреть передачу по телевизору. |
2.Планирование деятельности.
На этом этапе нашей задачей было не только определить цели для
организации всех видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально художественной, чтения, но и выделить образовательные задачи, а также организовать развивающую среду таким образом, чтобы она провоцировала детей на самостоятельный поиск информации и отражение её в разнообразной деятельности (зарисовки, рисунки, схемы, рассказы, высказывания, книжки, модели, фотографии и др.)
Совместно с детьми определили возможные источники информации: научно популярная и научно - художественная литература, просмотр мультфильмов, презентации, собственные наблюдения детей и рассказы из личного опыта.
Источники информации: (Подбор литературы,самостоятельный)
3.Заключительный.
Ожидаемый результат.
В результате проектной деятельности у детей:
-сформируются и расширятся знания о домашних животных и их значении в жизни человека, родители примут активное участие в проекте, увидят значимость данной темы для развития и формирования у детей гуманного отношения к животным.
4.План осуществления проекта (основной этап).
Тема «Домашние животные» (возраст детей 6-7 лет)
Образовательные области. Задачи |
Режимные моменты. |
Совместная работа педагога с детьми. |
Совместная работа родителей с детьми. |
Свободная творческая деятельность детей. |
Художественно-эстетическое развитие. Художественное творчество.
Способствовать более глубокому эмоциональному восприятию материала через музыкальное сопровождение всех видов детской деятельности, беседы по содержанию песни, музыкально – ритмические движения, развитие артистических способностей. Развитие образного представления, наблюдательности и, способности замечать характерные особенности предметов или объектов и передавать их через различные виды продуктивной деятельности (рисование, аппликацию, конструирование ).
|
Конструирова ние из конструктора «Домашнее Подворье
«Коломбово яйцо» и «Танграм»
|
Рисование отгадок «Домашние животные» -Панно «Домашние животные» - Рисование «На лугу пасутся...» - Оригами «Собачка», «Кролик». - Игры – имитации «Пастушок и стадо» -«Люси» Музыка и слова Олега Газманова, поёт Родион Газманов - Слушание звуков: «Кто как ходит», «Кто как поёт» - Беседа «Как ухаживать за домашними животными» - Р/и «Что любит зверёк» Изготовление масок к игре - драматизации «Кошкин дом» - Рассматриван ие иллюстраций, просмотр видеофильма, с последующей беседой о труде взрослых по уходу за домашними животными |
Изготовление плакатов «Домашние животные»
|
-Лепка домашних животных -Рисование «Моё любимое домашнее животное» -Лепка «Веселая ферма» |
Труд |
Изготовление атрибутов для сюжетно – ролевой игры «Кошкин дом» |
|
Просмотр передач «О труде людей ухаживающ их за животными » (знакомств о с профессия ми доярки, скотника, пастуха) |
|
Физическое развитие. Физическая культура. Формирование первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни через организацию режимных процессов, наблюдения, беседы, объяснения, игры, чтение. Соблюдение двигательной активности через участие детей в подвижных играх, эстафетах, играх – соревнованиях, способствующ их развитию психофизическ их качеств, координации движений, умению ориентировать ся в пространстве. |
рассматриван ие схем упражнений, выполнение физкульминутки «Корова», «Козочка», «Кошка», Пальчиковых гимнастик: «Два козлика», «Поросята» |
Эстафеты: «Полоса препятствий» Подвижные игры: «Заболевшая кошка», «Пастух и овцы» Игры – имитации «Разные собаки», «Изобрази, а мы угадаем» -Беседы: « Что приводит к гибели домашних зверей и болезням людей?», |
|
Моделирован ие правил « Чего нельзя делать при общении с домашними животными? » Зарисовка правила « После общения с домашними животными обязательно нужно мыть руки» |
Речевое развитие.
Слушание и обсуждение художественны х произведений на данную тему, заучивание стихотворений, отгадывание загадок, игры и упражнения под тексты стихотворений, театрализованн ая деятельность на темы прочитанного |
- Составление предложений по серии сюжетных картин на данную тему. - толкование загадок и зарисовка отгадок - Загадки, пословицы, поговорки. |
Создание выставки книг о животных: «Животные в сказках», «Детские писатели о животных» -Чтение Л. Толстой «Пожарные собаки» • С. Михалков «Три поросёнка» • С. Маршак «Сказка о глупом мышонке» • С. Маршак « Усатый – полосатый» • Братья Гримм «Бременские музыканты» • Русские народные сказки «Сивка бурка», «Волк и семеро козлят», • Э. Успенский «Дядя Фёдор, пёс и кот» • Н. Костарёва «Щенок» • В. Сутеев «Про козлѐнка, который умел считать» • В. Сутеев «Кот рыболов» • Чтение рассказов В. Бианки, Н. Сладкова, М. Пришвина, Чарушина. |
Рекомендации родителям по семейному чтению в соответствии с возрастным и особенност ями детей. - Папка – передвижка «Детские писатели о животных» |
Рассматрива ние книг, энциклопеди й, иллюстраций о животных. - Д/И « Скажи какой» -Печатание слов по теме -Разбор слов на части |
Познавательное развитие. Активизация мышления детей через решение проблемных ситуаций, просмотр и обсуждение познавательны х книг, иллюстраций на данную тему, моделирование правил безопасного поведения при обращении с домашними животными |
Рассматриван ие иллюстраций о животных - Собери картинку «На ферме» -Проблемная ситуация
Моделирован ие проблемной ситуации «Если я нашѐл собаку?» - Моделирован ие правил « Чего нельзя делать с животными?» - Моделирован ие проблемной ситуации «Что произойдѐт, если дикого зверя решим сделать домашним?» |
Беседа «Как мы бы жили без домашних животных?» -Беседа «Зачем держать в доме животных?» - Беседа «Как получают пряжу? - Беседа «Может ли характер человека отразиться на поведении животного? - Беседа «Как появились домашние животные?» - Беседа «Чем в случае опасности домашние животные будут защищаться? - Беседа «Каких домашних животных можно считать хищными, а каких травоядным - Толкование пословиц: Кошке игрушки, а мышке слезки. Корова на дворе – еда на столе. Собака человеку неизменный друг. Корову палкой бить - молока не пить. Старая собака понапрасну не лает. Через силу и конь не скачет Викторина «Домашние животные». |
|
Рассматрива ние книг, энциклопеди й, иллюстраций о животных Дидактическ ие игры: «Что не так?», « Исправь ошибку», «Большой – маленький», «Кто что любит», «Чей домик», “Я знаю 5 названий домашних животных”, “Кто как говорит”, “Что ты будешь делать”, “Корова с теленком”, “Кто, чем питается”, “Третий - лишний”, “Животное домашнее или дикое”, “Любимые детки”; - Рассматрива ние иллюстраций экзотических животных, которых человек приучил. |
Социально-коммуникативно е развитие. Социализация. Развитие свободного общения, связной речи через ситуативное общение, беседы, рассказывание, рассуждение, отгадывание загадок. Воспитывать любовь к животным, вызывать желание заботиться о них. Формирование дружеских взаимоотношений между детьми, привычки сообща играть, трудиться, заниматься самостоятельно выбранным делом |
Дидактически е игры: «Разложи по группам» (взрослых животных и их детѐнышей) «Помоги животным найти свой дом» - Наблюдения за домашними животными на прогулке. |
-Беседа « Кто из животных когда-то спасал человека?» Моделирован ие игровой ситуации «Как можно играть с собакой?» Проблемноигровые ситуации «Как кошка с собакой…По чему так говорят?», - «Что было бы, если..?» - Беседы с детьми: «Кто ухаживает за домашними животными?» -«Какую пользу приносят человеку домашние животные?» |
|
Сюжетно – ролевые игры «Ферма», «Ветлечебни ца» Дидактическ ая игра «Собери картинку» Дидактическ ая игра «Найди лишнее» - Игры с макетом «Скотный двор» Дидактическ ие игры: «У кого что?», «Отгадай слово», «Назови жилище» |
6.Ожидаемый результат.
В результате проектной деятельности у детей:
-сформируются и расширятся знания о домашних животных и их
значении в жизни человека, родители примут активное участие в
проекте, увидят значимость данной темы для развития и
формирования у детей гуманного отношения к животным.
7.Продукты проекта.
• Проведение викторины “Домашние животные” между детьми
• Организации выставок индивидуальных, коллективных,
семейных работ «Домашние животные»
• Организация фотовыставки детей со своими домашними
Животными
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.