ПРОЕКТ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ»

  • docx
  • 20.09.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Народные промыслы.docx

 

 

ПРОЕКТ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ  «НАРОДНЫЕ  ПРОМЫСЛЫ»

 

 

  Цель: Приобщить детей к истории и культуре своего народа через знакомство с народными промыслами России. Формировать  знания детей о народных промыслах,  традициях русского народа, воспитывать любовь к народной культуре

Задачи: Формировать у детей умение различать виды русского прикладного искусства по основным стилевым признакам. Развивать умение применять полученные знания о декоративном искусстве, использовать стилевые особенности цвета, присущие русским росписям.  Воспитывать у детей эстетические чувства, художественный вкус.

Знакомить детей с ремеслами и занятиями взрослых на Руси (пахарь, ткачиха, гончар и т.д.). На основе этих знаний показать значимость труда для человека. Воспитывать трудолюбие, стремление стать умелым, понимать личностную значимость труда.

Итоговое мероприятие - Выставка детских работ и поделок

Срок  проекта – 1 неделя

 

 

 

 

 

 

 

 

Центры активности

Дни недели

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Утренний  отрезок времени

Беседа «Россия мастерами славится».

Рассмотреть  старинную посуду (из чего делали, как использовали);

Рассматривание

иллюстраций орудий труда крестьянина

и рассказ об их назначении. Цель: приобщать детей  народному искусству, расширять знания о труде взрослых. Формирование представлений о быте наших предков

Д/и  «Что это такое?»

Цель: расширять знания детей о орудиях труда прошлого. Развивать мышление.

Этюд «Передача чувств». Цель: учить передавать различные эмоциональные состояния невербальным способом.

Рассматривание куклы в национальном русском наряде. Беседа о символике

красного и черного

цвета в узорах русского

народного костюма.

Рассматривание

иллюстраций с изображением старинной

русской одежды.

Дидактическая игра «Загадки от Матрешки» Цель: развиваем речь, научить определять предмет по его признакам, активизировать словарь по теме.

Д/и «Кому это нужно?». Цель: закреплять у детей представления о предметах и их использовании в трудовых процессах.

Беседа: «Русская народная игрушка», «Чем играли наши бабушки?» Рассматривание с детьми иллюстраций народных игрушек: дымковских, богородских, филимоновских.

Цель: знакомить детей с народными промыслами.

Предложить детям для раскрашивания  бумажные силуэты дымковских и филимоновских игрушек. Показать детям красоту русской природы. Дать представления о роли человека в нарушении целостности экосистем, правильном поведении в природе.

Музыкально-ритмические игры, упражнения

«Определи какой инструмент». Цель: развитие слуховых восприятий                  

«Путешествие в волшебный Городец»

(Рассказ воспитателя о городецкой росписи.)

Цель: познакомить детей с городецкими изделиями, развивать умение выделять элементы городецкой росписи (бутоны, купавки, розаны, листья), видеть и называть цвета, используемые в городецкой росписи.

"Разрезные картинки"

Цель: научить составлять целое из частей.

Н/и «Мозаика» Составь узор - развитие мелкой моторики

Рассматривание с детьми иллюстраций дымковских игрушек. Цель: закрепление знаний о дымковских игрушках.

Игра «Бусы для Маруси»  предложить нанизать на шнурок крупные бусины.

Цель: развивать мелкую мускулатуру рук.

Д/и «Узнай узор» закрепление элементов росписи дымковской, Городецкой росписи.

Центр искусства 

Раскрашивание силуэта игрушки. Цель: формировать умение детей создавать декоративные композиции по мотивам хохломских   узоров.

НОД:1.Рисование. Раскрашивание глиняных игрушек  в разных стилях росписи

2.Музыка

 

НОД: Роспись блюдцев в стиле гжельского узора.

НОД:

1.Работа вместе с детьми в технике пластилинографии

«Жостовской поднос». Цель: формировать умение работать целенаправленно

2.Конструирование матрешки

«Декоративная роспись  ложек (мастер –класс совместно сродителями и детьми)

Цель: научить детей расписывать ложки  разными видами росписей . Закрепить элементы росписи: точки, полоски и цвета, используемые в росписи: красный, желтый, зеленый.

 

-Украшение барыни, силуэтов разных игрушек  по мотивам дымковской игрушки.Фартук дымковской барышни

Цель: продолжать формировать умение детей создавать декоративные композиции по мотивам дымковских узоров.

Закрепить умение детей правильно держать кисть, широкие линии проводить всей кистью, а узкие линии и точки - концом ворса кисти.

(самостоятельно в зоне творчества)

-Рисование  филимоновской игрушки

Центр грамотности

Составление описательных рассказов о дымковских игрушках. Цель: обогащать словарь, способствовать развитию связной речи.

Игра «Что сначала – что потом». Цель: закреплять знания детей о последовательности дней недели, частей суток, времен года и т.д.

 

Игра «Какое слово заблудилось». Цель: формировать умение подбирать точные по смыслу слова.

Игра «Пирамида»

Цель: научить определять количество звуков в словах, произносимых вслух самим ребёнком.

 

НОД:1.Развитие речи Составить описательный рассказ о гжельской посуде. Цель: расширять знания о народном промысле.

Д/и «Найди место звука «ш» в слове»  Цель: развитие фонематического слуха(работа в тетрадях по развитию речи)

2.Музыка

Составление описательных рассказов о хохломской посуде. Цель: учить составлять рассказ по плану, предложенному воспитателем.

Игра «Чего не стало?». Цель: уточнить название предметов посуды, упражнять в образовании родительного падежа, развить зрительное внимание и память.

Самостоятельный пересказ сказки «Заюшкина избушка».

Цель: Учить детей пересказывать знакомые русские народные сказки с использованием  театра по желанию.

Лото «Назови картинку и найди гласный звук»

 Цель: научить детей находить заданный звук в слове на этапе громкого проговаривания слова самим ребёнком.

Игра «Живые числа». Цель: упражнять в счет (прямом и обратном) в пределах 10.

Игра « Найди похожую». Цель: развивать зрительное внимание, логическое мышление.

 

Игра «Кто правильно пойдет, тот игрушку найдет». Цель: учить передвигаться в заданном направлении и считать  шаги.

Игра «Которой игрушки не стало?». Цель: развивать зрительное внимание и память.

 

Игра «Сложи узор». Цель: развивать умение анализировать образец, пространственное восприятие.

Игра «Назови число»

Играющие становятся друг против друга. Взрослый с мячом в руках бросает мяч и называет любое число, например 7. Ребёнок должен поймать мяч и назвать смежные числа – 6 и 8 (сначала меньшее)

Игра «Назови по порядку». Цель: упражнять детей в порядковом счёте.

Диктант по клеточкам. Цель:  развивать умение ориентироваться на плоскости листа в клетку.

 

Игра «Конструируем из палочек»

Цель: закрепление знаний геометрических фигур, развитие логического мышления детей.

Состав числа 2, 3, 4, 5.

Центр сюжетно-ролевых игр

«К нам гости пришли» Цель: воспитывать гостеприимство, объяснить смысл слов «хлебосольство, радушие».

« Пасха пришла, гостей позвала»

Цель: Подводить детей к самостоятельному созданию игрового замысла.

«Семья ремесленников из Городца». Цель: помочь детям распределить роли, объяснить, что народные промыслы – дело семейное и каждый выполнял свою работу

«Ярмарка»

Цель: учить передавать обстановку уличной ярмарочной торговли..

 «Салон красоты»                               Цель: Совершенствовать умение детей  объединяться в игре, самостоятельно распределять роли, выполнять игровые действия.                                    

Центр науки

«Сложи матрешку из геометрических фигур»                       Цель:  развивать способность у детей наблюдать, познакомить с механизмом возникновения цвета.

«Выложи матрешку по величине»

Д/и  «математические пазлы»,

«Сосчитай «, «Четвертый лишний»

Эксперименты с глиной. Цель: опытным путем выяснить свойства глины и определить, почему её используют при изготовлении посуды.

Соленая вода плотнее пресной, она выталкивает предметы.

Цель: Доказать, что соленая вода плотнее пресной, она выталкивает предметы, которые тонут в пресной воде.

 

Вода — растворитель. Очищение воды

Цель: выявить вещества, которые растворяются в воде; познакомить со способом очистки воды — фильтрованием

 

НОД:1.Путешествие Капельки

Цель: познакомить детей с круговоротом воды в природе

2.Опыты и эксперименты

3.Формирование целостной картины мира,народные игры

Развивающая среда

«Чтение художественной литературы».

Чтение русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Цель: Учить внимательно слушать сказку, правильно строить предложения отвечая на вопросы.

Настольная игра

«Мозаика»

Цель: Развитие сенсорных способностей, логического мышления,учить выкладывать узоры,матрешку….

«Живое – не живое»

Цель: Закреплять знания детей о животных, их обитании в природе.

Рисование элементов различных росписей                    Цели: Развивать у детей эстетическое видение Побуждать интерес к народному искусству, к народным праздникам.

Д/и «Чей сувенир?». Цель: углубить знания о некоторых видах народных промыслов и ремёсел, пробуждать интерес к талантам народных умельцев.

Игры со строительным материалом.

 «Строим русскую избу»

Цель:  Развивать конструктивные способности, самостоятельность в работе.

Раскраски «Гжельский самовар». Цель: развивать усидчивость и аккуратность.

Театрализованная деятельность.(по выбору ребят)

Цель: Способствовать  развитию танцевально-игрового творчества, учить детей придумывать движения, отражающие содержание песни.

Взаимодействие с родителями

Консультация для родителей: «Народные ремесла и промыслы». Организация и планы на текущую неделю. Совместный проект с родителями на тему  «Народные промыслы»

Создание музея Матрешки и выставки народных промыслов

 

-Тематическая папка «Рождение русской матрёшки»,оформление и дизайн группы-

-Изготовление силуэта и роспись Матрешки –семья Мезениных

-Приготовление пряничной Матрешки –

-изготовление и помощь в оформлении дидактических игр и материалов-семья Базаровых

-помощь в оформлении выставки народных умельцев-

 

-Создание музея Матрешки-все дети совместно с родителями

-Подготовка детей, заучивание стихотворений о разных видах росписи-все родители совместно с детьми

-Изготовление ложек из соленого теста- родители совместно с детьми

-Изготовление костюмов и головных уборов в народном стиле

Консультация для родителей:«Знакомство с хохломской, гжельской, городецкой, жестовской и филимоновской росписью»

-Проведение ярмарки (совместно с родителями,воспитателем и детьми)

-Мастер- класс от родителей по росписи ложек

-Чаепитие (родители совместно с детьми)

 

Консультация

-«Приобщаем детей к русской народной культуре»

-«Русские народные игры с детьми дома и на прогулке»-консультация

-Подведение итогов по данной теме

 

 

                                  Результатами проведенной работы являются:
1. Дети используют в активной речи потешки, считалки, загадки, заклички.
2. Умеют играть в русские народные подвижные игры, используя считалки.
3. Имеют богатый запас знаний сказок и сказочных героев, умеют узнавать их в произведениях изобразительного искусства.
4. Осмысленное и активное участие детей в русских народных праздниках (знают название праздника, поют песни, исполняют частушки, читают стихи).
5. Используют атрибуты русской народной культуры в самостоятельной деятельности.
6. Бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества.
Таким образом, данная система работы позволяет формировать у детей дошкольного возраста знания о культурном наследии русского народа. Работа основана на формировании эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого, в том числе благодаря созданию особой среды, позволяющей как бы непосредственно с ним соприкоснуться.
Воспитание и развитие ребенка, в том числе и творческое, невозможно без участия родителей. Чтобы родители стали единомышленниками и создавали необходимые условия для творческого развития своих детей, необходимо увлечь и оказать необходимую методическую помощь.
Необходимую информацию родители получают , в индивидуальных беседах, консультациях, через информационные стенды по темам: «Учить понимать прекрасное» и  «Русский праздничный костюм», «Откуда к нам пришла матрешка» и др. Результатом таких дней становятся выставки совместного творчества, где все могут полюбоваться на творение своих рук.
Результаты проделанной работы позволяют сделать вывод, что использование изделий народных промыслов углубляет знания детей о народном искусстве, развивает эстетический вкус, обогащает изобразительное творчество. Большинство воспитанников умеют различать изделия разных народных промыслов, рисовать узоры по изделиям народного декоративно-прикладного искусства. Дошкольники умело и свободно пользуются не только кистью, но нетрадиционными способами создания узоров, самостоятельно намечают последовательность изготовления изделий, контролируют собственные действия со словесным объяснением. Дети нашей группы умеют выделять средства выразительности, элементы узоров, сочетания цветов, колорит, симметричный узор композиции характерный для той или иной росписи. Наши маленькие художники активно применяют полученные знания, умения в самостоятельной творческой деятельности.