МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПЕРМСКОГО КРАЯ
КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КРАСНОКАМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
Проект
ТЕМА «Влияние абиотических факторов на разрастание листовой массы репчатого лука»
Выполнил: обучающийся
группы МС12р
Заколодкин Сергей Андреевич
Руководитель: Королева
Ольга Павловна-
преподаватель
Краснокамск 2019
Содержание
|
стр. |
Введение |
3 |
Глава 1. Биология репчатого лука |
|
1.1. История репчатого лука |
5 |
1.2. Строение репчатого лука |
5 |
1.3. Полезные свойства репчатого лука |
7 |
Глава 2. Изучение влияния качества почвы на рост листовой массы лука репчатого |
|
2.1. Описание эксперемента |
9 |
Заключение |
11 |
Список литературы |
13 |
Приложения |
14 |
Введение
У нас на Урале долгая и холодная зима, люди часто болеют простудными и инфекционными заболеваниями, так как в этот период организму человека не хватает витаминов. В этом случае врачи советуют включать в рацион больше свежих фруктов, овощей и зелени ( киви, лук, лимоны, апельсины ,квашенная капуста и т.д.). Известно, что в луке репчатом содержится сахар, белок, жир, соли кальция, железа. Выращивать и иметь в свежем виде лук репчатый возможно круглый год.К тому же луковицы являются легко доступным посадочным материалом, они содержат в себе достаточно питательных веществ, чтобы прекрасно расти даже просто в воде и нарастить большую листовую массу.
Почва – один из абиотических факторов окружающей среды, обеспечивающая растительный организм необходимым питанием.
Проблема: Влияет ли качество почвы на рост листовой массы репчатого лука?
Цель работы: изучить влияние качества почвы на рост листовой массы лука репчатого. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Узнать историю происхождения репчатого лука;
2. Познакомиться с видами лука;
3. Дать систематическую характеристику репчатого лука;
4. Описать онтогенез репчатого лука;
5. Определить значение лука для здоровья человека (целебные свойства лука; его применение);
6. Прорастить лук в разных пробах почвы;
7. Проанализировать полученные данные;
Гипотеза: Предполагаю, что на рост листовой массы репчатого лука качественный состав почвы влияние не оказывает, т.к. все питательные вещества сосредоточены в самой луковице.
Объект исследования: онтогенез репчатого лука.
Предмет исследования: влияние качества почвы на онтогенез репчатого лука.
При проведении исследования использованы методы: теоретические (поиск и изучение литературы, изучение материалов СМИ, анализ и синтез); эмпирические(опыт, наблюдение, эксперимент, сравнение, анализ).
Работа над исследованием велась в следующей последовательности:
1. Постановка проблемы и формулировка темы;
2. Определение актуальности цели;
3. Выдвижения гипотезы;
4. Постановка задач;
5. Выбор метода исследования;
6. Исследования;
7. Результаты исследования;
8. Презентация исследования.
Наиболее полезной для моей работы была книга В.М. Пакулова «Природа. Неживая и живая природа» М.: «Просвещение» 2012 год. В данном источнике говорится о растительности как живой природе, рассматриваются основные характеристики растений разных семейств, в том числе и луковых.
Глава 1. Биология репчатого лука
1.1. История репчатого лука
Окультуривание лука произошло примерно 4 тыс. лет назад где-то в Азии, предположительно на территории, которую сейчас занимают Афганистан и Иран. Также выращивали лук как огородную культуру в Древнем Египте, Греции и Индии. В древности люди верили, что лук обладает не только лекарственными свойствами, но и магическими. В Древнем Риме считалось, что если в еде содержится много лука, то она придает энергии, храбрости и силы, поэтому лук обязательно употребляли легионеры.
Лук упоминается в Библии и клинописных табличках древних шумеров. Его изображения присутствуют на стенах древнеегипетских пирамид.
В X—XII вв. лук был неотъемлемый частью пищи простолюдинов в Португалии, Испании и Франции. Его употребляли каждый день так же, как мы сейчас едим картофель и капусту. В России лук стал известен в XII—XIII вв., и с тех пор без него не обходится практически ни одно блюдо.
Лук считался священным растением. В Древней Греции красивые луковицы преподносили в дар богам, а древние египтяне приносили клятвы на луке для доказательства своей, правоты.
Древние ученые использовали разрезанную луковицу в качестве наглядного пособия по изучению астрономии. Они считали, что Земля покрыта несколькими сферами-оболочками, как и луковица.
1.2. Строение репчатого лука
Растения луков не так четко разделяются на корни, стебли и листья, как мы привыкли наблюдать у других садовых и огородных культур. Листья луков бывают трубчатыми или дудчатыми, полыми внутри или плоскими (рис. 1), различной формы и величины. Например, у лука репчатого лист дудчатый, у чеснока — плоский линейный, к концу сужающийся без полости; у черемши — тоже плоский, но ланцетной формы широкий. Семядольный и первый настоящий листья у всех видов лука дудчатые. Нижние части листьев представляют собой трубчатые влагалища, из которых формируются ложные стебли, а при утолщении — луковицы.
Окраска листьев от светло- до темно-зеленой, даже сизой.
Обычно листья лука покрыты восковым налетом различной интенсивности, но он
может и отсутствовать. Восковое покрытие выполняет защитную функцию,
предохраняя листья от поражения фитопатогенами и повреждения переносчиками
вирусов. Число листьев варьирует от одного-двух до сорока и более.
Стебель репчатого лука сильно укорочен и называется донцем (рис. 1). На донце
развивается одна или несколько почек (зачатков), которые окружены влагалищами
листьев. У вегетативно размножаемых (размножаемых при помощи частей растения, а
не семенами) растений нижнюю часть донца — остаток донца материнской луковицы —
называют пяткой. Отмершие ткани пятки очень плотные твердые и препятствуют
доступу влаги к донцу, предохраняя луковицу от преждевременного отрастания
корней. Луковицы, выращенные из семян, пятки не имеют. На донце формируется
определенное число почек, или зачатков, что называют зачатковостыо, а свойство
образовывать на одном донце из зачатков то или иное число луковиц —
гнездностью.
Рисунок 1. Строение луковицы (слева — продольный разрез, справа — поперечный):
1 — сухая покровная чешуя; 2 — открытые сочные чешуи; 3 — закрытые сочные
чешуи; 4 — зачатки; 5 — донце; б — пятка; 7 — шейка
1.3 Полезные свойства репчатого лука
Полезные свойства лука известны человечеству с древних времен. Лук является исключительно полезным овощем для поддержания нашей красоты и здоровья. Он богат витаминами, в нем много белков, жиров, минеральных солей, органических кислот и сахара. Из витаминов в луке в большом количестве присутствуют В1, В2, В6, Е, РР. А также витамин С. Достаточно употреблять в пищу ежедневно 100 гр. лука, чтобы организм получил нужное количество витамина С. Лук богат эфирными маслами, которые и придают этому овощу характерный резкий запах, кроме этого, эфирные масла лука обладают отличным противомикробным и лечебным действием. Репчатый лук в сыром виде чем он полезен и какими свойства обладает?
Лук в сыром виде - незаменимое эффективное средство для профилактики и
лечения таких заболеваний, как насморк, воспаления горла, кашель и ОРВИ. От
кашля хорошо поможет сироп из лука. Чтобы его приготовить, нужно взять 100-150
гр. лука и варить в течение 5-10 минут в 250 мл воды. Готовый отвар нужно
тщательно процедить, добавить в него 5 столовых ложек сахара и варить на тихом
огне до получения сиропа. Для лечения кашля нужно пить этот сироп ежедневно по
2-6 чайных ложек. Если имеются воспалительные процессы в горле, полезно жевать
небольшое количество свежего репчатого лука.
Если имеются респираторно-вирусные заболевания,
грипп, насморк, полезно делать ингаляции на основе лука. Для этого нужно на
мелкой терке натереть свежую луковицу и как можно дольше дышать над полученной
кашицей. Можно маленькие кусочки свежего лука завернуть в чистую марлю и
засунуть полученные тампоны в нос для более эффективного воздействия. Полезно
при простуде будет положить нарезанный лук в носки в области пяток и одеть их
на ночь. От головной боли хорошо помогает массаж лба луковым соком.
Репчатый лук в сыром виде. Свежий лук обладает антисептическим действием,
заметно ускоряет процесс заживления различных ран и легких ожогов. Можно взять
тонкую кожицу лука, которая располагается между слоями луковицы, и положить ее
на ранку, прикрыв сверху марлей. Такая луковая пленочка уменьшает возможность образования
шрама. Свежий лук быстро убивает бактерии во рту и хорошо облегчает зубную
боль, для этого вполне достаточно маленький кусочек лука положить сверху на
больной зуб. Лук облегчает боль и зуд, вызванные укусами разных насекомых, для
этого достаточно потереть кусочком свежего лука больное место.
Репчатый лук полезен и для внутренних органов и систем. Он положительно действует на сердечную деятельность, улучшая кровообращение, снижая уровень холестерина. К тому же лук укрепляет сердечные мышцы, предотвращает ишемическую болезнь. С помощью лука можно нормализовать повышенное давление, для этого нужно смешать сок лука и мед в одинаковых пропорциях, и принимать полученное средство по паре чайных ложек ежедневно до улучшения состояния организма. Употребление в пищу свежего лука в сыром виде благотворно сказывается на пищеварении, активно выделяется желудочный сок, возбуждается аппетит. К тому же лук обладает мочегонным действием, помогает выводить из организма ненужные шлаки и токсины. Лук действует успокаивающе на нервную систему человека.
Глава 2.Изучение влияния качества почвы на рост листовой массы лука репчатого
2.1. Описание эксперимента
В качестве объекта исследования был выбран репчатый лук.
Посадили 1 апреля луковицы в разные пробы почвы:
Проба №1 - земля, взятая в 100 метрах от дороги,
Проба №2 - земля, взятая около дороги, рядом с бензоправочной станцией,
Проба №3 - песок,
Проба №4 - использовалась “Живая земля”, с повышенным содержанием гуминовых кислот и минеральных солей, производитель г. Санкт-Петербург.
Проба № 5 - глина;
Проба №6 - водопроводная вода,
Пробы №7 – без почвы и воды;
Проба №8 - в удобренную землю в темноте;
Проба №9 - в неудобренную землю в темноте.
Для полива использовалась водопроводная отстоявшая вода. Полив растений осуществлялся через каждые 2 дня. Измеряли высоту растений и фиксировали в таблице величину прироста за 5 дней.
Вывод.
По результатам исследования выяснилось, что лучше репчатый лук растет в пробе №4 с содержанием гуминовых кислот, особенно хорошо развивался лук в удобренной земле с повышенным содержанием гуминовых кислот и минеральных солей. Он имел сочные зеленые листья длиной 45 см. По вкусовому качеству он был самый хороший и вкусный лук. Почему так? Потому что все процессы жизнедеятельности здесь сохранены: фотосинтез и получение из почвы питательных веществ.
Проба №1 – тонкие зеленые литья высотой 26 см;
Проба№3 – в песке, хорошие зеленые листья высотой 32 см;
Проба №6 – в воде, слабая корневая система, зеленые тонкие листья высотой 27 см.
Проба №7 – прирост был очень низкий, сначала он развивался, а через 2 недели начал высыхать. Это говорит о том, что ему нужны питательные вещества из земли и вода;
Проба №5 – прирост в 2 раза ниже, чем в пробе №3, так как глина неплодородна, мало пропускает доступ кислорода;
Лук, посаженный в пробу №2 – в землю, взятой у самой дороги, около бензоправочной станции развивался очень плохо, листья зеленые, короткие, кривые.
Проба № 8 – в затемненном месте, в удобренной земле- листья тонкие, желтого цвета, высотой 32 см, на вкус не острый, нет жгучего вкуса;
Проба № 9 - в затемненном месте, в неудобренной земле листья тонкие, желтого цвета, высотой 28 см, на вкус не острый, нет жгучего вкуса; вывод: нужен свет и солнечные лучи, они длинные, так как тянутся к свету.
17 апреля мы срезали перья лука и продолжили наблюдения. К нашему удивлению лук продолжал расти и развиваться, но уже медленнее в 2 раза Таб.1.
Таблица 1. Результаты исследования
Дата |
Проба №1 |
Проба №2 |
Проба №3 |
Проба №4 |
Проба №5 |
Проба № 6 |
Проба № 7 |
Проба № 8 |
Проба №9 |
21.04 |
5 см |
2 см |
9 см |
10 см |
3 см |
6 см |
Высох |
4 см |
3 см |
24,04 |
8 см |
6 см |
13 см |
15 см |
8 см |
13 см |
- |
7 см |
5 см |
Полученные нами результаты убедительно показывают, как различные условия влияют на рост и развитие растений. Лук любит, когда много света, воды и солнца, поэтому не нужно высаживать в затемненных местах. Высокие требования при выращивании лука – состав и плодородие почвы. Плодородие важно, так как корневая система у лука очень слабая, а листья развиваются мясистые и толстые.
Заключение
Растения, живые, как и мы. Они питаются, дышат, пьют воду. В таких условиях они не болеют, не вянут, а радуют нас. На них приятно смотреть, ими мы любуемся. Им нужны хорошие условия.
В течение четырех недель изучал историю происхождения лука, его виды, целебные свойства в медицине, применение в пище. Узнал много нового, любопытного, интересного и ценного материала о репчатом луке.
Цель исследовательского проекта «Влияние абиотических факторов на разрастание листовой массы репчатого лука» - достигнута, для чего были решены задачи: изучена история происхождения репчатого лука, виды лука, дана систематическая характеристика репчатого лука, описан онтогенез репчатого лука, определено значение лука для здоровья человека (целебные свойства лука; его применение), проращен лук в разных пробах почвы, роанализированы полученные данные.
Выдвинутая перед началом работы гипотеза не подтвердилась: на рост листовой массы репчатого лука качественный состав почвы оказывает влияние.
Автор считает ценным, что в ходе работы были приобретены умения проявлять самостоятельность в принятии решения, инициативу, приобретены навыки планирования, организации умственного труда, закреплены и углублены знания, полученные в процессе обучения биологии. Также получили развитие информационная и коммуникационная компетенции автора, что выразилось в умении работать со специальной литературой и Интернет-источниками, общаться со специалистами лесного дела, работать в команде.
Работая над проектом, автор узнал много интересного о репчатом луке.
Теоретическая значимость исследовательского проекта заключается в том, что в результате теоретико-методологического анализа обобщены знания о влиянии абиотических факторов на рост и развитие живых организмов.
Практическая значимость исследовательского проекта заключается в том, что его материалы могут быть использованы для обогащения учебных занятий по биологии и экологии, а также во внеклассной работе.
Список литературы
Учебники, брошюры:
1. Арустамов Э. А. «Экологические основы природопользования»: учебное пособие / Э. А. Арустамов - М.: Дрофа, 2015;
2. Воронцов А.И. Охрана природы. - М.: Академия, 2014;
3. Миркин Б М., Наумова Л.Г. Экология России. - М., Академия, 2016.
4. Пакулов В.М. «Природа. Неживая и живая природа».- М.: «Просвещение» 2012 год.
Электронные источники:
1. «Лук репчатый» [Электронный ресурс].URL: http:// ru.wikipedia.org›Лук репчатый
2. «Чем полезен лук» [Электронный ресурс].URL: http:// chem-polezno.com›ovoshchi/repchatyi-luk
3. «Лук» [Электронный ресурс].URL: http:// fb.ru›article/177901/luk-repchatyiy-poleznyie…luke
4. «Лук репчатый» [Электронный ресурс].URL: https:// edaplus.info›Лук репчатый
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.