Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Александровский детский сад «Солнышко»
Азовский немецкий национальный район Омская область
Принято: Утверждаю:
на педагогическом совете Заведующий МБДОУ Александровский
Протокол № ___ детский сад «Солнышко»
« »_________ 20 г Ренье Л.А._________
Приказ № ___
От « » _______ 20 г.
ПРОЕКТ
«ВМЕСТЕ К УСПЕХУ»
Паспорт проекта
Нормативные документы |
- Закон «Об образовании в РФ» 273-Ф3. - Конвенция о правах инвалидов. - Конвенция о правах ребенка. -Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ. -Конституцияя Российской Федерации от 12.12.1993. - Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 |
Актуальность |
В соответствии с ФГОС дошкольного образования задача социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является одной из приоритетных в деятельности ДОУ. Ее реализация возможна при соблюдении ряда условий: - готовность педагогов к созданию социокультурной развивающей среды; - ориентация на организацию индивидуального подхода, выявление и учет в педагогическом процессе личностных и индивидуальных особенностей, интересов и способности в процессе формирования социальной компетентности детей дошкольного возраста; - интенсивное взаимодействие всех участников образовательного процесса: воспитателей, родителей, специалистов ДОУ и социума, построенное с учетом интересов ребенка. Анализ литературы, раскрывающей проблемы работы с детьми с ОВЗ, показал, что, несмотря на наличие специфических особенностей таких детей, все исследователи отмечают имеющиеся у них возможности личностного развития. Целесообразно говорить о психологических резервах процесса социализации относительно детей с ОВЗ, и о том, что сущность развития социального потенциала детей с ограниченными возможностями здоровья напрямую зависит от целенаправленной педагогической поддержки детей, раскрытия их потенциала в различных формах жизнедеятельности. Поэтому, главной задачей социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является вовлечение таких детей в детский коллектив. |
Ведущие идеи |
1)В словаре С.И. Ожегова понятие «успех» имеет следующие значения: · «успех» - это удача в достижении чего-нибудь; · общественное признание; · хорошие результаты в работе, в любой деятельности; · пользоваться успехом – быть популярным, вызывать к себе интерес». 2) С психологической точки зрения успех – переживание состояния радости, что результат, к которому личность стремилась, либо совпал с уровнем притязаний (надежд), либо превзошел их. 3) Успешность воспитанников -необходимое условие психологического благополучия воспитанников и основа их здоровья; · успешность воспитанников – необходимое условие включения обучающихся в деятельность; · успешность ребенка – необходимое условие социализации человека; · успешность воспитанника связана с опорой на вчерашний успех, с переживанием успешности сегодня, ожиданием, прогнозированием, проектированием завтрашней радости; способ самоутверждения и самовыражения; · успешность – норма полноценной жизни ребенка; · успех – основа самооценки, самопознания, мечта о будущем достижении; · деятельность, приносящая успех, является основным фактором личностного роста, потому что успех ребенка – это единственный источник внутренних сил и энергии. |
Цели |
создание условий для успешной социализации детей, формирования позитивного общественного мнения о таких детях, достижения ими достойных (значимых) результатов, самореализации и воспитания активной жизненной позиции на основе гуманистических ценностей и прав свободного человека. |
Задачи |
Для воспитанников: вырабатывать в ребенке механизмы саморазвития, саморегуляции, самовоспитания, необходимые для становления его индивидуальности и самореализации; формировать коммуникативные способности и модели правильного поведения с людьми, природой, культурой, социумом на основе гуманистических ценностей; развивать творческие способности в разных видах жизнедеятельности (музыкальной, двигательной, художественной и продуктивной); закреплять адаптационные способности и компенсаторные умения в ежедневной повседневной деятельности; воспитывать положительные личностные качества (смелость, волю, дружелюбие, толерантность, стремление к достижениям целей) и приобщать к общечеловеческим ценностям. Для родителей: Повышение качества взаимоотношений внутри семьи и родительской компетентности. Формирование коммуникативных умений и модели правильного поведения в социуме, со всеми участниками партнерства. Становление уровня социальной компетенции родителей, направленной на активное взаимодействие с участниками проекта. Получение знаний о системе социальной безопасности и опыта её реализации в рамках проекта. Для педагогов: обобщение позитивного педагогического опыта работы по развитию творческих способностей и демонстрации его на разных уровнях. Повышение педагогической квалификации и компетенции в рамках проекта по социальной безопасности. Организация социального партнерства, проведение социально-психологических мероприятий, направленных на развитии каждой отдельной личности и реализации ее потребностей. привлечение внимания общественности к проблемам детей с ограниченными возможностями здоровья; создание условий для реализации творческого потенциала детей с ограниченными возможностями здоровья в общественной жизни.
|
Этапы реализации проекта |
1 этап – организационный -(август - ноябрь) 2 этап - осуществление деятельности (ноябрь – апрель) 3 этап – подведение итогов, оформление материалов по реализации проектов (Апрель-май ) 4 этап - презентация результатов работы (май) |
Участники проекта |
Воспитанники МБДОУ Александровский детский сад «Солнышко», педагоги , родители |
Ожидаемые результаты |
Для воспитанников: - прогрессирующее творческое развитие личности ребёнка; - успешное самоопределение и социализация ребенка с ОВЗ; - высокий уровень владения разнообразными видами творческой деятельности, которые пригодятся в дальнейшей жизни; - оздоровление и коррекция недостатков развития через творчество; - становление положительных личностных качеств (толерантности, дружелюбия, внимательного и доброго отношения к другим). Для педагогов: - удовлетворение результатами педагогической деятельности; - пополнение «банка» педагогического опыта; - использование позитивного опыта педагогической деятельности в своей практике; - расширение спектра педагогических услуг. Для родителей: - удовлетворение результатами развития ребёнка; - расширение рамок общения с семьями, имеющими подобные проблемы и с теми, кто готов помочь и поддержать; получение информационного доступа об организациях, работающих с детьми; - психолого-педагогическое и социальное просвещение.
|
Этапы работы над проектом
Этапы |
Содержание работы |
Ответственные |
Предполагаемый результат |
1 этап - организационный
(август - ноябрь) |
1.Изучение Концепции ФГОС дошкольного образования и по работе с детьми с ОВЗ. 2.Изучение методических рекомендаций по реализации создания условий для одаренных детей, и позитивной социализации детей с ОВЗ 3. Выбор творческой группы по реализации проекта 4. Разработка плана реализации проекта 5.Сбор банка данных о детях с ОВЗ 6.Создание индивидуальных маршрутов и программ 7. Создание тематических уголков (стендов) «Вместе к успеху» 8. Разработка интегрированных олимпиадных заданий для детей дошкольного возраста. |
Заведующий Старший воспитатель Педагоги ДОУ
|
Приказ по ОД План реализации проекта Информация о проекте на сайте ДОУ Создание тематических уголков/стендов
|
2 этап - осуществление деятельности
(ноябрь-апрель)
|
|
Старший воспитатель Воспитатели Учитель-логопед |
Сценарии мероприятий по реализации проекта |
1.Реализация учебно-воспитательных программ и программ сопровождения 2.Мониторинговые мероприятия: беседы, анкетирования, диагностирования. 3.Консультации родителям детей с ОВЗ: 4.Информационно-просветительская работа с общественностью. 5.Вовлечение детей с ОВЗ и их родителей в совместные праздники и развлечения 6. Проведение олимпиады в ДОУ 2-7 лет. |
|||
3 этап – подведение итогов, оформление материалов по реализации проектов
(Апрель-май) |
1.Подведение итогов по реализации мероприятий проекта 2.Подготовка презентаций из опыта работы воспитателей, специалистов ДОУ 3.Оформление картотек, сценариев мероприятий 4.Обобщение и документально-технологическое оформление инновационной деятельности 5.Организация самоанализа деятельности 6.Создание пакета методических рекомендаций |
Старший воспитатель Творческая группа Педагоги ДОУ |
Картотеки дидактических игр, художественной литературы, материалы консультаций для педагогов и родителей. Сценарии развлечений, игровых занятий. Подборка мультимедийных продуктов по теме проектов |
4 этап - презентация результатов работы (май) |
1. Обмен инновационным опытом 2. Подведение итогов работы на заседании Педагогического совета. 3. Общее родительское собрание 4. Размещение информации на сайте ДОУ |
Старший воспитатель Педагоги ДОУ |
Мультимедийные презентации. Паспорта проектов. Методические рекомендации |
Краткая аннотация проекта:
В данном проекте представлен опыт работы с одаренными детьми, и детьми ОВЗ, посещающими группы общеразвивающей направленности, и их родителям. Идея проекта заключается в создании условий реализации одаренности детей, достижении ребенком с ОВЗ равного с нормально развивающимися детьми уровня личностного развития и социализации, участия на равноправных началах во всех видах деятельности в детском саду и принятии родителями ребенка таким, какой он есть.
Участие ребенка с ограниченными возможностями здоровья в мероприятиях дошкольного учреждения и группы вместе со сверстниками даёт ему бесценный позитивный социальный опыт участия в созидательной преобразующей деятельности, помогает наладить контакты с другими детьми и взрослым. Реализация проекта «Вместе к успеху» - это включение детей с ОВЗ в систему социальных отношений посредством детских видов деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения). А также в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей и во взаимодействии с семьями воспитанников учреждения.
Актуальность педагогического проекта
В соответствии с ФГОС дошкольного образования задача социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является одной из приоритетных в деятельности ДОУ. Ее реализация возможна при соблюдении ряда условий:
- готовность педагогов к созданию социокультурной развивающей среды;
- ориентация на организацию индивидуального подхода, выявление и учет в педагогическом процессе личностных и индивидуальных особенностей, интересов и способности в процессе формирования социальной компетентности детей дошкольного возраста;
- интенсивное взаимодействие всех участников образовательного процесса: воспитателей, родителей, специалистов ДОУ и социума, построенное с учетом интересов ребенка.
Анализ литературы, раскрывающей проблемы работы с детьми с ОВЗ, показал, что, несмотря на наличие специфических особенностей таких детей, все исследователи отмечают имеющиеся у них возможности личностного развития. Целесообразно говорить о психологических резервах процесса социализации относительно детей с ОВЗ, и о том, что сущность развития социального потенциала детей с ограниченными возможностями здоровья напрямую зависит от целенаправленной педагогической поддержки детей, раскрытия их потенциала в различных формах жизнедеятельности.
Поэтому, главной задачей социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является вовлечение таких детей в детский коллектив.
Для родителей нормально развивающегося ребенка детский сад – это место, где ребенок может пообщаться, поиграть с другими детьми, интересно провести время, узнать что-то новое. Для семей, воспитывающих детей с ОВЗ, детский сад может оказаться практически единственным местом, где созданы условия для полноценного развития их ребенка.
Направления психолого-педагогического сопровождения в рамках данного проекта:
1. Работа с семьей ребенка с ОВЗ (психологическая адаптация к особым потребностям ребенка, гармонизация отношений и взаимоотношений в семье, подготовка родителей к интегрированному обучению).
2. Работа с детьми, развитие коммуникативных качеств, самооценки, коррекция эмоционально-волевой сферы.
3. Специальная подготовка кадров (развитие толерантности, развитие психолого- педагогической грамотности, навыков саморегуляции);
4. Развитие детской толерантности, совместно обучающихся воспитанников с детьми с ОВЗ.
Реализация любого проекта проходит поэтапно. Специфичность нашего проекта в том, что для каждого ребенка его реализация начинается с момента поступления в детский сад. Поэтому, для кого-то из детей он только начинается, а кто-то уже на пороге его завершения. Структура этапов реализации проекта остается классической: организационно - подготовительный; организационно - практический; содержательный; аналитический.
Широкое использование разнообразных форм коррекционной работы с детьми и система работы по обеспечению социализации детей с ОВЗ может показать высокую эффективность при её реализации:
- вовлечения одаренных детей, и детей с ОВЗ в массовые мероприятия (праздники, развлечения и т. д, проводимые в образовательном учреждении);
- использование современных технологий в организации совместной деятельности детей.
Воспитанники с ОВЗ постепенно включаются в совместные мероприятия: в театрализованную деятельность, в проведение совместных спортивных и традиционных праздников внутри ДОУ, в выставках и конкурсах различного уровня.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.