Гарипова Марина Сергеевна
Данива Гюльнара Халисовна
Номинация «Познавательная весна»
Проект «Чудо огород» на окошке растет
во второй младшей группе
Направленность: экологическое воспитание через познавательно-исследовательскую деятельность.
Вид проекта: познавательно – практический
Участники проекта: Воспитатели, воспитанники, родители.
Продолжительность: 2 месяца
Цели:
- Воспитывать у детей желание участвовать в трудовой деятельности.
- Научить с помощью воспитателя сажать растения;
- Поливать растения под руководством воспитателя;
- Дать представления о выращивании растений;
- Наблюдение за всходами растений;
- Воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям;
- Привлечь родителей к активной жизни детского сада в рамках организации и реализации проекта;
- Формировать у детей познавательный интерес к растениям;
- Организация художественно – продуктивной творческой деятельности.
Задачи:
Образовательные: Развитие мышления, воображения детей, их познавательного интереса, умения наблюдать, сравнивать, обобщать результаты наблюдений и делать выводы, формулировать и обосновывать свою точку зрения, формирование представлений о строении, развитии, из связи с различными факторами окружающей среды, значении в жизни человека.
Воспитательные: Формирование навыков работы в команде, ухода за растениями; формирование бережного, эмоционального отношения к природе, желания заботиться о растениях, ответственности за порученное дело.
Актуальность проекта
Дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Многие родители, имеющие свои огороды (дачи), не подозревают, что зеленое царство начнет вызывать огромный интерес ребенка, если взрослые научат наблюдать за растением, видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет. Только с помощью взрослых дошкольник может понять, что жизнь растения зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность. А это очень важные качества для обучения ребенка в школе. Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей младшего возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята. Это детский исследовательский проект ориентирован на приобретение детьми опыта собственной опытно-исследовательской деятельности, осознание детьми собственных интересов, формирование умений их реализовывать, приобретение и применение детьми новых знаний в жизни
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
1 этап (подготовительный)
-Выбор темы проекта -Постановка цели и задач проекта Определение последовательности выполнения работы -Выбор сюжета, в котором будет оформлен огород -Подбор наглядного материала, оборудования, методической литературы и художественной литературы для детей -Закупка посадочного материала и земли - Привлечение родителей, приглашение их к сотрудничеству, введение их в тему проекта
2 этап (основной, реализация проекта)
Виды детской деятельности. Формы работы:
Познавательно – исследовательская.
-Экспериментирование -Наблюдение -Рассматривание -Решение проблемных ситуаций -Исследование -Интеллектуальные игры
Коммуникативная
-Беседа -Ситуативный разговор -Составление и отгадывание загадок
Игровая
-Дидактические игры -Игровые ситуации -Сюжетно-ролевые игры
Формы работы с детьми
Трудовая
-Труд в природе -Поручение -Наблюдение за трудом взрослых
Чтение художественной литературы
-Чтение и обсуждение -Беседа по прочитанному
Продуктивная
-Рисование -Лепка -Аппликация -Изготовление атрибутов для огорода -Создание макета огорода на окне
Двигательная
-Подвижные игры по теме -Физкультминутки по теме
3 этап (заключительный)
Оформление коллективной работы по теме у малышей.
Выставка фотографий «Мы - юные огородники!»
Конечный продукт : Выставка "Есть у нас огород – посмотрите, что растѐт!"
По реализации проекта «Огород на окне» были получены следующие результаты:
1. Дети познакомились с дикорастущими и культурными растениями. 2. У детей формируется интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях. 3. В результате практической и опытнической деятельности дети получили необходимые условия для роста растений. 4. Дети стали бережнее относиться к растительному миру.
5. В группе был создан огород на окне. 6. Дети стали более уважительно относиться к труду. 8. Наблюдение за растениями были зафиксированы в дневнике наблюдений. 9. Родители приняли активное участие в проекте «Огород на окне».
Д\игра “Вершки и корешки”
Д\игра лото «фрукты-овощи»
Д\игра «Правильно-неправильно»
Д\игра «от какого овоща эта часть?»»
Д\игра «Найди пару»
Д\игра «Какого растения не стало?»
Д\игра «Овощи на грядке»
Д\игра «Назовите растение»
Д\игра «Где что зреет?»
Д\игра Игра «Хорошо – плохо»
Чтение стихотворений о свекле, картошке
Чтение сказки «Веселый огород»
Чтение сказки «Терапевтическая сказка о полезных овощах».
Чтение сказки «Сказка про овощи» (смешная)
Чтение пословиц о овощах.
Аппликация «Овощи»
П/игра «Вкусный обед»»
Чтение сказки «Сказка про овощи» (смешная)
Чтение пословиц о овощах.
П\игра «Съедобное-несъедобное»
Рассматривание схемы прорастания лука.
Раскрашивание красками.
Дидактическая игра «Культурные и дикорастущие».
Чтение сказки «Терапевтическая сказка о полезных
овощах».
Беседа «Как растет растение»
Рассматривание изображений овощей.
Разгадывание загадок о природе, овощах.
Беседа о пользе витаминов, содержащихся в
овощах.
Чтение сказки «Спор овощей»
Макет «Ферма»
Проведение эстафеты «Кого, чем угостим?»
Рассматривание схему прорастания лука.
Беседа «Полезные овощи в нашем рационе»
П\игра «Ходят капельки по кругу»
Рисование «Овощи»
Беседа «Огород на окне переносится на участок
детского сада».
Пословицы о труде
НОД Тема: «Огород и сад».
Задачи: упражнение в различении овощей и фруктов; упражнение в различении красного и зеленого цвета; развитие ориентации в пространстве; развитие фонематического слуха; развитие мелкой моторики рук. Оборудование: картинки на тему: «Огород» и «В саду», муляжи овощей и фруктов, бубен.
Ход занятия 1.Организационный момент.
Музыкальная пальчиковая гимнастика «Капустка»
2.Повторение знаний детей об овощах и фруктах.
Демонстрируются картинки «Огород» и «В саду».
Дети отвечают на вопросы воспитателя по содержанию картинок
3.Игра «Вверху — внизу». Воспитатель называет фрукт или овощ. Если дети услышали название фрукта, они поднимают руки вверх, если овоща - приседают возле своих стульчиков.
4.Дидактическая игра «Овощ или фрукт». Воспитатель выставляет по одному муляжи овощей и фруктов. Дети определяют, овощ это или фрукт. Воспитатель создает подсказывающую ситуацию.
- Я сорвала яблоко с дерева в саду. Это фрукт или овощ? ( Фрукт.)
- Я выдернула морковь из земли на огороде. Это овощ или фрукт? (Овощ.)
5.Игра «Солнышко — дождик».
6.Итог занятия.
Дети участвуют в процессе посадки
«Огород на окне»
Макет «Ферма»
Дидактическая игра «Овощи на грядке»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.