Проект
«Я и ЗАКОН»
Разработала
С.В.Логинова
Пояснительная записка.
Проблема воспитания правовой культуры, формирование законопослушного поведения воспитанников детских домов имеет особую актуальность и является одним из важных условий формирования правовой культуры и законопослушного поведения человека в обществе.
Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения воспитанников детского дома – это целенаправленная система мер, формирующая установки гражданственности, уважения и соблюдения права, цивилизованных способов решения споров, профилактики правонарушений.
К структурным элементам правовой культуры личности относится знание системы основных правовых предписаний, понимание принципов права, глубокое внутреннее уважение к праву, законам, законности и правопорядку, убежденность в необходимости соблюдения требований законов, активная жизненная позиция в правовой сфере и умение реализовывать правовые знания в процессе правомерного социально-активного поведения.
Проблема осознания своих прав воспитанниками детских домов особенно актуальна. Вед речь идет не об образовании, а о воспитании личности, характера ребенка. Недостаточно знать ребенку, что он обязан уважать права человека. Необходима специальная тренировка, закрепляющая принципы в его сознании, чтобы дальше он мог использовать их независимо от своего образования и социального положения. Формируя интерес и потребность детей к занятиям следует учитывать тот факт, что подчеркивает Л.С. Выготский «ребенок усваивает только тот опыт, который был им воспринят».
Важно, чтобы воспитанники хорошо ориентировались в вопросах законности и правопорядка, знали структуру правоохранительных органов, систему судов в РФ, ориентировались в вопросах правомерного поведения, знали виды правонарушений и юридическую ответственность, которая предусмотрена за них. В рамках правового воспитания уделяется внимание понятиям «доброта», «порядочность», вопросам морали, морального облика, кодекса чести. В этом состоит уникальность воспитания правовой культуры, формирования законопослушного поведения детей и подростков.
Подготовка детей-сирот к самостоятельной жизни всегда была острой государственной проблемой. Федеральные законы гарантируют права сирот на материальное обеспечение, на образование и профессиональную подготовку. Тем не менее, выпускники детского дома чаще своих сверстников оказываются участниками или жертвами преступлений, чаще теряют работу или жилье, с трудом создают семью, легче становятся алкоголиками и наркоманами, а так же жертвами суицида. Искусственно ограниченное пространство государственного учреждения, заданность жизни извне, ограниченность личного опыта и понятийной сферы детей в условиях детского дома приводит к неразвитому социальному интеллекту, как следствие – незнание и непонимание законов и правил человеческого общежития, своих гражданских прав и прав детей-сирот, а также обязанностей граждан перед обществом. Отсюда неспособность нести свою социальную ответственность и отстаивать свои права.
Из анализа особенностей социальной адаптации выпускников детского дома, можно сделать вывод, что выпускники не способны делать выбор, принимать решение и нести за него ответственность, тяжело привыкают к трудовой дисциплине и служебным обязанностям, сложно ориентируются в нормативно-законодательной базе. Исходя из этого, возникла необходимость в создании программы, работа которой направлена на подготовку воспитанников к самостоятельной жизни через правовое просвещение. Таким образом, проект правового воспитания «Я и ЗАКОН» формирует у воспитанников правовую грамотность на основе первичных знаний о законах.
Цель: формирование правовой культуры, компетентности у воспитанников детского дома.
Задачи:
1. Формирование ответственного отношения к собственной жизни и собственным поступкам;
2. Формирование системы правовых знаний у воспитанников детского дома;
3 Развитие коммуникативных навыков общения;
4. Воспитание у воспитанников уважения к Закону, правопорядку, позитивным нравственно-правовым нормам.
Реализация проекта по формированию правовой компетентности у детей – подростков, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в условиях детского дома основывается на следующих принципах:
Принципы (по М.И.Рожкову):
· принцип центрирования предполагает рассматривать личность каждого воспитанника как уникального в своем социальном становлении, способного самостоятельно сделать свой социальный и экзистенциальный выбор;
· - принцип эвристической среды – реализация предлагаемой программы должна происходить в творческой форме, ориентироваться на потенциальные возможности детей.
· - принцип субъективности – каждый член группы должен принимать активное участие в работе группы, проявлять заинтересованность, высказывать возникшие идеи и пути решения поставленных проблем.
· - принцип сотрудничества – в ходе работы необходимо заинтересованное взаимодействие воспитателя с группой в целом и с каждым отдельным ребенком.
· - принцип интеграции результатов – выражается в прогностической оценки воздействий воспитателя на группу и коррекции своих воздействий в соответствии с результатами оценки.
Проект состоит из трёх разделов: «Я знаю свои права», «Азбука права», «Я и закон»
Формы работы: дискуссия, диспут, тренинги, тематические беседы, просмотр кинофильмов, деловая игра, разгадывание кроссвордов, сканвордов, викторины, конкурсы.
Реализация программы осуществляется поэтапно:
1.Подготовительный.
2.Информационно-диагностический.
3.Практический.
4.Этап внедрения полученных знаний в повседневную жизнь.
Применяемые диагностические методики:
· Анкета «Знаешь ли ты?» В.В.Люкин
· Методика «Интересная ситуация»
· Методика «Права и законы» Т.Ю. Шишкина
· Методика «Право и Я» Н.С.Киселева
· Методика «Хочу знать»
· Структура правовой компетентности по А.Н.Кокореву
· Методика «Правовая компетентность – это…»
· «Уровень сформированности правовой компетентности подростков» А.Н.Кокорев
Ожидаемый результат программы:
В результате реализации программы воспитанники должны:
ü Обладать системой знаний в области прав и законов(представление о конституции Российской Федерации, основных принципах Конвенции ООН о правах ребенка);
ü Уметь пользоваться этими знаниями;
ü Осознавать необходимость соблюдения законов и норм, наличие собственной правомерной позиции в социуме;
ü Готовность к правомерному и законопослушному поведению.
Тематический план программы
Раздел |
Цель |
Тема |
Часы |
«Я знаю свои права» |
Выявить через анкетирование, тестирование уровень сформированности правовой компетентности подростков |
Диагностический блок Анкета «Знаешь ли ты?» В.В.Люкин Методика «Интересная ситуация» Методика «Права и законы» Т.Ю. Шишкина Методика «Право и Я» Н.С.Киселева Методика «Хочу знать» Методика «Правовая компетентность – это…»
|
3 |
Содействие развитию когнитивного компонента, формирование представления о правовой компетентности
|
Тренинг «Мы вместе» |
2 |
|
Способствовать формированию знаний об основах прав и свобод
|
Беседа с элементами диспута «Я и мои права» |
1 |
|
Содействие развитию когнитивного компонента правовой компетенции через знакомство с основными нормативно-правовыми документами
|
Воспитательный час с групповой работой, творческим заданием, рефлексией «Я знаю свои права» |
2 |
|
Содействие развитию когнитивного, деятельностного компонента правовой компетентности; ознакомление с правами несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей; разработка памятки
|
Беседа «Забота государства о детях» |
2 |
|
Формирование знаний у воспитанников об основных прав и свобод
|
Беседа «Я и мои права» |
1 |
|
Содействие развитию мотивационного компонента правовой компетенции; формирование готовности поступать правомерно-в соответствии с законом
|
Практическое занятие «Я имею право» |
2 |
|
Формирование осознанного ответственного отношения к собственной жизни и собственным поступкам
|
Круглый стол «Мораль и право» |
2 |
|
Формирование у воспитанников готовности использовать свои права, исполнять обязанности, умения отстаивать свои права в случае их нарушения
|
Деловая игра «Юный правовед» |
2 |
|
|
Формирование деятельностного компонента правовой компетентности; развитие коммуникативных навыков. |
Дискуссия «Виновен или нет?» |
|
Формирование умения анализировать, контролировать свои действия и поведение
|
Диспут «Моё законопослушное поведение» |
2 |
|
Содействие в развитии когнитивного, деятельностного компонента правовой компетентности; ознакомление с правами несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей; разработка памятки. |
Беседа «Забота государства о детях» |
2 |
|
«А з б у к а
п р а в а» |
Донести до подростка понятие о насилии, о возможностях его предотвращения, о законах, защищающих жертву
|
Беседа с элементами диспута «Насилие и закон» |
1 |
Закреплять знания воспитанников о правах несовершеннолетних
|
Беседа с игровыми тренингами «Права детей-забота государства» |
1 |
|
Ознакомить с содержанием статей Всеобщей декларации прав человека
|
Беседа с элементами диспута «Ваши права» |
1 |
|
Воспитание правовой культуры воспитанников и чувства причастности к международному правовому сообществу; ознакомление со статьями Конвенции о правах ребенка и способами их реализации
|
Викторина «Мир детей в пространстве мира взрослых» |
1 |
|
Формирование правовой культуры подрастающего поколения
|
Правовой турнир |
1 |
|
Формирование у воспитанников правовых знаний, законопослушного поведения и основ толерантности
|
Театрализованная игра «В гостях у Шерлока Холмса» |
1 |
|
Ознакомить с основными целями ООН, с Детским фондом ООН(ЮНЕСКО); определить уровень знаний своих прав и свобод
|
Беседа с элементами дискуссии «Чтобы достойно жить» |
1 |
|
Воспитание нравственности и развитие творческого интереса воспитанников к самим себе и окружающим их людям
|
Беседа «Что в имени тебе моем» |
1 |
|
Формировать умение работать с дополнительной литературой, доказательно строить свое выступление, аргументировать свою точку зрения, развивать умение вести дискуссию
|
Деловая игра «Суд над Одисеем» |
1 |
|
|
Ознакомить с основами российского законодательства, проанализировать правонарушения среди несовершеннолетних, выявить причину этих правонарушений и найти способы поведения в критических ситуациях |
Правовая игра «мой взгляд» |
1 |
Формирование системы правовых знаний, развитие умения определять свою личную позицию, обучение подростков основам юридических знаний |
Игра-путешествие «Права детей» |
1 |
|
Научить аргументированно давать отказ в ситуации выбора |
Игра «Умей сказать «Нет» |
1 |
|
Показать смысл и значение демократического выборов, особенности предвыборной компании, процедуры голосования в демократическом обществе |
Деловая игра «Выборы в лесную думу» |
1 |
|
Ознакомить воспитанников с основными правами и свободами Декларации прав человека, научить применять их в жизни |
Правовая игра «Сказка ложь, да в ней намек» |
1 |
|
Актуализация полученных воспитанниками знаний в вопросах права, формирование интереса к истории, быту, культуре своей страны, развитие навыков творческого мышления
|
Игра «Страна знатоков» |
1 |
|
|
Развитие правового воспитания у воспитанников
|
Дискуссия «Моя жизнь. Мои права» |
1 |
Формировать бережное отношение к человеческой жизни, воспитывать терпимое отношение друг к другу |
Устный правовой журнал «Право и жизнь» |
1 |
|
Помочь воспитанникам осознать различия в их отношении к тем, кого они считают близкими людьми и кого считают чужими, предложить модель конструктивного общения с людьми, которые объективно или субъективно воспринимаются как чужие |
Игра «Радужный камень» |
1 |
|
Способствовать формированию у воспитанников навыков правомерного поведения, умения самостоятельно принимать решения в различных ситуациях, навыков общения. |
Правовая игра «Суд над хулиганством» |
1 |
|
Развивать умение вести дискуссию, высказывать свою точку зрения
|
Круглый стол «От безответственности до преступления один шаг» |
1 |
|
|
Выявить через анкетирование, тестирование уровень сформированности правовой компетентности подростков |
Диагностический блок Анкета «Знаешь ли ты?» В.В.Люкин Методика «Интересная ситуация» Методика «Права и законы» Т.Ю. Шишкина Методика «Право и Я» Н.С.Киселева Методика «Хочу знать» Методика «Правовая компетентность – это…»
|
3 |
«Я
и
з а к о н»
|
Ознакомление подростков с понятием права и правовых взаимоотношений
|
Беседа-диалог «Понятие права» |
1 |
Развитие навыков анализа основных международных законодательных документов в области прав ребенка |
Беседа – диалог «международные правовые документы в области прав ребенка |
1 |
|
Повторить, закрепить права и обязанности воспитанников детских домов |
Беседа с элементами диспута «Твои права и обязанности» |
1 |
|
Воспитание уважения к российскому законодательству, развитие навыков анализа законодательных документов |
Беседа-диалог « Как определены наши права в Конституции РФ» |
1 |
|
Анализ основных федеральных законодательных документов в области прав ребенка
|
Беседа-диалог «Основные законодательные акты о правах ребенка» |
1 |
|
Развитие навыков аргументированного ведения дискуссии |
Игровой практикум «Правовые взаимоотношения обучающихся в общеобразовательном учреждении» |
1 |
|
Ознакомление подростков с Кодексом РФ об административных правонарушениях |
Беседа-диалог «Понятие административного правонарушения» |
1 |
|
Воспитание правовой культуры воспитанников |
Беседа-диалог «Виды административных наказаний» |
1 |
|
Ознакомление подростков с Уголовным Кодексом РФ |
Беседа-диалог «Уголовная ответственность несовершеннолетних» |
1 |
|
Формирование навыков анализа законодательных документов |
Беседа-диалог «Виды уголовного наказания несовершеннолетних» |
1 |
|
Воспитание правовой культуры воспитанников |
Викторина «Административная и уголовная ответственность несовершеннолетних» |
1 |
|
Показать воспитанникам последствия преступности
|
Беседа с элементами диспута «Поговорим о преступности» |
1 |
|
Формирование у воспитанников отрицательного отношения к преступлению |
Диспут «Почему подросток совершает преступления?» |
1 |
|
Способствовать развитию положительной мотивации в деятельности воспитанников и их коммуникативных навыков
|
Практическое игровое занятие(тренинг) «На что потратить свою жизнь» |
1 |
|
|
Способствовать созданию благоприятной атмосферы в группе, активизировать знания воспитанников по правовой тематике
|
Игровое занятие (тренинг) «Правильный выбор»
|
1 |
|
Продолжать учить воспитанников осознать, что каждое действие имеет свои последствия, познакомить со схемой оценки совершаемых действий
|
Тренинг «К чему привел заведомо ложный вызов» |
1 |
|
Активизировать знания воспитанников об административной и уголовной ответственности несовершеннолетних через организацию лексической коммуникации, рефлексивной деятельности, смыслотворчества
|
Игровой тренинг «Логическая цепочка» |
1 |
|
Вырабатывать ценностное отношение к неприятию нецензурной брани, развивать коммуникативные качества воспитанников
|
Игровой тренинг «Слово не воробей…» |
1 |
|
Учить воспитанников обдумывать свое поведение, формирование правовой культуры, компетентности у воспитанников |
Диспут «Прежде чем сделать – подумай!» |
1 |
|
Выявить через анкетирование, тестирование уровень сформированности правовой компетентности подростков |
Диагностический блок Анкета «Знаешь ли ты?» В.В.Люкин Методика «Интересная ситуация» Методика «Права и законы» Т.Ю. Шишкина Методика «Право и Я» Н.С.Киселева Методика «Хочу знать» Методика «Правовая компетентность – это…»
|
3 |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.