Проект воспитательной работы "Я и ЗАКОН"
Оценка 4.6

Проект воспитательной работы "Я и ЗАКОН"

Оценка 4.6
doc
08.12.2022
Проект воспитательной работы "Я и ЗАКОН"
проект Я и ЗАКОН.doc

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проект

 

«Я и ЗАКОН»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработала

С.В.Логинова

Пояснительная записка.

Проблема воспитания правовой культуры, формирование законопослушного поведения воспитанников детских домов имеет особую актуальность и является одним из важных условий формирования правовой культуры и законопослушного поведения человека в обществе.

Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения воспитанников детского дома – это целенаправленная система мер, формирующая установки гражданственности, уважения и соблюдения права, цивилизованных способов решения споров, профилактики правонарушений.

К структурным элементам правовой культуры личности относится знание системы основных правовых предписаний, понимание принципов права, глубокое внутреннее уважение к праву, законам, законности и правопорядку, убежденность в необходимости соблюдения требований законов, активная жизненная позиция в правовой сфере и умение реализовывать правовые знания в процессе правомерного социально-активного поведения.

 Проблема осознания своих прав  воспитанниками детских  домов  особенно актуальна. Вед речь идет  не об образовании, а о воспитании личности, характера ребенка. Недостаточно знать ребенку, что он обязан уважать права человека.  Необходима специальная тренировка, закрепляющая принципы  в его сознании, чтобы  дальше он мог использовать их  независимо от своего  образования и социального положения.  Формируя интерес и потребность детей к занятиям следует учитывать тот факт, что подчеркивает Л.С. Выготский «ребенок усваивает только тот опыт, который был им воспринят».

Важно, чтобы воспитанники хорошо ориентировались в вопросах законности и правопорядка, знали структуру правоохранительных органов, систему судов в РФ, ориентировались в вопросах правомерного поведения, знали виды правонарушений и юридическую ответственность, которая предусмотрена за них. В рамках правового воспитания уделяется внимание понятиям «доброта», «порядочность», вопросам морали, морального облика, кодекса чести. В этом состоит уникальность воспитания правовой культуры, формирования законопослушного поведения детей и подростков.

Подготовка детей-сирот к самостоятельной жизни всегда была острой государственной проблемой. Федеральные законы гарантируют права сирот на материальное обеспечение, на образование и профессиональную подготовку. Тем не менее, выпускники детского дома чаще своих сверстников оказываются участниками или жертвами преступлений, чаще теряют работу или жилье, с трудом создают семью, легче становятся алкоголиками и наркоманами, а так же жертвами суицида. Искусственно ограниченное пространство государственного учреждения, заданность жизни извне, ограниченность личного опыта и понятийной сферы детей в условиях детского дома приводит к неразвитому социальному интеллекту, как следствие – незнание и непонимание законов и правил человеческого общежития, своих гражданских прав и прав детей-сирот, а также обязанностей граждан перед обществом. Отсюда неспособность нести свою социальную ответственность  и отстаивать свои права.

Из анализа особенностей социальной адаптации выпускников детского дома, можно сделать вывод, что выпускники не способны делать выбор, принимать решение и нести за него ответственность, тяжело привыкают к трудовой дисциплине и служебным обязанностям, сложно ориентируются в нормативно-законодательной базе. Исходя из этого, возникла необходимость в создании программы, работа которой направлена на подготовку воспитанников к самостоятельной жизни через правовое просвещение. Таким образом, проект правового воспитания «Я и ЗАКОН» формирует у воспитанников правовую грамотность на основе первичных знаний о законах.

Цель: формирование правовой культуры, компетентности у воспитанников детского дома.

Задачи:

1. Формирование ответственного отношения к собственной жизни и собственным поступкам;

2. Формирование системы правовых знаний у воспитанников детского дома;

3 Развитие коммуникативных навыков общения;

4. Воспитание у воспитанников уважения к Закону, правопорядку, позитивным нравственно-правовым нормам.

Реализация проекта по формированию правовой компетентности у детей – подростков, оставшихся без попечения родителей,  воспитывающихся в условиях детского дома основывается на следующих принципах:

Принципы (по М.И.Рожкову):

·        принцип центрирования предполагает рассматривать  личность каждого воспитанника как уникального в своем социальном становлении, способного самостоятельно сделать свой социальный и экзистенциальный выбор;

·        - принцип эвристической среды – реализация предлагаемой программы должна происходить в творческой форме, ориентироваться на потенциальные возможности детей.

·         - принцип субъективности – каждый член группы должен принимать активное участие в работе группы, проявлять заинтересованность, высказывать возникшие идеи и пути решения поставленных проблем.

·         - принцип сотрудничества – в ходе работы необходимо заинтересованное взаимодействие воспитателя с группой в целом и с каждым отдельным ребенком.

·         - принцип интеграции результатов – выражается в прогностической оценки воздействий воспитателя на группу и коррекции своих воздействий в соответствии с результатами оценки.

Проект состоит из трёх разделов: «Я знаю свои права», «Азбука права», «Я и закон»

Формы работы: дискуссия, диспут, тренинги, тематические беседы, просмотр кинофильмов, деловая игра, разгадывание кроссвордов, сканвордов, викторины, конкурсы.

Реализация программы осуществляется поэтапно:

1.Подготовительный.

2.Информационно-диагностический.

3.Практический.

       4.Этап внедрения полученных знаний в повседневную жизнь.

Применяемые диагностические методики:

·       Анкета «Знаешь ли ты?»  В.В.Люкин

·       Методика «Интересная ситуация»

·       Методика «Права и законы» Т.Ю. Шишкина

·       Методика «Право и Я» Н.С.Киселева

·       Методика «Хочу знать»

·       Структура правовой компетентности по А.Н.Кокореву

·       Методика «Правовая компетентность – это…»

·       «Уровень сформированности правовой компетентности подростков» А.Н.Кокорев

Ожидаемый результат программы:

В результате реализации программы воспитанники должны:

ü Обладать системой знаний в области прав и законов(представление о конституции Российской Федерации, основных принципах Конвенции ООН о правах ребенка);

ü Уметь пользоваться этими знаниями;

ü Осознавать необходимость соблюдения законов и норм, наличие собственной правомерной позиции в социуме;

ü Готовность к правомерному и законопослушному поведению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематический план программы

Раздел

Цель

Тема

Часы

 

 

 

«Я

знаю

свои права»

Выявить через анкетирование, тестирование уровень сформированности правовой компетентности подростков

Диагностический блок

 Анкета «Знаешь ли ты?»  В.В.Люкин

Методика «Интересная ситуация»

Методика «Права и законы» Т.Ю. Шишкина

Методика «Право и Я» Н.С.Киселева

Методика «Хочу знать»

Методика «Правовая компетентность – это…»

 

 

 

 

3

Содействие развитию когнитивного компонента, формирование представления о правовой компетентности

 

Тренинг «Мы вместе»

2

Способствовать формированию знаний об основах прав и свобод

 

Беседа с элементами диспута «Я и мои права»

1

Содействие развитию когнитивного компонента правовой компетенции через знакомство с основными нормативно-правовыми документами

 

 

 

 

 

 

 

Воспитательный час с  групповой работой, творческим заданием, рефлексией «Я знаю свои  права»

2

Содействие развитию когнитивного, деятельностного компонента правовой компетентности; ознакомление с правами несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей; разработка памятки

 

Беседа

«Забота государства

о детях»

 

2

Формирование знаний у воспитанников об основных прав и свобод

 

 

Беседа «Я и мои права»

1

Содействие развитию мотивационного компонента правовой компетенции; формирование готовности поступать правомерно-в соответствии с законом

 

 

Практическое занятие

 «Я имею право»

2

Формирование осознанного ответственного отношения к собственной жизни и собственным поступкам

 

 

Круглый стол

«Мораль и право»

2

Формирование у воспитанников готовности использовать свои права, исполнять обязанности, умения отстаивать свои права в случае их нарушения

 

 

 

 

 

 

Деловая игра

«Юный правовед»

2

 

Формирование деятельностного компонента правовой компетентности; развитие коммуникативных навыков.

Дискуссия

«Виновен или нет?»

 

Формирование умения анализировать, контролировать свои действия и поведение

 

Диспут

«Моё законопослушное поведение»

2

Содействие в развитии когнитивного, деятельностного компонента правовой компетентности; ознакомление с правами несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей; разработка памятки.

Беседа «Забота государства о детях»

2

 

«А

з

б

у

к

а

 

п

р

а

в

а»

Донести до подростка понятие о насилии, о возможностях его предотвращения, о законах, защищающих жертву

 

Беседа с элементами диспута

«Насилие и закон»

1

Закреплять знания воспитанников о правах несовершеннолетних

 

 

Беседа с игровыми тренингами

«Права детей-забота государства»

1

Ознакомить с содержанием статей Всеобщей декларации прав человека

 

 

 

 

 

 

 

Беседа с элементами диспута

«Ваши права»

1

Воспитание правовой культуры воспитанников и чувства причастности к международному правовому сообществу; ознакомление со статьями Конвенции о правах ребенка и способами их реализации

 

Викторина

«Мир детей в пространстве мира взрослых»

1

Формирование правовой культуры подрастающего поколения

 

 

 

Правовой турнир

1

Формирование у воспитанников правовых знаний, законопослушного поведения и основ толерантности

 

Театрализованная игра

«В гостях у Шерлока Холмса»

1

Ознакомить с основными целями ООН, с Детским фондом ООН(ЮНЕСКО); определить уровень знаний своих прав и свобод

 

Беседа с элементами дискуссии

«Чтобы достойно жить»

1

Воспитание  нравственности и развитие творческого интереса воспитанников к самим себе и окружающим их людям

 

Беседа

«Что в имени тебе моем»

1

Формировать умение работать с дополнительной литературой, доказательно строить свое выступление, аргументировать свою точку зрения, развивать умение вести дискуссию

 

Деловая игра

«Суд над Одисеем»

1

 

Ознакомить с основами российского законодательства, проанализировать правонарушения среди несовершеннолетних, выявить причину этих правонарушений и найти способы поведения в критических ситуациях

Правовая игра

«мой взгляд»

1

Формирование системы правовых знаний, развитие умения определять свою личную позицию, обучение подростков основам юридических знаний

Игра-путешествие

«Права детей»

1

Научить аргументированно давать отказ в ситуации выбора

Игра

«Умей сказать «Нет»

1

Показать смысл и значение демократического выборов, особенности предвыборной компании, процедуры голосования в демократическом обществе

Деловая игра

«Выборы в лесную думу»

1

Ознакомить воспитанников с основными правами и свободами Декларации прав человека, научить применять их в жизни

Правовая игра

«Сказка ложь, да в ней намек»

1

Актуализация полученных воспитанниками знаний в вопросах права, формирование интереса к истории, быту, культуре своей страны, развитие навыков творческого мышления

 

 

 

Игра

«Страна знатоков»

1

 

Развитие правового воспитания у воспитанников

 

 

 

 

Дискуссия «Моя жизнь. Мои права»

1

Формировать бережное отношение к человеческой жизни, воспитывать терпимое отношение друг к другу

Устный правовой журнал

«Право и жизнь»

1

Помочь воспитанникам осознать различия в их отношении к тем, кого они считают близкими людьми и кого считают чужими, предложить модель конструктивного общения с людьми, которые объективно или субъективно воспринимаются как чужие

Игра

«Радужный камень»

1

Способствовать формированию у воспитанников навыков правомерного поведения, умения самостоятельно принимать решения в различных ситуациях, навыков общения.

Правовая игра

«Суд над хулиганством»

1

 

Развивать умение вести дискуссию, высказывать свою точку зрения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Круглый стол

«От безответственности до преступления один шаг»

1

 

Выявить через анкетирование, тестирование уровень сформированности правовой компетентности подростков

Диагностический блок

 Анкета «Знаешь ли ты?»  В.В.Люкин

Методика «Интересная ситуация»

Методика «Права и законы» Т.Ю. Шишкина

Методика «Право и Я» Н.С.Киселева

Методика «Хочу знать»

Методика «Правовая компетентность – это…»

 

3

 

 

 

 

 

 

 

«Я

 

и

 

з

а

к

о

н»

 

 

 

Ознакомление подростков с понятием права и правовых взаимоотношений

 

Беседа-диалог «Понятие права»

1

Развитие навыков анализа основных международных законодательных документов в области прав ребенка

Беседа – диалог

«международные правовые документы в области прав ребенка

1

Повторить, закрепить права и обязанности воспитанников детских домов

Беседа с элементами диспута

«Твои права и обязанности»

1

Воспитание уважения к российскому законодательству, развитие навыков анализа законодательных документов

Беседа-диалог

« Как определены наши права в Конституции РФ»

1

Анализ основных федеральных законодательных документов в области прав ребенка

 

 

Беседа-диалог

«Основные законодательные акты о правах ребенка»

1

Развитие навыков аргументированного ведения дискуссии

Игровой практикум

«Правовые взаимоотношения обучающихся в общеобразовательном учреждении»

1

Ознакомление подростков с Кодексом РФ об административных правонарушениях

Беседа-диалог

«Понятие административного правонарушения»

1

Воспитание правовой культуры воспитанников

Беседа-диалог

«Виды административных наказаний»

1

Ознакомление подростков с Уголовным Кодексом РФ

Беседа-диалог

«Уголовная ответственность несовершеннолетних»

1

Формирование навыков анализа законодательных документов

Беседа-диалог

«Виды уголовного наказания несовершеннолетних»

1

 

Воспитание правовой культуры воспитанников

Викторина

«Административная и уголовная ответственность несовершеннолетних»

1

Показать воспитанникам последствия преступности

 

Беседа с элементами диспута

«Поговорим о преступности»

1

Формирование у воспитанников отрицательного отношения к преступлению

Диспут

«Почему подросток совершает преступления?»

1

Способствовать развитию положительной мотивации в деятельности воспитанников и их коммуникативных навыков

 

 

 

Практическое игровое занятие(тренинг)

«На что потратить свою жизнь»

1

 

Способствовать созданию благоприятной атмосферы в группе, активизировать знания воспитанников по правовой тематике

 

 

Игровое занятие (тренинг)

«Правильный выбор»

 

1

 

Продолжать учить воспитанников осознать, что каждое действие имеет свои последствия, познакомить со схемой оценки совершаемых действий

 

 

Тренинг

«К чему привел заведомо ложный вызов»

1

 

Активизировать знания воспитанников об административной и уголовной ответственности несовершеннолетних через организацию лексической коммуникации, рефлексивной деятельности, смыслотворчества

 

 

Игровой тренинг

«Логическая цепочка»

1

 

Вырабатывать ценностное отношение к неприятию нецензурной брани, развивать коммуникативные качества воспитанников

 

Игровой тренинг

«Слово не воробей…»

1

 

Учить воспитанников обдумывать свое поведение,

 формирование правовой культуры, компетентности у воспитанников

Диспут

«Прежде чем сделать – подумай!»

1

 

Выявить через анкетирование, тестирование уровень сформированности правовой компетентности подростков

Диагностический блок

 Анкета «Знаешь ли ты?»  В.В.Люкин

Методика «Интересная ситуация»

Методика «Права и законы» Т.Ю. Шишкина

Методика «Право и Я» Н.С.Киселева

Методика «Хочу знать»

Методика «Правовая компетентность – это…»

 

3

 

 


Проект «Я и ЗАКОН»

Проект «Я и ЗАКОН»

Пояснительная записка. Проблема воспитания правовой культуры, формирование законопослушного поведения воспитанников детских домов имеет особую актуальность и является одним из важных условий формирования правовой культуры и…

Пояснительная записка. Проблема воспитания правовой культуры, формирование законопослушного поведения воспитанников детских домов имеет особую актуальность и является одним из важных условий формирования правовой культуры и…

Отсюда неспособность нести свою социальную ответственность и отстаивать свои права

Отсюда неспособность нести свою социальную ответственность и отстаивать свои права

Формы работы: дискуссия, диспут, тренинги, тематические беседы, просмотр кинофильмов, деловая игра, разгадывание кроссвордов, сканвордов, викторины, конкурсы

Формы работы: дискуссия, диспут, тренинги, тематические беседы, просмотр кинофильмов, деловая игра, разгадывание кроссвордов, сканвордов, викторины, конкурсы

Тематический план программы

Тематический план программы

Тематический план программы

Тематический план программы

Формирование деятельностного компонента правовой компетентности; развитие коммуникативных навыков

Формирование деятельностного компонента правовой компетентности; развитие коммуникативных навыков

Формирование деятельностного компонента правовой компетентности; развитие коммуникативных навыков

Формирование деятельностного компонента правовой компетентности; развитие коммуникативных навыков

Ознакомить с основами российского законодательства, проанализировать правонарушения среди несовершеннолетних, выявить причину этих правонарушений и найти способы поведения в критических ситуациях

Ознакомить с основами российского законодательства, проанализировать правонарушения среди несовершеннолетних, выявить причину этих правонарушений и найти способы поведения в критических ситуациях

Развитие правового воспитания у воспитанников

Развитие правового воспитания у воспитанников

Выявить через анкетирование, тестирование уровень сформированности правовой компетентности подростков

Выявить через анкетирование, тестирование уровень сформированности правовой компетентности подростков

Ознакомление подростков с понятием права и правовых взаимоотношений

Ознакомление подростков с понятием права и правовых взаимоотношений

Способствовать созданию благоприятной атмосферы в группе, активизировать знания воспитанников по правовой тематике

Способствовать созданию благоприятной атмосферы в группе, активизировать знания воспитанников по правовой тематике

Выявить через анкетирование, тестирование уровень сформированности правовой компетентности подростков

Выявить через анкетирование, тестирование уровень сформированности правовой компетентности подростков
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.12.2022