Проект "Юные волонтеры" по технологии Н. П. Гришаевой
Оценка 4.9

Проект "Юные волонтеры" по технологии Н. П. Гришаевой

Оценка 4.9
Культурные мероприятия +1
doc
Междисциплинарный 4
5 кл—8 кл
20.03.2023
Проект "Юные волонтеры" по технологии Н. П. Гришаевой
Эффективная социализация является одним из главных условий жизни ребёнка в обществе вообще и личностной готовности ребёнка к школе, в частности. Инновационные технологии Н. П. Гришаевой направлены на социально – коммуникативное развитие. Инновационная технология дети – волонтеры: позволяет решать следующие задачи: • сплочение детского коллектива; • формирование умения слушать и понимать; • формирование общей позиции относительно различных аспектов жизни; • развитие умения выражать свои чувства и переживания публично; • привлечение родителей к жизни детей в ДОО.
Проект Юные волонтеры опубликовать.doc

ПРОЕКТ

«Юные волонтеры»

 

Пояснительная записка

Человек – существо социальное. С первых дней своей жизни он окружен себе подобными. С самого начала своего пути он включен во взаимодействия. В процессе взаимодействия человек приобретает социальный опыт, который становится неотъемлемой частью личности. Процесс социализации неразрывно связан с общением, совместной деятельностью людей, приносящей пользу обществу.

В настоящее время большое значение в социальном обществе уделяется добровольческому труду. Институт волонтерства широко распространен во многих странах. Причем труд добровольцев с каждым годом становится все более значимым в городах России.

Волонтёр (фр. volontaire - доброволец) — любое физическое лицо, включая иностранных граждан и лиц без гражданства, которое вносит свой вклад в развитие волонтёрства, осуществляя волонтерскую деятельность.

Волонтёрская деятельность — это широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчета на денежное вознаграждение.

Волонтерство основывается на добровольном труде, не требующем оплаты. Следовательно, его мотивы - не в материальном поощрении, а в удовлетворении социальных и духовных потребностей.

Для волонтера ценны такие качества личности как трудолюбие, доброжелательность к окружающим людям, забота и бережное отношение к природе, отзывчивость и милосердие, сформированная потребность к здоровому образу жизни.

Значение труда как фактора развития личности ребенка нашло отражение в истории отечественной педагогики: труды В.А. Сухомлинского, П.П. Блонского, А.С. Макаренко. Немаловажное значение имеют исследования Я.З. Неверович, Т.А. Марковой, показавшие, что основным мотивом, побуждающим детей к трудовой деятельности, является их желание помогать взрослым.

И.А. Княжева в своей диссертации «Педагогические условия воспитания и развития милосердия у детей старшего дошкольного возраста» рассматривает милосердие как умение пожалеть несправедливо обиженного, слабого, маленького, больного, независимо от их внешней привлекательности; бескорыстно помочь нуждающимся без напоминания и подсказки; отказаться от чего-то значимого, интересного для ребенка.

Формирование у дошкольников доброжелательности рассматривалось в работах Л.М. Шипицыной, О.В. Заширинской, Е.И. Кульчицкой. П.Г. Саморукова изучала бережное отношения дошкольников к природе.

Волонтерское движение имеет ряд особенностей при условии его организации в дошкольном образовательном учреждении.

Эффективная социализация является одним из главных условий жизни ребёнка в обществе вообще и личностной готовности ребёнка к школе, в частности. Социализация – это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей, с другой стороны, процесс активного воспроизводства системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду. Н. П. Гришаева (Гришаева Н.П. старший научный сотрудник ФГБУ Федерального научно-исследовательского социологического центра РАО, автор технологии эффективной социализации, социальный психолог) указывая важность социализации дошкольников, то есть умение жить в социальном обществе, считает, что новой задачей дошкольной организации становится организация дружественного социума на территории детского сада для развития социальных навыков у дошкольников.

Задачами социального развития дошкольников являются:

1. Освоение норм и правил общения детей с взрослыми и друг с другом. Развитие коммуникативных навыков жизни в коллективе;

2. Развивать умения коллективно трудиться и получать от этого удовольствие;

3. Освоение детьми на начальном уровне социальных ролей «Я - член коллектива», «Я - мальчик или девочка», «Я – житель России» и др.;

4. Развитие способности к принятию собственных решений на основе уверенности в себе, осознанности нравственного выбора и приобретенного социального опыта, развитых навыков саморегуляции поведения.

Технологии Н. П. Гришаевой позволят изменить образовательный процесс, сформировать и развивать у ребенка – дошкольника саморегуляцию поведения, самостоятельность, инициативность, ответственность – качества, необходимые не только для успешной адаптации и обучения в школе, но и для жизни в современном обществе и соответствуют ФГОС. Овладение этими  технологиями  дает возможность реализовывать принципы преемственности между ДОО и школой, создать коллектив единомышленников среди воспитателей, родителей и детей. Инновационные технологии Н. П. Гришаевой  направлены на  социально – коммуникативное развитие.

Инновационная технология дети – волонтеры:

позволяет решать следующие задачи:

• сплочение детского коллектива;

• формирование умения слушать и понимать;

• формирование общей позиции относительно различных аспектов жизни;

• развитие умения выражать свои чувства и переживания публично;

• привлечение родителей к жизни детей в ДОО.

Необходимо специально в режимный момент предоставлять старшим детям возможность помочь младшим или научить младших. Составляется график. У детей есть паспорт волонтера, определенная символика в одежде.

Используя данный проект,  ребенок, учится самостоятельно добывать знания, приобретает эмоционально положительный опыт проживания в различных ролях, ситуациях, познавая себя, сверстников, взрослых, родителей! У родителей возникает интерес к жизни ребёнка, его внутреннему миру, появляется после совместной деятельности, раскрываются собственные творческие возможности. Воспитатель, работающий по таким технологиям, неизбежно становится творческой личностью. Весь материал, методы, содержание работы педагог определяет самостоятельно. Роль воспитателя в ситуации определяется как организационная. Главные действующие лица ситуации – дети и родители. Меняется качество общения детей и взрослых, так как оно строится на принципах гуманистической педагогики.

Волонтерская деятельность в детском саду это:

помощь таким социальным категориям граждан как: престарелые, дети с ОВЗ,

дети групп раннего возраста и другие;

благоустройство и обустройство групп, участков, памятников;

помощь животным;

просветительские беседы;

благотворительные мероприятия, выступления;

экологические марши, уборка мусора и загрязнений;

посадка цветов, кустов и деревьев;

пропаганда здорового образа жизни и др.

Актуальным является вопрос о создании волонтерского движения в детском саду как социальном институте, который должен готовить к жизни. А жизнь – это не только академические знания. Это развитие определенных жизненных качеств:

§ответственности;

§милосердия;

§самостоятельности;

§умение общаться с разными социальными группами людей;

§личностный позитивизм.

Дошкольный возраст характеризуется, как период сенситивности, для развития всех психических функций, а также как важный этап развития, формирования личности ребенка. Это и послужило стимулом для создания волонтерского движения в детском саду, ведь именно в дошкольном возрасте формируются вышеперечисленные личностные качества детей.

Новизна состоит в том, что организация волонтерского движения предполагается в условиях детского сада.

Проблема: Отсутствие опыта у детей старшего дошкольного возраста в проявлении социально нравственной позиции связанной с различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

Цель проекта: Внедрить волонтерскую практику в деятельность детского сада, направленную на развитие духовно – нравственной личности дошкольников.

Организация в детском саду волонтерского движения «Юные волонтеры» через объединение активных, творческих педагогов, заинтересованных родителей и детей старшего дошкольного возраста и их участие в добровольческих мероприятиях.

Задачи:

Расширить представления о волонтерском движении у детей 6-7 лет, педагогов детского сада, родителей воспитанников детского сада.

Дать практические навыки участия в волонтерском движении всем участникам образовательного процесса.

Сформировать инициативную группу педагогов и родителей, участвующую в данном движении.

Составить план мероприятий и реализовать его в течение 2021 – 2022 учебного года.

Вид и тип проекта: групповой, индивидуально – развивающий, информационно-просветительский, образовательный, творческий, практико-ориентированный.

Продолжительность: долгосрочный 2021 – 2022 учебный год

Участники: дети, воспитатели, старший воспитатель, музыкальный руководитель, родители воспитанников.

Образовательная область: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Практическая значимость проекта:

Успешная реализация проекта может стать прецедентом в организации волонтерского движения в дошкольном образовательном учреждении. В результате реализации проекта, воспитывающие взрослые и старшие дошкольники получат новые знания о волонтёрском движении, а также приобретут опыт участия в добровольческих мероприятиях. Мероприятия в рамках проекта позволят сформировать такие качества личности дошкольника как трудолюбие, толерантность, потребность в здоровом образе жизни, доброжелательность, бережное отношение к природе, милосердие, что будет являться основой волонтёрской направленности личности ребёнка в дальнейшем. Предложенная система работы по организации волонтёрского движения может быть использована в ДОУ любого вида и типа, при условии заинтересованных активных, искренних, целеустремленных лидеров.

Методы и приемы.

Методы

Приёмы

Наглядный

Просмотр: видеороликов, презентаций по теме проекта.

Репродуктивный

Воспроизводство знаний и способов деятельности.

Практический

Использование детьми на практике полученных знаний и умений.

Словесный

Беседы, слушание песен, чтение художественной литературы.

Проблемный

Постановка проблемы и поиск решения.

Игровой

Использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета.

Частично-поисковый

Решение проблемных задач с помощью педагога.

 

Этапы реализации проекта


Первый этап
(подготовительный)
Постановка целей, задач, предварительная работа с детьми, родителями.
Создание развивающей среды.
Подбор методической литературы.
Второй этап (основной)

Поиск ответов на поставленные вопросы.

Реализация мероприятий проекта.
Третий этап (заключительный)
Обобщение результатов работы.

 

Ожидаемые результаты проекта.

Дети:

-участие в волонтерском движении поможет детям освоить основную компетенцию, без которой человек не может жить - коммуникативную компетентность;

-научатся вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать, понимать и принимать точку зрения собеседника;

-сформируется негативное отношение к плохому, но и будут обеспечены способы социальной активности, позволяющие перейти от пассивного неодобрения к активным действиям в среде сверстников;

-сформирует предпосылки толерантного отношения к другим людям независимо от культурной среды и этнической принадлежности.

Родители:

-развитие добровольческой (волонтерской) деятельности родителей направленной на бескорыстное оказание социально значимых услуг на местном уровне, способствующей личностному росту и развитию выполняющих эту деятельность добровольцев.

Педагоги:

 - повышение профессионализма;

 - внедрение новых методов и технологий  в работе с детьми и родителями;

 -проект позволит организовать работу ДОУ благотворительной добровольческой направленности, через взаимосвязь  поколений – дети и взрослые.

-проектированная система волонтерского движения в ДОУ обеспечит повышение профессиональной компетентности педагогических работников.

-оптимизации детско-родительских отношений;

-повышению рейтинга образовательного учреждения

-активизация образовательного пространства «Семья – детский сад – социум».


Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста

по проекту «Юные волонтеры»

 ( по технологии Н. П. Гришаевой «Дети-волонтеры»)

 

Месяц

Тема

Задачи

Содержание работы

Взаимодействие с родителями

Сентябрь

 

Создание «Школы волонтеров»

 

 

Создать условия для ознакомления детей о том, что детский сад – это дружная семья, взрослые заботятся о детях, а старшие воспитанники - о малышах.

 

- Беседа «Кто такие волонтеры?».

 - Экскурсия по детскому саду.

- Составление правил и обязанностей  для участников «Юные волонтеры».

- Выбор эмблемы группы, отличительного символического знака «Юные волонтеры».

 - Беседа с детьми о том, чем они любят заниматься.

-Определение инициативной группы детей.

- Изготовление атрибутов. 

- Составление плана работы на год.

Привлечение родителей к разработке флага и значка «Школы волонтеров» или эмблемы группы.

 

Октябрь

 

Научим малышей приему пищи.

Научим малышей убирать за собой игрушки.

Создать условия для развития самостоятельности и ответственности, детей.

 

- «Неделя добрых дел» - оказание помощи малышам  в приеме пищи.

Развивать умение и желание малышей убирать игрушки на место после игры, в группе и на игровом участке.

Консультация на тему «Личностный подход к формированию саморегуляции  у дошкольников»

Ноябрь

 

Создадим сказку

 

Создать условия для интереса детей к русским народным сказкам на собственном примере

Показ кукольного театра «Репка», «Колобок».

 

Привлечение родителей к подбору художественных произведений для чтения в кругу семьи.

Декабрь

Как играть с малышами.

Научим малышей играть.

Создать условия для развития, формирования игровой деятельности и передачи игрового опыта в естественных условиях.

- Конструирование на тему «Терем Деда Мороза».

- Мастер - класс «Елочка зеленая иголочка».

- Разучивание с малышами стихов о зиме, о Новом годе.

Привлечение родителей и детей к совместному изготовлению новогодних игрушек из бросового материала

Январь

 

Игры-забавы

Создать условия для развития навыков доброжелательного взаимодействия между детьми.

- «Неделя добрых дел» - оказание помощи малышам  в одевании и раздевании.

- Организация совместных игр в группе и на улице «Зимние забавы» (игра в снежки, катание на санках) (при благоприятных погодных условиях).

Привлечение родителей  к совместным играм.

Февраль

 

Научим малышей играть в подвижные игры

Создать условия для развития у детей саморегуляци поведения, самостоятельности, инициативности и ответственности, а также эмоционального удовлетворения. 

- Разучивание с малышами подвижных игр «Солнышко и тучка», «Цветные автомобили» и др. Организация совместных подвижных игр.

Привлечение родителей  к совместным играм.

Март

Интересные занятия

 

Создание условий для развития навыка общения в разновозрастном коллективе. Построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослыми и более опытными сверстниками.

- Познавательно-исследовательская деятельность с детьми младшего возраста «Необычное приключение Колобка».

- Экспериментирование с песком, водой.

- Разучивание стихов с малышами о весне, птицах, природе.

 

Консультация для родителей «Может ли ребенок быть самостоятельным?»

 

Апрель

Театр

Создать условия для развития театрально-игрового опыта у детей Поддержка индивидуальности и инициативности

Театрализованная постановка по литературным  произведениям для формирования и развития личности ребенка.

Привлечение родителей к изготовлению театральных костюмов, декораций.

 

Май

Я - ты - он - она вместе дружная семья

 

Создать условия для эмоционального благополучия через уважительное отношение к чувствам и потребностям каждого ребенка.

 

- Мастер-класс: «Изготовление подарков для малышей».

 - Целевые совместные прогулки по территории детского сада.

- Конкурс рисунков на асфальте.

Родительское собрание «Что может мой ребенок?».

Подведение итогов работы «Юные волонтеры». Награждение активных участников медалями.

 

Акции

Месяц

Тема акции

Сентябрь

 «Соблюдай правила поведения в детском саду»

Октябрь

«Внимание дети!»

Ноябрь

Ко дню пожилого человека,

Декабрь

 «Зеленая елочка – живая иголочка»

Январь

«Азбука добра»

Февраль

«Будь здоров»

Март

«Весенняя неделя добра»

Апрель

«Сохраним и сбережем» к майским праздникам

Май

«Игрушка на память»


Эмблема волонтерского отряда 

 

 

Девиз волонтерского отряда 

 

На части не делится солнце лучистое.

И вечную землю нельзя разделить.

Но искорку счастья – луча золотистого

Ты можешь, ты в силах друзьям подарить.

 

Личная книжка волонтера, образец:


ПРОЕКТ Пояснительная записка

ПРОЕКТ Пояснительная записка

Формирование у дошкольников доброжелательности рассматривалось в работах

Формирование у дошкольников доброжелательности рассматривалось в работах

ДОО. Необходимо специально в режимный момент предоставлять старшим детям возможность помочь младшим или научить младших

ДОО. Необходимо специально в режимный момент предоставлять старшим детям возможность помочь младшим или научить младших

Новизна состоит в том, что организация волонтерского движения предполагается в условиях детского сада

Новизна состоит в том, что организация волонтерского движения предполагается в условиях детского сада

Предложенная система работы по организации волонтёрского движения может быть использована в

Предложенная система работы по организации волонтёрского движения может быть использована в

Родители: -развитие добровольческой (волонтерской) деятельности родителей направленной на бескорыстное оказание социально значимых услуг на местном уровне, способствующей личностному росту и развитию выполняющих эту деятельность добровольцев

Родители: -развитие добровольческой (волонтерской) деятельности родителей направленной на бескорыстное оказание социально значимых услуг на местном уровне, способствующей личностному росту и развитию выполняющих эту деятельность добровольцев

Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста по проекту «Юные волонтеры» ( по технологии

Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста по проекту «Юные волонтеры» ( по технологии

Создать условия для развития, формирования игровой деятельности и передачи игрового опыта в естественных условиях

Создать условия для развития, формирования игровой деятельности и передачи игрового опыта в естественных условиях

Апрель Театр Создать условия для развития театрально-игрового опыта у детей

Апрель Театр Создать условия для развития театрально-игрового опыта у детей

Эмблема волонтерского отряда

Эмблема волонтерского отряда
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.03.2023