Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Фадеевская основная общеобразовательная школа
имени Кузьмы Сафроновича Скажутина Октябрьского района»
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ИТОГОВЫЙ ПРОЕКТ
Тема:
«Загрязнение воды в реке Раздольная»
Выполнила:
Полянская Диана Александровна
Ученица 9 класса
Куратор проекта:
Грищенко Ирина Валентиновна
учитель химии
Фадеевка 2020 г
Содержание
1 |
Введение |
2 |
2. |
Географическое описание реки Раздольной |
3 |
3.1 3.2 |
Визуальное обследование реки. Изучение химического состава |
4 |
3.3 |
Значение жесткости воды |
5 |
3.4 |
Определение водородного показателя |
6 |
3.5 |
Изучение органолептических показателей воды |
7 -8 |
4. |
Меры охраны воды от загрязнения |
9 |
5. |
Заключение |
10 |
6. |
Литература |
11 |
Введение
Актуальность:
Много ли воды на Земле?
Если взглянуть на глобус, то кажется, что много.
Но давайте разберемся!
Более 80% поверхности нашей Земли покрыто водой.
Но целых 97% всей
этой воды – это солёная вода, непригодная для
питья и других нужд человека.
Пресная вода составляет лишь 3% от всей воды на
планете. При этом,
2/3 всей пресной воды закованы в ледники. Эту
воду мы тоже не можем
использовать.
Что же получается? Только 1% воды на нашей
планете пригоден для нужд
наших городов, деревень, сельского хозяйства,
заводов и фабрик!
В настоящее время актуальным является бережное отношение к природным ресурсам.
Уже много лет, река, протекающая в нашем селе сильно загрязнена. Вода очень мутная, присутствует неприятный запах, исчезли раки, появилось много пиявок, что свидетельствует о загрязнении воды в реке. Чистой воды на Земле осталось мало, а она так необходима людям, и является источником здоровья каждого.
Проблема: Загрязнение воды в реке Раздольной.
Объект исследования – река.
Предмет исследования – состояние воды в реке Раздольной.
Гипотеза:
Я считаю, что на качество воды в реке влияет хозяйственная деятельность человека.
Цель:
Выявить причины загрязнения воды в реке Раздольной.
Задачи
1. Изучить характеристику и географическое положение реки.
2. Выявить занятия людей, проживающих в долине реки.
3. Провести анализ качества воды.
4. Выявить влияние загрязнения речной воды на здоровье людей.
5. Познакомиться с мерами охраны воды в реке.
2.Географическое описание реки Раздольной
Река Раздольная — наибольшая из рек южного Приморья. Истоки ее и верхнее течение находятся на территории КНР. Образуется она слиянием рек Сяосуйфэньхэ и Дасуйфэньхэ, бассейны которых расположены в пределах Восточно-Маньчжурского нагорья. От места слияния река Раздольная течет на восток. На территории Приморского края у с. Новогеоргиевка она делает поворот и течет далее до г. Уссурийска в юго-восточном направлении. Около г. Уссурийска река круто поворачивает на юг и до своего устья сохраняет это направление. Впадает река Раздольная в Амурский залив Японского моря в 3 км к западу от с. Тавричанка и в 20 км к северо-западу от г. Владивостока. Перед впадением в залив река разветвляется на несколько рукавов и образует дельту. Общая длина реки — 245 км, по территории Приморского края она протекает на протяжении 191 км. Дно русла реки галечное и песчаное. Берега ее преимущественно крутые и обрывистые, высотой от 0,5 до 5 м.
На территории Китая в долине реки располагаются сельскохозяйственные угодья, где выращивают рис и овощи, размещаются сельские населённые пункты. Именно здесь располагается верховье реки куда стекают стоки во время дождя. На территории России в долине реки Раздольной располагаются сельскохозяйственные предприятия. Поэтому река загрязняется ядохимикатами, удобрениям, стоками с полей.
3.Практическая часть
3.1.Визуальное обследование реки.
Для нашей реки
характерна прибрежная растительность. Вдоль берега растёт травянистая
растительность – камыш, рогоз, полынь; есть и деревья – это ива, черёмуха,
ольха, вяз, клён. Это важно, так как наземная растительность – травы, деревья,
кустарники связаны с водоемом и влияют на него – через листовой опад, защищают
от пыли, корни растений укрепляют берега, предотвращают эрозию почвы и
способствуют поддержанию оптимального уровня воды. Грунт
на берегу – глинистый, на дне водоёма – ил.
3.2.Изучение химического состава воды
1.Я провела анализ воды на наличие хлоридов и сульфатов. В пробирку с речной водой добавила нитрат серебра, наблюдала выпадение небольших хлопьев белого творожистого осадка. Пришла к выводу, что в воде присутствуют хлориды. Хлориды могут быть минерального и органического происхождения. Присутствие хлоридов в природных водах может быть связано с растворением отложений солей, загрязнением, обусловливаемым нанесением соли на дороги с целью борьбы со снегом льдом, сбросом стоков предприятиями химической промышленности.
2.Для обнаружения сульфатов, в пробирку с речной водой добавили хлорид бария. Осадок не выпал, значит сульфатов в речной воде нет.
Фото. Образец воды из р. Раздольная
3.3 Значение жесткой воды:
1.Жёсткая вода способствует мочекаменной болезни. Это связано с тем, что в организме накапливается много вредных примесей, содержащихся в напитках, происходит застой солей, которые не успевают выводиться с мочой, а это приводит к росту камней.
2.Провоцирует ускорение процессов старения. Связано это с тем, что она очень сильно сушит кожу и лишает ее необходимой влаги. К тому же, если вы используете при умывании мыло, его частички не могут полностью раствориться, а значит, не вымываются до конца с кожи. Еще одна проблема, которую приносит такая жидкость эпидермису – различные высыпания, раздражения, прыщи, гнойники.
3.Повреждает тонкий защитный слой – естественную жировую плёнку на коже головы и волосах. Это приводит к их ломкости, истончению и выпадению. К тому же, локоны теряют упругость и здоровый блеск, приобретают блеклость и тусклость. Может также возникнуть зуд. Страдают от такой жидкости и ногти.
4.Переваривание пищи замедляется, а всасываемость полезных веществ из нее – снижается. Жесткая вода может вызвать различные заболевания ЖКТ.
5.Ионы хлора ухудшают состояние людей и способствуют желудочно-кишечным заболеваниям, а жители Октябрьского района чаще всего болеют данными заболеваниями, что связанно с экологическими проблемами.
3.4 Определение водородного показателя
Определяем водородный
показатель (pH)
PH-это отрицательный десятичный логарифм из концентрации ионов водорода
(моль/л), то есть pH=-Ig[H+]. При этом pH<7 соответствует кислой
среде, pH>7-щелочной.
Для водоемов хозяйственного, питьевого, бытового назначения pH должен
находиться в пределах от 6,5 до 8,5.
Фото. Определение реакции среды.
среда слабо –
кислая, что подтверждает загрязнение воды в реке.
3.5 Изучение органолептических показателей
воды.
Органолептические
методы анализа основаны на оценке параметров окружающей среды при помощи
органов чувств – зрения, обоняния.
Прозрачность воды зависит от нескольких факторов: количества взвешенных частиц
ила, глины, песка, микроорганизмов и наличия некоторых химических веществ.
Для определения прозрачности воды из водоемов наполняем мерный цилиндр высотой
20 см и пробуем прочитать газетный текст через толщу
воды. Если прочитать невозможно, то устанавливаем через какой слой можно
Фото. Определение прозрачности воды.
Исследовала воду на наличие запаха, пришла к выводу, что вода имеет слабый запах.
Фото. Определение запаха воды.
Вода в реке Раздольной является жесткой, содержит хлориды, является мутной, имеет слабый запах- это результат загрязнения реки человеком.
Что определяем |
Реактив |
Наблюдение |
Вывод |
Уравнение реакции |
Хлорид - ион |
Нитрат серебра |
Белый творожистый осадок |
Хлорид – ионы содержатся в воде |
Ag+ +Cl- = AgCl |
Сульфат - ионы |
Хлорид бария |
Наблюдений нет |
Сульфат –ионы не содержатся в воде |
- |
Карбонат - ионы |
Соляная кислота |
Не выделяется газ |
Карбонаты не содержатся в воде |
|
Ионы кальция |
Карбонат натрия |
Выпал белый осадок |
Ионы кальция содержатся в воде |
CO2-3 + Ca2+ = CaCO3 |
Запах |
С помощью обоняния |
Есть травянистый запах |
Вода загрязнена |
|
Прозрачность |
С помощью цилиндра и текста |
Вода не прозрачная |
Вода загрязнена твёрдыми частицами |
|
Реакция среды |
Универсальная индикаторная бумага |
5 ph |
Среда слабо - кислая |
|
Таблица № 1. Определение качественного состава воды
Из проведённого эксперимента видно, что в речной воде содержатся ионы кальция, но карбонатов и гидрокарбонатов я не обнаружила. Значит в воде содержится хлорид кальция, который и создаёт постоянную жёсткость воды.
Таким образом, вода в реке значительно загрязнена хлоридами, что является результатом стока с суши, содержит твёрдые примеси, мутная с неприятным запахом и имеет слабо – кислую реакцию среды. В такой воде сокращается численность моллюсков и рыб раков, появляются сорные рыбы и пиявки, что в действительности мы наблюдаем. Поэтому необходимо соблюдать определённые меры по сохранению чистой воды в реке.
4. Меры охраны воды от загрязнения.
В результате проделанной работы, я пришла к выводу, что для сохранения чистоты воды в реке надо:
1. Исключить попадания мусорных отходов в водоёмы.
2. Контролировать допустимый сток вод.
3. Контролировать уровень загрязнения вод.
4. Высаживать растений по берегам водоёмов.
5. Создавать водоохранные территории возле водоёмов.
Я узнала, что:
5.Заключение
В ходе проведения исследовательской работы по загрязнению воды в реке Раздольной, я получила следующие результаты:
- подобрала и нашла информацию и литературу по теме исследования;
- в процессе работы, узнала много нового и интересного из дополнительной литературы, значение жесткости воды в реке, влияние на человека, влияние воды на хозяйственную деятельность человека.
- исходя из проведённых исследований выявила, что вода в реке загрязнена и причиной этого является хозяйственная деятельность человека.
- выявление в воде содержание каких - либо компонентов трудоёмкая работа, требующая большого внимания.
6. Список литературы:
1.География Приморского края 8-9 Бакланов П.Я, Зонов Ю.Б
2.https://znanija.com/task/19923307#readmore
3.https://naturae.ru/ekologiya/ekologicheskie-problemy/zagryaznenie-vody.html
4. https://musorish.ru/kak-ohranyayut-vodu-ot-zagryazneniya/
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.