МБОУ «Гимназия №118» дошкольный уровень
Проект «Занимательная математика для дошкольников»
Подготовили воспитатели : Имамедова С.Д.
г.Ростов-на –Дону
2021 год
Актуальность
Как педагогов, так и родителей всегда волновал тот факт, будут ли у дошкольников в полной мере развиваться такие качества личности как самостоятельность, инициативность, любознательность, опыт взаимодействия с окружающими, правильно формироваться первичные представления об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира(форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, причинах и следствиях и др.). Данные требования прописаны в Федеральном Государственном Образовательном Стандарте дошкольного образования и активно реализуются в нашем дошкольном учреждении.
Дошкольное образовательное учреждение выполняет важную функцию в развитии личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учётом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей. Деятельность ДОУ направлена на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
Огромную роль в умственном воспитании и развитии интеллекта играет математика. Математическое развитие дошкольников — это качественные изменения в формах их познавательной активности, которые происходят в результате овладения детьми элементарными математическими представлениями и связанными с ними логическими операциями.
Следовательно, совершенно необходимо развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте. Приобщение к этому предмету в игровой и занимательной форме поможет ребенку в дальнейшем быстрее и легче подготовиться к школьному обучению.
Проблема:
В своей работе с детьми, мы заметили, что многие воспитанники испытывают затруднения при усвоении математических знаний и при проведении непосредственно-образовательной деятельности часто отвлекаются, не запоминают учебный материал. И поэтому, зная, что ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте — игра, мы стали чаще прибегать к помощи разнообразных дидактических игр.
Игра позволяет детям легко и быстро овладеть знаниями и таким образом готовит их к началу обучения. Именно в процессе игры формируются навыки познавательной деятельности дошкольников, упражняется воля, раскрываются природные способности. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников немыслимо без использования занимательных игровых заданий, математических игр, в которых смоделированы математические построения, отношения, закономерности. Любая такая игра требует от ребёнка умственного напряжения, а значит, стимулирует развитие мышления. Их использование хорошо помогает восприятию материала и потому ребенок принимает активное участие в познавательном процессе.
С одной стороны, дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка, а с другой – игра является основным видом самостоятельной деятельности детей. А самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям.
Именно дидактическая игра даёт возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для детей. Поэтому, она является наиболее характерной формой обучения и закрепления знаний с детьми младшего дошкольного возраста. Значение дидактической игры заключается в том, что она развивает мыслительную активность, самостоятельность, инициативность детей через игровую деятельность. Для обучения через игру и созданы дидактические игры. Играя, ребенок познаёт новое.
Цель проекта:
создать условия для формирования дошкольниками математических представлений, обеспечить успешное развитие способностей и мышления детей посредством дидактических игр.
Задачи:
Образовательные:
- обогащать представления детей о свойствах предметов (форма, цвет, величина);
- учить устанавливать связь между словом и свойством предмета;
- развивать наглядно-образное мышление;
- формировать навыки продуктивной деятельности, на ее основе соотносить с такими свойствами, как высота, ширина и длина, применяя для этого адекватные словесные обозначения;
- учить сравнивать по количеству, используя обобщённые понятия;
- учить изменять количество через ситуацию добавления, убавления.
- Формировать потребность в стремлении к познанию новых, более полных и глубоких знаний, которые носят поисковый характер;
- Формировать связную речь (обогащение и активизация лексической стороны речи - словаря);
Развивающие:
- расширять кругозор на базе ближайшего окружения;
- развивать у детей умение устанавливать простейшие взаимосвязи, самостоятельно делать вывод.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к окружающему миру;
- воспитывать умение общаться и взаимодействовать со взрослыми и сверстниками.
Вид проекта:
краткосрочный, групповой, информационно- исследовательский.
Продолжительность проекта: апрель-май
Участники проекта.
Воспитанники 2-й младшей группы;
Воспитатели;
Родители.
Структура проекта:
1.Подготовительный этап
Изучение литературы по заданной теме.
Обогащение предметно-развивающей среды различными видами дидактических игр.
Включение игровых заданий и дидактических игр в НОД по формированию элементарных математических представлений.
Консультация для родителей с целью знакомства с темой, задачами проекта, содержанием работы.
2.Основной этап
Проведение НОД по формированию элементарных математических представлений с использованием дидактических игр
Более плотное включение дидактических игр и игровых заданий математической направленности в режимные моменты, самостоятельную деятельность и индивидуальную работу с воспитанниками.
3.Заключительный этап
Анализ результатов проведенной работы посредством наблюдения за развитием математических способностей детей и планирование ее усовершенствования и продолжения в дальнейшем.
Презентация проекта
Ожидаемые результаты:
Вывести детей на более высокий уровень познавательной активности.
Сформировать у детей уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие, развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах.
Пополнить научно – методологическую базу ДОУ по данному направлению работы.
Использование дидактических игр способствует более успешному формированию элементарных математических представлений дошкольников.
Продукты проектной деятельности:
1.Система занятий, включающих разнообразные игры и упражнения, направленные на развитие математических представлений;
2.Картотека дидактических игр по математике.
3.Подбор материала «Изучаем цвета»;
4.Консультация для родителей «Веселая математика дома»; «Игры – дома», «Игры для всей семьи».
5.Игры по сенсорике, настольные игры (педагоги и родители): «Изучаем цвета», «Изучаем форму», «Познаём мир», «Подбери ключик», «Сложи фигуру», «Изучаем фигуры».
6.Настольные игры (сделанные родителями,детьми,воспитателями),для закрепления пройденного материала.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Аксенова, А.К. Дидактические игры./ А.К. Аксеновой, Э.В. Якубовской. -М.:Просвещение, 2012.
2.Бабич, Л. 365 увлекательных занятий для дошкольников. -М.: Айрис Пресс, 2000.
3. Богуславская, М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста / Под ред.М. Богуславской, Е.О. Смирновой. -М.: Просвещение, 2014.
4.Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду. -М.: Просвещение, 2001.
5. Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка / Под ред. Л.А. Венгера, Э.Г. Пилюгиной. -М.: Просвещение, 2015.
6. Выготский, Л.С. Педагогическая психология. -М.: Педагогика, 2000.
7.Губанова. Развитие игровой деятельности. - М.: Мозаика – синтез, 2015.
8.Гурьянова, Ю. Лучшие математические головоломки для маленьких вундеркиндов. - М.: Издательство XXI век, 2007.
9. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. /Под ред. С.Л. Новоселово. -М.: Просвещение, 1985.
10. Программа «От рождения до школы» / Под ред. Н.Е. Веракса, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой. - М.: Мозаика - Синтез, 2014.
Приложение.
1. Перспективное планирование
дидактической игры по ФЭМП во второй младшей группе
Дата апрель |
Дидактическая игра ( цель игры)
|
1-16.04
|
«Чудесный мешочек». (Закрепить умение различать и называть геометрические фигуры)
«Сложи фигуру»(разитие внимания,мышления) «Что сначала, что потом» (Развитие умения устанавливать последовательность действий)
«Составь узор» (Развитие внимания, мышления)
«Веселый поезд» (Закрепление умения сравнивать две группы предметов способами наложения и приложения)
«Построим лесенку» (Закрепление умения ранжировать предметы по высоте)
«Куда закатился мяч?» (Закрепление умения понимать и использовать в речи предлоги, выражающие пространственные отношения)
|
19-30.04 |
«Воздушные шары» (Закрепление умения выполнять задание по алгоритму)
«Составь пару» (Уточнение знаний о геометрических фигурах)
«Расставим игрушки» (Закрепление умения ориентироваться в пространстве относительно себя)
|
2. Дидактические игры математической направленности в режимных моментах, в самостоятельной деятельности и в индивидуальной работе с воспитанниками.
апрель
1.Заучивание считалки «Много нас, а он один»,
загадывание загадок (про огурец, подсолнух и другие)
2. Дидактические игры «Кошка и много котят»,
«Один и много».
3. Чтение: А. Барто «Наша Таня», загадывание
загадок.
4. Заучивание физкультминутки «Утренняя зарядка»
5.Предложить раскраски на тему: «Геометрические
фигуры вокруг нас».
Работа
с родителями.
1.Консультация «Веселая математика дома»
2.Изготовление дидактической игры «Умная корзинка».
3.Выставка детских работ.
4.Беседа с родителями «Что мы умеем ,что мы знаем».
5.Консультация для родителей «Игры -дома».
Консультации для родителей.
Консультация «Веселая математика дома».
Неоценимую помощь в овладении ребенком – дошкольником элементарных математических представлений уже с 3 лет могут оказать родители. И только совместная работа детского сада и семьи может обеспечить успехи ребенка в усвоении данного раздела программы дошкольного образовательного учреждения. Домашняя обстановка способствует раскрепощению ребенка и он усваивает учебный материал в индивидуальном для себя темпе, закрепляет знания, полученные в детском саду. Родители в свою очередь узнают многое о своем ребенке. Поэтому можно порекомендовать некоторые математические игры и упражнения для проведения их в кругу семьи. Указанные игры доступны для ребенка младшего дошкольного возраста и не требуют длительной подготовки, изготовления сложного дидактического материала.
1. Математическая игра «Подбери колеса к вагончикам»
Цель игры: обучение различению и называнию геометрических фигур, установление соответствия между группами фигур, счет до 5. Ход игры: ребенку предлагается подобрать соответствующие колеса - к синему вагончику красные колеса, а к красному – синие колеса. Затем необходимо посчитать колеса слева направо у каждого вагончика отдельно (вагоны и колеса можно вырезать из цветного картона за 5-10 минут).
2. Математическая игра «Составь цветок»
Цель игры: научить составлять силуэт цветка из одинаковых по форме геометрических фигур, группируя их. Ход игры: взрослый предлагает ребенку составить цветок для мамы или бабушки к празднику из геометрических фигур. При этом объясняет, что серединка цветка – круг, а лепестки – треугольники или круги. Ребенку предоставляется на выбор собрать цветок с треугольными и ли круглыми лепестками. Таким образом можно закрепить названия геометрических фигур в игре, предлагая ребенку показать нужную фигуру.
3. Игра- упражнение «Назови похожий предмет» Цель игры: развитие зрительного внимания, наблюдательности и связной речи. Ход игры: взрослый просит ребенка назвать предметы, похожие на разные геометрические фигуры, например, «Найди, что похоже на квадрат» или найди все круглые предметы… В такую игру легко можно играть в путешествии или по пути домой.
4. «Собери бусы» Цель игры: развивать восприятие цвета, размера; умение обобщать и концентрировать внимание; речь. Ход игры: для последовательностей можно использовать конструктор «Лего», фигуры, вырезанные из бумаги (но мне больше нравятся фигуры из кухонных целлюлозных салфеток – с ними удобнее работать), любые другие предметы. Конечно, в этом возрасте последовательность должна быть очень простой, а задание для ребенка должно состоять в том, чтобы выложить один-два кирпичика в ее продолжение. Примеры последовательностей (ребенок должен продолжить логический ряд -дострой дорожку "правильными кирпичиками"):
5. Математическая игра «Что стоит у нас в квартире» Цель игры: развивать умение ориентироваться в пространстве; логическое мышление, творческое воображение; связную речь, самоконтроль, развитие зрительного внимания, наблюдательности и связной речи. Ход игры: предварительно нужно рассмотреть последовательно интерьер комнаты, квартиры. Затем можно попросить ребенка рассказать, что находится в каждой комнате. Если он затрудняется или называет не все предметы, помогите ему наводящими вопросами. Хотелось бы напомнить Вам, уважаемые родители, о необходимости поддерживать инициативу ребенка и находить 10-15 минут ежедневно для совместной игровой деятельности. Необходимо постоянно оценивать успехи ребенка, а при неудачах одобряйте его усилия и стремления. Важно привить ребёнку веру в свои силы. Хвалите его, ни в коем случае не ругайте за допущенные ошибки, а только показывайте, как их исправить, как улучшить результат, поощряйте поиск решения. Дети эмоционально отзывчивы, поэтому если Вы сейчас не настроены на игру, то лучше отложите занятие. Игровое общение должно быть интересным для всех участников игры. Играйте с ребенком с удовольствием!
Консультация «Игры – дома»,
Игра как один из наиболее естественных видов
деятельности детей способствует становлению и развитию интеллектуальных и
личностных проявлений, самовыражению, самостоятельности. Эта развивающая
функция в полной мере свойственна и занимательным математическим играм.
Игры математического содержания помогают
воспитывать у детей познавательный интерес, способность к исследовательскому и
творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с
элементами проблемности, присущая занимательной задаче, интересна детям.
Достижение цели игры - составить фигуру, модель, дать ответ, найти фигуру -
приводит к умственной активности, основанной на непосредственной
заинтересованности ребенка в получении результата. Все это способствует
формированию готовности к школьному обучению.
Интерес к конечному результату, правильному
ответу стимулирует активность, проявление нравственно-волевых усилий
(преодоление трудностей, возникающих в ходе решения, доведение начатого дела до
конца, поиск ответа до получения качественного результата).
Упражнения в решении занимательных задач, игры
на составление фигур-силуэтов, головоломки способствуют становлению и развитию
таких качеств личности, как целенаправленность, настойчивость,
самостоятельность (умение зрительно и мысленно анализировать поставленную
задачу, обдумывать пути, способы решения и планировать свои действия,
осуществлять постоянный контроль за действиями и соотносить их с поставленными
задачами, оценивать полученный результат). Решение практических задач с
использованием занимательного материала вырабатывает у ребят умение
воспринимать умственные задачи, находить для них новые способы решения. Это
ведет к проявлению у детей творчества (придумывание новых вариантов логических
задач, головоломок с палочками, фигур-силуэтов из специальных наборов
"Танграм", "Колумбово яйцо" и др.).
Дети начинают осознавать, что в каждой из
занимательных задач заключена какая-либо хитрость, выдумка, забава. Найти,
разгадать ее невозможно без сосредоточенности, напряженного обдумывания,
постоянного сопоставления цели с полученным результатом.
Математические игры для детей 3-4 лет
Считаем в дороге.
Если у вас есть машина, и вы проводите много
времени в ней, а ребенку нечем заняться. Поиграйте с ним, кто больше сосчитает
машин своего цвета. Например, взрослый считает машины красного цвета, а ребенок
зеленого, и наоборот. В маршрутке можно посчитать остановки, и количество
пассажиров, которые входят и выходят.
Математика и пластилин.
Для запоминания цифр и геометрических фигур
ребенок вместе со взрослым лепит их из пластилина. Взрослый вырезает цифры из
бархатной бумаги, а ребенок водит по ним пальчиком.
Накрываем на стол.
Кухня это отличный плацдарм для математики.
Нужно накрыть на стол – поручите это дело ребенку, поручить достанет
необходимое количество столовых предметов, принесет из холодильника 2 или 3
яблока, принесет 2 чашки и стакан. Задания рождаются сами собой, только стоит
начать!
Сложи квадрат.
Возьмите плотную бумагу разных цветов и вырежьте
из нее квадраты одного размера - скажем, 10 Х 10 см. Каждый квадрат разрежьте
по заранее намеченным линиям на несколько частей. Один из квадратов можно
разрезать на две части, другой - уже на три. Самый сложный вариант для малыша -
набор из 5-6 частей. Теперь давайте ребенку по очереди наборы деталей, пусть он
попробует восстановить из них целую фигуру.
Математические сказки.
Народные и авторские сказки, которые малыш от
многократных прочтений уже, наверное, знает наизусть, - ваши бесценные
помощники. В любой из них целая уйма всевозможных математических ситуаций. И
усваиваются они как бы сами собой. Судите сами.
• "Теремок" поможет запомнить не только количественный и порядковый счет (первой
пришла к теремку мышка, второй - лягушка и т.д.), но и основы арифметики. Малыш
легко усвоит, как увеличивается количество, если каждый раз прибавлять по
единичке. Прискакал зайка - и стало их трое. Прибежала лисица - стало четверо.
Хорошо, если в книжке есть наглядные иллюстрации, по которым малыш сможет
считать жителей теремка. А можно и разыграть сказку при помощи игрушек.
"Колобок" и "Репка" особенно хороши для освоения
порядкового счета. Кто тянул репку первым? Кто повстречался Колобку третьим? А
в "Репке" можно и о размере поговорить. Кто самый большой? Дед. Кто
самый маленький? Мышка. Имеет смысл и о порядке вспомнить. Кто стоит перед
кошкой? А кто за бабкой? "Три медведя" - это вообще математическая
суперсказка. И медведей можно посчитать, и о размере поговорить (большой,
маленький, средний, кто больше, кто меньше, кто самый большой, кто самый
маленький), и соотнести мишек с соответствующими стульями-тарелками. Чтение
"Красной Шапочки" даст возможность поговорить о понятиях
"длинный" и "короткий". Особенно, если нарисовать длинную и
короткую дорожки на листе бумаги или выложить из кубиков на полу и посмотреть,
по какой из них быстрее пробегут маленькие пальчики или проедет игрушечная
машинка.
• Еще одна очень полезная сказка для освоения
счета - "Про козленка, который умел считать до десяти". Кажется, что именно для этой цели она и создана.
Пересчитывайте вместе с козленком героев сказки, и малыш легко запомнит
количественный счет до 10.
Практически у всех детских поэтов можно отыскать
стихи со счетом. Например, "Котята" С. Михалкова или "Веселый
счет" С. Маршака. Множество стихов-считалочек есть у А. Усачева. Вот одна
из них, "Считалка для ворон":
• Я решил ворон считать:
• Раз, два, три, четыре, пять.
• Шесть ворона - на столбе,
• Семь ворона - на трубе,
• Восемь - села на плакат,
• Девять - кормит воронят...
• Ну а десять - это галка.
• Вот и кончилась считалка.
Вообще, любая книжка для малышей с хорошими
иллюстрациями послужит замечательным счетным тренажером.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.