ПРОЕКТ
«ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ с детьми раннего возраста».
МБДОУ «Детский сад №15»
Музыкальный руководитель
Шибаева Татьяна Викторовна
Актуальность проекта
Формирующаяся психика ребенка чутко реагирует на всевозрастающие негативные воздействия среды, плохую экологию и напряженность в обществе. Неблагоприятные факторы влияют не только на психическое, но и физическое здоровье детей. Здоровый образ жизни должен занимать первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе.
В наше дошкольное учреждение поступают дети раннего возраста. Адаптация ребенка к новым для него условиям среды – зачастую тяжелый и болезненный процесс, сопровождающийся рядом негативных сдвигов в детском организме, затрагивающий все его уровни, и возможно, приводящий к стрессу, а затем к болезни. Для успешной адаптации и дальнейшего комфортного пребывания в ДУ необходимо сформировать у ребенка положительную установку на детский сад, помочь успокоиться, расслабиться, снять напряжение, создавать атмосферу тепла и внимания. Все это возможно лишь при одном условии: если ребенок не болеет. Отсюда возникла необходимость включить в музыкальные занятия помимо обязательных видов деятельности оздоровительные упражнения.
Вид проекта: творческий
Участники проекта: музыкальный руководитель, дети I-й младшей группы «Теремок», «Солнышко», воспитатели.
Срок реализации: долгосрочный
Обеспечение проекта:
1. Наглядный материал: карточки с песенками-распевками, CD-диски с записями музыки для дыхательной гимнастике, артикуляционной гимнастики, оздоровительных и фонопедических упражнений, игрового массажа, пальчиковых и речевых игр, музыкотерапии, записи классической музыки Шопена, Шуберта, Листа, Чайковского, Бетховена, Огинского, Грига, Моцарта, Рахманинова и др.
2. Технические средства: музыкальный центр.
3. Раздаточный и демонстрационный материал.
Методическое сопровождение проекта:
«Методика музыкального воспитания в детском саду» Н. Ветлугиной, «Музыкальные занятия» О. Н. Арсеневской – Волгоград, изд. «Учитель», 2012;
«Музыкальное воспитание» О. Радыновой, Программа «Ритмическая мозаика» А. Бурениной и др. «Зеленый огонек здоровья» М. Картушиной, «Дыхательная гимнастика» А. Стрельниковой, «Психогимнастика» М. Чистяковой.
4. План занятий.
Презентация проекта:
Цель: Разработать и проводить музыкальные занятия, включая в их планирование здоровьесберегающие технологии, обеспечивающие каждому ребенку укрепление психического и физического здоровья, выявление и развитие музыкальных и творческих способностей, формирование привычки к здоровому образу жизни.
Задачи:
1. Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье.
2. Создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие
каждого ребенка.
3. С помощью здоровьесберегающих технологий повышать адаптивные возможности детского организма (активизировать защитные свойства, устойчивость к заболеваниям) .
4. Формировать правильную осанку, гигиенические навыки.
Этапы реализации проекта:
1 этап
Организационный •
• Накопление методического материала
• Знакомство с новыми здоровьесберегающими технологиями, оценка возможности их применения в музыкальном воспитании
Определение основных источников информации и необходимых ресурсов для работы.
Сентябрь-октябрь
2 этап
Практический
• Музыкальные занятия с использованием здоровьесберегающих технологий
• Развлечения и досуги с использованием этих технологий для детей и их родителей.
• Музыкотерапия в повседневной жизни дошкольников
• Музыкальные занятия, развлечения, консультации
В течение всего периода
3 этап
Итоговый
Заключительное Открытое мероприятие по результатам проведенной работы
Апрель 2020г.
Основная форма музыкальной деятельности в ДОУ – музыкальные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и творческих способностей каждого ребенка. Виды занятий – индивидуальные, по подгруппам и фронтальные. По содержанию – типовые, тематические, интегрированные.
Валеологические песенки-распевки.
С них начинаются все музыкальные занятия. Несложные добрые тексты (в том числе программы "Здравствуй! " М. Лазарева) и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональные климат на занятии, подготавливают голос к пению.
Дыхательная гимнастика.
Дыхательная гимнастика положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани; способствуют восстановлению центральной нервной системы; улучшает дренажную функцию бронхов; восстанавливает нарушенное носовое дыхание; исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника.
Артикуляционная гимнастика.
Основная часть артикуляционной гимнастики - выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем. Упражнения способствуют тренировке мышц речевого аппарата, ориентированию в пространстве, учат имитации движений животных. В результате этой работы повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание.
Оздоровительные и фонопедические упражнения.
Проводятся для укрепления хрупких голосовых связок детей, подготовки их к пению, профилактики заболеваний верхних дыхательных путей. Разработки В. Емельянова, М. Картушиной способствуют развитию носового, диафрагмального, брюшного дыхания, стимулированию гортанно-глоточного аппарата и деятельности головного мозга. В работе используются оздоровительные упражнения для горла, интонационно-фонетические (корректируют произношение звуков и активизируют фонационный выдох) и голосовые сигналы доречевой коммуникации, игры со звуком.
Игровой массаж.
Выполнение массажных манипуляций расширяет капилляры кожи, улучшая циркуляцию крови и лимфы, активно влияет на обменные процессы организма, тонизирует центральную нервную систему. Использование игрового массажа повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез. Частота заболеваний верхних дыхательных путей снижается.
Пальчиковые игры.
Игры позволяют разминать, массировать пальчики и ладошки, благоприятно воздействуя на все внутренние органы. Они развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к рисованию, письму, соединяют пальцевую пластинку с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление на основе устного русского народного творчества.
Речевые игры.
Позволяют детям укрепить голосовой аппарат и овладеть всеми выразительными средствами музыки. Речевое музицирование необходимо, так как музыкальных слух развивается в тесной связи со слухом речевым. К звучанию добавляются музыкальные инструменты, звучащие жесты, движение, сонорные и колористические средства. Кроме того, формирование речи у человека идет при участии жестов, которые могут сопровождать, украшать и даже заменять слова. Пластика вносит в речевое музицирование пантомимические и театральные возможности. Использование речевых игр на музыкальных занятиях, театрального кружка эффективно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности.
Музыкотерапия.
Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. Музыкотерапия проводится педагогами ДОУ в течение всего дня - детей встречают, укладывают спать, поднимают после дневного сна под соответствующую музыку, используют ее в качестве фона для занятий, свободной деятельности.
Музыкальные занятия с использованием технологий здоровьесбережения эффективны при учете индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, его интересов. Успех занятий невозможен без совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.