Проект "Живые мерки вчера и сегодня" 2 класс
Оценка 5

Проект "Живые мерки вчера и сегодня" 2 класс

Оценка 5
docx
01.06.2020
Проект "Живые мерки вчера и сегодня" 2 класс
Районная научно.docx

 

 

 

 

 

Защита проекта

 

 

 

 

 

 

 «Живые» мерки вчера и сегодня

 

 

 

                                                        

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работу выполнили учащиеся 2 класса

МКОУ «СОШ с.п. В-Акбаш»

Руководитель  пректа: Пшукова Э.А.

 

 

 

 

 

 

2016г.

 

                 Слайд 1.

Мы с вами на уроке, дома, на улице, каждый день сталкиваемся с математикой, с математическими  величинами. На уроке математики мы познакомились с единицами измерения длины. Мы узнали, что есть такие единицы измерения длины:

-сантиметр;

-миллиметр;

-метр.

 Есть приборы для измерения длины: линейка, рулетка, мягкий сантиметр. Нам стало интересно и захотелось узнать, всегда ли люди пользовались этими величинами?  Этому мы посвятили своё исследование.

Слайд 2.

 Изучив дополнительную литературу, в своём исследовании мы попытаемся выяснить, какими единицами измерения длины пользовались люди в старину, какую пользу они приносили людям. В современном мире  эти величины уже стали использоваться редко.

Слайд 3.

Актуальность темы.  В русских народных сказках  мы не раз встречаемся со старинными единицами измерения длины. Давайте вспомним некоторые из них:

Отрывок из произведения А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…»:

«Царь Салтан с женой простяся,

На добра коня садяся,

Ей наказывал себя

Поберечь, его любя.

Между тем, как он далеко

Бьется долго и жестоко,

 Наступает срок родин;

Сына Бог им дал в аршин…»

Русская народная сказка:

«Отдал царевич приказание и вскоре явились во дворец 12 добрых молодцев, его верных слуг, все на одно лицо, голос в голос, волос в волос и ростом с сажень .»

 Отрывок из произведения  Н.А.Некрасова «Дед Мазай и зайцы»:

«Вижу один островок небольшой-

Зайцы на нем собралися гурьбой.

С каждой минутой вода подбиралась

К бедным зверькам;

Уж под ними осталось

Меньше аршина земли в ширину

Меньше сажени в длину.»

Слайд 4.

 Гипотеза.  Мы решили произвести свои измерения, сравнить результаты, чтобы выяснить, почему старинные меры измерения длины вышли из обращения. Предположили, что старинные мерки стали неудобны людям.

Слайд 5.

В связи с этим целью нашего исследования стало:

провести исследование и выяснить, почему люди отказались от старинных систем измерения длины и создали современную единую систему мер.

Слайд 6.

Для достижения этой цели поставили перед собой задачи:

- изучить литературу  по теме исследования (старинные меры измерения длины, их значение и применение);

- выбрать единицы измерения, которые будем изучать подробно;

- провести практическую работу  по измерению длины;

- проанализировать результаты работы и сделать выводы об использовании единиц измерения длины в старину и в современном мире.

Слайд 7.

Объект исследования: использование  людьми «живых» мерок.

Предметом исследования являются старинные меры длины.

Слайд 8.

Методы исследования:

1. Сбор информации: работа с дополнительной литературой (справочная литература, художественная литература, Интернет).

2. Опрос, практическая работа по измерению длины.

3. Сравнение, анализ, обобщение результатов.

- А теперь учащиеся 2 класса познакомят вас со старинными единицами измерения длины.

Слайд 9.

Вершок.  Наименование «вершок» происходит от слова «верх». Использовали при измерении роста животного и человека. Мера длины,  равная ширине двух пальцев (указательного и среднего).  В современном исчислении  примерно  равен 4 см 5 мм.  Эта единица измерения использовалась для измерения роста человека или животного.

Слайд 10.

Пядь.  Старая русская мера длины. Слово «пядь» произошло от числа «пять». Пядь – это расстояние между вытянутыми пальцами руки. Составляет примерно  18 см.   Использовали на Руси для измерения мелких длин. Например, купцы при измерении куска ткани.

Слайд 11.

Локоть. Исконно древнерусская мера длины, известная уже в 11 веке. Использовали купцы с восточными торговцами для измерения куска ткани при продаже. Локоть – расстояние от локтя до конца среднего пальца.  Расстояние 1 локтя составляет примерно  45см. 

Слайд 12.

Аршин.   Русская старинная единица длины.  Происхождение слова точно не установлено.  От персидского «арши» - мера длины – локоть. Аршинами  и вершками на Руси обычно мерили человеческий рост. Аршин равен примерно  71 см 12мм.  Другое его название «шаг». Одна из древнейших мер длины. Расстояние между носками или пятками шагающего человека. Шаг использовали для определения расстояния между городами в Древней Греции, Древнем Египте, Персии. В России в шагах определяли длину сторон земельных участков. Средняя длина человеческого шага, 71 см.

Слайд 13.

Перст.  Старинное название указательного пальца руки. Ширина равна приблизительно 2см.

Слайд 14.

Сажень маховая. Расстояние между большими пальцами вытянутых в противоположные стороны рук человека, которое равняется примерно  176 см = 1м 76 см. Саженями пользовались при постройке храмов.

Слайд 15.

Дюйм.  Единица длины, которая балы равна длине сустава большого пальца. «Дюйм» голландское название большого пальца. Длина 1 дюйма равна примерно 2 см 5мм.

Слайд 16.

Фут.  Средняя длина ступни человека. Старая русская и английская мера длины. «Фут» от английского слова  - «ступня». Расстояние равное примерно 30см 48 мм.

Изучив старинные меры длины, мы выяснили, что многие старинные мерки были связаны с различными частями человеческого тела. Люди как бы их «носили» с собой, поэтому они были  и удобны. Не зря люди пользовались ими достаточно долго.

Слайд 17.

Старинные меры длины даже нашли отражение во многих пословицах и поговорках. 

От горшка три вершка, а  уже указчик.

Семь пядей во лбу.

 Нос с локоть, а ум с ноготь.

На три аршина в землю видит.

Каждый купец на свой аршин меряет

Косая сажень в плечах.

Полено к полену – сажень.

От слова до дела - целая верста.

Москва верстой далека, а сердцу рядом.

Слайд 18.

Для определения размеров длин предметов мы провели практическую работу по измерению предметов с помощью старинных мерок.   Например:

- ширина парты – 41 вершков, 7,5 пядей, 5,5 футов, 3 локтя и 1 пядь, 2 аршина или 2 шага, 1 сажень;

- ширина тетради -  7 вершков, 1 пядь и 1 вершок, 1 фут;

- ширина коридора – 7 футов, 4 аршина или 4 шага;

- ширина школьной доски – 7 футов, 4 локтя, 3 аршина или 3 шага, 1 сажень и1 пядь и 1 вершок.

Слайд 19.

Полученные результаты измерения внесли в таблицу.

Слайд 20.

Вывод: мы выяснили, что измерять предметы старинными единицами длины не сложно, не нужно носить с собой линейку, но результаты измерения длин предметов получаются разные. Поняли, что старинные меры измерения не совсем удобны.

Слайд 21.

         Затем с одноклассниками провели измерения длин частей тела членов наших семей, заполнили таблицы. В этой работе участвовало 5 человек. Возраст которых от  3 месяцев до 50 лет. Результаты измерения внесли в таблицу.

Теперь мы убедились, какая получается путаница, неразбериха, если люди будут пользоваться старинными мерками длины.

Слайд 22.

Вывод: размеры старинных мерок оказались разными у большинства опрошенных, так как рост, возраст  и пол у каждого человека свой и меры соответственно свои. Теперь нам стало понятно, как неу­добна была такая система мер. Я предполагаю, что именно из-за этого, было решено принять для всех стран общие единицы мерок, чтобы результаты измерений были точными и одинаковыми. Таким образом, считаем, что наша гипотеза подтвердилась.

Слайд 23.

         Однако в ходе исследования выяснили для себя, что «живые» мерки иногда могут быть очень удобны. Действительно, мы не носим с собой постоянно линейку, а иногда возникает необходимость измерить длину чего-либо. Поэтому очень полезно знать свои «живые» мерки: длину шага, расстояние  между расставленными большим пальцем и мизинцем, концами пальцев распростёртых рук, ширину указательного пальца, которые могут пригодиться сегодня.

Мои «живые» мерки:

- ширина моего шага –45 см.

- расстояние  между расставленными большим пальцем и мизинцем – 16 см.

- расстояние между концами пальцев распростёртых рук- 130 см.

- ширина указательного пальца – 15мм.

Слайд 24.

Вывод: Мы измерили с помощью «живых» мерок и линейки одни и те же предметы. Сравнили результаты измерения, они получаются точными.

Ширина парты –  123см = моих 8 пядей 1 вершок.

Ширина книги -  12см 6мм = моих  9 перстов.

Ширина коридора – 1м 86см = моих 3шага 3 вершка.

Ширина доски – 1м 49см = моих 1сажень 1 пядь 1 перст.

Слайд 25.

Заключение.

- Проведённое нами исследование было интересным и полезным для меня;

- В ходе исследовании мы научились работать с дополнительной литературой, собирать нужную информацию;

-Я  узнал больше о мерах длины, о старинных мерах длины, сравнивать их, об их значении и применении;

- Мы научились проводить практические измерения с помощью разных мерок.

Учитель: Практическая значимость  нашей работы заключается в том что, зная точные  размеры своих «живых» мерок, любой человек сможет в нужной ситуации использовать их.

Перспективы: выполнив данную работу и получив положительные результаты, мы видим дальнейшее практическое применение данных знаний в жизни, ставим задачи на будущее:

- расширять свои знания по данной теме по мере изучения математики в школе;

- ознакомить своих одноклассников, родителей с практическим применением «живых» мерок.

По моему мнению, использование «живых» мерок  может пригодиться людям любого возраста во многих жизненных ситуациях. Хотя мы живём в XXI веке, прошло много времени с тех пор, когда люди использовали старинные мерки. Оказывается, что эти «живые» мерки могут быть полезны и удобны для людей и сегодня.

 

 

 

 

 


 

Защита проекта «Живые» мерки вчера и сегодня

Защита проекта «Живые» мерки вчера и сегодня

Слайд 1. Мы с вами на уроке, дома, на улице, каждый день сталкиваемся с математикой, с математическими величинами

Слайд 1. Мы с вами на уроке, дома, на улице, каждый день сталкиваемся с математикой, с математическими величинами

Сына Бог им дал в аршин…» Русская народная сказка: «Отдал царевич приказание и вскоре явились во дворец 12 добрых молодцев, его верных слуг, все на…

Сына Бог им дал в аршин…» Русская народная сказка: «Отдал царевич приказание и вскоре явились во дворец 12 добрых молодцев, его верных слуг, все на…

Слайд 7. Объект исследования: использование людьми «живых» мерок

Слайд 7. Объект исследования: использование людьми «живых» мерок

Локоть. Исконно древнерусская мера длины, известная уже в 11 веке

Локоть. Исконно древнерусская мера длины, известная уже в 11 веке

Изучив старинные меры длины, мы выяснили, что многие старинные мерки были связаны с различными частями человеческого тела

Изучив старинные меры длины, мы выяснили, что многие старинные мерки были связаны с различными частями человеческого тела

Слайд 19. Полученные результаты измерения внесли в таблицу

Слайд 19. Полученные результаты измерения внесли в таблицу

Мои «живые» мерки: - ширина моего шага –45 см

Мои «живые» мерки: - ширина моего шага –45 см

По моему мнению, использование «живых» мерок может пригодиться людям любого возраста во многих жизненных ситуациях

По моему мнению, использование «живых» мерок может пригодиться людям любого возраста во многих жизненных ситуациях
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.06.2020