Цель проекта: изучение образа жизни и поведения птиц зимой.
Задачи проекта:
изучить дополнительную литературу и определить птиц, зимующих в нашем крае;
провести наблюдения за поведением и питанием зимующих птиц;
сделать анализ и обобщить результат;
Вопросы проекта:
-Всё ли мы знаем о птицах, которые остаются зимовать в наших краях?
-Как человек может помочь птицам перезимовать зиму?
-Какие кормушки больше подходят для прикорма птиц?
Необходимое оборудование
Материал, который мы использовали для изготовления кормушки -это цветная бумага, картон, цветные карандаши, фломастеры, картинки с изображением зимующих птиц.
Актуальность проекта
В холодное время года перед зимующими птицами встаёт жизненно важный вопрос: как прокормиться? Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. Птицы нуждаются зимой в нашей помощи, в нашей заботе.
Этапы работы над проектом
1.Подготовка и выбор темы проекта, определение цели и содержания проекта.
2. Планирование: анализ проблемы, определение задач, средств реализации проекта, выбор критериев оценки результатов, формулировка вопросов, разработка заданий, отбор литературы.
3.Принятие решений: сбор информации, обсуждение гипотез, уточнение плана действий.
4.Выполнение проекта. Совместная продуктивная деятельность взрослого и детей. Художественно изобразительная деятельность детей. Изготовление книги. Наблюдение за птицами, прилетающими к кормушкам. Оформление презентации.
5. Оценка результатов.
6. Презентация: защита проекта.
Аннотация
Тема проекта «Зимующие птицы нашего края» выбрана не случайно. Ведь именно птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В холодное время года доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. Воспитание любви и уважения к родному краю, природе является важнейшей составляющей нравственного воспитания. Формирование понимания того, что человек – часть природы, он должен беречь, охранять и защищать ее, что в природе все взаимосвязано. Воспитание умения правильно вести себя в природе, беречь ее.
Эпиграфом к нашему проекту стали слова
Эмилии Николаевны Головановой
«Так живут бок о бок птицы и люди, часто не обращая внимания друг на друга, иногда ссорясь, иногда радуясь друг другу, как члены одной большой семьи. Кто из них кому больше нужен – человек птицам или птицы человеку?»
Введение
Многие птицы улетают от нас на зиму в теплые края. Когда у нас зима, там зеленеет трава, цветут цветы. Скворцы путешествуют по Франции, Италии, Англии. Российский скворец зовется шпак, улетает зимовать на расстояние от одной до двух тысяч километров от своего гнезда. Жаворонки в путь отправляются в начале сентября, пока еще не наступили сильные холода. Путешествуют стаями и селятся на зиму в южной части Европы. Иволга - птица очень чувствительна к погодным изменениям, покидает свой дом она еще в августе, когда температура не начала падать. В качестве места для зимовки она выбирает Индию и Африку.
Обратно она возвращается только когда воздух успеет хорошо прогреться, а холода окончательно отступят. Но многие птицы не улетают от нас и остаются на зиму. Мы задалИсь вопросом: всё ли мы знаем о птицах, которые остаются зимовать в наших краях? В работе над проектом мы провели исследование о жизни зимующих птиц и предложили решение проблемы в виде изготовления кормушек и подкормки птиц в холодное время года.
Наблюдения за птицами зимой позволили выдвинуть гипотезу:
1.Если изменить условия проживания птиц зимой, то не все перелетные птицы будут улетать в теплые края.
2. Зимующие птицы -это пернатые, умеющие приспособиться к разным условиям.
Объект исследования: зимующие птицы нашего края.
Задачи: изучить дополнительную литературу и определить птиц, зимующих в нашем крае;
-провести наблюдения за поведением и питанием зимующих птиц;
-сделать анализ и обобщить результат.
Этапы работы
1. Теоретическое описание проекта
Задачи: изучить, какие птицы остаются у нас зимовать, чем питаются птицы зимой, как они приспосабливаются к зимним условиям.
SOS! SOS! Спасите! На помощь!
Эту телеграмму прислали нам птицы. Но, чтобы помочь им, надо знать, какие птицы зимуют и чем кормятся. Туго приходится братьям нашим меньшим - против них объединяются холод и голод. При наличии пищи птицы переносят даже сильные морозы. Потому-то так важны кормушки!
.
В справочнике «Биология птиц» мы выяснили, что по питанию всех птиц можно разделить на три группы: растительноядные, животноядные и со смешанным питанием Среди наших птиц наибольшей по численности является последняя группа.
Таким образом, мы узнали, что птицы совершают кочёвки и перелёты в южные, более тёплые, районы нашей страны из-за отсутствия корма. У каждой птицы свой любимый корм и, соответственно, своё строение клюва, лап и языка.
Мы составили книжку «Зимующие птицы нашего края», чтобы все дети знали этих птиц и смогли им помочь выжить в холодное время года.
Мы сделали вывод: зимуют в нашем крае не все птицы, а только приспособленные к выживанию в жестких погодных условиях.
2. Практическое описание проекта.
Задачи: сделать кормушки для птиц; следить за тем, чтобы постоянно был корм в кормушке; провести фотосъёмки.
Кормушку для мелких птиц можно устроить в любом месте: на окне, балконе, на улице. При её устройстве не стоит увлекаться слишком сложным и причудливыми конструкциями. Самые простые в изготовлении кормушки – из картонных пакетов, из-под молочных продуктов, пластиковых бутылок. Наша задача не дать погибнуть зимой от голода птицам, сделать для них кормушки и ежедневно их подкармливать.
Ура! Наша кормушка готова. Теперь её нужно повесить на ветку. Мы с моей младшей сестрой Машей идем искать подходящее место для нашей кормушки. Затем самый интересный этап, подвесить кормушку, наполнить кормом и с нетерпением ожидать первых посетителей. Потом мы с восторгом наблюдали за птицами, прилетающими на обед. Кормушки нужны не только птицам, но и нам, людям. Проявляя заботу о братьях наших меньших, мы не только делаем доброе дело, но еще и сами подзаряжаемся положительной энергией.
Наши наблюдения
Мы поставили перед собой такие задачи: понаблюдать за птицами, прилетающими к кормушке, подсчитать число птиц, прилетающих в течение одного часа; отмечать температуру воздуха в день наблюдения.
Какие птицы обычны на кормушках? По утрам галдят воробьи. Самые постоянные гости у кормушек- шустрые синицы. В сильные морозы появляются снегири. Иногда кормушки посещают нарядные щеглы, весёлые стайки свиристелей.
В теплые дни меняется поведение птиц: голуби воркуют, сороки трещат. По наблюдениям мы заметили, как только ударили морозы и повалил снег, гостей у нашей кормушки появляется больше. Самые частые и массовые гости- большие синицы. Синицы быстро клюют семечки и отлетают на ветки дерева-закусывать. Воробьи более смелые, клюют семечки прямо здесь же. Воробьи к синицам относятся недружелюбно, часто провоцируют драки. А голуби на кормушку садятся редко, крутятся на снегу, подбирают, что упало. Не страшна зима птицам, если есть в кормушках корм.
Вывод: зимующие птицы охотно прилетают на места кормления.
Заключение
Наблюдая за птицами и изучив теоретический материал, мы пришли к выводам:
1. В городе можно встретить разные виды воробьев.
2. Вороны ведут неколлективный образ жизни. Они умные и осторожные птицы.
3. В еде птицы предпочитают семена подсолнечника, пшеницы, овса.
4. Птицы наиболее активны в середине дня (в обеденное время), так как это самое тёплое время суток.
5. Наблюдая за птицами, мы заметили, что птицы чувствуют присутствие человека и улетают.
6. В нашей школе проходит акция
«Покорми птиц зимой».
Вокруг школы мы развесили ещё несколько кормушек, (из коробок из-под молока, пластмассовых бутылок и другие), в ходе наблюдения мы заметили, что птицы чаще посещают деревянную кормушку, чем остальные.
Это может быть связано с тем, что деревянная кормушка более устойчива и просторнее.
Число птиц, посещающих кормушки в холодную погоду, больше, чем птиц, посещающих кормушки в более теплую погоду. Вороны к кормушкам не подлетают, хоть и находятся рядом на соседних деревьях. Им мы зёрна бросали на снег, и они с удовольствием их ели. Голуби тоже в основном ели корм с земли, но несколько раз мы замечали, как голубь забирался в кормушку и клевал зерна. В ходе нашего исследования мы узнали, какие птицы зимуют в нашем крае, чем они питаются, изучили различные виды кормушек. В процессе наблюдений и сбора информации мы прочитали познавательный материал о птицах нашего края и узнали много нового и интересного. Из книг и сети интернет нашли ответы на многие вопросы.
Вывод: узнав много нового о птицах, мы стали совершенно по-другому относиться к ним. Увидев замерзающего воробушка или голубя, ни за что не пройдём мимо. Мы обязательно их покормим, и каждую зиму будем делать для них новые кормушки. Ведь теперь мы знаем, чтобы птицам не замерзнуть в морозы, их надо накормить.
Вечером мы с моей младшей сестрой решили поиграть в подвижные игры. Для этого изготовили шапочки – маски с изображениями птиц - сорок. Особенно игрой была довольна моя сестра Маша! Настроение было превосходное.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.