Департамент социальной политики
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Кургана
«Средняя общеобразовательная школа № 7»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
«ЗНАКОМСТВО С МИРОМ СКАЗОК»
Автор проекта:
С.И. Довгань
учитель начальных классов
высшей квалификационной
категории
Курган, 2019
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
№ |
Параметры информации |
Содержание информации |
|
||
1.1. |
Ф.И.О. автора проекта |
Довгань Светлана Игоревна |
1.2. |
Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала |
Учитель начальных классов |
1.3. |
Стаж работы в должности/ педагогический стаж |
20 лет |
2. Данные об образовательном учреждении |
||
2.1. |
Регион, в котором находится ОУ |
Курганская область |
2.2. |
Полное наименование ОУ |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Кургана «Средняя общеобразовательная школа №7» |
2.3. |
Вид образовательного учреждения |
Общеобразовательная школа
|
2.4. |
Тип образовательного учреждения |
Городская школа
|
2.5. |
Количество учащихся |
1597 учащихся |
2.6. |
Адрес ОУ с почтовым индексом |
640023, Россия, Курганская область, город Курган, 3 микрорайон, д. 4
|
2.7. |
Телефон / факс |
тел./факс 8(3522) 56-98-31, 29-50-18 |
2.8. |
|
E-mail Sedmaia20@yandex.ru |
2.9. |
Web-site |
http://sc7-kurgan.ru/ |
3. Данные об инновационном проекте |
||
3.1. |
Тип инновации |
• в содержании образования; • в методиках, технологиях, методах учебно-воспитательного процесса; • в организации учебно-воспитательного процесса; в управляющей системе школы. |
3.2. |
Уровень обучения, для которого разработан (реализуется) инновационный проект |
Начальное общее образование, Основное общее образование, Среднее общее образование |
3.3. |
Количество участников инновационной деятельности |
Весь коллектив Группа педагогов (руководителей) Отдельные педагоги (руководители) |
3.4. |
Сроки реализации проекта |
Начало – 01.09.2015. Завершение – май 2017г. |
3.6. |
Уровень реализации инновации (институциональный, муниципальный, региональный, федеральный) |
институциональный |
2. КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА
Проект ««Знакомство с миром сказки» реализует МАОУ «СОШ № 7»
Цель проекта: способствовать расширению кругозора ребенка и формировать интерес к чтению посредством знакомства с миром сказки.
Этапы реализации проекта.
Первый этап
Предполагает проведение мониторинга уровня читаемости учеников, анализ общего количества посещений детьми школьной библиотеки.
Результатом первого этапа являются данные, полученные по итогам мониторинга учащихся, итоговые сведения о количестве посещений школьной библиотеки, анализ анкет по литературному чтению на тему: «Что для меня книги?».
Итогом первого этапа является разработка плана работы с детьми на основе полученных результатов мониторинга, изучения анкетных данных и динамики посещения школьной библиотеки.
Второй этап
Предусматривает реализацию составленного плана работы с детьми на период реализации проекта.
Результатом второго этапа является:
-улучшение мотивации ученика к чтению;
-увеличение количества посещений школьной библиотеки;
-овладение приемами анализа сказок.
Третий этап
Предусматривает проведение повторного (контрольного) мониторинга учащихся по параметрам, используемых на первом этапе. Выполнение итоговых работ по группам.
Результатом этапа является проектирование сборника сказок 3 г класса.
Проект реализуется в течение двух лет с 1 сентября 2015 года по 30 мая 2017 года.
3. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
В начальной школе маленький читатель делает первые шаги в мир большой литературы. Проводниками для детей становятся родители, учитель, библиотекарь. Часто ли мы задаем себе вопрос: «Что принесет книга ребенку? Чему научит? Что запечатлеет в его необъятной, открытой, уязвимой душе. Кто встретится на пути?».
Современный мир детской книги очень разнообразен и доступен, но дети с большим нежеланием читают. Современные информационные технологии постепенно вытесняют любовь к книге. В России стали читать меньше. Особенно сильно этот процесс проявляется в падении интереса к чтению и снижению книжной культуры детей. Актуальность постановки и решения этой проблемы очевидна, ведь чтение связано не только с грамотностью и образованностью, оно формирует идеалы, очеловечивает сердце, обогащает внутренний мир ребенка. Опасность глобальной бездуховности, нравственной деградации охватила наше общество в последние годы. Поэтому роль книги и чтения, как средства выхода из духовного кризиса страны, неизмеримо возросла. Именно сказка, являясь нравственным источником глубокой человеческой мудрости, обогащает духовный мир маленького человека.
Русские
народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений,
происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму
отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. В действиях и
поступках сказочных героев противопоставляется трудолюбие ленивости, добро -
злу, храбрость - трусости. Симпатии детей всегда привлекают те, кому
свойственны отзывчивость, любовь к труду, смелость. Дети радуются, когда
торжествует добро, облегченно вздыхают, когда герои преодолевают трудности, и
наступает счастливая развязка.
Сказки динамичны и, в то же время, напевны. Быстрота развертывания событий в
них великолепно сочетается с повторами. Язык сказок отличается большой
живописностью: в нем много метких сравнений, эпитетов, образных выражений,
диалогов, песенок, ритмичных повторов, которые помогают ребенку не только
запомнить сказку, но и развивают его речь.
Все вышеизложенное определило окончательный выбор нашей темы работы: «Знакомство
с миром сказки».
Объект исследования - обучающиеся начальной школы
Предмет исследования – содержание и структура сказки, ее мифологические корни.
Гипотеза исследования - решение задачи формирования интереса к чтению у младших школьников возможно, если:
- процесс обучения чтению будет целенаправленно организован и связан с развитием познавательных интересов;
- расширятся границы содержания чтения, данного в учебниках;
- в образовательном процессе систематически будут применяться разнообразные формы работы с учениками, способствующие возникновению интереса к чтению, достижению самостоятельности и социальной активности учащихся.
4. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Теоретические: анализ педагогической, методической литературы; обобщение; сравнение; систематизация; моделирование.
Теоретическое значение. Результаты исследования способствуют восприятию литературных произведений младшими школьниками в единстве его содержания и формы при сочетании художественного восприятия с познавательным и эмоциональным обогащением, что вносит вклад в решение проблемы формирования читательского интереса в младшем возрасте.
Эмпирические: изучение передового педагогического опыта; анкетирование; наблюдение; тестирование.
Воспитательный метод направлен на создание благоприятной среды, способствующей формированию духовно - нравственной культуры. Это важный фактор в общем и литературном развитии личности младшего школьника.
Воспитательное значение. Участие детей во внеурочных формах работы с детской книгой - показатель формирования у учащихся читательской самостоятельности, их литературного развития.
5. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА ПО ЭТАПАМ (ДЕЙСТВИЯ)
Цель проекта: расширение кругозора ребенка и формирование интереса к чтению посредством знакомства с миром сказки.
Задачи проекта:
1. Изучение базового материала по данной теме.
2. Повышение уровня интереса к чтению через знакомство с миром сказки.
3. Становление и формирование индивидуальной творческой деятельности детей.
4. Привлечение внимания учащихся к миру книги.
5. Составление плана – графика реализации проекта.
6. Оценивание результатов проекта.
7. Дальнейшее развитие проекта.
Оценка результатов деятельности по проекту включает в себя:
До начала проекта:
- проведение диагностики уровня читательской компетенции учащихся;
- анализ общего числа количества посещений детьми библиотеки.
Во время работы над проектом:
- анализ проводимых мероприятий;
- коррективы в план работы с детьми;
-формирование положительную мотивацию учеников к процессу чтения.
По окончании проекта:
- проведение диагностики уровня читательской компетенции учащихся;
- анализ общего числа количества посещений детьми библиотеки;
- участие в мини проектах; конкурсах рисунков, поделок;
- написание мини-сочинений о любимых героях;
- проектирование сборника сказок.
В результате освоения проекта у ребенка возникнет интерес к чтению.
Дальнейшее развитие проекта связано с продолжением работы над волшебной сказкой и написание научной работы по данной тематике с отдельными учащимися по проблеме «Анализ волшебных сказок».
Реализация проекта не требует значительных финансовых затрат. Он может быть осуществлен в любом общеобразовательном учреждении.
Первый этап. Организационно-подготовительный.
Деятельность на первом этапе
№ п/п |
Действия |
Сроки |
Ресурсы |
Результаты |
1 |
Формирование инициативной группы |
Сентябрь 2015 г |
Ученики 2 Г класса МАОУ «СОШ № 7», библиотекарь, учитель начальных классов. |
Сформирована инициативная группа
|
2 |
Составление плана работы |
Сентябрь Октябрь 2015 г |
Учитель начальных классов |
Составление плана работы |
3 |
Проведение мониторинга уровня читаемости учеников. Анализ количества посещений школьной библиотеки.
|
Октябрь Ноябрь 2015 г |
Ученики 2 Г класса МАОУ «СОШ № 7», учитель начальных классов, библиотекарь. |
Составление таблиц на основе анализа мониторинга. |
4 |
Коррекция плана работы |
Ноябрь 2015 г |
учитель начальных классов |
Составление плана работы, коррекция. |
Второй этап. Основной.
Деятельность на втором этапе.
№ п/п |
Шаги действия |
Сроки |
Ресурсы |
Результаты |
1 |
Проведение мониторинга по сказкам |
Декабрь 2015 г |
Ученики 2 Г класса МАОУ «СОШ № 7», |
Выявить какие вопросы надо более подробно рассмотреть по теории сказок.
|
2 |
Проведение родительского собрания |
Январь 2016 г |
Родители, библиотекарь, учитель начальных классов.
|
Получены рекомендации по совместному чтению с родителями |
3 |
Провести библиотечные уроки по сказкам |
Январь Февраль Март Апрель 2016 г |
Ученики 2 Г, библиотекарь, учитель начальных классов. |
Овладение приемами анализа сказок |
4 |
Познакомиться с работами иллюстраторов русских народных сказок. Выполнить элементы иллюстрирования сказок. Написать мини-сочинения о своем любимом герое на уроках литературного чтения. Создание кроссвордов. |
Февраль Март Апрель 2016 г |
Ученики 2 Г, учитель начальных классов. |
Изображение любимых героев из сказок. Написание мини-сочинений о своем любимом сказочном герое. Составление кроссвордов с именами героев сказок. |
5 |
Работа инициативных групп |
Май 2016 г Сентябрь –март 2017 года |
1 группа (средний) 2 группа (повышенный) 3 группа (творческий) |
Рисунки, иллюстрации. Составить кроссворд. Выявить различные типы, особенности и структуры сказок. |
Третий этап. Заключительный.
Деятельность на третьем этапе.
«Сделал, что мог, пусть
другие сделают лучше»
И.Ньютон
Шаги действия |
Сроки |
Ресурсы |
Результаты |
Анализ работы инициативных групп
|
Сентябрь -май 2017 года |
Ученики 3 Г, учитель начальных классов.
|
Проектирование и издание сборника сказок |
6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Организация работы с детской книгой в начальной школе - это творческий процесс, он должен быть систематическим, продуманным и деятельным. Для того, чтобы помочь ученикам в начальной школе сделать первые серьёзные шаги в формировании интереса к чтению, чтобы мир книги показался им интересным и разнообразным, мы подробно решили изучить мир сказки. В школе проходят обсуждения прочитанных произведений, обмен книгами, ведение читательских дневников. Можно утверждать, что данный проект будет иметь большое значение для совместной работы учителя и школьной библиотеки.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.