Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Сузопская общеобразовательная школа
Презентация проекта «Семья вместе – и душа на месте»
Автор: Аристова Татьяна Васильевна
учитель начальных классов
2013год
Содержание
· Аннотация
· Пояснительная записка
· Основной материал
· Список литературы
· Приложения
Аннотация
Семья – это самое дорогое и родное, что есть у каждого человека. «Семья – это та самая среда, в которой человек учится, и сам творит добро» - говорил В. А. Сухомлинский.
Данный проект проводится в рамках одного из направлений воспитательной работы школы «Школа в семейном воспитании» и направлен на сохранение и укрепление одного из аспектов психологического здоровья человека – социального.
При реализации проекта «Семья» у учащихся начальных классов формируется понятие о крепкой, дружной семье, о семейных ценностях. В ходе проекта дети отвечают на проблемные вопросы, занимаются поисковой деятельностью, исследуют историю возникновения своей фамилии, рода, узнают традиции своей семьи. Результаты исследований оформляются в виде презентаций, творческих работ. У учащихся формируются духовно-нравственные ценности, повышается чувство гордости за членов своей семьи. В результате изучения родословной у детей с родителями устанавливается тесная связь во взаимоотношениях. Проект рассчитан на детей в возрасте 10-11 лет.
Вопросы, направляющие проект:
Пояснительная записка
Десять веков с момента крещения Руси люди жили по законам духовности и нравственности. Так жила и семья, признававшаяся главной человеческой ценностью.
Что такое семья? Человек рождается на свет, растет, задумывается: «Кто я? Откуда мои корни?» Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную – генеалогическое древо.
С чем можно сравнить радость обретения собственной семьи и горечь ее потери? Можно ли прожить полноценную жизнь, не имея семьи? На эти и другие вопросы пытается дать ответы человек в течение стольких тысячелетий, сколько существует сама планета Земля. Какая она, семья XXI века? Вопрос крайне актуальный для тех, кому совсем скоро предстоит создавать свои семьи.
Все мы говорим о возрождении России, но ведь оно невозможно без возрождения культа семьи.
Данный проект направлен на обеспечение содружества детей и родителей в условиях современных социальных перемен.
Проект исходит из:
1. Признания ведущей роли семьи в воспитании личности ребенка.
2. Обеспечение содружества родителей и детей.
Актуальность и причина появления данного педагогического проекта состоит в том, что в современной общественной ситуации возникла необходимость повышения роли семьи в воспитании школьников. В последние годы мы наблюдаем отсутствие духовного общения родителей с детьми.
В связи с этим мне представилось важным создать такую форму сотрудничества семь и школы, главной особенностью которой является подход, обеспечивающий тесную работу: классный руководитель – ученик – семья для привлечения родителей в процесс воспитания своих детей.
Основная цель проекта: формирование понимания такой базовой общечеловеческой ценности, как семья, важности семьи для человека. Работа над проектом повысит интерес ребенка к семье, ее традициям, будет способствовать воспитанию уважительного отношения к членам семьи, сплочению семьи, классного и школьного коллектива, укреплению социального здоровья всех участников.
После завершения проекта учащиеся приобретут следующие умения:
личностные
§ ученик получит возможность научиться проявлять познавательную инициативу;
§ осознание себя членом семьи, выражающееся в интересе к ее традициям, культуре и желании участвовать в ее делах;
§ определять характер взаимоотношений членов семьи;
§ формировать духовно-нравственные ценности внутри семьи.
метапредметные
· совместно с учителем составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера;
· работать по составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, поиск информации в интернете);
· оформить данные, полученные в ходе исследований в проекте, в виде презентаций, творческих работ;
· воспроизводить в небольшом рассказе-повествовании изученные сведения о своей семье. Родословной.
предметные
· усвоение первоначальных представлений о сущности и особенностях семьи.семейных традиций;
· составлять небольшие тексты о семье. труде, отдыхе, взаимоотношениях членов семьи.
Проектная деятельность ставит каждого члена семьи в позицию активного участника, дает возможность реализовать семейные творческие замыслы, формирует базу информационных знаний. Это ведет к сплочению семьи, развитию коммуникативных навыков детей. Создается обстановка общей увлеченности и творчества. Каждый член семьи вносит посильный вклад в общее дело, выступает одновременно и организатором, и исполнителем, и экспертом деятельности, а значит, берет на себя ответственность за производимое действие.
Таким образом, создается душевный контакт между родителями и детьми, положительный пример старших, здоровый психологический климат в семье, общая увлеченность полезным делом.
Паспорт проектной работы
1. Название проекта:«Семья вместе – и душа на месте»
2. Руководитель проекта: Аристова Татьяна Васильевна
3. Функции руководителя:организатор сотрудничества, консультант, управляющий поисковой работой, помощник
4. Ведущая педагогическая идея: включение всех учащихся класса и их родителей в проектную деятельность творческого характера
5. Возраст учащихся, на который рассчитан проект:10-11 лет
6. Состав проектной группы:
3 класс
Быковская Светлана
Жаркова Екатерина
Колчакова Ксения
Кочкин Евгений
Некрасов Максим
Тарбокова Ольга
Фигель Дмитрий
Родители учащихся, бабушки, дедушки, учитель
7. Тип проекта: творческий
8. Форма работы: внеклассная
9. Продолжительность:2 месяца
10. Форма подведения итогов: презентация проекта
11. Цель проекта:
· формировать нравственную культуру родителей и детей, доброту и взаимопонимание в семьях воспитанников; вовлечение родителей в процесс совместного творчества с детьми
Задачи проекта:
· развивать познавательную активность, мышление, творческое воображение;
· содействовать сплочению родительского коллектива, вовлечению родителей в жизнедеятельность классного сообщества;
· создание условий для осознания школьниками и их родителями значения семейного счастья;
· создать ситуацию сотворчества и сотрудничества детей и родителей.
12. Гипотеза:«Согласье да лад, в семье клад»
13. Вопросы проекта: Что же такое семья?
Что такое родословная?
Кто мы? Откуда мы?
Кто я? Откуда мои корни?
Для чего нужны семейные традиции?
14. Необходимое оборудование: книга об именах «Что в имени твоем?», маршрутные листы, анкеты для детей и родителей, альбомы, краски, цветные карандаши, мультимедийное оборудование, компьютер, интернет, фотоаппарат, магнитофон, принтер, видеокамера, сканер.
15. Аннотация
Десять веков с момента крещения Руси люди жили по законам духовности и нравственности. Так жила и семья, признававшаяся главной человеческой ценностью.
Что такое семья? Человек рождается на свет, растет, задумывается: «Кто я? Откуда мои корни?» Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную – генеалогическое древо.
С чем можно сравнить радость обретения собственной семьи и горечь ее потери? Можно ли прожить полноценную жизнь, не имея семьи? На эти и другие вопросы пытается дать ответы человек в течение стольких тысячелетий, сколько существует сама планета Земля. Какая она, семья XXIвека? Вопрос крайне актуальный для тех, кому совсем скоро предстоит создавать свои семьи.
Все мы говорим о возрождении России, но ведь оно невозможно без возрождения культа семьи.
Данный проект направлен на обеспечение содружества детей и родителей в условиях современных социальных перемен.
Проект исходит из:
3. Признания ведущей роли семьи в воспитании личности ребенка.
4. Обеспечение содружества родителей и детей.
Актуальность и причина появления данного педагогического проекта состоит в том, что в современной общественной ситуации возникла необходимость повышения роли семьи в воспитании школьников. В последние годы мы наблюдаем отсутствие духовного общения родителей с детьми.
В связи с этим мне представилось важным создать такую форму сотрудничества семь и школы, главной особенностью которой является подход, обеспечивающий тесную работу: классный руководитель – ученик – семья для привлечения родителей в процесс воспитания своих детей.
Цель:
- вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс через внедрение проектной деятельности в воспитательную работу.
16.Предполагаемый продукт проекта: презентация проекта
17.Прогнозируемые результаты проекта:
· исследовательские работы детей в виде журналов, альбомов, книжки-малышки, презентации;
· нравственная ориентация на социально-значимые ценности;
· социальное развитие личности через укрепление значимости семьи в обществе, участие в создании продуктов социально-творческой деятельности (поделок, рисунков, альбомов, журналов и т. д.)
· повышение уровня социальной успешности учащихся;
· расширение знаний учащихся по вопросам: семья, родословная, генеалогическое древо и др.;
· снижение риска асоциальных явлений в результате переоценки общечеловеческих ценностей.
18.Этапы работы над проектом
Содержание работы на этапе |
Деятельность учащихся и родителей |
Деятельность учителя |
Организационно-подготовительный этап 1. Выбор темы, постановка цели и задач (через проблемную ситуацию). 2. Составление списка литературы. 3. Изучение необходимой литературы. 4. Подготовка материалов для проведения проекта (анкеты для родителей и детей, алгоритм проведения исследований) 5. Провести родительское собрание с целью знакомства работы над проектом 6. Проведение вводной беседы с целью: · формирование первичного представления об изучаемом объекте; · формирование интереса к данной теме; · создание условий и возможностей для дальнейшей творческой деятельности 7. Оборудование (альбомы, краски, цветные карандаши, мультимедийное оборудование, компьютер, интернет) |
||
|
Обсуждение темы с учителем, получение при необходимости дополнительной информации. |
Предъявление заранее подготовленных карточек для каждого ученика. |
Основной этап
|
||
Подведение учащихся к теме Формулировка задач |
|
Демонстрация учителем презентации |
1. Определение источников информации. 2. Планирование способов сбора и анализа информации. 3. Планирование итогового продукта. Продукт: праздник-презентация проекта. 4. Распределение обязанностей среди членов команды. |
Выработка плана действий (как это можно сделать?). Определение основных методов: · прочитать в книгах, журналах; · посмотреть в интернете; · задать вопросы родителям; · посмотреть по телевизору; · подумать самостоятельно; посетить библиотеку. Формулировка задач
Исследовательская деятельность: -поиск материала об именах; -сбор пословиц о семье; - сбор фотографий; - мини-сочинение «Моя семья»; - поиск старинных документов и вещей, хранящихся в семье; - составление родословной семьи;
|
Выдвижение идей, высказывание предположений, определение сроков работы (поэтапно)
Мини-исследование «Что такое счастливая семья?»
Анкетирование родителей и их детей
Социологический опрос «Какие семейные праздники отмечаете в вашей семье?»
Помощь детям и их родителям |
|
-рисунки детей; |
|
Результаты и выводы |
||
Анализ информации. Формулировка выводов. Оформление результата. |
Анализ информации. Оформление результатов |
Наблюдение, советы |
|
Заключительный этап |
|
Представление результата работы в разнообразных формах
Оценка и самооценка результатов и процесса проектной деятельности |
Защита проекта. Презентация Ответ на главный вопрос проекта
Участие в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок |
Знакомство с готовой работой. Формулировка вопросов как от рядового участника
Оценивание усилий учащихся, креативности мышления, качества использования источников, потенциала продолжения работы по выбранному направлению |
Вывод:
Проанализировав проведенную работу, я пришла к выводу, что народная мудрость, отмечавшая «Вся семья вместе, так и душа на месте», раскрывает сущность, истину – что может быть лучше большой и дружной семьи, где существуют традиции, есть общие интересы и увлечения, разделены обязанности! Семья, где все рады пообщаться и провести семейный досуг, уже сама по себе является талисманом удачи, успеха и самодостаточности.
Проектная деятельность ставит каждого члена семьи в позицию активного участника, дает возможность реализовать семейные творческие замыслы, формирует базу информационных знаний. Это ведет к сплочению семьи, развитию коммуникативных навыков детей. Создается обстановка общей увлеченности и творчества. Каждый член семьи вносит посильный вклад в общее дело, выступает одновременно и организатором, и исполнителем, и экспертом деятельности, а значит, берет на себя ответственность за производимое действие.
Таким образом, создается душевный контакт между родителями и детьми, положительный пример старших, здоровый психологический климат в семье, общая увлеченность полезным делом.
Презентация проекта
«Семья вместе – и душа на месте»
Цель:
v вовлечение родителей в процесс совместного творчества с детьми
Задачи:
v содействовать сплочению родительского коллектива, вовлечению родителей в жизнедеятельность классного сообщества;
v воспитывать нравственную культуру родителей и детей, доброту и взаимопонимание в семьях воспитанников.
v создание условий для осознания школьниками и их родителями значения семейного счастья.
Оборудование:
v выставка рисунков «Мама, папа, дед и я, баба, брат, сестра моя – наша дружная семья»;
v фотовыставка «Загляните в семейный альбом»;
v выставка «Моя родословная»;
v исследовательские работы детей;
v выставка «Семейные реликвии»;
v мультимедийный проектор
Ход праздника
Звучит легкая музыка. На экране проецируются слайды семейных фотографий.
1-й ученик
Добрый день, честной народ!
Приглашаем в хоровод,
Хоровод тот непростой:
Папа, мама, я с сестрой.
2-й ученик
Старший брат, любимый дед,
Охраняющий от бед,
Бабушка – всему душа,
В общем, вся моя семья!
3-й ученик
В этом дружном хороводе
Разговор мы поведем
О родном для нас народе:
О семье, и как живем.
Учитель
- Здравствуйте, дорогие дети! Здравствуйте, уважаемые родители! Очень рада, что мы сегодня собрались в нашем уютном и нарядном классе. Я надеюсь, что на нашем празднике сегодня будет очень тепло…Почему? Послушайте сказку, и вам все станет ясно.
Сказка «Девочка и Ромашка» В. А. Сухомлинского
- дети очень похожи на цветы... Им обязательно нужно быть «чьим-то»: папиными, мамиными, дедушкиными или бабушкиными… Среди сидящих здесь ребят нет «ничейных». Рядом с каждым детским сердечком бьется чье-то взрослое родное сердце, сердце человека – члена твоей семьи….
Семья. Как греет душу это слово! Оно напоминает о ласковом голосе мамы, о заботливой строгости отца. А сколько в слове «семья» загадок и поучительных открытий! Слово «семья» можно разделить. Например, на два слова «семь» и «я». Тогда оно как будто говорит нам: «семья – это семеро таких же, как и я» И правда, в семье все чем-то похожи друг на друга: лицом, голосом, взглядом, нравом и характером. Могут быть увлечения и любимые занятия.
Вы скажете, что не в каждой семье наберется семеро. Верно, но не это важно. Число «семь» издавна считается особенным. Оно неделимо, и как бы напоминает о том, что и семья тоже едина и неделима.
Учитель
- На нашем празднике сегодня присутствует много семей. Кто-то пришел сюда в полном составе, кто-то представляет лишь часть семейства. Но как бы там ни было, каждый человек должен знать об истории своей семьи как можно больше.
Мне очень хотелось, чтобы мои ученики не стали исключением из этого правила.
Вот почему родилась идея этого проекта.
Больше месяца велась исследовательская работа. Думаю, ребятам пришлось немало потрудиться: ведь они побывали и в роли корреспондентов, и в роли художников, и в роли фотографов, и в роли оформителей. Конечно, большую помощь оказали родители. Исследовательские работы приняли форму журналов, альбомов, книжек.
- Итак, начинаем презентацию нашего проекта «Семья вместе – и душа на месте»
Исследовательская работа «Моя семья»
Книжка-малышка в виде парусной лодки, автор – Фигель Дима.
Исследовательская работа «Мой дом – моя семья»
Альбом в виде дома, автор - Жаркова Катя.
Исследовательская работа «Семь «Я»
Книжка-раскладушка, автор – Кочкин Женя.
Учитель
- Что ж, юные исследователи хорошо потрудились. Но знание истории своей семьи совсем не определяет, счастливо или нет живется ее членам. Очень важно быть внимательными друг к другу в самых незначительных мелочах. Проведем небольшое испытание, которое называется «Забавные совпадения»
Конкурс «Забавные совпадения»
Паре, состоящей из одного ребенка и одного взрослого члена семьи, предлагаются одни и те же вопросы. Ребенок выходит из помещения. А взрослому задаются вопросы. После ответов взрослого, приглашается ребенок, и ему задают эти же вопросы. Чем больше совпадений. Тем лучше.
№ 1
1. Какое время года вашему ребенку нравится больше всего?
2. Кто самый лучший друг (подруга) вашего ребенка?
3. Как вы думаете, какой профессией мечтает овладеть ваш ребенок в будущем?
4. Какому подарку, на ваш взгляд, ваш ребенок обрадуется больше всего?
5. Какое самое любимое блюдо?
№ 2
1. Какое самое любимое занятие вашего ребенка?
2. Какая погода нравится больше всего?
3. Как вы думаете, сразу ли ваш ребенок сообщит о том, что он получил двойку?
4. Кого из друзей пригласил бы ваш ребенок на день рождения?
5. Кто самый лучший друг (подруга) вашего ребенка?
№ 3
1. Какая игрушка в младшем возрасте была любимой?
2. Какой современный певец нравится вашему ребенку?
3. Какой любимый предмет в школе?
4. Какие домашние обязанности выполняет (ешь)?
5. Какая форма одежды нравится?
Учитель
- Спасибо всем участникам конкурса за смелость и честность. Мы посмотрели, насколько хорошо вы знаете друг друга. Конкурс показал, что отношения в ваших семьях добрососедские, а члены семьи очень внимательны друг к другу.
Исследовательская работа «О моей семье»
Книга в виде дома, автор – Колчакова Ксения
Исследовательская работа «Семейный альбом»
Книжка-малышка, автор – Тарбокова Ольга
Исследовательская работа «Семья»
Книжка-малышка в виде парусной лодки, автор – Некрасов Максим
Исследовательская работа «Моя семья»
Журнал-летопись, автор – Быковская Света (Презентация )
Учитель
Согласитесь, дорогие гости, как важно не разучиться ценить то, что неподвластно никакой рекламе: любовь, заботу, мамины прикосновения…
Конкурс «Мамины руки»
Учитель
- Если в предыдущем конкурсе мамы узнавали своих детей, то сейчас, наоборот, дети должны найти свою маму по рукам. У участников завязаны глаза. Потрогав руки мам, нужно найти свою.
Учитель
- Молодцы, ребята! Думаю, найти самые-самые родные руки было несложно.
1-й ученик
Очень здорово, когда
Дома папа, мама, я.
2-й ученик
Вместе можно поиграть,
Песню спеть, порисовать.
3-й ученик
Вместе выучить урок,
Мамин вкусный съесть пирог.
4-й ученик
Можно просто погулять,
В гости к бабушке позвать.
5-й ученик
В цирк пойти или в кино,
И куда, мне все равно.
Все
Лишь была бы вместе вся
Наша дружная семья!
Конкурс «Узнай ребенка»
Учитель
Я читаю небольшой рассказ о ребенке. Родители должны узнать, чей это ребенок.
Учитель
Благодарю вас. Вы настолько хорошо знаете своих детей, их привычки, увлечения, что нисколько не сомневались – узнавали своих детей по первым строчкам. И благодарные дети приготовили для вас сюрприз. Для вас ребята исполнят частушки.
Частушки
Мы веселые ребята,
И частушки вам споем.
Коль понравятся куплеты,
Мы еще их пропоем.
Дорогие наши мамы,
Мы всегда гордимся вами,
Умными, спокойными,
Будем вас достойны мы!
Наши папочки веселые
Могут петь, стихи читать,
Ну, а если надо будет,
Могут «Яблочко» сплясать.
Любит музыку мой папа,
От него не отстаю:
Он играет на гармони
А я песенки пою.
Торты, бублики, ватрушки
Все мы любим от души.
Если любишь пироги,
Состряпать бабушку проси.
Папа пишет сочиненье,
Дед решает уравненье –
Все с уроками сидят,
Вот семейный наш подряд!
Деда очень уважаю.
Смело вам могу сказать!
Очень трудные задачи
Будем вместе мы решать.
Мы частушки вам пропели,
Больше делать нечего.
Мы пойдем, а вы сидите
До другого вечера!
Викторина «Семейная азбука»
1. Назовите маму, папу одним словом |
родители |
2. Назовите одним понятием слова: мама, папа, дедушка, бабушка, брат, сестра |
семья |
3. Про кого говорят «Седьмая вода на киселе»? |
про дальних родственников |
4. Назовите по-другому: маму мамы сестру мамы сына тети |
бабушка тетя двоюродный брат
|
5. Что означает слово «фамилия»? |
1) наследуемое семейное наименование, прибавляемое к личному имени; 2) то же, что и семья |
6. У кого на Руси первыми появились фамилии? |
у знатных людей |
7. Как образовывались фамилии? |
по роду деятельности, профессии, по месту жительства |
8. Попробуйте объяснить свою фамилию |
|
9. Как называют детей, родившихся у матери в один день? |
близнецы, двойняшки, тройняшки |
10. Кого называют предками, кого – потомками? |
|
Учитель
А какими же бывают родители? Оказывается, родители бывают двух видов. Так считает поэт М. Шварц и наши дети.
(Стихотворение читают все дети, по строке каждый)
М. Шварц
Какие вы родители
Если вы родители ворчатели, сердители,
Если вы родители ругатели, стыдители,
Гулятьнеотпускатели, собакозапретители,
То, знаете, родители,
Вы просто крокодители.
А если вы, родители ласкатели, хвалители,
Если вы родители прощатели, смешители,
Если разрешители, купители, дарители,
Тогда вы не родители,
А просто восхитители.
Конкурс «Рассуждалки – объяснялки»
Учитель
Дети любят рассуждать. О чем они рассуждают? Послушайте и попробуйте догадаться, о чем пойдет речь? На каждое слово даются по два-три рассуждения. Слово может быть разгадано после первого объяснения. Если затрудняетесь, ребята прочтут вам еще подсказки. Не спешите с ответом, отвечайте, когда будете уверены, что нашли верный ответ. Учтите, значения слов объясняли дети.
· Это бывает в сказке, а иногда и в жизни.
· Так называется все удивительное, волшебное.
· Когда оно совершается, то мы все радуемся.
(чудо)
· Эти люди должны быть очень вежливыми, чтобы их сразу не прогнали.
· Это те, кто пришли, все съели и ушли.
· Они уходят домой грустные, потому что не хотят расставаться, ведь они так хорошо провели день.
(гости)
· Это делают все женщины, чтобы привлечь внимание мужчин.
· Им это нужно, чтобы быть красивыми.
· Она очень дорогая, но женщины все равно ее любят.
· Когда они идут в кино или театр, то все на себя намазывают.
(косметика)
· Бывает у дяди с тетей, у курицы с петухом, у кошки с котятами, когда говорят ласковые слова, гладят по голове, и к себе прижимают.
· У мамы и папы это тоже бывает. Вот, например, купил папа маме собаку. Она собаку полюбила, ходит с ней гулять, ласкает. Это и есть … .
(нежность)
· Они такие маленькие, что их не видно.
· От них можно заболеть.
· Они прячутся под ногтями.
(микробы)
· Она бывает часто и во многих местах.
· Из-за нее приходится тратить время.
· Но если тебе что-то надо, то придется мириться с ней.
· Постоишь, сколько надо, и возьмешь, что хотел.
(очередь)
· От нее нам становится теплее и радостнее.
· Но от трудностей ее остается у людей совсем мало.
· Больше всего ее у бабушек.
· А мамы приходят с работы усталые, и она у них исчезает.
· Дети так нуждаются в ней
(доброта)
Учитель
Именно о бабушках – самых добрых и ласковых, пойдет речь в следующем выступлении.
Сценка «Бабушки и внуки»
Ученица 1. Здравствуй, голубушка моя! Гулять не выйдешь?
Ученица 2. Да что ты, я еще уроки не сделала.
Ученица 1. Какие уроки? Ты что, в детство впала? Ты ж сто лет как школу кончила!
Ученица 2. Да-а? А внуки? Сейчас очень модно делать уроки за внучат.
Ученица 1. Да, я всю жизнь за внуков уроки делаю.
Ученица 2. Правда? Это ты их так балуешь?
Ученица 1. Я не балую! Я сними очень строго. Вот сделаю уроки, а начисто они у меня всегда сами переписывают.
Ученица 2. О, действительно строго!
Ученица 1. Так что если что, меня спрашивай, у меня опыт большой.
Ученица 2.Ну, если не трудно, проверь, как я стихотворение выучила… У лукоморья дуб зеленый, златая цепь на дубе том…
Ученица 1. Так, хорошо.
Ученица 2. И днем, и ночью пес ученый…
Ученица 1. Какой пес? Какой пес?
Ученица 2. Ну, я не знаю, какая у него порода.
Ученица 1. Да не пес, а кот ученый, поняла? Кот.
Ученица 2. А-а, поняла! Я тогда сначала…У лукоморья дуб зеленый, златая цепь на дубе том. И днем, и ночью кот ученый…
Ученица 1. Ну?
Ученица 2. С авоськой ходит в гастроном…
Ученица 1. С какой авоськой? В какой гастроном? Ты где такое видела?
Ученица 2. Ой, ну какая же ты подруга! У меня еще столько уроков, я все перепутала.
Ученица 1. Как ты считаешь, если мы с тобой и дальше так упорно учиться будем, может и в нашу честь какую-нибудь единицу назовут?
Ученица 2. Ее уже назвали.
Ученица 1. Как?
Ученица 2. Кол! Его ставят тем внукам, за кого бабушки делают уроки.
Конкурс «Семейный ансамбль»
Учитель
Приглашаем на конкурс друзей песни.
Как хорошо нам вместе петь
И вместе веселиться.
Ничто не может помешать
Нам сейчас объединиться.
Сейчас мы с вами создадим семейные ансамбли, и важно, чтобы каждый семейный ансамбль пел дружным хором и не ошибался.
Вы должны исполнить известную песню В. Шаинского «Улыбка» по одной строчке. Выстраиваемся, семейные ансамбли, и, как эстафету, передаем песню.
Песня «Улыбка»
От улыбки хмурый день светлей,
От улыбки в небе радуга проснется,
Поделись улыбкою своей
И она к тебе не раз еще вернется.
Припев: И тогда, наверняка, вдруг запляшут облака
И кузнечик запиликает на скрипке,
С голубого ручейка начинается река,
Ну, а дружба начинается с улыбки.
От улыбки солнечной одной
Перестанет плакать самый грустный дождик,
Сонный лес простится с тишиной
И захлопает в зеленые ладоши.
Припев
От улыбки станет всем светлей,
И слону, и даже маленькой улитке,
Так пускай повсюду на земле
Будто лампочки включаются улыбки.
Припев
Учитель
Дорогие участники семейного марафона! Вы успешно участвовали во всех конкурсах, проявили свои самые лучшие качества: были собранными и организованными, проявили выдержку и терпение, показали свои знания, умение мыслить логически, а самое главное, узнали много нового о семье, о быте, семейных ценностях и традициях.
Посмотрите вокруг: сколько интересного вы вместе с детьми приготовили к этому дню. Наши выставки будут работать еще несколько дней, чтобы вы смогли все внимательно прочитать и рассмотреть.
Нашу выставку дополнили исследовательские работы учащихся и (что очень важно) результаты мини-исследования «Счастливая семья». Многие из вас отметили, что счастливая семья – это большая и дружная семья. Об этом же говорится и в стихотворении «Наша дружная семья».
Дети читают стихотворение
Маму очень я люблю.
Папу тоже я люблю.
Мама мне печет коврижки,
Папа мне читает книжки.
Папа, мама, Таня, я –
Наша дружная семья.
Я и бабушку люблю,
Я и дедушку люблю.
Я всегда им помогаю,
Пол мету и пыль стираю.
Мама, папа, братья, я –
Наша дружная семья.
И сестренку я люблю,
И братишку я люблю.
С братом плаваем, ныряем.
Мы с сестрой в снежки играем.
Мама, папа, дед и я,
Баба, брат, сестра моя –
Наша дружная семья!
Учитель
Вот и подошел к концу наш семейный праздник.
Всем вам счастья, мира и добра!
Пусть радость царит в ваших семьях всегда!
Наш класс тоже семья. И у нас тоже, как и в любой семье, сложились свои традиции. Чаепитие – одна из традиций класса. И сегодня мы не будем ее нарушать. Мы будем пить чай. Мы – хозяева, а вы – наши гости. Хозяева, приглашайте гостей к столу!
Гостеприимство – это тоже добрая традиция. Дорогие гости, отведайте наше угощение!
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Сузопская общеобразовательная школа
Исследовательская работа
Жарковой Екатерины
История семьи Жарковых Стариковых
с. Сузоп
2011 год
История развития семьи Жарковых-Стариковых
Я хочу рассказать о своем деде Жаркове Анатолии Дмитриевиче – жителе села Сузоп, механизаторе совхоза «Прогресс», в трудовой книжке, которого всего несколько записей:
1. 16.08.1965г. Назначить учителем труда и физкультуры Ульбинской восьмилетней школы приказ №29 п.4.
2. 04.07.1969 г. Освободить от занимаемой должности в связи с личным заявлением. Приказ №23 от 03.07.1969г.
3. 04.07.1969г. Принять трактористом в совхоз «Прогресс». Приказ №77 от 04.07.1969 г.
4. 03.04.2001г. Уволен по ст.31 КЗОТ РФ (в связи с уходом на пенсию).
Мой дедушка был награжден Орденом Ленина и Орденом Трудового Красного Знамени.
В селе Акол, жила семья Жарковых Дмитрия Александровича 1908 года рождения и Василисы Григорьевны 1912 года рождения. В их семье рос первенец Григорий.
В 1939 году была организована Сузопская МТС имени Чкалова, обслуживала МТС все колхозы, обрабатывая земли весной и проводя уборку осенью.
В селе Ульба организовался колхоз имени «Тельмана», председателем колхоза был Стариков Илларион Ефремович (мой прадедушка), а в селе Акол располагалось отделение колхоза. В Ульбе местные умельцы Поляков Сергей Зиновеевич и Болдыков Василий, по решению правления колхоза закупили и собрали электростанцию и давали свет в селе. Так в таежном селе «зажглась лампочка «Ильича». Свет давали с 5.00 до 10.00 часов утра и вечером с 19.00 до 22.00 часов.
04 апреля 1941 года, в селе АколКислогольского сельского совета, в семье Жарковых, вторым ребенком, родился мальчик, назвали его Анатолием, что значит «восходящий, восточный».
В селе Аколе в 1955 году маленький Толя окончил 4 класса начальной школы, начал учиться в 5 классе в Кислоголе, куда ходил пешком за 15 километров. Учился хорошо. Все вещи и продукты носил сам. Жил в интернате. Очень скучал по дому. В итоге сбежал из школы, так и не окончив 5-й класс.
В 50-х годах в селе Кислогол находилось отделение по откорму крупнорогатого скота, был маслосырзавод, 8-летняя школа, интернат при школе, клуб, магазин, библиотека, больница.
Дедушка пошел работать в колхоз. Работал на ферме, в поле, куда направит бригадир.
Трудились от темна до темна, за трудодни, за палочки. Платили налог – в счет налога сдавали молоко, яйца, шкуры, мясо.
По итогам года получали немного зерна на трудодни, которого не всегда хватало до нового урожая. Имели участки земли, на которых выращивали семечки, зерно, овощи, картошку. Все обрабатывали вручную, в свободное от работы время, а свободного времени практически не было.
Семечки, семена тыквы везли в Кемеровскую область, на санках, по нескольку человек. Продавали за деньги и покупали только самое необходимое.
Лишь только после отмены налога в колхозах стали получать немного денег.
В селе Акол выращивают прекрасную яровую пшеницу, ячмень, озимую рожь, просо, гречиху. Здесь разводят крупный рогатый скот, свиней, птицу. В таёжном селе имеется свой маслосырзавод, пасека, ток для переработки зерна.
Дедушка Толя продолжает трудиться на полях родного совхоза. В 1958 году принят в члены ВЛКСМ. В этом году семью Жарковых постигла страшная беда – первенец Григорий, который 5 лет отслужил в морфлоте, по весне ехал из Акола в Сазу мимо огромной скалы, что возвышалась у дороги. Со скалы сошел снег, Григория задавило.
В 1960 году Анатолия призвали на военную службу СолтонскимРВК.Службу проходил в воинской части 15332 минометчиком, а затем наводчиком стрелкового оружия.
Воинская часть дислоцировалась в Польше. Служил честно, добросовестно, за что неоднократно награждался Почетной грамотой «За успехи в боевой и политической подготовке и активное участие в комсомольской работе».
05 декабря 1963 года демобилизовался. Вернулся в родное село. Всегда мечтал учиться.
Осенью 1963 года поступил в Бочкаревское СПТУ-5 Целинного района, филиал которого находился в селе Солтон, в 30 километрах от дома.
13 октября 1964 года окончил училище, на «хорошо» и «отлично». Очень понравилась Александра Старикова (моя бабушка), с семьей которой были знакомы родители, а отец Александры - Стариков Илларион Ефремович работал председателем колхоза имени «Тельмана», а затем председателем Кислогольского сельского совета. Мать Александры работала продавцом в сельпо. В семье было 7 детей.
Александра после окончания восьмилетней школы, численность учащихся в то время, доходила до 80, работала в интернате, где жили дети из ближних сел, а затем в сельской библиотеке.
Девчушкой помнил еёдедушка, когда уходил на службу, а вернулся и не узнал красавицу. Молоденькая ещё была, но уговорил отца Саши, а без благословления родителей о свадьбе не могло быть и речи.
Сыграли свадьбу. Жили большой дружной семьей, вместе с родителями.
В 1963 году родился первенец – Григорий, в 1969 году – Владимир (мой папа).
Дедушка начал работать учителем труда и физкультуры в Ульбинской восьмилетней школе. Работал добросовестно. 4 июля 1969 года уволился по собственному желанию. Чувствовал, что педагогика - не его призвание.Его тянуло в поле, на простор, где поют птицы, шумит ветер. В этот же день был принят трактористом в совхоз «Прогресс». Был избран секретарем комитета ВЛКСМ, дружил с Быковским Сергеем Леонидовичем, которого в 1973 году наградили медалью «За трудовую доблесть».
Вновь проводится укрупнение мелких населенных пунктов в якобы благоустроенные поселки. Многие небольшие села попали в разряд «неперспективных». Молодежь уезжает, как правило, в города, а в них остаются доживать свой век старики и старухи. Село разъезжалось, многие односельчане и родственники уехали в Кемеровскую область: Мария, сестра Александры. Семья бабушки и дедушки переехала в село Сузоп, где им предоставили квартиру.
Брат и отец Александры в село Н-Ненинка. Отец Стариков Илларион работал комендантом в совхозе «Заря Алтая». Последним из села уехал Суханов КирсантийФатеевич.
В настоящее время от села осталось одно название.
Дедушка продолжает работать на тракторе ДТ-75 в совхозе «Прогресс». Его наставники - Феданин Дмитрий, в 1971 году награжден Орденом Октябрьской революции, Саблин Михаил Иванович, в 1972 году – Орденом Трудового Красного Знамени, Клячин Николай Иванович – в 1972 году Орденом Трудового Красного Знамени. Они всегда помогали не только советом, но и делом. Работали от темна до темна, весной на вспашке, бороновании, севе, летом – косили, сгребали сено, метали зароды, осенью – убирали урожай. Дорога была каждая минута, поэтому не считались со временем. Дедушка рассказывал, что зимой приходилось вставать в 4 часа утра, заводить трактор и ехать за 40 – 50 км за сеном, возвращались лишь на следующий день часа в 4 – 5 вечера. Никогда не считался со временем. Главное в его жизни была – работа. Дома всю работу делали жена, дети, родители.
Дедушка добросовестно трудился не только на тракторе, но и освоил комбайн. Он всегда был передовиком, то есть впереди. За добросовестный труд, за высокие показатели награжден знаком «Победитель социалистического соревнования». 26 января 1976 года Анатолий Дмитриевич награжден орденом Трудового Красного знамени.
Мой дедушка технику знал, любил и чувствовал ее. Имея за плечами огромный опыт, стал обучать парней вождению трактора и сельхозмашин, наставляя, что они не просто трактористы, а, прежде всего, мастера по обработке почвы. Год от года земля стала давать больше хлеба. Этот год стал для Анатолия Дмитриевича орденоносным - 1 октября 1986 года, он награжден Орденом Октябрьской Революции.
А моя бабушка Александра Илларионовна работала кладовщиком в РТП, а затем до самой пенсии, заведующей Сузопской пекарней. Многие жители села и района помнят хлеб, выпеченный в Сузопской пекарне.
Когда дедушка вышел на пенсию, он не смог расстаться со своим другом – трактором ДТ -75, его продали Анатолию Дмитриевичу за 30 тысяч рублей. Даже находясь на заслуженном отдыхе, он помогал родному совхозу в уборке урожая.
Здоровье моего дедушки с каждым годом становилось все хуже и хуже.
16 августа 2010 года перестало биться сердце замечательного человека, передовика, патриота своей Родины, доказавшего, что даже в маленьком таежном селе его труд заметили и отметили высокими наградами
А для меня он был просто дедушкой – добрым, ласковым и любимым. Он ушел из жизни, но род Жарковых продолжают его дети и внуки.
Приложение
Презентация
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.