Чтение утратило свою исключительную роль и превратилось в источник получения информации, что отразилось в снижении количества постоянно читающих людей. Наблюдается рост нечитающей молодёжи, падение библиотечного обслуживания, изменение круга чтения, изменение структуры досуга, из которого уходит чтение и увеличивается время телесмотрения и компьютеромании. Умение читать уже не может считаться способностью, приобретенной в раннем школьном возрасте, и сводиться лишь к овладению техникой чтения. Теперь это постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, т.е. качество человека, которое совершенствуется на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения.
Проект
«Чтение в новом тысячелетии»
МОУ «СосновоОзёрская средняя общеобразовательная школа №1»,
учащиеся 8х классов
Продолжительность проекта 9 мес.
Дата начала проекта – сентябрь
Дата окончания проекта – май
Аннотация
Задача учить понимать, анализировать, истолковывать текст в
знакомой учащимся и незнакомой познавательных ситуациях остается все еще
актуальной. Предстоит большая методическая работа, для осуществления
которой необходимо понимать, что грамотное – в широком смысле слова –
чтение лежит в основе всей деятельности человека как в период его обучения
в школе, так и в будущем. Теперь это постоянно развивающаяся совокупность
знаний, навыков и умений, т.е. качество человека, которое совершенствуется
на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения.
1Раздел 1. Информационная часть проекта
Баторова Виктория Сандаковна
Дата рождения 26.12.1968 г.р.
Должность в проекте – руководитель
Образование – высшее
Основная специальность – учитель русского языка и литературы
Квалификация по направлению проекта – индивидуальнообразовательный
проект по формированию читательской компетентности
2Раздел 2. Содержательная часть проекта
Чтение утратило свою исключительную роль и превратилось в
источник получения информации, что отразилось в снижении количества
постоянно читающих людей. Наблюдается рост нечитающей молодёжи,
падение библиотечного обслуживания, изменение круга чтения, изменение
структуры досуга, из которого уходит чтение и увеличивается время
телесмотрения и компьютеромании.
Среди заданий ЕГЭ по гуманитарным дисциплинам одними из самых
сложных являются задания, связанные с анализом предложенного текста.
Научить школьников вдумчиво читать, извлекать из прочитанного нужную
информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, интерпретировать и
оценивать – важные задачи ряда школьных предметов. Именно эти задания
считаются заданиями повышенного уровня и именно здесь испытывают
затруднения наши ученики.
Обществом в последние десятилетия осознано значение непрерывного
образования, связанного с необходимостью для человека сменить несколько
видов деятельности в течение жизни. Умение читать уже не может считаться
способностью, приобретенной в раннем школьном возрасте, и сводиться лишь
к овладению техникой чтения. Теперь это постоянно развивающаяся
совокупность знаний, навыков и умений, т.е. качество человека, которое
совершенствуется на протяжении всей его жизни в разных ситуациях
деятельности и общения. Из результатов исследования (PISA,
PIRLS)
грамотности чтения следует вывод о необходимости поиска более
разнообразных путей обучения школьников работе с текстами различного
содержания, характера и формата.
Для того чтобы совершенствовать обучение грамотности чтения,
прежде всего необходимо согласиться с широким пониманием этого понятия,
т.е. понять важность использования прочитанного в различных жизненных
ситуациях. Результаты проведенных исследований показали, что в России
существуют большие проблемы в формировании грамотности чтения,
понимаемой в широком смысле слова как способности учащихся к
осмыслению текстов различного содержания и формата и рефлексии на них, а
также к использованию прочитанного в различных жизненных ситуациях, т.е.
наиболее слабое звено – формирование универсальных умений.
3В настоящее время шаг за шагом расширяются понятие грамотности
чтения, вводятся в него такие важные признаки, как способность понимать
«требуемые обществом языковые формы выражения», «использование
письменной информации» для успешного осуществления поставленных
человеком перед собой целей и др. Эти признаки выводят за рамки
буквального понимания процесса чтения и ставят новые задачи.
Цель проекта:
воспитание читательской компетентности (повышение грамотности
чтения);
формирование способности ученика использовать чтение как средство
приобретения новых знаний для дальнейшего обучения (универсальные
умения).
Задачи:
проведение занятий по повышению грамотности чтения: изучение теории
«грамотности чтения» в современном понимании, выполнение заданий в
соответствии с решаемой задачей;
проведение мониторинговых исследований для выявления уровня
качества чтения учащихся 8 классов;
изучение динамики качества чтения исследованных учащихся
Конкретные, ожидаемые результаты проекта:
Количественные показатели:
Количество учащихся – 15
Количество часов (всего) – 68
4Количество семинаров (из них)
Качественные показатели:
повысится качество чтения и понимания текста;
повысится способность ученика использовать чтение как средство
приобретения новых знаний для дальнейшего обучения
Описание проекта: стратегия и механизм достижения поставленных
целей
Подготовительный этап включает изучение материала из различных
источников по повышению грамотности чтения.
Исследовательский этап включает проведение диагностики учащихся с
целью выявления сформированности качества чтения и понимания текста.
Основной этап включает проведение занятий, семинаров по повышению
грамотности чтения.
Оценочный этап:
1.проведение входной, промежуточной и итоговой диагностики
результатов;
2. Изучение динамики качества чтения учащихся
5Планграфик работ на 1 полугодие
№ Предполагаемые действия
Проведение входной диагностики
1
Сроки
Сентябрь
2
3
4
5
6
7
8
9
Анализ входной диагностики
Проведение занятий по повышению грамотности чтения:
сентябрь
в течение
изучение теории «грамотности чтения» в современном
понимании, выполнение заданий в соответствии с
года
решаемой задачей;
Лекция «Что такое грамотность чтения?»
Общая ориентация в содержании текста и понимание его
сентябрь
октябрь
целостного смысла: определение главной темы, общей
цели или назначения текста
Практикум
Лекция «Формирование умения находить информацию в
тексте»
Практикум
Проведение промежуточной аттестации
октябрь
ноябрь
декабрь
декабрь
67