Проект "Географическое краеведение «Тюльпановое дерево»
Оценка 4.7
Исследовательские работы
docx
воспитательная работа +2
6 кл—11 кл +1
13.03.2018
Работа выполнена ученницей 10 класса МОБУ СОШ № 78 г. Сочи Жуковой Валерией, Научный руководитель учитель МОБУ СОШ №78 Говорухина Алёна Александровна,можно использовать на уроках кубановедения в 6 классе или как материал для классного часа. Рассказывается об уникальном памятнике природы "Тюльпановое дерево",которых в таком возрасте два в мире
Жукова Л.docx
Географическое краеведение
«Тюльпановое дерево»
Выполнена ученицей
10 класса МОБУ СОШ № 78 г. Сочи
Жуковой Валерией
Научный руководитель –
учитель МОБУ СОШ №78
Говорухина Алёна Александровна
Сочи ,2015 В конце XIII первой половине XIX в. для религии шапсугов и убыхов было
характерно смешение древних народных верований, христианства и ислама.
Центральное место в ней попрежнему занимали традиционные верования и обряды.
Основными объектами поклонения являлись священные деревья, рощи и леса,
почитаемые могилы, дольмены.
Не обделен внимаем экскурсоводов еще один объект лириодендрон,
простонародное название которого Тюльпанное дерево, так как его цветы
действительно похожи на тюльпаны. Дерево посажено в 1840 году. Сейчас высота его
40 метров, диаметр более трех метров.
О дереве ходит множество легенд. Но меня зантересовал один факт . По
официальной версии это дерево было посажено генералом Николаем Николаевичем
Раевским (младшим) в 1840 году, плотно укоренилась.Однако ее уверенно
опровергают два факта.
Вопервых, биологи оценивают возраст дерева не менее чем в 400 лет (не
сложно посчитать, что если оно посажено в 1840 год было,то ему всего было бы не
более 150 лет ). А,вовторых, – сложно представить, чтобы покоренный народ стал
поклоняться дереву, даже очень красивому, но посаженному завоевателем. И я решила провести свое расследование по этому факту .Конечно, пришлось
обратиться к письменным источникам и вот что я узнала….
После успешного изгнания турок с побережья один из первооткрывателей
Антарктиды М.П. Лазарев предложил царю проект по созданию на побережье сети
фортов для защиты южных рубежей страны и быстрейшего привыкания местных
жителей к условиям Государства Российского. Планто приняли, только вот деньги,
как обычно, разворовали, поэтому вместо мощных укреплений ставились небольшие
фортеции с малыми гарнизонами. Исключение составил лишь Вельяминовский форт,
ставший впоследствии городом Туапсе.
Со дня своего основания в мае 1839 года Головинский форт не раз подвергался
штурмам горцев. Чаще всего на укрепление нападали проживавшие здесь убыхи, один
из самых воинственных кавказских народов. Тем не менее, головинцы раз за разом
отражали нападения врага, которые со временем становились все более
ожесточенными и организованными. Так, 28 ноября 1846 года гарнизон, состоявший
из 600 человек, выдержал штурм 8000 горцев. История сохранила немало
свидетельств и других подвигов защитников Головинского форта
Свое необыкновенное ожесточение в защите устья Шахе они объяснили тем, что
здесь с древних времен существовала священная роща Тагапх, т.е. священный лес .
Почти в каждой долине Черноморского побережья Кавказа имелись священные
деревья и рощи, где почитался культы различных местных божеств. Много священных рощ находились вблизи покинутых убыхских аулов в долинах рек Буу,
Бзыч и других.
В устье Шахе убыхи и шапсуги отстаивали две святыни: древнюю рощу Тагапх и
священный могильный памятник, известный у черкессов под названием «Хан
Кулий»,располагавшийся на приморской террасовой возвышенности, между
долинами Шахе и Субаши . Роща Тхагапх в ходе Кавказской войны прекратила свое
существование, и теперь неизвестно точное расположение могилы адыгского святого
князя Кулия. И самошествующая Ахынова корова, превратившись в предание
старины, более не стремится вверх вдоль реки Шахе. Однако одна из святынь этих
мест все же сохранилась до наших дней. Это исполинское тюльпанное дерево. По
научному – лириодендрон. В европейских языках – лиран. Адыгишапсуги называли
его лерань. В различных источниках, посвященных Сочи, его, как правило, называют
«Лиран Раевского». Сторонники версии, будто этот лиран был посажен именно
Раевским, основываются на том, что в 1840 году им были выписаны в Никитском
ботаническом саду саженцы лириодендрона. Саженцы им действительно были
выписаны и, скорее всего, посажены в районе Головинского форта, однако к дереву
«лерань», которому поклонялись адыги, они имеют лишь косвенное отношение.
Но есть и другие письменные источники ,которые утверждают, что выписаные
саженцы были посаженны в парке нынешнего санатория «Лазурный берег». Такого материала было недостаточно и поэтому я обратилась к старейшим
жителям поселка с просьбай рассказать об истории тюльпанного дерева.
Вот их рассказы.
По словам моей бабушки Марет Сулиевна есть адыгейская легенда о том, как
тюльпанное дерево тут появилось.
В незапамятные времена великий бог Созереш, покровительствующий
животворящим силам Земли, перешел Черное море, ступая по воде как по твердыне с
чудесным посохом. Достигнув суши, он остановился отдохнуть на правом берегу
быстрой полноводной горной реки, которая впадала неподалеку в море. Посох свой
чудесный воткнул он в землю, и пустил тот корни, и зазеленел. Благословил великий
Созереш земли плодородные, что вдохнули жизнь в посох, и пожелал остаться в крае
благословенном, дабы не иссякли щедроты его. С тех пор жители окрестных мест
ухаживают за священным деревом, выросшим из посоха Созереша, ибо верят, что
пока живо дерево не покинет Созереш этих мест, а значит, не покинет их и
живородящая сила земли.
Из слов местной жительницы Лупины Раисы Александровны я услышала другую
легенду:
"Давным давно к реке Шахэ подходили корабли за пресной водой. Во время
пополнения запасов производилась меновая торговля. А затем после небольшого
отдыха корабли уплывали к месту своего назначения.
Однажды один корабль бросил свой якорь не далеко от устья реки Шахэ. Но около
двух недель из корабля на берег никто не сходил, он оставался на месте и не было
никаких признаков к продолжению движения. Это очень удивило и заинтересовало
местных жителей. Тогда старейшины решили послать к кораблю гонца выяснить
причину их остановки и узнать не нужна ли на корабле помощь, которую могли бы
оказать морякам горцы. Возвратился гонец и сообщил, что капитан корабля тяжело заболел и сошёл на берег.
И что он, не надеясь на выздоровление, приказал своей команде стоять до тех пор
пока он не умрёт. После чего его необходимо придать земле, а не выбрасывать в
открытое море на съедение рыбам. После этого только продолжить путь к месту
своего назначения.
Эта новость очень огорчила старейшин и тогда они послали к капитану корабля
своих лучших лекарей и старушкузнахарку. Лекари, осмотрев больного, только
развели руками в бессилии. А старушказнахарка, уверила, что надежда на исцеление
есть и попросила перенести больного в её дом. Сказала:
Надеюсь, что через 10 12 дней он живой и на своих ногах вернётся на корабль.
Так и произошло. Через 12 дней капитан вернулся на свой корабль. В знак своей
благодарности он подарил старушкезнахарке и местным жителям 3 саженца из
своего редкостного и очень ценного груза.
Жители высадили саженцы в устье реки Шахэ. Но до нас уцелело только одно
дерево".
Из рассказа Говорухиной Анны Ильиничны я узнала о том что во времена царской
России дерево было продано в Англию .От дерева до моря копали канал, чтобы по
морю вывезти дерево в другую страну. Я побывала на эксурсиях, где экскурсоводы рассказывают о том, что если человек
виноват перед другим, то непременно должен попросить прощения, стоя возле его
роскошной кроны.
Как видите версий очень много, но я склонна верить легендам .Так как в них, я
считаю ,есть доля правды о происхождении лириодендрона. Другой факт говорит о
том ,что есть тюльпанное дерево в таком возрасте в Северной Америке, что дает мне
право продолжить мои расследования об этом удивительном дереве и дальше.
Возможно, мои расследования займут всю мою жизнь!!!!! Содержание
1.Содержание
2.Введение.
3.Письменные источники об истории
возникновения Головинского форта.
4.Письменые сведения об истории
Тюльпанового дерева.
5.Устные сведения о
Тюльпановом дереве.
6.Заключение.
7.Список используемой литературы
1 стр.
2 стр.
34 стр.
4 стр.
56 стр.
7 стр.
8 стр.
Проект "Географическое краеведение «Тюльпановое дерево»
Проект "Географическое краеведение «Тюльпановое дерево»
Проект "Географическое краеведение «Тюльпановое дерево»
Проект "Географическое краеведение «Тюльпановое дерево»
Проект "Географическое краеведение «Тюльпановое дерево»
Проект "Географическое краеведение «Тюльпановое дерево»
Проект "Географическое краеведение «Тюльпановое дерево»
Проект "Географическое краеведение «Тюльпановое дерево»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.