Материалы проекта "Культура народов Югры" можно использовать на уроках истории в 6 классах, занимающихся по учебнику "История России" под редакцией А.В. Торкунова, в разделе "Народы и государства на территории нашей страны в древности", а также для самостоятельного изучения истории родного края.
Культура народов Югры.docx
Культура народов Югры.
Фольклор коренных народов Югры.
Мир культуры югорских народов удивительно красочный, похожий на северное сияние.
Потребность знать край, в котором живешь, рано или поздно возникает у каждого. Изучать
свой край – значит ежедневно узнавать чтото новое о жизни округа и его многонационального
народа. Изучение фольклора ханты и манси сегодня очень актуально. Эти малочисленные народы
испытывают на себе влияние других народов, населяющих территорию ХМАО Югры. Происходит
утрата самобытности и изменение культуры, поэтому изучение, сохранение культуры народов
Югры это важная составляющая сохранения культуры в целом.
Цели:
формировать представления учащихся о фольклоре коренных народов Югры;
изучить самобытность и уникальность фольклора народов ханты и манси;
формировать бережное отношение к культуре и традициям коренного населения Югры.
Задачи:
научиться чувствовать и понимать образный язык коренных народов севера;
расширить знания и представления о традициях коренных народов севера;
расширить и углубить представления о родном крае, быте, жизни народов ханты и
манси;
развивать наблюдательность, речь, память, творческие способности;
воспитывать умение ценить красоту и богатство родной природы, любовь к родному
краю;
познакомиться с жанрами устного народного творчества ханты и манси;
раскрыть сказочные сюжеты коренного населения Югры;
познакомиться с легендами, сказками и мифами ханты и манси;
проследить, как язычество проявлялось в сказаниях и легендах народов ханты и манси;
познакомиться с творчеством современных литераторов и художников, рассказывающих о
жизни коренных народов Севера.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный:
подборка литературы;
поиск материалов, опираясь на интернет ресурсы;
Основной:
экскурсия в музей;
чтение произведений коренных народов севера (фольклор, авторские);
знакомство с творчеством писателей Югры;
Заключительный:
проведение познавательных бесед из цикла «А знаете ли вы…»;
проведение классного часа «Вороний день»
создание презентаций, видео роликов по теме проекта совместно с родителями.
Методы и приемы реализации проекта: Беседы, чтение произведений о родном крае,
чтение сказок народов ханты и манси, мультимедийные презентации, наблюдения,
экскурсии. Ожидаемый результат: учащийся, имеющий представление о фольклоре коренных
народов Югры, умеющий творчески применять полученные знания (умения, навыки) в
учебной деятельности. Владеющий исследовательскими умениями (умеет наблюдать,
сравнивать, анализировать, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, делать выводы);
владеющий навыками поисковой деятельности; умением выступать перед аудиторией.
Способный организовывать свою деятельность. Любящий родной край. Уважительно
относящийся к культуре коренных народов Югры.
I.
Духовная культура народов Югры (был представлен в 5 классе)
1.Мифологические представления ханты и манси о возникновении жизни на Земле.
2.Представление коренного населения о мире:
а) вера в духов;
б) языческие ритуалы и обряды.
3.Языческий пантеон:
а) главные божества в религиозных представлениях ханты и манси;
б) иерархия главных божеств;
в) божества – покровители Югорской Земли.
4.Два философских взгляда на устройства жизни на Земле:
а) горизонтальное устройство мира;
б) вертикальное устройство мира;
в) связь между слоями жизненного пространства.
II.
Фольклор коренных народов Югры:
1. Жанры устного народного творчества;
2. Сказочные сюжеты;
3. Легенды, сказки, мифы;
III. Список литературы:
1. Анисимкова М «Сказы». Екатеринбург, издательство « Пакрус», 2003г.
2. М, Чучелина Т, Конькова А и др., «Огонь – камень» Сказки народов Тюменского Севера,
Свердловск, Средне Уральское кн. изд.во, 1980, с. 5055.
3. Конькова А. М « Сказки бабушки Аннэ», ГИСТЕЛ ДРУК, А 1031, Вена, 1993г
4. Кузнецова Л. М., Пудикова Л. В «Творчество народов Севера». Нижневартовск, 2001г.
5. Мальцева Э.И. «История изучения мансийского фольклора отечественными
исследователями». ХантыМансийск, 2000.
6. «Сказки народа ханты», состовители: Ковгае Е.Е., Кошкарёва Н.Б., Соловар В.Н., С
Петербург, ТОО «Алфавит», 1995, с. 1214, 4042, 8892.
7. http://russia.rin.ru
8. http://ethnophoto.livejournal.com/
9. http://ethnophoto.livejournal.com/
Проект: "Культура народов Югры"
Проект: "Культура народов Югры"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.