Проект " Логика для малышей" разработан  мною , когда работала воспитателем. Он предназначен для детей младшего дошкольного возраста.  План, занятия- доступны, интересны, познавательны, задания развивают мышление, воображение, память, смекалку,внимание, умение действовать по инструктажу воспитателя, выполнять задания за определенное количество времени.
            
        
        
        
                    
                
                    Проект для младшей группы
«Логика для малышей»
«Без игры нет и не может полноценного
умственного развития. Игра  это
огромное светлое окно, через которое в 
духовный мир ребенка вливается
живительный поток представлений,
понятий. Игра – это, зажигающая огонек
пытливости и любознательности».
В.А. Сухомлинский
Тип проекта: практикоориентированный.
Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрьмай)
Актуальность и проблемность
логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией
развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс,
так   как   полноценное   развитие   логического   мышления   требует   не   только   высокой
активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных
признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах. Процесс
воспитания   и   обучения   ребенка   –   это   взгляд   человечества   в   будущее.   Мы   живем   в
стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, и уже не представляем нашу жизнь
без компьютеров, мобильны телефонов, интернета.
Человеку приходится справляться с огромным количеством творческих задач.
Как научить детей полноценно жить в динамичном, быстро изменяющемся мире?
Решение современных задач все больше требует не узкоспециального, а системного
подхода, умения видеть и проблему в целом, и отдаленные последствия своих действий.
С   самого   раннего   детства   можно   научить   ребенка   системно   думать,   решать
логические   задачи,   придумывать   сказки   и   многое   другое.   Овладев   логическими
операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в
нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте.
Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить
радость и удовлетворение.
Лев Николаевич Толстой говорил о первых годах своей жизни, что именно тогда
приобрел все то, чем теперь живет, и приобрел так много, так быстро, что за всю остальную
жизнь не приобрел и сотой доли того: «От пятилетнего ребенка до меня только один шаг. А
от новорожденного до пятилетнего огромное расстояние».
Знание логики способствует культурному и интеллектуальному развитию личности.
Учитывая это, я решила обратить особое внимание на проблему развития у детей
логического   мышления   посредством   использования   в   работе   логических   упражнений,
дидактических игр, развивающих игр.Основывала я свой выбор по нескольким причинам:
1. Группа детей, с которыми я работаю первый год, показала свою контрастность в
плане общего развития. Некоторые дети значительно опережают своих сверстников.
Они любопытны, пытливы, проявляют большой интерес к новому, неизвестному, при
этом обладая неплохим запасом знаний. Это дети, которым дома уделяется большое
внимание   со   стороны   взрослых.   Такие   ребята,   придя   в   детский   сад,   должны
подниматься   на   более   высокую   ступень,   тренируя   свой   интеллект   в   игровой
деятельности.   Для   этого   педагогу   необходимо   создать   хорошую   развивающую
среду, максимально отвечающую потребностям ребенка.
2. Учитывая   психологические   особенности   детей   младшего   возраста   (начало
формирования   детских   взаимоотношений)   я   уделила   игре   большую   роль   –   роль
сближения   детей   в   работе   парами,   группами.   Итогом   должно   стать   получение
совместных   результатов   деятельности,   ощущение   радости   за   себя   и   своих
сверстников.
Под целью проводимой мною работы, я вижу, прежде всего, овладение
детьми на элементарном уровне некоторыми приемами логического мышления.
Задачи проекта.
Цели и задачи
создать   условия   для   обогащения   чувственного   опыта,   необходимого   для
полноценного восприятия окружающего мира, и накопления сенсорного опыта детей
в ходе предметноигровой деятельности через игры.
способствовать   формированию   умения   ориентироваться   в   различных   свойствах
предметов (цвете, величине, форме, количестве, положении в пространстве и пр.).
способствовать развитию способности наглядного моделирования.
способствовать   воспитанию   первичных   волевых   черт   характера   в   процессе
овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от
поставленной   задачи,   доводить   ее   до   завершения,   стремиться   к   получению
положительного   результата   и   т.д.),   эмоциональноположительное   отношение   к
сверстникам в игре.
способствовать   развитию   сенсорных   способностей,
формированию обследовательских навыков.
  пальцевой   моторики,
Основные принципы проекта:
принцип   занимательности   –   используется   с   целью   вовлечения   детей   в
целенаправленную   деятельность,   формированию   у   них   желания   выполнять
предъявленные требования и стремление к достижению конечного результата.
принцип   новизны   –   позволяет   опираться   на   непроизвольное   внимание,   вызывая
интерес к работе, за счет постановки последовательной системы задач, активизируя
познавательную сферу.
принцип динамичности – заключается в постановке целей по обучению и развития
ребенка, которые постоянно углубляются и расширяются, чтобы повысить интерес и
внимание детей к обучению.
принцип сотрудничества – позволяет создать в ходе продуктивной деятельности,
доброжелательное отношение друг к д
ругу и взаимопомощь.
систематичности   и   последовательности   –   предполагает   ,что   знания   и   умения
неразрывно связаны между собой и образуют целостную систему, то есть учебный
материал усваивается в результате постоянных упражнений и тренировок.
учет   возрастных   и   индивидуальных   особенностей   –   основывается   на   знании
анатомофизиологических   и   психических,
  возрастных   и   индивидуальных
особенностей ребенка.
научностизаключается в формировании у детей системы научных знаний, в анализе
и  синтезе предметов,   выделениях   в нем  важных,  существенных  признаков (цвет,
форма, величина), в выявлении возможных межпредметных связей, в использовании
принятых научных терминов (например, квадрат, прямоугольник, треугольник, круг
и пр.)
Формы и режим проведения занятий
В рамках проекта дети не ограничены в возможностях выражать в играх свои мысли,
чувства,   настроение.   Использование   игровых   методов   и   приемов,   сюжетов,   сказочных
персонажей, вызывает постоянный интерес к игре с геометрическими фигурками.
Деятельность проекта не носит форму «изучения и обучения», а превращается в
творческий процесс педагога и детей. Занятия целиком проходят в форме игры. Игровые
приемы   обеспечивают   динамичность   процесса   обучения,   максимально   удовлетворяют
потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия
и т.п.). Основной упор сделан на применении дидактических игр и игровых упражнений,
которые   могут   проводиться   в   комплексе   и   самостоятельно,   в   зависимости   от   уровня
развития и подготовленности ребенка к восприятию.
В проекте предусмотрено использование различных видов дидактических игр:
 на восприятие формы;
 на целенаправленное развитие восприятия цвета;
 на восприятие качеств величины;
 на количество предметов;
 на развитие речи, мышления;
 на развитие способности действия наглядного моделирования.
Результатом проекта «Логика для малышей» детей следует считать:
 развитие умения выделять в геометрических фигурах одновременно три признака
цвета, формы и величины.
 развитие   способности   классифицировать   геометрические   фигуры   по   заданным
признакам: цвет, форма, величина.
 развитие   способности   действия   наглядного   моделирования,   умения   давать
характеристику геометрических фигур с помощью наглядных моделей.
Предмет проекта: развитие логического мышления.
Объект проекта: дети младшей группы
Участники проекта: дети, родители, воспитатели, психолог.
Проект «Логика для малышей» проходил в 3 этапа:
Подготовительный этап: подбор литературы, диагностика детей, составление календарно
                                       тематического планирования.
Основной этап: реализация с детьми проекта «Логика для малышей» по календарно
                         тематическому планированию.
Итоговый этап: диагностика детей. Подведение итогов.Месяц
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
№
п/п
1
2.1
2.2
2.3
2.4
3.1
3.2
3.3
3.4
4.1
Календарно – тематическое планирование
Тема занятия, цель
Диагностика
«Цвет, классификация по одному признаку».
«Какой это цвет?»
Цель: знакомство с основными цветами: красный, 
синий, желтый
«Что нам привез Мишутка?»
Цель: способствовать развитию умения выделять в 
геометрических фигурах признак цвета, различать и 
называть основные цвета
Игра на внимание «Чего не стало?» и «Что 
изменилось?»
Цель: закреплять умение различать и называть 
основные цвета.
Игра на внимание «Найди пару»
Цель: закреплять умение различать и называть 
основные цвета
«Цвет и форма, классификация по одному 
признаку».
«Какой это формы?»
Цель: способствовать развитию умения различать 
фигуры, выделяя признак формы: круг, квадрат, 
прямоугольник, треугольник.
«Что нам привез Зайчишка?»
Цель: способствовать развитию умения выделять в 
признак формы, различать и называть основные 
геометрические фигуры.
Игра на развитие тактильных ощущений 
«Чудесный мешочек»
Цель: закреплять умение различать и называть 
геометрические фигуры по заданному признаку 
формы, развивать тактильные ощущения.
Игра «Отгадай фигуру»
Цель: способствовать развитию умения давать 
характеристику фигуру по условному обозначению 
(схематическое изображение геометрических фигур).
Игра «Продолжи дорожку»
Цель: закреплять умение различать и называть 
геометрические фигуры, используя схематическое 
изображение геометрических фигур, выполнять 
действия, согласно определенному правилу.4.2
4.3
4.4
5.1
5.2
5.3
5.4
6.1
6.2
«Цвет и форма, классификация по одному 
признаку».
Цель: способствовать развитию умения различать 
фигуры, выделяя признак величины.
«Угости матрешек печеньем»
Цель: способствовать развитию умения различать 
геометрические фигуры по заданному признаку 
величины.
Игра «Укрась елки игрушками»
Цель: способствовать развитию умения различать 
геометрические фигуры по заданному признаку 
величины, выполнять постройки, согласно 
определенному правилу.
«Цвет и форма, классификация по двум 
признакам».
Цель: развивать умение выделять одновременно два 
признака: цвет и форму. Закреплять умение знать и 
называть основные цвета: красный, синий, желтый, 
формы.
«Что лежит в корзинке?»
Цель: способствовать развитию умения выделять 
одновременно два признака формы, различать и 
называть основные геометрические фигуры и их цвет.
Игра «Продолжи дорожку»
Цель: закреплять умение различать и называть 
геометрические фигуры по двум признакам: ЦВЕТ и 
ФОРМА, выполнять действия, согласно 
определенному правилу.
Игра «Построй домик»
Цель: закреплять умение различать и называть 
геометрические фигуры по двум признакам: ЦВЕТ и 
ФОРМА, способствовать развитию конструктивных 
умений, выполнять действия, согласно определенному
правилу.
«Цвет, форма и величина, классификация по трем 
признакам».
«Какого цвета, формы и величины?»
Цель: развивать умение выделять одновременно три 
признака: цвет, форма, величина.
«Садовники»
Цель: способствовать развитию способности действия 
наглядного моделирования, умения расшифровывать 
информацию о свойствах предметов по их знаково
символическим обозначениям, умения выделять 
одновременно три признака геометрических фигур, 
действовать, согласно заданному правилу.
Декабрь
Январь
Февраль6.3
6.4
7.1
7.2
7.3
7.4
8.1
8.2
«Мы – конструкторы»
Цель: способствовать развитию способности 
выполнять конструкции по заданной схеме, умения 
планировать действия, анализировать схему.
«Угадай фигуру»
Цель: способствовать развитию способности действия 
наглядного моделирования, умение расшифровывать 
информацию о свойствах предметов по их знаково
символическим обозначениям.
«Цвет, форма и величина, классификация по трем 
признакам, отрицание (игра с двумя обручами)».
«Угадай фигуру»
Цель: способствовать развитию способности 
наглядного моделирования, умения расшифровывать 
информацию о свойствах предметов по их знаково
символическим обозначениям, предъявленной в явном
виде и неявном виде (на основе отрицания).
«Бусы для мамы»
Цель: способствовать развитию способности 
наглядного моделирования, умения расшифровывать 
информацию о свойствах предметов по их знаково
символическим обозначениям, предъявленной в явном
виде и неявном виде (на основе отрицания).
«Угости мишек печеньем»
Цель: способствовать развитию способности 
наглядного моделирования, умения расшифровывать 
информацию о свойствах предметов по их знаково
символическим обозначениям, предъявленной в явном
виде и неявном виде (на основе отрицания).
«Мы – конструкторы»
Цель: способствовать развитию способности 
выполнять конструкции по заданной схеме, умения 
планировать действия, анализировать схему.
«Цвет, форма и величина, классификация по трем 
признакам, отрицание (игра с тремя обручами)».
«Угадай фигуру»
Цель: способствовать развитию способности 
наглядного моделирования, умения расшифровывать 
информацию о свойствах предметов по их знаково
символическим обозначениям, предъявленной в явном
виде и неявном виде (на основе отрицания).
«Посади цветы на клумбы»
Цель: способствовать развитию способности 
наглядного моделирования, умения расшифровывать 
информацию о свойствах предметов по их знаково
символическим обозначениям, предъявленной в явном
виде и неявном виде (на основе отрицания).
Март
Апрель8.3
8.4
9.1
9.2
9.3
9.4
«Что лишнее?»
Цель: способствовать развитию способности 
классифицировать геометрические фигуры по трем 
признакам.
«Мы – конструкторы»
Цель: способствовать развитию способности 
выполнять конструкции по заданной схеме, умения 
планировать действия, анализировать схему.
«Продолжи ряд»
Программные задачи: закреплять знания детей о 
геометрических фигурах, цвете, величине. Развивать 
мышление. 
«Хоровод»
Цель: способствовать развитию способности 
наглядного моделирования, умения расшифровывать 
информацию о свойствах предметов по их знаково
символическим обозначениям, предъявленной в явном
виде и неявном виде (на основе отрицания)
«Магазин»
Цель: способствовать развитию способности 
наглядного моделирования, умения расшифровывать 
информацию о свойствах предметов по их знаково
символическим обозначениям, предъявленной в явном
виде и неявном виде (на основе отрицания).
«Волшебное дерево»
Цель: способствовать развитию способности 
наглядного моделирования, умения расшифровывать 
информацию о свойствах предметов по их знаково
символическим обозначениям, предъявленной в явном
виде и неявном виде (на основе отрицания).
Май
В   завершении   проекта   проводился   повторный   опрос   детей,   который   показал
положительные результаты проекта.
Результаты опрос – диагностики детей младшей группы.
Начало проекта «Развитие у детей сенсорного восприятия»Завершение проекта «Развитие у детей «Сенсорного восприятия».
Таким образом, на начало проекта было опрошено 25 детей, из которых имели высокий
уровень развития 43%, средний 57%. На конец проекта уровень развития детей составил: с
высоким уровнем 82 % детей, со средним 18%.
Используемая литература:
1. Альтхауз   Д.,   Дум   Э.   Цвет   –   форма   –   количество:   Опыт   работы   по   развитию
познават.   способностей   детей   дошкольного   возраста   /рус.   пер.   под   ред.   В.В.
Юртайкина.М.: Просвещение, 1984.64 е., ил.
2. Е.А. Носова, Р.Л. Непомнящая Логика  и математика для дошкольников. Санкт
Петербург «ДетствоПресс», 200595 с.
3. Афанасьева   И.П.   Маленькими   шагами   в   большой   мир   знаний.   Первая   младшая
группа:   Учебнометодическое   пособие   для   воспитателей   ДОУ.Спб.:   «Детство
Пресс», 2005128 е.: ил.
4. Бондаренко Т.М. Комплексные занятия во второй младшей группе детского сада:
Практическое   пособие   для   воспитателей   и   методистов   ДОУ.Воронеж:
Издательство «Учитель», 2003270 с.5. Венгер Л. А. и др. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет:
Кн. для воспитателя детского сада/Л. А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б., Венгер; Под
ред. Л.А. ВенгераМ.: Просвещение, 1988144 е: ил.
6. Галанова   Т.В.   Развивающие   игры   с   малышами   3   лет/Т.В.   ГалановаЯрославль:
Академия развития, 2007.
7. Кук Дж. Раннее сенсорное развитие малышей. (Перевод с анг.) М.,  1997.
8. Максаков   А.И.,   Тумакова   Г.А.   Учите,   играя:   Игры   и   упражнения   со   звучащим
словом.   Пособие   для   воспитателей   детского   сада   –   2е   изд.,   испр.   и   доп.М:
Просвещение, 1983144 е., ил.
9. Пилюгина   Э.Г.   Занятия   по   сенсонрному   воспитанию   с   детьми   раннего   возраста:
Пособие для воспитателей детского садаМ.: Просвещение ,1983ООО е., ил.
10. Е.А. Янушко «Сенсорное развитие детей раннего возраста»/М.: Мозаика – Синтез,
2010.