Проект логопедического занятия на тему "Согласование имен прилагательных с именами существительными" (3 класс)
Оценка 4.6

Проект логопедического занятия на тему "Согласование имен прилагательных с именами существительными" (3 класс)

Оценка 4.6
Работа в классе
doc
дефектология
3 кл
14.02.2018
Проект логопедического занятия на тему "Согласование имен прилагательных с именами существительными" (3 класс)
Данное занятие разработано для учащихся 3 класса с недостатками письма и чтения, обусловленными общим недоразвитием речи. Его проведение обусловлено наличием дисграфических ошибок в письме учащихся этой группы: ошибки согласования имен прилагательных с именами существительными. Представленное занятие является важным звеном в системе коррекционной работы над устранением лексико-грамматического недоразвития речи и его проявления на письме. Занятие способствует практическому овладению навыками составления словосочетаний, обогащает лексический запас, имеет пропедевтическое значение для последующего усвоения материала по русскому языку: готовит учащихся к усвоению тем «Склонение имен существительных», «Склонение имен прилагательных», «Правописание падежных окончаний имен существительных», «Правописание падежных окончаний имен прилагательных».Логопедическое занятие для учащихся 3-х классов с недостатками письма и чтения, обусловленными общим недоразвитием речи Тема: согласование имен прилагательных с именами существительными в винительном падеже.
согласование имен существительных и имен прилагательных в роде, числе, падеже.doc

Логопедическое занятие для учащихся 3-х классов с недостатками письма и чтения,

обусловленными общим недоразвитием речи

Тема: согласование имен прилагательных с именами существительными в винительном падеже.

 

Этап

Содержание

Обоснование

Учитель-логопед

ученик

1. Организационный момент

 

§ Приветствие.

§ Проверка готовности учащихся к занятию (внешний вид учеников, их рабочая поза, состояние рабочего места).

§ Организация внимания.

§ Оформление записи в рабочих тетрадях.

Ответ на приветствие.

 

Дети должны мобилизоваться, сосредоточиться, сконцентрироваться, настроиться на занятие

 

Ученики делают записи в тетрадях.

Обеспечить нормальную эмоциональную обстановку для работы на уроке и психологически подготовить учащихся к обобщению и предстоящему занятию.

 

Этот этап занятия влияет на формирование ответственного осознанного отношения к учению.

2. Актуализация имеющихся знаний, умений и навыков

 

§ Работа с доской

Прочитайте стихотворение

Вставьте пропущенные окончания.

 

 

 

§ Составление алгоритма

Чтобы проверить правильность выполнения задания, нам нужен план рассуждений

Вспомните шаги нашего плана

Выложите их в нужной последовательности

 

 

 

 

§ Работа со словосочетанием

 Рассуждайте по алгоритму

 

Дети читают стихотворение, вставляют пропущенные окончания.

Приди, Весна, ясн…

Приди, Весна, красн…

Входи, Весна, в каждый дом.

Тебе, Весна, все рады!

 

Один ученик на наборном полотне выставляет карточки алгоритма в нужной последовательности

1.     Прочитайте словосочетание

2.     Найди главное слово

3.     Задай от него вопрос

4.     Ответь на вопрос

5.     Выдели окончание

Ученик у доски  работает со словосочетаниями по отработанному ранее алгоритму.

Активизация имеющихся знаний.

Закрепление  навыков анализа лексического материала.

Введение материала, способствующего определению лексической темы

 

Закрепление навыков составления алгоритма,  рассуждения по алгоритму, формирование регулирующей функции речи

3. Введение в тему

§ Работа по вопросам логопеда

Определите, о каком времени года мы сегодня будем говорить?

Прочитайте еще раз стихотворение

Как вы думаете, когда и зачем люди использовали это стихотворение?

§ Подбор имен прилагательных

Давайте и мы позовем, покличем весну. Для этого нам понадобятся имена прилагательные

 

 

 

 

 

 

§ Работа по вопросам логопеда

 

Что мы сейчас делали?

 

Что получили?

Какой вопрос задавали к имени прилагательному?

Какие окончания имен прилагательных писали?

 

Ученики отвечают на вопросы

 

О весне

 

 

Люди использовали это стихотворение, чтобы позвать весну

 

Ученики подбирают имена прилагательные  и записывают в тетрадь

Зову весну (какую?) теплую

               добрую

               веселую

               ясную

              раннюю

                               звонкую

Ученики отвечают на вопросы логопеда

Подбирали имена прилагательные

Получили словосочетания

Какую?

 

-ую   -юю

 

Формулирование лексической темы

 

 

 

 

 

 

 

Актуализация словаря имен прилагательных

 

 

 

 

 

 

 

Подведение к формулированию темы и цели занятия

 

 

4. Формулирование темы и цели занятия

 

§ Работа по вопросам логопеда

Вы уже, наверняка, догадались, над какой темой мы сегодня будем работать.

Что нас будет интересовать в подобном словосочетании в первую очередь?

 

Дети формулируют тему занятия: «Согласование имен прилагательных с именами существительными»

«Окончания имен прилагательных –ую    -юю»

Постановка темы и цели занятия концентрирует внимание учащихся, помогает сосредоточиться на самом важном в ходе занятия, формирует произвольность деятельности

5. Работа по теме

 

§ Сообщение о русском народном обряде «Закликание весны»  (показ презентации)

Мы с вами придумывали имена прилагательные, чтобы позвать, покликать весну.

В старину на Руси был специальный обряд «Закликание весны»

Обычно, когда люди кликали весну, зиму наоборот …

Давайте и мы будем зиму гнать

 

§ Работа в тетради

Подберите и запишите имена прилагательные с противоположным значением

 

§ Проверка по алгоритму

 

 

§ Работа со словосочетаниями на карточках (устно)

Помогите мне договорить предложение, изменяя словосочетания.

Четко проговаривайте окончания

«Скоро наступит весна, и я увижу…»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§ Пальчиковая гимнастика

Давайте дадим нашим пальцам возможность отдохнуть и выполним специальные упражнения.

 

 

 

 

 

 

§ Сообщение логопеда  о традиции встречать весну в праздничной одежде

     Люди в старину ждали весну с особой надеждою. И потому ее приход был для них настоящим праздником. Все: от мала до велика – наряжались и прихорашивались. Давайте посмотрим, какая одежда была у девушек.

 

§ Работа на карточках

Образуй  имя прилагательное от выделенных существительных

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§ Толкование незнакомых слов

(Демонстрация одежды,

ощупывание материала, из которого она изготовлена)

Объясните значение слова «душегрейка»

Душегрейка  - (устаревшее) женская тёплая кофта со сборками по талии

 

§ Взаимопроверка

Логопед организует взаимопроверку выполненных работ

 

 

 

Дети слушают сообщение логопеда

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученики  дают ответы и делают записи в тетради: 

Прогоню зиму (какую?) холодную

                       злую

                      печальную

                      пасмурную

                      позднюю

                      тихую

Дети работают со словосочетаниями по алгоритму

 

Ученики договаривают предложение, изменяя словосочетания, данные на карточках, четко проговаривая окончания

«Скоро наступит весна, и я увижу…»

Первую проталину

Темную дорогу

Пушистую вербу

Синюю даль

Небесную высь

Сырую землю

Зеленую рощу

Нежную листву

Желтую мать-и-мачеху

Глубокую лужу

Молодую траву

Душистую медуницу 

 

Дети выполняют упражнения для пальцев, сопровождая движения речью

- Галка – копалка, куда ты летала?

- На дальнюю поляну.

- Галка – копалка, что там видала?

- Девицу Ульяну.

 Плетет Ульяна венок из бурьяна.

 

Учащиеся слушают сообщение учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся образуют имена прилагательные, записывают получившиеся слова в карточку

Ульяна любит наряжаться в одежду для праздникапраздничную одежду. Она надевает

юбку из шерсти – шерстяную  юбку

жилетку из бархата – бархатную жилетку

блузу из шёлка – шёлковую  блузу

косынку из пуха – пуховую  косынку

душегрейку из меха - меховую душегрейку

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети обмениваются тетрадями и проверяют написанное, рассуждая по алгоритму

 

 

Активизация мыслительной деятельности и учебной мотивации посредством  проведения электронной презентации

Обогащение представлений детей о народных традициях, расширение их кругозора путем ознакомления с  русским  народным обрядом «Закликание весны»

 

Актуализация словаря антонимов

Формирование навыков согласования имен прилагательных с именами существительными

Закрепление навыков словоизменения, навыков рассуждения по алгоритму

 

 

 

 

Формирование навыков согласования имен прилагательных с именами существительными

Закрепление навыков словоизменения, навыков рассуждения по алгоритму

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Снятие мышечного напряжения

Активизация речевой деятельности путем проведения пальчиковой гимнастики

 

 

 

 

Обогащение представлений учащихся о русских народных традициях

 

 

 

 

 

 

 

Закрепление навыков словообразования: образования относительных прилагательных от имен существительных

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уточнение и расширение словарного запаса через толкование малознакомых слов путем демонстрации образцов одежды

Наглядная демонстрация  тканей

Развитие тактильного восприятия через ощупывание материала

 

Закрепление навыков контроля

Работа в парах положительно влияет на активизацию мыслительной деятельности, на совершенствование умения последовательно излагать свои мысли, на развитие коммуникативных умений

6. Физкультминутка

 

 

 

 

 

§  Физкультминутка,

гимнастика для глаз

                                            

 

Дети выполняют упражнения, сопровождая речь движениями

«Весна–красна, на чем пришла?»

«На жердочке, на бороздочке,

На овсяном колосочке,

На пшеничном пирожочке».

Физкультминутка  снимает мышечное напряжение, стимулирует кровообращение, способствует оптимизации и стабилизации общего тонуса тела, активизации мыслительной деятельности.

7. Закрепление нового материала в самостоятельной речи

 

§ Работа над предикативным планом

Прочитайте слова.

Расположите их в нужной последовательности

 

 

 

 

 

 

§ Работа по вопросам логопеда

О ком пойдет речь?

Придумайте ей имя

Как можно будет озаглавить рассказ?

 

§ Составление предложений по предикативному плану с использованием  словосочетаний на карточках Составьте предложения, опираясь на эти слова. В предложениях используйте словосочетания на карточках

 

 

§  Запись полученных предложений в тетрадь

 

 

 

 

 

 

§ Работа со словосочетаниями

Работаем по цепочке

Прочитайте предложение

Найдите словосочетание имя прилагательное + имя существительное

Рассуждайте по алгоритму

Ученики читают слова, располагают их в нужной последовательности

Посмотрела

Надела

Увидала

Проснулась

Услышала

Стала кликать

Выбежала

 

Ученики отвечают на вопросы

О девочке

Ульяна

Как Ульяна весну встречала

 

 

Дети составляют предложения,   используя словосочетания имя прилагательное + имя существительное

синюю даль

небесную высь

утреннюю капель

звонкую песню

праздничную одежду

на солнечную улицу

Ученики записывают предложения в тетрадь

Как Ульяна весну встречала

      Проснулась Уля рано утром. Посмотрела она в окно и увидала синюю даль да небесную высь.  Услышала Ульяна утреннюю капель и звонкую песню птиц. Надела девочка праздничную одежду. Выбежала Ульянка на солнечную улицу и стала весну  кликать.

 

 

 

Создание ориентировочной основы действий. Задание является подготовительным  этапом дальнейшего построения рассказа. На этом этапе осуществляется программирование последующего изложения путем логического расположения последовательности предикатов

 

Выбор субъекта и темы повествования

 

 

 

Закрепление навыков составления повествовательного рассказа.

Закрепление навыков согласования имен прилагательных с именами существительными в роде, числе, падеже на письме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Закрепление навыков контроля  за результатами деятельности

8. Подведение итогов. Рефлексия.

§ Работа с тестом

Отметьте галочкой  правильный ответ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§ Работа с символами

Овал: ?Нарисуйте на полях символы

          - осталось ощущение, что    

Овал: !            что-то не понятно

           - все было понятно, есть  

             уверенность, что знания  

Овал: …...             по теме твердые

«         - тема кажется непонятной

 Оцените себя.

Нарисуйте лесенку успеха, определите на ней свое место и добавьте «маску настроения»       

    

 

Логопед оценивает работу детей.

Дети дают ответы.

Над какими словосочетаниями мы сегодня работали?

o  прил. + сущ.

o  глагол + сущ.

o  сущ. + сущ.

Какой вопрос задавали, чтобы правильно написать окончание имени прилагательного?

o   Какая?

o   Какую?

o   Какое?

Какие окончания имен прилагательных учились писать?

o   -ая  -яя

o   -ую  -юю

o   -ое -ее

Ученики самостоятельно определяют уровень усвоения материала и отражают его с помощью знакомых символов

 

 

 

 

Учащиеся дают самооценку своей деятельности, настроения, с которым работали  на занятии

 

Возвращение к началу занятия обеспечивает его логическое завершение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формирование навыков самооценки

 

 

 

 

 

 

Объективная оценка знаний, поощрения за работу в процессе всей деятельности.

Вызывание у детей чувства радости и удовлетворения

 

Приложения

 

§ Составление алгоритма

 

Найди главное слово

 

 

Задай от него вопрос

 

 

Ответь на вопрос

 

Выдели окончание

 

 

Прочитайте словосочетание

 

 
 

 

 

 

 


§ Сообщение о русском народном обряде «Закликание весны»  (показ презентации)

    костюм.png                                                             

 

Прихода весны в старину люди всегда ждали с особой надеждой. И чтобы весна поскорее пришла, существовал в старину обряд. Назывался он «Закликание весны»

 

Слово «закликать» или «кликать» означало «звать». Дело в том, что к явлениям природы в старину люди относились как к живым. Поэтому считалось, что зима не уйдет, если ее не попросишь. Да и весна не придет сама, пока не позовешь.

 

Закликали весну закличками. На утренней зорьке те, кто пошустрей, залазали на деревья, крыши домов, взбирались на пригорки и начинали кликать.

 
 

 

 

 

 

 

 

 


§ Сообщение логопеда  о традиции встречать весну в праздничной одежде

 

Приход весны  был для людей  настоящим праздником. Все: от мала до велика – наряжались и прихорашивались. Давайте посмотрим, какая одежда была у девушек.

 

 
сарафан (2).jpeg                                                                                                костюм Тверь.jpg

                     

 

ДУШЕГРЕЙКА

Вид женской одежды. Праздничные душегреи вышивались золотыми нитями, иногда цветным бисером, декорировались бахромой.

 
душегрея (1).jpg                                                                                     понева.jpg

ПОНЕВА

Обычно род шерстяной юбки длиной до щиколоток.

 Понева, в отличие от сарафана, была элементом чисто народного костюма.

 

САРАФАН

Русская женская

крестьянская одежда,

род платья без рукавов

 

 
                                                                                      

 

      

САРАФАН – русская женская

крестьянская одежда,

род платья

 без рукавов

(или со вшитыми рукавами)

и с застёжкой спереди

 

 
                                                                       



Логопедическое занятие для учащихся 3-х классов с недостатками письма и чтения, обусловленными общим недоразвитием речи

Логопедическое занятие для учащихся 3-х классов с недостатками письма и чтения, обусловленными общим недоразвитием речи

Работа со словосочетанием

Работа со словосочетанием

Какие окончания имен прилагательных писали?

Какие окончания имен прилагательных писали?

Работа со словосочетаниями на карточках (устно)

Работа со словосочетаниями на карточках (устно)

Сообщение логопеда о традиции встречать весну в праздничной одежде

Сообщение логопеда о традиции встречать весну в праздничной одежде

Объясните значение слова «душегрейка»

Объясните значение слова «душегрейка»

Работа по вопросам логопеда

Работа по вопросам логопеда

Найдите словосочетание имя прилагательное + имя существительное

Найдите словосочетание имя прилагательное + имя существительное

Подведение итогов. Рефлексия. §

Подведение итогов. Рефлексия. §

Сообщение логопеда о традиции встречать весну в праздничной одежде

Сообщение логопеда о традиции встречать весну в праздничной одежде
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.02.2018