Логопедическое занятие для учащихся 3-х классов с недостатками письма и чтения, обусловленными общим недоразвитием речи Тема: согласование имен прилагательных с именами существительными в винительном падеже.
|
|||
Этап |
Содержание |
Обоснование |
|
Учитель-логопед |
ученик |
||
1. Организационный момент
|
§ Приветствие. § Проверка готовности учащихся к занятию (внешний вид учеников, их рабочая поза, состояние рабочего места). § Организация внимания. § Оформление записи в рабочих тетрадях. |
Ответ на приветствие.
Дети должны мобилизоваться, сосредоточиться, сконцентрироваться, настроиться на занятие
Ученики делают записи в тетрадях. |
Обеспечить нормальную эмоциональную обстановку для работы на уроке и психологически подготовить учащихся к обобщению и предстоящему занятию.
Этот этап занятия влияет на формирование ответственного осознанного отношения к учению. |
2. Актуализация имеющихся знаний, умений и навыков
|
§ Работа с доской Прочитайте стихотворение Вставьте пропущенные окончания.
§ Составление алгоритма Чтобы проверить правильность выполнения задания, нам нужен план рассуждений Вспомните шаги нашего плана Выложите их в нужной последовательности
§ Работа со словосочетанием Рассуждайте по алгоритму
|
Дети читают стихотворение, вставляют пропущенные окончания. Приди, Весна, ясн… Приди, Весна, красн… Входи, Весна, в каждый дом. Тебе, Весна, все рады!
Один ученик на наборном полотне выставляет карточки алгоритма в нужной последовательности 1. Прочитайте словосочетание 2. Найди главное слово 3. Задай от него вопрос 4. Ответь на вопрос 5. Выдели окончание Ученик у доски работает со словосочетаниями по отработанному ранее алгоритму. |
Активизация имеющихся знаний. Закрепление навыков анализа лексического материала. Введение материала, способствующего определению лексической темы
Закрепление навыков составления алгоритма, рассуждения по алгоритму, формирование регулирующей функции речи |
3. Введение в тему |
§ Работа по вопросам логопеда Определите, о каком времени года мы сегодня будем говорить? Прочитайте еще раз стихотворение Как вы думаете, когда и зачем люди использовали это стихотворение? § Подбор имен прилагательных Давайте и мы позовем, покличем весну. Для этого нам понадобятся имена прилагательные
§ Работа по вопросам логопеда
Что мы сейчас делали?
Что получили? Какой вопрос задавали к имени прилагательному? Какие окончания имен прилагательных писали?
|
Ученики отвечают на вопросы
О весне
Люди использовали это стихотворение, чтобы позвать весну
Ученики подбирают имена прилагательные и записывают в тетрадь Зову весну (какую?) теплую добрую веселую ясную раннюю звонкую Ученики отвечают на вопросы логопеда Подбирали имена прилагательные Получили словосочетания Какую?
-ую -юю
|
Формулирование лексической темы
Актуализация словаря имен прилагательных
Подведение к формулированию темы и цели занятия
|
4. Формулирование темы и цели занятия
|
§ Работа по вопросам логопеда Вы уже, наверняка, догадались, над какой темой мы сегодня будем работать. Что нас будет интересовать в подобном словосочетании в первую очередь? |
Дети формулируют тему занятия: «Согласование имен прилагательных с именами существительными» «Окончания имен прилагательных –ую -юю» |
Постановка темы и цели занятия концентрирует внимание учащихся, помогает сосредоточиться на самом важном в ходе занятия, формирует произвольность деятельности |
5. Работа по теме
|
§ Сообщение о русском народном обряде «Закликание весны» (показ презентации) Мы с вами придумывали имена прилагательные, чтобы позвать, покликать весну. В старину на Руси был специальный обряд «Закликание весны» Обычно, когда люди кликали весну, зиму наоборот … Давайте и мы будем зиму гнать
§ Работа в тетради Подберите и запишите имена прилагательные с противоположным значением
§ Проверка по алгоритму
§ Работа со словосочетаниями на карточках (устно) Помогите мне договорить предложение, изменяя словосочетания. Четко проговаривайте окончания «Скоро наступит весна, и я увижу…»
§ Пальчиковая гимнастика Давайте дадим нашим пальцам возможность отдохнуть и выполним специальные упражнения.
§ Сообщение логопеда о традиции встречать весну в праздничной одежде Люди в старину ждали весну с особой надеждою. И потому ее приход был для них настоящим праздником. Все: от мала до велика – наряжались и прихорашивались. Давайте посмотрим, какая одежда была у девушек.
§ Работа на карточках Образуй имя прилагательное от выделенных существительных
§ Толкование незнакомых слов (Демонстрация одежды, ощупывание материала, из которого она изготовлена) Объясните значение слова «душегрейка» Душегрейка - (устаревшее) женская тёплая кофта со сборками по талии
§ Взаимопроверка Логопед организует взаимопроверку выполненных работ
|
Дети слушают сообщение логопеда
Ученики дают ответы и делают записи в тетради: Прогоню зиму (какую?) холодную злую печальную пасмурную позднюю тихую Дети работают со словосочетаниями по алгоритму
Ученики договаривают предложение, изменяя словосочетания, данные на карточках, четко проговаривая окончания «Скоро наступит весна, и я увижу…» Первую проталину Темную дорогу Пушистую вербу Синюю даль Небесную высь Сырую землю Зеленую рощу Нежную листву Желтую мать-и-мачеху Глубокую лужу Молодую траву Душистую медуницу
Дети выполняют упражнения для пальцев, сопровождая движения речью - Галка – копалка, куда ты летала? - На дальнюю поляну. - Галка – копалка, что там видала? - Девицу Ульяну. Плетет Ульяна венок из бурьяна.
Учащиеся слушают сообщение учителя
Учащиеся образуют имена прилагательные, записывают получившиеся слова в карточку Ульяна любит наряжаться в одежду для праздника – праздничную одежду. Она надевает юбку из шерсти – шерстяную юбку жилетку из бархата – бархатную жилетку блузу из шёлка – шёлковую блузу косынку из пуха – пуховую косынку душегрейку из меха - меховую душегрейку
Дети обмениваются тетрадями и проверяют написанное, рассуждая по алгоритму
|
Активизация мыслительной деятельности и учебной мотивации посредством проведения электронной презентации Обогащение представлений детей о народных традициях, расширение их кругозора путем ознакомления с русским народным обрядом «Закликание весны»
Актуализация словаря антонимов Формирование навыков согласования имен прилагательных с именами существительными Закрепление навыков словоизменения, навыков рассуждения по алгоритму
Формирование навыков согласования имен прилагательных с именами существительными Закрепление навыков словоизменения, навыков рассуждения по алгоритму
Снятие мышечного напряжения Активизация речевой деятельности путем проведения пальчиковой гимнастики
Обогащение представлений учащихся о русских народных традициях
Закрепление навыков словообразования: образования относительных прилагательных от имен существительных
Уточнение и расширение словарного запаса через толкование малознакомых слов путем демонстрации образцов одежды Наглядная демонстрация тканей Развитие тактильного восприятия через ощупывание материала
Закрепление навыков контроля Работа в парах положительно влияет на активизацию мыслительной деятельности, на совершенствование умения последовательно излагать свои мысли, на развитие коммуникативных умений |
6. Физкультминутка
|
§ Физкультминутка, гимнастика для глаз
|
Дети выполняют упражнения, сопровождая речь движениями «Весна–красна, на чем пришла?» «На жердочке, на бороздочке, На овсяном колосочке, На пшеничном пирожочке». |
Физкультминутка снимает мышечное напряжение, стимулирует кровообращение, способствует оптимизации и стабилизации общего тонуса тела, активизации мыслительной деятельности. |
7. Закрепление нового материала в самостоятельной речи
|
§ Работа над предикативным планом Прочитайте слова. Расположите их в нужной последовательности
§ Работа по вопросам логопеда О ком пойдет речь? Придумайте ей имя Как можно будет озаглавить рассказ?
§ Составление предложений по предикативному плану с использованием словосочетаний на карточках Составьте предложения, опираясь на эти слова. В предложениях используйте словосочетания на карточках
§ Запись полученных предложений в тетрадь
§ Работа со словосочетаниями Работаем по цепочке Прочитайте предложение Найдите словосочетание имя прилагательное + имя существительное Рассуждайте по алгоритму |
Ученики читают слова, располагают их в нужной последовательности Посмотрела Надела Увидала Проснулась Услышала Стала кликать Выбежала
Ученики отвечают на вопросы О девочке Ульяна Как Ульяна весну встречала
Дети составляют предложения, используя словосочетания имя прилагательное + имя существительное синюю даль небесную высь утреннюю капель звонкую песню праздничную одежду на солнечную улицу Ученики записывают предложения в тетрадь Как Ульяна весну встречала Проснулась Уля рано утром. Посмотрела она в окно и увидала синюю даль да небесную высь. Услышала Ульяна утреннюю капель и звонкую песню птиц. Надела девочка праздничную одежду. Выбежала Ульянка на солнечную улицу и стала весну кликать.
|
Создание ориентировочной основы действий. Задание является подготовительным этапом дальнейшего построения рассказа. На этом этапе осуществляется программирование последующего изложения путем логического расположения последовательности предикатов
Выбор субъекта и темы повествования
Закрепление навыков составления повествовательного рассказа. Закрепление навыков согласования имен прилагательных с именами существительными в роде, числе, падеже на письме.
Закрепление навыков контроля за результатами деятельности |
8. Подведение итогов. Рефлексия. |
§ Работа с тестом Отметьте галочкой правильный ответ
§ Работа с символами Нарисуйте на полях символы - осталось ощущение, что что-то не понятно - все было понятно, есть уверенность, что знания по теме твердые « - тема кажется непонятной Оцените себя. Нарисуйте лесенку успеха, определите на ней свое место и добавьте «маску настроения»
Логопед оценивает работу детей. |
Дети дают ответы. Над какими словосочетаниями мы сегодня работали? o прил. + сущ. o глагол + сущ. o сущ. + сущ. Какой вопрос задавали, чтобы правильно написать окончание имени прилагательного? o Какая? o Какую? o Какое? Какие окончания имен прилагательных учились писать? o -ая -яя o -ую -юю o -ое -ее Ученики самостоятельно определяют уровень усвоения материала и отражают его с помощью знакомых символов
Учащиеся дают самооценку своей деятельности, настроения, с которым работали на занятии
|
Возвращение к началу занятия обеспечивает его логическое завершение
Формирование навыков самооценки
Объективная оценка знаний, поощрения за работу в процессе всей деятельности. Вызывание у детей чувства радости и удовлетворения |
Приложения
§ Составление алгоритма
|
|
|
|
||||||||||
|
|||||||||||||
§ Сообщение о русском народном обряде «Закликание весны» (показ презентации)
|
|
|
||||||
§ Сообщение логопеда о традиции встречать весну в праздничной одежде
|
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.