Данный проект связан с экспериментированием дошкольников ( подобрана картотека опытов). Для детей наиболее доступны и результативны наглядные методы обучения, когда ребенок имеет возможность самостоятельно обнаруживать какие-то законы природы.
Очень важно помогать детям обогащать собственный познавательный опыт, поддерживать в них инициативность, пытливость, самостоятельность.
Проект «Маленькие исследователи».
Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений
окружающего мира и как никогда экспериментирование является одной из
актуальных проблем современности.
Эксперимент обогащает память ребёнка, активизирует его мыслительные процессы,
включает в себя активные поиски решения задач, т. е. экспериментирование является
хорошим средством интеллектуального развития дошкольников.
С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: летним
днем они видят солнце и ощущают теплый ветер; зимой чувствуют, как мороз
пощипывает щеки. Собирают камни, рисуют на асфальте мелом, играют с песком и
водой — предметы и явления неживой природы входят в их жизнедеятельность,
являются объектами наблюдений и игры.
В природе все взаимосвязано: растения, животные, почва, реки, воздух и др.
находятся в неразрывном единстве — живая природа не может обходиться без
неживой. У человека связь с неживой природой еще сильнее, чем у растений и
животных. Люди нуждаются в свежем воздухе, для жизни и хозяйства им необходима
вода.
Типология проекта: проект носит интегрированный характер – включает в себя
исследовательскотворческую, познавательную и практическую деятельность.
Сроки реализации: долгосрочный – 6 месяцев.
Участники проекта: дети среднего дошкольного возраста (45 лет, родители
воспитанников, воспитатели).
Цель проекта:
1. Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать,
развивать познавательный интерес у детей в процессе экспериментирования.2. Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка
дошкольного возраста средствами эксперимента.
Задачи проекта:
• формировать у детей дошкольного возраста способность видеть многообразие мира
в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
• поддерживать у детей инициативу,
самостоятельность.
сообразительность,
пытливость,
Актуальность:
Актуальность в том, что в образовательном процессе совместная деятельность
воспитателя и детей в современной педагогике рассматривается как основа методов
обучения и воспитания детей, направленных на результат. При этом взаимодействие
с природой складывается из общения ребёнка с взрослыми, в ходе которого
происходит интеграция видов деятельности через введение новых, через изменение
содержания, методов и средств обучения, при этом педагог выступает инициатором.
I. Подготовительный (мотивационный, информационнонакопительный).
1. Подготовка к работе педагогов.
• Определение проблемы, цели и задач проекта.
• Изучение литературы, подбор материала для выполнения экспериментальных
работ.
• Выявление знаний детей о предметах и явлениях в неживой природе.
• Подборка рассказов, картин, иллюстраций по теме “Опыты, экспериментирование
для дошкольников”.
• Подготовка дидактического и практического материала для проведения опытов.2. Сотрудничество с родителями.
• Привлечение родителей к участию в мероприятиях в рамках проекта:
• Подборка иллюстраций, картин; сбор информации.
• Создание совместных с детьми альбомов по проведению опытов.
• Подбор материалов.
II. Практический.
Формы организации.
Использование бесед, наблюдений; посещение аквамодуля; просмотр презентаций;
Д\И, чтение художественной литературы; проведение опытовэкспериментов с водой,
снегом, льдом; с воздухом; с песком и глиной.
Работа с родителями.
Беседа необходимости расширять и закреплять полученные знания о природе.
Консультация о том, какие опыты с водой, со снегом можно провести в домашних
условиях.
Беседа о том, какие эксперименты с песком и глиной можно проводить в домашних
условиях.
Изготовление буклетов.
III. Обобщающий.
1. Оценка реализации проекта детьми: беседа “Что мы хотели узнать, что мы узнали
и сделали, для чего? ”.
2. выставка работ детей;
3. изготовление книжки малютки «Мы экспериментируем»Ожидаемые результаты:
Для детей:
1. Дети овладеют способами практического взаимодействия с окружающей средой.
2. соответственно возрасту детей формируются познавательная активность и
интерес, самостоятельность, креативность, инициатива.
Для педагогов: Обобщение педагогического опыта, внедрение инновационных
технологий и новых форм работы по детскому экспериментированию.Беседа: «Что мы знаем о природе?»
Цель: Определить уровень первичных представлений детей о природе, природных
объектах
Опыт: «Узнаем, какая вода» Цель: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха,
текучая); подвести детей к обобщению «чистая вода – прозрачная», а «грязная –
непрозрачная»
Опыт: «Разноцветные капельки»
Цель: Выявить свойства воды: в воде растворяются некоторые вещества; вода
прозрачная, но может менять свою окраску, запах, когда в ней растворяются
окрашенные пахучие вещества.
Опыт: «Движение воздуха».
Цель: обнаружить движение воздуха в природе; предложить детям доказать с
помощью предметов, что вокруг нас есть воздух.
Опыт: «Поиграем с ветерком».
Цель: познакомить детей с одним из свойств воздуха движением; движение воздуха
это ветер.
Опыт: «Что в пакете? ».
Цель: выявить свойства воздуха, сравнить свойства воды и воздуха.
Опыт: «Песчаный конус».
Цель: показать свойство песка сыпучесть.
Опыт: «Свойства мокрого песка».Цель: познакомить детей со свойствами песка; показать детям, что мокрый песок
лепится, а сухой рассыпается; что на солнце мокрый песок становится сухим.
Опыт: «Глина, ее качества и свойства»
Цель: научить узнавать предметы, сделанные из глины, определять качество глины
(мягкость, пластичность, степень прочности) и свойства (мнется, бьется, размокает)
Опыт: «Где вода? »
Цель: выявить, что песок и глина поразному впитывают воду.
Опыт: «Испытатели».
Цель: показать детям сходства и отличия свойств песка и глины;
"Наблюдение за водой в природе"
Цель: дать возможность детям убедиться в том, что вода в природе бывает в разных
состояниях (водоём, ручей, лужица).
П/и «Ручеек»
Цель: развивать двигательную активность, координацию движения, внимание, учить
последовательности.
Д/и "Плыви кораблик"
Цель: дать представление о том, что тяжёлые предметы тонут, а лёгкие плавают.
Эстафета «Кто быстрее принесет воду»
Цель: развивать двигательную активность, координацию движения, учить
действовать по правилам, закрепить игры эстафеты.
Трудовая деятельность.
"Напоим цветы водой"
Цель: дать представление о том, что без воды всё живое погибает, цветы и растения
засыхают, теряют листья.
Д/и «Поймай рыбку»Цель: развивать мелкую моторику, ловкость, внимание, закрепить свойства воды.
Опыт: «Движение воздуха».
Цель: обнаружить движение воздуха в природе; предложить детям доказать с
помощью предметов, что вокруг нас есть воздух.
Игры на развитие органов дыхания:
«Кто дольше сможет подуть на листики? », «Кораблики».
Цель: закрепить силу движения воздуха на предметы, развивать органы дыхания,
внимание.
Опыт: «Поиграем с ветерком».
Цель: познакомить детей с одним из свойств воздуха движением; движение воздуха
это ветер.
П/и «Ветерок»
Цель: развивать двигательную активность, координацию движения, учить играть,
соблюдая правила игры.
Опыт: «Что в пакете? ».
Цель: выявить свойства воздуха, сравнить свойства воды и воздуха.
Игрыэстафеты: «Кто быстрее надует шарик», «Волшебные мыльные пузыри».
Цель: учить делиться на две команды, болеть за своих участников, учить выявлять
свойства воздуха.
Опыт: «Песчаный конус».
Цель: показать свойство песка сыпучесть.
Д/и «Найди игрушку»
Цель: развивать мелкую моторику, внимание, учить определять на ощупь.
Д/и «Нарисуй солнышко»
Цель: учить рисовать сухим песком, закрепить свойства сухого песка, развивать
мелкую моторику.
Опыт: «Свойства мокрого песка».Цель: познакомить детей со свойствами песка; показать детям, что мокрый песок
лепится, а сухой рассыпается; что на солнце мокрый песок становится сухим.
Д/ и «Нарисуй лето» рисование на мокром песке.
Цель: закрепить свойства мокрого песка, развивать мелкую моторику, воображение,
вспомнить характерные признаки лета.
Конструирование. Постройки из мокрого песка «Детская площадка».
Цель: развивать воображение, учить придавать форму предметам, обыгрывать
постройку, закрепить свойства мокрого песка.
Опыт: «Глина, ее качества и свойства»
Цель: научить узнавать предметы, сделанные из глины, определять качество глины
(мягкость, пластичность, степень прочности) и свойства (мнется, бьется, размокает)
Опыт: «Где вода? »
Цель: выявить, что песок и глина поразному впитывают воду.
Опыт: «Испытатели».
Цель: показать детям сходства и отличия свойств песка и глины.