Проект «Маленькие исследователи» (дошкольное образование).

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 25.02.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данный проект связан с экспериментированием дошкольников ( подобрана картотека опытов). Для детей наиболее доступны и результативны наглядные методы обучения, когда ребенок имеет возможность самостоятельно обнаруживать какие-то законы природы. Очень важно помогать детям обогащать собственный познавательный опыт, поддерживать в них инициативность, пытливость, самостоятельность.
Иконка файла материала Проект «Маленькие исследователи»..docx
Проект  «Маленькие исследователи».   Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего   мира   и   как   никогда   экспериментирование   является   одной   из актуальных проблем современности.   Эксперимент обогащает память ребёнка, активизирует его мыслительные процессы, включает в себя активные поиски решения задач, т. е. экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников.    С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: летним днем   они   видят   солнце   и   ощущают   теплый   ветер;   зимой   чувствуют,   как   мороз пощипывает щеки. Собирают камни, рисуют на асфальте мелом, играют с песком и водой  —  предметы  и   явления   неживой   природы   входят   в  их   жизнедеятельность, являются объектами наблюдений и игры.    В   природе   все   взаимосвязано:   растения,   животные,   почва,   реки,   воздух   и   др. находятся   в   неразрывном   единстве   —   живая   природа   не   может   обходиться   без неживой.   У   человека   связь   с   неживой   природой   еще   сильнее,   чем   у   растений   и животных. Люди нуждаются в свежем воздухе, для жизни и хозяйства им необходима вода.    Типология   проекта:   проект   носит   интегрированный   характер   –  включает   в  себя исследовательско­творческую, познавательную и практическую деятельность.   Сроки реализации: долгосрочный – 6 месяцев.  Участники   проекта:   дети   среднего   дошкольного   возраста   (4­5   лет,   родители воспитанников, воспитатели).   Цель проекта:   1.   Развитие   наблюдательности,   умение   сравнивать,   анализировать,   обобщать, развивать познавательный интерес у детей в процессе экспериментирования.2. Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка дошкольного возраста средствами эксперимента.   Задачи проекта:   • формировать у детей дошкольного возраста способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей; •   поддерживать   у   детей   инициативу,   самостоятельность.    сообразительность,   пытливость,  Актуальность: Актуальность     в   том,   что   в   образовательном   процессе   совместная   деятельность воспитателя и детей в современной педагогике рассматривается как основа методов обучения и воспитания детей, направленных на результат. При этом взаимодействие с   природой   складывается   из   общения   ребёнка   с   взрослыми,   в   ходе   которого происходит интеграция видов деятельности через введение новых, через изменение содержания, методов и средств обучения, при этом педагог выступает инициатором.   I. Подготовительный (мотивационный, информационно­накопительный).   1. Подготовка к работе педагогов.   • Определение проблемы, цели и задач проекта.    •   Изучение   литературы,   подбор   материала   для   выполнения   экспериментальных работ.   • Выявление знаний детей о предметах и явлениях в неживой природе.   • Подборка рассказов, картин, иллюстраций по теме “Опыты, экспериментирование для дошкольников”.  • Подготовка дидактического и практического материала для проведения опытов.2. Сотрудничество с родителями.   • Привлечение родителей к участию в мероприятиях в рамках проекта:  • Подборка иллюстраций, картин; сбор информации.   • Создание совместных с детьми альбомов по проведению опытов.   • Подбор материалов.   II. Практический.   Формы организации.  Использование бесед, наблюдений; посещение аква­модуля; просмотр презентаций; Д\И, чтение художественной литературы; проведение опытов­экспериментов с водой, снегом, льдом; с воздухом; с песком и глиной. Работа с родителями.  Беседа необходимости расширять и закреплять полученные знания о природе.   Консультация о том, какие опыты с водой, со снегом  можно провести в домашних условиях.   Беседа о том, какие эксперименты с песком и глиной можно проводить в домашних условиях.  Изготовление буклетов.  III. Обобщающий.   1. Оценка реализации проекта детьми: беседа “Что мы хотели узнать, что мы узнали и сделали, для чего? ”.  2. выставка работ детей;  3. изготовление книжки ­ малютки «Мы экспериментируем»Ожидаемые результаты:  Для детей:  1. ­ Дети овладеют способами практического взаимодействия с окружающей средой.    2.   ­   соответственно   возрасту   детей   формируются   познавательная   активность   и интерес, самостоятельность, креативность, инициатива.    Для   педагогов:   Обобщение   педагогического   опыта,   внедрение   инновационных технологий и новых форм работы по детскому экспериментированию.Беседа: «Что мы знаем о природе?»   Цель: Определить уровень первичных представлений детей о природе, природных объектах  Опыт: «Узнаем, какая вода» Цель: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, текучая); подвести детей к обобщению «чистая вода – прозрачная», а «грязная – непрозрачная»  Опыт: «Разноцветные капельки»   Цель:   Выявить   свойства   воды:   в   воде   растворяются   некоторые   вещества;   вода прозрачная,   но   может   менять   свою   окраску,   запах,   когда   в   ней   растворяются окрашенные пахучие вещества.   Опыт: «Движение воздуха».   Цель:   обнаружить   движение   воздуха   в   природе;   предложить   детям   доказать   с помощью предметов, что вокруг нас есть воздух.   Опыт: «Поиграем с ветерком».  Цель: познакомить детей с одним из свойств воздуха ­ движением; движение воздуха ­ это ветер.   Опыт: «Что в пакете? ».  Цель: выявить свойства воздуха, сравнить свойства воды и воздуха.   Опыт: «Песчаный конус».  Цель: показать свойство песка ­ сыпучесть.   Опыт: «Свойства мокрого песка».Цель: познакомить детей со свойствами песка; показать детям, что мокрый песок лепится, а сухой рассыпается; что на солнце мокрый песок становится сухим.   Опыт: «Глина, ее качества и свойства»  Цель: научить узнавать предметы, сделанные из глины, определять качество глины (мягкость, пластичность, степень прочности) и свойства (мнется, бьется, размокает)   Опыт: «Где вода? »  Цель: выявить, что песок и глина по­разному впитывают воду.   Опыт: «Испытатели».  Цель: показать детям сходства и отличия свойств песка и глины; "Наблюдение за водой в природе"  Цель: дать возможность детям убедиться в том, что вода в природе бывает в разных  состояниях (водоём, ручей, лужица).  П/и «Ручеек»  Цель: развивать двигательную активность, координацию движения, внимание, учить  последовательности.  Д/и "Плыви кораблик"  Цель: дать представление о том, что тяжёлые предметы тонут, а лёгкие плавают.   Эстафета «Кто быстрее принесет воду»  Цель: развивать двигательную активность, координацию движения, учить  действовать по правилам, закрепить игры эстафеты.  Трудовая деятельность.   "Напоим цветы водой"  Цель: дать представление о том, что без воды всё живое погибает, цветы и растения  засыхают, теряют листья.   Д/и «Поймай рыбку»Цель: развивать мелкую моторику, ловкость, внимание, закрепить свойства воды.   Опыт: «Движение воздуха».  Цель: обнаружить движение воздуха в природе; предложить детям доказать с  помощью предметов, что вокруг нас есть воздух.   Игры на развитие органов дыхания:  «Кто дольше сможет подуть на листики? », «Кораблики».  Цель: закрепить силу движения воздуха на предметы, развивать органы дыхания,  внимание.   Опыт: «Поиграем с ветерком».  Цель: познакомить детей с одним из свойств воздуха ­ движением; движение воздуха ­ это ветер.   П/и «Ветерок»  Цель: развивать двигательную активность, координацию движения, учить играть,  соблюдая правила игры.   Опыт: «Что в пакете? ».  Цель: выявить свойства воздуха, сравнить свойства воды и воздуха.   Игры­эстафеты: «Кто быстрее надует шарик», «Волшебные мыльные пузыри».  Цель: учить делиться на две команды, болеть за своих участников, учить выявлять  свойства воздуха.    Опыт: «Песчаный конус».  Цель: показать свойство песка ­ сыпучесть.   Д/и «Найди игрушку»  Цель: развивать мелкую моторику, внимание, учить определять на ощупь.   Д/и «Нарисуй солнышко»  Цель: учить рисовать сухим песком, закрепить свойства сухого песка, развивать  мелкую моторику.   Опыт: «Свойства мокрого песка».Цель: познакомить детей со свойствами песка; показать детям, что мокрый песок  лепится, а сухой рассыпается; что на солнце мокрый песок становится сухим.   Д/ и «Нарисуй лето» рисование на мокром песке.   Цель: закрепить свойства мокрого песка, развивать мелкую моторику, воображение,  вспомнить характерные признаки лета.   Конструирование. Постройки из мокрого песка «Детская площадка».  Цель: развивать воображение, учить придавать форму предметам, обыгрывать  постройку, закрепить свойства мокрого песка.    Опыт: «Глина, ее качества и свойства»  Цель: научить узнавать предметы, сделанные из глины, определять качество глины  (мягкость, пластичность, степень прочности) и свойства (мнется, бьется, размокает)  Опыт: «Где вода? »  Цель: выявить, что песок и глина по­разному впитывают воду.   Опыт: «Испытатели».  Цель: показать детям сходства и отличия свойств песка и глины.