МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 9 СТ. БАТУРИНСКОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БРЮХОВЕЦКИЙ РАЙОН
Проект
« Мир, в котором я живу»
(для детей младшего школьного возраста)
учителя начальных классов
Негляд Натальи Ильиничны
Пояснительная записка.
Данный проект - это поиск новых подходов, нового содержания, новых форм и новых решений в воспитании у детей младшего школьного возраста нравственности. В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в кризисе экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Продолжается разрушение института семьи. Смещение акцентов в развитии маленьких детей в сторону ранней интеллектуализации, не способствуют духовному развитию, в погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное развитие маленького человека, без которых все накопленные знания могут оказаться бесполезными. И как результат этого - эмоциональная, волевая и духовная незрелость. В настоящее время семейное воспитание находится в стадии кризиса. Причинами кризиса современной семьи и семейного воспитания является рекламирование СМИ образцов низкопробной культуры, разгул бескультурья, распущенности, эгоизма и насилия, поэтому у детей искажены представления о милосердии, великодушии, доброте, справедливости, патриотизме, гражданственности.
Вид проекта: развивающий, информационно-познавательный, творческий.
Продолжительность: долгосрочный ( сентябрь 2015г.- май 2016г.)
Участники проекта:
Цель: Сохранение нравственного здоровья детей младшего школьного возраста, приобщение их к нравственным ценностям, возрождение лучших традиций семейного воспитания.
Гипотеза. Если планировать воспитательный процесс в соответствии с проектом данной программы, обращаясь к традициям отечественного образования и воспитания, то это значительно повысит эффективность воспитательной работы по нравственному воспитанию детей, повысит компетентность педагогов, детей, родителей, расширит воспитательное пространство и обеспечит активный выход на социум.
Актуальность программы определяется потребностью общества в нравственном воспитании как необходимом элементе сохранения и дальнейшего развития социума. В старшем дошкольном возрасте происходит начало осознанного восприятия мира. Поэтому этот возраст является одним из благоприятных периодов воспитания, в котором закладываются основные принципы гуманности. «Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребёнке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление к идеалам добра и правды и, наконец, постепенное образование твёрдой и свободной воли»,- писал Н.И.Пирогов.
Задачи:.
· На основе сотрудничества семьи и школы воспитать личность, стремящуюся к доброте, способную противостоять злу.
· Становление первоначальных нравственных ценностей у детей: почтения и уважение к родителям, товарищам и окружающим, к окружающему миру, к своему здоровью.
· Снижение уровня агрессивности, заболеваемости
· Повышение значения семейных ценностей, знание семейных традиций, истории и культуры своего края, Отечества.
· Повышение общественной роли семьи как первого наставника ребёнка в нравственном воспитании.
Система нравственного воспитания включает следующие направления:
· формирование потребности в здоровом образе жизни;
· формирование нравственности дошкольников через отношение к литературе, средствам массовой информации;
· эстетическое развитие детей;
· сотрудничество семьи и школы;
· обращение к традициям и ценностям своего народа;
· гуманное отношение к окружающему миру;
· любовь к родной семье, родному дому, к Родине;
· уважение к людям разных национальностей;
· уважение к государственной символике (гимну, флагу, гербу Российской Федерации).
Этапы проекта:
1 этап – подготовительный (1 блок - «Давайте познакомимся», 2 блок - «Все красивое - от природы, доброе – от человека»)
2 этап – основной (3 блок-«Моя дружная семья», 4 блок-« Здоровый образ жизни»)
3 этап- заключительный (5 блок - «Где труд там и счастье», 6 блок - «Я – россиянин»)
Основное содержание проекта:
Программа включает в себя 6 блоков:
«Мир, в котором я живу» |
1 блок: «Давайте познакомимся» |
2 блок: «Все красивое - от природы, доброе – от человека» |
3 блок: «Моя дружная семья» |
4 блок: « Здоровый образ жизни» |
5 блок: «Где труд там и счастье»
|
6 блок : «Я – россиянин»
|
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
№ |
Наименование блока |
Задачи |
Формы работы |
1. |
«Давайте познакомимся!» |
Диагностика детей, их родителей о нравственных ценностях. Изучение семей, семейных традиций, взаимоотношений в семье. |
-тестирование; -анкетирование; -опрос; -творческие работы; -педагогические наблюдения; -беседы. |
2. |
«Все красивое - от природы, доброе – от человека» |
-раскрытие нравственной стороны познания окружающего мира, его богатства, красоты и разнообразия; - воспитание чувства ответственности по отношению к природе, понимание взаимосвязи живой и неживой природы; - формирование средствами предметов художественно-эстетического цикла нравственную личность, способную отличать внешнюю красоту от внутренней, стремящуюся к гармонии . |
- чтение художественной литературы; - этические беседы; - совместные экскурсии, - часы общения; - творческие работы; - проекты; - выставки; - семейные чтения; - семейные посиделки. |
3. |
«Моя дружная семья» |
- Формирование ценностного отношения к семье, её традициям; - воспитание почтения и любви к родителям и окружающим; - расширение представлений о близких людях, о предках, их вкладе в прошлое и настоящее своего края, Отечества; - повышение компетентности родителей в нравственном воспитании - знакомство с историей своей родословной, составление генеалогического древа |
-беседы; - часы общения; - семейные праздники; - посиделки; - походы; - дни именин и дни рождения; - совместные выставки; - творческие встречи; - индивидуальные консультации; - дни открытых дверей; - практикум для родителей и т.д. - работа родительского клуба «Наш малыш», «Счастливая семья». |
4. |
«Здоровый образ жизни» |
- формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни и привитие навыков ответственного отношения к нему; - профилактика вредных привычек; - на примерах семьи, средствами художественно-эстетического цикла воспитывать нравственную личность, стремящуюся к правде, добру, красоте внутренней и внешней. |
- совместные прогулки; - кроссы; - спортивные соревнования; - праздники; - беседы-практикумы; - походы; - эстафеты; - турниры; - акции; - встречи; - Дни здоровья и т.д. |
5. |
«Где труд - там и счастье» |
-формирование ценности знания, ориентированного на идею педагогики сотрудничества; - воспитание положительного отношения к труду как важной ценности, развитие потребности в творческом труде; |
- организация самообслуживания; - беседы; - конкурсы; - встречи с интересными людьми; - деловые игры; - ролевые игры; - выставки и др. |
6. |
«Я – россиянин» |
- воспитание любви к родному краю, чувства благоговения к святыням, уважения к защитникам Отечества; - знакомство с изменениями в общественно-политической жизни страны, развитие чувства патриотизма; - развитие личности гражданина, защитника Родины, ответственного отношения к семье, к людям; - поддержка стремления семьи к духовному росту, к высшим духовным ценностям, реализующимся в служении ближним, обществу, Отечеству. |
- знакомства с подвигами святых и героев своей Земли; - встречи с ветеранами войн; - этические беседы; - встречи с семьями; - конкурсы, - обсуждение мультфильмов и т.д. - посещение музея |
Ожидаемые результаты:
Педагог:
· повышение профессионального мастерства, компетенции;
· повышение эффективности воспитательной работы по нравственному воспитанию детей;
· расширит воспитательное пространство и обеспечит активный выход на социум;
Дети:
Обучающиеся имеют представления:
Родители:
· сотрудничают в тесном контакте со школой и другими учреждениями по формированию нравственных ценностей удетей
· воспитанию чувства благоговения к святыням;
· воспитывают любовь и почтение к дому, семье, близким, и окружающим, бережное отношение к окружающему миру;
· являются примером в стремлении к духовному росту, к высшим духовным ценностям, реализующимся в служении ближним, обществу, Отечеству;
· понимают, что только семья, как первый наставник ребёнка, может воспитать в детях нравственные ценности.
Тематическое планирование: «Мир, в котором я живу»
1 блок: «Давайте познакомимся» |
|
Работа с детьми |
Работа с родителями |
Беседа: «Кто Я?» , « В мире вежливых слов» |
-анкетирование; -тестирование; -опрос; -индивидуальные беседы |
Дидактическая игра «Моя семья» |
|
Беседа «Каким я хочу быть» |
|
Дидактическая игра « Что такое хорошо, что такое плохо» |
|
Конкурс рисунков: «Мойдодыр» |
|
Конкурс стихов: «Полезные стихи» |
|
2 блок: «Все красивое - от природы, доброе – от человека» |
|
«Поговорим о доброте» |
- выставка творческих работ «Добрые дела» - семейные чтения книг о добре и зле, о взаимопомощи и взаимовыручке - акция доброты: сбор книг для детей инвалидов
|
«Мы все нужны друг другу» |
|
« Не оставляй друга в беде» |
|
«Доброта» |
|
«Учись оказывать помощь» |
|
«Доставляй людям радость добрыми делами» |
|
3 блок: «Моя дружная семья» |
|
«Гостям всегда рады» |
- семейные праздники; - посиделки; - походы; - дни именин и дни рождения; - совместные выставки; - творческие встречи; - индивидуальные консультации; - дни открытых дверей; - практикум для родителей и т.д. - работа родительского клуба «Наш малыш», «Счастливая семья». - акция « Моя родословная» |
«Дом, в котором я живу» |
|
«Моя дружная семья» |
|
«Моя родословная» |
|
4 блок: « Здоровый образ жизни» |
|
«Здоровая и вкусная еда» |
- совместные прогулки; - кроссы; - спортивные соревнования; - праздники; - беседы-практикумы; - походы; - эстафеты; - турниры; - встречи; - Дни здоровья и т.д. |
«Вредные привычки» |
|
«Волшебные точки» |
|
«Я прививок не боюсь…» |
|
«Если хочешь быть здоровым, закаляйся!» |
|
5 блок: «Где труд там и счастье» |
|
«Трудолюбивый человек всегда прекрасен» |
- организация самообслуживания; - беседы; - конкурсы; - встречи с интересными людьми; - деловые игры; - ролевые игры; - выставки - организация экскурсий на работу родителей |
«Пословицы о труде» |
|
« Все профессии нужны, все профессии важны» |
|
« Любовь к труду у всех на виду» |
|
« Мы - модельеры» |
|
6 блок: «Я – россиянин» |
|
«Мы маленькие дети на большой планете» |
- экскурсии в музеи; - знакомства с подвигами святых и героев своей Земли; - встречи с ветеранами войн; - этические беседы; - встречи с семьями; - конкурсы, - обсуждение мультфильмов и т.д. - посещение музея |
«Наша Родина - Россия» |
|
«Мой край» |
|
«Защитники нашей Родины» |
|
«Наши космонавты» |
|
«Этот День Победы». |
Литература:
1. Азбука нравственного воспитания: Пособие для учителя./ Под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой.- М.: Просвещение, 1997;
2. Богданова О.С., Петрова В.И. Методика воспитательной работы в начальных классах/ - М.: Просвещение, 1980;
3. Воспитание личности школьника в нравственной деятельности: Метод. рекомендации/ Ом. гос. пед. ин-т им. Горького. - Омск: ОГПИ, 1991;
4. Даведьянова Н.С. О понимании духовности в современном обществе./ Православная педагогика: Традиции и современность. – Сборник лекций и докладов ВГПУ, 2000;
5. Давыдова Н.В. Мастера: Книга для чтения по истории православной культуры.- М.: Издательский дом «Покров», 2004;
6. Измайлова А.Б. Православная педагогическая мысль о почитании родителей (русские народные традиции воспитания)/ Православная педагогика: Традиции и современность. – Сборник лекций и докладов ВГПУ, 2000;
7. Карпов И.А. Азбука нравственного воспитания/ М.: Просвещение,1979;
8. Макаренко А.С. Книга для родителей./ - М.: «Педагогика», 1988;
9. Орехов Д. Святые места России.-С-Пб.: Издательский дом «Новый проспект», 1999;
10. Сурова Л. В. - Православная педагогика как общественное и духовное явление.
11. Священник Алексий Уминский – Размышления о школе и детях.
12. 16. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения/ М.: «Педагогика», 1988;
13. Энциклопедия семейного воспитания и обучения - протоиерей А.И. Маляревский.
14. С.О.Николаева. Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками. Гуманитарный издательский центр «Владос», Москва,2005;
15.Т.Л.Мирилова Воспитание хороших манер. Издательско-торговый дом «Корифей».Влогоград,2009;
16.О.Н.Демидова. Будьте вежливы всегда.Воронеж,2009.
17. Урок доброты: Комплект наглядных пособий для дошкольных учреждений и начальной школы. Сост. Фесюкова И.С. – Х.: Издательство «Ранок», 2007.
18. Соломенникова О.А. Основные и дополнительные программы ДОУ: метод. пособие, 2 изд. М: Айрис- пресс: Айрис- дидактика, 2007
19. И.Я. Гусев. Этикет от А от Я.Минск,1992.
20.М.Ходаков. Как не надо себя вести. М.: Молодая гвардия, 1979.
Отчёт о реализации образовательного проекта
«Мир, в котором я живу»
Руководитель – Негляд Наталья Ильинична
Вид проекта: развивающий, информационно-познавательный, творческий.
Продолжительность: долгосрочный ( сентябрь 2009г.- май 2010г.)
Участники проекта:
Дети.
Педагог.
Родители.
Социум.
Цель: Сохранение нравственного здоровья детей младшего школьного возраста, приобщение их к нравственным ценностям, возрождение лучших традиций семейного воспитания.
Гипотеза. Если планировать воспитательный процесс в соответствии с проектом данной программы, обращаясь к традициям отечественного образования и воспитания, то это значительно повысит эффективность воспитательной работы по нравственному воспитанию детей, повысит компетентность педагогов, детей, родителей, расширит воспитательное пространство и обеспечит активный выход на социум.
В соответствии с гипотезой, был составлен план воспитательной работы на 2009-2010 учебный год, в соответствии с которым велась работа в 1-а классе. В процесс были вовлечены, наряду с классным руководителем, родители, педагог-психолог, социальный педагог, школьный библиотекарь, работники местного музея, руководители кружков.
На I этапе проводилась:
- диагностика детей, их родителей о нравственных ценностях;
- изучение семей, семейных традиций, взаимоотношений в семье.
Для реализации использовались следующие формы:
-тестирование;
-анкетирование;
-опрос;
-творческие работы;
-педагогические наблюдения;
-беседы.
Результатом данной работы стало:
-Написание аналитической справки. К работе были подключены педагог-психолог и социальный педагог.
-Беседа: «Кто Я?» , « В мире вежливых слов» -Дидактическая игра «Моя семья» -Беседа «Каким я хочу быть» -Дидактическая игра « Что такое хорошо, что такое плохо» -Конкурс рисунков: «Мойдодыр» -Конкурс стихов: «Полезные стихи» |
II этап ставил перед собой задачи:
-раскрытие нравственной стороны познания окружающего мира, его богатства, красоты и разнообразия;
- воспитание чувства ответственности по отношению к природе, понимание взаимосвязи живой и неживой природы;
- формирование средствами предметов художественно-эстетического цикла нравственную личность, способную отличать внешнюю красоту от внутренней, стремящуюся к гармонии .
Для реализации использовались следующие формы:
- чтение художественной литературы;
- этические беседы;
- совместные экскурсии,
- часы общения;
- творческие работы;
- проекты;
- выставки;
- семейные чтения;
- семейные посиделки.
Результатом данной работы стало:
- выставка творческих работ «Добрые дела»
- семейные чтения книг о добре и зле, о взаимопомощи и взаимовыручке
- акция доброты: сбор книг для детей инвалидов
Классные часы о дружбе, доброте
III. Одним из важнейших направлений – сохранение семейных традиций
- Формирование ценностного отношения к семье, её традициям;
- воспитание почтения и любви к родителям и окружающим;
- расширение представлений о близких людях, о предках, их вкладе в прошлое и настоящее своего края, Отечества;
- повышение компетентности родителей в нравственном воспитании
- знакомство с историей своей родословной, составление генеалогического древа.
Работа проводилась посредством следующих мероприятий:
- семейные праздники;
- посиделки;
- походы;
- дни именин и дни рождения;
- совместные выставки;
- творческие встречи;
- индивидуальные консультации;
- дни открытых дверей;
- практикум для родителей и т.д.
- работа родительского клуба «Наш малыш», «Счастливая семья».
- акция « Моя родословная»
IV. Пропаганда здорового образа жизни – неотъемлемая часть воспитательного процесса.
Поставленные задачи
- формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни и привитие навыков ответственного отношения к нему;
- профилактика вредных привычек;
- на примерах семьи, средствами художественно-эстетического цикла воспитывать нравственную личность, стремящуюся к правде, добру, красоте внутренней и внешней
Решались через:
- совместные прогулки;
- кроссы;
- спортивные соревнования;
- праздники;
- беседы-практикумы;
- походы;
- эстафеты;
- турниры;
- встречи;
- Дни здоровья и т.д.
V. Уважение к труду
-формирование ценности знания, ориентированного на идею педагогики сотрудничества;
- воспитание положительного отношения к труду как важной ценности, развитие потребности в творческом труде;
Результатом работы по данному направлению стало:
- организация самообслуживания;
- беседы;
- конкурсы;
- встречи с интересными людьми;
- деловые игры;
- ролевые игры;
- выставки
- организация экскурсий на работу родителей
- тематические классные часы
VI. воспитание патриота – важнейшая задача семьи и школы
Поставленные задачи:
- воспитание любви к родному краю, чувства благоговения к святыням, уважения к защитникам Отечества;
- знакомство с изменениями в общественно-политической жизни страны, развитие чувства патриотизма;
- развитие личности гражданина, защитника Родины, ответственного отношения к семье, к людям;
- поддержка стремления семьи к духовному росту, к высшим духовным ценностям, реализующимся в служении ближним, обществу, Отечеству.
Решались через:
- экскурсии в музеи;
- знакомства с подвигами святых и героев своей Земли;
- встречи с ветеранами войн;
- этические беседы;
- встречи с семьями;
- конкурсы,
- обсуждение мультфильмов и т.д.
Разработанный и внедрённый мной уже с первого класса педагогический проект, принёс свои результаты:
работа над проектом способствовала активному сотрудничеству с семьей, установлению партнерских отношений, сплочению классного коллектива, коллектива учащихся и родителей, сплочению семей. Дети осознали значимость своей работы, расширили свой кругозор. У них развился интерес к истории страны, семьи, семейным традициям, родословной, появилась гордость за своих предков, желание быть не хуже, ответственность перед ними, чувство любви и уважения к родителям. Кроме того, дети в классе стали более дружными и получили навыки бесконфликтного общения.
Данный проект был предложен для обсуждения на конкурсе проектов в МБОУ СОШ№9 и получил Диплом I степени.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.