Проект на тему: «Роль православия в возрождении современного казачества»
Оценка 4.8

Проект на тему: «Роль православия в возрождении современного казачества»

Оценка 4.8
Исследовательские работы
docx
религиоведение
7 кл
26.06.2019
Проект на тему: «Роль православия в возрождении современного казачества»
Духовной базой казачества является православие. Для казака православная вера – это духовный стержень. Недаром в давние времена сложилась пословица «Казак без веры - не казак». Актуальность выбора темы обусловлена тем, что возрождение казачества на современном этапе возможно лишь на основе сохранения верности истинной христианской духовной традиции. Много споров вокруг современного казачества разгорается по предмету возможности или невозможности его возрождения на основе духовной традиции. Этот факт позволил нам сформулировать проблему нашего исследования, сущность которой заключается в выявлении взаимосвязи православных традиций казачества в прошлом и их возрождении на современном этапе на примере организации духовно-нравственной работы Ейского казачьего кадетского корпуса в целом, и в казачьих обществах по стране и на Кубани и в частности. На протяжении веков казаки не мыслили себя вне Православной Церкви, их духовное возрастание неизменно было связано с традицией христианского воспитания. Благодаря Православию казачество сохранило свою самобытность. Цель нашего исследования - показать роль православия в системе ценностей современного казачества.
Проект по православию.docx
ГКОУ ККК «Ейский казачий кадетский корпус» Краснодарского края Номинация «Казачество и православие» Тема проектной работы: «Роль православия в возрождении современного казачества» Исполнители:  Клименко Александр,  Колтырин Вадим Ученики  7 «Б» класса ГКОУ ЕККК КК  Руководитель: Котруца Лилия Николаевна,  учитель истории и обществознания 2019 г. 2 Содержание Введение …………………………………………………………………………3 1. Православные традиции казачества…………………………………………5 2. Православие – духовная основа возрождения казачества..………………..9 3. Православные традиции в  Ейском казачьем кадетском корпусе...............11 Заключение ……………………………………………………………………..18 Список использованной литературы…………………………………..............20 Приложения ……………………………………………………………………..22 3 ВВЕДЕНИЕ Духовной   базой   казачества   является   православие.  Для   казака православная   вера   –   это   духовный   стержень.  Недаром   в   давние   времена сложилась   пословица   «Казак   без   веры   ­   не   казак».  Актуальность  выбора темы   обусловлена   тем,   что   возрождение   казачества   на   современном   этапе возможно   лишь   на   основе   сохранения   верности   истинной   христианской духовной   традиции.   Много   споров   вокруг   современного   казачества разгорается по предмету возможности или невозможности его возрождения на основе   духовной   традиции.   Этот   факт   позволил   нам   сформулировать проблему нашего исследования, сущность которой заключается в выявлении взаимосвязи  православных традиций казачества в прошлом и их возрождении на современном этапе  на примере  организации духовно­нравственной работы Ейского казачьего кадетского корпуса в целом, и в казачьих обществах по стране и на Кубани и в частности. На протяжении веков казаки не мыслили себя   вне   Православной   Церкви,   их   духовное   возрастание   неизменно   было связано   с   традицией   христианского   воспитания.   Благодаря   Православию казачество   сохранило   свою   самобытность. Цель  нашего   исследования   ­ показать роль православия в системе ценностей современного казачества.  В соответствии   с   целью   нами   поставлены   следующие  задачи  исследования: рассмотреть   ситуацию   возрождения   казачества   на   основе   православных традиций на Кубани; исследовать духовную деятельность в воспитательном и учебном  процессе в Ейском казачьем кадетском корпусе. Исходя из цели и задач,   нами   сформулирована  гипотеза,  что  одним   из   условий   воспитания 4 кадет   на   традициях   казачества,   является     православное   образование,   как основа духовного возрождения кубанского казачества. кадетского   казачьего   корпуса.   Объект   исследования:   православное   образование   кадет   Ейского  Предмет   исследования:   возрождение казачества на основе преемственности христианских духовных ценностей и традиций.  В  теоретическую  основу   исследования   положены   документы Концепции   Русской   Православной   Церкви   по   духовному   окормлению казачества,   в   которой   представлена   официальная     позиция   Церкви   по вопросам духовной жизни казачьих обществ; Устав Синодального комитета   определены   цели   и   задачи по   взаимодействию   с   казачеством,   где   деятельности комитета;  материалы научной конференции по православному мировоззрению   казачества,   другие   источники,   отражающие   историю казачества и православной веры.   Для   решения   поставленных   задач   были   использованы   следующие методы исследования: ­ теоретические  (анализ публицистической литературы  и документов по проблеме исследования; составление аннотированного списка литературы, анализ, сравнение и сопоставление точек зрения учёных, систематизация  и обобщение выводов); ­  эмпирические  (беседы   с   учащимися,   казаками,   педагогами, воспитателями   казачьего   кадетского   корпуса,   подбор   литературы   в Интернете, библиотеке корпуса).  Практическая значимость исследования  заключается в возможности использования   опыта   православного   образования   кадет   в   Ейском   казачьем 5 кадетском корпусе в других кадетских общеобразовательных организациях и классах с казачьей направленностью.  1. Православные традиции казаков Православие – религия, с которой судьба казачества связана вот уже второе   тысячелетие. тождественными понятиями.    «Православный»   и   «казак»   издревле   были У   казаков   особое   отношение   к   православию,   их   отличает   особая религиозность, ведь казаков называли «воины Христовы». Поэтому церковь у казаков – самое главное достояние станицы, строили церковь казаки обычно всем   обществом.   Недаром,   казаки,   приходя   на   новые   земли,   начинали   со строительства   церкви   или   часовни.   Так   поступали   и   казаки   Зарубежья, вынужденно   оказавшиеся   на   чужбине.   Храм   освящал   станичное,   сельское, хуторское пространство, разделяя его на центр и периферию. Святой, именем которого   нарекался   храм,   считался   покровителем   станицы   или   поселка.   В начале ХХ столетия в Кубанской области насчитывалось 363 храма, каждый четвертый из них был каменным или кирпичным. Случалось,   что   храмы   использовались   не   только   по   прямому назначению.   В   случае   нападения   горцев   на   станицу   храмы   становились укрытием   для   женщин,   стариков   и   детей.   Церковь   никогда   не   стояла   вне интересов станичного или хуторского общества. Это находило отражение в характерных   для   края   обычаях.   Так,   после   объявления   войны   двери станичного храма не затворялись. В них непрерывно читались молитвы, велись 6 службы. В народном сознании разрушение храма воспринималось как конец мира, временный уход Христа и приход Антихриста.  Особую   роль   играли   походные   церкви   и   молельные   помещения.   Для казаков, находящихся на службе, они были символом самого ценного для них – веры, единства и связи с родными и близкими. __________________________________________________________ 1  Матвеев   О.В.   Православие   в   истории   и   культуре   православного казачества. Перед каждым походом или каким­либо важным мероприятием казаки говели,   исповедовались   и   причащались.   Когда   кубанскому   казаку   грозила смертельная опасность, он уповал на заступничество Богородицы. У кубанских казаков иконы были непременной святыней каждой хаты. Наиболее   характерные   образа   –   Спасителя,   Казанской   или   Тихвинской Божией   Матери,   Святого   Николая   Чудотворца,   Святого   Георгия Победоносца. Испокон веков казаки всех Казачьих Войск особенно почитали день Покрова Пресвятой Богородицы. Так же у каждого казачьего войска был свой   Святой­покровитель,   его   день   отмечают   как   главный   войсковой праздник, у Кубанских казаков это был – Святой Великий князь Александр Невский (30 августа). Путь к познанию Бога начинался в семье. С малых лет ребёнок усваивал в   семье   религиозные   обряды,   участвовал   в   богослужении.   Центральным местом   в   доме   бы   «красный   угол»   –   «божница».   Сюда   ставили   лампаду. «Божница» оформлялась в форме большого киота, состоящего из одной или нескольких   икон,   украшенных   рушниками,   и   стола­угольника   ­   угловой столик   треугольной   формы.   Иконы   покрывались   специально   вышитыми полотенцами. Перед образами в доме молились, иконами благословляли при важных   жизненных   обстоятельствах.   Провожая   казака   на   службу,   снимали икону   из   святого   угла.   Держа   ее   в   руках,   родители   напутствовали   сына 7 служить   честно,   «не   позорить   казачий   род»,   защищать   родную   землю   и вернуться домой живым и невредимым1.  Исторически у казаков сложилась культура почтительного уважения к старшему поколению: при появлении старика казаки должны были встать и при   наличии   формы   отдать   честь,   а   при   её   отсутствии   снять   шапку   и поклониться. _________________________________________________________ 1  Матвеев   О.В.   Православие   в   истории   и   культуре   православного казачества. Непременным явлением повседневной жизни были домашние молитвы. Обязательным было чтение молитв утром, вечером и перед едой. Молитву перед едой произносил старший в семье, как правило, отец или дедушка. Чаще всего читали «Отче наш», но могли и просто произнести «Святой Господи, благослови».   После   еды   говорили:   «Спаси,   Христос»   или   «Спасибо   Богу, Матери Божией, усим святым, за хлиб, за силь, за дар Божий». В течение дня во   время   домашних   работ   просили   у   Бога   помощи   и   благословения. Например, при выгоне коровы на выпас ее крестили со словами: «Крестом крестю,   крестом   ограждаю,   крестом   врага   отгоняю».   Призывали   Бога   при выходе со двора, стараясь оградить себя от всяких случайностей: «Господи, я в путь иду, Тебя с собой зову. Ангел, вылетай, дорожку мне очищай, а Мать Божия   меня   спасай».   Перед   пахотой   обязательно   произносили:   «Господи, благослови начать работу»1. Основу   морально­нравственных   устоев   казачества   составили   десять Христовых   заповедей.  Приучая   детей   к   соблюдению   заповедей   Господних, родители по­простому поучали их: не убивай, не кради, не блуди, трудись по совести, не завидуй другому и прощай обидчиков, уважай родителей, дорожи девичьим целомудрием и женской честью, заботься о детях своих, помогай бедным, не обижай сирот и вдовиц, защищай от врагов Отечество. Но прежде 8 всего, крепи Веру православную: очищай душу свою от грехов через покаяние и   причастие,   соблюдай   посты,   молись   единому   Богу   ­   Иисусу   Христу   и добавляли: если кому­то и можно грешить, то нам нельзя – мы казаки. Казаки   считали   себя   защитниками   православного   христианства.   В отписке от 3 декабря 1637 года о взятии Азова, среди главных причин своих  _________________________________________________________ 1  Кузнецова   И.А.   Традиции   домашнего   богослужения   православных жителей кубанских станиц. действий   казаки   называли   глумление   турок   над   Православной   верой   и разорение церквей. Когда турки стали бить и мучить православных христиан на Балканском полуострове, утопив в крови восстания болгар и сербов против жестокого   османского   ига,   кубанцы   обнаружили   готовность   с   оружием   в руках защитить единоверцев.  Усвоение   христианских   заповедей:   возлюбить   ближнего   своего   как самого себя и положить душу свою за други своя ­ было способно поднять кубанских казаков на недосягаемую степень нравственной высоты. Когда в 1809 г. четырехтысячное ополчение горцев перешло по льду Кубань около Ольгинского кордона, полковник Тиховский и 200 казаков с пушкой могли спокойно   отсидеться   в   укреплении,   отбивая   атаки   превосходящего противника.   Однако   казаки   не   стали   безучастными   зрителями   расправы черкесов над ближайшими селениями. Они вышли из укрепления и вступили в неравный бой со всей массой вражеской конницы и пехоты. В беспощадной яростной сече тиховцы полегли, совершив подвиг не только телесный, но и духовный. Во   все   времена   наши   недруги   искали   ключ   к   «великой   тайне» непобедимости русского духа. Одна из главных составляющих этого духа и 9 есть Православие. Православие определяло казачью долю – отдать свою жизнь служению вере христовой.  ВЫВОД Таким   образом,   православная   вера   ­   основа   глубинных   традиций казачества   Кубани,   она   пронизывала   все   стороны   жизни   казачьего   войска, станицы, казачьей семьи.  Жизнь казаков была немыслима без храма, молитвы и   веры.   Православные   традиции   свято   хранились   в   казачьих   станицах, передавались   из   поколения   в   поколение.   Среди   ценностей   Кубанского казачества на первом месте всегда стояло православие.  2. Православие – духовная основа возрождения казачества Казачество в истории России всегда играло особую роль – оно населяло и защищало окраины страны.  Сегодня ни один институт, кроме Церкви и казачества, не восстановлен в таком объеме после советского периода. Институты купечества, дворянства и многие другие структуры дореволюционного общества сегодня разрушены, и, скорее всего, их не будет уже никогда. А казачество смогло подняться, смогло   возродиться.   Но,   безусловно,   нужно   время   для   его   становления. Церковь   и   государство   прилагают   немалые   усилия:   создан   Совет   при Президенте   РФ   по   делам   казачества,   создан   также   Синодальный   комитет Русской   Православной   Церкви   по   взаимодействию   с   казачеством.   И   сам Святейший   Патриарх   Кирилл   сказал,   что   он   берет   на   себя   обязанность духовного   наставника   всех   казаков.   Сегодня   почти   тысяча   священников трудится над воцерковлением и духовным окормлением казачества. И от того, 10 ­ насколько результативными будут эти усилия, сколько потребуется на это времени, ­ зависит будущее казачества. Высший  Церковный  Совет  принял  Концепцию  Русской  Православной Церкви   по   духовному   окормлению   казачества     (от   9   сентября   2015   г.). Настоящая   Концепция   является   основополагающим   документом   Русской Православной   Церкви   в   сфере   взаимодействия   с   казачеством.   В   ней представлена   официальная   позиция   Церкви   по   вопросам   духовной   жизни казачьих обществ, 5 марта 2010 года решением Священного Синода Русской Православной   Церкви   образован   Синодальный   комитет   Русской Православной   Церкви   по   взаимодействию   с   казачеством.   Устав   комитета утвержден   решением   Священного   Синода   от   31   мая   2010   года.   В   нём определены   основные   цели   деятельности   Комитета,   ­   это   совместное исповедание   и   распространение   православного   вероучения   и   поддержка взаимоотношений   Русской   Православной   Церкви   с   казачеством.   Основная задача Комитета заключается в осуществлении и координации деятельности Русской   Православной   Церкви,   ее   диалога   и   сотрудничества   с   казачьими обществами и общественными объединениями казачества, а также с органами государственной   власти   и   местного   самоуправления,   осуществляющими взаимодействие с казачеством1. Синодальный комитет по взаимодействию с казачеством координирует его   духовное   Православной Церкви, в том числе в рамках международной деятельности.    окормление   на   всей   канонической   территории   Русской Казачья служба духовно коренится в ясном чувстве принадлежности к Православной   Церкви,   осознании   личной   ответственности   перед   Богом, активном   участии   в   жизни   приходской   общины.   На   поддержание   такой духовной   основы   казачьей   жизни   и   направлена   деятельность   Русской Православной Церкви по духовному  окормлению казачества.  11 Воцерковлённость   казачества   необходимое   условие   его   подлинного возрождения как народа. Православие всегда было для казаков внутренней духовной   основой,   поэтому   сегодня,   принимая   присягу,   они   говорят: клянёмся служить вере православной, Отечеству и казачеству. ВЫВОД Таким образом, возрождение исторического понимания казачества как особого   жизненного   уклада,   неотъемлемо   связано   со   служением   Богу. Восстановление духовных ценностей внутри казачества – есть важная задача Православной   Церкви   на   современном   этапе.   С   этой   целью   создан Синодальный комитет Русской Православной Церкви по взаимодействию с казачеством, создан Совет при Президенте РФ по делам казачества.   _________________________________________________________ 1Устав Синодального комитета по взаимодействию с казачеством 3. Православные традиции Ейского казачьего кадетского корпуса Ейский   казачий   кадетский   корпус   был   открыт   в   2012   году. Деятельность   учреждения   реализует   общеобразовательные   программы   с использованием культурно­исторических традиций  российского казачества, а также   способствует   интеллектуальному,   культурному,   физическому   и духовно­нравственному развитию кадет, их адаптации к жизни в обществе; созданию условий для подготовки кадет к служению Отечеству. Известно,   что  учение образует ум казака, а Православие – воспитание нравственности. Казачество во все времена черпало свою силу   в   православной   вере.   Поэтому,   православное   образование   кадет   в 12 корпусе   ставит   своей   целью   развитие   и   укрепление   таких   качеств православного   христианина,   как   человеколюбие,   сострадание,   способность идти на уступки, трудолюбие, правдивость, отзывчивость и внимательность к людям,   патриотизм.   Православное   образование   формирует   стремление реализовывать   христианские   заповеди   в   собственной   жизни,   в   общении   с ближними.  В   корпусе   сложились   свои   православные   традиции.   В   спальном расположении, библиотеке, музее, в столовой находятся иконы с образами Бога и святых. Кадеты носят нательные крестики, молятся перед приёмом пищи.   Небесным   покровителем   корпуса   является   святой   Георгий Победоносец,   одна   из   самых   почитаемых   святынь   у   воинов.   Икона Великомученика находится в фойе корпуса. Ейский   казачий   кадетский   корпус  ­  единственный   в  крае  корпус,  на территории   которого   будет   находиться   часовня.   Уже   начато   её строительство.   Как   когда­то   казаки   возводили   храмы   всем   миром,   так   и часовня строится на деньги общественности. 1   сентября   в   День   знаний   все   кадеты   корпуса   посещают   Свято­ Введенский   храм,   принимают   участие   в   службе,   получают   благословление священника   на   учебный   год.   Также   перед   экзаменами   кадеты   посещают церковь. Торжественное   обещание   и   посвящение   в   кадеты   проходит  в самый почитаемый   казаками   православный   праздник   ­   Покрова   Пресвятой Богородицы.   Все   воспитанники,   принявшие   торжественное   обещание, получают   благословение духовного наставника корпуса протоиерея Игоря Скабкина. Принятие   торжественного   обещания   –   это   первый   шаг   кадет корпуса   к   служению   Отечеству   на   поприще   государственной   и   воинской службы российского казачества.  13 В учреждении кадетского корпуса находится молельная комната. В ней кадеты   имеют   возможность   почитать   православные   книги,   журналы, помолиться перед образами. Только в Ейском казачьем кадетском корпусе ведётся православный дневник. Он находится также в молельной комнате. В православном   дневнике   кадеты   имеют   возможность   подводить   итог прожитому дню, писать о своих помыслах и желаниях,  учиться понимать своё эмоциональное   состояние   и   давать   им   верные,   точные   описания,   просить  жизненных помощи   и   заступничества   Господа   в   трудных обстоятельствах. Дневник ­ это и способ самопознания, и путь общения с Богом.   Так,   опрос   кадет   9­х   классов   показал,   что   в   9   «А»   классе   из   19 опрошенных   12   человек   посещают   молельную   комнату,   11   учащихся обращались   к   православному   дневнику.   В   9   «Б»   классе   из   21   учащегося посещают молельную комнату 15 человек, обращались к дневнику 10 кадет. В 9 «В» классе из 16 опрошенных 6 человек посещает молельную комнату и 7 девятиклассников   оставили   записи   в   дневнике.   Из   бесед   с   кадетами   мы узнали, что практика ведения дневника, запись приходящих на ум сокровенных мыслей, многим кадетам необходима и полезна, как моральная поддержка или эмоциональная разгрузка. (Приложение 3) Регулярно   посещает   корпус   и   встречается   с   кадетами     духовник корпуса протоиерей отец Игорь Скабкин.  В молельной комнате он проводит беседы   со   своими   воспитанниками.   Священнослужители   поддерживают   и укрепляют   в   кадетской   среде   основы   православной   веры,   способствуют сохранению и воспроизводству таких нравственных качеств казачества,   как преданность Отечеству, готовность и умение защищать его рубежи, верность долгу, трудолюбие, укрепление семейных устоев. На утверждение в анкете «Я не испытываю сильной любви к Родине» не согласились в 9 «А» классе из 19 опрошенных – 16 человек, в 9 «Б» и в 9 «В» классах все кадеты ответили 14 отрицательно, то есть они испытывают чувство любви к Родине. (Приложение 4)  Кадеты   корпуса   в   воскресные   дни   и   на   праздники   посещают   храмы. Особо почитаема среди кадет икона Святого Александра Невского. Святой  благоверный   великий   князь   Александр   является   небесным   покровителем Кубанского казачьего войска. Эта икона помогает тем, чья профессия связана с военным делом. Кадеты молятся за Кубанское казачество, за всё воинство Российское, чтобы защитил её покровитель и сберег от любого зла, помог сохранить мир не только на Земле, но и в их душах. Не секрет, что среди молодёжи   есть   те,   кто   скептически   относится   к   прохождению   службы   в Вооружённых   силах.   С   утверждением   в   анкете   «Служба   в   армии   –   удел неудачников»   кадеты   не   согласились.   Так,   в   9   «А»   классе   шестнадцать отрицательных ответов и три человека противоположного мнения, в 9 «Б» классе восемнадцать неодобрительных ответов и три кадета против службы в армии, в 9 «В» классе пятнадцать учащихся критически относятся к такому утверждению,   и   лишь   один   кадет   считает,   что   служба   в   армии   –   удел неудачников.   Из   опроса   мы   видим,   что   кадеты   придают   важное   значение обороне страны, понимают историческую роль казачества – защита Отечества. (Приложение 5) Хорошей   традицией   стали   регулярные   экскурсии   кадет   в   храмы Благочиния. Например, кадеты регулярно посещают церковно­исторический кабинет   «Знай   и   изучай   православную   культуру»   Введенского   храма,   в результате чего кадеты знакомятся с богословской литературой, жизнью и деятельностью православных деятелей, историей возникновения храмов в г. Ейске и на Кубани, изучают основы Священного писания. На вопрос анкеты «Посещение храма – это скучно?» мы получили отрицательный ответ во всех классах. При обсуждении вопроса «Что вам даёт посещение храма?» кадеты 15 ответили     следующим   образом:   «спокойствие»,   «духовную   силу»,   «это нужно», «умиротворение». Одна из важнейших традиций, сложившаяся в корпусе – причащение. Нельзя быть казаком и не причащаться Святых Христовых Тайн. Нельзя быть казаком и не исповедоваться. Кадеты готовятся к этому важному событию, совершая вечернюю молитву и исповедуясь духовнику корпуса.  Ежегодно кадеты принимают участие в молебне, посвящённом памяти погибших в автокатастрофах.  Из года в год перед Пасхой кадеты совершают крестный ход, усердно молятся Господу и Матери Божией о даровании Церкви и людям благодатной помощи. На   занятиях   «История   и   современность   кубанского   казачества» учащиеся   узнают,   что   казаки   всегда   были   защитниками   православного христианства, что знамёна и иные регалии хранились в храмах, которые были частью повседневной жизни казачества. Расширяют   познавательный   интерес   и   кругозор   кадет   занятия   по предмету   «Традиции   и   обычаи   кубанского   казачества»,   на   котором происходит знакомство учащихся не только с историей, культурой, обычаями, бытом,   но   и   православными   традициями   кубанского   казачества.   На утверждение  анкеты «культуру  казачества   знать  не  обязательно»  кадеты 9 «А» класса высказали своё мнение следующим образом: 12 человек считают, что   культуру   казачества   знать   необходимо   и   7   человек   –   не   обязательно. Кадеты 9 «Б» класса ответили так: 19 человек – за изучение и 2 человека – против,   в   9   «В»   ­   11   кадет   считают,   что     необходимо   изучать     культуру казачества   и   5   отрицательных   мнений.   Значит,   любят   казачата   свою маленькую Родину, её историю и культуру. (Приложение 6) Воспитанию   нравственных,   патриотических   и   эстетических   качеств казачьей   молодежи   служит     предмет   «Основы   православной   культуры», 16 который включен в учебный план корпуса. С 2018­2019 учебного года уроки «Основы   православной   культуры»   ведутся   церковными   служащими   храма Введения Пресвятой Богородицы отцом протоиреем Игорем Скабкиным   и священником   храма   Спасо­Преображенского   иереем   отцом   Иоанном Ковалёвым.   Православное   образование   даёт   понимание   неразрывной   связи истории Русской Церкви с историей Государства Российского и казачества, не только исторической связи, но и духовно­патриотической. Из проведённого опроса   среди   кадет   9­х   классов   мы   выяснили,   что   они   интересуются политическими событиями и проблемами своей страны. В 9 «А» классе 18 человек проявляют желание знать о том, что происходит в их стране и только один кадет ответил отрицательно, в 9 «Б» классе неравнодушных к судьбе страны ­19 учащихся   и безразличных ­2 кадета. В 9 «В» классе 14 человек ответили утвердительно и противоположных два мнения. (Приложение 7) В   ходе   написания   исследовательской   работы   нами   было   проведено анкетирование   среди   учащихся   с  целью   получения   информации   о   влиянии православного   образования   на   мировоззрение   кадет.   На   вопрос   анкеты «Влияет   ли   положительно   на   ваше   поведение   знание   христианских заповедей?»   кадеты   ответили   следующим   образом:   в   9   «А»   классе утвердительных ответов – 17  и  отрицательных ответов ­ 2 , в 9 «Б» классе 14 ­ «да» и 7 ­ «нет», в 9 «В» классе 11 ­ «да» и 5 ­ «нет». (Приложение 8) Так, нами было установлено, что учащиеся до поступления в корпус в основном   не   знали   молитв   и   не   читали   их.   В   ходе   анкетирования   мы установили, что молитву «Отче наш»  до поступления в корпус в 9 «А» знали всего 4 человека, в 9 «Б» ­ 6 человек, в 9 «В» ­ 5 человека. В наше время очень часто   люди   молятся   формально,   механически.   Нами   установлено,   что   все кадеты не только знают, но и  понимают смысл молитвы, как данный Богом образец правильного молитвенного устроения души, как систему жизненных приоритетов.  17 Православная   вера,   традиции   казачества   учат   нас   почитать   тех,   кто пребывает   в   преклонном   возрасте. На   утверждение   «Я   готов   помочь пожилому   человеку   только   за   вознаграждение»   все   принявшие   в   опросе девятиклассники   ответили   отрицательно.   Так   подобает   христианину относиться к старикам. Своё уважение и почтение к ним кадеты проявили в готовности помочь пожилому человеку без вознаграждения.   Отвлекаясь   от   цифр,   заметим,   что   для   учащихся   семья   является ценностью. Результаты анкетирования показали, что всем девятиклассникам   Этот   факт интересно   рассматривать   старые   семейные   фотографии.   благоприятный   показатель   православного   образования   кадет,   которое   даёт подрастающему   поколению   необходимые   мировоззренческие   ориентиры, воспитывая   в   них   традиционные   духовные   ценности,   в   основе     которых библейская заповедь: «Чти отца твоего и мать твою…».   Кадеты 10­й сотни уверенны, что бы быть казаком необходимо, прежде всего, быть православным христианином. Так, на вопрос анкеты «Должен ли казак быть воцерковлённым?» они ответили следующим образом: в 10 «А» классе   из   21   кадета   все   ответили   утвердительно,   в   10   «Б»   классе   из   22 опрошенных   15   человек   считают,   что   казаки   должны   быть   верующими людьми, а 7 кадет ответили отрицательно. Таким образом, из 43 опрошенных десятиклассника   36   кадет   понимают,   что   без   православия   невозможно возрождения казачества. (Приложение 9) Таким образом, проведенный анализ анкет учащихся подтвердил наше предположение, о том, что одним из условий воспитания кадет на традициях   православное   образование   как   основа   духовного казачества,   является   возрождения кубанского казачества. В   2018   г.   в   Москве   на  XXVI  Международном   Рождественском образовательном чтении  «Нравственные ценности и будущее человечества», посвящённом   развитию   взаимодействия   Церкви   и   государства   митрополит 18 вручил   благодарность Ставропольский   и   Невинномысский   Кирилл   Синодального комитета по взаимодействию с казачеством Ейскому казачьему кадетскому   корпусу   за   большую   работу   в   деле   образования,   духовно­ нравственного и патриотического воспитания молодёжи. (Приложение 10) ВЫВОД Таким образом, анкетирование, беседы с кадетами подтвердили нашу гипотезу   о   том,   что   православный   уклад   жизни   в   кадетском   корпусе способствует духовному росту кадет, приобщает их к идеалам Православия – правдолюбию,   бескорыстию,   скромности,   верности   долгу,   патриотизму,   а значит, традициям и обычаям казачества. Передача традиций из поколения в поколение – это есть главное условие возрождения современного казачества на Кубани и во всей стране.  19 ЗАКЛЮЧЕНИЕ Наша малая Родина – Кубань. Мы живём в казачьем крае, где казак издревле считался защитником Веры и Отечества. Первыми словами боевого девиза, вышитого золотом на знаменах казаков, были ­ «За веру…». Служению вере казак отдавал всю свою жизнь без остатка. Верность   православию   органически   сочеталась   в   казачестве   с преданностью  Родине. Православие  было  не  просто  верой, а  фундаментом всей казачьей жизни. Воцерковление казаков сегодня ­ это жизненно важный вопрос.     От этого   зависит,   станет   ли   казачество   играть   важную   роль   в   жизни   страны, народа, Церкви, или будет постепенно деградировать и исчезать.  Принадлежность к  Церкви ­ это не вопрос только религиозного выбора, это вопрос быть или не быть казачеству. Сегодня люди разъединяются  по многим позициям ­ политическим, экономическим, сословным, культурным, языковым,   религиозным.   И   нет   другой   силы,   кроме   Православия,   которая способна объединить казачество. Сегодня   казачество   и   Русская   Православная   Церковь   вновь восстанавливают   утраченные   позиции.   Церковные   каноны   прочно   вошли   в жизненный уклад казаков, стали стержнем их духовной жизни. На   современном   этапе   создан   общецерковный   орган,   который непосредственно   занимается   духовным   окормлением   казачества.   Решением Священного  Синода 5марта  2010  года  образован Синодальный  комитет по взаимодействию   с   казачеством.   Главной   его   целью   и   задачей   является координация   вопросов   воцерковления   казаков   и   духовной   помощи   им, взаимодействия   с   казачеством   на   духовном,   церковном   уровне   во   всех епархиях. Создан Совет при Президенте РФ по делам казачества. Сегодня история Православия кубанских казаков стала возвращаться из забвения.  20 Быть казаком, значит, прежде всего, быть православным христианином. Не  каждый  человек,  надевший  форму,  становится  казаком. Анкетирование кадет   показало,   что   православное   воспитание   положительно   влияет   на   их поведение,  отношение   к   семье,   таким   нравственным   ценностям   как   добро, долг, милосердие, патриотизм. Поэтому необходимо духовное просвещение казачьей молодёжи, учащихся казачьих кадетских корпусов.  Обучение   и  воспитание   кадет   Ейского   казачьего   кадетского   корпуса ведётся   на   историко­культурных   традициях   кубанского   казачества. Пастырская   работа   священнослужителей   нацелена   на   поддержание   и укрепление     в   казачьей   среде   основ     православной   веры,   способствует сохранению   и   воспроизводству   лучших   качеств   казачества,   таких   как, преданность Отечеству, готовность и умение защищать его рубежи, верность долгу, трудолюбие, укрепление семейных устоев. Россия будет великой, если беречь свою землю и Православную веру. В Ейском казачьем кадетском корпусе созданы условия формирования для православного образования кадет, юного казака, интеллектуально-духовного менталитета знающего историю и традиции казачества, способного к творчеству и созиданию. Ведь   от   духовного   и   нравственного   облика отдельного человека зависит будущее его народа. А транслирование традиций из   поколения   в   поколение   –   это   и   есть   главное   условие   возрождения современного казачества на Кубани и во всей стране. «Настоящее   возрождение   казачества   начнется   тогда,   когда   новое поколение   казачьей   молодежи,   воспитанное   на   духовно­нравственных православных   традициях   казачества,   воодушевленное   идеей   будущего процветания народов России, обновит Войско»1. __________________________________________________________________ 21 1Доклад Митрополита Ставропольского и Невинномысского Кирилла на XXVII  Международных   Рождественских   чтениях   «Молодёжь   –   свобода   и отвественность» Литература Концепция   Русской   Православной   церкви   по   духовному   окормлению казачества. Устав Синодального комитета по взаимодействию с казачеством.     духовно­нравственная   основа   казачьего «Православие   ­ мировоззрения».   Материалы   к   IV   международной   научно­практической конференции «Церковь и казачество: соработничество на благо Отечества». ­ М.:   Синодальный   комитет   по   взаимодействию   с   казачеством;   УКИНО «Духовное преображение», 2014. ­ 104 с. ББК 86.372 П 68 П 68 © Авторы, 2014 © Синодальный комитет по взаимодействию с казачеством, 2014 ISBN 978­5­905983­81­8 © ООО «Духовное преображение», 2014  Кузнецова   И.А.   Традиции   домашнего   богослужения   православных жителей кубанских станиц (вторая половина  XIX  – начало  XX  вв.) // Мир славян Северного Кавказа. Вып. 3/ Под ред. О.В. Матвеева. Краснодар, 2007. С. 316­317. Интернет­ресурсы Доклад митрополита Ставропольского и Невинномысского Кирилла на XXVII   Международных   Рождественских   образовательных   чтениях «Молодежь:   свобода   и   ответственность»  https://mroc.pravobraz.ru/doklad­ mitropolita­stavropolskogo­i­nevinnomysskogo­kirilla­na­xxvii­mezhdunarodnyx­ rozhdestvenskix­obrazovatelnyx­ 22 Матвеев   О.В.   Православие   в   истории   и   культуре   православного  http://slavakubani.ru/geography/orthodoxy/orthodox­cossack­ казачества. traditions/pravoslavie­v­istorii­i­kulture­kubanskogo­kazachestva/ Православие   –   источник   духовности   казачества. https://kavline.ru/sites/default/files/news/field_file/3.pdf     Православие Фролов   П.З.   и традиции   казаков http://slavakubani.ru/geography/orthodoxy/ pravoslavie­i­traditsii­kazakov/ 23 Приложение 1 Ответы (Да, нет) Ответы (Да, нет) Анкета для учащихся 7 классов № 1 Крещены ли вы в Православной вере? 2 Вопросы Знали  ли вы наизусть молитву «Отче наш» до поступления в корпус? 3 День Победы – праздник только для ветеранов и пожилых людей 4 До поступления в корпус я не посещал храм 5 Посещение храма – это скучно Анкета для учащихся 8­9 классов № Вопросы 1 Вы посещаете молельную комнату? 2 Вы обращались к православному дневнику? 3 Посещение храма – это скучно? 4 Влияет   ли   положительно   на   ваше   поведение   знание христианских заповедей и приобщение к православию? 5 Возможно ли существование казачества без православного образования? 6 Если   ради   справедливости   надо   убить   человека,   то   это нормально 7 Я не испытываю сильной любви к Родине 8 Считаю, что культуру казачества знать необязательно 9 Для меня смысл жизни – это семья, учеба, Родина 1 0 Рассматривать старые семейные фотографии – занятие для чудаков 24 1 1 1 2 1 3 1 4 1 5 № Оказавшись   за   границей,   я   постараюсь,   чтобы   меня   не воспринимали как россиянина Меня интересуют политические проблемы моей страны  Я   готов   помочь   пожилому   человеку   только   за вознаграждение Служба в армии – удел неудачников Запишусь   в   военно­патриотический   клуб,   чтобы   быть полезным Родине   Анкета для учащихся 10­11 классов Вопросы Приложение 2 Ответы (Да, нет) 1 Нужно ли ведение православного дневника в корпусе? 2 Посещаете ли вы храм во время каникул? 3 Должен ли казак быть воцерковлённым? 4 Есть ли в вашем роду казачьи корни? 5 Соблюдаете ли вы православные праздники? 6 Вы православный человек? 7  День Победы – праздник только для ветеранов и пожилых людей 8 Если   ради   справедливости   надо   убить   человека,   то   это нормально Считаю, что культуру казачества знать необязательно Для меня смысл жизни – это семья, учеба, Родина 9 Я не испытываю сильной любви к Родине 1 0 1 1 1 0 1 1 1 2 1 3 Рассматривать   старые   семейные   фотографии   –   занятие   для чудаков Оказавшись   за   границей,   я   постараюсь,   чтобы   меня   не воспринимали как россиянина Меня интересуют политические проблемы моей страны Я готов помочь пожилому человеку только за вознаграждение 25 1 4 1 5 Служба в армии – удел неудачников Запишусь в военно­патриотический клуб, чтобы быть полезным Родине   Посещаете ли вы молельную комнату? Делаете ли вы записи в православном дневнике?   Приложение  3 Табл.1 26 25 20 15 10 5 0 всего посещают ведут дневник 9 А класс 9 Б класс 9 В класс  «Я не испытываю сильной любви к Родине» 27 Приложение  4 Табл. 1 25 20 15 10 5 0 Столбец1 нет 9 А класс 9 Б класс 9 В класс Приложение  5 Служба в армии – удел неудачников 28 Табл. 1 всего нет да 25 20 15 10 5 0 9 А класс 9 Б класс 9 В класс 29 Нужно ли изучать традиции и обычаи кубанского казачества? Приложение  6 Табл. 1 20 18 16 14 12 10 8 6 4 2 0 да Столбец1 9 А класс 9 Б класс 9 В класс Столбец1 да 30 20 18 16 14 12 10 8 6 4 2 0 Политические проблемы моей страны меня интересуют Приложение 7 Табл. 1 да Столбец1 9 А класс 9 Б класс 9 В калсс 31 «Влияет ли положительно на ваше поведение знание  христианских заповедей?» Приложение 8 25 20 15 10 5 0 всего да нет 9 " 9 " 9 " 32 Должен ли казак быть воцерковлённым? Приложение 9 25 20 15 10 5 0 Ряд 1 Ряд 2 Ряд 3 10 " класс 10 " класс 33 Приложение 10 34

Проект на тему: «Роль православия в возрождении современного казачества»

Проект на тему: «Роль православия в возрождении современного казачества»

Проект на тему: «Роль православия в возрождении современного казачества»

Проект на тему: «Роль православия в возрождении современного казачества»

Проект на тему: «Роль православия в возрождении современного казачества»

Проект на тему: «Роль православия в возрождении современного казачества»

Проект на тему: «Роль православия в возрождении современного казачества»

Проект на тему: «Роль православия в возрождении современного казачества»

Проект на тему: «Роль православия в возрождении современного казачества»

Проект на тему: «Роль православия в возрождении современного казачества»

Проект на тему: «Роль православия в возрождении современного казачества»

Проект на тему: «Роль православия в возрождении современного казачества»

Проект на тему: «Роль православия в возрождении современного казачества»

Проект на тему: «Роль православия в возрождении современного казачества»

Проект на тему: «Роль православия в возрождении современного казачества»

Проект на тему: «Роль православия в возрождении современного казачества»

Проект на тему: «Роль православия в возрождении современного казачества»

Проект на тему: «Роль православия в возрождении современного казачества»

Проект на тему: «Роль православия в возрождении современного казачества»

Проект на тему: «Роль православия в возрождении современного казачества»

Проект на тему: «Роль православия в возрождении современного казачества»

Проект на тему: «Роль православия в возрождении современного казачества»

Проект на тему: «Роль православия в возрождении современного казачества»

Проект на тему: «Роль православия в возрождении современного казачества»

Проект на тему: «Роль православия в возрождении современного казачества»

Проект на тему: «Роль православия в возрождении современного казачества»

Проект на тему: «Роль православия в возрождении современного казачества»

Проект на тему: «Роль православия в возрождении современного казачества»

Проект на тему: «Роль православия в возрождении современного казачества»

Проект на тему: «Роль православия в возрождении современного казачества»

Проект на тему: «Роль православия в возрождении современного казачества»

Проект на тему: «Роль православия в возрождении современного казачества»

Проект на тему: «Роль православия в возрождении современного казачества»

Проект на тему: «Роль православия в возрождении современного казачества»

Проект на тему: «Роль православия в возрождении современного казачества»

Проект на тему: «Роль православия в возрождении современного казачества»

Проект на тему: «Роль православия в возрождении современного казачества»

Проект на тему: «Роль православия в возрождении современного казачества»

Проект на тему: «Роль православия в возрождении современного казачества»

Проект на тему: «Роль православия в возрождении современного казачества»

Проект на тему: «Роль православия в возрождении современного казачества»

Проект на тему: «Роль православия в возрождении современного казачества»

Проект на тему: «Роль православия в возрождении современного казачества»

Проект на тему: «Роль православия в возрождении современного казачества»

Проект на тему: «Роль православия в возрождении современного казачества»

Проект на тему: «Роль православия в возрождении современного казачества»

Проект на тему: «Роль православия в возрождении современного казачества»

Проект на тему: «Роль православия в возрождении современного казачества»

Проект на тему: «Роль православия в возрождении современного казачества»

Проект на тему: «Роль православия в возрождении современного казачества»

Проект на тему: «Роль православия в возрождении современного казачества»

Проект на тему: «Роль православия в возрождении современного казачества»

Проект на тему: «Роль православия в возрождении современного казачества»

Проект на тему: «Роль православия в возрождении современного казачества»

Проект на тему: «Роль православия в возрождении современного казачества»

Проект на тему: «Роль православия в возрождении современного казачества»

Проект на тему: «Роль православия в возрождении современного казачества»

Проект на тему: «Роль православия в возрождении современного казачества»

Проект на тему: «Роль православия в возрождении современного казачества»

Проект на тему: «Роль православия в возрождении современного казачества»

Проект на тему: «Роль православия в возрождении современного казачества»

Проект на тему: «Роль православия в возрождении современного казачества»

Проект на тему: «Роль православия в возрождении современного казачества»

Проект на тему: «Роль православия в возрождении современного казачества»

Проект на тему: «Роль православия в возрождении современного казачества»

Проект на тему: «Роль православия в возрождении современного казачества»

Проект на тему: «Роль православия в возрождении современного казачества»

Проект на тему: «Роль православия в возрождении современного казачества»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.06.2019