Проект на тему "Русская изба - часть культуры 16 века"
Оценка 4.8

Проект на тему "Русская изба - часть культуры 16 века"

Оценка 4.8
Домашняя работа
doc
история
6 кл
23.03.2017
Проект на тему "Русская изба  -   часть культуры 16 века"
Данный проект содержит подробный материал о русской избе. В проекте показаны типы русской избы, внутреннее убранство избы. Данный проект можно использовать при изучении темы "Быт русских людей в 16 веке". Ребята выступали с ним на районной научно - практической конференции "Шаг в будущее" Учащиеся изготовили макет русской избы.Данный проект посвящен теме "Жизнь и быт людей в 16 веке" Подробно описаны типы русской избы, ее внешний и внутренний вид.
изба.doc
1                       VII  региональная научно – практическая конференция                               «Духовность и современность»                                            Секция:  культурология   Русская изба – часть русской  культуры 16 века.               Выполнили: учащиеся 8 «А» и «Б» класса МОУ–СОШ №3 Проценко Мария Сложеникина Алёна Коробкова Ангелина Руководитель: Малиновская Л.С 2                                                       Содержание Введение                                                                                                Глава 1. Типы русской избы                                                                             1.1  Типы русской избы по расположению клетей между собой 1.2   Типы русской избы  по количеству внутренних стен 1.3   Типы русской избы по виду отопления Глава 2. Внешняя характеристика русской избы                                         Глава 3. Внутренний мир  русской избы  Заключение Список использованной литературы Приложение 3                                                                                                                  Введение                                                     Глаголем, кошелем и брусом                                                              Дом строили с резным крыльцом,                                                               С обдуманным мужицким вкусом                                                        И каждый со своим лицом.                                                                       В.Федотов.          Искусство каждого народа начинается с архитектуры. Когда – то на  Руси леса тесной стеной окружали деревни и села. И поэтому дерево прочно  вошло в русское народное искусство. Чудесной резьбой покрывали мастера не только предметы интерьера, но и саму избу. Деревянная крестьянская изба на  многие века стала основным жилищем 90 % населения России. Это легко  изнашиваемая постройка, и до нас дошли избы не старше середины XIX в. Но  в своем устройстве они сохранили древние строительные традиции.  Интересно то, что и сегодня, многие люди, обладающие возможностями  построить каменные двух и трех этажные особняки, предпочитают строить  деревянные. На наш взгляд, причиной этому является не столько  преимущества дерева перед другими строительными материалами, сколько  красота и загадочность русской избы. Поэтому, мы считаем изучение данной  темы интересной и актуальной. Слово «изба» происходит от древнеславянского «истьба».  "Истьбой" или "истопкой" в летописях назвали отапливаемый жилой сруб в  отличие от клети, неотапливаемого сруба. Изба ­ это русское срубное 4 жилище, преимущественно сельское, а до XVII­XVIII веков оно было  городским..   Цель:    выяснить,   почему   русская   изба   является   символом   русской культуры. Задачи: 1.Изучить  литературу по данной теме  и определить типы  русской избы 2.  Определить особенности архитектуры русской избы 3. Рассмотреть внутренний мир  крестьянской  избы. 4  Изготовить макет  избы 5 Глава 1.  Типы русской избы. Глядя на деревянные дома, мы редко задумываюсь  о том, насколько сложна архитектура одного из самых распространенных жилищ нашей страны. Поэтому мы остановиться на типах русской избы.  1.1Типы изб по количеству клетей По расположению клетей между собой и их количеству можно выделить избы  ­   клетью,   дома   двухсрубные,   избы   в   два   жилья,   избы   двойные,   избы тройные, избы со связью.     Изба   ­   клетью означала   деревянную   постройку,   со   сторонами, соответствующими длине бревна 6 ­ 9 м. Она могла иметь подклет , сени и быть двухэтажной.  Дом двухсрубный ­ деревянный дом с двумя венцами под одной общей кровлей.  Изба в два жилья ­ крестьянское жилище из двух срубов: в одном с     печью жили зимой, в другом ­ летом. Изба со связью. Это тип деревянной постройки, разделенный сенями на две половины. К срубу пристраивали сени, образуя двухклетный дом, к сеням прирубали еще клеть, и получался трехчленный дом. Часто в прирубаемой клети ставили русскую печь, и жилище получало две избы ­ "переднюю" и "заднюю", соединенные сквозными сенями. Все помещения располагались по 6 продольной оси и крылись двускатными крышами. Получался единый объем дома. Изба двойная или двойня ­ избы соединенные по клетям так, что каждая изба, каждый объем сруба имеет свою кровлю. Так как каждая кровля имела  своего конька, дома называли еще "дом о два коня", иногда такие дома  называли еще "дом с оврагом". В местах примыкания срубов получаются две  стены. Обе клети могли быть жилыми, но с разной планировкой, или одна  жилой, а другая хозяйственной. Под одной или обеими мог быть подклет,  одна могла сама быть избой со связью. Чаще всего соединялись жилая изба с  крытым двором. Изба тройная или тройня состоит из трех отдельных клетей, каждая из которых имеет свою кровлю. Поэтому такие дома называют также "дома о три коня". На главный фасад выходят торцы построек. Назначение   клетей   могло   быть   разным:   все   три   клети   могли   быть жилыми,  в   середине   мог   быть   крытый   двор,  расположенный   между   двумя жилыми клетями. В   ансамбле   тройных   домов   обычно   все   три   объема   дома   были одинаковой ширины с крышами одинаковых высоты и наклона, но там, где средняя часть ­ двор был шире избы и сарая, крыша, естественно, была шире и при одинаковом уклоне с остальными ­ выше. Такую   высокую   и   тяжелую   крышу   было   трудно   строить   и ремонтировать, и строители на Урале нашли выход: вместо одной большой они строят две меньшие одной высоты. Результат ­ живописная композиция ­ группа построек "под четыре коня". Из­под скатов крыш на большую длину, доходящую   до   двух   метров,   вперед   дома   выступают   огромные   желоба­   Силуэт   дома   получается   необычайно водотечники   на   курицах. выразительным. 7 1.2 Типы изб по количеству стен По   количеству   стен   дома   подразделялись   на   четырехстенки, пятистенки, крестовики и шестистенки. Простейшее   четырехстенное   жилище   ­   временная   постройка, поставленная рыбаками или охотниками, когда они на долгие месяцы уходили из деревни. Капитальные четырехстенные дома могли быть с сенями или без них. Огромные двускатные крыши на самцах с курицами и коньками выступают далеко от стен, предохраняя от атмосферных осадков.  Стремление сохранить тепло, особенно в северных районах, выразилось в устройстве в жилище холодных прирубов­сеней .      Изба   ­   пятистенка или пятистенок ­   жилая   деревянная   постройка, прямоугольная в плане, имеющая внутреннюю поперечную  стену, делящую все   помещение   на   две   неравные   части:   в   большей   ­   изба   или   горница,   в меньшей ­ сени или жилая комната.       Иногда   здесь   устраивалась   кухня   с   печью,   обогревающей   оба помещения. Внутренняя стена, как и четыре наружных, идет от самой земли 8 до верхнего венца сруба и торцами бревен выходит на главный фасад, членя его на две части.     Первоначально фасад делился асимметрично, но позднее появляются пятистенки с симметричным членением фасада. В первом случае пятая стена разделяла избу и горницу, которая была меньше избы и имела меньшее число окон. Когда у сыновей появлялась своя семья, и по традиции все продолжали жить вместе в одном доме, то пятистенок состоял уже из двух смежных изб со своими печами, с двумя отдельными входами и сенями, пристроенными сзади изб.    Изба крестовая, крестовик или крестовый   дом   ­   деревянная   жилая постройка, в которой поперечная стена пересекается продольной внутренней стеной,   образуя     четыре   самостоятельных   помещения.   На   фасаде   дома виден переруб   ­ внутренняя   поперечная   бревенчатая   стена,   пересекающая наружную стену сруба, рубленая одновременно с избой и врубленная в стены с выпуском   концов.   План   дома   часто   имеет   вид   квадрата.   Кровля четырехскатная.   Входы   и   крыльца   устраиваются   в   прирубах,   иногда поставленных перпендикулярно стене. Дом может иметь два этажа.  Изба­шестистенка или шестистенок означает  дом с двумя поперечными стенами. Все здание покрыто одной крышей.  Избы   могли   состоять   только  из  жилых  помещений,  или   из   жилых   и хозяйственных помещений.  Дома  стояли вдоль улицы, внутри делились переборками, по  фасаду была сплошная лента окон, наличников и ставень.  Чистая стена почти отсутствует. Горизонтальные бревна не  прерываются только в трех­четырех нижних венцах. Правая и левая избы  обычно симметричны. В центральной комнате окно более широкое. Крыши  обычно невысокие двускатные или четырехскатные. Часто срубы ставятся на 9 большие плоские камни, чтобы избежать неравномерной осадки большого  дома с несколькими капитальными стенами.  1.3 Типы изб по способу отопления По способу отопления избы делили на "черные" и "белые".  Более древние избы, долго сохранявшиеся как дома более бедных  крестьян, были "черными" избами. Изба черная ­ изба, топящаяся "по­ черному", т.е. с печью каменной или глинобитной без дымохода. Дым при  топке проходил не непосредственно из печки через дымоход в трубу, а, выйдя  в комнату и согрев ее, выходил через окно, открытую дверь, или  через дымницу  в кровле.  Дымница  ­ это отверстие или деревянная труба,  часто резная, для выхода дыма в курной избе, обычно находилась над  отверстием в потолке избы. Дымволок: 1. отверстие в верхней части стен  курной избы, через которое выходит печной дым; 2. дощатая дымовая труба;  3. лежачий дымовой канал на чердаке. Дымник: 1. деревянная дымовая труба 10 над кровлей; 2.отверстие для выхода печного дыма в потолке или стене  курной избы; 3 декоративное завершение дымовой трубы над кровлей.     Изба белая или  белокурная изба, топящаяся "по­белому", т.е. печью, имеющей   свой   дымоход   с   трубами.   Согласно   археологическим   данным, дымоход появился в 12­м веке. В курной избе люди часто жили вместе со всеми животными и домашними птицами. Курные избы в 16­м веке были даже в Москве. Иногда в одном и том же дворе были и черные, и белые избы. Таким образом, несмотря на то, что с первого взгляда русские избы похожи друг на друга, между ними много тонких деталей, различающих их.                                               Глава 2.  Внешняя характеристика русской избы Дома   были   четырехугольные.   Деревянные   дома   делались   обычно   из сосновых   или   дубовых   брусьев   или   бревен,   уложенных   горизонтально   и образующих сруб.   Их   очень   аккуратно   складывали,   так   плотно,   что   не оставалось   щелей   для   прохода   воздуха.  При   этом   во   всем   доме   могли   не употребить ни одного гвоздя. Брусья клали один на другой и скрепляли в углах   различными   видами   врубок,   когда   зубец   одного   бруса   или   бревна входил в выемку в другом. В брусьях и бревнах на нижней стороне делали углубление,   чтобы   оно   плотнее   укладывалось   на   нижнее.   Толстые   брусья прочно держались на месте, а для теплоты их обивали еще мхом. Мох клали и 11 по окнам и дверям. Это называлось строить избу во мху, а если продавалась изба, не обитая мхом, ее называли срубом.   Основа   избы   ­ венец,   т.е.   горизонтальный   ряд   бревен   или   брусьев деревянного   сруба.  От   количества   венцов   зависела   высота   сруба.   Верхний венец в срубе избы назывался черепным венцом, а нижний, составленный из наиболее   толстых   и   крепких   бревен,   ­ окладным   венцом. Первый,   нижний венец часто ставили на каменное основание — "ряж", который складывали из мощных валунов, потому что так и теплее, и гниет меньше. Сами ряды бревен   связывались между собой при помощи внутренних шипов. Между венцами в срубе прокладывали  мох и после окончательной сборки   сруба   конопатили   льняной   паклей   щели.   Тем   же   мхом   часто закладывали и чердаки для сохранения тепла зимой. Такая конструкция использовалась русскими плотниками, т.к. основным строительным материалом были сосновые бревна, не всегда высушенные, и многовековая практика показала, что при таком материале лучше укладывать бревна горизонтально ­ одно на другое. Простой крытый прямоугольный деревянный сруб без всяких пристроек назывался "клетью". "Клеть клетью, поветь поветью", — говорили в старину, стремясь подчеркнуть надежность сруба по сравнению с открытым навесом — поветью.   Обычно   сруб   ставился   на"подклете"   — нижнем   вспомогательном этаже,   который   использовали   для   хранения   запасов   и   хозяйственного инвентаря.   А   верхние   венцы   сруба   расширялись   кверху,   образуя   карниз — "повал".   Это   интересное   слово,   происходящее   от   глагола   "повалиться", часто использовалось на Руси. Так, например, "повалушей" называли верхние холодные общие спальни в доме или хоромах, куда вся семья уходила летом спать  из натопленной избы. Двери в клети делали как можно ниже, а окна располагали повыше. Так тепло меньше уходило из избы. 12 Остановимся   на   крыше.   Обыкновенная   крыша   русских   домов   была деревянная, тесовая.  В  XVI  и  XVII  веках  кровлю  часто   покрывали  сверху березовой корой от сырости; это придавало ей пестроту. Иногда на кровлю клали землю и дерн для предохранения от пожара.   Обычно   крыши   имели   два   ската   на   длинных   сторонах   и щипцы  на     коротких. Иногда разные помещения дома имели отдельные крыши. В богатых домах крыши могли быть более сложной формы . Основа   кровли   ­ слеги.   Слега   ­   продольное   бревно,   несущее   часть крыши. Эти горизонтальные бревна врубаются через бревно по скату щипца  с остатком,   образующим   свес   кровли.   Они   обеспечивают   связь   самцов     и обрешетины.   Верхняя   слега   называлась   коньковой,   т.к.   находилась   под коньком   крыши,   или князевой,   нижняя   ­ повальной слегой.   Торцы   самцов обрубались заподлицо с наружной поверхностью слег.      Крыши украшались  резными  деревянными   деталями. По  краям ската прибивались резные доски над фронтоном.       Часто в русских избах крыши были безгвоздевые или самцовые.  Разновидностью самцовой крыши была крыша "на потоках и курицах". В      таких крышах в слеги врубались курицы, т.е. срубленные с одним из корневищ тонкие ели.  Крюки поддерживают поток т.е. выдолбленные в виде желоба  бревна, укладываемые на кокоры куриц. Тесины кровли одним концом входят  в паз водотечника, другим прижимаются верхним бревном  ­ охлупнем. Охлупень, шолом ­ бревно с треугольным желобом,  укладывающееся по коньку  тесовой кровли и прижимающий сверху концы  положенных на слеги тесин. Охлупенем покрывали гребень кровли для  большей прочности. Конец охлупня часто имел резное украшение в виде коня, птицы и т.п.  На севере крестьяне говорили: "Конь на крыше ­ в избе тише", считая эти   изображения "оберегами",   добрыми   силами,   охранявшими   от   всякого 13 несчастья. Иногда конек был одновременно  и князевой слегой неся двойную конструктивную   функцию.   Тогда   концы   охлупня   лежат   прямо   на   верхних бревнах   ­   самцах   очелья,   упрощая   конструкцию   крыши.   Охлупень удерживается   на   месте   собственной   тяжестью   или   с   помощью стамиков  деревянных стержней, соединяющих охлупень и князевую слегу и проходящих сквозь них через отверстия прямоугольной формы. Верхний конец стамика декоративно   обрабатывается   сочетаниями   конуса,   цилиндра,   шара.   Издали они были похожи на сидящих на крыше птиц, отсюда их названия "сороки" и "птички".     Тесины укладываются внахлест двумя рядами, верхний называется красным тесом, а нижний­ подтеском. Между рядами теса была прокладка бересты. Под   курицами   находятся подкурятники ­   верхние   венцы   сруба   продольной стены.      Доски на фасаде имели разные названия. Кисть ­ выступающий нижний конец причелины, украшенный резьбой. Сопля ­ вертикальная доска на фасаде избы, закрывающая стык причелин. Огнива ­  короткая вертикальная доска с прихотливым силуэтом, свисающая от конька самцовой кровли на главном фасаде   крестьянского   дома   и   соединяющая   гнеты,   могла   быть   украшена резьбой Таковы были  Глава 3.  Внутренний мир русской избы. В низенькой светелке с створчатым окном.                               Светится лампадка в сумраке ночном,                              Слабый огонечек то совсем замрет,                              То дрожащим светом стены обольет,                              Новая светелка чисто прибрана, 14                              В темноте белеет занавес окна,                               Пол отструган гладко, ровен потолок,                              Печка развальная стала в уголок                              По стенам – укладки с дедовским добром,                             Узкая скамейка крытая ковром                             Крашенные пяльцы с стулом раздвижным                             И кровать резная с пологом цветным.      Итак, заглянем в русскую избу. Какова же была там обстановка? Какая  была мебель, посуда?    Из  источников  мы узнали, что жилище крестьянина было приспособлено к его образу жизни. Обстановка была скромная, строгая, все на своих местах, все для пользы дела. Оказывается, при входе в избу можно было споткнуться. Знаете, почему? В избе был высокий порог и низкая притолока. Так крестьяне берегли тепло, старались его не выпускать. Вот мы в избе. Центральное место занимает печь. От расположения печи зависела вся внутренняя планировка избы. Печь ставили так, чтобы она была хорошо освещена, и подальше от стены, чтобы не случилось пожара. Пространство   между   стеной   и   печью   называется   «запечье».   Там   хозяйка хранила приспособления, необходимые для работы: ухваты, большую лопату, кочергу. На   шестке   у   печи   стояли   чугуны,   горшки.   В   нише   под   шестком   хранили инвентарь, дрова. В печи были маленькие ниши для сушки рукавиц, валенок. «Кормилицей, матушкой» называли печь в народе. «Матушка – печка, укрась  своих детушек», ­ говорила хозяйка при выпечке хлеба, пирогов. В нашей  квартире нет такой печи, ее нам заменила плита, но в деревнях бабушки досих пор любят печь пироги в русской печке. Мы печем свои игрушки­тестушки в духовке, но тоже приговариваем: «Матушка   –   печка,   укрась   своих   детушек».   Она   нас   слышит   и   радует румяными изделиями. Печь в крестьянской семье любили все. Она не только кормила всю семью. Она грела дом, там было тепло и уютно даже в самые лютые морозы.  На   печи   спали   дети   и   старики.   Молодым   и   здоровым   на   печи   лежать   не разрешалось. О лентяях говорили: «Он на печи протирает кирпичи». Больше всего времени у печи проводила хозяйка. Ее место у печи называлось «бабий кут» (то есть «женский угол»). Здесь хозяйка готовила еду, здесь в специальном шкафу – «посуднике» хранилась кухонная посуда. Около печи было много полок, на полках вдоль стен стояли кринки для молока, глиняные и деревянные миски, солонки. Другой   угол   около   двери   был   мужским.   Он   назывался   «коник».   На лавке делали  узор в виде  конской  головы.  На  этой  лавке  работал  хозяин. 15 Иногда он на ней и спал. Свои инструменты хозяин хранил под лавкой. В мужском углу висела сбруя, одежда. В крестьянском доме все было продумано до мелочей. На центральной балке   ­   «матице»   делали   железное   кольцо   и   крепили   детскую   люльку. Крестьянка, сидя на лавке, вставляла ногу в петлю, качала люльку, а сама работала: пряла, шила, вышивала.     кроватках.  В   наше   время   уже   нет   таких   люлек,   дети   спят   в   красивых   детских Главный угол в крестьянской избе назывался «красный угол». В красном углу, самом чистом и светлом, размещалась божница – полочка с иконами. Божница заботливо украшалась нарядным полотенцем – «рушником». Иногда божницу подсвечивали лампадкой – сосудом с маслом или свечами. Входящий   в   избу   человек   обязательно   снимал   шапку,   поворачивался лицом к иконам, крестился, низко кланялся. И только потом входил в дом. Иконы бережно хранили и передавали из поколения в поколение.  Обеденный стол по православному обычаю всегда ставился в красном углу. За столом вся семья «трапезничала» ­ принимала пищу. Стол обычно накрывался   скатертью.   На   столе   всегда   стояла   солонка,   и   лежал   каравай хлеба: соль и хлеб были символами благополучия и достатка семьи.    Таким образом, русская изба, с ее особым, хорошо организованным  пространством, неподвижным нарядом, подвижной мебелью, убранством и  утварью, была единым целым, составляющим целый мир для крестьянина                                                                                                       Заключение 16 Рассматривая данную тему, мы узнали, что  дом – это не только жилая  постройка, но дом – это и родина, семья, родня. В жизни человека дом имеет  большое значение, потому что с ним связаны все основные семейные обряды:  родины, свадьба, похороны. С дома начиналась жизнь человека, он  приобщался к дому, домом жизнь и заканчивалась, когда он навсегда  прощался с родным жилищем. На наш взгляд прелесть русской крестьянской избы состоит в ощущении теплоты рук человеческих, любви человека к своему дому.  Соблюдение обычаев, обрядов, примет при строительстве дома, во  внутреннем убранстве  дома –это внутренний мир человека, его  мировоззрение на жизнь, которое передается нам из поколения в поколение.   Мы стараемся сохранять и соблюдать обряды наших предков, которым насчитывается уже много веков,  именно поэтому мы считаем что   крестьянская изба является символом русской культуры. 17 Список использованной литературы 1. Баранов   Д.А.,   Шангина   И. И.   «Русская   изба.   Иллюстрированная энциклопедия: внутреннее пространство избы, мебель и убранство избы, домашняя и хозяйственная утварь». Искусство­СПБ, 1999;  2. Беловинский   Л. В.   «Изба   и   хоромы:   из   истории   русской повседневности». Профиздат, 2002; 3. Забелин И. «Домашний быт русского народа в XVI и XVII столетии: В 2 т.» М., 1862—1869; 4. Забелин И.. «Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях». Издательство Транзиткнига. Москва. 2005;  Лаврентьева Л.С., Смирнова Ю.И. «Культура русского народа. Обычаи, обряды, занятия, фольклор»; 5. Тудман Л. В.   «Изба, дом, дворец: жилой интерьер России с 1700 по 1840­е годы». Из­во Прогресс­Традиция. 18 ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 Дом с подклетом   ПРИЛОЖЕНИЕ № 2 Односрубная четырехстенная изба 19 ПРИЛОЖЕНИЕ № 3 Изба ­ пятистенка ПРИЛОЖЕНИЕ № 4 Изба – шестистенка (крестовая) 20 Конструктивная основа избы ­ венец ПРИЛОЖЕНИЕ № 5 ПРИЛОЖЕНИЕ № 6 Причелины 21 ПРИЛОЖЕНИЕ № 7 22

Проект на тему "Русская изба - часть культуры 16 века"

Проект на тему "Русская изба  -   часть культуры 16 века"

Проект на тему "Русская изба - часть культуры 16 века"

Проект на тему "Русская изба  -   часть культуры 16 века"

Проект на тему "Русская изба - часть культуры 16 века"

Проект на тему "Русская изба  -   часть культуры 16 века"

Проект на тему "Русская изба - часть культуры 16 века"

Проект на тему "Русская изба  -   часть культуры 16 века"

Проект на тему "Русская изба - часть культуры 16 века"

Проект на тему "Русская изба  -   часть культуры 16 века"

Проект на тему "Русская изба - часть культуры 16 века"

Проект на тему "Русская изба  -   часть культуры 16 века"

Проект на тему "Русская изба - часть культуры 16 века"

Проект на тему "Русская изба  -   часть культуры 16 века"

Проект на тему "Русская изба - часть культуры 16 века"

Проект на тему "Русская изба  -   часть культуры 16 века"

Проект на тему "Русская изба - часть культуры 16 века"

Проект на тему "Русская изба  -   часть культуры 16 века"

Проект на тему "Русская изба - часть культуры 16 века"

Проект на тему "Русская изба  -   часть культуры 16 века"

Проект на тему "Русская изба - часть культуры 16 века"

Проект на тему "Русская изба  -   часть культуры 16 века"

Проект на тему "Русская изба - часть культуры 16 века"

Проект на тему "Русская изба  -   часть культуры 16 века"

Проект на тему "Русская изба - часть культуры 16 века"

Проект на тему "Русская изба  -   часть культуры 16 века"

Проект на тему "Русская изба - часть культуры 16 века"

Проект на тему "Русская изба  -   часть культуры 16 века"

Проект на тему "Русская изба - часть культуры 16 века"

Проект на тему "Русская изба  -   часть культуры 16 века"

Проект на тему "Русская изба - часть культуры 16 века"

Проект на тему "Русская изба  -   часть культуры 16 века"

Проект на тему "Русская изба - часть культуры 16 века"

Проект на тему "Русская изба  -   часть культуры 16 века"

Проект на тему "Русская изба - часть культуры 16 века"

Проект на тему "Русская изба  -   часть культуры 16 века"

Проект на тему "Русская изба - часть культуры 16 века"

Проект на тему "Русская изба  -   часть культуры 16 века"

Проект на тему "Русская изба - часть культуры 16 века"

Проект на тему "Русская изба  -   часть культуры 16 века"

Проект на тему "Русская изба - часть культуры 16 века"

Проект на тему "Русская изба  -   часть культуры 16 века"

Проект на тему "Русская изба - часть культуры 16 века"

Проект на тему "Русская изба  -   часть культуры 16 века"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.03.2017