Проект "Накормим зимующих птиц"

  • Работа с родителями
  • docx
  • 05.03.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир. Тема проекта «Накормим зимующих птиц» выбрана мной не случайно. Ведь именно птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В холодное время года доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. И мы, педагоги, совместно с родителями, должны научить воспитанников видеть это, пополняя представления о зимующих птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы. Наш детский сад не новостройка, окружен чудными зелеными насаждениями: стройные березы, большие и величественные вязы, яркая рябинка, черемуха, много кустарников! На участок круглый год прилетают самые разные птицы. Это счастливое обстоятельство мы решили использовать в своей работе с детьми. Прежде всего озадачили детей: - всех ли птиц, зимующих в наших краях, они знают? - знают ли, чем птицы питаются и как их правильно кормить? - какие голоса у птиц Окружающая природа – источник развития не только ума, но и нравственных чувств ребенка. Забота и наблюдение за птицами позволили ответить на многие вопросы детей. Они узнали о печальной статистике, что только одна из десяти зимующих птиц переживает суровое зимнее время и встречает весну. Все птицы нуждаются в подкормке. Чтобы помочь птицам, решили изготовить птичьи дома. Традиция развешивать скворечники весной не совсем правильная. Птичьи дома нужны и зимой – в них ночуют многие зимующие птицы. Поэтому не стали ждать весны, объявили акцию «Накормим зимующих птиц!»
Иконка файла материала Проект накормим зимующих птиц.docx
1 муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад №422 «Сибирячок» Ленинского района Проект «Накормим зимующих птиц» Подготовила:2 воспитатель 3 логопедической группы Шумкина Светлана Павловна г. Новосибирск                                        Содержание 1. Проект: «Накормим зимующих птиц!»  ……………………………………...3 2. Краткая аннотация проекта 2.1. Актуальность проблемы ……………………………………………………4 2.2. Краткое описание организации ………………………………………….…6  2.3. Постановка проблемы……………………………………………………….8 2.4. Цель и задачи проекта, гипотеза……………………………………………8 2.5. Ожидаемые результаты……………………………………………………11 3. Этапы работы над проектом 3.1. Подготовительный этап……………………………………………………12 3.2. Основной этап……………………………………………………………....14 3.3. Заключительный этап……………………………………………………...17 4. Итоговое мероприятие праздник птиц «Синичкин день».…………..…… 17 5. Оценка результатов …………………………………………………………..17 6. Перспективы работы……………………………………………………….…18 7. Литература……………………………………………………………….……..19 8. Приложение…………………………………………………………………….203 Проект «Накормим зимующих птиц»                                   «Так и живут бок о бок птицы и люди,  часто не обращая внимания друг на друга, иногда ссорясь, иногда радуясь друг другу,                                как члены одной большой семьи.                                 Кто из них кому больше нужен                                 – человек птицам или птицы человеку?                                  Но выживет ли человек,                                 если на Земле не останется птиц».                                            Э.Н. Голованова  Вид проекта: творческо­информационный проект  Продолжительность проекта: ноябрь­март Сроки   выбраны   не   случайно,   они   приурочены   к   самому   холодному   периоду нашей зимы и к самому голодному для птиц. Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, воспитатели,  узкие специалисты (психолог, логопед).4                                                                Актуальность проблемы:    В современных условиях проблема экологического  воспитания дошкольников приобретает особую остроту и  актуальность. Именно в период дошкольного детства  происходит становление человеческой личности,  формирование начал экологической культуры. Поэтому  очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к  ней, научить беречь окружающий мир.      Тема проекта «Накормим зимующих птиц» выбрана мной не случайно. Ведь  именно птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В  холодное время года доступной пищи становится значительно меньше, но  потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится  практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и  погибают. И мы, педагоги, совместно с родителями, должны научить  воспитанников видеть это, пополняя представления о зимующих птицах, их  повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром  природы.    Наш детский сад не новостройка, окружен чудными зелеными насаждениями:  стройные березы, большие и величественные вязы, яркая  рябинка, черемуха,  много кустарников! На участок круглый год прилетают самые разные птицы.  Это счастливое обстоятельство мы решили использовать в своей работе с  детьми. Прежде всего озадачили детей: всех ли птиц, зимующих в наших краях, они знают? знают ли, чем птицы питаются и как их правильно кормить? ­ ­ ­ какие голоса у птиц5   Окружающая природа – источник развития не только  ума, но и нравственных чувств ребенка. Забота и  наблюдение за птицами позволили ответить на многие  вопросы детей. Они узнали о печальной статистике, что  только одна из десяти зимующих птиц переживает  суровое зимнее время и встречает весну. Все птицы нуждаются в подкормке.  Чтобы помочь птицам, решили изготовить птичьи дома. Традиция развешивать  скворечники весной не совсем правильная. Птичьи дома нужны и зимой – в них  ночуют многие зимующие птицы. Поэтому не стали ждать весны, объявили  акцию  «Накормим зимующих птиц!»                            Краткое описание организации МКДОУ   города   Новосибирска   «Детский   сад   №   422   «Сибирячок» комбинированного   вида»  представляет   собой   образовательное     учреждение   с осуществлением   физического   и   психического   развития,   коррекции   и оздоровления всех воспитанников.6 Детский сад функционирует с 1980 года и располагается по адресу: 630136, г.Новосибирск­136,   э/п ds422@onlaine.nsk.su.   телефон/факс   341­88­12,   ул.   Киевская­19,  Категория  образовательного учреждения – первая. МКДОУ ЦРР  детский сад № 422 «Сибирячок» представляет собой дошкольное образовательное   учреждение   с   осуществлением   физического   и   психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников. Учреждение в своей деятельности обеспечивает достижение следующих задач: •охрана жизни воспитанников; •охрана физического и психического здоровья детей дошкольного возраста; •воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 1,5 до 7       лет; •создание оптимальных условий для физического, эмоционально­волевого, нравственного,   социально­личностного   развития дошкольников.   интеллектуального, В учреждении созданы следующие условия: групповые комнаты, музыкальный, физкультурный залы, ингаляторий, изостудия/ «Каминная комната», зимний сад «Зелёная   сказка»,   кабинеты   заведующей,   логопедов,   педагога­психолога, методический кабинет, медицинский, пищевой блоки.  Общая площадь здания 4004 кв.м., общее количество групп – 13, в том числе 2 группы   раннего   развития,   4   группы   для   детей   с   нарушениями   речи,   7 общеразвивающих групп. Общее количество воспитанников в настоящее время – 320 детей. Общее   число   сотрудников   68   человек,   из   них   педагогов   ­   34,   медицинских работников – 2, младший и обслуживающий персонал – 34 человека. Коллектив   ДОУ   является   ежегодным   участником   районных   и   городских конкурсов:   «Инновации   в   образовании»,   «Детский   сад   года»,   «Маленькие фантазёры»,   на     фестивале   детского   творчества   «Семицветик»,   «Питание   и здоровье», «Воспитатель года»7                                     Постановка проблемы:   В   результате   диагностики   было   выявлено,   что   дети   имеют   элементарные представления о зимующих птицах, но не знают чем питаются птицы, для чего необходимо   питание   птиц,   какую   пользу   приносят   птицы,   а   главное   как переносят морозные зимы. Исходя из этой проблемы, возникла необходимость в данном проекте. Цель проекта: Формирование   экологических   знаний   о   зимующих   птицах   и   ответственного, бережного   отношения   к   ним.  Помочь   зимующим   птицам   пережить   холодный период; привлечь внимание детей и родителей к судьбе пернатых друзей.8      Задачи проекта: 1. Пополнить предметно развивающую среду по теме проекта.  2.  Расширить и углубить представление детей о жизни и поведении        зимующих птиц нашего города и о роли человека в жизни птиц. Узнать как  можно больше сведений из копилки народной мудрости (приметы, загадки,  сказки, поговорки, пословицы) из справочников и т. д. 3. Учить детей анализировать произведения о птицах и развивать интерес  ребенка к зимующим птицам. 4. Воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам. 5. Провести наблюдения за поведением и питанием зимующих птиц. 6. Развивать грамотную речь, при составлении описательного рассказа о птицах. 7. Способствовать развитию творческих и интеллектуальных способностей  детей. 8. Привлечь детей и родителей к помощи птицам в трудных зимних условиях,  создать «Птичьи столовые» на участках детского сада. 9. Подобрать корм, собрать его как можно больше. 10. Сделать анализ и обобщить результат.    Гипотеза:9  Если постоянно подкармливать зимующих птиц и тем самым помочь им  пережить холодный период года, когда птицам сложно добывать корм из­под  снега, то можно сохранить их численность.                       Эмблема проекта: Предполагаемое распределение ролей в проектной группе: Воспитатели:   занимаются   подбором   нужного   материала,   организуют   образовательные ситуации,   чтение   произведений,   эффективно   развивают   творческое   и познавательное мышление дошкольников. Дети:  участвуют в познавательной деятельности, применяя полученные ранее знания, читают   предложенные   произведения,   участвуют   в   разборе   произведений, выполняют продуктивную деятельность. Родители:  совместно с детьми читают произведения о птицах, изготавливают кормушки и подбирают различный корм для птиц.Ожидаемые результаты:  10 1. Расширение кругозора детей о зимующих птицах. 2. Развитие   у   детей   любознательности,   творческих   способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков. 3. Улучшение предметно­развивающей среды. 4. Совместная деятельность будет способствовать укреплению детско­ 5. родительских отношений.  Повышение интереса родителей к совместной деятельности детей,  педагогов и других родителей.  6. Составление творческого рассказа о птицах. 7. Активное участие детей и родителей в помощи птицам в трудных зимних  условиях. Изготовление кормушки для птиц своими руками.  Этапы реализации проекта:  1 этап­подготовительный:  Обсуждение цели, задач с детьми и родителями. Создание необходимых условий для реализации проекта. Разработка и накопление методических материалов по проблеме. Предмет исследования:  зимующие птицы в черте г.Новосибирска и его окрестностей .11                             Объект исследования: зимующие птицы, прилетающие на кормушки нашего детского      сада. Гипотеза: если мы будем угощать птиц разным кормом, то к нам на   кормушки прилетит  много разнообразных пернатых гостей.                     Задачи:     поддерживать эмоционально­положительное отношение к пернатым с  помощью художественной литературы; систематизировать представления детей о зимующих птицах; способствовать формированию знаний о способах помощи птицам зимой,  воспитанию заботливого отношения к пернатым; вызвать желание наблюдать за поведением птиц.12          2 этап основной: Внедрение в воспитательно­образовательный процесс эффективных методов и  приёмов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах.  Методы исследования:  сбор информации о зимующих птицах;   беседы;13                               непосредственно­образовательная деятельность;                                                                                                                                                                                                                                                                                                            игры на подражание движений и голосов птиц; 14      открытие «Птичьих столовых» на участках детского сада;  наблюдения;            рисование объектов наблюдения; фотографирование объектов наблюдения; 15 3 этап – заключительный.   Оформление результата проекта в виде презентации. Организация и участие родителей в выставке «Лучшая кормушка для  птиц». Проведение итогового мероприятия праздник птиц «Синичкин день». См. приложение.               Оценка результатов:  .16  Достигнутые результаты позволяют сделать вывод о том что в результате  мероприятий которые были проведены в ходе проекта: беседы, выставки,  тематические занятия, совместная деятельность детей и родителей, мы  получили положительный результат. У детей повысились знания в области  духовно­нравственного воспитания в вопросах касающихся заботы о птицах.  Расширен кругозор детей о зимующих птицах сформировалась  любознательность, творческие способности, познавательная активность,  коммуникативные навыки.   Так же хорошо развивается разговорная речь детей, расширяется словарный  запас, дети получают здесь положительные эмоции, учатся воображать. Любое  наблюдение за птицами может подсказать тему для интересного разговора.   Родители стали активнее участвовать в мероприятиях проходимых в детском  саду. Улучшилась предметно – развивающая среда:  литературой, фотографиями,  иллюстрациями, стихотворениями, рассказами о птицах, загадками,  презентациями о зимующих птицах.  Главное­ мы достигли цели: Помогли зимующим птицам пережить холодный  период; привлекли внимание детей и родителей к судьбе пернатых друзей. Этот  проект сплотил коллектив родителей и активизировал их для участия в  мероприятиях проходимых в детском саду, дал возможность творческой  деятельности.  Перспективы работы: ­ создание   сплоченного   детского   коллектива   с   учетом   индивидуальных особенностей каждого воспитанника; ­ привлечение родителей для совместной работы; ­ реализация   творческого,   интеллектуального   и   эмоционального потенциала; ­ установление комфортных отношений с родителями; ­ реализация   интеллектуальных   и   физических   способностей   родителей   и воспитанников; ­ формирование новых умений, навыков у детей; ­ усвоение, переработка и воплощение детьми новых знаний; ­ формирование дружеских отношений в коллективе; ­ положительные эмоции, переживаемые взрослыми и детьми. ­ планирую разработать весенний проект «Перелетные птицы»17 Литература: 1 Т.А.Шорыгина «Птицы. Какие они?» М.,2003 г. 2 Т.А.Шорыгина «Какие месяцы в году» М.,1999 г. 3 «Мы» программа экологического образования детей (справочник  интересные факты о жизни птиц). 4  В союзе с природой. Л.И.Грехова, М.,1999 г. 5 Л.П.Молодова «Экологические праздники для детей» М.,1999 г. 6 Журнал «Юный натуралист» ­ 1994. ­ №2, 11; 1995, ­ №2; 1996 ­ №3,4,11; 1997, ­ №2 7 Журнал «Обруч» ­ 2011.­ №2  8 . Нравственно­трудовое воспитание ребенка­дошкольника [Текст]:  Методическое пособие / Автор­сост. Л. Куцакова. – М.: Владос, 2005.  – 144с.  9 .Буре,   Р.С.   Дружные   ребята:   воспитание   гуманных   чувств   и отношений у дошкольников. [Текст]: Пособие для воспитателей ДОУ и родителей / Р.С. Буре [и др.].– М.: Просвещение, 2004. – 141с. 10 .  Козлова, С. А. Нравственное воспитание детей в современном мире [Текст]: // Дошкольное воспитание. ­ 2001.­ № 9. С.98­104. Источники информации: Электронный ресурс: 1. http://dou138.ru/article.asp?id_text=172 2. http://festival.1september.ru/articles/419784/       3. http://semeinaja­kultura.ru/publ/scenarii_k_prazdnikam/sinichkin_den/12­1­ 0­103 4. http://festival.1september.ru/articles/528244/ 5. http://zvuki­tut.narod.ru 6. http://galereika.net18 7. http://stat16.privet.ru 8. http://tula­animal.ucoz.ru 9. http://www.gla­mur.ru 10.http://cs9508.vkontakte.ru 11.http://img­fotki.yandex.ru 12.http://img1.liveinternet.ru 13.http://dobrota.perm.ru 14.http://www.google.ru/ 15.http://www.yandex.ru/                               Приложение19 Образовательная деятельность по теме: «Зимующие птицы» Задачи: расширить представления о жизни зимующих птиц, о  приспособленности, особенностях их поведения и питания.20 На дворе стоит зимняя стужа. Все дорожки покрылись снежным ковром. Ночью  бывают сильные морозы. Тяжело в такую пору птицам, которые зимуют в наших  краях. Многие птички погибают.  Воробьи держатся вблизи жилья человека, сооружают себе особое зимнее  гнездо в щелях домов, под крышами, даже в пустых скворечниках. Как бы ни  было голодно, если воробей нашёл корм, он, прежде всего своим щебетом  приглашает своих собратьев к обеду.  Синицы селятся в самых разных местах. Любят жить в лиственных лесах,  устраивают гнёзда в старых гнёздах белок, в дуплах дятлов. Зимой часто ищут  ночлега возле жилых домов. Иногда поселяются и в почтовых ящиках. Зимой птицам могут помочь только люди. Когда ночная температура упадёт до  –10 градусов и ниже, синички за ночь теряют 10% собственного веса. Голодные,  ослабевшие птицы быстро замерзают. В суровую зиму из 10 синичек выживает  только одна. А вот сытой птице и сильный мороз не страшен. Вот и летят птицы  поближе к жилью человека. С самого раннего утра им нужен корм. На ветках рябины устраивают столовую снегири. Кормится ягодами, выедая из  них семена, оставляя мякоть. Основные зимние корма: семечки арбуза, дыни, тыквы, пшеничные отруби,  овсяные хлопья, пшено, семена подсолнечника (не жаренные, не солёные),  сушёные ягоды боярышника, шиповника, крошки белого хлеба, несолёное  свиное сало, говяжий жир. Нельзя давать чёрный хлеб. Мы составили презентацию "Зимующие птицы нашего города" и листовку –  обращение к ребятам (приложение №1). Вывод: зимуют в нашей местности, только те птицы, которые приспособились к  выживанию в наших зимах. Консультация для родителей21 Задачи: сделать и развесить кормушки для птиц, содержать их в чистоте.  Следить, чтобы в кормушках постоянно был корм. Кормушки лучше делать самые простые – из пакетов из–под молочных  продуктов. А также из пластиковых бутылок, укреплённых вверх дном, чтобы  зерно постепенно высыпалось на подставку. Кормушки должны быть в чистоте,  чтобы не стать источником болезни. Птицы возле кормушек появляются с  самого рассвета, поэтому корма надо засыпать с вечера. Во время морозов и  метелей это нужно делать каждый вечер. Мы составили памятку "Как подкармливать птиц" (приложение №2) и раздали  детям других групп. Вывод: зимующие птицы постоянные гости кормушек.                                        Наблюдение  Задачи: отмечать в дневниках наблюдений температуру воздуха; подсчитывать  число птиц, прилетающих к кормушке в течение одного часа, наблюдать за  поведением птиц.      Таблица наблюдений за погодой и птицами.  Дата 29 ноября 30 ноября 02 декабря 03 декабря 04 декабря 05 декабря t  воздуха ­ 20 ­ 16 ­ 10 ­ 9 ­ 5 ­ 9 Кол­во птиц Какие птицы прилетают 5 4 3 3 2 4 2 синицы, 3 воробья 2 синицы, 2 воробья 1 синица, 2 воробья 1 синицы, 2 воробья 2 воробья 2 синицы, 2 воробья Выводы: в холодную погоду на кормушку прилетает больше пернатых гостей.  Таким образом, наша гипотеза подтверждается, если постоянно подкармливать  зимующих птиц, то тем самым мы помогаем им пережить холодный период года, когда птицам сложно добывать корм из–под снега, и сохраняем их численность.        Заключение: проведя наблюдения, мы сделали следующие выводы22 1. В нашем городе зимуют только приспособленные к выживанию в суровых погодных условиях птицы. 2. Сытой птице мороз не страшен. 3. Главное правило: не забывать подсыпать корм в кормушки. Нерегулярное наполнение кормушки может вызвать гибель привыкших к подкормке  пернатых. Птицы наши друзья! Приложение №1.  Листовка – обращение. Дорогие ребята! Зимой очень трудно птицам. Они ждут нашей помощи. Сделайте и развесьте  кормушки. Не забывайте подсыпать корм. Нерегулярное наполнение кормушки  может вызвать гибель привыкших к подкормке пернатых. Птицы – наши друзья!  Весной они нас отблагодарят. Приложение №2.  Памятка "Как подкармливать птиц". 1. Кормушки лучше делать самые простые – из пакетов из–под молочных  продуктов. А также из пластиковых бутылок, укреплённых вверх дном,  чтобы зерно постепенно высыпалось на подставку.  Развешивайте кормушки в спокойных для птиц местах. 2. 3. Следите, чтобы корм в кормушке был постоянно. 4. Кормушки нужно держать в чистоте. 5. Следите, чтобы в кормушке не было снега. 6. Помните, что основные зимние корма: семечки арбуза,  дыни, тыквы,  пшеничные отруби, овсяные хлопья, пшено, семена подсолнечника  (нежареные, несолёные), сушёные ягоды боярышника,  шиповника,  крошки белого хлеба,  несолёное свиное сал.  Нельзя давать чёрный хлеб. Приложение №3.  Приметы. 1. Синичка с утра начинает пищать – ожидай ночью мороз. 2. Воробьи дружно расчирикались – к оттепели. 3. Ворона под крыло клюв прячет – к холоду. 4. Перед метелью воробьи чирикают. 5. Перед сильным ветром воробьи стайками перелетают с места на место.23 6. Синицы порхают под окном – к холоду. 7. В марте птички щебечут к хорошей погоде. 8. Снегирь зимой поёт на снег, вьюгу и слякоть. 9. Если сядет тебе на руку синица, нужно загадать желание. Если вещая  птаха подаёт голос – загаданному сбыться. Фотосессия «Моя кормушка»24