Проектная работа с детьми средней группы " Наши пернатые друзья", направленный на изучение образа жизни и поведения зимующих птиц в нашей местности. Закрепление знания детей о птицах родного края. Внедрение в воспитательно –образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах.
Направление: «Мир вокруг нас»
Участники: воспитанники средней
группы
МКОУ «ПРОГИМНАЗИЯ
«ЛАСТОЧКА»
г. Кизляр
2017г.Введение
Удивительные творения природы – птицы – радуют нас своей
подвижностью, голосом. Они радуют нас своей внешностью, голосом. Птицы
украшают мир, делая его ярким и радостным, а еще птицы приносят
огромную пользу человеку, уничтожая вредных насекомых, этим спасают
зеленые насаждения, урожай полей и огородов.
Осенью многие птицы улетели в теплые края, т. к. им стало не хватать
корма. Это гуси, утки, стрижи, ласточки, а те птицы, которые находят себе
корм, остаются зимовать. Птицам тяжело зимой; они переживают голод,
холод, морозы. Как стойко и терпеливо эти птахи выносят все тяготы жизни
Тема проекта выбрана нами не случайно. Ведь именно птицы окружают
нас круглый год, принося людям пользу и радость. В холодное время года
доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней
возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным,
поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают.
Как удаётся таким маленьким пташкам выжить в морозы? Конечно,
благодаря помощи людей. Как мы можем помочь птицам? Все дружно
ответили, что можно сделать кормушки. Вроде все всё знали. А чем нужно
кормить птиц, чем можно, чем нельзя? Какие кормушки лучше? На эти
вопросы ответить сразу мы не смогли. Поэтому мы начали наше исследование.
Проект позволяет расширить, обогатить, систематизировать и
творчески применить знания детей о птицах в зимнее время года;
способствует развитию интереса к поисковоисследовательской деятельности.
И мы, педагоги, совместно с родителями, должны научить
воспитанников видеть это, пополняя представления о зимующих птицах, их
повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром
природы.
Цель: изучение образа жизни и поведения зимующих птиц в нашей
местности;
Закрепить знания детей о птицах родного края. Заложить у детей
основы ответственности и бережное отношение к природе и птицам родного
края, развивать интерес к изучению родного края, воспитывать чувство
любви, гордости за родную природу. Расширяем и обогащаем знания
дошкольников о зимующих птицах, их роли в жизни человека.
Задачи:
расширение знаний о зимующих птицах.
изучить предпочтение кормов различными видами птиц;
провести наблюдения за птицами, прилетающими к кормушке;
умение бережно относиться к живой природе.
Оказание помощи: сделать кормушку и устроить птичью
столовую.
Основная часть (практическая)
Внедрение в воспитательно–образовательный процесс эффективных
методов и приёмов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах.
Домашние задание родителям совместно с ребенком сделать
кормушку. Подсыпая корм, развивать словарный запас ребенка.
Заучивание стихотворений о зимующих птиц.
Отгадывание загадок про зимующих птиц.
Рассмотреть зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах,
принести книги в детский сад.
Теоретическая часть.
Задачи: изучить, какие птицы остаются у нас зимовать, чем питаются
зимой, как они приспосабливаются к зимним условиям.Мы собрали данные о зимующих птицах нашего участка, за которыми
наблюдали, чтобы все дети знали этих птиц и смогли помочь выжить в
холодное время года.
Это маленькая подвижная птица с округлой головкой, короткой шеей,
яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Клюв твёрдый, к
концу заострённый. В холодную пору птицы сидят, плотно прижавшись друг к
другу, нахохлившись. (ВОРОБЕЙ).
Это красивая птица. У неё на голове чёрная шапочка, щёки белые, на
грудке чёрная полоса – галстучек, крылья и хвост серые, спинка жёлто –
зелёная, а брюшко жёлтое. Перепархивая с ветки на ветку, они
подвешиваются к ним вниз головой, качаются, держатся на самых тонких
веточках.
(СИНИЦА).
У этой птицы красивое пёстрое оперение: верх тела – чёрный, на
голове и на шее белые пятна, на сложенных крыльях белые полосы,
подхвостье и темя красные. Клюв прочный и острый. Эта птица труженик.
Расклюёт в своей «кузнице» шишку и летит за новой. (ДЯТЕЛ).
Голова, крылья, хвост у неё – чёрные, а по бокам белоснежные пёрышки.
Хвост длинный, прямой, будто стрела. Клюв прочный и острый. Она
подвижная, суетливая птица. (СОРОКА).
У этой птицы крупное продолговатое туловище, большие сильные
ноги. Ходит она большими шагами. Клюв крепкий, большой. Голова, горло и
крылья – чёрные, остальное тело – серое. (ВОРОНА).
Зимующие птицы не улетают осенью в теплые края, так как
приспособились к суровому времени года и могут найти себе еду даже зимой.
Птицам трудно приходится, ведь аппетит у них хороший, а корма, особенно в
студеную зимнюю пору, не хватает. Все насекомые спрятались, растения под
глубоким снегом – плохо птичкам! Самым страшным для них является голод.
Они не боятся морозов, а еду ухитряются добывать даже в снежную зиму. Ивсетаки тяжело им зимой! Из десяти птичек, может быть, одна – две
доживают до весны. Как можно помочь птицам зимой?
Птицы прилетают к нашим домам за помощью: трудно, голодно в лесу
в это время. Покормить надо птичек!
Было проведено цикл бесед на тему «Зимующие птицы», где дети
узнали не только много интересных фактов о самих птицах, но и очень важные
правила подкормки птиц зимой: чем и как кормить, как должна быть устроена
кормушка, где лучше повесить кормушку. А еще как не навредить птицам,
подкармливая их: что нельзя давать в качестве корма.
Если птичка не ест зимой 6 часов, она погибает. Из десяти мелких птиц
в суровые зимы остаются только две. Совсем нетрудно запасти корм для птиц
на зиму. А как это нужно для них!
Этап №2.
Вторым нашим этапом было изготовление кормушек разных видов и
форм.
Самая простая кормушка – это дощечка с прибитыми по краям
бортиками, чтобы корм не сдуло ветром. Хорошо, если у кормушки есть
крыша, тогда еду не засыплет снегом. Кормушки можно сделать из различных
пакетов для молока и сока, печенья и сыра, банок и подложек для
полуфабрикатов.
Важно, чтобы отверстие в кормушке было настолько большим, чтобы
птица могла спокойно проникнуть внутрь кормушки и покинуть её.
Было предложено родителям изготовить кормушки вместе с детьми.
Были сделали несколько видов кормушек, а именно:
1.
Кормушка из пластмассовой бутылки;
2.
3.
Кормушка из деревянного лотка;
Кормушка из бумажной коробки.Кормушки мы разместили на участке детского сада. Место мы
выбирали так, чтобы было удобно проводить наблюдения. Кормушки были
повешены на расстоянии не ниже 1.5 метра от земли на ветвях деревьев.
Этап №3.
Третий наш этап это наблюдение за количеством птиц, прилетающих на
кормушку.
После того как повесили кормушку стали следить за тем, чтобы наша
«птичья» столовая всегда была готова к приему пернатых гостей. Они у нас
все разные! Нам хочется накормить своих птичек их любимой едой. А что они
любят? И мы стали за ними наблюдать. Повесили соленое и несоленое сало –
синички стали клевать несоленое. Насыпала семечки они им понравились!
Теперь синички получают эту еду. Однажды в кормушку насыпали разную
крупу: манную, гречневую, пшенную. Воробьи клевали пшено и манку,
синичке понравилась гречка, снегирям – пшено и гречка а голуби едят все
крупы, кроме пшена. Когда насыпаем пшеницу и овес – прилетают воробьи,
сороки и вороны. Столовая открыта в одно и тоже время, птички стараются
не опаздывать! Дети очень любят за ними наблюдать! Они могут и подраться,
и расшуметься!
За период наблюдения к нашим кормушкам прилетали: воробьи, синицы.
А воробьи больше предпочитали корм, который падал на снег возле
кормушек. Затем мы насыпали корм вдоль тропинок и в первую очередь
птицы склевывали его.
У каждой птицы свои повадки и ведут они себя поразному. Интересно
наблюдать за ними! Как правило, первыми обнаруживают кормушку воробьи.
Воробьи предпочитают держаться стайками. Поэтому птицы быстро
обнаруживают вывешенную кормушку. Они перелетали с дерева на дерево,
суетливо подбирая корм по дороге. Вне кормушки воробьи кормились всегда
шумно и суматошно, роняя наземь массу семечек, но тут же опускаясь на снеги подбирая корм. Часто воробьи начисто опустошали кормушку за короткое
время, не оставляя корма для других птиц.
Несколько раз на наших кормушках мы заставали синичек. Они по
очереди прилетают за кормом, берут по 1 семени, отлетают и, зажав семя
лапой, достают содержимое.
По дороге к нашим кормушкам мы подкармливали еще и голубей.
Голуби с удовольствием съедали все без разбора.
Выводы.
Работа в рамках проекта получалась интересной, увлекательной и
познавательной для всех участников проекта. Многие родители приняли
активное участие в изготовлении кормушек, принесли различный корм для
птиц, иллюстрации и раскраски для детей в группу. Дети с большим
удовольствием слушали рассказы, сказки, стихи о зимующих птицах,
отгадывали загадки, играли в разные дидактические и подвижные игры с
удовольствием, рисовали птиц, раскрашивали картинки по теме.
Проект позволил расширить кругозор детей о зимующих птицах, у детей
сформировалась любознательность, познавательная активность.
В группе улучшилось предметноразвивающая среда: литературой,
иллюстрациями, конспектами, наблюдениями.
В результате проделанной работы дети узнали, какие виды птиц
остаются зимовать в наших краях, какие корма любят птицы, научились
правильно кормить птиц.
Цель и задачи, поставленные в начале проекта выполнены.
По итогам наших исследований было выяснено следующее:
Воробьи предпочитали больше хлебные крошки, пшеницу и семечки.
Синицы больше предпочитали сало, и так как птиц прилетало не много
сало всегда оставалось в кормушке. Птицы чаще посещают деревянную кормушку, чем две остальные. Это
может быть связано с тем, что деревянная кормушка более устойчива и
просторнее.
Наше исследование не закончено и будет продолжено дальше.
Полученные знания мы будем передавать всем детям нашего детского
сада.
Список литературы:
2..Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. М., 1991
3. Долгова Т., Кравченко И. «Прогулки в детском саду»
4.Маханева М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного и
младшего школьного возраста. М., 2004.
5. Николаева С.Н. Экологическое воспитание дошкольников. М., 2002.
6. Николаева С.Н. Эколог в детском саду. М., 2003.
7. Шорыгина Т.А. «Птицы. Какие они?» М.,2003
Приложение
«Как живут наши пернатые зимой»
«Кто заботится о птицах»
«Пользу или вред приносят птицы»
«Чем кормить птиц»
«Как дети и их родители могут помочь птицам»
Чтение художественной литературы
Л.Воронцова «Птичьи кормушки»В.Сухомлинский «Как птичка меня будит», «О чем плачет синичка»
О.Григорьева «Синичка»
А.Яшин «Покормите птиц зимой»
З.Сергеева «Птицы зимой», «Птички и кот»
И.Тургенев «Воробей»
М.Горький «Воробьишко».
Н.Рубцов «Воробей», «Ворона».
Отгадывание загадок по теме.
Игровая деятельность
Дидактические игры:
«Одинмного».
«Назови ласково».
«Четвёртый лишний».
«Счёт птиц».
«Кто что ест».
«Узнай по описанию».
Подвижные игры:
«Снегири»
«Воробушки и автомобиль»
«Зимующие и перелётные птицы»
«Собачка и воробей»
«Вороны»
«Воробушки и кот»
Работа с родителями
Консультации:
«Как и из чего можно сделать кормушки»
«Формирование у дошкольников бережного отношения к природе»
«Воспитание у детей любви к природе»Совместно с детьми изготовить кормушку для птиц.