Проект "Олимпийцы, мы с вами в строю!" (Начальная школа)
Оценка 4.7

Проект "Олимпийцы, мы с вами в строю!" (Начальная школа)

Оценка 4.7
Контроль знаний +3
docx
Междисциплинарный 4
1 кл—5 кл
01.08.2019
Проект "Олимпийцы, мы с вами в строю!" (Начальная школа)
Деятельностный подход способствовал совершенствованию детей с сенсорными нарушениями в речевой и языковой направленности; активизировал обучающихся к закреплению знаний о том, что в природе все взаимосвязано, здоровье человека зависит не только от его отношения к самому себе, но и от отношения к окружающей среде. Ребята укрепили психическое и физическое здоровье. Достигнутые результаты дают позволение с уверенностью говорить об успешном будущем наших воспитанников.
Проект Олимпийцы, мы с вами в строю!.docx
Департамент общего образования Томской области Департамент общего образования Томской области Томское областное государственное казённое образовательное учреждение  Томское областное государственное казённое образовательное учреждение  для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья   для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная «Специальная (коррекционная) общеобразовательная шшкола – интернат № 15 I, II вида» «УТВЕРЖДАЮ» Директор  школы­интерната № 15 I, II вида ________________ А.В. Маланина ПРОЕКТ «Олимпийцы, мы с вами в строю!» Пути расширения языковой и речевой направленности  слабослышащих младших школьников в рамках  XXII Олимпийских и XI Паралимпийских  зимних игр в Сочи 2014 База реализации проекта:  педагогический коллектив отделения слабослышащих детей школы­интерната №15 (20 человек), ученический коллектив (50 человек), родители (70 человек), волонтёры (10 человек). Авторы: Р.И. Моисеева Т.А. Плесовских Томск 2013­2014 Приятная для слуха речь, своего рода музыка. Аристотель Реализация   положения   реформы   общеобразовательной   школы   требует дальнейшей работы по выявлению наиболее эффективных средств и методов всестороннего развития и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Проблемно­ориентированный   анализ        языковой   и   речевой деятельности   в   школе­интернате   слабослышащего   отделения занимает одно из ведущих направлений в работе с особенными детьми. Всестороннее развитие связной речи слабослышащих обучающихся становится   фундаментом,   необходимым   условием   достижения высоких результатов в учебе и дальнейшей деятельности. Степень   разработанности   проблемы.  Проблема   развития связной   речи   детей,   имеющих   дефицитарное   развитие   до   сих   пор находится   в   общественном   нерве,   до   сих   пор   актуальна   для нейропсихологов,   учителей­дефектологов, сурдопедагогов,   социальных   педагогов,   классных   руководителей.   В данном направлении работали и работают видные деятели науки Л.С. Выготский,   Т.В.   Ахутина,   Н.И.   Жинкин,   А.А.   Леонтьев,   С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин и др.   педагогов­психологов, Избранная   тема   в   качестве   самостоятельного   исследования вышеозначенными   специалистами   ещё   не   рассматривалась.   Не анализировались,   следовательно,   в   целостном   виде  пути   расширения языковой и речевой направленности слабослышащих младших школьников в рамках  XXII Олимпийских и XI Паралимпийских   зимних игр в Сочи  2014. Таким образом, сложность, многоплановость, недостаточная разработанность, а также высокая практическая значимость обусловили выбор данной темы. На самом деле, будет ли способствовать проект расширению языковой и речевой направленности? Другими словами, сложившиеся концептуальные взгляды на речевое   развитие   детей   с   особыми   образовательными   потребностями   в условиях   специальной   (коррекционной)   школы   и   недостаточная разработанность   педагогических   технологий   мотивирует   педагогов   к рассмотрению данной проблемы с точки зрения современных инновационных подходов.  Сама   сущность   инновационных   процессов,   на   наш   взгляд,   имеет   ряд многозначных  аспектов: 1­ый   аспект   –   это   изучение,   обобщение   передового   российского   и Моисеева Раиса Ивановна Плесовских Татьяна Алексеевна                                                      ТОГКОУ С (К)ОШИ №15  I, II вида зарубежного педагогического опыта в сфере инноваций по речевому развитию детей с ОВЗ; 2­ой   аспект   –   внедрение   передового   инновационного     опыта   в жизнедеятельность младших школьников с особенностями в развитии; 3­ий   аспект   –   обобщение   и   распространение   собственного педагогического опыта, и внедрение его в практику.  Следовательно, организация нашей педагогической практики направлена на разработку новых технологий обучения и воспитания в плане вербального развития слабослышащих детей младшего школьного возраста, основанных на Федеральных образовательных стандартах нового поколения. Коррекционная   школа­интернат   №15     до   сих   пор   остаётся   верной старым,   ещё   советским   традициям.   Хотя   инновационно­образовательные технологии   по   речевому   развитию   внедряются   в   жизнедеятельность   детей, применяются как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Наша задача – гибко   реагировать   на   нововведения   –   то   есть   применять   на   практике полученные   современные   модели   образования,   опираясь   при   этом   на собственный   жизненный   опыт   детей   с   особыми   образовательными потребностями, учитывая психофизиологические особенности и способности обучающихся к восприятию речи. Развитие  языковой и речевой деятельности, активизация  связной речи детей с нарушениями слуха   младшего школьного возраста – одна из наиболее   актуальных   и   интересных   для   изучения  проблем современной   методики   преподавания   русского   языка, сурдопедагогики, сурдопсихологии. В школе­интернате №15 работа по развитию речевой и языковой деятельности проводится в соответствии с   программой,   разработанной   и   реализуемой   в   образовательной организации. Актуальность   проблемы  тесным   образом   переплетается   с постоянно   возрастающей   ролью   вербального,   коммуникативного   и творческого   потенциала   Личности   в   современном   мире.   Только развитая   связная   речь   помогает   любому   человеку   безбарьерно достигать высоких результатов в современной жизни с её социальными аспектами,   разнообразными   и   сложными   вербальными,   языковыми, коммуникативно­творческими   особенностями.   Адекватно­реальный путь, по которому  следует слабослышащий школьник к дальнейшим целям   –   это   продуманные   от   начала   и   до   конца   систематические   мероприятия, данных нейропсихологической, психолого­ педагогической науки.  Данная тема выбрана не случайно, обосновывается нейролингвистической, передовых   основанные       на   Моисеева Раиса Ивановна Плесовских Татьяна Алексеевна                                                      ТОГКОУ С (К)ОШИ №15  I, II вида тем, что развитие речи детей с нарушениями слуха не отвечает требованиям современного общества. Актуальность  обусловлена   необходимостью   создания эффективной комплексной речевой среды, которая позволит укрепить речевую   направленность,   расширит   языковой   аспект,   сформирует осознанный   интерес   к   родному   языку,   привычку   к   вербальному общению.   Ведь   речь   –   канал   развития   интеллекта.   Речь   –   это мышление, чувства, навыки общения. Объектом  формирования   речи, коммуникаций.  проектной   деятельности   является   процесс   вербальных   как   фактора   общения, Предметом  проектной   деятельности   выступают   новые образовательные   технологии,   как   средство   речевого   развития. Постоянная   стимуляция   ситуативной   речи   со   стороны   взрослого   с целью более лёгкого усвоения речевого материала.  Гипотеза   проектной   деятельности:  XXII   Олимпийские   и   XI Паралимпийские   зимние   игры  –  международные   спортивные   мероприятия, проходившие   в  российском  городе  Сочи  расширят   языковую   и   речевую направленность   слабослышащих   младших   школьников,   их   речь   будет насыщеннее, красочнее, эффективнее: если  новые образовательные  технологии  будут использоваться  в комплексе с коррекционно­оздоровительной работой; если   в   работе   с   детьми   будут   присутствовать   психолого­ педагогические   формы,   направленные   на   привлечение  родителей, специалистов   медицинского   профиля   –   Шахрай   Е.О.   медицинского психолога   ОГБУЗ   «Центра   медицинской   профилактики»   г.   Томска, Карауш И.С. к.м.н., медицинских работников школы­интерната №15, инструктора   физической   культуре,   учителей­дефектологов, сурдопедагогов, педагогов­психологов, родителей.  Цель проекта: Формирование осознанного отношения к освоению родного языка, к переходу на произвольное вербальное общение. Задачи: Изучить   и   сформировать   банк   отечественной   и   зарубежной Моисеева Раиса Ивановна Плесовских Татьяна Алексеевна                                                      ТОГКОУ С (К)ОШИ №15  I, II вида литературы, воздействующих на речевое развитие;   современных   технологий,   форм   и   методов, Оптимизировать   условия   для   нейропсихологического, психологического,   речевого,   интеллектуального   и   физического развития детей; Использовать   модель   нейропсихологического   воздействия   для развития языковой и речевой направленности; Подобрать   приемлемые   инновационные   методы   исследования   и формирования выборки; Апробировать подобные методы на выборке; Осуществить   проверку   результативности   проекта  на   расширение языковой и речевой направленности и сделать соответствующие выводы; Воспитывать интерес и уважительное отношение к слову, родной речи. Методы:  анализ   литературы,   экспертные   оценки   связной   речи   статистические   анализ   документации, младших   школьников, технологии. Научная   новизна  связана   с   необходимостью   поиска   путей решения   одной   из   актуальных   проблем   сурдопедагогики   –   развития связной   вербальной   речи,   расширение   языковой   и   речевой направленности  в  младшем школьном возрасте. Теоретическая значимость  заключается в обобщении данных по проблеме   речевого   развития   в   процессе   жизнедеятельности слабослышащих   детей   младшего   школьного   возраста   на   момент написания работы.  Основные принципы: 1. Принцип  объективности, научности – содержание обучения детей с ОВЗ   основывается   на   положениях,   зафиксированных   в   стандартах, программах, учебниках. 2. Принцип связи теории с практикой – все уроки, все занятия имеют жизненный смысл, который ясен и понятен для обучающихся. 3.   Принцип   последовательности,   систематичности   –   вся   деятельность построена   в   строгой   логической   последовательности.   Изучаемый   материал планируется,   структурируется,   расширяется,   сочетается   с   эмоциями   и чувствами слабослышащих младших школьников. Моисеева Раиса Ивановна Плесовских Татьяна Алексеевна                                                      ТОГКОУ С (К)ОШИ №15  I, II вида 4.   Принцип   доступности   при   необходимой   степени   трудности   –   в обязательном   порядке   учитываются   индивидуальные   особенности обучающихся,   выстраивается   оптимальный   уровень   трудности   с   учётом жизненного опыта обучающихся, их интересов. 5.   Принцип   наглядности,   разнообразия   методов,   по   Коменскому «Золотое   правило   обучения»   –   в   работе   широко   используются   средства наглядности   с   опорой   на   органы   зрения,   осязания,   органов   чувств   к восприятию учебного материала. 6.   Принцип   активности   обучающихся   по   суворовскому   афоризму: «Трудно  в  учении – легко  в бою» – обучение  ориентировано на высокую, сознательную активность, требует мобилизации физических и духовных сил в соответствии с психофизиологическими особенностями каждого ученика. 7.   Принцип   прочности   усвоения   языковой   и   речевой   направленности организуется   систематическим   повторением   материала,   обеспечивает речевой самоконтроль, повышает вербальную активность. Стратегические направления проекта 1. Создание условий для расширения и закрепления знаний Олимпийской символики, знаний об исторических фактах игр зимней Олимпиады 2014.  2.   Организация   деятельности   по   внедрению   физической   и   речевой активности в жизнедеятельность детей младшего школьного возраста. 3.   Отбор   наиболее   значимо­эффективных   форм   и   методов   работы   по внедрению   в   педагогическую   практику   школы­интерната   №15  I,  II  вида,  с целью апробации и дальнейшего распространения педагогического опыта. Методологическая основа проекта   Метод диагностического   анкетирования:  наблюдение, анкетирование, беседы, анализ речевой деятельности, экспертная оценка. Метод   наблюдения   используется   в   качестве   оценки,   что   получается хорошо, где нужны дополнительные ресурсы, консультации специалистов. Метод   планирования   включает  цели,   задачи,   определяет результативность проекта, корректировки. Опытно­экспериментальная   работа  с   целью   определения эффективности   деятельности   обучающихся   в   процессе   формирования учебных   универсальных   действий,   формирования   языковых   и   речевых Моисеева Раиса Ивановна Плесовских Татьяна Алексеевна                                                      ТОГКОУ С (К)ОШИ №15  I, II вида компетенций. Методы   математической   статистики, полученных при исследовании.   для   обработки   данных   Презентационный  интернет­материал для виртуальных экскурсий;     Авторский   презентационный   материал,  созданный   в   редакторе Конечный продукт и / или результат проекта  1.   Образовательная   программа   по   расширению   языковой,   речевой, физической   направленности   у   младших   школьников   с   особыми образовательными потребностями; 2.  Цикл методических авторских разработок по организации уроков, внеурочных   мероприятий   в   начальных   классах   отделения слабослышащих детей; 3. 4. POWER POINT; 5. малышек; 6. 7. спортивным играм; 8. родителей, старших товарищей и волонтёров.  Информационные стенды, книжки­ширмы для работы с родителями;   Пособия   к   дидактическим,   настольным   играм,   атрибуты   к   Организация   клуба   для   воспитателей,   классных   руководителей,   Выставки   рисунков,   поделок,   стенгазет,   макетов,   книжек­   Ожидаемые результаты Комплексное   воздействие   на   речевое   и   языковое   развитие,   на укрепление   физического   здоровья   обучающихся,   на   формирование положительной привычки к вербальному общению, к здоровому образу жизни будет базироваться на основе следующих критериев: 1.Создания   эффективной   комплексной   оздоровительной программы; 2.Оптимизации оздоровительной среды в школе­интернате №15; 3.Формирования   у   детей   со   специальными   нуждами положительной мотивации к вербальным коммуникациям; 4.Закрепления   у   младших   школьников   с   ограниченными знаний   по   вопросам здоровья   (ОВЗ)   возможностями   здоровьесбережения; 5.Умения   использовать   полученные   знания,   умения,   навыки   в быту; 6.Повышения   уровня   осведомлённости   классных   руководителей, родителей по вопросам здоровьесбережения, речевого развития детей; 7.Формирования,   построения   и   накопления   в   школе­интернате Моисеева Раиса Ивановна Плесовских Татьяна Алексеевна                                                      ТОГКОУ С (К)ОШИ №15  I, II вида №15   традиций   и   обычаев   не   только   по   речевому   и   языковому развитию, а также по здоровому образу жизни. Практическая   направленность   проекта  заключается   в   том,   что использование   полученной   информации,   положительные   результаты деятельности   облегчат   работу   педагогов   общеобразовательных   и коррекционных   образовательных   организаций   и   сделают   её   более продуктивной, более целенаправленной. Материалы   данного   проекта   помогут   организовать   урочную   и внеурочную   деятельность   классным   руководителям   младших   школьников, учителям   дополнительного   образования,   воспитателям   в   образовательных учреждениях, учреждениях дополнительного образования. Методическое пособие будет полезно, студентам педагогических вузов, обучающихся   по   специальности   учитель   начальных   классов,   учитель­ дефектолог, учитель­ олигофренопедагог. учитель­сурдопедагог, учитель­логопед,       Целенаправленная,   систематическая   и   комплексная   организация деятельности данного проекта поможет детям с ОВЗ, имеющим выраженные отклонения в речевом развитии:  обогатить   язык   специальной   спортивной   терминологией,   наполняя речь определённым содержанием;  знать   зимние   виды   спорта,   историю   Олимпийских   игр,   пословицы, загадки о зимних видах спорта;  приобрести   навыки   группового   взаимодействия,  умение   работать  в коллективе;  укрепить физическое и физиологическое здоровье. Мероприятия по созданию условий с целью дальнейшей диагностики и тестирования в рамках проекта Таблица №1 Содержание 1 А Классы 3 Б 3 А 1 Б  4 5  Моисеева Раиса Ивановна Плесовских Татьяна Алексеевна                                                      ТОГКОУ С (К)ОШИ №15  I, II вида Создание условий для речевой и языковой активности Система речевой и языковой деятельности Диагностика уровня речевой и языковой деятельности Гибкий режим Звукоусиливающая аппаратура Индивидуальные аппараты Фонетический экран Наглядно­ демонстрационный материал Речевой материал Индивидуальные занятия по РСВ Индивидуальные занятия по формированию произношения Коррекционный час Сурдологические приёмы и методы Нейропсихологические методы, активизирующие речевое развитие Обследование слуха и речи Аудирование Контрольные срезы по развитию слухового восприятия (РСВ) Контрольные срезы по формированию произношения + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + Создание условий для двигательной интенсивности Гибкий режим Спортивный зал Тренажёрная комната Спортинвентарь Занятия по подгруппам Лечебная физкультура + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + Моисеева Раиса Ивановна Плесовских Татьяна Алексеевна                                                      ТОГКОУ С (К)ОШИ №15  I, II вида Система двигательной интенсивности Утренние, дневные и вечерние прогулки Уроки физической культуры Двигательная активность на переменах Динамические паузы, игровые и танцевальные элементы, физические минутки на уроках Диагностика уровня психоэмоциональног о состояния, двигательной активности, Адаптация Диагностика межличностных отношений Диагностика состояния здоровья, физического развития отношения к проектной деятельности; Тестирование; Справка; Рецензия  Диагностика физической подготовленности Диагностика отношения к проектной деятельности Тестирование + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + Участники:  педагогический   коллектив   –   20   человек,   ученический коллектив – 50 человек, родители – 70 человек, волонтёры – 10 человек. Обучающиеся   (100%),   родители   (70%)   имеют   сенсоневральную   тугоухость (СНТ) различной степени от III до IV. У всех младших школьников вторично страдает речевая деятельность, которая оказывает отрицательное влияние на процессы   мышления.   Поэтому   очень   важно   проводить  вышеозначенные мероприятия   по   созданию   условий   для   речевого   развития   и   с   целью дальнейшей диагностики и тестирования. Система деятельностного подхода в рамках речевой, языковой, физической, психологической направленности на начало проекта Диаграмма №1 Моисеева Раиса Ивановна Плесовских Татьяна Алексеевна                                                      ТОГКОУ С (К)ОШИ №15  I, II вида 50 40 30 20 10 0 Параметры направленности Речевая направленность Языковая направленность Физическая направленность Психологическая направленность 1А 1Б 3А 3Б 4 5 Критерии   оценки   эффективности   проекта  заключаются   в комплексном воздействии всех заинтересованных лиц, направленном, прежде всего, на укрепление здоровья особенных детей, формирование языковой   и   речевой   направленности,   привычки   к   вербальным коммуникациям; осуществляются на основе таких критериев контроля и оценки, как: 1. Полноты нормативно­правовой базы, локальных актов; 2. Оценки создания условий в школе­интернате №15; 3. Уровня   сформированности   у   слабослышащих   школьников знаний, умений, навыков речевого характера; 4. Уровня компетентности педагогов, классных руководителей по вопросам развития и обучения детей с дефицитарным развитием; 5. Уровня   привлечения   родителей   к   участию   в   учебно­ воспитательном процессе (совместная деятельность детей и родителей, дни   Знаний,   дни   открытых   дверей,   система   дополнительного образования родителей  по речевому развитию детей). Рекомендации для родителей Речевое развитие особенных детей имеет свои направления. Во­первых – это практическая языковая деятельность, в процессе которой  младшие   школьники   не   только   пользуются   уже   имеющимися знаниями,   умениями   и   навыками   о   языке,   но   и   расширяют   свои   речевые возможности. Во­вторых – развитие речи происходит в процессе целенаправленного, систематического обучения и воспитания. В­третьих – на основе первого и второго аспектов обучающийся вступает в отношения с внешней средой, функционирует в ней, демонстрируя звуковую культуру речи (чёткая артикуляция звуков, отчётливое произношение, умение Моисеева Раиса Ивановна Плесовских Татьяна Алексеевна                                                      ТОГКОУ С (К)ОШИ №15  I, II вида вопросы без внимания.  возможностям, потребностям детей. Приглядывайтесь, прислушивайтесь, присматривайтесь к речевым Помогайте детям осваивать новые слова, не ленитесь потратить время на работу с ребёнком в библиотеке, дома с книгой. Не раздражайтесь, когда ребёнок не может выразить свою мысль. Если что­то у ребёнка не получается, оставайтесь спокойными, уравновешенными.  Любое дело доводите вместе с ребёнком до конца.          использовать голос); технику речи (дыхание, голос, дикция, артикуляция) и достаточно скоро адаптируется в ней. Рекомендации для родителей по созданию условий вовлечения детей в речевую деятельность  Покажите пример детям в своем стремлении к изучению нового речевого материала, к стремлению знакомиться с новыми словами, испытывая при этом радость.  Привлекайте   детей   к   совместному   диалогу   по   возникшей собственной проблеме, к решению проблем детей.  Мотивируйте   детей   к   постановке   вопросов.   Не   оставляйте   их Ресурсное обеспечение проекта Научно­методические:  Функционирование творческой группы по реализации проекта в школе­интернате №15; Оснащение   родителей,   воспитателей,   классных   руководителей рекомендациями,   методическими   пособиями   по   использованию   новых образовательных технологий в рамках проведения проекта; Оценка   результативности   реализации   проекта,   его   механизмов, критериев и показателей. Кадровые:  Л.Д. Дузькряченко  – заместитель директора по НМР;  Н.С. Фролова –  заместитель директора по УР;  Т.П. Мурина – председатель МО, учитель начальных классов;  Р.И. Моисеева – учитель начальных классов, педагог­психолог;  Т.А. Плесовских – учитель начальных классов, социальный педагог:  О.В. Григорьева – учитель начальных классов; Моисеева Раиса Ивановна Плесовских Татьяна Алексеевна                                                      ТОГКОУ С (К)ОШИ №15  I, II вида  Т.Н. Дутова – учитель начальных классов;  Т.Я. Тихонова – учитель начальных классов;  И.Г. Коврова – учитель­дефектолог;  Л.М. Кузнецова – учитель­дефектолог;  Н.И. Борунова – учитель­дефектолог;  А.Н. Сваровский – учитель­дефектолог;  Н.А. Шацкая – учитель по РСВ и ФП;  М.Р. Корсунова – воспитатель дошкольного отделения:  Р.П. Воткина – воспитатель дошкольного отделения:  И.О. Шахмайкина – учитель информатики, консультант;  И.С. Карауш – врач­педиатр, психотерапевт, специалист НИИ  психического здоровья СО РАМН;  Е.О. Шахрай – медицинский психолог, специалист ОГБУЗ «Центра медицинской профилактики» г. Томска  Е.Ф.   Молочко   –   студент   СибГМУ,   факультет   поведенческой медицины и менеджмента, специальность «Клиническая психология»;  Р.В.   Протопопов   –   студент   СибГМУ,   факультет   поведенческой медицины и менеджмента, специальность «Клиническая психология»;  Ю.М.   Казионова   –   студент   СибГМУ,   факультет   поведенческой медицины и менеджмента, специальность «Клиническая психология»;  К.К.   Абдыкадырова   –   студент   СибГМУ,   факультет   поведенческой медицины и менеджмента, специальность «Клиническая психология»;    А.В.   Шаромова   –   студент   СибГМУ,   факультет   поведенческой медицины и менеджмента, специальность «Клиническая психология»;  К.В.   Боченков   –   студент   СибГМУ,   факультет   поведенческой медицины и менеджмента, специальность «Клиническая психология»;    Ч.К.   Чошкак   –   студент   СибГМУ,   факультет   поведенческой медицины и менеджмента, специальность «Клиническая психология»;  Ч.К. Шмидт – студент СибГМУ, факультет поведенческой медицины и менеджмента, специальность «Клиническая психология»;  Ж.А.   Самойленко   –   студент   СибГМУ,   факультет   поведенческой медицины и менеджмента, специальность «Клиническая психология»;  Я.А.   Шитенков   –   студент   СибГМУ,   факультет   поведенческой медицины и менеджмента, специальность «Клиническая психология»;  Т.Ф. Запорожан – врач высшей категории школы­интерната №15;  Т.А. Казакова – библиотекарь. Нормативно­правовые:   Конституция Российской Федерации;  Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266­1 «Об образовании»;  Федеральный   закон   от   31   мая   2002   г.   №62­ФЗ   «О   гражданстве Моисеева Раиса Ивановна Плесовских Татьяна Алексеевна                                                      ТОГКОУ С (К)ОШИ №15  I, II вида Российской Федерации»;  Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении   для   обучающихся,   воспитанников   с   ограниченными возможностями   здоровья,   утверждённым   постановлением   правительства Российской Федерации от 12 марта 1997 г. №288.  Проект  закона   Томской  области   «Социальный   кодекс  Томской области Всероссийского общества глухих». Информационные:  школьная библиотека, областная детско­юношеская библиотека;  ресурсы сети Интернет;  художественная, методическая, научно­популярная литература;  телевидение;  ресурсы РЦРО, ТОИПКРО, ГНМЦ, ИМЦ Департамента образования города Томска;  формирование банка данных по реализации проекта;  информирование   общественности   о   ходе   проведения   проектных организационных, мониторинговых мероприятий. Материально­технические:  Проект   реализуется   на   базе   школы­интерната   №15  I,  II  вида, оснащённого в соответствии с современными требованиями (компьютерный класс,   видеокамера,   фотоаппарат,   сканер,   актовый   зал,   спортивный   зал, пришкольный участок); Изготовление   наглядного   и   речевого   материала:   спортивной   атрибутики, игр, пособий и т.п.; Обновление информационных стендов, книжек­ширм для работы с родителями.  Финансовые: Финансовое   обеспечение   работы   проекта   осуществлялось   за   счёт спонсорских   средств   со   стороны   томского   отделения   ВОГ,   Армянской Диаспоры, ООО «Исток АУДИО», Томских Горэлектросетей, а также за счёт благотворительных   средств   со   стороны   родителей,   администрации   школы­ интерната №15.  Методологическая основа проекта Метод   диагностического   анкетирования:  наблюдение,   анкетирование, беседы, анализ продуктов творчества деятельности, экспертная оценка. Метод наблюдения используется в качестве оценки, что получается хорошо, где нужны дополнительные ресурсы, консультации специалистов. Метод планирования включает цели, задачи, определяет результативность проекта, корректировки. Моисеева Раиса Ивановна Плесовских Татьяна Алексеевна                                                      ТОГКОУ С (К)ОШИ №15  I, II вида Опытно­экспериментальная работа с целью определения эффективности деятельности обучающихся в процессе формирования учебных универсальных действий, формирования жизненных компетенций. Методы   математической   статистики, полученных при исследовании.   для   обработки   данных Прогноз   возможных   негативных   последствий,   способы   коррекции, компенсации негативных последствий  В ходе реализации проекта:                                                             Таблица №2 № п/п 1.   негативные Возможны последствия  (минус) Слабое   усвоение   (понятие, принятие,   осмысление)   детьми речевого   материала,   имеющего спортивно­смысловое значение  2. 3. 4. Быстрая   истощаемость   речевой деятельности,   низкий   уровень познавательной активности Инертность   и   бездействие некоторых   родителей   по отношению   к   изменению   образа жизни ребёнка и в целом семьи в рамках проектной деятельности Отсутствие   возможности   у некоторых родителей заниматься с   детьми  (проживают   в отдалённых   участках   Томской области) 5.   Пассивность и созерцательность некоторых   педагогов   к   новой           Пути   преодоления   негативных последствий (плюс) Анализ   речевого   материала   на соответствие детскому пониманию,   при   необходимости адаптация   речевого   и   языкового предъявление материала, наглядного материала, использование дактильной азбуки (применение ситуативной речи) Постоянная активизация, стимуляция со стороны взрослых, систематическая   помощь   в   форме корректирующих вопросов,   либо   в   форме подсказки Мотивация   на   активность, организация конкурсов творческих   работ,   чаепитий, проведение   круглых   столов   для родителей,   акция   «Открытые двери» Привлечение к оказанию помощи со   стороны   администрации, педагога­психолога,   социального   педагога, воспитателей, библиотекаря, врача,   медицинской сестры, волонтёров Организация лекций, проведение консультаций,     Моисеева Раиса Ивановна Плесовских Татьяна Алексеевна                                                      ТОГКОУ С (К)ОШИ №15  I, II вида системе деятельности семинаров   для   педагогов, круглых столов Опыт использования и степень распространения (16 педагогов)  Очное   участие  (представление   опыта)  на   областном   практико­ ориентированном семинаре «Внедрение специальных ФГОС: проблемы, опыт, перспективы»   ТОИПКРО   16   апреля   2014   года.   Совместная   проектная деятельность  слабослышащих детей младшего школьного возраста, педагогов и   родителей   создала   ситуацию   успеха,   радости,   удовлетворения, сплочённости,   сформировала   чуткие   взаимоотношения   между   родителями, детьми и учителями. Опыт участников проекта в социокультурной жизни  (предшествующая работа)  Участие  III Международном   фотоконкурсе «Мой   мир» в     красочный  Участие   в   школьной языка и литературы с 10 по 20 (Дипломы за активное участие); в конкурсе­викторине   «Это   Я» (Дипломы 1 степени).  Участие   (Дипломанты конкурса.   Работы размещены   на   сайте vestaunion.ru/konkurs/) сентябрь 2013 г.;  декаде   русского октября   2013   г. Межрегиональном ноябрь   2013   г. Моисеева Раиса Ивановна Плесовских Татьяна Алексеевна                                                      ТОГКОУ С (К)ОШИ №15  I, II вида Этапы проекта 1   этап   ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ   –   погружение   в   проект   (сентябрь­ октябрь 2013)  Цель:   Создание   условий   для   расширения   языковой   и   речевой направленности, банка диагностических материалов совместно с психиатром И.С. Карауш, методистом Л.Д. Дузькряченко, Е.О. Шахрай – медицинским психологом, специалистом ОГБУЗ «Центра медицинской профилактики» г. Томска Задачи: Сформировать   у   педагогов   и   родителей   психологическую   и технологическую готовность к продуктивной совместной деятельности; Организовать   беседы,   анкетирование   с   целью   выявления   наиболее типичных   причин,   влияющих   на   уровень   сформированности   речевых процессов; Обеспечить научно­методические условия для речевого развития; Произвести отбор и апробацию методического материала для получения психолого­педагогической   ориентировки   в   индивидуальных   особенностях речевого   развития   слабослышащих   обучающихся,   учётом   интересов   и психофизиологических возможностей школьников. 2   этап   КООРДИНАЦИОННЫЙ   –   реализация   направлений, способов, задач (ноябрь­декабрь 2013) Цель:   Организация   деятельности   школы­интерната   №15  по   внедрению языкового   и   речевого   подхода   с   использованием   основных   принципов обучения. Задачи: Организовать   группы   участников,   формулировать   задачи   для   каждой группы; Погрузить в спортивную тематику, народный фольклор; Моисеева Раиса Ивановна Плесовских Татьяна Алексеевна                                                      ТОГКОУ С (К)ОШИ №15  I, II вида Оптимизировать речедвигательную деятельность; Создать систему просвещения родителей по сотрудничеству с детьми; Использовать   инновационные   технологии   с   целью   формирования жизненных компетенций.  Проводить   урочные   и   внеурочные   мероприятия   для   активизации динамики речевого развития.  Разработать   систему   регулирования   и   контроля   за   реализацией программы. 3   этап   ОБОБЩАЮЩИЙ   –   осуществление   деятельности   (январь­ март 2014) Цель:   Определение   динамики   успешности   учебной   деятельности   в условиях   применения   инновационных   технологий   с   целью   расширения языковой и речевой направленности,  образа жизни, культуры общения. Задачи: Определить совокупность условий, способствующих усвоению учебного и внеучебного материала по языковой и речевой направленности; Посредством анкетирования выявить уровень формирования речевых и языковых компетенций; Решить   проблемы   пониженной   обучаемости,   слабой   познавательной активности, через расширение языковой и речевой направленности; Расширить   речевые   возможности   детей,     закрепить   с   помощью информационных технологий.  4 этап ЗАКРЕПЛЯЮЩИЙ – обработка и оформление результатов проекта (март 2014) Цель: Выявление наиболее эффективных организационных, методических и оздоровительных форм, методов и средств работы  по внедрению аспектов языковой и речевой направленности; Задачи: Разработать и выбрать наиболее приемлемые формы работы по языковой и речевой направленности; Провести   анализ   деятельности   всех   участников   педагогического процесса; Осветить опыт проектной деятельности на базе школы­интерната №15 посредством презентационного материала для методического кабинета; Представить   результаты   деятельности   через   демонстрацию   детского Моисеева Раиса Ивановна Плесовских Татьяна Алексеевна                                                      ТОГКОУ С (К)ОШИ №15  I, II вида творческого труда (выставка рисунков, поделок, достижений и т.п.). 5   этап   РЕФЛЕКСИРУЮЩИЙ   –   обсуждение   полученных результатов (апрель 2014) Цель:   Обобщение,   расширение   и   закрепление   достижений,   подведение итогов проектной деятельности.  Задачи: Оптимизировать систему всех мероприятий на основе диагностических данных; Оформить результаты в виде доклада на педагогическом совете школы; Обсудить и проанализировать полученную информацию; Проверить выдвинутую гипотезу; Провести самооценку проделанной работы. Таблица №3 1 этап ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ – погружение в проект (сентябрь­октябрь 2013) Цель: Создание условий для расширения языковой и речевой направленности, банка диагностических   материалов   совместно   с   психиатром   И.С.   Карауш,   медицинским психологом   Е.О.   Шахрай,     заместителем   директора   по   НМР   Л.Д.   Дузькряченко, психологом­педагогом Р.И. Моисеевой Задачи Мероприятия Дата Ожидаемый  результат Составление  анкет, бесед Разработка  дидактического  материала  Изучение  литературы  Разработка  уроков,  внеурочных  мероприятий Физкультурно­ оздоровительная работа Социализация и  коммуникация Творческая  деятельность  (фольклор,  выставка  детского  ) Приказ о  создании  творческой  группы Утверждение  разработанных  мероприятий  Планы­ конспекты  мероприятий,  дали толчок к  пониманию  необходимости и важности  проведения  проекта Сформировать  у педагогов   и   родителей психологическую   и технологическую готовность   продуктивной совместной деятельности; Организовать  беседы, анкетирование  с  целью выявления   наиболее типичных причин, влияющих   на   уровень сформированности речевых процессов; Обеспечить  научно­ методические   условия для речевого развития; Произвести  отбор   и апробацию методического Моисеева Раиса Ивановна Плесовских Татьяна Алексеевна                                                      ТОГКОУ С (К)ОШИ №15  I, II вида Ответственный  (ФИО,  должность) Р.И. Моисеева,  учитель  начальных  классов, Т.А. Плесовских, учитель  начальных  классов Л.Д.  Дузькряченко,  методист И.О.  Шахмайкина –  учитель  информатики И.С. Карауш –  врач­педиатр,  психотерапевт Т.Ф. Запорожан  – школьный врач Т.П. Мурина  к   3 1 0 2 ь р б я т к о ­ ь р б я т н е с ( Консультации,  рекомендации  направили  педагогов и в материала для получения   психолого­ педагогической ориентировки индивидуальных особенностях   речевого развития слабослышащих обучающихся,     учётом интересов и психофизиологических возможностей школьников.   творчества) родителей в  нужное русло председатель  МО Изучение  информационных источников, с  последующей  выборкой  необходимого  наглядно­ демонстрационно го, речевого  материала  эффективно  сказалось на  деятельности  всех участников  проекта 2   этап   КООРДИНАЦИОННЫЙ   –   реализация   направлений,   способов,   задач (ноябрь­декабрь   2013)  Цель:   Организация   деятельности   школы­интерната   №15   по внедрению   языкового   и   речевого   подхода   с   использованием   основных   принципов обучения ) Разработанная  3 1 0 2   ь р б а к е д ­ ь р б я о н ( Задачи Мероприятия Дата Ожидаемый  результат Активная работа с родителями  (беседы, советы, консультации,  круглый стол,  «беседы по  душам»)  Уроки с  использованием  ИКТ Внеурочная  деятельность:  рисунки, беседы, игры,  анкетирование и т.д. Знакомство с  олимпийской  тематикой,  символикой,  великими  Организовать  группы участников, формулировать   задачи для каждой группы; Погрузить  в спортивную   тематику, народный фольклор; Оптимизировать речедвигательную деятельность; Создать  систему просвещения родителей по   сотрудничеству   с детьми; Использовать инновационные технологии   с   целью формирования жизненных компетенций.  Проводить    урочные и Моисеева Раиса Ивановна Плесовских Татьяна Алексеевна                                                      ТОГКОУ С (К)ОШИ №15  I, II вида система  профилактическ их мероприятий Качественная  работа по снятию психоэмоциональ ного напряжения Создание  развлекающей и  обучающей  среды,  способствующей  развитию  языковой и  речевой  направленности в рамках XXII  Олимпийских  зимних игр 2014 Активизация  Ответственный  (ФИО,  должность) Р.И. Моисеева,  учитель  начальных  классов Т.А. Плесовских, учитель  начальных  классов Т.П. Мурина,  председатель  МО О.В. Григорьева,  Т.Н. Дутова,  Т.Я. Тихонова, Учителя  начальных  классов И.О.  Шахмайкина –  учитель  информатики внеурочные мероприятия для активизации   динамики речевого развития.  Разработать  регулирования контроля реализацией программы. систему и за     призёрами,  медалистами  Олимпийских и  Паралимпийски х игр И.С. Карауш –  врач­педиатр,  психотерапевт познавательных  процессов Формирование  жизненных  компетенций,  основ здорового  образа жизни 3 этап ОБОБЩАЮЩИЙ – осуществление деятельности (январь­март 2014)  Цель: Определение   динамики   успешности   учебной   деятельности   в   условиях   применения инновационных   технологий   с   целью   расширения   языковой   и   речевой   направленности, образа жизни, культуры общения.  Задачи Мероприятия Дата Ожидаемый  результат Ответственный  (ФИО,  должность) Р.И. Моисеева,  учитель  начальных  классов Т.А. Плесовских, учитель  начальных  классов Т.П. Мурина,  председатель  МО О.В. Григорьева,  Т.Н. Дутова,  Т.Я. Тихонова, Учителя  начальных  классов И.О.  Шахмайкина –  учитель  информатики И.С. Карауш –  врач­педиатр,  психотерапевт,  Е.О.Шахрай –  медицинский  психолог ЦМП г. Томска.   Посредством Определить совокупность   условий, способствующих  усвоению   учебного   и внеучебного   материала по языковой и речевой направленности;   анкетирования  выявить  уровень формирования речевых и языковых компетенций; Решить  пониженной обучаемости, познавательной активности, через   расширение языковой и речевой направленности; Расширить  речевые возможности   детей, закрепить   с   помощью информационных технологий.  проблемы   слабой Знакомство с  олимпийским  чемпионом –  учителем  физической  культуры  Егоровым В.  (беседа,  представление  детям  высоких  наград и др.) Знакомство с  олимпийской  символикой и  атрибутикой Интегрированны е уроки по  физической  культуре,  развитию речи,  изобразительном у искусству,  трудовому  обучению с  использование  инновационных  ) Создание  4 1 0 2     т р а м ­ ь р а в н я (   благоприятной  атмосферы,  способствующей  развитию  доверительных  отношений  взрослых и детей в процессе  деятельности Выделение и  осознание того,  что уже усвоено  и что ещё  подлежит  усвоению Выработка  умения  управлять  голосом  (говорить чётко,  регулируя  громкость голоса в зависимости от  ситуации, чтобы  все слышали) Создание  творческой,  Моисеева Раиса Ивановна Плесовских Татьяна Алексеевна                                                      ТОГКОУ С (К)ОШИ №15  I, II вида технологий,  методической  интернет­ литературой Внеурочные  мероприятия Обсуждение,  анализ  проведённых  урочных и  внеурочных  мероприятий рабочей  атмосферы,  детско­взрослого союза Осознание  качества и  уровня усвоения Рабочая  циклограмма  распределения  речевой,  умственной,  физической  нагрузки и  оздоровительных мероприятий в  процессе проекта 4 этап ЗАКРЕПЛЯЮЩИЙ – обработка и оформление результатов проекта (март 2014)  Цель:   Выявление   наиболее   эффективных   организационных,   методических   и оздоровительных форм, методов и средств работы   по внедрению аспектов языковой и речевой направленности; 4 1 0 2     т р а м ( анализ всех   Осветить  опыт Анализ урочной  и внеурочной  деятельности Работа над  созданием  презентаций по  результатам  всей проектной  деятельности Задачи Мероприятия Дата Ожидаемый  результат Разработать и выбрать наиболее   приемлемые формы   работы   по языковой   и   речевой направленности; Провести  деятельности участников педагогического процесса;   проектной деятельности   на   базе школы­интерната   №15 посредством презентационного материала методического кабинета; Представить результаты деятельности   Моисеева Раиса Ивановна Плесовских Татьяна Алексеевна                                                      ТОГКОУ С (К)ОШИ №15  I, II вида ) Наглядная  пропаганда Способность к  волевому  усилию, к  преодолению  препятствий в  речевом и  физическом  развитии Повышение  компетентностей педагогов и  родителей в  области речевого развития,  сохранения и  укрепления  здоровья детей Создание  творческой,  рабочей  Анкетирование  всех участников Отчётное  выступление на  методическом  объединении  слабослышащего отделения  школы Ответственный  (ФИО,  должность) Р.И. Моисеева,  учитель  начальных  классов Т.А. Плесовских, учитель  начальных  классов Т.П. Мурина,  председатель  МО О.В. Григорьева,  Т.Н. Дутова,  Т.Я. Тихонова, Учителя  начальных  классов И.О.  Шахмайкина –  учитель  информатики И.С. Карауш –    для Выставка  через демонстрацию детского творческого труда рисунков,  поделок,  достижений и  т.п. атмосферы врач­педиатр,  психотерапевт  Е.О.Шахрай –  медицинский  психолог ЦМП г. Томска. 5 этап РЕФЛЕКСИРУЮЩИЙ – обсуждение полученных результатов (март­апрель 2014)  Цель:   Обобщение,   расширение   и   закрепление   достижений,   подведение   итогов проектной деятельности.  Задачи Мероприятия Дата Ожидаемый  результат   Индивидуальные  Ответственный  (ФИО,  должность) Р.И. Моисеева,  учитель  начальных  классов, педагог­ психолог Т.А. Плесовских, учитель  начальных  классов,  социальный  педагог   Оптимизировать всех систему мероприятий на основе диагностических данных; Оформить  результаты в   виде   доклада   на педагогическом   совете школы; Обсудить  проанализировать полученную информацию; Проверить выдвинутую гипотезу; Провести  самооценку проделанной работы. и Анализ  проведения всех мероприятий Корректировка  плана  взаимодействия  всех  специалистов  школы­ интерната №15 Апробация и  эффективность  проведения  оздоровительны х мероприятий в рамках проекта Обсуждение  соотношения  времени работы  и отдыха в  режиме дня Система  руководства  организацией и  контроля за  речевым и  физическим  развитием детей          ) 4 1 0 2 ь л е р п а ­ т р а м ( схемы по  восприятию  речевого  материала  Анализ  овладения  детьми  практическими  речевыми  умениями и  навыками Анализ  деятельности  педагогов и  родителей Система  оздоровительных мероприятий Гипотеза   дала подтверждение –   у   детей пополнился лексический ряд, речь  стала  более насыщенной, красочной, понятной   для Система разработанных мероприятий по реализации проекта 1. Заполнение анкет. Моисеева Раиса Ивановна Плесовских Татьяна Алексеевна                                                      ТОГКОУ С (К)ОШИ №15  I, II вида 2. Тестирование. 3. Практико­социальная   деятельность   (социализация   и   вербальная коммуникация); 4. Физкультурно­оздоровительная работа; 5. Практические задания в рабочих тетрадях; 6. Беседы; 7. Виртуальные экскурсии – интернет­источники: - YouTube Презентация Олимпийские игры 2014 http://www.youtube.com/watch?v=7H4qsioijnw http://www.youtube.com/watch?v=5qtqo2Gq_vg 8. Уроки с использованием компьютерных технологий: Сочи «Зимняя Олимпиада 2014» – автор Р.И. Моисеева; «Дорога к доброму здоровью» – автор Р.И. Моисеева; «Вперёд, паралимпийцы, к победам!» – автор Т.А. Плесовских; «Олимпийские зимние виды спорта» – автор Т.П. Мурина; «Зимние виды спорта» – автор Т.П. Мурина; «Олимпийские виды спорта» – автор Т.П. Мурина; «Зимние Олимпийские игры» – автор О.В. Григорьева; «Паралимпийские ценности» – автор Т.Н. Дутова; «Олимпиада 2014 года – наша гордость и честь» – автор Т.Я. Тихонова; «Зимние Олимпийские виды спорта»  – автор Р.И. Моисеева;  9. Уроки трудового обучения: «Олимпийские кольца» – автор Р.И. Моисеева; «Олимпийский факел» – автор Р.И. Моисеева; 10. Уроки по изобразительному искусству: «О, спорт – ты жизнь!» – автор Р.И. Моисеева; «Талисманы Олимпийских игр 2014г.» – автор Т.П. Мурина; «Моя спортивная мечта» – автор Т.А. Плесовских; «Флаг России. Олимпийские кольца» – авторы: И.Г. Коврова, Р.П. Воткина; «Олимпийская перчатка» – авторы: И.Г. Коврова, Р.П. Воткина; 11. Занятия для дошкольников с нарушениями слуха:  «Олимпийцы, мы с вами» – автор И.Г. Коврова «Олимпийские   и   Паралимпийские   игры   в   г.   Сочи»   –   авторы:   И.Г. Коврова, М.Р. Корсунова; 12. Урок мини­Олимпиада: «Равняемся на вас, олимпийцы» – автор Р.И. Моисеева; «Только вперёд и только все вместе!» – автор Т.А. Плесовских; Моисеева Раиса Ивановна Плесовских Татьяна Алексеевна                                                      ТОГКОУ С (К)ОШИ №15  I, II вида 13. Спортивный праздник: «Олимпийцы, мы с вами»; 14. Игровой тренинг «Будь здоров» авторы: Т.А. Плесовских; Е.О Шахрай; 15. Участие в конкурсах; 16. Проектная, предметно­практическая деятельность; 17. Ознакомление с сайтами сети Internet олимпийской направленности; 18.  Организация   вербальной   коммуникации,  диалоговой   речи,  на   знание зимних видов спорта, экипировки и др. 19.  Решение   кроссвордов,   ребусов,   участие   в   викторине   «Наши Олимпийцы»; 20. Организация информационной деятельности родителей. 21. Организация игровых тренингов и викторин совместно с волонтёрами и студентами СибГМУ г. Томска; 22. Тестирование, заполнение анкет. Список литературы для педагогов 1. Боскис P.M. Учителю о детях с нарушениями слуха. — М., 1988. 2. Венгер   А.А.   Обучение   глухих   дошкольников   изобразительной деятельности. — М., Просвещение, 1972. 3. Ветер   А.   А.   Выгодская   Г.   Л,   Леонгард   Э.   И.   Отбор   детей   в специальные дошкольные учреждения. — М., 1972. 4. Виноградова Н.Ф., Рыдзе О.А. Окружающий мир как учебный предмет в   начальной   школе:   особенности,   возможности,   методические   подходы: лекции 1­4 (68с), 5­8 (72 с.) – М.: Пед. университет «Первое сентября» 2008. 5. Виноградова   Н.Ф.,   Рыдзе   О.А.   «Окружающий   мир»   как   учебный предмет   в   начальной   школе:   особенности,   возможности,   методические подходы. Лекции 1 – 8. М., Просвещение, 1982. 6. Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском творчестве. — М., Просвещение, 1991. 7. Кольцова М.М., Рузина М.С. Ребёнок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. СПб.,1998. 8. Комарова Т.С. Как научить ребёнка рисовать. — М., Столетие, 1998. 9. Коноплева   Л.   Н.Интегрированное   обучение   детей   с   особенностями психофизического развития: Монография / А. Н. Коноплева, Т. Л. Лещинская. — Мн.: НИО, 2003. — 232 с. 10. Кораблёва   Л.В.   Роль   изобразительной   деятельности   в   познании окружающего   мира   дошкольниками   с   недостатком   слуха.   //   Тезисы международной конференции « Ребёнок в современном мире», Т.II»Здоровье ребёнка». СПб: Научный центр проблем диалога, 1993. Моисеева Раиса Ивановна Плесовских Татьяна Алексеевна                                                      ТОГКОУ С (К)ОШИ №15  I, II вида 11. Красильникова   О.А.   Обучать   и   воспитывать   творчеством.   // Реабилитация   творчеством   –   важнейшая   составляющая   коррекционно   – развивающей работы. СПб, 1998. 12. Кудрявцева Г.П.коррекция познавательной деятельности средствами изобразительного   искусства.   //   коррекционная   направленность   обучения   и воспитания   слабослышащих.   Под   редакцией   Аслановой   Л.А.,   Красильниковой О.А. СПб, 1997. / 13. Лебедева О.А. Общешкольные праздники и их роль в развитии детей. // Реабилитация. Образование. Развитие. СПб, 1998. 14. Мамонтова Г.В. Исследовательская работа учащихся по русскому  языку. Журнал «Начальная школа» №12, 2008. 15. Методы изучения аномальных детей / Под редакцией Дьячкова, А.И.,  Розановой Т.В., Яшковой Н.В., М.: Просвещение, 1965. 16. Начальная   школа:   Естествознание:   Книга   для   учителя.   –   М.: Издательство «Первое сентября», 2006. – 256 с. (Я иду на урок). 17. Начальная   школа.   Методическая   газета   объединения педагогических изданий «Первое сентября» для учителей начальной школы. Главный   редактор   газеты   Мария   Соловейчик.   –     М.:   Учредитель   ООО «Чистые пруды». 6/2010. 18. Никитина М.И. Психолого­педагогическая характеристика детей младшего школьного возрастас недостатками слуха. // Никитина М.И., Пенин Г.Н., Пономарёва З.А. Воспитание младших школьников с нарушением слуха. СПб, 1996. 19. «Первое сентября».  Festival.1september.ru. Диски с материалами участников   Фестиваля   педагогических   идей   «Открытый   урок»   2006­2007, 2008­2009, 2009­2010 гг.  20. Психология глухих детей / Под ред. И Т. Соловьева, Ж. И. Шиф, Т. В. Розановой, Н.В. Яшковой. — М , 1971. 21. Синяк В. А., Нудельман М.М. Особенности психического развития глухого ребенка. — М., 1975. 22. Титова М.Ф. Изучение природы в 1 – 3 классах школ глухих: Кн. для учителя. Из опыта работы. – М.: Просвещение, 2006. – 152 с. 23. Тигранова   Л.И.   Умственное   и   речевое   развитие   слабослышащих детей. — М., 1978. Список литературы для родителей 1. Громыко Ю. В. Понятие и проект в теории развивающего образования В. В. Давыдова // Изв. Рос. акад. образования. – 2000. – № 2.  Моисеева Раиса Ивановна Плесовских Татьяна Алексеевна                                                      ТОГКОУ С (К)ОШИ №15  I, II вида

Проект "Олимпийцы, мы с вами в строю!" (Начальная школа)

Проект "Олимпийцы, мы с вами в строю!" (Начальная школа)

Проект "Олимпийцы, мы с вами в строю!" (Начальная школа)

Проект "Олимпийцы, мы с вами в строю!" (Начальная школа)

Проект "Олимпийцы, мы с вами в строю!" (Начальная школа)

Проект "Олимпийцы, мы с вами в строю!" (Начальная школа)

Проект "Олимпийцы, мы с вами в строю!" (Начальная школа)

Проект "Олимпийцы, мы с вами в строю!" (Начальная школа)

Проект "Олимпийцы, мы с вами в строю!" (Начальная школа)

Проект "Олимпийцы, мы с вами в строю!" (Начальная школа)

Проект "Олимпийцы, мы с вами в строю!" (Начальная школа)

Проект "Олимпийцы, мы с вами в строю!" (Начальная школа)

Проект "Олимпийцы, мы с вами в строю!" (Начальная школа)

Проект "Олимпийцы, мы с вами в строю!" (Начальная школа)

Проект "Олимпийцы, мы с вами в строю!" (Начальная школа)

Проект "Олимпийцы, мы с вами в строю!" (Начальная школа)

Проект "Олимпийцы, мы с вами в строю!" (Начальная школа)

Проект "Олимпийцы, мы с вами в строю!" (Начальная школа)

Проект "Олимпийцы, мы с вами в строю!" (Начальная школа)

Проект "Олимпийцы, мы с вами в строю!" (Начальная школа)

Проект "Олимпийцы, мы с вами в строю!" (Начальная школа)

Проект "Олимпийцы, мы с вами в строю!" (Начальная школа)

Проект "Олимпийцы, мы с вами в строю!" (Начальная школа)

Проект "Олимпийцы, мы с вами в строю!" (Начальная школа)

Проект "Олимпийцы, мы с вами в строю!" (Начальная школа)

Проект "Олимпийцы, мы с вами в строю!" (Начальная школа)

Проект "Олимпийцы, мы с вами в строю!" (Начальная школа)

Проект "Олимпийцы, мы с вами в строю!" (Начальная школа)

Проект "Олимпийцы, мы с вами в строю!" (Начальная школа)

Проект "Олимпийцы, мы с вами в строю!" (Начальная школа)

Проект "Олимпийцы, мы с вами в строю!" (Начальная школа)

Проект "Олимпийцы, мы с вами в строю!" (Начальная школа)

Проект "Олимпийцы, мы с вами в строю!" (Начальная школа)

Проект "Олимпийцы, мы с вами в строю!" (Начальная школа)

Проект "Олимпийцы, мы с вами в строю!" (Начальная школа)

Проект "Олимпийцы, мы с вами в строю!" (Начальная школа)

Проект "Олимпийцы, мы с вами в строю!" (Начальная школа)

Проект "Олимпийцы, мы с вами в строю!" (Начальная школа)

Проект "Олимпийцы, мы с вами в строю!" (Начальная школа)

Проект "Олимпийцы, мы с вами в строю!" (Начальная школа)

Проект "Олимпийцы, мы с вами в строю!" (Начальная школа)

Проект "Олимпийцы, мы с вами в строю!" (Начальная школа)

Проект "Олимпийцы, мы с вами в строю!" (Начальная школа)

Проект "Олимпийцы, мы с вами в строю!" (Начальная школа)

Проект "Олимпийцы, мы с вами в строю!" (Начальная школа)

Проект "Олимпийцы, мы с вами в строю!" (Начальная школа)

Проект "Олимпийцы, мы с вами в строю!" (Начальная школа)

Проект "Олимпийцы, мы с вами в строю!" (Начальная школа)

Проект "Олимпийцы, мы с вами в строю!" (Начальная школа)

Проект "Олимпийцы, мы с вами в строю!" (Начальная школа)

Проект "Олимпийцы, мы с вами в строю!" (Начальная школа)

Проект "Олимпийцы, мы с вами в строю!" (Начальная школа)

Проект "Олимпийцы, мы с вами в строю!" (Начальная школа)

Проект "Олимпийцы, мы с вами в строю!" (Начальная школа)

Проект "Олимпийцы, мы с вами в строю!" (Начальная школа)

Проект "Олимпийцы, мы с вами в строю!" (Начальная школа)

Проект "Олимпийцы, мы с вами в строю!" (Начальная школа)

Проект "Олимпийцы, мы с вами в строю!" (Начальная школа)

Проект "Олимпийцы, мы с вами в строю!" (Начальная школа)

Проект "Олимпийцы, мы с вами в строю!" (Начальная школа)

Проект "Олимпийцы, мы с вами в строю!" (Начальная школа)

Проект "Олимпийцы, мы с вами в строю!" (Начальная школа)

Проект "Олимпийцы, мы с вами в строю!" (Начальная школа)

Проект "Олимпийцы, мы с вами в строю!" (Начальная школа)

Проект "Олимпийцы, мы с вами в строю!" (Начальная школа)

Проект "Олимпийцы, мы с вами в строю!" (Начальная школа)

Проект "Олимпийцы, мы с вами в строю!" (Начальная школа)

Проект "Олимпийцы, мы с вами в строю!" (Начальная школа)

Проект "Олимпийцы, мы с вами в строю!" (Начальная школа)

Проект "Олимпийцы, мы с вами в строю!" (Начальная школа)

Проект "Олимпийцы, мы с вами в строю!" (Начальная школа)

Проект "Олимпийцы, мы с вами в строю!" (Начальная школа)

Проект "Олимпийцы, мы с вами в строю!" (Начальная школа)

Проект "Олимпийцы, мы с вами в строю!" (Начальная школа)

Проект "Олимпийцы, мы с вами в строю!" (Начальная школа)

Проект "Олимпийцы, мы с вами в строю!" (Начальная школа)

Проект "Олимпийцы, мы с вами в строю!" (Начальная школа)

Проект "Олимпийцы, мы с вами в строю!" (Начальная школа)

Проект "Олимпийцы, мы с вами в строю!" (Начальная школа)

Проект "Олимпийцы, мы с вами в строю!" (Начальная школа)

Проект "Олимпийцы, мы с вами в строю!" (Начальная школа)

Проект "Олимпийцы, мы с вами в строю!" (Начальная школа)

Проект "Олимпийцы, мы с вами в строю!" (Начальная школа)

Проект "Олимпийцы, мы с вами в строю!" (Начальная школа)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.08.2019