Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно – эстетическому развитию детей №101» г. Оренбурга
Воспитатель: Кожевникова Н.В.
2015 г.
Проект по экспериментированию во второй младшей группе «Волшебница вода»
Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становиться всё разнообразнее и сложнее. Она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Превращение ребёнка в творческую личность зависит от технологии педагогического процесса. На смену информационно-репродуктивному процессу обучения объективно приходит проблемно-творческий.
Только в творческой деятельности происходит развитие творческих способностей – овладение методами (способами) познания и преобразования признаков объектов. Отсюда возникает необходимость активизировать творческую познавательную и практическую деятельность детей.
Я хотела бы видеть наших детей любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личностями, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы. А это во многом зависит от нас. Ребёнок раннего возраста уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности к экспериментированию.
По мнению академика Н. Н. Подьякова, «… в деятельности экспериментирования ребёнок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения». Процесс познания творческий, и наша задача – поддержать и развить в ребёнке интерес с исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.
Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: приём пищи, игру, занятия, прогулку, сон. Реализуя программу «Детство», изучая новинки методической литературы, наблюдая за детьми, я обратила внимание на эффективное и доступное средство интеллектуального развития детей раннего развития – детское экспериментирование. Экспериментальная деятельность, наряду с игровой, является ведущей деятельностью ребёнка-дошкольника.
В процессе игр-экспериментов дети узнают, как меняются свойства веществ и материалов в зависимости от разных внешних воздействий, учатся правильно называть эти свойства и качества. В ходе экспериментирования у детей задействуются все органы чувств, т. к. дети имеют возможность потрогать, послушать, понюхать и даже попробовать на вкус.
Для игр-экспериментов детям предлагала песок, воду, пробки, снег, камушки, трубочки и т. д. самые доступные материалы. Игры с песком и водой показали, что они не только приносят детям радость и эмоциональное равновесие, но и развивают целый спектр умений и способностей, развивают моторику и координацию движений рук, тактильные чувства, воображение, мышление, фантазию, речь и т. д.
Отношения с детьми мы строим на основе партнёрства. Большую радость, удивление и даже восторг малыши испытывают от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы. В процессе экспериментирования каждый ребёнок получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем. При этом взрослый не учитель-наставник, а равноправный партнёр, соучастник деятельности, что позволяет ребёнку проявлять свою исследовательскую активность.
ВИД ПРОЕКТА:
- познавательно – исследовательский.
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
- краткосрочный, двухнедельный.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:
- развивать игровой опыт каждого ребёнка;
- воспитывать любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать;
- развивать тактильное восприятие, мелкую моторику рук, мыслительные способности.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:
- познакомить детей со свойствами воды (тёплая, холодная) ;
- познакомить с выпадением осадков (дождь, снег) ;
- воспитывать эмоциональный настрой.
УЧАСТНИКИ:
- воспитатель: Кожевникова Наталья Владимировна;
- дети – 33 человека.
НОРМАТИВНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ:
- иллюстрации с пейзажами в разное время года;
- книги со стихотворениями, рассказами и потешками о воде;
- миски с прохладной и тёплой водой;
- создание экспериментального уголка и его оснащение.
ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТА:
1. Подготовительный:
- подбор иллюстраций на тему: «Вода» и всё о ней;
- подбор и приобретение материалов для экспериментирования;
- беседа с детьми на тему: «Вода – самое удивительное вещество на земле, её свойства»
2. Ознакомительный:
- чтение потешек: «Водичка, водичка», «Дождик, дождик, кап-кап-кап»; чтение стихотворения: «Дождь, дождь», «Мойдодыр», «Снег, да снег», чтение сказки: «Росинка»;
- рассматривание иллюстраций: «Времена года», «Озёра, реки и моря».
- наблюдение: за снегом, дождём, метелью, падающими капельками с веток деревьев, с крыши веранды.
3. Основная часть:
1 день: Разучивание с детьми потешки наизусть: «Водичка, водичка… » Опыт: «Испытываем предметы на плавучесть».
2 день: Культурно-гигиенические навыки: продолжать учить детей намыливать руки до образования пены, мыть их круговыми движениями и смывать водой. Прогулка: наблюдение за метелью; подвижная игра: «Заморожу».
3 день: Поливаем цветы, протираем листочки.
4 день февраля: Прогулка: наблюдение за дождём; подвижная игра: «Снег кружиться»; рисование на земле палочками капельки, снежинки.
5 день: Повторение потешки: «Водичка, водичка». Опыт: «Снег тает в тепле, в тёплой руке, комнате». Подвижная игра: «Солнышко и дождик».
6 день: Рассматривание иллюстраций на тему: «Времена года».
7 день: Рисование на тему: «Снег кружиться, снег ложиться».
8 день: Чтение стихотворения: «Мойдодыр». Рассматривание иллюстраций: «Озёра, реки и моря». Беседа с детьми на тему: «Как вести себя в близи водоёмов».
9 день: Трудовые поручения: поливаем цветы водичкой вместе с воспитателем. Прогулка: Наблюдение за снегом. Чтение стихотворения: «Снег, да снег». Очищаем небольшой участок дороги от снега.
10 день: Чтение сказки: «Росинка», и потешке: «Дождик, дождик кап, кап, кап… ». Подвижная игра: «Солнышко и дождик». Прогулка: Наблюдение за падающими капельками с веток деревьев. Рисование палочками капельки на земле.
4. Заключительный:
Открытое занятие по экспериментированию:
«Волшебница – Вода».
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПРОЕКТА:
- дети достигли развития мыслительных способностей;
- дети познакомились со свойствами воды (тёплая, холодная, через экспериментальную деятельность;
.- закрепили названия осадков (дождь, снег, метель) .
Высокий:
Средний:
Низкий:
ИТОГ:
Если ходе реализации проекта дети приобретают знания: о воде и её свойствах, о выпадение различных видах осадков; начинают проявлять интерес к экспериментальной деятельности и мыслительные способности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.