Проект по музыке "Рождение фортепиано" ( 5 класс, музыка)
Оценка 4.8

Проект по музыке "Рождение фортепиано" ( 5 класс, музыка)

Оценка 4.8
Занимательные материалы +1
rtf
музыка
5 кл
31.07.2018
Проект по музыке "Рождение фортепиано" ( 5 класс, музыка)
Проект по музыке "Рождение фортепиано" выполнен обучающимися 5 класса и посвящен самому распространенному и главному инструменту - фортепиано. Появление фортепиано вызвало настоящий переворот в мире музыки. Во время работы над проектом, изучая библиографические документы, слушая музыкальные произведения, учащиеся открыли для себя новые сведения о фортепиано и познакомились с его предшественниками.Целью создания проекта "Рождение фортепиано" было узнать историю появления фортепиано, проследить путь его развития; выяснить, почему фортепиано считают самым универсальным инструментом. В 2009 году фортепиано исполнилось 200 лет. Много это или мало? Не знаем. Но уверены: «славе его ещё далеко до заката».
Проект Рождение фортепиано.rtf
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА №35»  ГОРОДА СМОЛЕНСКА ПРОЕКТ по музыке Рождение фортепиано  Выполнили Акимов Павел,  Горбачев Георгий, Митрофанов Кирилл, учащиеся 5Б класса Научный руководитель Киргизова Любовь Васильевна, учитель музыки     1 1 1 1 1 1 1 Смоленск  2016 Содержание Введение…………………………………………………………………………….3 Глава 1. Концепция проекта……………………………………………………….5 Глава 2.История рождения фортепиано…………………………………………..7 2.1. Монохорд……………………………………………………………...7 2.2. 2.3. 2.4. 2.5. Клавир…………………………………………………………………8 Клавикорд……………………………………………………………..9 Клавесин…………………………………………………..................11 Спинет………………………………………………………………. 13 2.6. Фортепиано………………………………………………………….16 Глава 3. Описание результатов исследовательской деятельности……………19 Заключение………………………………………………………………………..20 Список литературы……………………………………………………………….21     2 2 2 2 2 2 2 Введение   Фортепиано   –   один   из   самых   распространенных   музыкальных инструментов,   имеет   две   разновидности   –   пианино   и   рояль.   Это   сложный клавишно­струнный   механизм,   состоящий   из   акустического   аппарата, клавишного   механизма   и   опорных   конструкций.   Он   обладает   широким диапазоном   звуков   от   «тихо»   до   «громко».   В   пианино   струны   расположены вертикально, в рояле – горизонтально. Появление   фортепиано   вызвало   настоящий   переворот   в   мире   музыки. Наконец­то появился новый инструмент для звучания в концертных залах, по широте диапазона позволяющий вести главные роли в музыкальных творениях. Популярность   фортепиано   возросла   очень   быстро.   В   эпохах   классицизма   и последующего   романтизма   стали   появляться   композиторы,   писавшие произведения   специально   для   этого   инструмента,   впоследствии   ставшие шедеврами   классической   музыки.   Но   фортепиано   не   было   только 3 3 3 3 3 3 3 аккомпанементом   для   концертных   выступлений,   очень   многие   дворянские подданные предпочитали иметь дома этот великолепно звучащий инструмент. В России фортепианное дело также было поставлено на высоком уровне. Известно   несколько   сотен   имен   мастеров   мирового   уровня,   занимавшихся разработкой   и   поставкой   инструмента.   Изначально   фортепиано   в   России появился, конечно же, в Петербурге. Работа   над   проектом   «Рождение   фортепиано»   позволит   расширить   наш   будет   способствовать   развитию   музыкальных   способностей, кругозор, художественно­эстетических   качеств,   а   также   творческих   способностей. Вследствие  работы над проектом, изучая библиографические документы, слушая музыкальные  произведения,  нам  представилась   возможность   открыть   для   себя новые сведения о фортепиано и познакомиться с его предшественниками. Работа   над   проектом   позволит   активизировать   познавательные, интеллектуальные,    исследовательские    способности    учащихся,     поможет  углубить знания по предмету, а также даст возможность получить ответ на вопрос о целесообразности проводимой работы. Кроме этого, у обучающихся развиваются коммуникативные способности, и растет уверенность в собственных силах, работа над проектом и участие в нем – отличная   возможность   для   каждого   ученика   заявить   о   себе,   повысить   свою самооценку и значимость в собственных глазах и глазах социума.            4 4 4 4 4 4 4 «Фортепиано для меня самый любимый инструмент,  так как он представляет собой в музыкальном отношении  нечто цельное, всякий же другой инструмент, не включая  человеческого голоса, в музыкальном отношении  всё же только половина».   5 5 5 5 5 5 5 Глава 1. Концепция проекта Антон  Рубинштейн. Тема нашего творческого проекта «Рождение фортепиано». Цель проекта: узнать историю появления фортепиано, проследить путь его   развития.   Выяснить,   почему   фортепиано   считают   самым   универсальным инструментом.    Гипотеза:     А  что   если   фортепиано  устарело,  вышло   из  моды,  стало   не нужным?   Т.к.   в   современном   мире   существует   много   электромузыкальных клавишных   инструментов,   компьютерных   музыкальных   программ,   которые превосходят фортепиано по некоторым качествам. Может быть, нет на свете лучше   инструмента,   чем   фортепиано?   Или   невозможно ничем заменить? Он уникален?    –   это   инструмент,   который Информацию мы  добывали  из разных источников :   вопросы задавали  ­ учителям,       родителям,     материал   искали   в   библиотеке       и,   конечно   же,   в интернете. Механизм реализации проекта. Поставленные выше цели  и задачи достигаются в три этапа. I  этап – подготовительный:   определение темы проекта, создание рабочих 1. групп, уточнение цели и задач;   2. II  этап – планирование: на втором этапе деятельности мы распределяли обязанности   в   рабочих   группах,   анализировали   проблемы,   которые   могут возникнуть в работе над проектом, определяли источники информации.  6 6 6 6 6 6 6 3. III  этап деятельности – выполнение проекта:  на данном этапе мы учились азам поисковой и исследовательской работы, собирали теоретический материал, а также готовили презентации для выступлений.  7 7 7 7 7 7 7 Глава 2.    2.1. Монохорд Очень   давно,   в   Древней   Греции,   ещё   во   время   Пифагора, существовал музыкальный инструмент, который называли монохордом (monos ­  по­гречески один, chorde – струна). Это был длинный и узкий деревянный ящик с натянутой сверху струной. От ящика, сделанного из   специального   дерева,   зависели   тембр   и   громкость   звука.   Струна плотно прикреплялась к ящику неподвижными подставками, а кроме них была ещё одна – подвижная. Она передвигалась по струне, то, укорачивая   звучащую   часть   её,   то,   снова   удлиняя   и   тем,   изменяя высоту звука.         Постепенно к этой струне стали прибавляться другие.  Играли на них,   защипывая   струны   пальцами   или   особыми   пластинками   – плектрами (медиаторами), а иногда – ударяя  по струне палочками, молоточками.  Шли века  инструмент продолжал совершенствоваться. Ящичек   стал  прямоугольным,   на   одной   из  его   сторон   разместилась клавиатура. Теперь  играющий нажимал на клавиши, а они приводили в 8 8 8 8 8 8 8 движение   так   называемые   тангенты   –   металлические   пластинки. Тангенты касались струн, а те начинали звучать.     Предшественники   клавикорда   и   клавесина     использовались   в музыкальной практике почти всех европейских стран. Первые опыты создания   этих   инструментов   относятся   к  XIV  веку.   В   конце  XV столетия   получают   известность   два   типа   клавира:   клавикорд   и клавесин.   2.2.     –   это   общее   название   группы   клавишных   струнно­щипковых инструментов,   в   которую   входят   клавесин,     клавикорд,   чембало, спинет, верджинел. Наиболее известны клавесин и клавикорд. На них играли в странах Европы в XVII­XVIII веках. При   нажатии   на   клавишу   струну   зацепляет   воронье   перо   (в   клавесине) или металлическая пластинка под названием «тангент» (в клавикорде).      Звук получается нежный, звенящий, быстро затихает. Чтобы его продлить,   часто   использовались   украшения   ­   трели,   морденты,   На   инструменте   нельзя   было   исполнить   яркие форшлаги. динамические оттенки.        Для   клавесина   и   клавикорда   писали   композиторы   Германии, 9 9 9 9 9 9 9 Англии, Франции и других стран. Пьесы были небольшие, различного характера, часто имели названия. Такова, например, пьеса «Тамбурин" французского композитора Ж. Ф. Рамо.      В   начале  XVIII  века   итальянский   мастер   Бартоломео Кристофори создал новый вид клавира. В усовершенствованном виде он   стал   называться   фортепиано.   Несколько   позже   подобные инструменты   были   созданы   учителем   музыки   из   Германии Кристофором   Готлибом   Шретером   (1717   г.)   и   французом   Жаном Мариусом (1716 г.).                        2.3.      Перевести   это   название   можно   так   – «клавишеструнник».   До   появления   клавикорда     клавиатура   была только у органа, она могла вызвать ассоциации лишь с трубами, но никак не со струнами. И вот возник инструмент, в котором клавиши управляли струнами.             История   первого   клавишеструнника   началась   в  XI  веке   с инструмента со странным названием «английская шахматная доска». Слишком мало сведений о нем сохранилось, в основном это догадки и предположения.   Одни   считают,   что   на   крышке   инструмента   была 10 10 10 10 10 10 10 изображена шахматная доска, чтобы он мог использоваться не только для музицирования, но и для игры в шахматы. Другие предполагают, что чередование коротких белых и черных клавиш напоминало клетки шахматной   доски.   А   третьи   высказывали   мнение,   что   произошла путаница в словах, одно слово с течением времени стали принимать за другое, как это нередко бывает в языке и понятие «шахматная» имело раньше другое значение, никак не относящиеся к шахматам.       Все   инструменты   клавикорда   сначала   были   совершенно одинаковыми.   Даже   настраивались   одинаково.   Это   очень   облегчало настройку.   А   разные   звуки   от   разных   клавиш   получались   вот   так: Тангент,  извлекая звук,  одновременно  делил струну на две части –  звучащую и не звучащую. Звучащая часть, естественно, оставалась  свободной, а не звучащая приглушалась. Соотношение этих частей при нажатии   разных   клавиш   было   разным,   поэтому   и   звуки   получались разными.       Внешне   клавикорд   представлял     собой   поначалу   все   тот   же невысокий ящик, который во время игры музыкант ставил на колени. Потом клавикорд стал настольным – при игре его ставили на стол или специальную подставку. А ещё позже инструмент обрёл и собственные 11 11 11 11 11 11 11 ножки. Но до самого последнего времени клавикорд был очень разных размеров. Самые маленькие были величиной с книгу. Они обладали диапазоном в одну октаву, и этого хватало для несложных мелодий. А у самых больших ­  четыре октавы.        Звук клавикорда был слишком мягким и тихим для того, чтобы играть на нём в концертных залах перед многочисленной публикой. Будучи   очень   тихим   инструментом,   клавикорд   всё   же   позволял делать крещендо и диминуэндо.                                                           2.4.                       Другой клавишный инструмент – клавесин, скорее всего, был изобретён в Италии в XV веке.        Уже   на   первых     порах,   в  XV  и  XVI  веках,   клавесин   сильно 12 12 12 12 12 12 12 отличался   от   клавикорда.   Вместо   латунных   тангентов   мастера установили   на   задних   концах   клавиш   вертикальные   деревянные брусочки   с перышками вверху. Перышки заставляли звучать струну уже не ударом, а щипком. Инструмент стал обладать более громким голосом,   изменился   и   характер   звучания.   Каждая   клавиша   имела собственную струну. В отличие от клавикорда струны клавесина были разной длины, и это определило характерную форму, которая потом перешла к роялю.          Обладал   клавесин   совершенно   новым   по   сравнению   с клавикордом   элементом   –   гибкой   деревянной   декой,   которая, резонируя, усиливала и облагораживала звучание струн. Уже потом деку переняли у клавесина и некоторые клавикорды.        Звук   клавесина   –   довольно   слабый,   не   очень   пригодный   для исполнения   музыкальных   произведений   в   больших   помещениях.   В пьесы   для   клавесина   композиторы   вставляли   множество   мелизмов (украшений) для того, чтобы длинные ноты могли звучать протяжённо.        В    разных странах   он    назывался    по­разному:  клавицимбал,  чембало, верджинел, клавесин.        Несмотря на падение своей популярности, клавесин не исчез со 13 13 13 13 13 13 13 сцены   совсем.   Его   нежное   звучание   и   сегодня   можно   услышать   на концертах   старинной   музыки.   Композиторы   продолжают   писать музыку для этого инструмента. Клавесины продаются достаточно в больших количествах.                                   14 14 14 14 14 14 14 2.5.      Третий котором играли в XV, XVI, XVII веках, ­ спинет. То есть маленький клавесин с струнно­клавишных,   вид     на   одной   или   двумя   клавиатурами   размером   в   четыре   октавы   и   чаще прямоугольной, чем крыловидной формы.   Его струны расположены диагонально к клавиатуре.   Именно благодаря большой компактности спинет   приобретали   для   домашнего   музицирования.   Он   был   богато декорирован и украшал интерьер так же, как красивая мебель. Спинет (итал. spinetta, франц. epinette, испан. espineta, нем. Spinett, от лат.   spina   —   шип,   колючка)   —   небольшой   домашний   клавишно­ щипковый   струнный   музыкальный   инструмент   XV­XVIII   вв.   Как правило,   был   настольным   и   не   имел   своих   ножек.   Разновидность чембало (клавесина). Внешне спинет немного похож на рояль. Он представляет собой корпус,   стоящий   на   четырех   подставках.   Имеет   3—6­угольную 15 15 15 15 15 15 15 трапециевидную или овальную форму (в отличие от прямоугольного вёрджинела). Главной   частью   корпуса   является   клавиатура.   Сверху располагается   крышка,   подняв   которую   можно   увидеть   струны, настроечные колки и штег. Все эти составляющие находятся в  духовом ящике. Высота инструмента может достигать восьмидесяти сантиметров, а ширина – не более полутора метра.                                                                                  16 16 16 16 16 16 16 Каждой его клавише соответствует 1 струна. В отличие от других разновидностей   клавесина   струны   спинета   расположены   под   углом справа от клавиатуры.   В   происхождении   названия   «спинет»   (от   «шип»)   отразилась особенность   техники   звукоизвлечения   —   оно   производится посредством   дёргания   («щипка»)   струны   острым   концом   ствола птичьего пера.   Именно   благодаря   большой   компактности   спинет   приобретали для домашнего музицирования. Он был богато декорирован и  украшал интерьер так же, как красивая мебель.     Корпуса спинетов делали из черного дерева, инкрустировали дорогими материалами – слоновой   костью,   перламутром.   Миниатюрные   спинеты   делались   в виде   шкатулок   для   рукоделия,   книжек,   украшались   позолотой, резьбой.  17 17 17 17 17 17 17 2.6.      Изобретение   фортепиано   в   1709   году   принято   связывать   с именем флорентинца Бартоломео Кристофори.       Бартоломео   Кристофори   работал   хранителем   и   реставратором музея музыкальных инструментов во дворце флорентийского герцога Медичи. Однажды гостям герцога объявили, что их ожидает сюрприз. 18 18 18 18 18 18 18 Изобретенное Кристофори фортепиано гостям не понравилось ­ его звучание показалось чересчур грубым по сравнению с клавесином и клавикордом.           Больше повезло инструменту в Германии. Музыкальный мастер Готфрид Зильберман, державший в Дрездене Клавесинную фабрику, наладил производство фортепиано, усовершенствованных и им самим, и его фабричными работниками. Эти инструменты звучали уже лучше первых моделей.               На   протяжении  XIX  века   сложились   два   основных   вида фортепиано:   горизонтальный   ­     рояль   (по­французски  royal­ королевский) с корпусом в виде крыла и вертикальный – пианино (по­ итальянски  pianino­маленькое   пианино).     Рояль   стал   концертным инструментом.   Он   используется   там,   где   нужна   полная,   мощная звучность. Пианино мы встречаем в тех местах, где можно обойтись меньшей силой звука.                                         Самое   замечательное   в   фортепиано   –   это   способность резонировать и динамический диапазон. Деревянный корпус и стальная рама позволяют инструменту достигать звучания фортиссимо. Другое отличие фортепиано от предшественников – это способность звучать 19 19 19 19 19 19 19 не только тихо и громко, но и делать крещендо и диминуэндо, менять динамику внезапно или постепенно.            Появление фортепиано вызвало изменение репертуара ансамблей и   оркестров.   Концерт   для   фортепиано   с   оркестром   –   новый   жанр, ставший   весьма   популярным   в   период   классицизма.   Динамические возможности   позволили   фортепиано   встать   в   ряд   сольных инструментов, занять центральное место в концертных залах Европы.          Рост популярности фортепиано привёл к появлению пианистов­ виртуозов.                                     Очень многие композиторы  XIX­XX  века писали и пишут для фортепиано.   Их   привлекают   его   огромные,   поистине   безграничные возможности.       На   фортепиано   исполняют   и   певучие   мелодии,   и многозвучные   аккорды,   и   виртуозные   пассажи.   Инструмент   может звучать нежно, как флейта, а может, и как целый оркестр.        Для фортепиано писали Бетховен, Шуберт, Шуман, Мендельсон, Шопен,     Григ,   Чайковский,   Мусоргский,   Балакирев,   Рахманинов   и Скрябин. Очень большую роль в раскрытии возможностей этого  инструмента сыграл Лист, который не только сочинял фортепианные пьесы, но и перекладывал для рояля различные произведения,  20 20 20 20 20 20 20 написанные   для   симфонического   оркестра,   вплоть   до   симфонии Бетховена. Лист хотел доказать, что рояль не уступает оркестру по своим выразительным художественным возможностям.           «Душой фортепиано» называли великого польского композитора Шопена. Почти все свои произведения он создал только для рояля. Много музыки для фортепиано написано советскими композиторами – Прокофьевым, Шостаковичем, Хачатуряном, Кабалевским  и другими.          Весь мир знает прославленных пианистов ­ от Листа и Шопена, которые   были   не   только   композиторами,   но   и   выдающимися исполнителями на этом инструменте, до братьев Антона и Николая Рубинштейна.   Огромной   известностью   и   любовью   слушателей   Бенедетти пользуются   Святослав   Рихтер,   Эмиль   Гилельс,   Микеланжели, Глен Гульд, Ван Клиберн, Элисо Вирсаладзе, Владимир Крайнев, Дмитрий Башкиров, Михаил Плетнёв, Евгений Кисин, Денис Мацуев и др.                В 2009 году фортепиано исполнится 200 лет. Много это или мало? Не знаем. Но уверены: «славе его ещё далеко до заката».                    21 21 21 21 21 21 21 Глава 3. Описание результатов исследовательской деятельности. В ходе работы над проектом нами использованы методы исследования:  анкеты;   устные опросы. Для   того,   чтобы   понять   что   знают   наши   сверстники   о   фортепиано   мы решили провести анкетирование среди учеников 4­5­х  классов. Вопросы, которые мы задавали: 1 Назовите   музыкальные   инструменты,   которые   были   предшественниками фортепиано. 2 Как с итальянского языка переводится слово «фортепиано»? 3 Какие   два   музыкальных   инструмента   называются   одним   словом «фортепиано»? Назовите их. 4 Сколько лет фортепиано 500, 300 или 150? 5 Назовите   нескольких   композиторов,   которые   писали   музыку   для фортепиано. В результате анализа анкет приходим к выводу, что о клавесине вспомнили монохорде   –   3%,   о   спинете   –   3% – 31% учащихся, о клавикорде – 2%, о учащихся. Очень жаль, что ученики нашей школы имеют элементарные сведения о происхождении фортепиано,  но… анкетирование позволило нам убедиться в 100% знании перевода с итальянского этого инструмента как «громко­тихо» и что одним словом «фортепиано» называют два вида инструмента – пианино и рояль. А также мы узнали о большой популярности фортепиано среди наших одноклассников!  22 22 22 22 22 22 22 Заключение Считаем, что расширить знания о фортепиано у учащихся школы, можно через такие мероприятия как: - - - классные часы в общеобразовательной школе по теме «Фортепиано»; Урок музыки в школе, посвящённый фортепиано; Концерты­лекции   в   ДМШ   для   учащихся   и   учителей общеобразовательной школы Результаты  нашего творческого проекта. Мы научились:  искать нужную информацию в интернете,   оформлять текстовый документ, ссылки,   работать  с предметным указателем, словарями и другой литературой.  Мы узнали:     какие инструменты были предшественниками фортепиано,  почему, где и когда оно появилось.  о современных клавишных инструментах,  о преимуществах и недостатках фортепиано.  23 23 23 23 23 23 23 музыкальный   альбом   из   пьес,   исполненных   на   клавишных Мы   создали   инструментах.            Список литературы   1. Зильберквит М. Рождение Фортепиано. – М.: Детская литература, 1984.  2. Домрина Е. Н. Музыка и поэзия. – М.: Просвещение, 1999.   3.   Медушевский   В.   В.,   Очаковская   О.   О.   Энциклопедический   словарь   юного музыканта. – М., 1985. 4.   Изобретение   фортепиано:   от   клавикорда   к   современному   роялю.   ­   Режим доступа: sovremennomu­royalyu/ (дата обращения 17.12.2015).        http://music­education.ru/izobretenie­fortepiano­ot­klavikorda­k­ 5.   История   фортепиано.   –   Режим   доступа:   themes/music/istorija_fortepiano.html (дата обращения 21.12.2015).  http://www.letopis.info/ 6. Фортепиано. ­ Режим доступа:  https://ru.wikipedia.org/wiki/ Фортепиано  (дата обращения 22.12.2015). 24 24 24 24 24 24 24 7. Фортепиано – самый популярный клавишный инструмент. – Режим доступа: http://znamus.ru/page/fortepiano (дата обращения 17.12.2015).                                                                                                                                   25 25 25 25 25 25 25

Проект по музыке "Рождение фортепиано" ( 5 класс, музыка)

Проект по музыке "Рождение фортепиано" ( 5 класс, музыка)

Проект по музыке "Рождение фортепиано" ( 5 класс, музыка)

Проект по музыке "Рождение фортепиано" ( 5 класс, музыка)

Проект по музыке "Рождение фортепиано" ( 5 класс, музыка)

Проект по музыке "Рождение фортепиано" ( 5 класс, музыка)

Проект по музыке "Рождение фортепиано" ( 5 класс, музыка)

Проект по музыке "Рождение фортепиано" ( 5 класс, музыка)

Проект по музыке "Рождение фортепиано" ( 5 класс, музыка)

Проект по музыке "Рождение фортепиано" ( 5 класс, музыка)

Проект по музыке "Рождение фортепиано" ( 5 класс, музыка)

Проект по музыке "Рождение фортепиано" ( 5 класс, музыка)

Проект по музыке "Рождение фортепиано" ( 5 класс, музыка)

Проект по музыке "Рождение фортепиано" ( 5 класс, музыка)

Проект по музыке "Рождение фортепиано" ( 5 класс, музыка)

Проект по музыке "Рождение фортепиано" ( 5 класс, музыка)

Проект по музыке "Рождение фортепиано" ( 5 класс, музыка)

Проект по музыке "Рождение фортепиано" ( 5 класс, музыка)

Проект по музыке "Рождение фортепиано" ( 5 класс, музыка)

Проект по музыке "Рождение фортепиано" ( 5 класс, музыка)

Проект по музыке "Рождение фортепиано" ( 5 класс, музыка)

Проект по музыке "Рождение фортепиано" ( 5 класс, музыка)

Проект по музыке "Рождение фортепиано" ( 5 класс, музыка)

Проект по музыке "Рождение фортепиано" ( 5 класс, музыка)

Проект по музыке "Рождение фортепиано" ( 5 класс, музыка)

Проект по музыке "Рождение фортепиано" ( 5 класс, музыка)

Проект по музыке "Рождение фортепиано" ( 5 класс, музыка)

Проект по музыке "Рождение фортепиано" ( 5 класс, музыка)

Проект по музыке "Рождение фортепиано" ( 5 класс, музыка)

Проект по музыке "Рождение фортепиано" ( 5 класс, музыка)

Проект по музыке "Рождение фортепиано" ( 5 класс, музыка)

Проект по музыке "Рождение фортепиано" ( 5 класс, музыка)

Проект по музыке "Рождение фортепиано" ( 5 класс, музыка)

Проект по музыке "Рождение фортепиано" ( 5 класс, музыка)

Проект по музыке "Рождение фортепиано" ( 5 класс, музыка)

Проект по музыке "Рождение фортепиано" ( 5 класс, музыка)

Проект по музыке "Рождение фортепиано" ( 5 класс, музыка)

Проект по музыке "Рождение фортепиано" ( 5 класс, музыка)

Проект по музыке "Рождение фортепиано" ( 5 класс, музыка)

Проект по музыке "Рождение фортепиано" ( 5 класс, музыка)

Проект по музыке "Рождение фортепиано" ( 5 класс, музыка)

Проект по музыке "Рождение фортепиано" ( 5 класс, музыка)

Проект по музыке "Рождение фортепиано" ( 5 класс, музыка)

Проект по музыке "Рождение фортепиано" ( 5 класс, музыка)

Проект по музыке "Рождение фортепиано" ( 5 класс, музыка)

Проект по музыке "Рождение фортепиано" ( 5 класс, музыка)

Проект по музыке "Рождение фортепиано" ( 5 класс, музыка)

Проект по музыке "Рождение фортепиано" ( 5 класс, музыка)

Проект по музыке "Рождение фортепиано" ( 5 класс, музыка)

Проект по музыке "Рождение фортепиано" ( 5 класс, музыка)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.07.2018