Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Сказание о Югре»
Оценка 4.7
Занимательные материалы
docx
окружающий мир
Детсад
06.02.2019
Проект «Югорские сказания» по сказкам и легендам народов ханты и манси, предназначен для работы с детьми старшего дошкольного возраста (6-7 лет).
Содержание проекта позволяет дошкольнику расширить представления о родном крае, о своеобразии природы, традициях и обычаях народов, проживающих в Югре, воспитать навыки доброжелательного, внимательного, заботливого поведения.
проект югорские сказания.docx
Проект по нравственнопатриотическому воспитанию
«Сказание о Югре»
Продолжительность проекта: среднесрочный. (4 недели)
Тип проекта: познавательно – творческий.
Участники проекта: дети подготовительной группы, родители воспитанников, воспитатель.
Возраст детей: 67 лет.
Характер контактов: взаимодействие в рамках одной группы
Форма работы: групповая, фронтальная
Образовательные области: Познавательное развитие, речевое развитие, физическое
развитие, художественно – эстетическое развитие.
Актуальность проекта: Проблема нравственного воспитания и социального здоровья
подрастающего поколения всегда вызывала повышенный интерес общества. Начиная с
дошкольного возраста, необходимо формировать у подрастающего поколения духовность и
культуру, в основе которых заложены общечеловеческие нравственные принципы.
Художественная литература служит могучим действенным средством нравственного и
духовного воспитания детей. Многочисленные исследования А.Н. Виноградовой, Р.С. Буре
подтверждают, что дети живо, эмоционально и доверчиво воспринимают читаемые им сказки,
стихи, рассказы. Народные сказки несут в себе народную мудрость, вырабатывают у детей
отрицательное отношение к злу, нетерпимость к несправедливости, учит их быть добрыми,
храбрыми, отзывчивыми. Сказка часто продолжает жить в играх детей. Они с удовольствием
превращаются в оленят, пастухов, рыбаков. С помощью инсценированного сюжета у детей
накапливаются яркие и четкие зрительные впечатления, возникают суждения, эмоции,
активизируется словарь, формируется творческая активность. Через сказку и рассказы дети
знакомятся с родной природой, обычаями, укладом жизни, учатся преодолевать трудности.
Для реализации регионального компонента, возникла необходимость включения в содержание
проекта знакомство детей с легендами и сказками ханты и манси .
Проект «Югорские сказания» по сказкам и легендам народов ханты и манси, предназначен
для работы с детьми старшего дошкольного возраста (67 лет).
Содержание проекта позволяет дошкольнику расширить представления о родном крае, о
своеобразии природы, традициях и обычаях народов, проживающих в Югре, воспитать
навыки доброжелательного, внимательного, заботливого поведения.
Цель:
Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о родном крае, о свое
образии природы, традициях и обычаях народов проживающих в Югре через восприятие
сказок северных народов, как средство развития познавательной и творческой активности,
интереса к детской художественной литературе, воспитание любви к малой родине.
Задачи:
Расширять представления у детей о родном крае, о своеобразии природы, традициях и
обычаях народов, проживающих в ХантыМансийском АО ;
Формировать у детей духовнонравственные понятия: доброзло, послушаниенепослушание,
согласиевражда, трудолюбиелень, бескорыстие жадность, простотахитрость и т.д.
посредством воспроизведения произведений сказочного жанра.
Воспитывать любовь к своей малой Родине.
Приобщить родителей (законных представителей) к активному участию в реализации
проекта.
Этапы проекта:
Этапы реализации проекта:
I этап – подготовительный (организационный)
–обоснование актуальности темы,
мотивация её выбора, определение цели и задач проекта; подбор литературы, пособий,
атрибутов; сбор информации из различных источников по теме; создание предметно
развивающей среды в группе; разработка методического материала по теме. II этап – основной: организация и проведение занятий: чтение сказок коренных народов
севера; беседы о героях сказок коренных народов севера, их поступках; создание Югорского
уголка в группе; разработка и изготовление практического и наглядного материала;
III этап – итоговый (обобщающий): обобщение результатов работы по проекту;
анализ деятельности, удовлетворенность всех участников результатами, сопоставление
имеющихся результатов с прогнозируемыми; презентация опыта работы по проекту: выставка
рисунков «Сказки народов ханты и манси», создание книжек –малышек по «Сказкам бабушки
Аннэ», развлечение «Югорские сказания», посвященное юбилею ХантыМансийского АО.
Предполагаемые результаты методической разработки:
Воспитанник, имеющий представление о родном крае, о своеобразии природы, традициях и
обычаях коренных народов ХантыМансийского округа;
Воспитанник, имеющий представление о сказках и легендах народов ханты и манси,
любящий родной край, уважительно относящийся к коренным народам Югры.
Продолжится дальнейшее сотрудничество и соавторство педагога, ребенка и родителя, где
родители смогут принять непосредственное и большое участие в работе группы.
I этап
ЦЕЛЬ: заинтересовать детей и родителей целями и задачами проекта. Подготовить
необходимый материал для работы с детьми.
ПЛАН РАБОТЫ:
1. Изучение исторического развития Югорского края и его коренных народов.
2. Беседы с детьми по выявлению представлений о нашем крае и его особенностях.
3. Планирование работы по социальноличностному развитию.
4. Побор детской литературы, сказок коренных народов ХМАО Югры.
5. Задания родителям.
6. Подбор демонстрационного материала.
II этап
Длительность
Тема
Цель
Югра на
карте
России»
Совместная деятельность с
детьми
НОД «Югра на карте России»
Дидактическая игра «Моя
Россия»(коробка № 4,№5)
Подвижная игра народов севера
«Капканы»
Чтение и инсценировка югорской
легенды о происхождении рек и
озер
НОД по художественному
творчеству. Рисование на тему
«С Юбилеем, Югра!»
Подвижная игра народов севера
«Ручейки и озера»
Беседа «Нижневартовск на карте
Югры»
Актуализировать знания об округе, его
географическом положении,
государственных символах страны и округа.
Закрепить умение пользоваться картой
Закрепление понятий округ, страна
Дать знания о пространственных понятиях:
область находится внутри страны, город в
округе.
Развивать ловкость, быстроту реакции.
Познакомить детей с жанром легенды
Познакомить детей с фольклором коренных
народов Югры
Развивать творческие способности детей
Закреплять умение строить композицию на
листе бумаги.
Развивать умение рисовать по собственному
замыслу на заданную тему с использованием
всех известных приемов.
Развивать ловкость, быстроту реакции.
Актуализировать знания о родном городе, его
государственных символах,
достопримечательностях. Дидактическая игра «Моя
Россия»(коробка №3,№4,№5)
Подвижная игра народов севера
«Хейро»
НОД по художественному
творчеству.Коллективная работа
«Герб Югры» в технике
квиллинг/ обрывная аппликация
Чтение и инсценировка народной
югорской легенды «Солнце и
луна»
Подвижная игра «Капканы»
Беседа «Как добывают нефть?»
НОД «Полезные ископаемые
Югры. Нефть и ее свойства»
Д/И «Что сделано из нефти?»
Подвижная игра «Ручейки и
озера»
С/Р игра «Путешественники»
НОД «Кто на севере живет? Что
на севере растет?»
Д/И "Чей домик?"
Подвижная игра «Танец хантов»
НОД по художественному
творчеству «Сибирская тайга
зимой»
Закрепить умение пользоваться картой
Закрепление понятий округ, страна
Закрепление знаний о пространственных
понятиях: область находится внутри страны,
город в округе.
Закрепление знаний о Нижневартовске, его
достопримечательностях
Развивать ловкость, быстроту реакции.
Учить работать в коллективе
Развивать способность действовать согласно
алгоритму.
Развивать творческие способности.
Познакомить детей с жанром легенды
Познакомить детей с фольклором коренных
народов Югры
Развивать творческие способности детей
Развивать ловкость, быстроту реакции.
Формировать представления о природных
богатствах округа, актуализировать
имеющиеся знания.
Формировать познавательную мотивацию и
активность у дошкольника,
прививать интерес к познанию окружающего
мира;
Развивать умение анализировать, выделять
главное, обобщать, доказывать.
Развивать интеллектуальнотворческий
потенциал личности ребёнка. Учить ставить
вопрос (выделять проблему)
Закреплять представление о пользе нефти
Развивать ловкость, быстроту реакции.
Учить находить нестандартные решения в
проблемных ситуациях
Придумывание вариативных способов
использования обычных вещей.
Закреплять знания детей о уникальной
природе Югры.
Формировать понимание необходимости
заботиться о животных, растениях нашего
Воспитывать желание сохранить
края.
красоту и богатства Югры,
развивать
логическое, ассоциативное мышление
Закрепить знания о месте обитания
животных округа
Развивать крупную моторику, быстроту
реакции.
Обобщить знания о животном и
растительном мире округа.
Актуализировать знания о поведении
животных зимой.
Закреплять умение строить композицию на
листе бумаги.
Развивать умение рисовать по собственному Лото «Родная природа»/
«Животные России»
П/И «Капканы»
НОД по художественному
творчеству
«Олень»(пластилиновая картина)
Д/И "Плавает, летает, рычит"
П/И «Танец хантов»
НОД по художественному
творчеству
«Северное
сияние»( рисование краской по
восковым мелкам)
П/И «Хейро»
обсуждение
Чтение,
и
инсценировка легенды «Жадный
Пим»
НОД «Почему снег белый?»/
«Северное сияние»
«Коренные
народы
Югры»
НОД «В гости к народам ханты и
манси»
Д/И «Угадай, чей след»
Подвижная игра «Танец хантов»
НОД по художественному
творчеству
«Югорский
орнамент»
(нетрадиционная
техника рисования крупой)
П/И «Капканы»
Лекция «Культура и быт народов
Севера» (выездной минимузей)
замыслу на заданную тему с использованием
всех известных приемов.
Уточнять и расширять представления детей
о растительном и животном мире Югры.
Закрепить знания о животном и
растительном мире Югры
Развивать ловкость, быстроту реакции.
Учить: технике пластилинографии, приемам
рисования пластилином.
подбирать цвет изображений,
Развивать мелкую моторику.
Закреплять знания о животном мире округа.
Развивать двигательные навыки, чувство
ритма, быстроту реакции.
Знакомить детей с нетрадиционной техникой
рисования.
Учить делать переход между цветами,
оттенками одного цвета.
Формировать понятие о необычном
природном явлении.
Развивать ловкость, быстроту реакции,
умение следовать правилам
Познакомить детей с жанром легенды
Познакомить детей с фольклором коренных
народов Югры
Развивать творческие способности детей
расширять у детей представления о явлениях
неживой природы зимой; учить
устанавливать связь между температурой
воздуха и агрегатным состоянием воды;
развивать интерес к самостоятельному
наблюдению, стремление делиться с
окружающими результатами своих
наблюдений; развивать тактильные
ощущения; развивать любознательность,
мышление.
Формировать элементарные представления о
жизни народов крайнего севера: жилище,
быт, традиции. Развивать интерес к культуре
нашего края. Воспитывать уважение к
традициям и обычаям разных народов.
развивать
мышление
Развивать крупную моторику, быстроту
реакции.
Сформировать понятие об элементах
орнамента народов ханты и манси.
Познакомить детей с нетрадиционной
техникой рисования крупой.
Развивать ловкость, быстроту реакции.
Знакомство с жизнью народов Югры на
основе предметов быта
логическое,
ассоциативное Беседа «Одежда ханты и манси»
НОД по художественному
творчеству
«Украшаем
малицу»(аппликация)
Чтение «Сказки бабушки Аннэ»:
«Хочунехочу»
П/И «Танец хантов»
НОД по художественному
творчеству
Изготовление
альбома «Что мы узнали о
коренных народах Югры»
Загадки народов Югры
П/И «Хейро»
Формировать представления о национальной
одежде.
Учить: создавать несложную композицию;
дополнять композицию характерными
деталями;
Закреплять: умение поразному располагать
в пространстве листа изображение
предметов.
Упражнять в аккуратном вырезывании и
наклеивании.
Развивать умение использовать элементы
орнамента для украшения работы
Знакомство с хантыйскими сказками
Формирование
духовнонравственных
понятий: послушаниенепослушание, зависть
–великодушие.
Развитие интереса к сказкам народов Севера.
Развивать двигательные умения, быстроту
реакции.
Закреплять умение строить композицию на
листе бумаги.
Развивать умение рисовать по собственному
замыслу на заданную тему с использованием
всех известных приемов.
Развивать образное мышление, умение
отгадывать загадки.
Знакомство с фольклором народов ханты и
манси.
Развивать ловкость, быстроту реакции.
«Югорские
Развлечение
сказания»
Выставка «Югра глазами детей»
Выставка
книжексамоделок
«Сказки бабушки Аннэ»
Принцип энциклопедичности.
Краеведческий (региональный) принцип.
Принцип интеграции.
Культурологический принцип – приобщение детей к истокам культуры.
Тематический принцип – деление материала на основные темы.
Принцип наглядности.
Принципы реализации проекта:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Формы работы: Экскурсии, уголок краеведения, акции, выставки, развлечения.
Непосредственная образовательная деятельность:
Средства реализации проекта:
краеведение, рисование, аппликация, музыка, хореография, физкультурная, образовательная
деятельность в режимных моментах и самостоятельная деятельность детей.
Методы и приемы реализации проекта: Беседы, чтение произведений о родном крае,
сказок народов ханты и манси, мультимедийные презентации, дидактические игры, сюжетно ролевые игры, наблюдения, игры народов ханты и манси, сюжетноролевые игры,
экспериментальная деятельность, прослушивание музыка, сказок и др.
Работа с родителями: Консультации, мастер – класс по изготовлению хантыйской куклы,
участие в акциях, выставках, развлечениях и праздниках, анкетирование, экскурсии.
Ожидаемый результат:
Обогащение и систематизация знания детей старшего
дошкольного возраста о своем крае, его природных богатствах, представлениях о народах
Севера.
Проявление любознательности по отношению к родному краю, его истории, проявление
инициативы в социально значимых делах.
Воспитание любви к своему краю, чувства гордости за свою малую родину, ее достижения и
культуру, формирование бережного отношение к родному краю, его природным богатствам.
Диагностические методы:
беседа с детьми на тему «Моя Родина»;
анализ детских рисунков на тему «Моя Родина»;
наблюдение за деятельностью детей в развивающем центре «Моя Родина».
Показатели:
особенности представлений о родном крае (существенные или несущественные;
связаны с одной стороной жизни края или разнообразны);
характер отношения дошкольника к родному краю (осознанное, устойчивое
способность
недостаточно осознанное,
неопределенное),
положительное,
самостоятельно отвечать на вопросы;
проявление интереса к истории, культуре края, желание узнать о нем больше;
самостоятельность суждений (отвечает на вопросы с помощью взрослого, не отвечает
на большинство вопросов).
Итоги освоения содержания
Целевые ориентиры:
У ребенка преобладает эмоциональноположительное отношение к малой родине, он
хорошо ориентируется в ближайшем к детскому саду и дому микрорайоне, в правилах
поведения в городе.
Ребенок проявляет любознательность по отношению к родному городу, его интересует,
почему город устроен именно так, ребенок обращает внимание на эстетическую среду
города.
С удовольствием включается в проектную деятельность, связанную с познанием малой
родины, в детское коллекционирование.
Ребенок проявляет начала социальной активности: участвует в социально значимых
событиях, переживает эмоции, связанные с событиями военных лет и подвигами
горожан, стремится выразить позитивное отношение к пожилым жителям города.
Отражает свои впечатления о малой родине в предпочитаемой деятельности:
рассказывает, изображает, воплощает образы в играх, разворачивает сюжет и т.д.
Ресурсы проекта:
I раздел. Информационнометодический материал: консультации для педагогов и родителей
«Ознакомление с родным краем», конспекты НОД для детей «Ознакомление с родным
краем», беседы с детьми «Ознакомление с родным краем», познавательноречевой материал
для работы с детьми «Ознакомление с родным краем», сказки народов Севера (сборник), игры
народов Севера (сборник), справочный материал: Округ Югра, город Нижневартовск.
II раздел. Мультимедийные презентации: к НОД «Добыча нефти», «Одежда народов ханты и
манси», дидактические игры «Моя Россия», «Природа нашего края».
III раздел. Методическая и художественная литература, уголки краеведения
Литература Богатеева, З.А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях: Кн. для
Буровичок – Югорка. Раскраска./ Лебедева, О. / Екатеринбург: ОАО «ИПП
Буровичок – Югорка. / Лебедева, О. / Екатеринбург: СреднеУральское книжное
Антонов, Ю.Е., Левина, Л.Е., Розова, В.О., Щербакова, И.А./ Как научить детей любить
Детские подвижные игры народов СССР: пособие для воспитателей дет.сада/Сост.
1.
Алешина, Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной
действительностью. Старшая и подготовительная группы. / М.: ЭлизеТрэйдинг; ЦГЛ, 2004 –
246с.
2.
Родину – М.: АРКТИ, 2005. 168с.
3.
воспитателя дет. сада. / М.: Просвещение, 1986. – 207с.
4.
издательство, 2008. – 87с.
5.
«Уральский рабочий», 2008. – 20с.
6.
А.В.Кенеман; Под ред.Т.И.Осокиной. // М.: Просвещение, 1989. 239с.
7.
Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного
образования / Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайлова и др. //СПб.: ООО
«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВОПРЕСС», 2011. – 528с.
8.
[программы, конспекты уроков и занятий, методические рекомендации] – 2005г. – 75с.
9.
52с.
10.
232с.
11.
Синявский, Н.И., Власов, В.В., Фынтынэ, О.А. Игры, состязания и самибытные
физические упражнения народов Севера. Учебнометодические пособие. / ХантыМансийск:
Издво «Институт повышения квалификации и развития регионального образования», 2003. –
83с.
12.
Под ред. Л.А.Кондрыкинской. // М: ТЦ Сфера, 2004. – 192с.
13.
Е.А.Нёмысова.ХудожникЛ.А.Иванов. //СПб.: «Алфавит», 1995. 160с.
14.
Полиграфист, 2005.152с.
15. Югра в творчестве художников. 1993. 15с.
Николаева, С.Н. «Экологическое воспитание в детском саду»/ М.: Просвещение, 1989.
Как научить детей любить Родину: руководство для воспитателей и учителей
С чего начинается Родина? [Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ] /
Немысова, Е.А. Хантыйские загадки: учебное издание. / СПб: ООО «Миралл», 2006. –
Сказки народов Севера
/
Сост.Е.Н.
Самойлова.
Перев.
На хант.яз.
Чудный олень: методическое пособие для дополнительного чтения. / ХантыМансийск:
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Сказание о Югре»
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Сказание о Югре»
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Сказание о Югре»
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Сказание о Югре»
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Сказание о Югре»
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Сказание о Югре»
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Сказание о Югре»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.