Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Сказание о Югре»
Оценка 4.7

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Сказание о Югре»

Оценка 4.7
Занимательные материалы
docx
окружающий мир
Детсад
06.02.2019
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Сказание о Югре»
Проект «Югорские сказания» по сказкам и легендам народов ханты и манси, предназначен для работы с детьми старшего дошкольного возраста (6-7 лет). Содержание проекта позволяет дошкольнику расширить представления о родном крае, о своеобразии природы, традициях и обычаях народов, проживающих в Югре, воспитать навыки доброжелательного, внимательного, заботливого поведения.
проект югорские сказания.docx
Проект по нравственно­патриотическому воспитанию «Сказание о Югре» Продолжительность проекта: среднесрочный. (4 недели) Тип проекта: познавательно – творческий. Участники проекта:  дети подготовительной группы,  родители воспитанников, воспитатель. Возраст детей: 6­7 лет. Характер контактов: взаимодействие в рамках одной группы Форма работы: групповая, фронтальная Образовательные области: Познавательное развитие, речевое развитие, физическое  развитие,  художественно – эстетическое развитие. Актуальность проекта: Проблема нравственного воспитания и социального здоровья  подрастающего поколения всегда вызывала повышенный интерес общества. Начиная с  дошкольного возраста, необходимо формировать у подрастающего поколения духовность и  культуру, в основе которых заложены общечеловеческие нравственные принципы.  Художественная литература служит могучим действенным средством нравственного и  духовного воспитания детей. Многочисленные исследования А.Н. Виноградовой, Р.С. Буре  подтверждают, что дети живо, эмоционально и доверчиво воспринимают читаемые им сказки,  стихи, рассказы. Народные сказки несут в себе народную мудрость, вырабатывают у детей  отрицательное отношение к злу, нетерпимость к несправедливости, учит их быть добрыми,  храбрыми, отзывчивыми. Сказка часто продолжает жить в играх детей. Они с удовольствием  превращаются в оленят, пастухов, рыбаков. С помощью инсценированного сюжета у детей  накапливаются яркие и четкие зрительные впечатления, возникают суждения, эмоции,  активизируется словарь, формируется творческая активность. Через сказку и рассказы дети  знакомятся с родной природой, обычаями, укладом жизни, учатся преодолевать трудности.  Для реализации регионального компонента, возникла необходимость включения в содержание проекта знакомство детей с легендами и сказками ханты и манси . Проект «Югорские сказания» по сказкам  и легендам народов ханты и манси, предназначен  для работы с детьми старшего дошкольного возраста (6­7 лет). Содержание проекта позволяет дошкольнику расширить представления о родном крае, о  своеобразии природы, традициях и обычаях народов, проживающих в Югре,  воспитать  навыки доброжелательного, внимательного, заботливого поведения. Цель: Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о родном крае, о свое­ образии природы, традициях и обычаях народов проживающих в Югре через восприятие  сказок северных народов,  как средство развития познавательной и творческой активности,  интереса к детской художественной литературе, воспитание любви к малой родине. Задачи: ­ Расширять представления у детей о родном крае, о своеобразии природы, традициях и  обычаях народов, проживающих в Ханты­Мансийском АО ; ­ Формировать у детей духовно­нравственные понятия: добро­зло, послушание­непослушание, согласие­вражда, трудолюбие­лень, бескорыстие ­ жадность, простота­хитрость и т.д.  посредством воспроизведения произведений сказочного жанра. ­ Воспитывать любовь к своей малой Родине.  ­ Приобщить родителей (законных представителей) к активному участию в реализации  проекта. Этапы проекта: Этапы реализации проекта: I   этап   –   подготовительный   (организационный)    –обоснование   актуальности   темы,   мотивация   её   выбора,   определение   цели   и   задач   проекта;   подбор   литературы,   пособий, атрибутов;   сбор   информации   из   различных   источников   по   теме;   создание   предметно­ развивающей среды в группе; разработка методического материала по теме. II этап – основной:  организация и проведение занятий:  чтение сказок коренных народов севера; беседы о героях сказок коренных народов севера, их поступках; создание Югорского уголка  в группе; разработка и изготовление практического и наглядного материала; III этап – итоговый (обобщающий): обобщение результатов работы по проекту; анализ   деятельности,   удовлетворенность   всех   участников   результатами,   сопоставление имеющихся результатов с прогнозируемыми; презентация  опыта работы по проекту: выставка рисунков «Сказки народов ханты и манси», создание книжек –малышек по «Сказкам бабушки Аннэ», развлечение «Югорские сказания», посвященное юбилею Ханты­Мансийского АО. Предполагаемые результаты методической разработки: Воспитанник, имеющий представление о родном крае, о своеобразии природы, традициях и обычаях коренных народов  Ханты­Мансийского округа; Воспитанник,  имеющий представление о сказках и легендах народов ханты и манси,  любящий   родной   край,   уважительно   относящийся   к   коренным   народам   Югры. Продолжится дальнейшее сотрудничество и соавторство педагога, ребенка и родителя, где родители   смогут   принять   непосредственное   и   большое   участие   в   работе   группы. I   этап ЦЕЛЬ:  заинтересовать   детей   и   родителей   целями   и   задачами   проекта.   Подготовить необходимый материал для работы с детьми. ПЛАН РАБОТЫ: 1. Изучение исторического развития Югорского края и его коренных народов. 2. Беседы с детьми по выявлению представлений о нашем крае и его особенностях. 3. Планирование работы по социально­личностному развитию. 4. Побор детской литературы, сказок коренных народов ХМАО ­ Югры. 5. Задания родителям. 6. Подбор демонстрационного материала. II    этап Длительность Тема Цель Югра   на карте России»    Совместная   деятельность   с детьми НОД «Югра на карте России» Дидактическая игра «Моя  Россия»(коробка № 4,№5) Подвижная игра  народов севера «Капканы» Чтение и инсценировка югорской легенды о происхождении рек и  озер НОД по художественному  творчеству. Рисование на тему  «С Юбилеем, Югра!» Подвижная игра народов севера «Ручейки и озера» Беседа «Нижневартовск на карте  Югры» Актуализировать знания об округе, его  географическом положении,  государственных символах страны и округа. Закрепить умение пользоваться картой Закрепление  понятий округ, страна Дать знания о пространственных понятиях:  область находится внутри страны, город­ в  округе. Развивать ловкость, быстроту реакции. Познакомить детей с жанром легенды Познакомить детей с фольклором коренных  народов Югры Развивать творческие способности детей Закреплять умение строить композицию на  листе бумаги. Развивать умение рисовать по собственному  замыслу на заданную тему с использованием  всех известных приемов. Развивать ловкость, быстроту реакции. Актуализировать знания о родном городе, его  государственных символах,  достопримечательностях. Дидактическая игра «Моя  Россия»(коробка №3,№4,№5) Подвижная   игра   народов   севера «Хейро» НОД по художественному  творчеству.Коллективная работа «Герб Югры» в технике  квиллинг/ обрывная аппликация Чтение и инсценировка народной югорской легенды «Солнце и  луна» Подвижная игра «Капканы» Беседа «Как добывают нефть?» НОД   «Полезные   ископаемые Югры. Нефть и ее свойства» Д/И «Что сделано из нефти?» Подвижная   игра   «Ручейки   и озера» С/Р игра «Путешественники» НОД «Кто на севере живет? Что на севере растет?» Д/И "Чей домик?" Подвижная игра «Танец хантов» НОД   по   художественному творчеству   «Сибирская   тайга зимой» Закрепить умение пользоваться картой Закрепление  понятий округ, страна Закрепление  знаний о пространственных  понятиях: область находится внутри страны,  город­ в округе. Закрепление знаний о Нижневартовске, его  достопримечательностях Развивать ловкость, быстроту реакции. Учить работать в коллективе Развивать способность действовать согласно  алгоритму. Развивать творческие способности. Познакомить детей с жанром легенды Познакомить детей с фольклором коренных  народов Югры Развивать творческие способности детей Развивать ловкость, быстроту реакции. Формировать представления о природных  богатствах округа, актуализировать  имеющиеся знания. Формировать познавательную мотивацию и  активность у дошкольника, прививать интерес к познанию окружающего  мира; Развивать умение анализировать, выделять  главное, обобщать, доказывать. Развивать интеллектуально­творческий  потенциал личности ребёнка. Учить ставить вопрос (выделять проблему) Закреплять представление  о пользе нефти Развивать ловкость, быстроту реакции. Учить находить нестандартные решения в  проблемных ситуациях Придумывание   вариативных   способов использования обычных вещей. Закреплять   знания   детей   о   уникальной природе Югры. Формировать   понимание   необходимости заботиться   о   животных,   растениях   нашего   Воспитывать   желание   сохранить края. красоту   и   богатства   Югры,  развивать логическое, ассоциативное мышление Закрепить   знания   о   месте   обитания животных округа Развивать   крупную   моторику,   быстроту реакции. Обобщить знания  о животном и  растительном мире округа. Актуализировать знания о поведении  животных зимой. Закреплять умение строить композицию на  листе бумаги. Развивать умение рисовать по собственному Лото   «Родная   природа»/ «Животные России» П/И «Капканы» НОД   по   художественному творчеству «Олень»(пластилиновая картина) Д/И "Плавает, летает, рычит" П/И «Танец хантов»   НОД   по   художественному творчеству «Северное сияние»(   рисование   краской   по восковым мелкам) П/И «Хейро»   обсуждение   Чтение,   и инсценировка   легенды   «Жадный Пим» НОД   «Почему   снег   белый?»/ «Северное сияние» «Коренные народы Югры» НОД «В гости к народам ханты и манси» Д/И «Угадай, чей след» Подвижная игра «Танец хантов»   НОД   по   художественному   творчеству «Югорский орнамент» (нетрадиционная техника рисования крупой) П/И «Капканы» Лекция «Культура и быт народов Севера» (выездной мини­музей) замыслу на заданную тему с использованием  всех известных приемов. Уточнять и расширять представления детей  о растительном и животном мире Югры. Закрепить знания о животном и  растительном мире Югры Развивать ловкость, быстроту реакции. Учить: технике пластилинографии, приемам рисования пластилином. ­ подбирать цвет изображений, ­Развивать мелкую моторику. Закреплять знания о животном мире округа. Развивать   двигательные   навыки,   чувство ритма, быстроту реакции. Знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования. Учить   делать   переход   между   цветами, оттенками одного цвета. Формировать   понятие   о   необычном природном явлении. Развивать   ловкость,   быстроту   реакции, умение следовать правилам Познакомить детей с жанром легенды Познакомить детей с фольклором коренных  народов Югры Развивать творческие способности детей расширять у детей представления о явлениях неживой природы зимой; учить  устанавливать связь между температурой  воздуха и агрегатным состоянием воды;  развивать интерес к самостоятельному  наблюдению, стремление делиться с  окружающими результатами своих  наблюдений; развивать тактильные  ощущения; развивать любознательность,  мышление. Формировать элементарные представления о жизни   народов   крайнего   севера:   жилище, быт, традиции. Развивать интерес к культуре нашего   края.   Воспитывать   уважение   к традициям и обычаям разных народов. развивать мышление Развивать   крупную   моторику,   быстроту реакции. Сформировать   понятие   об   элементах орнамента народов ханты и манси. Познакомить   детей   с   нетрадиционной техникой рисования крупой. Развивать ловкость, быстроту реакции. Знакомство с жизнью народов Югры  на  основе предметов  быта   логическое,   ассоциативное Беседа «Одежда ханты и манси» НОД   по   художественному творчеству «Украшаем малицу»(аппликация)   Чтение «Сказки  бабушки Аннэ»: «Хочу­нехочу» П/И «Танец хантов»   НОД   по   художественному творчеству Изготовление альбома   «Что   мы   узнали   о коренных народах Югры» Загадки народов Югры П/И «Хейро» Формировать  представления о национальной одежде. Учить: создавать несложную композицию; дополнять   композицию   характерными деталями; Закреплять: умение по­разному располагать в   пространстве   листа   изображение предметов. Упражнять   в   аккуратном   вырезывании   и наклеивании. Развивать   умение   использовать     элементы орнамента для украшения работы Знакомство с хантыйскими сказками Формирование духовно­нравственных понятий: послушание­непослушание, зависть –великодушие. Развитие интереса к сказкам народов Севера. Развивать двигательные умения, быстроту  реакции. Закреплять   умение   строить   композицию   на листе бумаги. Развивать умение рисовать по собственному замыслу на заданную тему с использованием всех известных приемов. Развивать   образное   мышление,   умение отгадывать загадки. Знакомство с фольклором народов ханты и манси. Развивать ловкость, быстроту реакции.   «Югорские Развлечение сказания» Выставка «Югра глазами детей» Выставка книжек­самоделок «Сказки бабушки Аннэ»     Принцип энциклопедичности. Краеведческий (региональный) принцип. Принцип интеграции. Культурологический  принцип – приобщение детей к истокам культуры. Тематический принцип – деление материала на основные темы. Принцип наглядности. Принципы реализации проекта: 1. 2. 3. 4. 5. 6. Формы работы: Экскурсии, уголок краеведения, акции, выставки, развлечения.  Непосредственная   образовательная   деятельность: Средства   реализации   проекта: краеведение, рисование, аппликация, музыка, хореография, физкультурная, образовательная деятельность в режимных моментах и самостоятельная деятельность детей. Методы и приемы   реализации проекта:  Беседы, чтение произведений о родном крае, сказок народов ханты и манси, мультимедийные презентации, дидактические игры, сюжетно­ ролевые   игры,   наблюдения,   игры   народов   ханты   и   манси,   сюжетно­ролевые   игры, экспериментальная деятельность, прослушивание музыка, сказок и др. Работа с родителями: Консультации, мастер – класс по изготовлению хантыйской куклы, участие в акциях, выставках, развлечениях и праздниках, анкетирование, экскурсии. Ожидаемый   результат:  Обогащение   и   систематизация   знания   детей   старшего дошкольного возраста о своем крае, его природных богатствах, представлениях о народах Севера. Проявление   любознательности   по   отношению   к   родному   краю,   его   истории,   проявление инициативы в социально значимых делах. Воспитание любви к своему краю, чувства гордости за свою малую родину, ее достижения и культуру, формирование бережного отношение к родному краю, его  природным богатствам. Диагностические методы: ­ беседа с детьми на тему «Моя Родина»; ­ анализ детских рисунков на тему «Моя Родина»; ­ наблюдение за деятельностью детей в развивающем центре «Моя Родина». Показатели:  особенности   представлений   о   родном   крае   (существенные   или   несущественные; связаны с одной стороной жизни края или разнообразны);  характер   отношения   дошкольника   к   родному   краю   (осознанное,   устойчивое   способность   недостаточно   осознанное,   неопределенное), положительное, самостоятельно отвечать на вопросы;  проявление интереса к истории, культуре края, желание узнать о нем больше;  самостоятельность суждений (отвечает на вопросы с помощью взрослого, не отвечает на большинство вопросов). Итоги освоения содержания Целевые ориентиры:  У ребенка преобладает эмоционально­положительное отношение к малой родине, он хорошо ориентируется в ближайшем к детскому саду и дому микрорайоне, в правилах поведения в городе.  Ребенок проявляет любознательность по отношению к родному городу, его интересует, почему город устроен именно так, ребенок обращает внимание на эстетическую среду города.  С удовольствием включается в проектную деятельность, связанную с познанием малой родины, в детское коллекционирование.  Ребенок проявляет начала социальной активности: участвует в социально значимых событиях,   переживает   эмоции,   связанные   с   событиями   военных   лет   и   подвигами горожан, стремится выразить позитивное отношение к пожилым жителям города.  Отражает   свои   впечатления   о   малой   родине   в   предпочитаемой   деятельности: рассказывает, изображает, воплощает образы в играх, разворачивает сюжет и т.д. Ресурсы проекта: I раздел.  Информационно­методический материал: консультации для педагогов и родителей «Ознакомление   с   родным   краем»,   конспекты   НОД   для   детей   «Ознакомление   с   родным краем», беседы с детьми «Ознакомление с родным краем», познавательно­речевой материал для работы с детьми «Ознакомление с родным краем», сказки народов Севера (сборник), игры народов Севера (сборник), справочный материал: Округ Югра, город Нижневартовск. II раздел.   Мультимедийные презентации: к НОД «Добыча нефти», «Одежда народов ханты и манси», дидактические игры «Моя Россия», «Природа нашего края». III раздел.  Методическая и художественная литература, уголки краеведения Литература Богатеева,   З.А.   Мотивы   народных   орнаментов   в   детских   аппликациях:   Кн.   для Буровичок   –   Югорка.   Раскраска./   Лебедева,   О.   /   Екатеринбург:   ОАО   «ИПП Буровичок   –   Югорка.   /   Лебедева,   О.   /   Екатеринбург:   Средне­Уральское   книжное Антонов, Ю.Е., Левина, Л.Е., Розова, В.О., Щербакова, И.А./ Как научить детей любить Детские   подвижные  игры  народов  СССР:   пособие   для  воспитателей  дет.сада/Сост. 1. Алешина,   Н.В.   Ознакомление   дошкольников   с   окружающим   и   социальной действительностью. Старшая и подготовительная группы. / М.: ЭлизеТрэйдинг; ЦГЛ, 2004 – 246с. 2. Родину – М.: АРКТИ, 2005.­ 168с. 3. воспитателя дет. сада. / М.: Просвещение, 1986. – 207с. 4. издательство, 2008. – 87с. 5. «Уральский рабочий», 2008. – 20с. 6. А.В.Кенеман; Под ред.Т.И.Осокиной.  // М.: Просвещение, 1989.­ 239с. 7. Детство:   Примерная   основная   общеобразовательная   программа   дошкольного образования   /   Т.И.Бабаева,   А.Г.Гогоберидзе,   З.А.Михайлова   и   др.   //СПб.:   ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО­ПРЕСС», 2011. – 528с. 8. [программы, конспекты уроков и занятий, методические   рекомендации] – 2005г. – 75с. 9. 52с. 10. 232с. 11. Синявский,   Н.И.,   Власов,   В.В.,   Фынтынэ,   О.А.   Игры,   состязания   и   самибытные физические упражнения народов Севера. Учебно­методические пособие. / Ханты­Мансийск: Изд­во «Институт повышения квалификации и развития регионального образования», 2003. – 83с. 12. Под ред. Л.А.Кондрыкинской. // М: ТЦ Сфера, 2004. – 192с. 13. Е.А.Нёмысова.ХудожникЛ.А.Иванов. //СПб.: «Алфавит», 1995.­ 160с. 14. Полиграфист, 2005.­152с. 15. Югра в творчестве художников. 1993.­ 15с. Николаева, С.Н. «Экологическое воспитание в детском саду»/ М.: Просвещение, 1989.­ Как   научить   детей   любить   Родину:   руководство   для   воспитателей   и   учителей С чего начинается Родина? [Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ] / Немысова, Е.А. Хантыйские загадки: учебное издание. / СПб: ООО «Миралл», 2006.   – Сказки   народов   Севера   /   Сост.Е.Н.   Самойлова.   Перев.   На   хант.яз. Чудный олень: методическое пособие для дополнительного чтения. / Ханты­Мансийск:

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Сказание о Югре»

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Сказание о Югре»

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Сказание о Югре»

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Сказание о Югре»

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Сказание о Югре»

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Сказание о Югре»

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Сказание о Югре»

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Сказание о Югре»

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Сказание о Югре»

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Сказание о Югре»

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Сказание о Югре»

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Сказание о Югре»

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Сказание о Югре»

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Сказание о Югре»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.02.2019