В марте 2016г проведён муниципальный конкурс проектов и рефератов по математике. Мы с моей обучающейся 3 класса провели исследовательскую работу по теме "Тайна чисел в татарских народных сказках". Выбрали 15 сказок и исследовали по следующим нас интересующим вопросам: какие числа используются в сказках и как часто используются.презентация
Муниципальный конкурс проектов и
рефератов
«Удивительный мир математики»
Проект по теме:
Тайна чисел в
татарских народных
сказках
Выполнила: Миндиярова Карина Овиковна
ученица 3 класса МБОУ «Сарашевская СОШ
им. Героя Советского Союза Шарифзяна
Казанбаева»
Книга для ума -
что тёплый
дождь для
цветка
Цель: выяснить какие числа
наиболее часто встречаются в
татарских народных сказках.
Задачи:
1. Прочитать 15 татарских
народных сказок;
2. Выяснить, какие числа часто
используются в сказках;
3. Найти информацию о числах в
дополнительной литературе.
Актуальность: данной работой
возможно сделать чтение
увлекательным занятием.
Пропп Владимир
Яковлевич
(1895 – 1970)
русский учёный,
филолог-фольклорист
МАГИЧЕСКИ
12
Е ЧИСЛА127
5
В сборнике «Татарские народные
12
«Үнике
яшьлек
малай»
(«Двенадцат
и-летний
мальчик»)
40
«40 уллы
кеше»
(«Человек с
40 детьми»)
1
»
«Гөлчәчәк
(«Гульчачак»)
«Зирәк
солдат»
(«Мудрый
солдат»)
«Таңбатыр
»
«Камыр
Батыр»
2
«Әтәч
белән
Төлке»
(«Петух и
Лиса»)
«Төлке
белән
Бүре» («Лиса
и Волк»)
«Ике агай -
эне» («Два
брата»)
«Ике
ялганчы»
(«Два лжеца»)
сказки»
3
«Мәче,
Кеше»
(«Кошка, Тигр
и Человек»)
Юлбарыс,
«Арыслан,
Төлке, Бүре»
(«Лев, Лиса и
Волк»)
(«Три
«Өч килен»
невестки»)
«Өч сорау»
вопроса»)
(«Три
«Өч туган»
(«Три брата»)
“Аю белән өч кыз”
«Медведь и три девочки»
дочери ходили в лес;
девушки оказались
у медведя;
сестры вернулись
домой в корзине;
“Хәйләкәр Әтәч”
“Хитрый Петух”
сказочных героя
отправились к богачу;
прошли 3 испытания;
«Зөһрә»
«Зухра»
подружки приходили 3 раза;
через 3 года появились
на свет 3 ребенка;
юноша 3 раза ударяется
об золотую лестницу;
дети превратились в 3 птиц;
девушка встрепенулась 3 раза
и превратилась в голубку;
“Каракош”
3 двери;
в волшебном сундуке
3 волшебных предмета;
3 удара волшебной
палочкой;
девушка прилетела
на 3 часа позже;
“Гөлчәчәк”
“Гульчачак”
3 дня гналась ведьма
за девушкой;
3 раза укрылась
от ведьмы;
девушка трижды
пела песню;
“Үги кыз”
3 испытания колдуньи;
3 дня падчерица
пасла стадо;
родная дочь 3 раза
встречала стадо;
3 раза отказывалась его пасти;
“Өч кыз”
“Три дочери”
дочери;
раза белка
стучала в окно;
дочь поторопилась
к матери;
“Кем җиңүче?”
“Кто победитель?”
3 брата;
отец захотел всех
3 сыновей женить;
3 волшебных предмета.
Вывод:
1) число «три» - самое
распространённое в
сказках;
2) использование числа 3
трижды усиливает
замысел сказки;
3) употребление чисел
характерно для
татарских народных