Огромную роль в экологическом воспитании детей играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Дети тесно общаются с природой. Они хорошо знают растения, которые растут рядом с ними. Умение вырастить овощи, плоды и ягоды вселяет в них чувство гордости и победы, а самое важное – это хороший способ употреблять в пищу собственные экологически чистые продукты. Дети ежегодно видят, как родители на даче сажают лук, осенью убирают и используют его в различных целях. Но они, ни разу не задумывались: как растет лук, какие условия необходимы для его роста? И чем же он полезен?
Непосредственно образовательная деятельность построена таким образом, что позволяет показать детям и увидеть необычное, новое в привычном, обыденном. Поэтому, в рамках проведения года Охраны окружающей среды разработан проект «Зеленый лук – наш полезный и надежный друг!».
Проект «Зеленый лук – наш полезный и надежный друг!»
Автор: Харцхаева Т.И.
Тип проекта: познавательно – исследовательский.
Вид проекта: групповой, краткосрочный
Срок реализации: 26.01.2017г 14.02.2017г
Место проведения: группа детского сада.
Объект исследования: репчатый лук.
Проблема проекта: Как можно вырастить зелёный лук на подоконнике? Чем может быть полезен
лук? Что можно делать с луком? Исследование полезных свойств лука
Проектная идея: объединение детей, родителей и воспитателей в совместной деятельности:
выращивание лука на подоконнике зимой.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, педагоги и родители воспитанников.
Материалы: земля, вода, лук, контейнеры и стаканчики для посадки, дневник наблюдения,
лейка для полива, палочки для рыхления земли, ножницы, детская энциклопедия для детей.
Актуальность Огромную роль в экологическом воспитании детей играет практическая,
исследовательская деятельность в природных условиях. Дети тесно общаются с природой. Они
хорошо знают растения, которые растут рядом с ними. Умение вырастить овощи, плоды и ягоды
вселяет в них чувство гордости и победы, а самое важное – это хороший способ употреблять в пищу
собственные экологически чистые продукты. Дети ежегодно видят, как родители на даче сажают
лук, осенью убирают и используют его в различных целях. Но они, ни разу не задумывались: как
растет лук, какие условия необходимы для его роста? И чем же он полезен?
Непосредственно образовательная деятельность построена таким образом, что позволяет
показать детям и увидеть необычное, новое в привычном, обыденном. Поэтому, в рамках
проведения года Охраны окружающей среды разработан проект «Зеленый лук – наш полезный и
надежный друг!».
Цель проекта: вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию репчатого лука на
перо в комнатных условиях.
Задачи проекта:
формировать представления об основных потребностях лука, условиях, которые
необходимы для его роста (вода, земля, свет, тепло);
закреплять знания о луке, особенностях внешнего строения, узнать о его пользе;
формировать умения посадки лука в землю и в стакан с водой;
учить выявлять, сравнивать изменения и различия, которые произошли с луковицами во
время его роста;
способствовать возникновению интереса к процессу роста и пользе лука;
воспитывать бережное отношение к растениям как к живым существам, сопереживать им,
понимать необходимость их охраны на собственных наблюдениях.
Ожидаемые результаты:
Дети расширили свои знания о репчатом луке, бережно относятся к растениям, понимают
необходимость их охраны на собственныхнаблюдениях.
Дети провели опыты, где они наблюдали за ростом лука, устанавливали связи:
растения земля, растения вода, растения человек.
Выработали навыки посадки лука на землю и в стакан с водой;
Научились фиксировать свои результаты в рисунках
Сформировали представления об основных потребностях лука, условиях, которые необходимы
для его роста (вода, земля, свет,тепло).
В процессе исследований дети познакомились с художественной литературой об овощах:
Рассматривали иллюстрации, картины на овощную тематику.
Все эти проводимые занятия, дидактические игры, беседы имели одну цель –совершенствование практических умений и навыков детей, их свободное применениев играх и
творческой деятельности.
Привлекли к проектной работе родителей (консультация родителям: «Лук –лекарственное
растение», рецепты от родителей «Делимся рецептами салатов»).
Объявление
Уважаемые родители!
В рамках проекта «Зеленый лук – наш полезный и надежный друг!»
Просим вас
просмотреть и обсудить с ребенком мультфильм «Чиполлино»
вырастить зеленый лук у себя дома на подоконнике в земле , пронаблюдать за его
ростом, сфотографировать и записать все этапы роста зеленого лука
сделать выводы по проделанной работе и принести записи в детский сад
принести репчатый лук для посадки в детском саду
Дата
Состояние
Рост зеленого
пера, см
Дата срезки
Примечание
Работа с родителями.
1. Провести работу с родителями об участие в проекте .
2. Предложить родителям приобрести для проведения проекта – контейнеры, землю,
луковицы для посадки.
3. Домашнее задание – просмотр и обсуждение мультфильма «Чиполлино», с детьми
вырастить зеленый лук у себя дома на подоконнике, составить рассказ о том, как
ухаживали за луком в домашних условиях, расширить представление у детей о
применении зеленого лука в пищу.
Результат.
1. Дети научатся сажать и ухаживать за луком и познакомятся с условиями их
содержания, будут учиться подмечать пользу и красоту зеленого лука зимой.2. .У детей сформируются знания и представления о росте зеленого лука в комнатных
условиях как в контейнере с почвой, так и в стакане с водой.
3.Выращенный своими руками зеленый лук .
Способы оценки: Опыты, наблюдения, беседы, эксперименты.
Организационная деятельность.
1. Подобрать художественную литературу, иллюстрации, фото, рисунки материал по
данной теме
2. Подобрать материал: контейнеры, луковицы разных сортов и другие семена овощей
для сравнения, и оборудование для опытов и экспериментов детей.
3.Составить:
перспективный план мероприятий
план реализации проекта.
Этапы проекта
1 этап подготовительный(26.01.2017г 27.01.2017г)
Родители.
Приобретение необходимого
оборудования (контейнеры,
стаканы, земля, луковицы).
Воспитатели и дети.
Разбивка грядок на
подоконнике.
Изготовление табличек
указателей с названиями
Воспитатели.
Подбор
художественной
литературы
стихи,загадки,
пословицы,поговорки,
рассказы,сказки про
овощи, экологические
сказки
В группе готовится грядка на подоконнике. Изготавливаются таблицыуказатели с названиями
растений и с датой посадки и появления первой зелени. Подбор художественной литературы:
поговорки, стихи, сказки, загадки о луке и других овощах.
2 ЭТАП – исследовательский ( 27.01.2017г10.02.2017г ).
Воспитатели.
Опытноэкспериментальная
деятельность:
«Строение лука», «Условия,
необходимые
для роста лука»,
Воспитатели и дети.
Рассматривание
луковиц и семян лука
и других овощей,
посадка лука.
Родители.«Размножение, рост,
развитие зеленого лука».
Дети наблюдают за ростом лука, проводят опыты, эксперименты. Устанавливают связи: растения
земля, растения вода, растения человек. Результаты экспериментов фиксируются в рисунках. В
процессе исследований дети знакомятся с художественной литературой об овощах, рассматривают
иллюстрации, картины на овощную тематику. Воспитатели проводят занятий, дидактические игры,
беседы.
3 ЭТАП заключительный ( 10.02.2017г 14.02.2017г).
Воспитатели.
Подведение итогов
реализации проекта.
Воспитатели и дети.
Подведение итогов
реализации проекта
Оформление выставки
рисунков детей.
Родители.
Подведение итогов
реализации проекта
• Проанализировать и обобщить результаты, полученные в процессе
исследовательской деятельности детей.
• Оформить выставку рисунков — аппликаций.
• Далее родители вместе с детьми представляют домашнее задание – выращенный лук и рассказ, как
он рос, как за ним они ухаживали и сдают отчет .
Перспективный план мероприятий.
Период.
26.01
27.01.
27.01.
07.02.
Содержание работы
НОД «Посадка лука».
Дидактическая игра « Где растет?».
Беседы о том, как выращивают другие овощи на
огороде, в теплице и оранжереях.
.
НОД – исследование « Узнаем, какая земля»
НОД – эксперимент « Вода и растения»
07.02
10.02.
НОД: «Витамины для детей».
Дидактическая игра «Узнай на ощупь».
Игровое упражнения «Кто быстрей посадит
лук?»
НОД – эксперимент « Солнце и лучок».
Работа с родителями
Консультация
родителям: «Лук –
лекарственное
растение».
Домашнее задание –
с детьми вырастить
зеленый лук у себя
дома на
подоконнике,
составить рассказ о
том, как ухаживали
за луком в домашних
условиях.
Оформление
выставки рисунков
детей.10.02
14.02
НОД – эксперимент: Человек и лук.
Подведение итогов.
Рецепты от
родителей: «Делимся
рецептами салатов с
зеленым луком».
План экспериментальной деятельности.
1. Земля. НОД беседа исследование: Узнаем, какая земля.
Цель: Выявить свойства земли: имеет вес, черного цвета, почва сыпучая.
Материал, оборудование: земля в контейнерах
2. Вода. НОД эксперимент: Вода и растения.
Цель: Выявить насколько вода необходима для роста растений
Материал, оборудование: 2 контейнера с землей и проросшим луком (один поливают
регулярно, второй не поливается совсем)
3. Солнце. НОД эксперимент: Солнце и лучок.
Цель: Определить роль солнца в жизни лука и других овощей.
Материал, оборудование: 2 контейнера с землей и проросшим луком (один стоит на
солнышке, другой поместили в темную комнату)
4. Человек. ЗНОД эксперимент: Человек и лук.
Цель: Выявить, насколько луку необходим уход человека.
Материал, оборудование: 2 контейнера с землей и луком (один контейнер дети
поливают, рыхлят землю, выбирают солнечное место, другой не поливают, не рыхлят
землю, поставили в темное место).
Конкурс рисунков, аппликации. Материал: Бумага, клей, гуашь, кисточки.
Содержание проекта
В процессе работы над проектом сообщили воспитанникам новые знания об
овощах, конкретно о луке. Лук обладает бактерицидными и антисептическими
свойствами, борется с вирусами и накапливает в себе живительную энергию земли.
Лук улучшает аппетит, усвоение пищи, повышает сопротивляемость организма к
инфекционным заболеваниям. Его применяют при общей слабости и простудных
заболеваниях. Свежий сок лука, смешанный с медом хорошее средство при лечении
бронхита, кашля.
Воспитывали бережное отношения к растениям как к живым
существам,сопереживания им, понимания необходимости их охраны на
собственныхнаблюдениях.
Провели опыты, где дети наблюдали за ростом лука. Устанавливали связи:
растения земля, растения вода, растения человек. Результаты
экспериментовфиксировали в рисунках, на фото. Сформировали представления об
основныхпотребностях лука, условиях, которые необходимы для его роста (вода,
земля, свет,тепло).
Выработали навыки посадки лука на землю и в стакан с водой;В процессе исследований дети познакомились с художественной литературой об
овощах: поговорки, стихи, сказки, загадки. Рассматривали иллюстрации, картины
наовощную тематику.
Все эти проводимые занятия, дидактические игры, беседы имели одну цель –
совершенствование практических умений и навыков детей, их свободное
применениев играх и творческой деятельности.
Привлекли к проектной работе родителей (консультация родителям: «Лук –
лекарственное растение», рецепты от родителей «Делимся рецептами салатов»).
Заключение:
• Реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать,
анализировать,делать выводы. Дети приобрели новый опыт поисково
исследовательскойдеятельности. В процессе работы над проектом дошкольники
рассматривали ростлука, отметили его роль как лекарственного сырья; изучали
чудодейственное влияниена здоровье человека.
• Расширился кругозор и мыслительная деятельность детей. Сам процесс и
результат проекта принес детям удовлетворение, радость переживания,
осознаниясобственных умений.
• Благодаря проведенной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос,
почему необходим ЛУК.__
Зеленый лук от семи недуг
(консультация для родителей)
Свежий зеленый лук по праву называют "зеленым поливитамином".К тому же
медики настойчиво уверяют, что его необходимо естькаждый день. А еще сдревности зеленый лук считается афродизиаком, поэтому, чем больше блюд из лука
вы научитесь готовить, тем более крепким и счастливым будет ваш семейный союз.
Зеленый лук укрепляет иммунитет. Молодые зеленые перышки богаты витамином C
(в одном пучке целая суточная доза), каротином, в них есть витамины группы B, а
еще K, E, P и H. Да и минеральный состав лучка просто на зависть в нем обычные
для зелени калий и магний, есть железо, фосфор,сера, фтор, хлор, алюминий,
марганец, медь, цинк и даже такие редкие элементы, как кобальт, молибден и хром,
необходимые для работы системы кроветворения.
А помните тот самый резкий луковый запах, который ни с чем не спутаешь? Так
вот, растению его придают энергосодержащие соединения. Ну, а фитонциды, во
множестве входящие в состав растения, обладают и противомикробной, и
противовирусной активностью, вот почему есть лук и чеснок так настойчиво
рекомендуют во время эпидемий. Между тем, если горшочки с зелеными стрелками
есть у вас дома, защита от инфекции обеспечена известно, что в хозяйствах, где
выращивают зеленыйлук на продажу, рабочие не болеют гриппом даже во время
массовых заболеваний.
От каких болезней лечит лук
Свежий зеленый лук способствует поддержанию иммунитета, снижает уровень
холестерина и сахара в крови, незаменим при авитаминозе и малокровии, упадке сил,
бессоннице, мастопатии и простатите, сердечнососудистых заболеваниях.
Полезные рецепты
При авитаминозе, плохом аппетите поможет салат. Очистите от кожуры огурцы и
порежьте тонкими ломтиками, измельчите пару вареных яиц, мелко порежьте лук,
соломкой нарежьте салат. Все перемешайте, посолите, заправьте лимонным соком и
растительным маслом.
При малокровии и во время беременности рекомендуется
бутерброд. Кусочки черного хлеба смажьте тонким слоем
сливочного масла, сверху красной икрой и посыпьте зеленым луком.
При простудных заболеваниях ешьте супчик. Мелко порежьте луки чеснок и
положите в кипящую воду (3 стакана), затем размешайте муку (1,5 ст.л.) в холодной
воде и влейте в суп. Проварите 23 минуты, заправьте маслом и мелко порезанными
яйцами.
При снижении иммунитета готовьте омлет. Взбейте яйца с
молоком, добавьте зеленый лук, посолите и снова взбейте. Вылейте на разогретую
сковородку, смазанную маслом. Жарьте под крышкой.
Загадки:
Золотист он и упруг,
Произведения про лук.Всем полезен круглый… (Лук)
С виду он такой простой,
Круглый, крепкий, молодой,
Если снимешь кожуру,
Вмиг оставишь ты игру,
От него заплачешь вдруг,
Догадались? Это …(Лук)
Чесноку любимый брат,
И никто не виноват,
Что его кто тронет,
Вмиг слезу обронит.
Ответ: (Лук)
Он от мыши полевой,
Скрылся в землю с головой,
Сверху лишь тугие стрелы,
К солнцу тянутся умело.
Лечит от семи недуг,
Всем полезный спелый… (Лук)
Стихотворения:
Сказка про картошку и лук
Расскажу тебе я сказку: Про картошку и про лук.
Ведь картошка всех накормит, Лук излечит твой недуг.
Лук с картошкой рядом жили, И понятно, что дружили.
Солнце с неба им светило, Было всё кругом красиво.
Зацвела картошка летом, Посылал ей лук приветы.
А зимою, очень кстати, Встретились они в салате.
Тут и сказочке конец, А кто слушал молодец.
Луковое счастье
С луком дружат все спортсмены,
Любят взрослые и дети.
Даже те, кто на диете
Потребляют непременно
Наш зеленый овощ лук.
Ведь во всех супах, борщах,
Вторых блюдах, овощах,
Привкус он дает особый
Ты не веришь нам? Попробуй!
***
Перья отрастив зеленые
И в земле головку спрятав,
От всех бедствий защищенный
Так растет наш лук, ребята.
Режем мы его в салаты
И в зажарки для супов.
Лук всегда помочь готов
Сделать пищу нам вкуснее,
Привлекательней сумеет.
Мы растим его, храним,
Ведь наш лук не заменим
Он помощник нам везде –
И в лекарстве, и в еде.Лук – наш овощ очень жгучий,
Зря его не трогать лучше.
Ну а если тронешь, ручки
Надо тщательно помыть
И всю горечь лука смыть.
Так сказать на всякий случай,
Чтобы в глазки не пекло
И до слез не довело.
Потому что лук сердитый
И немножко ядовитый.
Но он вовсе не опасен
И не вреден людям, к счастью.
Он так лечит наши глазки,
Носик, если он заложен,
Доктор лук ему поможет.
Я – лук, я – Чипполино,
Веселый, озорной.
Простуды и ангины
Не справятся со мной.
Стих о луке
Сказка про овощи.
Жили на одном огороде овощи. Все они были очень разные. Зелёный огурец былвесёлый, озорной,
никогда не унывал и часто подшучивал над другими овощами.Красный помидор был важный,
напыщенный. Он часто заявлял: «Я думаю, сегодняпойдёт дождь». И, когда дождь действительно
шёл, он говорил: «Вот видите, я былправ! » Если же дождя не было, помидор делал вид, будто он ни
при чём. Оранжеваяморковка всё время скучала и причитала: «Вся моя краса спрятана под землёй,
какая янесчастная! » Белокочанная капуста была добродушной и словоохотливой. Она
всемрассказывала, что когдато у неё было всего два листочка, а теперь очень, оченьмного!
Коричневый картофель был очень дружелюбным. Он дружил со всемиовощами и всем помогал.
Репчатый лук был вредный. Он любил, когда все вокругпроливали слёзы. Вот такие разные овощи
жили на огороде.
Овощи на грядке
Летом посадили овощи в огороде: свеклу, морковку, лук, капусту и тыкву. Солнышкогрело, дождик
поливал и росли овощи быстро на грядке. Птички собирали вредныхжуков, кошки ловили кротов
землекопов. Хорошо и дружно жилось овощам вогороде. Овощи росли и рассказывали друг другу
сказки, пели песни, только одно ихогорчало, что не могут они друг до друга дотянуться и поиграть
ведь растут они наразных грядках.
Лето подошло к концу, наступила осень. Стало холодно и дождливо в огороде, всесказки были
рассказаны, все загадки загаданы загрустили овощи. Но пришла пора собирать урожай. Люди
выкопали и собрали овощи, принесли в дом, почистили, порезали и сварили из них вкусный овощной
суп. Вот уж обрадовались овощи, когда встретились в одной кастрюле все вместе! Стали они бегать
друг за дружкой, догонять, ловить и снова убегать.Весело кружился вкусный и полезный овощной
суп на плите.__