Проект "Проблема нарокомании в обществе и литературе"
Оценка 4.9

Проект "Проблема нарокомании в обществе и литературе"

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
Междисциплинарный 3
11 кл
11.03.2019
Проект "Проблема нарокомании в обществе и литературе"
При наличии несформировавшейся психики, подростки легко принимают наркотики, не зная или не задумываясь о последствиях, которые их ожидают в ближайшем будущем.Самый действенный совет, касающийся проблемы наркотиков – никогда не принимать их, иначе может быть поздно, советами и наставлениями тогда уже не поможешь. Поэтому, чтобы у ребенка не возникло соблазна, он должен знать, что это такое и к чему может привести. О наркотиках говорить надо – и в семье, и в школе – повсюду. Нельзя замалчивать эту тему. Но надо правильно ее преподносить, чтобы вместо желания и любопытства у человека возникла соответствующая негативная реакция, чтобы он был хорошо осведомлен о проблеме и желательно компетентными специалистами. Проект, разработанный учителями литературы, обществознания, химии и математики, рассматривающий проблему наркомании в обществе и литературе.
Проект наркомания.doc
Проблема наркомании в обществе и в литературе Проект  1. Название проекта: Проблема наркомании в обществе и в литературе 2. Авторы проекта Зайцева Зоя Анатольевна  Клинчинна Инна Геннадьевна Михалева Татьяна Михайловна  Мишарина  Екатерина Борисовна 3. География проекта МАОУ СОШ №114 4. Сроки реализации и  длительность проекта: Неделя 5. Основные целевые группы  11 класс 6. Предметы Литература, алгебра, химия, обществознание 7. Обоснование актуальности  проекта. 8. Цель 9. Задачи  При наличии несформировавшейся психики, подростки легко  принимают наркотики, не зная или не задумываясь о  последствиях, которые их ожидают в ближайшем  будущем.Самый действенный совет, касающийся проблемы  наркотиков – никогда не принимать их, иначе может быть  поздно, советами и наставлениями тогда уже не поможешь.  Поэтому, чтобы у ребенка не возникло соблазна, он должен  знать, что это такое и к чему может привести. О наркотиках  говорить надо – и в семье, и в школе – повсюду. Нельзя  замалчивать эту тему. Но надо правильно ее преподносить,  чтобы вместо желания и любопытства у человека возникла  соответствующая негативная реакция, чтобы он был хорошо  осведомлен о проблеме и желательно компетентными  специалистами. Содействовать формированию отрицательного отношения к  наркотикам у подростков. 1. Проанализировать сюжет и композицию рассказа "Морфий", чтобы понять, как писатель описывает распад личности  Полякова. 2. Сравнить и измерить применение морфина в разных странах, на основе полученных результатов провести аналогию с героем рассказа. 3. Установить связь химического строения наркотиков  морфиновой группы и их физиологического действия. 4. Разобрать неблагоприятные последствия употребления  психоактивных веществ  для подростка и общества  (социальное значение) 1. Проведение вводных тематических уроков по каждой  дисциплине (химия, обществознание, литература, алгебра) 2. Деление учащихся на группы и выдача им заданий исследований  (приложение 1) 3. Проведение общего урока, где учащиеся представляют  результаты своих исследований Работа в группах, исследовательская работа На доске чертится круг, делится на пять секторов: 1. Я боюсь наркоманов, никогда к ним не подойду. 2. Презираю.  Они жалкие существа. 3. Не пробовал и не буду, жизнь дороже. 4.  Наркоманы ­ больные люди, им надо помогать. 5.Мне интересно,  что это такое. Хотел бы попробовать. Учащиеся приклеивают цветные стикеры, делая выбор. 10.  Деятельность, этапы 11.  Формы работы 12. Рефлексия 13. Домашнее задание Эссе на тему урока, на 1 стр. со своими выводами и своим  отношением к проблеме 14. Результаты 16. Оборудование Презентации, эссе, ватман с цитатами из текстов, рисующими  деградацию личности Персональный компьютер, интернет­соединение, проектор для  презентации. Приложение 1. Задания для учащихся. Группа 1. Химия: Задача: Установить связь химического строения наркотиков морфиновой группы и их  физиологического действия. Найдите в интернете структурные формулы морфина, морфия и героина, вычленить общие  функциональные группы и описать их физиологическое действие. Группа 2. Обществознание    :  Задача: Разобрать неблагоприятные последствия употребления психоактивных веществ для подростка и общества. (социальная сторона вопроса) Насколько опасна, на ваш взгляд, единственная проба наркотического вещества? К чему  приводит употребление наркотиков и психотропных веществ? Каковы последствия для  общества? Результат: сообщение в виде  презентации с минимальным количеством слов, картинки,  фотография и музыка. Группа 3. Алгебра 1. Используя данные применения обезболивающих препаратов на основе морфина,  посчитать: а) расставить выборку по возрастанию (или убыванию) той величины, которой мы  интересуемся, посчитать чему равна медиана, мода, среднее арифметическое.  в) представить данные в виде таблицы, диаграммы;  г) оформить полученные результаты в презентации. В России потребление препаратов на основе морфина составляет 0,44 мг в год на  человека. В Белоруссии – 0,56 мг, на Украине – 1,78 мг – это у наших ближайших  соседей. А во Франции эта цифра – 38 мг, или примерно в 95 раза выше, чем в  России. В США – 66,5 (в 150 раз больше), в Канаде – 74 мг. Показатели России  находятся примерно на одном уровне с Венесуэлой (0,41 мг) и Китаем (0,68 мг). Группа4. Литература Задача: проанализировать сюжет и композицию рассказа "Морфий", чтобы понять, как  писатель описывает распад личности Полякова. Составьте портрет наркомана, используя цитаты из повети. Покажите, как меняется  личность человека под воздействием наркотиков. В качестве примеров можно также  использовать книгу «Синяя трава. Дневник 15­летней наркоманки» и роман Ч.Айтматова  «Плаха» (2 часть) Результат представьте на ватмане. Приложение Группа ЛИТЕРАТУРА            Наша группа занималась анализом литературных произведений,  которые наглядно   показывают,   что   происходит   с   человеком,   когда   он   не   может избавиться от зависимости. В   качестве   основного   текста   мы   работали   с   повестью   М.А.Булгакова «Морфий» и его экранизацией,  также для анализа использовали книгу «Синяя трава: дневник 15­летней наркоманки». Задание, которое мы получили: 1. Проанализировать сюжет и композицию повести «Морфий», чтобы понять, как писатель описывает распад личности доктора Полякова. 2. Составить портрет наркомана, используя цитаты из предложенных книг. 3. Результаты представить в виде цитатной характеристики, оформленной на ватмане. О влиянии морфия Булгаков знал не понаслышке. Он стал морфинистом не по   собственной   прихоти   или   по   «любознательности»,   а   по   стечению обстоятельств, причем обстоятельств трагических, когда молодой врач спасал жизнь   умирающему   ребенку.   Он   решил   ввести   себе   противодифтеритную сыворотку.   Начался   у   него   страшный   зуд,   который   долго   не   прекращался,   и Михаил попросил ввести ему морфий. После принятия морфия ему стало легче, и он, боясь повторения зуда, попросил повторить инъекцию. Так постепенно он стал привыкать к морфию Булгаков   одержал   величайшую   победу   над   коварнейшим   и   тягчайшим недугом и уже тем самым может быть поставлен в ряд выдающихся личностей, способных преодолеть непреодолимое. Он это понимал гораздо яснее, чем его ближайшие родственники, которые стремились любыми способами скрыть то, что не нужно было скрывать. Публикуя «Морфий», Булгаков проявил высочайшую сознательность, ибо с точки зрения житейской, в худшем смысле этого слова, ему лучше было об этом молчать. Но Булгаков в данном случае думал не о себе (он   уже   одержал   славную   победу),   а   о   тех   несчастных,   кому   суждено   будет вкусить яду и кому вряд ли удастся преодолеть ужаснейший недуг. Он стремился предупредить тех, кто мог вступить на этот гибельный путь. Рассказ «Морфий» своей   пронзительной   правдой,   достигнутой   благодаря   личному   опыту,   несет такой   заряд   назидательной   силы,   какой   вряд   ли   до   этого   встречался   в художественной литературе. В процессе работы у нас получилось следующее. На доске цитаты из текста. Фоном отрывки из фильма, показывающие деградацию личности. 1. Вчера ночью интересная вещь произошла. Я собирался ложиться спать, как вдруг у меня сделались боли в области желудка. Но какие! Холодный пот выступил у меня на лбу…   Анна Кирилловна ночью пришла ко мне и вынуждена была впрыснуть мне морфий. Говорит, что я был совершенно зеленый. Отчего? Не могу не воздать хвалу тому, кто первый извлек из маковых   головок   морфий.   Истинный   благодетель   человечества.   Боли прекратились через семь минут после укола. 2. Вечером пришла боль, но не сильная, как тень вчерашней боли, где­то за грудною   костью.   Опасаясь   возврата   вчерашнего   припадка,   я   сам   себе впрыснул в бедро один сантиграмм.                        Боль прекратилась мгновенно почти. Хорошо, что Анна Кирилловна оставила пузырек. 3. Первая   минута:   ощущение   прикосновения   к   шее.   Это   прикосновение становится теплым и расширяется. Во вторую минуту внезапно проходит холодная   волна   под   ложечкой,   а   вслед   за   этим   начинается необыкновенное   прояснение   мыслей   и   взрыв   работоспособности. Абсолютно   все  неприятные   ощущения   прекращаются.  Это   высшая   точка проявления   духовной   силы   человека.   И   если   б   я   не   был   испорчен медицинским образованием, я бы сказал, что нормально человек может работать   только   после   укола   морфием.   В   самом   деле:   куда,   к   черту, годится   человек,   если   малейшая   невралгийка   может   выбить   его совершенно из седла! 4. День стал длиннее, а сумерки как будто чуть голубоватее. Таких снов на рассвете я еще никогда не видел. Это двойные сны. Причем основной из них, я бы сказал, стеклянный. Он прозрачен. Вредны ли эти сны? О нет. После них я встаю сильным и бодрым. И  работаю хорошо. У меня даже появился интерес, а раньше его не было. Да  и мудрено, все мои мысли были сосредоточены на бывшей жене моей. А теперь я спокоен. Я спокоен. 5. Тут я впервые обнаружил в себе неприятную способность злиться и,  главное, кричать на людей, когда я не прав. В душе у меня ярость шипела,  и прежде всего потому, что я ровным счетом понятия никакого не имею о  том, как готовить раствор морфия для подкожного впрыскивания. Я врач,  а не фельдшерица! 6. ….morphium hidrochloricum грозная штука. Привычка к нему создается  очень быстро. Но маленькая привычка ведь не есть морфинизм?.. 7. Черт в склянке. Кокаин — черт в склянке! Действие его таково: При впрыскивании одного шприца двухпроцентного раствора почти  мгновенно наступает состояние спокойствия, тотчас переходящее в  восторг и блаженство. И это продолжается только одну, две минуты. И потом все исчезает бесследно, как не было. Наступает боль, ужас, тьма.  Весна гремит, черные птицы перелетают с обнаженных ветвей на ветви, а  вдали лес щетиной ломаной и черной тянется к небу, и за ним горит,  охватив четверть неба, первый весенний закат. Сердце начинает стучать так, что я чувствую его в руках, в висках... а  потом оно проваливается в бездну, и бывают секунды, когда я мыслю о  том, что более доктор Поляков не вернется к жизни... 8. Я — несчастный доктор Поляков, заболевший в феврале этого года  морфинизмом, предупреждаю всех, кому выпадет на долю такая же  участь, как и мне, не пробовать заменить морфий кокаином. Кокаин —  сквернейший и коварнейший яд. Вчера Анна еле отходила меня камфарой,  а сегодня я — полутруп... 9. Нет, я, заболевший этой ужасной болезнью, предупреждаю врачей, чтобы  они были жалостливее к своим пациентам. Не «тоскливое состояние», а  смерть медленная овладевает морфинистом, лишь только вы на час или  два лишите его морфия. Воздух не сытный, его глотать нельзя... в теле нет клеточки, которая бы не жаждала... Чего? Этого нельзя ни определить, ни  объяснить. Словом, человека нет. Он выключен. Движется, тоскует,  страдает труп. Он ничего не хочет, ни о чем не мыслит, кроме морфия.  Морфия! Смерть от жажды райская, блаженная смерть по сравнению с жаждой  морфия. Так заживо погребенный, вероятно, ловит последние ничтожные  пузырьки воздуха в гробу и раздирает кожу на груди ногтями. Так еретик  на костре стонет и шевелится, когда первые языки пламени лижут его  ноги... 10.Ах, мой друг, мой верный дневник. Ты­то ведь не выдашь меня? Дело не в  костюме, а в том, что я в лечебнице украл морфий. 3 кубика в кристаллах и 10 грамм однопроцентного раствора. Меня интересует не только это, а еще вот что. Ключ в шкафу торчал. Ну, а  если бы его не было? Взломал бы я шкаф или нет? По совести? Взломал бы. 11.Да, я дегенерат. Совершенно верно. У меня начался распад моральной  личности. Но работать я могу, я никому из моих пациентов не могу  причинить зла или вреда. Вьюга — нет приема. Читал во время воздержания учебник психиатрии, и  он произвел на меня ужасающее впечатление. Я погиб, надежды нет. 12.Шорохов пугаюсь, люди мне ненавистны во время воздержания. Я их  боюсь. Во время эйфории я их всех люблю, но предпочитаю одиночество. 13.Внешний вид: худ, бледен восковой бледностью. Брал ванну и при этом взвесился на больничных весах. В прошлом году я  весил 4 пуда, теперь 3 пуда 15 фунтов. Испугался, взглянув на стрелку,  потом это прошло. На предплечьях непрекращающиеся нарывы, то же на бедрах. Я не умею  стерильно готовить растворы, кроме того, раза три я впрыскивал  некипяченым шприцем, очень спешил перед поездкой. Это недопустимо. 14.Была такая галлюцинация: Жду в черных окнах появления каких­то бледных людей. Это невыносимо.  Одна штора только. Взял в больнице марлю и завесил. Предлога  придумать не мог. Итак: горка. Ледяная и бесконечная, как та, с которой в детстве  сказочного Кая уносили сани. Последний мой полет по этой горке, и я  знаю, что ждет меня внизу. Позорно было бы хоть минуту длить свою жизнь. Такую — нет, нельзя. 15.Тут он открыл глаза и возвел их к нерадостному, уходящему в темь потолку покоя. Как будто светом изнутри стали наливаться темные зрачки, белок  глаз стал как бы прозрачен, голубоват. Глаза остановились в выси, потом  помутнели и потеряли эту мимолетную красу. Доктор Поляков умер.   Итак, в процессе работы над художественными текстами, мы пришли к выводу, что употребление наркотиков уничтожает человеческую личность. Выбраться их этого омута зачастую бывает невозможно. И здесь очень важно, чтобы рядом были   близкие   люди,   которые   найдут   в   себе   душевные   силы   помочь,   не испугаются,   не   бросят.   И   очень   важно,   что   среди   прочих   мер   нравственного воздействия нужно использовать и художественный дар великого писателя.  Спасибо за внимание.

Проект "Проблема нарокомании в обществе и литературе"

Проект "Проблема нарокомании в обществе и литературе"

Проект "Проблема нарокомании в обществе и литературе"

Проект "Проблема нарокомании в обществе и литературе"

Проект "Проблема нарокомании в обществе и литературе"

Проект "Проблема нарокомании в обществе и литературе"

Проект "Проблема нарокомании в обществе и литературе"

Проект "Проблема нарокомании в обществе и литературе"

Проект "Проблема нарокомании в обществе и литературе"

Проект "Проблема нарокомании в обществе и литературе"

Проект "Проблема нарокомании в обществе и литературе"

Проект "Проблема нарокомании в обществе и литературе"

Проект "Проблема нарокомании в обществе и литературе"

Проект "Проблема нарокомании в обществе и литературе"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.03.2019