Программа направлена на изучение краеведческого материала по Сахалиноведению с применением информационно-коммуникационных технологий для поиска необходимой информации и оформления своих работ в прикладных программах современного компьютера. Программа кружка по краеведению «Информатик-краевед» составлена для работы с детьми 9-14 лет и направлена на социокультурную адаптацию школьника, на подготовку его к гражданской и нравственной деятельности.
ИНФОРМАТИК-КРАЕВЕД кружок.docx
Проект программы кружка «Информатиккраевед»
в 20162017 учебном году
Автор: Болотова С.В., учитель географии
Пояснительная записка.
«Любят родину не за то, что она велика, а за то, что своя»
Луций Анней Сенека (младший)
Краеведение имеет большое значение в патриотическом воспитании школьников,
расширении кругозора, развитии их интеллектуального и творческого потенциала. «Малая
Родина» ребёнка это и природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это и памятные
места города, его исторические и культурные центры, промышленные предприятия города,
это и известные люди, гордость и слава нашего края.
Исходя из возрастных особенностей младших школьников, главной задачей работы
по изучению родного края является воспитание у них устойчивого интереса и
познавательного отношения к краеведческому материалу.
Tepмин «краеведение» закрепился в русском языке лишь в начале XX в., но о
необходимости краеведной (или краеведческой) деятельности говорили и более раннее
время. В XIX в. разрабатывались уже школьные учебные программы «родиноведения» (или
«отчизноведения»), краеведению было отведено заметное место и в концепции «народного
воспитания» К. Ушинского.
Ныне под краеведением понимают сферу научной, культурнопросветительской и
памятникоохранительной деятельности определенной тематики: прошлое и настоящее
какоголибо «края», а также сферу общественной деятельности той же направленности, к
которой причастны не только ученыеспециалисты, но и широкий круг лиц,
преимущественно местных жителей.
Информатика – наука о закономерностях протекания информационных процессов в
системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации
информационных процессов. Она способствует формированию современного научного
мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов
школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий
необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной
и будущей жизни.
Практическая часть направлена на освоение школьниками навыков использования
средств информационных технологий, являющихся значимым для формирования
функциональной грамотности, социализации школьников и для повышения эффективности
освоения других учебных предметов.
Программа кружка по краеведению «Информатиккраевед» для учащихся
начальной и основной школы разработана в соответствии с документами: Законом
Российской Федерации «Об образовании», Федеральным компонентом государственного
стандарта начального общего образования, Федеральным компонентом государственного
стандарта основного общего образования.
Программа призвана обогатить знаниями об историческом прошлом нашего города и
области, культурных традициях прошлого и настоящего, воспитывать школьников на
примерах мужества, героизма и мудрости сахалинцев, развивать интеллектуальные и
творческие способности учащихся, воспитывать чувства гражданственности и патриотизма, применять современные информационные технологии для поиска необходимой
информации и оформления своей работы в прикладных программах современного
компьютера.
Программа кружка по краеведению «Информатиккраевед» составлена для работы
с детьми 914 лет и направлена на социокультурную адаптацию школьника, на подготовку
его к гражданской и нравственной деятельности. Накапливая опыт отношений с
окружающим миром, ребенок развивается как личность – духовно, интеллектуально,
нравственно. Материалы программы могут быть использованы на уроках окружающего
мира в начальной школе, на уроках истории при изучении тем с использованием
краеведческого материала, на внеклассных занятиях, на уроках информатики в старших
классах, используя приобретенные навыки работы на ПК. Изучение родного края
способствует воспитанию патриотического курса, дает возможность привлечь к поисково
исследовательской работе. Обучение путем открытий – актуальная проблема нашего
времени. Она имеет две черты: исследовательскую активность учащихся и
самостоятельное приобретение знаний. Программа обучения рассчитана на школьников 46
классов. В ее основе развитие личности ребенка посредством знакомства с историей
родного края.
Цель: Формирование интереса обучающихся к культурному наследию, историческому
прошлому и настоящему города АлександровскаСахалинского и Сахалинской области на
основе познавательной, практической и исследовательской деятельности.
Задачи:
Обучающие:
ознакомить обучающихся с историей возникновения города АлександровскСахалинский;
познакомить обучающихся с памятниками, архитектурными зданиями, природными
заповедными местами города и области;
расширить представления обучающихся о природных особенностях Сахалинской области;
обучить основам работы с ПП на компьютере, по топонимике, с картой местности;
формировать у обучающихся практические навыки проектноисследовательской
деятельности;
формировать практические навыки подготовки к публичному представлению результатов
краеведческого исследования;
формировать умение работать с источниками информации из ресурсов Интернет;
ознакомить со способами сбора, обработки, систематизации материалов и информации;
формировать мотивацию обучающихся к самообразованию.
Развивающие:
развивать аналитическое мышление;
развивать устойчивость внимания, наблюдательность;
развивать зрительную, слуховую и моторную память;
развивать познавательную активность;
развивать творческий потенциал обучающихся;
развивать способность видения и постановки проблемы в области краеведения.
Воспитательные:
формировать у обучающихся социальнонравственные ориентиры;
воспитывать нравственнопатриотические убеждения обучающихся;
воспитывать ответственность и дисциплинированность обучающихся;
формирование у обучающихся творческого подхода к учебнопрактической
деятельности;
формировать социальные умения и навыки; воспитывать культуру общения и поведения, обучающихся в общественных местах;
воспитывать активную гражданскую позицию обучающихся.
Результат:
Оформить необычную информационную карту Сахалинской области со всеми
достопримечательностями, памятными местами, интересными фактами, фото и другими
информационными фактами.
Оборудование:
ватман (34 листа);
бумага А4 белая и цветная;
клей карандашный и ПВА;
фломастеры, маркеры;
скотч;
ПК с выходом в Интернет, ПП MS Word, MS Publisher;
принтер ч/б, цветной. Тематический план
Дата
Тема занятия
2.06
5.06
6.06
7.06
8.06
9.06
13.06
14.06
15.06
16.06
19.06
20.06
21.06
22.06
23.06
Знакомство с планом работы кружка, с отрядами.
Создание и начальное оформление карты Сахалинской области.
Поиск информации об истории основания г. Александровск
Сахалинского.
Создание брошюры «История моего города»
Поиск фотографий районных центров Сахалинской области,
оформление карты.
Викторина «История Сахалинской области» (по отрядам).
Поиск информации и создание базы данных об известных людях, чьи
имена носят географические объекты на карте Сахалинской области.
Оформление карты.
Создание брошюры «Чье имя носит улица моего города?».
Достопримечательности области и города. Создание базы данных.
Оформление карты.
Викторина «По городам и весям Сахалина» (по отрядам).
Поиск информации о флоре и фауне Сахалинской области. Эндемики
Сахалина. Оформление памятки.
Создание фотогалереи «Они должны жить!» о редких и исчезающих
видах флоры и фауны Сахалинской области.
Конкурс рисунков «Люби и охраняй свой край!», оформление карты.
Викторины о растительном и животном мире (по отрядам). Подведение
итогов.
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15 Содержание программы
1 Объявление о работе кружка, набор группы. Знакомство с планом работы, целью и
итогом деятельности кружка.
2 Члены кружка при помощи проектора на листах ватмана рисуют карту Сахалинской
области. Оформляют ее в цвете, отмечают границы районов и их центры.
3 При помощи ресурсов Интернет находят информацию об истории основания г.
АлександровскСахалинского. Оформляют памятку и прикрепляют на карту.
4 Из готового материала создают брошюры «Об истории моего города» для каждого
отряда.
5 При помощи ресурсов Интернет находят фото районных центров Сахалинской
области и их краткую характеристику, оформляют на отдельных листах и прикрепляют на
карту.
6 Членами кружка проводится викторина «История Сахалинской области» по
отрядам.
7 При помощи ресурсов Интернет находят материал об известных людях, чьи имена
носят географические объекты на карте Сахалинской области. Оформляют карту
(прикрепляют фото с кратким описанием по районам Сахалинской области).
8 При помощи ресурсов Интернет находят материал об известных людях, чьи имена
носят улицы г. АлександровскСахалинского (Буюклы, Строкова, Дзержинского, Цапко,
Чехова и т.д.) Оформление брошюры «Чье имя носит улица моего города» для каждого
отряда.
9 При помощи ресурсов Интернет находят материал о достопримечательностях
Сахалинской области и города. Создание базы данных по собранной информации.
10 Оформление карты. На карту прикрепляются фото с памятными местами и краткое
описание к ним.
11 Проводится викторина «По городам и весям Сахалина» по отрядам.
12 Учащиеся ищут информацию о флоре и фауне Сахалинской области, об эндемиках
острова. Оформляют памятки о них.
13 Учащиеся оформляют стенд «Они должны жить!» о редких и исчезающих видах
флоры и фауны Сахалинской области (фото, рисунки, краткая справка).
14 В отрядах объявляется конкурс рисунков на тему «Люби и охраняй любимый край!»
на экологическую тему. Члены кружка оформляют карту по данному разделу.
15 В отрядах проводятся викторины о растительном и животном мире. В фойе школы
оформляется выставка детских работ и итог работы кружка – информационная карта
Сахалинской области. Подводятся итоги работы кружка, награждаются победители
викторин и самые активные члены кружка. Литература:
1. Журнал «География в школе».
2. Краеведение 59 класс.
3. Занимательное краеведение.
4. Ресурсы Интернет.
5. Тематические викторины.
Проект программы кружка «Информатик-краевед»
Проект программы кружка «Информатик-краевед»
Проект программы кружка «Информатик-краевед»
Проект программы кружка «Информатик-краевед»
Проект программы кружка «Информатик-краевед»
Проект программы кружка «Информатик-краевед»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.