Воспитание – целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития и духовно-ценностной ориентации обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей, оказания им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении. Исходя из определения воспитания в традиционной педагогике основу любой воспитательной системы - как процесса составляет создание условий для развития и становления ребенка, его лучших человеческих качеств.
ГБПОУ «КИЗЕЛОВСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
Практикоориентированный проект
Проект программы
«Развитие личности»
(для организации воспитательного процесса в группе)
А.П. Архипова
г. АлександровскПроект программы воспитания «Развитие
личности»
Наименование
программы
Основание для
разработки
программы
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Программа воспитания «Развитие личности» на 2016 – 2018
годы
Программа разработана в соответствии с основными
направлениями воспитания обучающихся, с Программой
развития воспитательной системы техникума
Заказчик
Администрация
Разработчик
программы
Цели
программы
Архипова А.П., классный руководитель
Личностное развитие учащихся, обладающих нравственной
культурой, интеллектуальным, творческим и физическим
потенциалом.Задачи
программы
создание условий для проявления творческой
индивидуальности каждого учащегося;
способствовать формированию основ культуры поведения,
общения, построения межличностных и деловых отношений;
воспитание высоких моральных качеств;
воспитание эстетического вкуса;
воспитание патриотизма, уважительного отношения к
окружающим;
развитие навыков самоуправления в группе, училище,
проявление инициативы;
создание условий для полноценного физического развития
учащихся, формирование навыков здорового образа жизни;
воспитание стремления стать образованным и культурным
человеком;
формирование представлений об общечеловеческих нормах
морали;
формирование потребности участвовать в коллективных
творческих делах группы;
привлечение родителей к совместному досугу, способствуя
укреплению семьи;
способствовать профессиональному росту учащихся.
Сроки
реализации
программы
Исполнители
основных
мероприятий
программы
2016 2018 годы
Ученический коллектив, Родительский комитет группы,
преподаватели, работающие в группе
Источники
финансирования Благотворительные средства, заработанные учащимися во время
производственной практикиОжидаемые
результаты
В результате осуществления программы нравственный уровень
учащихся должен достигнуть высокого показателя, должно быть
сформировано патриотическое и гражданское сознание и
самосознание, коммуникативная толерантность, позитивная
социализация выпускников, должна появиться потребность
творческой и интеллектуальной самореализации, а также
самореализации в спорте посредством участия в конкурсах,
смотрах, викторинах, соревнованиях в техникуме и в городе.
Пояснительная записка
Личность – это тот, кто приближается к разгадке своего бытия.
Р. Эмерсон
Воспитание культурного человека – это воспитание человека не только и не
столько успешно обучающегося и образованного, сколько воспитание человека
нравственного, способного сохранить и развить в себе нравственные ценности семьи,
общества и человечества и использовать их в повседневной жизни, демонстрируя это
своим поведением, общением, деятельностью. В настоящее время это достаточно
непросто, нравственные приоритеты теряют свою значимость и привлекательность.
Именно поэтому основой всякой воспитательной системы школы становится
воспитание нравственности.
Воспитание – целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе
образования, ориентированная на создание условий для развития и духовно
ценностной ориентации обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных
ценностей, оказания им помощи в жизненном самоопределении, нравственном,
гражданском и профессиональном становлении. Исходя из определения воспитания
в традиционной педагогике основу любой воспитательной системы как процесса
составляет создание условий для развития и становления ребенка, его лучших
человеческих качеств. Основу содержания процесса нравственного воспитания
составляет личностный опыт воспитанника, в котором есть свои ценности, умения и
способности, социальные навыки и способы поведения. Воспитатель, зная
особенности личностного развития учащихся, должен использовать их для
дальнейшего самосовершенствования и саморазвития.
Создание условий для личностного развития воспитанников осуществляется через
включение ребенка в различные виды социальных отношений в учебе, общении,
труде.
Воспитательная работа в группе строится на следующих принципах:J принцип открытости: учащиеся участвуют в планировании совместно с
классным руководителем, вносят коррективы в предложения воспитателя с
учетом своих интересов, потребностей и желаний;
J принцип деятельности: учащимся нужна активная, полезная и значимая
деятельность, где они могли бы использовать знания, умения и навыки
учебной деятельности, свои способности, таланты;
J принцип свободы выбора: учащимся необходимо предоставлять возможность
выбора задания или дела с учетом их возможностей, интересов, личных
качеств;
J принцип обратной связи: необходимо изучать мнение, настроение, степень
участия воспитанников в группе, общетехникумовских мероприятиях;
J принцип сотворчества: учащиеся имеют право выбора партнера по
выполняемому делу, проявления инициативы и самостоятельности;
J принцип успешности: каждому учащемуся необходимо чувствовать
собственную значимость и успешность.
Основной целью воспитательной работы в группе является личностное развитие
воспитанников,
интеллектуальным,
творческим и физическим потенциалом.
обладающих нравственной культурой,
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
создавать условия для проявления творческой индивидуальности каждого
воспитанника;
способствовать формированию основ культуры поведения, общения,
построения межличностных и деловых отношений;
воспитывать высокие моральные качества;
воспитывать эстетический вкус;
воспитывать патриотизм и интернационализм, терпимость и уважительное
отношение к окружающим;
развивать навыки самоуправления в классе, школе, проявление инициативы;
создавать условия для полноценного физического развития школьников,
формировать ценности здоровья и навыки здорового образа жизни;
воспитывать стремление стать образованным и культурным человеком;
формировать представление об общечеловеческих нормах морали;
формировать потребность участвовать в коллективных творческих делах
группы;
привлекать родителей к совместному досугу, способствуя укреплению семьи;
способствовать профессиональному росту учащихся.
Для реализации задач воспитательная работа в группе проводится по следующим
направлениям:
Нравственное воспитание:
J эстетическое;J этическое;
J экологическое.
Гражданское и патриотическое воспитание.
Спортивнооздоровительное воспитание:
J физическое воспитание;
J навыки здорового образа жизни;
J профилактика вредных привычек,
Творческое воспитание.
Интеллектуальное воспитание.
Самоуправление.
Трудовое воспитание.
Правовое воспитание.
Организация воспитательной работы в группе включает в себя следующие уровни
взаимодействия:
Работа с коллективом воспитанников.
Индивидуальная работа с воспитанниками.
Работа с родителями:
J собрание родителей;
J родительский комитет;
J индивидуальная работа с родителями.
Работа с коллективом педагогов, работающих в группе.
Работа с социальнопсихологической службой техникума.
Формы работы с коллективом воспитанников:
J классные часы нравственного, патриотического, интеллектуального,
творческого содержания;
J проведение совместных праздников (родители, педагоги, учащиеся);
J просмотр и создание видеофильмов, использование аудиозаписей и
мультимедийной продукции;
J экскурсии и походы;
J участие в акциях благотворительной направленности;J тематические вечера эстетической направленности (живопись, музыка,
поэзия);
J организация выставок (совместная деятельность детей и родителей);
J проведение «круглых столов», дебатов, дискуссий, деловых и ролевых
игр.
Формы индивидуальной работы с учащимися:
J беседы;
J контроль успеваемости и посещаемости уроков;
J вовлечение в коллективные дела группы и техникума.
Формы работы с родителями:
J организационные и тематические родительские собрания;
J лекторий для родителей;
J День открытых дверей;
J проведение совместных мероприятий (выставки, конкурсы);
J анкетирование и тестирование родителей;
J индивидуальные консультации специалистов: (социального педагога,
психолога);
J совместные с родителями праздники, день именинника.
Формы работы с педагогами, работающими в группе:
J беседы;
J консультации для классного руководителя и родителей;
J посещение занятий;
J проведение совместных классных часов и мероприятий.
Формы работы с психологом техникума:
J диагностика и анкетирование;
J индивидуальные консультации.
Формы работы с заместителем директора по ВР и социальным педагогом техникума:
J курирование малообеспеченных, неблагополучных и многодетных
семей, учащихся, находящихся под опекой оказание социальной и
материальной помощи;
J контроль успеваемости и посещаемости подростков «группы риска»;
J Совет профилактики;
J индивидуальные консультации.
В результате осуществления программы должен повыситься нравственный уровень
учащихся,
патриотическое и гражданское сознание и самосознание,
коммуникативная толерантность, позитивная социализация выпускников, должнапоявиться потребность творческой и интеллектуальной самореализации, а также
самореализации в спорте.
В программу включены следующие разделы:
Характеристика группы
Планирование воспитательной работы с коллективом группы на три учебных
года
Планирование индивидуальной работы с учащимися
Планирование работы с родителями
Планирование работы с коллективом педагогов.
Список литературы:
М.: «ВАКО», 2002. – 192с.
Алексеевой. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 144с.
Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 280с.
ред. Е.Н. Степанова. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. 128с.
¥ Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации / Под
¥ Дереклеева, Н.И. Справочник классного руководителя. 511 классы / Н.И. Дереклеева. –
¥ Калейдоскоп родительских собраний: Методические разработки. Выпуск 2 / Под ред. Н.А.
¥ Классному руководителю. Учеб.метод. пособие / Под ред. М.И. Рожкова. – М.:
¥ Классные классные дела: Методические разработки воспитательных дел в классе / Под ред.
¥ Планирование воспитательной работы в классе: Методическое пособие / Под ред. Е.Н.
Е.Н. Степанова, М.А. Александровой. Вып. 2. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 192с.
Степанова. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 128с