Проект "Психологическое просвещение как путь к развитию творческого потенциала педагога". Материал создан для психолога и классных руководителей, который помогает создать условия для формирования и развития социально-адаптированной личности, способной противостоять жизненным трудностям. Данный материал может использоваться педагогами-психологами, заместителями директоров по УВР при организации работы с педагогическим коллективом.Проект "Психологическое просвещение как путь к развитию творческого потенциала педагога". Материал создан для психолога и классных руководителей, который помогает создать условия для формирования и развития социально-адаптированной личности, способной противостоять жизненным трудностям. Данный материал может использоваться педагогами-психологами, заместителями директоров по УВР при организации работы с педагогическим коллективом.
Проект «Психологическое просвещение как путь
к развитию творческого потенциала педагога»
Модернизации образования ставит педагогов в ситуацию инновационной
деятельности, то есть необходимость не просто в очередной раз осваивать
новые программы и учебники, но и переходить к достижению новых
результатов педагогической работы, к новой системе оценивания, к новым
технологиям. Не менее сложным и инновационным делом становится для
педагогов единый государственный экзамен.
Успех в инновационной деятельности педагога зависит от многих
факторов: направленности или характера мотивации педагогического труда,
творческого потенциала педагога, уровня профессиональной компетентности,
его эмоциональной гибкости, а также от социально психологического
климата в коллективе.
Поскольку очевидно, что именно педагоги основной потенциальный
ресурс модернизации образования, но они же могут стать и основным
препятствием в их осуществлении. Кроме того, глубина и масштаб перемен
могут губительно сказаться на психическом здоровье и эмоциональном
благополучии тех педагогов, которые окажутся неготовыми их принять.
Таким образом, в условиях модернизации образования обострилась
потребность в педагогах с высоким уровнем творческого потенциала,
способных творчески подходить к решению педагогических задач, мобильно
разрешать нестандартные учебные ситуации, работать в инновационном
режиме. От уровня развития творческого потенциала каждого педагога во
многом зависит уровень успешности и творческой активности его учеников и,
как следствие этого, динамика инновационных процессов в России.В условиях изменившегося социального заказа возникает необходимость
изменения стиля взаимодействия с детьми, использование новых методов и
приёмов, способствующих реализации креативного потенциала ребёнка. На
основании этого закономерно возрастает потребность педагога в
саморазвитии, самосовершенствовании и самореализации в творчестве.
Однако существующая система подготовки педагогических кадров и
последипломного образования не обеспечивают в полной мере развитие
творческого потенциала педагогов.
А ведь педагогическая деятельность многогранна, в ней всегда есть
место творчеству. В большом психологическом словаре под ред. Б. Г.
Мещерякова, В. П. Зинченко
определяется как человеческая деятельность,
творчество (в узком смысле слова)
порождающее нечто
качественно новое, никогда раньше не бывшее, и имеющее общественно–
историческую ценность.
В педагогической деятельности творчество обуславливается
потенциалом личности педагога, сформированным на основе накопленного им
социального опыта, новых идей, умений и навыков, позволяющих находить и
применять оригинальные решения, новаторские формы и методы. В сфере
личности педагогическое творчество проявляется как самореализация
педагога на основе осознания себя творческой индивидуальностью, как
определение индивидуальных путей своего профессионального роста и
построения программы самосовершенствования.
Для осуществления творческой деятельности необходим определенный
уровень развития у педагога творческого потенциала. По мнению Д.Б.
Богоявленской, В.И. Загвязинского, Ю.Н. Кулюткина, Т.А. Саламатовой
«творческий потенциал» – это мера возможностей личности в её деятельности
по продуктивному изменению и созданию качественно нового способа или
объекта деятельности. Творческий потенциал является необходимой
предпосылкой и результатом деятельности творческого характера.Н.П. Дубинин рассматривал творческий потенциал личности как основу
индивидуальной программы человека, формирующейся и функционирующей
под воздействием единого информационного потока генетической и
социальной программ во взаимодействии с реальной средой.
На основании анализа известных определений понятие «творческий
потенциал педагога» можно рассматривать как меру возможностей личности
педагога в деятельности по продуктивному изменению образовательной
среды, совершенствованию образовательного процесса в соответствии с
потребностями субъектов образования и требованиями общества. Это
необходимый для преобразовательной педагогической деятельности комплекс
резервов личности педагога.
Развитие творческого потенциала педагога непрерывный процесс
обретения им творческих качеств, целенаправленного профессионального
роста под влиянием внешних и внутренних факторов ( Е.Н. Баластаева, Л.Н.
Нургалеев, А.А. Перевалова, В.Г. Рындак и др. При этом повысить уровень
профессионализма учителя, составным компонентом которого является
коммуникативная и психологическая подготовленность,
личностная,
необходимо и возможно не только сохранив его самоуважение, уверенность в
себе, но и оснастив принципиально новыми, современными психологическими
знаниями и умениями. Поэтому возрастает роль психологического
просвещения педагогов в контексте деятельности педагогапсихолога
образовательного учреждения.
Психологическое просвещение — основной способ и одновременно
реализации
активных
из
форм
одна
задач психопрофилактической работы психолога.
Содержание психологического просвещения определяется исходя из
специфики, вида и профиля учреждения.
Профессиональная работа с взрослыми требует осознания специфики их
образовательного ресурса. Парадоксы современной образовательной ситуациивообще, в том числе и ситуации образования взрослых, непрерывного
образования педагогов, заключаются в том, что в образовательной практике
продолжают доминировать монологические, объяснительноиллюстративные
методы. Доминируют они до сих пор, как очевидно, и в психопросвещении,
ориентированном на педагогов.
Наиболее эффективными способами психологической работы с
педагогами, с моей точки зрения, в этом направлении будут так называемые
интерактивные методы.
Интерактивными или диалоговыми
называют группу обучающих
методов, в которых социальные взаимодействия рассматриваются как
важнейший образовательный ресурс, позволяющий значительно повысить
развивающий потенциал образования. К интерактивным относят те методы
активного обучения, которые строятся на психологических механизмах
усиления влияния группы на процесс освоения каждым участником опыта
взаимодействия и взаимообучения.
Работающие педагоги не могут осваивать эти перспективные
методы обучения только через их описание на лекциях по психологическому
просвещению, поскольку представление о них должно базироваться на их
собственном образовательном опыте.
Потому даже самые творческие учителя испытывают потребность в
практическом освоении таких технологических решений, которые позволяют
обеспечить качественное образование, соответствующее современным
требованиям. Включение в процесс психологического просвещения
интерактивных методов способно не только повысить его качество, но и
практику методов
решить проблему внедрения в педагогическую
интенсификации образования методов интерактивного обучения
школьников.
Именно в интерактивном обучении, в ходе дискуссий, диспутов,
проектной деятельности, тренинга, деловых и ролевых игр создаютсяреальные условия для того, чтобы обучающиеся могли максимально
предъявить свой собственный опыт, свою позицию, аргументировать те и или
иные решения, сопоставить их с другими точками зрения, именно в
личной
интерактивном обучении атмосфера взаимного уважения,
психологической безопасности при высокой внутренней ответственности и на
фоне групповой поддержки позволяет взрослому человеку максимально
использовать свои ресурсы, одновременно вовлекая интеллектуальные
ресурсы других членов группы в свой образовательный опыт.
На основании вышеизложенного мной разработан
проект
психологического просвещения педагогов.
Цель проекта: создание условий для развития творческого
потенциала личности педагогов.
Задачи проекта:
1) углублять психологические знания и умения педагогов;
2) обучать педагогов практическому применению психологических методов
и техник при организации учебновоспитательного процесса.
3) формирование потребности
в практическом применении
психологических знаний;
4) содействовать гармонизации социальнопсихологического климата в
образовательных учреждениях;
5) создавать условия для профилактики эмоционального выгорания педагога
за счет расширения его зоны актуального и ближайшего развития
Срок реализации проекта – 1 год.
Методы психологического просвещения педагогов:
Игровые методы обучения
Дискуссии
Проектный семинар
Мастеркласс
Занятия с элементами тренингаУсловия реализации программы:
• Тематическиориентированная открытая группа
• Практическая направленность занятий
• Комбинированные
• Комфортное помещение для занятий
• Добровольность
Предполагаемая продолжительность проекта: 14 занятий по 2
академических часа.
Тематическое содержание занятий
1. Занятие с элементами тренинга «Я – педагог»
2. Проектный семинар «Креативность в обучении и жизни»
3. Тренинг развития креативности. Гимнастика чувств (автор Гиппиус С.)
4. Организационноделовая игра «Четыре портрета»
5. Проектный семинар «Творческий потенциал педагога важнейшее
условие развития креативности дошкольника».
6. Большая психологическая игра «Две планеты»
7. Занятие с элементами тренинга «Благоприятный морально
психологический климат в коллективе – основа эффективности»
8. Дискуссия «Исследовательские умения и навыки – одно из звеньев
успешного развития креативности детей»
9. Мастеркласс «Возможности использования кейсметода в работе
педагога».
10.Тренинг по снятию эмоционального напряжения
11.Семинарпрактикум «Возможности использования неординарных
творческих заданий в работе педагога»
12.Занятие с элементами тренинга «Все гениальное просто»
13.Занятие с элементами тренинга «Коммуникативные взаимодействия
(общение)»
14.Деловая игра «Толерантное отношение к миру»
Ожидаемый результат
Каждый педагогучастник будет стремиться проявлять и удовлетворять
потребность в самопознании, самовыражении и самореализации через
творческую переработку полученного в процессе обучения опыта и егоприменение в своей практической деятельности.
Развитие креативного потенциала личности педагога и рост творческого
потенциала в отношении к профессии способствуют созданию условий для
воспитания личности ребенка через развитие его таланта и формирование
творческих способностей.
Заключение
Исследования
отечественных психологов и педагогов в области
психологии педагогического труда и профессионального развития, работы,
посвященные исследованию эффективности активных методов обучения и
описанию различных образовательных технологий
(А.К.Маркова,
Ф.Н.Гоноболин, Н.Ф.Кузьмина, В.А.Сластенин, А.Б.Орлов,, Л.К.Митина)
доказывают адекватность и эффективность образования с использованием
интерактивных методов для психологического просвещения и подготовки к
инновационной деятельности современных педагогов.
. Интенсифицировав процесс психологического просвещения путем
широкого использования в нем интерактивных методов, прежде всего,
дискуссий, активных семинаров по конкретным научно психологическим или
научно
проектных семинаров по
педагогическим текстам,
программированию или анализу педагогических ситуаций,
анализа
конкретных ситуаций (кейс метод) возможно не только повысить его
качество, но и решить проблему внедрения в школьную практику методов
интенсификации образования методов интерактивного обучения
школьников. Это позволит перейти к реальному процессу смены парадигмы
российского образования.
Такого рода изменения в образовательной
практике могут опираться только на высокий креативный (творческий)
потенциал педагогов и на их психологическую готовность принять перемены.Список литературы.
1. Асмолов А.Г. Через практическую психологию к развивающему
образованию / в кн. Культурно историческая психология и конструирование
миров. М.,1996
2. Емельянов Ю.Н. Активное социально психологическое обучение.
Л.,1988.
3. Кашапов М.М. Психология педагогического мышления. Спб., 2000
Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных
4.
педагогических поисках. М,, 1994
5. .Митина Л.М Психология профессионального развития учителя. М.,1998
6. Маркова А.К. Психология труда учителя. М.,1993
7. Симонов В.В. Диагностика личности и профессионального мастерства
преподавателя. М.,1995.
Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная
8.
деятельность. М.,1997
9. Халперн Д. Психология критического мышления. Спб., 2000
10. Чепель Т.Л. О хорошем педагогическом образовании в контексте идей
Л.С.Выготского / Мастер класс, 1997. № 2 3.
11. ЧепельТ.Л., ЯковенкоТ.Д. Новые подходы к высшему педагогическому
образованию/ / Мастер класс, 1997. № 1.