Проект "Психологическое просвещение как путь к развитию творческого потенциала педагога"

  • Работа в классе
  • docx
  • 20.06.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Проект "Психологическое просвещение как путь к развитию творческого потенциала педагога". Материал создан для психолога и классных руководителей, который помогает создать условия для формирования и развития социально-адаптированной личности, способной противостоять жизненным трудностям. Данный материал может использоваться педагогами-психологами, заместителями директоров по УВР при организации работы с педагогическим коллективом.Проект "Психологическое просвещение как путь к развитию творческого потенциала педагога". Материал создан для психолога и классных руководителей, который помогает создать условия для формирования и развития социально-адаптированной личности, способной противостоять жизненным трудностям. Данный материал может использоваться педагогами-психологами, заместителями директоров по УВР при организации работы с педагогическим коллективом.
Иконка файла материала псих урок.docx
Проект «Психологическое просвещение как путь  к развитию  творческого потенциала педагога» Модернизации образования ставит педагогов в ситуацию инновационной деятельности, то есть необходимость не просто в очередной раз осваивать новые   программы   и   учебники,   но   и   переходить   к   достижению   новых результатов педагогической работы, к новой системе оценивания, к новым технологиям.   Не   менее   сложным   и   инновационным   делом   становится   для педагогов единый государственный экзамен.  Успех   в   инновационной   деятельности   педагога   зависит   от   многих факторов: направленности или характера мотивации педагогического труда, творческого потенциала педагога, уровня профессиональной компетентности, его   эмоциональной   гибкости,   а   также   от   социально   ­   психологического климата в коллективе.  Поскольку очевидно, что именно педагоги ­ основной потенциальный ресурс   модернизации   образования,   но   они   же   могут   стать   и   основным препятствием в их осуществлении. Кроме того, глубина и масштаб перемен могут   губительно   сказаться   на   психическом   здоровье   и   эмоциональном благополучии тех педагогов, которые окажутся неготовыми их принять. Таким   образом,   в   условиях   модернизации   образования   обострилась потребность   в   педагогах   с   высоким   уровнем   творческого   потенциала, способных творчески подходить к решению педагогических задач, мобильно разрешать   нестандартные   учебные   ситуации,   работать   в   инновационном режиме.  От  уровня  развития  творческого   потенциала   каждого   педагога   во многом зависит уровень успешности и творческой активности его учеников и, как следствие этого, динамика инновационных процессов в России.В условиях изменившегося социального заказа возникает необходимость изменения стиля взаимодействия с детьми, использование новых методов и приёмов,  способствующих   реализации   креативного   потенциала   ребёнка.  На основании   этого   закономерно   возрастает   потребность   педагога   в саморазвитии,   самосовершенствовании   и   самореализации   в   творчестве. Однако   существующая   система   подготовки   педагогических   кадров   и последипломного   образования   не   обеспечивают   в   полной   мере   развитие творческого потенциала педагогов.  А   ведь   педагогическая   деятельность   многогранна,   в   ней   всегда   есть место   творчеству.     В   большом   психологическом   словаре   под   ред.   Б.   Г. Мещерякова,   В.   П.   Зинченко   определяется   как   человеческая   деятельность,   творчество   (в   узком   смысле   слова)   порождающее   нечто качественно   новое,   никогда   раньше   не   бывшее,   и   имеющее   общественно– историческую ценность.  В   педагогической   деятельности   творчество   обуславливается потенциалом личности педагога, сформированным на основе накопленного им социального опыта, новых идей, умений и навыков, позволяющих находить и применять   оригинальные  решения,  новаторские   формы   и  методы.  В  сфере личности   педагогическое   творчество   проявляется   как   самореализация педагога   на   основе   осознания   себя   творческой   индивидуальностью,   как определение   индивидуальных   путей   своего   профессионального   роста   и построения программы самосовершенствования.  Для осуществления творческой деятельности необходим определенный уровень   развития   у   педагога   творческого   потенциала.   По   мнению   Д.Б. Богоявленской,   В.И.   Загвязинского,   Ю.Н.   Кулюткина,   Т.А.   Саламатовой «творческий потенциал» – это мера возможностей личности в её деятельности по  продуктивному  изменению  и  созданию  качественно  нового  способа  или объекта   деятельности.   Творческий   потенциал   является   необходимой предпосылкой и результатом деятельности творческого характера.Н.П. Дубинин рассматривал творческий потенциал личности как основу индивидуальной программы человека, формирующейся и функционирующей под   воздействием   единого   информационного   потока   генетической   и социальной программ во взаимодействии с реальной средой. На   основании   анализа   известных   определений   понятие   «творческий потенциал педагога» можно рассматривать   как меру возможностей личности педагога   в   деятельности   по   продуктивному   изменению   образовательной среды,   совершенствованию   образовательного   процесса   в   соответствии   с потребностями   субъектов   образования   и   требованиями   общества.   Это необходимый для преобразовательной педагогической деятельности комплекс резервов личности педагога. Развитие   творческого   потенциала   педагога   ­     непрерывный   процесс обретения   им   творческих   качеств,   целенаправленного   профессионального роста под влиянием внешних и внутренних факторов ( Е.Н. Баластаева, Л.Н. Нургалеев, А.А. Перевалова, В.Г. Рындак и др. При этом  повысить уровень профессионализма   учителя,   составным   компонентом   которого   является   коммуникативная   и   психологическая   подготовленность, личностная, необходимо и возможно  не только сохранив его самоуважение, уверенность в себе, но и оснастив принципиально новыми, современными психологическими  знаниями   и   умениями.   Поэтому   возрастает   роль   психологического просвещения   педагогов   в   контексте   деятельности   педагога­психолога образовательного учреждения. Психологическое   просвещение —   основной   способ   и   одновременно реализации активных из   форм   одна     задач психопрофилактической работы психолога. Содержание   психологического   просвещения   определяется   исходя   из специфики, вида и профиля учреждения.  Профессиональная работа с взрослыми требует осознания специфики их образовательного ресурса. Парадоксы современной образовательной ситуациивообще,   в   том   числе   и   ситуации   образования   взрослых,   непрерывного образования педагогов, заключаются в том, что в образовательной практике продолжают   доминировать   монологические,   объяснительно­иллюстративные методы. Доминируют они до сих пор, как очевидно, и в психопросвещении, ориентированном на педагогов. Наиболее   эффективными   способами   психологической   работы   с педагогами, с моей точки зрения, в этом направлении будут так называемые интерактивные методы. Интерактивными   или   диалоговыми     называют   группу   обучающих методов,   в   которых   социальные   взаимодействия   рассматриваются   как важнейший   образовательный   ресурс,   позволяющий   значительно   повысить развивающий  потенциал образования. К интерактивным  относят те методы активного   обучения,   которые   строятся   на   психологических   механизмах усиления   влияния   группы   на   процесс   освоения   каждым   участником   опыта взаимодействия и взаимообучения.  Работающие   педагоги   не   могут   осваивать   эти   перспективные методы обучения только через их описание на  лекциях по психологическому просвещению, поскольку представление о них должно базироваться на   их собственном образовательном опыте.     Потому даже самые творческие учителя испытывают потребность в практическом освоении таких технологических решений, которые позволяют обеспечить   качественное   образование,   соответствующее   современным требованиям.   Включение   в   процесс   психологического   просвещения интерактивных   методов   способно   не   только   повысить   его   качество,   но   и   практику   методов решить   проблему   внедрения   в   педагогическую   интенсификации   образования   ­   методов   интерактивного   обучения школьников.   Именно   в   интерактивном   обучении,   в   ходе   дискуссий,   диспутов, проектной   деятельности,   тренинга,   деловых   и   ролевых   игр   создаютсяреальные   условия   для   того,   чтобы   обучающиеся   могли   максимально предъявить свой собственный опыт, свою позицию, аргументировать те и или иные   решения,   сопоставить   их   с   другими   точками   зрения,     именно   в   личной интерактивном   обучении   атмосфера   взаимного   уважения, психологической безопасности при высокой внутренней ответственности и на фоне   групповой   поддержки   позволяет   взрослому   человеку   максимально использовать   свои   ресурсы,   одновременно   вовлекая   интеллектуальные ресурсы других членов группы в свой образовательный опыт. На   основании   вышеизложенного   мной   разработан  проект психологического просвещения педагогов. Цель  проекта:   создание   условий   для   развития   творческого потенциала личности педагогов. Задачи проекта:    1) углублять психологические знания и умения педагогов;    2) обучать педагогов практическому применению психологических методов и техник  при организации учебно­воспитательного процесса.     3)   формирование   потребности       в   практическом   применении психологических знаний;      4)   содействовать   гармонизации   социально­психологического   климата   в образовательных учреждениях;   5) создавать условия для профилактики эмоционального выгорания педагога за счет расширения его зоны актуального и ближайшего развития Срок реализации проекта – 1 год. Методы психологического просвещения педагогов:  Игровые методы обучения  Дискуссии  Проектный семинар  Мастер­класс  Занятия с элементами тренингаУсловия реализации программы: •  Тематически­ориентированная открытая группа •  Практическая направленность занятий •  Комбинированные  •  Комфортное помещение для занятий •  Добровольность Предполагаемая  продолжительность  проекта:   14   занятий   по   2 академических часа. Тематическое содержание занятий 1. Занятие с элементами тренинга «Я – педагог» 2. Проектный семинар «Креативность в обучении и жизни»  3. Тренинг развития креативности. Гимнастика чувств (автор Гиппиус С.) 4. Организационно­деловая игра «Четыре портрета»  5. Проектный   семинар   «Творческий   потенциал   педагога   ­   важнейшее условие развития креативности дошкольника». 6. Большая психологическая игра «Две планеты» 7. Занятие   с   элементами   тренинга   «Благоприятный   морально­ психологический климат в коллективе – основа эффективности» 8. Дискуссия   «Исследовательские   умения   и   навыки   –   одно   из   звеньев успешного развития креативности детей» 9. Мастер­класс   «Возможности   использования   кейс­метода     в   работе педагога». 10.Тренинг по снятию эмоционального напряжения 11.Семинар­практикум   «Возможности   использования   неординарных творческих заданий в работе педагога» 12.Занятие с элементами тренинга «Все гениальное просто» 13.Занятие   с   элементами   тренинга   «Коммуникативные   взаимодействия (общение)» 14.Деловая игра «Толерантное отношение к миру»       Ожидаемый результат Каждый педагог­участник будет стремиться проявлять и удовлетворять потребность   в   самопознании,   самовыражении   и   самореализации   через творческую   переработку   полученного   в   процессе   обучения   опыта   и   егоприменение в своей практической деятельности. Развитие   креативного   потенциала   личности   педагога   и   рост   творческого потенциала в отношении к профессии способствуют созданию условий для воспитания   личности   ребенка   через   развитие   его   таланта   и   формирование творческих способностей. Заключение Исследования     отечественных   психологов   и   педагогов   в   области психологии   педагогического   труда   и   профессионального   развития,  работы, посвященные исследованию эффективности активных методов обучения   и описанию   различных   образовательных   технологий   (А.К.Маркова, Ф.Н.Гоноболин,   Н.Ф.Кузьмина,   В.А.Сластенин,   А.Б.Орлов,,   Л.К.Митина) доказывают адекватность и   эффективность  образования с использованием интерактивных методов для  психологического просвещения и подготовки к инновационной деятельности  современных педагогов. .   Интенсифицировав   процесс   психологического   просвещения   путем широкого   использования   в   нем   интерактивных   методов,   прежде   всего, дискуссий, активных семинаров по конкретным научно ­ психологическим или научно     проектных   семинаров   по   педагогическим   текстам, ­ программированию   или   анализу   педагогических   ситуаций,   анализа конкретных   ситуаций   (кейс   ­   метод)   возможно   не   только   повысить   его качество, но и решить проблему внедрения в школьную практику методов интенсификации   образования   ­   методов   интерактивного   обучения школьников. Это позволит перейти к реальному процессу смены парадигмы российского   образования.     Такого   рода   изменения   в   образовательной практике   могут   опираться   только   на   высокий   креативный   (творческий) потенциал педагогов и на их психологическую готовность принять перемены.Список литературы. 1.           Асмолов   А.Г.   Через   практическую   психологию   ­   к   развивающему образованию / в  кн. Культурно ­ историческая психология и конструирование миров. М.,1996 2.           Емельянов   Ю.Н.   Активное   социально   ­   психологическое   обучение. Л.,1988. 3.     Кашапов М.М. Психология педагогического мышления. Спб., 2000   Кларин   М.В.   Инновационные   модели   обучения   в   зарубежных     4.     педагогических поисках. М,, 1994 5.     .Митина Л.М  Психология профессионального развития учителя. М.,1998 6.     Маркова А.К.  Психология труда учителя. М.,1993 7.         Симонов В.В. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя. М.,1995.     Сластенин   В.А.,   Подымова   Л.С.   Педагогика:   инновационная     8.   деятельность. М.,1997 9.     Халперн Д.  Психология критического мышления. Спб., 2000 10. Чепель Т.Л.   О  хорошем педагогическом образовании в контексте идей Л.С.Выготского / Мастер ­ класс, ­1997. № 2 ­3. 11. ЧепельТ.Л., ЯковенкоТ.Д. Новые подходы к высшему педагогическому образованию/ / Мастер ­ класс, ­1997. № 1.