ПРОЕКТ «ПТИЦЫ НАШИ ДРУЗЬЯ»
Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны, формирование экокультуры и природоохранного
сознания необходимо воспитывать именно сейчас, когда ребенок только в самом начале пути по познанию
окружающего мира, открытию удивительного мира природы.
Работа по экологическому образованию детей обладает большими воспитательными возможностями и перспективами.
Выбор темы «Птицы — наши друзья!» обусловлен пониманием педагога и родителей значимости цели поставленной в
этом проекте. В совместной работе с родителями мы должны постепенно повышать экологическое сознание ребенка,
стимулируя его интерес к помощи пернатым друзьям, тем самым, пробуждая чувства ребенка. Очень важно, чтобы
ребенок мог оценить поведение человека в природе, высказать свое суждение по этой проблеме. С этой целью и был
разработан и реализован экологический проект для младших школьников. «Птицы наши друзья!»
Тема: «Птицы наши друзья»
Участники проекта: учитель, обучающиеся 2 класса, родители.
Срок реализации проекта: 4 месяца.
Цель: формирование основ экологической культуры у младших школьников,
закрепление представлений детей о знакомых птицах, их образе жизни и поведении, о связи с окружающей средой, роли
человека в жизни птиц.
Задачи:
Расширить представления обучающихся о птицах. Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях.
Формировать умение устанавливать связи между поведением птиц и изменениями в неживой природе.
Привлечь внимание детей и родителей к природоохранной деятельности.
Обобщить знания детей, полученные при наблюдениях за птицами. Развивать познавательный интерес и
любознательность в процессе наблюдений за повадками птиц, их способом передвижения и поведением в стаях.
Предварительная работа:
Чтение художественной литературы: «Птичья столовая» С.Михалков; «Покормите птиц зимой» А.Яшина; «Скачет
шустрая синичка» А.Барто; «Снегирь», «Воробей», «Ворона» В.Зотов.
Знакомство детей с энциклопедическими изданиями.
Проведение занятий.
Наблюдение за птицами во время экскурсий.
Сбор материала.
Этапы осуществления проекта.
Подготовительный этап:
Подобрать художественную литературу по теме для чтения детям.
Изготовление кормушек родителей вместе с детьми.
Реализация проекта:
Теоретическая часть: составление плана мероприятий, разработка конспектов и сценариев мероприятий.
Практическая часть: 1) Занятия по экологическому воспитанию познавательного цикла
2) Развешивание кормушек на школьном дворе и около домов.
3) Создание газеты «Птицы – наши друзья»
4) Экскурсионная поездка в заказник «Лебединый»
Формы и методы работы:
интегрированные занятия;
игрыситуации;
беседы;
выставки рисунков и поделок;
экскурсии;
просмотр мультфильмов;
викторина
План реализации проекта
Раздел программы
Игровая деятельность
Содержание деятельности.
Сюжетноролевая игра «экскурсия в парк»
Дидактические игры:
«Кто где живёт»
«Зимующие и перелётные птицы»
«Летает, плавает, бежит»
Сроки
сентябрьоктябрь Социальное развитие
Технология
Познавательное
развитие
Художественная литература.
октябрьноябрьдекабрь
ноябрьдекабрь
октябрьноябрьдекабрь
«Откуда птица прилетела?»
«Чей клюв?»
«Узнай по следу»
Тематическое занятие по теме: «Птицы
Алтайского края»
Рассматривание иллюстративного
материала по теме.
Тематическое занятие «Перелётные и
зимующие птицы»
Наблюдение за стаями птицлетящие
клином.
Рассматривание картины Е. Левитана
«Осень»
Рассматривание картины «Грачи
прилетели», «Птицы прилетели»
«Птичья викторина»
Участие в акции «Птичья столовая»
Изготовление и вывешивание кормушек для
птиц.
Подкормка птиц.
Фотографирование с кормушками.
Цикл занятий «Птицы—наши друзья»
Просмотр видеофильмов из серии «Уроки
тётушки Совы»
Чтение познавательной литературы:
«Занимательное природоведение»
Рассматривание энциклопедий.
Пословицы и поговорки о птицах. Приметы
с птицами.
Отгадывание загадок. Придумывание
загадок детьми.
Чтение стихов, рассказов, сказок о Детская продуктивная
(изобразительная)
деятельность
Исследовательская деятельность
деревьях, лесе, птицах.
Составление композиции птицы из сухих
листьев.
Рисование:
«Птичий двор»
«Птица у моего окна»
Целевые прогулки. Наблюдения:
Птицы, что изменилось в поведении
осенью?
Наблюдение и сравнение птиц на
кормушках.
сентябрь
ноябрьдекабрь
октябрьноябрьдекабрь
Отчет о реализации проекта.
Анализируя процесс реализации проекта, следует отметить, что каждое из предложенных в нем мероприятий было в
значительной степени информативным и интересным для детей. Родители проявляли инициативу, с одобрением
относились к проводимым мероприятиям, прониклись важностью задач проекта.
Работа в рамках проекта получилась интересной, увлекательной, познавательной. Позволила раздвинуть горизонт
каждого ребенка, создать для него более широкие общественные контакты, чем это возможно при традиционных
формах занятий. 7. Отчет о реализации проекта.
Поставив перед собой задачу, повысить уровень экологической культуры личности детей, я начала работу с изучения методической
литературы. За основу была взята «Программа воспитания и обучения детей в д/саду» под редакцией Васильевой М.А., а также парциальная
программа «Наш дом – природа» Рыжовой Н.А. Был составлен перспективный план занятий познавательного цикла, а также план совместных
мероприятий с участием родителей. На первом родительском собрании в начале учебного года мы ознакомили наших родителей с целью и
задачами будущего проекта. Было проведено анкетирование для выявления степени заинтересованности в проводимых нами занятиях и
совместной деятельности по данной проблеме. Параллельно были продиагностированы и дети.
Вначале года знания детей о птицах были поверхностными, абстрактными. А в конце учебного года диагностика показала положительные
результаты Высокий уровень осознанности полученных детьми знаний и представлений свидельствовал об эффективности проведения
систематической, планомерной работы с детьми и родителями по реализации задач проекта.
Особое внимание, я уделила обогащению уголка природы, учитывая современные требования и рекомендации Рыжовой Н.А. С помощью
родителей пополнили фонотеку и медиатеку, что позволило нам в более интересной форме проводить занятия, игровые упражнения, вечера
развлечения.
Благодаря плановой работе знания и представления детей о жизни птиц постепенно систематизировались, обогащались, развивался интерес
к жизни наших меньших братьев. Меня очень радовало то, что в свободное время от игр ребята самостоятельно занимались в уголке
творчества. Темы рисунков разнообразились. Теперь можно было увидеть не только нарисованные «тачки», «роботы», «войнушки». Ребята с
большим увлечением ярко и образно отражали в своих работах впечатления, полученные в процессе общения с природой, например «снегирь,
сидящий на ветке», « скворечник на березе», «дети, кормящие голубей хлебными крошками» и др.
Очень удачно прошла викторина «Знатоки природы» между командами родителей и детей. Наши родители были приятно удивлены знаниями
детей. Особый интерес вызвала деловая игра «Что мы знаем о птицах», где ребята использовали элементы пантомимики для изображения
характерных повадок пернатых. Почти все семьи приняли активное участие в конкурсе книжексамоделок «Сказки о птицах и зверей».
Выставка книжексамоделок привлекла внимание детей и родителей всего детского сада: формы книг, оформление, а главное – сами сказки
были настоящим творением семьи, неповторимым и оригинальным! Традиционным стало и изготовление плакатов в виде коллажей «Правила
поведения в природе», «Берегите птиц» и др., которые использовались в целях агитационной работы всего детского сада. Особой гордостью стало наше тесное сотрудничество с экоологическим центром «Росянка» библиотеки им. Маяковского. Мы принимали
активное участие в акциях «Птичья столовая», «Елочка зеленая иголочка» и были награждены грамотой «Лучшая кормушка для птиц». Дети и
родители очень этим гордились.
Тематические занятия, занятиябеседы, игровые упражнения я проводила с использованием яркого наглядного материала. Разучивали стихи
и песни о птицах, организовывали выставки детских рисунков «Наши друзьяптицы», оформили фотовыставку «Редкие птицы».
Продолжая пополнять знания, мы часто организовывали экскурсии в лесопарк «Роща» в разное время года, что позволяло детям замечать
красоту природы и пополнять багаж знаний о жизни и повадках птиц нашей местности.
В конце учебного года на родительском собрании, проводившемся в виде устного журнала, дети продемонстрировали миниатюру «Дикарь в
лесу». Выступления детей со стихами, песнями были яркими, показательными и наглядными. На отрицательном примере закреплялись
правила поведения на природе, формировалось гуманное отношение ко всему живому.
Для педагогов ДОУ было показано открытое занятие «Земля – наш общий дом». Ребята продемонстрировали свои творческие способности,
смогли проявить знания и представления о жизни птиц, изготовили знакисимволы о правилах поведения в природе, показали степень
сформированности гуманного отношения к природе.
Анализируя процесс реализации проекта, следует отметить, что каждое из предложенных в нем мероприятий было в значительной степени
информативным и интересным для детей. Родители проявляли инициативу, с одобрением относились к проводимым мероприятиям,
прониклись важностью задач проекта.
Перспектива дальнейшей деятельности.
1. Поиск путей совершенствования решения проблемы:
Занятиябеседы с сотрудниками экологического центра «Росянка» Центральной библиотеки им. Маяковского
Экскурсии в зоомагазин.
Организация дня наблюдений за птицами.
Наблюдение за лебедями на Чебоксарском заливе.
Проведение совместно с родителями развлечения «Пернатый мир».
Изготовление масок птиц из бумаги, вязанных крючком шапочек птиц.
Изготовление листовок «Берегите птиц»
Конкурс кормушек и поилок для птиц.
ПРОЕКТ «ПТИЦЫ - НАШИ ДРУЗЬЯ»
ПРОЕКТ «ПТИЦЫ - НАШИ ДРУЗЬЯ»
ПРОЕКТ «ПТИЦЫ - НАШИ ДРУЗЬЯ»
ПРОЕКТ «ПТИЦЫ - НАШИ ДРУЗЬЯ»
ПРОЕКТ «ПТИЦЫ - НАШИ ДРУЗЬЯ»
ПРОЕКТ «ПТИЦЫ - НАШИ ДРУЗЬЯ»
ПРОЕКТ «ПТИЦЫ - НАШИ ДРУЗЬЯ»
ПРОЕКТ «ПТИЦЫ - НАШИ ДРУЗЬЯ»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.