УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ
«Занятие рисованием способствует
разностороннему развитию личности ребенка».
Аристотель
Тема проекта «Развитие детского изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста» Аннотация проекта.
Ребенок - это маленький художник. В своем рисунке ребенок отражает видение окружающего мира и проявляет собственную фантазию. Рисуя, ребенок испытывает разные эмоции: огорчается если что-то не получается или радуется красивому изображению. Обучая детей изобразительному творчеству, мы воспитываем творческую развитую личность. А в современном мире требуются творческие люди.
Проблемой развития творчества занимались многие ученые: А.В. Бакушинский, Д.Б. Богоявленская, А.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Т.Г.
Казакова, Т.С. Комарова, А.В. Рождественская.
Е.А. Флерина указывала: «Детское изобразительное творчество мы понимаем как сознательное отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании, отражение, которое построено на работе воображения, на отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных им через слово, картину и другие виды искусства. Ребенок пассивно копирует окружающее, а перерабатывает его в связи с накопленным опытом, отношением к нарисованному»
А.А. Волкова утверждает: «Воспитание творчества - разностороннее и сложное воздействие на ребенка. В творческой деятельности взрослых принимают участие ум (знания, мышление, воображение), характер (смелость, настойчивость), чувство (любовь к красоте, увлечение образом, мыслью). Эти же стороны личности мы должны воспитывать и у ребенка для того, чтобы успешнее развивать в нем творчество. Обогатить ум ребенка разнообразными представлениями, некоторыми знаниями - значит дать обильную пищу для творчества. Научить внимательно, присматриваться, быть наблюдательными - значит сделать представления ясными, более полными. Это поможет детям ярче воспроизводить в своем творчестве виденное»
Педагоги Н.П.Сакулина, Т.С.Комарова указывали, что каждый ребенок, создавая изображение того или иного предмета, передавая сюжет, внося свои чувства и эмоции, осмысливает качество изображаемого предмета или явления, запоминает характерные особенности и детали разных предметов и связанные с их передачей действия.
Обучение детей изобразительному творчеству способствует умственному, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию дошкольников.
О значении рисования для умственного развития писал М. И. Калинин: «Человек, который научился и привык рисовать, особо подойдет к каждому новому предмету. Он прикинет с разных сторон, нарисует такой предмет, и у него будет уже образ в голове. А это значит, что он глубже проникнет в самую суть предмета».
Цель проекта.
Развитие детского изобразительного творчества.
Задачи.
- Развивать интерес детей к изобразительной деятельности;
- развивать эстетическое восприятие, учить созерцать красоту вещей, природы, произведений искусства;
- учить передавать в изображении основные свойства предметов (форма, величина, цвет), характерные детали, соотношение предметов и их частей по величине, высоте, расположение относительно друг друга;
-развивать способность наблюдать явления природы, замечать из динамику, форму и цвет;
- совершенствовать изобразительные навыки и умения, формировать художественно-творческие способности;
- развивать образное восприятие, образные представления;
- учить детей передавать расположение предметов на листе бумаги, обращать внимание на то, что предметы могут по-разному располагаться на плоскости
(стоять, лежать, двигаться, быть в разных позах и т. д.);
- способствовать овладению композиционными умениями: учить располагать предмет на листе с учетом его пропорций;
- закреплять способы и приемы рисования различными изобразительными материалами;
-учить создавать сюжетные композиции;
-воспитывать самостоятельность;
- учить активно и творчески применять ранее усвоенные способы изображения в рисовании, лепке и аппликации, используя выразительные средства;
- совершенствовать умение детей рассматривать работы, радоваться достигнутому результату, замечать и выделять выразительные решения изображений.
Методическое обеспечение проекта.
1. А. В Благонравова «Изучаем окружающий мир. Времена года»
2. А.С. Галанов, С.Н. Корнилова, С.Л. Куликова «Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству»
3. Н.С. Голицына Конспекты комплексно-тематических занятий. Старшая группа».
4. Г.Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»
5. Г.Н. Давыдова « Пластилинография для малышей”
6. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Неизведанное рядом»
(занимательные опыты и эксперименты для дошкольников)
7. Д.Н. Колдина « Рисование с детьми 5-6 лет»
8. Т. С. Комарова « Детское художественное творчество».
9. Т. С. Комарова «Занятие по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада»
10. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой. Старшая группа.
11. М.П. Костюченко «Окружающий мир. Интегрированные занятия с детьми 4-7 лет.
12. И. А. Лыкова «Игрушки (рисование красками) 5-8 лет.
13. И.А. Лыкова «Изобразительное творчество в детском саду. Путешествия в тапочках, валенках, ластах, босиком, на ковре - самолете и в машине времени»
14. И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа».
15. И.А. Лыкова «Художественный труд в детском саду» Экопластика: аранжировка и скульптура из природного материала»
16. С. Мусиенко, Г. Бутылкина «Оригами в детском саду»
17. С.Н. Николаева «Юный эколог. Система работы в старшей группе детского сада.
18. Л. Ю. Павлова «Сборник дидактических по ознакомлению с окружающим миром»
19. Г.С. Швайко «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Старшая группа».
20. А.М. Федотова «Познаем окружающий мир играя»
21. Т.А. Цквитария «Нетрадиционные техники рисования.
Интегрированные занятия в ДОУ».
22. М.В. Юдаева «Хрестоматия для старшей группы (составлена с учетом требований ФГОС ДО)
Материально- техническое обеспечение проекта.
- Учебно-методические комплекты (программы, учебники, рабочие тетради и др.);
Учебно – наглядные пособия;
-Иллюстрации из детских книг, цветные фотографии, репродукции картин по теме;
Аудиозаписи по музыке и литературным произведениям;
CD/DVD проигрыватель;
Мультимедийный проектор;
Магнитная доска;
Мольберт;
Муляжи фруктов, овощей, грибов, ягод;
Гербарии;
Дидактические игры;
Материалы для художественной деятельности: краски акварельные, гуашевые, тушь, бумага белая и цветная, фломастеры, восковые мелки, пастель, кисти разных размеров беличьи и щетинные, банки для воды, стеки (набор), пластилин, клей, ножницы, цветные карандаши, белый картон, цветной картон, палитра, бумажные салфетки, клеенки, мука, соль,
Реализация учебного проекта.
Перспективный план работы с детьми по реализации задач проекта на один месяц (четыре недели). Данные в таблице № 1.
Таблица 1.
Перспективный план работы с детьми
Тема недели |
Пополнение развивающей предметно- пространственной среды группы |
Эстетические наблюдения и обследования объектов окружающего мира |
|
Совместна |
я |
|
Нерегламентированная непосредственнообразовательная деятельность |
Взаимодействие с семьями воспитанников |
|||||
|
деятельность (игровая, |
||||||||||||
|
восприятие |
|
|||||||||||
|
произведений |
|
|||||||||||
|
искусства, |
|
|||||||||||
|
конструктивная, |
|
|||||||||||
изобразительная) |
|||||||||||||
Осень. Приметы осени.
|
Иллюстрации по теме; муляжи фруктов и овощей; Подбор и изготовление дидактических игр; Подмор материала для создания композиций |
Наблюдения на прогулках; Экспериментирование «Почему осенью опадают листья?»
|
Дидактические игры: « С какого дерева листок», «Съедобные и не съедобные грибы», « Перелетные и зимующие птицы»; Композиции «Портрет Осени»; Рассматривание картины И. Левитана «Березовая роща»; Сбор и оформление гербария; Пение песен, разучивание стихотворений об осени. |
|
Рисование: «Осенний лес» Т. С. Комарова с. 42; « Золотая осень» Т.А. Цквитария с. 19
Аппликация: «Листочки на окошке (витраж)» И.А. Лыкова с 48
Лепка: «Осеннее дерево» Н.С. Голицына с. 53 |
Экскурсия на природу, Создание альбома « Время года: Осень». |
|||||||
Дары осени |
Подбор художественной литературы; Наблюдения в природе; Подбор иллюстраций по теме; Подбор дидактических игр; |
Наблюдение на прогулках в огороде; Экспериментирование «Где лучше расти» |
Чтение стихотворения Л. Некрасова «Огородники»; Подвижная игра «Работаем на грядке»; Разгадывание загадок об овощах и фруктах; Пение песни |
|
Рисование: « Космея» » Т. С. Комарова с 37; «Яблоня с золотыми яблоками в волшебном саду» Т. С. Комарова с. 39
Аппликация: «Блюдо с |
Провести выставку совместных работ «Дары осени». |
|||||||
|
Сбор природного материала для создания поделок; Подбор материала для изготовления поделок; Создание макета «Огород».
|
|
«Антошка» В. Шаинского;
|
фруктами и ягодами» Т. С. Комарова с. 43
Лепка: «Осенний натюрморт» И.А. Лыкова с 40
|
|
Береги свое здоровье |
Подбор картин и иллюстраций по теме; Подбор художественной литературы; Создание альбома «Здоровье», «Витамины»; Подбор и изготовление дидактических игр по теме; Подбор атрибутов для сюжетно-ролевой игры «Больница»
|
Наблюдение за лекарственными растениями; Экспериментирование «Наши помощники – глаза» |
Чтение сказки К. Чуковского «Мойдодыр»; Физкультминутка «Душ»; Слушание песни «Зарядка» (муз. Е. Тиличевой, сл. Л. Мироновой); Дидактическая игра «Да - нет»; |
Рисование: «По мотивам стихотворения К. Чуковского «Мойдодыр» Н.С. Голицына с. 93; «Дети делают зарядку» Н.С. Голицына с. 95
Аппликация: «Полезные продукты – овощи и фрукты» Н.С. Голицына с. 100
Лепка: «Мой любимый вид спорта» Н.С. Голицына с. 95 |
Анкетирование «Здоровье вашего ребенка»; Создание физкультурнооздоровительной среды силами родителей, детей и педагогов. |
О дружбе и друзьях |
Подбор картин и иллюстраций по теме; Подбор художественной литературы; Подбор и изготовление дидактических игр по теме; Подбор пословиц и поговорок по теме;
|
Наблюдения «Друзья природы»; Экспериментирование «Как устроены перья у птиц?» |
Чтение рассказа В. Драгунского «Друг детства»; Слушание песни «Должны смеяться дети» (муз. Ю. Чичкова, сл. М. Пляцковского); Дидактическая игра «Наши любимцы», «Поступи правильно». |
Рисование: «Веселая игрушка для моего друга» Т. С. Комарова с.44; « Я и мои друзья» Д.Н. Колдина с. 63
Аппликация «Дружат дети всей Земли» Н.С. Голицына с. 363
Лепка «Веселые человечки» И.А. |
Конкурс рисунка «Мой друг»; Создание буклетов для родителей «Детская дружба».
|
|
|
|
|
Лыкова с.16 |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.