Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ (как основной, системообразующий компонент образовательного стандарта) должны быть ориентированы на реализацию основных функций стандартов в образовательном процессе – функции обеспечения доступности качественного образования, формирования культурной идентичности, функции обеспечения объективности оценивания результатов образования, нормализации учебной нагрузки обучающихся, обеспечения процесса демократизации управления образованием, сохранения единого образовательного пространства.
Проект результат освоения образовательной программы.
В соответствии с разработанной ранее Концепции государственных
стандартов общего образования второго поколения Требования к результатам
освоения основных образовательных программ являются ключевым,
системообразующим компонентом образовательного стандарта, во многом
определяющим содержание других его компонентов. Соотношение между
«Требованиями к освоению основных образовательных программ» и
«Требованиями к структуре основных образовательных программ»
определяется тем, что первые являются отражением целей образования и тем
самым занимаю ведущее место в иерархии документов, регламентирующих
содержание образования, образовательный процесс, его результаты систему
оценивания и т. д. Хотя сами Требования к освоению основных
образовательных программ в большей мере связаны с описанием результатов
образования, они опосредовано задают и вместе с тем являются средством
контроля выполнения других составляющих Требований к структуре
образовательных программ. Однако приоритетной функцией Требований к
освоению основных образовательных программ остается определение (через
декомпозицию целей образования) планируемых образовательных
результатов. Требования к результатам освоения основных общеобразовательных
программ (как основной, системообразующий компонент образовательного
стандарта) должны быть ориентированы на реализацию основных функций
стандартов в образовательном процессе – функции обеспечения доступности
качественного образования, формирования культурной идентичности,
функции обеспечения объективности оценивания результатов образования,
нормализации учебной нагрузки обучающихся, обеспечения
процесса демократизации управления образованием, сохранения единого
образовательного пространства.
Требования к результатам освоения основных образовательных программ
включают в себя все группы результатов – предметные, метапредметные,
личностные – для каждой ступени обучения и являются обязательной
составной частью всех видов общеобразовательных программ:
общеобразовательной программы трех ступеней школьного образования,
примерных учебных программ, программ развития универсальных учебных
действий, комплексных программ воспитания, образовательных программ
общеобразовательных учреждений.
Под личностными результатами в Концепции образовательных
стандартов понимается сформировавшаяся в образовательном процессе
мотивация, познавательные потребности, а также система ценностных
отношений обучающихся – к себе, другим участникам образовательного
процесса, самому образовательному процессу и его результатам.
Под метапредметными результатами понимаются освоенные
обучающимися на базе нескольких или всех учебных предметов
обобщенные способы деятельности (универсальные учебные действия),
применимые как в рамках образовательного процесса, так и при
решении реальных познавательных или практических задач в различных
областях человеческой деятельности. Можно выделить пять основных
видов универсальных учебных действий: личностные, регулятивные
(включая саморегуляцию), познавательные, знаковосимволические,
коммуникативные
К предметным результатам освоения образовательных программ
Концепция стандарта относит результаты, которые выражаются в
усвоении обучаемыми конкретных элементов социального опыта,
изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, – знаний, умений и
навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности,
ценностей. Исходя из нового понимания функций стандартов и cферы их
применения, раскрываемых в их Концепции, Требования к результатам
освоения основных образовательных программ должны стать основой
построения процедур и критерием для:
o индивидуальной оценки образовательных достижений каждого
обучаемого, которая складывается в основном из его результатов
когнитивной и операциональной (метапредметной) областях,
o интегральной оценки эффективности деятельности системы
образования на уровне отдельного образовательного учреждения,
региона, (мотивационных, ценностных) образовательных
результатов.Общее образование должно обеспечивать личностное
самоопределение учащихся – формирование ценностных
отношений, нравственной и гражданской позиции, мировоззрения,
профессиональный выбор, выявление творческих способностей
учащихся, развитие способностей самостоятельного решения
проблем в различных видах и сферах деятельности. В процессе
общего образования должны быть созданы условия для
формирования у обучаемых:
o умения видеть и понимать ценность образования, быть
заинтересованным и мотивированным к его продолжению в
разных формах (включая самообразование) независимо от
дальнейших жизненных устремлений и возможного
профессионального выбора;
o умения и способностей организовывать и планировать свою
деятельность – определять ее цели и задачи, обоснованно выбирать пути и средства реализации целей и применять их на
практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении
общих целей, оценивать достигнутые результаты;
o умения объяснять объекты и процессы окружающей
действительности – природной, социальной, культурной,
технической среды, т. е. выделять их существенные признаки,
систематизировать и обобщать, устанавливать причинно
следственные связи, оценивать их значимость;
o умения ориентироваться в сфере социальных, нравственных и
эстетических ценностей – различать факты и оценки, сравнивать
оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь
критериев с определенной системой ценностей, формулировать и
обосновывать собственную позицию;
o способностей выполнять определенные социальные роли
(избирателя, потребителя, пользователя, жителя определенной
местности и т. д.) – обладать способностью анализировать
конкретные жизненные ситуации и выбирать способы поведения,
адекватные этим ситуациям;
o ключевые навыки (ключевые компетентности), имеющие
универсальное значение для различныхвидов деятельности –
навыки решения проблем, принятия решений, поиска, анализа
и обработки информации, коммуникативные навыки, навыки
измерений, навыки сотрудничества.
o умений профессионального самоопределения, т. е. научить
ориентироваться в мире профессий, в ситуации на рынке труда и в
системе профессионального образования, в собственных
интересах и возможностях, подготовить к условиям обучения в
профессиональном учебном заведении, сформировать знания и
умения, имеющие опорное значение для профессионального
образования определенного профиля.
В основной школе главным результатом образования является
формирование умений организации и программирования эффективной
индивидуальной и коллективной деятельности, как учебной, так и социально
творческой; подготовка к осознанному и основанному на предметных знаниях
выбору будущей образовательной траектории; приобретение знаний о мере
своих прав и обязанностей.
Это особенно важно в условиях перехода старшей ступени школы к
профильному обучению, когда перед учащимися основной школы встает
задача более ранней жизненной ориентации. Это требует целенаправленной
работы по постепенному переводу подростка из позиции объекта
образовательных устремлений школы и учителей в позицию субъекта своего
собственного образования, обоснованного выбора его путей его продолжения. Модернизация образования на основе изменения идеологии его целевых
установок и построения содержания приводит к трансформации основной
школы как «школы знаний» в «школу взросления, школу самоопределения».
Эта позиция основана на убеждении, что педагогические цели этого этапа
школьного образования в большей мере определяются личностным развитием
учащихся, чем с сугубо учебными целями и предметными образовательными
результатами. Это обусловило включение в образовательные программы и
учебный план основной школы не только компоненты, связанные с учебной
деятельностью, но и другие виды деятельности.
Требования к результатам освоения основных образовательных программ
(Основная школа) разработаны исходя из следующих положений:
∙ Планируемые результаты освоения основных образовательных
программ для основной школы должны соответствовать основным
целям общего образования.
∙ Планируемые результаты освоения образовательных программ
для основной школы должны отражать содержание второго этапа
в реализации основных целей общего образования; они должны
обеспечивать преемственность с целями школьного образования и
создавать предпосылки для реализации целей образования в
старшей школе.
∙ Планируемые результаты освоения образовательных программ
для основной школы должны отражать специфику обучения в
основной школе, его направленность на постепенное расширение
сферы самостоятельности и ответственности учащихся.
∙ Планируемые результаты освоения образовательных программ для основной
школы должны включать:
∙
∙
∙
результаты деятельности школы, которые школа обязана выявлять и
представлять в своем открытом информационном докладе;
результаты образовательной деятельности учащихся, которые могут
быть объектом педагогической оценки;
результаты образовательной деятельности учащихся, которые должны
быть предметом их итоговой аттестации.
∙ Планируемые результаты освоения образовательных программ для основной
школы должны стимулировать интеграционные процессы в сфере
образования, взаимосвязь изучения учебных предметов с другими видами
деятельности учащихся.
∙ Планируемые результаты освоения образовательных программ для основной
школы должны способствовать решению стратегических задач развития
образования – обеспечению его доступности, достижению нового качества
образования, повышению его эффективности.
∙ Планируемые результаты освоения образовательных программ для основной
школы должны стимулировать инновационную деятельность педагогических коллективов, стремление учителей и школьных администраторов к
повышению своей профессиональной квалификации.
∙ Значимость планируемых результатов должна быть понятна для общества,
родителей учащихся и самих учащихся.
Можно выделить следующие основные характеристики учащихся как
субъектов образовательной деятельности:
Способность выбирать цели, формы и средства образовательной
деятельности;
Способность оптимизировать условия образовательной деятельности;
Способность к самооценке собственной деятельности (способность к
рефлексии).
Требования к результатам освоения основных образовательных программ
разрабатывались с учетом состояния реальных результатов образования
учащихся основной школы.
Анализировались как данные, полученные в ходе изучения учебных
достижений школьников в внутри страны, так и данные сравнительных
международных исследований.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.