Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется такими нормативно – правовыми документами, как закон РФ «ОБ образовании», «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения», а также Указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в российской Федерации». Необходимое количество углеводов ребенок должен получать с хлебом, различными крупами, макаронными изделиями, овощами, фруктами, сахаром. Но все должно быть в меру!
Часто дети отказываются, по утрам, есть кашу; им трудно понять, почему на завтрак нужно есть кашу, а не конфеты. И даже став взрослыми, многие из нас совсем не догадываются, насколько полезна каша по утрам. И какая именно каша. Вот поэтому я и решила поработать на эту тему более углубленно, чтобы дать детям новые знания о знакомых продуктах питания (кашах), научить различать и называть злаковые культуры и их крупы, вызвать желание вести здоровый образ жизни.
проект русская каша - сила наша.doc
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад
общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по
художественно – эстетическому направлению развития детей №5 с. Арзгир
Арзгирского района Ставропольского края (МКДОУ д/с №5с. Арзгир).
Утверждаю
Заведующий МКДОУ д\с № 5
с . Арзгир , Арзгирского района
Ставропольского края
«____» _____________ 2017г.
_____________ Л.Г.Снитко
ПРОЕКТ
« Русская каша – сила наша»
Старшая группа «Красная шапочка»
Воспитатель : Емикова Л.И.
Октябрь 2017 г. Оглавление
1 . Оглавление 2
2 . Актуальность проблемы 3
3 . Цели и задачи 5
4 . Этапы проекта 6
5 . Предполагаемый результат 7
6 . Мероприятия по реализации проекта 8
7 . Результаты реализации проекта 11
8 . Вывод 12
9 . Список литературы 13
10 . Приложение 1 14
11 . Приложение 2 15
12 . Приложение 3 16
2 Актуальность проблемы.
Жизнь в ХХI веке ставит перед нами много новых проблем, среди
которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема
сохранения здоровья.
Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных
стратегических задач развития страны. Она регламентируется такими
нормативно – правовыми документами, как закон РФ «ОБ образовании», «О
санитарно – эпидемиологическом благополучии населения», а также Указами
Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения
Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений
государственной социальной политики по улучшению положения детей в
российской Федерации».
Исследованиями отечественных и зарубежных ученых давно
установили, что здоровье человека лишь на 78 % зависит от успехов
здравоохранения и на 50% от образа жизни.
3 На фоне экологической и социальной напряженности в стране, на фоне
небывалого роста болезней «цивилизации», чтобы быть здоровым, нужно
овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и
должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном учреждении. Не
следует также забывать, что только в дошкольном возрасте самое
благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в
сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и
сохранения здоровья приведут к положительным результатам.
Многие из нас забыли исконнорусские традиции здорового питания. И
поэтому на столе преобладают импортные продукты, порою щедро
сдобренные химическими добавками. Польза сомнительная. А вот наши
предки были гораздо умнее. Они употребляли простую здоровую пищу –
каши, натуральные овощи, ягоды, фрукты, молоко. Такое питание позволяло
им жить долго и сохранять здоровье до глубокой старости.
Всем известно, что правильное питание детей, не зависимо от
возраста, является залогом их здоровья. Поскольку дети дошкольного
возраста продолжают усиленно расти, у них активно формируются все
органы и системы, а также идет интенсивный обмен веществ, то правильное
питание дошкольника не менее важно, чем в раннем детстве.
Правильное питание – это здоровое питание, под которым понимается
употребление продуктов, которые содержат достаточное количество
необходимых витаминов и микроэлементов, не имеющих в своем составе
вредных веществ.
Необходимое количество углеводов ребенок должен получать с хлебом,
различными крупами, макаронными изделиями, овощами, фруктами, сахаром.
Но все должно быть в меру!
Часто дети отказываются, по утрам, есть кашу; им трудно понять,
почему на завтрак нужно есть кашу, а не конфеты. И даже став взрослыми,
многие из нас совсем не догадываются, насколько полезна каша по утрам. И
4 какая именно каша. Вот поэтому я и решила поработать на эту тему более
углубленно, чтобы дать детям новые знания о знакомых продуктах питания
(кашах), научить различать и называть злаковые культуры и их крупы, вызвать
желание вести здоровый образ жизни.
Главная цель проекта – развитие познавательной активности и
пропаганда здорового питания в процессе поисково – ознакомительной
деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Цели и задачи проекта
Участники проекта:
дети старшей группы «Красная шапочка» детского сада.
воспитатели;
родители;
музыкальный работник.
Вид проекта: Краткосрочный (октябрьноябрь 2017г.)
Тип проекта: Познавательный
Поставленные вопросы: Почему дети не любят кашу?
Цель проекта: Расширить представления детей о злаковых культурах и их
полезных свойствах. Повысить культуру питания, осознание здоровья, как
главную человеческую ценность.
5 Задачи проекта:
1. Научить детей различать злаковые культуры и их крупы.
2. Донести знания о том, что каша – традиционная русская еда.
3. Привить положительное отношение детей к здоровому питанию.
4. Закрепить знания детей о труде хлебороба.
Этапы проекта
1й этап. Подготовительный.
Постановка цели и задач, определение направлений объектов исследования,
изучение литературы, предварительная работа с детьми, педагогами,
родителями, поиск информации в глобальной сети интернет.
С детьми была проведена первичная диагностика (мониторинг), по
выявлению уровня общих знаний и представлений о злаковых культурах,
крупах и кашах, их пользы в рационе детского питания. Применена
углубленная работа по ознакомлению детей со злаками, крупами, кашами,
приготовленными из них, а также о той пользе, которую приносят каши
детскому организму. Также проведена индивидуальная работа через систему
дидактических игр и упражнений.
С родителями было проведено анкетирование по определению их
осведомленности и готовности приучать детей к здоровому питанию.
Был разработан план работы по обогащению развивающей среды.
6 2й этап. Познавательный.
Работа по формированию знаний детей о здоровом питании, о пользе каш в
рационе детского питания. Знакомство с трудом хлебороба. Знакомство со
злаками, крупами, кашами. Формирование умения передавать свои
впечатления в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах.
Привитие желания вести здоровый образ жизни. Проведение совместного
развлечения с родителям : « Русская каша – сила наша».
3й этап. Обобщающий.
Обобщение результатов работы по проекту. Закрепление полученных знаний,
анализ проведенной работы, формулирование выводов с детьми.
Педагогический совет по итогам проекта. (ноябрь 2017г.)
Предполагаемый результат
У детей углубятся знания и представления о свойствах, качествах, признаках
предметов. ( злаках, крупах, кашах).
Повысится познавательная активность детей, умение находить ответы на
поставленные вопросы.
Дети научатся вести наблюдения за объектами живой природы (проростки
зерен пшеницы, ржи, овса и т.д.)
Появится желание правильно и с пользой для организма питаться и вести
здоровый образ жизни.
Закрепятся знания о труде хлебороба и дети научатся ценить труд людей,
связанный с сельским хозяйством.
Повысятся коммуникативные способности взаимодействия между детьми и
родителями.
7 Мероприятия по реализации проекта:
Речевое развитие.
1. Беседа « История русской каши»
2 Беседа « Почему каша – идеальный завтрак для детей».
3.Рассматривание иллюстрированного альбома «Злаки, какие они»,
фотоальбома « От зерна до каравая», « Злаки в картинках», « Хлеб в
картинках».
8 4. Заучивание стихов, пословиц, поговорок, песен по теме,
отгадывание загадок.
5. Свободное общение « Каша красоты и силы».
6. Игры на развитие речи и движения «Варим кашу», «Варись,
кашка.», «Похвали кашу».
Познание:
1. Беседы .
«Злаки. Какие они?»
«Из чего сварена каша?»
«Какая каша самая полезная?»
«Каши много не бывает».
2. Дидактические игры и упражнения.
«Узнай на ощупь»
«Какие ты знаешь злаки».
«Найди свою половинку».
3. Экспериментирование.
«Проращивание зерна».
4. Викторина «Ответь на вопросы».
Социально коммуникативное развитие :
1.Сюжетноролевые игры.
«Семья», «Детский сад».
2.Дидактические игры:
«Угадай на вкус»
«Съедобная не съедобная»
«Четвертый лишний»
«Кто больше назовет блюд»
« Купи правильные продукты для каши»
9 «Из какой крупы каша»
Чтение художественной литературы.
Б. Гримм, «Горшок каши»
Украинская сказка. «Колосок»
Корейская сказка. «Просяное дерево»
Русская народная сказка. «Каша из топора», «Лиса и журавль»
Т.А Шорыгина. «Сказка о пшеничном зернышке»
Н. Носов. «Мишкина каша»
Мамин Сибиряк «Притча о Молочке, Овсяной кашке и сером
котишке Мурке»
Сказка « Каша по имени Малаша»
Художественно творческое развитие.
Аппликация ( с использованием круп).
«Одуванчик»
«Курочка и цыплята» (коллективная)
«Наклей добавку на тарелку с кашей»
Лепка.
Совместные работы с родителями.
«Утенок»
«Мишка»
«Зайчик»
Рисование.
Нарисуй и раскрась злак.
Здоровье.
Беседы.
«Какие витамины живут в кашах?»
«Чем полезны злаки?»
«Для чего нужно соблюдать режим питания?»
10 Дидактическое .упражнение «Отгадай загадку» Что маслом не
испортишь?
Труд.
Ознакомление с трудом хлебороба.
Работа с родителями.
Поисково исследовательская деятельность детей совместно с
родителями. О злаках: «Ячмень – еда силачей и вундеркиндов»,
«Молочные реки – кисельные берега» (Овес), «Злак, для которого любой
сорняк – враг» (Просо), «Посевное травянистое растение – прекрасный
медонос» (Гречиха), «Какой злак имеет початок?» (Кукуруза). (какие
полезные вещества содержатся в злаках, как выглядят, где родина, какие
блюда готовят).
Почему в народе говорится: «В каше – сила наша», «Каша – мать
наша», «Щи да каша – пища наша», «Сам кашу заварил – сам и
расхлёбывай». (Объяснить пословицу).
Оформление альбомов « Все о хлебе», « Все о солнышке».
Дополнительные сведения, известные детям, найденные в
Интернете, энциклопедиях.
Участие в совместном развлечении «Русская каша – сила наша».
Результаты реализации проекта
Разработан перспективный план работы с детьми и родителями.
11 Созданы достаточные условия для организации деятельности в ДОУ по
ФЦКМ, познавательной деятельности детей.
Создана видеотека с презентацией по теме « Русская каша – сила наша».
Уровень усвоения сознательного отношения к правильному питанию и
здоровому образу жизни увеличился и составил в целом 88%.
Вывод
12 На основании полученных результатов можно сделать вывод, что во
время работы по проекту у детей расширились представления о злаковых
культурах и их полезных свойствах, дети научились различать и называть
разные виды круп и называть какую кашу они едят на завтрак. Закрепились
знания о труде хлебороба. Появился интерес к русской культуре, к народным
традициям. Повысилась культура питания, осознание здоровья, как главной
человеческой ценности.
В дальнейшем также планируется поддерживать у детей интерес к
здоровому питанию и прививать желание вести здоровый образ жизни.
13 Список литературы
1. Антонов Ю.Е. / « ЗДОРОВЫЙ ДОШКОЛЬНИК» Социально –
оздоровительная технология 21 века. / Ю.Е. Антонов, М.Н. Кузнецова,
Т.Ф.Саулина , АРКТИ, М., 2001г.
2. Белая К.Ю. / « Формирование основ безопасности у дошкольников.»
Пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей. / К.Ю.
Белая, изд. Мозаика синтез, М., 2011г.
3. Доронова Т.Н. / « Из детства в отрочество».Программа для родителей и
воспитателей по формированию здоровья и развитию детей 47 лет. / Т.Н.
Доронова , Л.Г. Голубева , Н.А. Гордова и др., М., Просвещение,2003г.
4. Картушина М.Ю. / Конспекты логоритмических занятий с детьми 67
лет./ Творческий центр «Сфера», М., 2007г.
5. Лободина С.В. / « Здоровый дошкольник» Учебнометодическое
пособие./ С.В.Лободина , Д.Ф.Алексеева, ЛОИРО, Санкт Петербург,
2000г.
6. Тихомирова Л.Ф. / «Упражнения на каждый день: Уроки здоровья для
детей 58 лет.» Популярное пособие для родителей и педагогов. / Л.Ф.
Тихомирова ,Ярославль, Академия развития, 2003г.
7. Шорыгина Т.А. / «Злаки. Какие они?»Книга для воспитателей,
гувернеров и родителей./ Т.А.Шорыгина. М.: Издательство ГНОМ и
Д,2007.
8. Шорыгина Т.А. / « Беседы о хлебе» Методические рекомендации./
Т.А.Шорыгина, М., Творческий центр «Сфера», 2012г.
9. Закон Российской Федерации « Об образовании» в редакции
Федерального закона от 01.12.2007г. №309ФЗ и приказ Министерства
образования и науки РФ от 23.11.2009г.№ 655 « Об утверждении и
введении в действие федеральных государственных требований в
14 структуре основной общеобразовательной программы дошкольного
образования.
10.Конвенция по правам человека.
Приложение 1
1. Опрос детей
Твоя любимая еда.
Объясни, как ты понимаешь выражение «Здоровое
питание».
Какие витамины ты знаешь? Для чего они нужны?
Назови продукты полезные для здоровья. Расскажи, какие
витамины содержатся в них.
Знаешь ли ты, какая пища помогает детям расти и
становиться сильными?
2. Интервью во время завтрака
Как называется каша, которую ты сейчас ешь?
Из какой крупы она приготовлена?
Как называется злак?
Знаешь ли ты, чем полезна каша?
Чем можно « сдобрить» кашу, чтобы тебе
захотелось её съесть?
том, чтобы ты сегодня ел кашу?
Люди каких профессий принимали участие в
3. Анкетирование родителей
Чем вы кормите детей на завтрак?
варите кашу
готовите бутерброды
предпочитаете молочно – кислые продукты
свой вариант
Знаете ли вы о пользе каш для детского организма.
Да Нет
15 Готовы ли вы поделиться своими рецептами.
Да Нет
Приложение 2
Цели объектов для рассматривания:
1. Научить сравнивать предметы, вычленять признаки сходства и различия
2. Научить рассказывать в ходе обследования
Объект « Крупа»
Объект для рассматривания:
1. Крупа греча
2. Крупа геркулес
3. Крупа пшено
4. Крупа перловка
5. Крупа ячневая
6. Крупа манка
Цель: Знакомство, рассматривание, определение степени помола зерна,
экспериментирование с крупой.
Рекомендации по организации работ:
Исследовательская деятельность: цвет, запах, форма , нахождение
сходств и различий;
Проведение опытов с крупой;
Беседы о пользе круп и блюд из них для детского питания.
Творческие работы;
Дидактические игры: «Из какой крупы каша?», « Узнай на ощупь», «
Угадай на вкус».
16 Приложение 3
Объект «Злак»
Объекты для рассматривания:
1. Злаковая культура – «Рожь»
2. Злаковая культура – «Пшеница»
3. Злаковая культура – «Овес»
4. Злаковая культура – «Ячмень»
Цель: Рассматривание, изучение, нахождение различий и сходства
различных злаковых культур.
Рекомендации по организации работы:
1. Рассматривание злаков;
2. Сравнение их между собой;
3. Дать знания о труде хлебороба;
4. Какую пользу приносят для человека;
5. Дидактические игры: «Четвертый лишний», « Какие ты знаешь
злаки?» и др.
Объект « Зерно»
Объекты для рассматривания:
1. Зерна ржи
2. Зерна пшеницы
3. Зерна овса
4. Зерна ячменя
Цель: изучение, рассматривание, нахождение различий и сходства зерен
различных злаковых культур.
17 Рекомендации для организации работы:
Исследовательская деятельность;
Проведение опытов и экспериментов;
Посев зерен для проращивания и рассматривания;
Наблюдения и уход за рассадой.
18
ПРОЕКТ «Русская каша – сила наша»
ПРОЕКТ «Русская каша – сила наша»
ПРОЕКТ «Русская каша – сила наша»
ПРОЕКТ «Русская каша – сила наша»
ПРОЕКТ «Русская каша – сила наша»
ПРОЕКТ «Русская каша – сила наша»
ПРОЕКТ «Русская каша – сила наша»
ПРОЕКТ «Русская каша – сила наша»
ПРОЕКТ «Русская каша – сила наша»
ПРОЕКТ «Русская каша – сила наша»
ПРОЕКТ «Русская каша – сила наша»
ПРОЕКТ «Русская каша – сила наша»
ПРОЕКТ «Русская каша – сила наша»
ПРОЕКТ «Русская каша – сила наша»
ПРОЕКТ «Русская каша – сила наша»
ПРОЕКТ «Русская каша – сила наша»
ПРОЕКТ «Русская каша – сила наша»
ПРОЕКТ «Русская каша – сила наша»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.