Проект: Школьная газета «Алые паруса» Характеристика проекта: по продолжительности: долгосрочный, по направленности: информационный, коммуникативный, по стратегии: программа деятельности.
Задачи:
1. Формирование социальной компетентности на уровне готовности учащихся к сознательному участию в общественной жизни.
2. Объединить в одно информационное поле все структуры городской школьной жизни для обмена опытом в построении общественной жизни ученического коллектива.
3. Обеспечить демократический, открытый характер структуры самоуправления школы.
Проект:
Школьная газета
«Алые паруса»
Характеристика проекта:
по продолжительности: долгосрочный,
по направленности: информационный, коммуникативный,
по стратегии:
программа деятельности.
Автор проекта:
Голубенко С.В.
ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ
Школа решает очень важную задачу воспитания учащихся - это формирование социальной
компетентности на уровне готовности ребят к сознательному участию в общественной жизни. Жизнь
в школе отражает жизнь государства, в котором проживают ученики, учителя в сотрудничестве с
родителями
Активная общественная жизнь школы непосредственно связана с жизнью города в целом. Мы
стремимся стать «открытой» школой, т.е. общественным центром не только для учащихся и
родителей, но и для всех жителей микрорайона, города. Школы сотрудничают с общественными
организациями города, центрами детского творчества, спортивными клубами, с художественными и
музыкальными школами, а также шефствует над ветеранами труда, ветеранами Великой
отечественной войны и пожилыми людьми микрорайона.
Большие коллективы образовательных учреждений имеют свои проблемные аспекты. Все чаще
возникают вопросы «а когда это было», «а кто победил?», «А ты разве не знал?», которые и подвели
нас к необходимости социологического опроса среди учащихся, учителей и родителей с целью
получить ответ на следующий вопрос: «В достаточной ли мере участники образовательного процесса
осведомлены информацией о жизни школ, достижениях учащихся, победах школ.
И вот какие ответы мы получили:
Опрос 80-ти родителей, 100-а учащихся школы с 5 по 11 класс, 40-а педагогов показал следующие
результаты:
-80% опрошенных отмечают, что недостаточно осведомлены о делах и инициативах других школ.
-90% опрошенных считают, что большие по численности школы затрудняют владение полной
информацией о жизнедеятельности даже своей собственной школы. Ребята и учителя не всегда
осведомлены о достижениях детей, успехах школы во вне учебной деятельности, об интересной и
полезной информации из общественной жизни города.;
-90%- хотели бы владеть более полной информацией о жизни школ и достижениях учащихся.
Стремление стать «открытой» школой для взаимодействия с социумом стало жизненной
необходимостью для коллектива учащихся и учителей.
Цель:
Создание единого информационного пространства в рамках городского школьного пространства.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Задачи:1. Формирование социальной компетентности на уровне готовности учащихся к сознательному
участию в общественной жизни.
2. Объединить в одно информационное поле все структуры городской школьной жизни для обмена
опытом в построении общественной жизни ученического коллектива.
3. Обеспечить демократический, открытый характер структуры самоуправления школы.
4. Создать условия для открытого взаимодействия с детскими общественными структурами города,
родительской общественностью и общественными организациями.
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ
1. В основе проекта лежит актуальность поднятой проблемы, и, как следствие, сложности в развитии
жизнедеятельности школы.
2. Принцип новизны объясняется отсутствием подобного опыта информационного взаимодействия в
практике города.
3. Принцип целостности проекта отражен в последовательности и логике каждого раздела и
обоснованности планируемых действий.
4. Принцип жизнеспособности идеи создания единого информационного пространства обоснован
реальностью ее реализации силами учащихся, педагогов и родителей, а также высокой
востребованностью и интересом общественности быть в курсе событий и возросшим уровнем
гражданской и общественной позиции.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
1. Реализация проекта «Городская школьная газета» позволит объединить в одно
«информационное поле» все школы города, обеспечит связь с детскими и общественными
структурами города, с родителями и жителями микрорайона.
2. Реализует стремление школы к статусу «открытого» учреждения для общественного
взаимодействия.
3. Обеспечит демократический характер школьного самоуправления.
4. Даст возможность для самореализации каждого ученика в сфере коммуникативного
взаимодействия.
5. Станет частью реализации программы профилизации старшей школы (практика для учащихся,
выбравших элективный курс «Как мы создаем газету?»)
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Для реализации проекта привлекаются учителя, учащиеся и родители, желающие принять участие в
работе школьного печатного издания, в компетенции которого и будет входить реализация идеи
создания единого школьного информационного пространства нашего города.
В школах работают кружки, факультативы, элективные курсы, предметы по выбору, в рамках
которых идет подготовка журналистов, корреспондентов, издателей школьной газеты, ведущих
радиоэфира и телестудии.
МЕХАНИЗМ ОРГАНИЗАЦИИ
ЕДИНОГО ШКОЛЬНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА
Создается инициативная группа учащихся, в школах которых издается школьная газета (таких школ
более десяти). Избирается главный редактор и редакционная коллегия, которая распределяет между
собой курирование и сбор информации по всем школам города. В каждой школе определяются
корреспонденты, которые и будут информировать газету о самых интересных событиях из жизни
школы. Работа редакции строится при поддержке инициативных учителей, приглашенных для
сотрудничества школьной редакционной коллегией.
В отделе многотиражного издания выпускается газета «Школьная жизнь». В структуре отдела
создается редакционная группа, определяющая содержание выпускаемой газеты, команда
журналистов, фотокорреспондентов, собирающих материалы для издания, а также издательская
группа, организующая выпуск газеты (дизайн, набор, печать). Тематика и содержание каждого
выпуска газеты определяется и утверждается на заседании коллегии Министерства информации и
печати. Газета выходит не реже 1 раза в 2 месяца. Газета «Школьная жизнь» - это независимыйорган школьного самоуправления. Газета освещает достижения и проблемные вопросы школьной
жизни, предоставляет возможность для публикации структурам, сотрудничающим с
образовательными учреждениями, дает возможность каждому ученику самореализоваться на
журналистском поприще, в качестве корреспондента, издателя, а также дает возможность
опубликовывать работы собственного сочинения, выражать личную точку зрения по вопросам
общественной жизни учреждения. Из поступившего в пресс-центр материала формируются рубрики
газеты. Редакционная группа определяет тематику очередного номера «передовицы», дает задание
школьным корреспондентам, проводит интервьюирование по заданным вопросам в редакцию,
журналисты и фотокорреспонденты освещают мероприятия школ.
Взаимодействие посредством сотрудничества с учащимися всех школ города позволит создать
единое информационное школьное пространство города.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Редакционная коллегия располагается на базе школы №31. В пользовании редакции
предоставляется все необходимое техническое оборудование, имеющееся в школе, фотоаппараты,
сканер, видеокамера, канцелярские товары.
Тиражирование газеты осуществляется при финансовой поддержке родительской общественности.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
1 ЭТАП
Формирование редакционной коллегии Разработка документов, регламентирующих работу
школьного издательства.
2 ЭТАП
Организация работы редакционной коллегии. Проведение конкурсного отбора на утвержденные
должности.
3 ЭТАП
Утверждение документов, регламентирующих работу каждого структурного подразделения
школьного издания.
4 ЭТАП
Планирование работы по созданию единого информационного школьного пространства города.
5 ЭТАП
Издание городской школьной газеты «Школьная жизнь».
МОНИТОРИНГ
Показатели:
1. Количественные:
- востребованность проекта;
- охват учащихся;
- охват педагогов и родителей;
- регулярность информационной деятельности;
2. Социального развития личности участников проекта:
- творческой деятельности;
- повышение уровня социальной успешности ученика;
- повышение социальной активности;
3. Общественное мнение:
- популярность проекта;
- социально-профилактический эффект.
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ
1. Профессиональная этика журналиста: Документы и справочные материалы. - М.: Галерия, 2002.-
472 с.
2. Система средств массовой информации России: Учебное пособие для вузов / Под ред. Я. Н.Засурского. - М.: Аспект пресс, 2001. - 159 с.
3. Тертычный А.А. Жанры периодической печати: Учебное пособие. - М.: Аспект пресс, 2000. - 312 с.
4. Елена Вовк. "Школьная стенгазета и издательские технологии в школе / Вкладка в "БШ" №13, 15,
16. 2004 год
5. С. Г. Корконосенко. Основы журналистики. Москва. 2002.
6. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики: Учебное пособие. М.: Изд-во МГУ, 1995.
7. Телевизионная журналистика: Учебник/Ред. коллегия Г.В. Кузнецов, В.Л. Цвик, А.Я. Юровский. М.:
Изд-во МГУ, 1994
8. Цвик В. Л. Введение в журналистику. Учебное пособие
9. Егоров В.В. Терминологический словарь телевидения. М., 1997.
10. Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М.,1981.