Проект "Школьный этикет"

  • Исследовательские работы
  • doc
  • 08.05.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель исследования: выяснить, соблюдаются ли правила культурного поведения и общения в моем классе и школе. Задачи:  изучить литературу об истории этикета и правилах культурного общения;  выяснить, существует ли школьный этикет и выявить знания детей о правилах поведения учащихся в школе;  понаблюдать за поведением и общением учащихся на перемене, на улице;  провести анкетирование по вопросам приветствия и дисциплины, узнать, как учащиеся 3-го класса выполняют эти правила;  выявить отношение учащихся к данному вопросу и напомнить ребятам о правилах поведения в школе;  составить правила этикета для ребят своего класса и обобщить полученные результаты. Гипотеза: можно предположить, что, соблюдая нормы культурного общения в классе, мы станем более приветливыми, тактичными и дружными.Проект Школьный этикет о правилах поведения детей в школе
Иконка файла материала Школьный этикет.Проект.doc
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Ныр Тужинского района Кировской области «ШКОЛЬНЫЙ  ЭТИКЕТ»                                           Работу выполнила                                            учащаяся 3 класса                                            Карандина Карина                                                                                                       Руководитель                                           Кульпина И. М.2018 год Содержание 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. Введение …………………………………………………………..………..2­3 История возникновения этикета .....…………………………………………4 Виды этикета ……………………………………………………………. …..5 Школьный этикет …………...……………………………………………..    6 Что знают дети о школьном этикете .………………………………..........7­8 Как нужно вести себя в школе………………………….…………….........   9 Правила этикета нашего класса ………………………………………..10­11 Заключение ………………………………………………………………    12 Список использованных источников ……………………………………..12  Приложение …………………………………………………………    13­14                                                               2Введение Надо помнить всем всегда: «Вежливость всегда права!»     ­ «Здравствуйте!»  Этим простым словом люди ежедневно приветствуют  своих знакомых и незнакомых людей.     ­ Каждое утро, переступая порог своей школы, наблюдаю, что одни дети  всегда вежливы и приветливы, здороваются с одноклассниками и учителями.  Другие дети ведут себя противоположным образом и считают, что здороваться  друг с другом совсем не обязательно.     ­ Можно ли поправить данную ситуацию? Как убедить ребят соблюдать  правила культурного поведения в школе и общения друг с другом. Знают ли они, что такое этикет? Существует ли этикет в школе? И верно ли, что, соблюдая  правила этикета, можно стать более уверенным и успешным человеком.                                                                                                                      Слайд № 1 Тема моей работы «Школьный этикет». Актуальность: считаю, что наше поведение и наше общение  невозможно без  такого качества как вежливость.                                                                                                            Слайд № 2 Цель исследования: выяснить, соблюдаются ли правила культурного поведения и общения в моем классе и школе.                                                                                                                       Слайд №  3 Задачи:  изучить литературу об истории этикета и правилах культурного общения;  выяснить, существует ли школьный этикет и выявить знания детей о  правилах поведения учащихся в школе;  понаблюдать за поведением и общением учащихся на перемене, на улице;  провести анкетирование по вопросам приветствия и дисциплины, узнать,  как учащиеся 3­го класса выполняют эти правила;  выявить отношение учащихся к данному вопросу и напомнить ребятам о  правилах поведения в школе; 3 составить правила этикета для ребят своего класса и обобщить  полученные результаты. Гипотеза: можно предположить, что, соблюдая нормы культурного общения в  классе, мы станем более приветливыми, тактичными и дружными. Методы исследования:  анализ научной литературы;  наблюдение;  анкетирование;  сравнение полученных результатов;  составление правил классного этикета.                                      История возникновения этикета                     Слайд № 4        Слово «этикет» пришло к нам из французского языка, где имеет значение  «ярлык», «этикетка». Ввёл в обиход это слово французский король Людовик  XIV в 17 веке, но свод определённых правил поведения существовал и в  доисторические времена и диктовался необходимостью мирного  сосуществования с соседними народами и племенами. Так, уже в 3 тысячелетии  до нашей эры в Египте ценилось умение изящно применять столовые приборы и  поглощать пищу беззвучно. В древней Индии, Греции, Риме строго соблюдалось  поведение представителей разных сословий, на эту тему писались целые  трактаты.         Становление этикета в нашей стране связано с принятием в 9 веке  христианства. Богатейшее духовное наследие православия оказало огромное  влияние на формирование норм нравственности на Руси. В этой связи нельзя не  вспомнить имя Иоанна Златоуста. В его «Беседах на Евангелие...» можно найти  немало вполне практических рекомендаций о том, как нужно вести себя в  различных жизненных ситуациях.        Лучшими человеческими качествами Златоуст считал доброту, скромность,  терпимость и стремление к самосовершенствованию, причём их важность  несомненна и в наше время. В трудах Златоуста почерпнули для себя немало  важного и Ярослав Мудрый, и Владимир Мономах – умнейшие и  образованнейшие люди Древней Руси.       Огромный вклад в развитие этикета в России внёс в начале 18 века Пётр I,  немало путешествовавший по Европе. Именно при Петре I вышла в свет книга о  хороших манерах «Юности честное зерцало, или Показания к житейскому  обхождению». Этот труд был адресован в первую очередь молодёжи и в  доступной форме рассказывал о правилах поведения в обществе. В дальнейшем этикет в России претерпевал различные изменения, постепенно  приближаясь к своему современному состоянию. Однако, как и много столетий  4назад, неизменным остаётся принцип: «Поступай с людьми так, как хочешь,  чтобы поступали с тобой».                                                            Виды этикета                                    Слайд №  5 В зависимости от ситуации можно выделить следующие виды этикета:  речевой (нормы речевого поведения и конкретных формул вежливого  общения);  столовый (правила сервировки и норм поведения за столом);  «выходного дня» (при посещении различных культурных мест);  религиозный;  повседневный  (общение с людьми, набор определенных действий,  поведение в здании, на улице и т.д.);  служебный (а также студенческий, школьный и т.д.);  праздничный (как правильно вести себя на частных и корпоративных  вечеринках, дома и в гостях);  профессиональный (взаимоотношения людей в сфере трудовой  деятельности);  свадебный и т.п.        Поскольку я учусь в школе, то меня в настоящее время больше интересует  школьный этикет. 5Школьный этикет                   Слайд № 6­7    С чего же начинается школьный этикет? Наверное, прежде всего с понимания  того, что же такое ШКОЛА.    Школа  – то место, где мы учимся, развиваемся, обогащая новыми знаниями  ум, интеллект, душу. Школа – это храм науки. Значит, и вести себя в нём нужно  соответственно.    Театр начинается с вешалки, а школа – с порога. Приходить сюда, как и в  любое другое место, нужно вовремя. Не зря же говорят: «Точность – вежливость королей!» Опаздывать на урок – плохо и неприлично, ведь тем самым можно  пропустить новую интересную тему и отвлечь одноклассников от объяснения  учителя.     Переступая школьный порог, нужно здороваться со всеми педагогами, кого  мы увидели. Доброжелательный тон и приветливая улыбка будут приятны и  всем одноклассникам, ведь гораздо приятнее общаться с вежливым человеком,  чем с грубияном и нахалом.     «Встречают по одёжке, провожают по уму» – эта народная мудрость  актуальна и по сей день. Заходя в школу, необходимо помнить о своём внешнем  виде. Причёска, одежда, вещи – показатель настроения, отношения к себе и  другим людям.      Говорят, «молчание – золото». Но только не на уроке! Отвечать нужно так,  чтобы другие хорошо понимали: чётко и правильно проговаривая все слова.  6Если ответ у доски, то рассказывать надо так, чтобы слышно было даже на  последней парте. А вот на перемене совсем не обязательно, чтобы разговор с  подружкой слышал весь класс.      Школа – это не только учителя и ученики, это классы с партами и стульями,  коридоры со стендами и картинами. Приходя в школу 1 сентября, мы видим, что в школе  все выкрашено и вымыто. Ученики должны бережно относиться к  школьному имуществу: не писать на парте и стенах, не ломать мебель, убирать  за собой мусор.                             Что знают  дети  о школьном этикете? Слайд № 8­16      Наблюдая за учащимися школы, я заметила, что далеко не все школьники при встрече с педагогами помнят о словах приветствия. Нередки случаи опоздания  учащихся на урок. Многие ребята не соблюдают правила поведения на перемене  и в школьном коридоре (бег, толкание, а иногда схватки боевые), причем на  замечание дежурных нарушители не обращают внимания, а то и вовсе грубят в  ответ.      Среди ребят своего класса я провела анкету «Правила поведения учащихся».  Вопросы анкеты были такие:                                                  (Приложение № 1) 1. Какие правила поведения учащихся в школе вы знаете? 2. Чем вы обычно заняты на перемене? 3. Что необходимо сделать для того, чтобы школьники не нарушали правила  поведения на переменах? 4. Нарушаете ли вы правила поведения учащихся в школе? Ответы учеников на первый вопрос анкеты были такие:  1. Одеваться культурно. 2. Здороваться с учителями  73. Не разговаривать на уроках, не выкрикивать с  места, а поднимать руку  при ответе на уроке. 4. Не драться, не обзываться, не грубить. На переменах не бегать и не кричать. Вывод:   Мои одноклассники знают правила поведения в школе. Ответы учеников на второй вопрос анкеты (Чем вы обычно заняты на  перемене?): 5 ответов – ребята бегают, 5 ответов – играют, читают, рисуют и 3  ответа – просто сидят или могут сходить в библиотеку.                                                                 Вывод: Многие ребята, бегая на переменах,  могут получить  травму. Ответы учеников на третий вопрос (Что необходимо сделать для того, чтобы  школьники не нарушали правила поведения на переменах?) анкеты были такие:  Организовать игровой уголок (принести в класс настольные игры, книги,  разные альбомы для раскрашивания и т.д.) Вот такой выход  предлагают мои одноклассники из этой сложной ситуации.     Ответы учеников на четвертый вопрос анкеты (Нарушаете ли вы правила  поведения учащихся в школе?): ­ Никогда не нарушают правила – 4 человека ­ Нарушают правила иногда – 7 человек ­ Нарушают правила всегда – 2 человека.  Вывод: Мои одноклассники знают правила поведения учащихся в  школе, но, при этом, довольно часто нарушают их.     По данной проблеме мною было проведено анкетирование «Соблюдаешь  ли ты школьные правила и нормы поведения?». (Приложение № 2) Всего было опрошено 13 человек. Среди них 10 человек соблюдают правила  поведения в столовой,  на перемене дисциплинированы 7 человек, на уроке ­     8  человек. 8Анкета «Можешь ли ты здороваться и извиняться?» позволила  выяснить, насколько воспитаны и вежливы современные дети и какой словарный запас знаний речевого этикета у учащихся нашего класса. Всегда здороваются –  11 человек, иногда – 2 человека             (Приложение № 3)      Подводя итог своего анкетирования, я получила следующие результаты. Из 13 человек  ­ 8 опрошенных всегда здороваются со всеми учителями школы.    8 школьников приветствует своих друзей словом «Привет!»,  3 человека  пользуется словом  «Здравствуй!» и  3 –  «Здорово!» Кроме этого учащиеся  знают такие слова приветствия как «Доброе утро! Добрый день! Салют! Хеллоу! Хай! Приветик! Здоровик!»     Свои извинения учащиеся начальных классов приносят с помощью речевой  формулы «Простите! Извините, пожалуйста! Больше так не буду!»  Старшеклассники к этим словам добавляют «Сори! Я не хотел! Поймите и  простите!»     А ведь поводов для извинения могло бы быть гораздо меньше, если бы все  учащиеся соблюдали школьные нормы поведения.                 Как нужно вести себя в школе           Слайд № 17­18      Проанализировав результаты анкетирования, я поняла, что ситуация  нуждается в коррекции. Поэтому решила вывести общие правила поведения  для учащихся нашей школы. Соблюдать их несложно, даже полезно. Ученики должны приходить в школу до начала уроков за 15 минут. Заранее  приготовиться к нужному предмету и ждать учителя. Они должны успокоиться  и привести себя в порядок, потому что учителю приятно, когда ученики  опрятны и готовы к уроку. 9Если ученик опоздал, то нужно постучать и спросить разрешения войти в  класс. Когда войдешь, нужно поздороваться, объяснить причину опоздания и  извиниться. И больше не опаздывать, потому что отвлекаешь от работы не  только учителя, но и весь класс.      Пропуски уроков могут быть только по одной причине – из­за болезни.  Ученик должен принести справку от врача или записку от родителей. На уроках надо вести себя тихо, не разговаривать. Когда учитель объясняет,  надо слушать внимательно, не перебивая. Если хочешь что­то спросить или  сказать, подними руку, не выкрикивай. На переменах нельзя бегать по классу, по коридору.       Во время проведения праздничных линеек и мероприятий, нужно вести себя  серьёзно, не баловаться, внимательно слушать, то, о чём говорится, не отвлекать одноклассников. Кроме того, принимать участие в школьных и районных  мероприятиях. Бороться за честь класса и школы.      По дороге в школу необходимо соблюдать правила дорожного движения для  пешеходов. В школе также необходимо соблюдать правила техники  безопасности, о которых рассказывает учитель.                                        Правила этикета нашего класса     Слайд № 19      Конечно же, мы обязаны соблюдать все школьные нормы и предписания. Но  каждый классный коллектив имеет свои особенности. В нашем коллективе  заведено пропускать девочек вперед при входе в класс, помочь им поднять стул  после уроков, уступить место в зале, столовой. 10Мы соблюдаем все праздничные даты и дарим друг другу подарки на День  Защитника Отечества и 8 марта. С особым уважением относимся к учителям,  пользуясь при обращении словами приветствия, прощания и извинения.  Соблюдаем порядок и чистоту в классе. Бережно обращаемся с учебниками и  тетрадями.     И всё же главным в школьной жизни является  умение дружить. В классе мы  всегда выручаем друг друга в трудных ситуациях, помогаем в случае, когда что­ то не получается сделать (поделка, рисунок и др.), если кто­то забыл учебное  пособие – даём нужную вещь. Мы все вместе отвечаем за то, если кому­то плохо в коллективе, радуемся общим победам и успехам каждого из нас. Всегда  выступаем на стороне слабого, а обидчика стараемся остановить, требуем  извинений и обещания больше не обижать товарища. Получается, что дисциплина и порядок – это ежедневный и тяжёлый труд.  Справиться с этим нелёгким делом помогают наши «Классные правила». 1.  Доброжелательность                                                             ­ Мы доброжелательно относимся друг к другу. ­ Здороваемся со всеми взрослыми, независимо от того, учат они нас или нет. ­ Улыбаемся. Не ходим с кислыми лицами. 2. Поведение и дисциплина ­ В классе и школе не сорим, пользуемся урнами как воспитанные люди. ­ Не опаздываем и не прогуливаем уроки. ­ После обеда убираем за собой посуду. Пусть в столовой уютно будет всем. ­ Не пользуемся во время уроков телефонами и плеерами. 3. Наша речь ­ Не повышаем голос и не кричим. ­ Вежливо разговариваем с взрослыми и между собой. ­ Не говорим плохие слова. 4. Общественные места ­ Во время общешкольных массовых мероприятий входим в актовый зал и  столовую без рюкзаков и верхней одежды. ­ Не трогаем и не портим чужие вещи. 5. Наши школьные традиции ­ Обязательно посещаем общешкольные линейки. ­ Любим, дорожим и поддерживаем школьные традиции. ­ Исходя из наших классных правил я приготовила фоторепортаж «Мы и  правила».                                                                                           Слайд № 20­29 1. Одевайте подходящую в школу одежду. 2. Уважайте учителя. 3. Сиди за партой ровно, не вертись. 4. Не болтай на уроке.   5. Не подсказывайте. 6. Не бегайте на перемене. 117. Хорошо веди себя в школьной столовой. 8. Старайся хорошо учиться. ПРАВИЛА ЭТИ ДОЛЖНЫ ВЫПОЛНЯТЬ ТОЛЬКО ВСЕ ДРУЖНО  И ТОЛЬКО НА "5".                                 Пожелания нашим девочкам и мальчикам Слайд № 30­31 Ты мальчик, а это значит:     Ты сильнее, чем девочки, ты должен помогать, когда им трудно. Будь  вежливым во взаимоотношениях с ними. Когда девочка идет рядом с тобой в  класс или выходит в коридор, пропусти ее вперед. Если у нее упала книжка,  карандаш или портфель, не стыдись       поднять и подать ей ­ тебе это не тяжело, а девочке твоя помощь будет  приятна. Плохим мальчиком называется тот, кто бьёт девочек и обижает их.  Наоборот, нужно всегда защищать девочек. Когда девочка плачет, скажи ей  теплое, ласковое слово. Ты девочка, а это значит:    Будь скромной и вежливой. Никогда не говори своим товарищам грубых и  резких слов. Когда обращаешься с просьбой, не забудь сказать "пожалуйста”.   Если товарищ сделал тебе услугу, не стыдись и поблагодари его. Это  показывает, что ты разумный и культурный человек. Будь для мальчиков  примером аккуратности, старательности, воспитанности. 12Заключение                             Слайд № 32        Свою работу я посвятила изучению этикетных норм поведения в школе.  Мои знания по данной теме обогатились интересными сведениями о манерах  общения, правилах этикета в других странах, видах этикета и их особенностях,  о культуре в целом.      Считаю, что данная тема важна как для ребят моего класса, так и нашей  школы в целом. В заключение работы мной были сделаны следующие выводы:  В нашей школе действуют определённые нормы поведения для учащихся.  В результате анкетирования было выяснено, что школьные правила в  большинстве своём соблюдаются учащимися (на уроке, в столовой, реже – на перемене).  Многие ребята хотели бы, чтобы все школьники придерживались  школьного этикета.  С помощью этикетных правил можно изменить манеру поведения  школьников. Пример тому наши «Классные правила» и наш класс.  Культурное общение позволит всем более уважительно относиться друг к  другу.      Уверена, всем людям надо постигать правила этикета с особым прилежанием, так как они научат нас жить в ладу со всеми окружающими. Список использованных источников 1. Кобзева В.В. Этикет в вопросах и ответах. Классный руководитель № 7 –  2001. Начало в № 1, 2, 3, 6. 2001. 2. Савенков, А. И. Методика исследовательского обучения младших  школьников. – Самара: Издательство “Учебная литература”, 2007.   3. Смирнов Н.А. Этика и этикет младших школьников: Пособие для учителей и  родителей учащихся начальных классов/ред. Л.В.Кузнецова, Г.С.Семенов – М.:  Школьная Пресса. 2002. 4. Персидская и др.Классные часы в 1 – 4 классах/. – Волгоград: Учитель, 2007. 5. Шемшурина А.И. Этическая грамматика в начальных классах: в помощь  учителю М.: Школа­Пресс. 1998. 6. Энциклопедия для детей. Я познаю мир. Москва, 2000. 7. Этикет от А до Я. Автор­составитель Н.В. Чудакова. – М.: Издательство  АСТ, 1997.   13Приложение № 1 П Р И Л О Ж Е Н И Е Анкета «Правила поведения учащихся». 1. Какие правила поведения учащихся в школе вы знаете? 2. Чем вы обычно заняты на перемене? 3. Что необходимо сделать для того, чтобы школьники не нарушали правила  поведения на переменах? 4. Нарушаете ли вы правила поведения учащихся в школе?                                                                                                                  Приложение  №  2  «Соблюдаешь ли ты школьные правила и нормы поведения?                                                                                                           Приложение № 3 14«Можешь ли ты здороваться и извиняться?» 15