МБОУ «ПОДБЕРЕЗИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЛОКНЯНСКИЙ РАЙОН»
ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
КЛАССНЫЙ ЧАС-ЗАЩИТА ПРОЕКТА
Культурное наследие России:
Славен город Новгород!
(заочная экскурсия)
Классный руководитель:
Прохорова Елена Анатольевна
2012 год
КЛАССНЫЙ ЧАС – ЗАЩИТА ПРОЕКТА в 10 классе
Классный руководитель: Прохорова Елена Анатольевна
Апрель 2012 год
Тема: Культурное наследие России: Славен город Новгород! (заочная экскурсия)
Эпиграф: Великий Новгород, жемчужина Руси.
Культуры древней древняя столица
Твой путь к свободе, вере и любви
Пускай в делах великих воплотится!
Проблема: снижение интереса детей к культурному наследию России.
Образовательная цель:
- углубить знания обучающихся о культурном наследии Северо-Западной России на примере более подробного изучения достопримечательностей города Новгорода.
Дидактические цели: 1.развитие познавательного интереса и творческой активности обучающихся;
2.развитие умений и навыков анализа исторической краеведческой литературы;
3.развитие умений и навыков самостоятельной работы в сети Интернет при поиске и обработке информации;
4.развитие умений представлять результаты исследования с помощью информационных технологий.
Методические задачи: 1.приобретение навыков самостоятельной работы с большими объемами информации;
2.совершенствовать умения обучающихся применять компьютерные технологии;
3.совершенствовать творческие способности обучающихся.
Тип проекта: творческий, краткосрочный
Способы организации работы: 1.работа организуется во внеурочное время;
2.обучающиеся работают под руководством классного руководителя; учителя истории.
Этапы: 1.формирование темы и целей проекта; знакомство с историей и картой древнего города Новгорода – 1 занятие;
2.повторение правил оформления презентаций и буклетов – 2 занятие;
3.работа по сбору информации по выбранной теме – 3-4 занятие;
4.индивидуальная подготовка презентаций и буклета – 5-7 занятие;
5.защита полученных результатов – 8 занятие.
Результат выполнения: заочная экскурсия по памятным местам древнего Новгорода.
Материалы: 1.критерии оценки презентации, буклета
2.презентация учителя «Славен город Новгород!»
3.четыре презентации обучающихся, посвященных достопримечательностям города Новгорода Великого
4.буклет по истории города Новгорода Великого.
Ход занятия:
1.Организационный момент.
2.Вступительное слово учителя (сообщение темы и целей занятия)
3.Представление Презентации учителя «Славен город Новгород!»
(рассказ учителя и демонстрация слайдов)
О
Новгород, твой голубь среброкрылый
Пока взлетает в голубой простор
Над низкими зелеными лугами,
Над купами лесов, над жемчугами
Прозрачных рек и ветреных озер,
Пока еще горит в твоей груди
Огонь любви, горит, не умирая,
К живым истокам сердце приведи,
Открой моим глазам ворота рая!
Павел Васильев
Земля Новгородская – край лесов и равнин, рек и озёр – овеяна древними преданиями и легендами, прославлена воинской доблестью богатыря Василия Буслаева, отвагой и вольнолюбием гусляра Садко.
Великий
Новгород – один из древнейших городов
России, крупный средневековый центр торговли и ремёсел, колыбель русской
демократии, город-музей, где в полной мере можно ощутить связь времён и
исконную атмосферу Земли Русской.
Но новгородцы вправе
гордиться не только его древностью: когда мы говорим о Великом Новгороде, то
часто употребляем выражения «впервые в Новгороде», «древнейшие из сохранившихся».
И,
действительно, Новгород по праву можно считать Родиной российской государственности, древнейшим
центром российской культуры, науки и образования, одним из международных
торговых центров средневековья. Владения средневекового Новгорода простирались
от Балтики до Урала. И, когда при Иване III Новгородская земля влилась в состав
Московского государства, то сразу удвоила его размеры.
Великий Новгород
— крупнейший археологический центр современной России, город-музей. Уникальные
памятники новгородской архитектуры XI—XVII вв. решением XVI сессии Генеральной
Ассамблеи ЮНЕСКО в 1992 году включены в Список Всемирного культурного наследия.
Сегодня трудно и даже невозможно определить, где кончается город и начинается музей. Около 50-ти памятников древнерусского зодчества XI-XVII веков стали частью живой структуры современного города. Чтобы даже кратко познакомиться с ними всеми, нам понадобится ни один час.
И все же мы приглашаем вас познакомиться с памятниками древнего русского города Новгорода.
4.Выступление ученика:
За тыщу лет была Россия
Одетой в золото, гранит,
Но каждый знал, где белая София,
Там и Великий Новгород стоит
Стоит он гордый, величавый
Наш господин и господарь,
И Волхов-князь волною кучерявой
Несет о нем благие вести вдаль.
Живем мечтой, живем надеждой,
Чтоб край былинный расцветал.
И чтоб с София голубь, как и прежде,
Покой и мир всем весям даровал.
Сергей Данилов
5.Заочная экскурсия по Новгороду и его окрестностям
(представление обучающимися презентаций)
1.Софийская сторона
Собор Св.Софии дал
название той части города, что расположилась на левом берегу Волхова -
Софийской стороне.
Новгородский кремль - святыня земли
Русской. Заложенный князем Ярославом, он является древнейшим из
сохранившихся в России кремлем (впервые упоминается в летописи под 1044 годом).
Он расположен в самом центре города, на левом берегу Волхова. Более девяти
веков прошло со времени его возникновения. Кремль
был политическим и культурным центром столицы феодальной Новгородской республики.
На кремлевской площади перед Софийским собором не раз собиралось шумное новгородское
вече. Отсюда новгородцы уходили сражаться за свой город и всю Русь. Отсюда
дружина Александра Невского ушла воевать с немецкими рыцарями-крестоносцами на
битву 5 (18) апреля 1242 года у Чудского озера, которая вошла в историю, как
Ледовое побоище и которой в эти дни исполняется 770 лет. Здесь писались летописи,
здесь хранились старинные книги и произведения искусства. Здесь в 1478 году
было провозглашено объединение Новгорода с Москвой. Сам
кремль, его стены и башни представляют собой огромную ценность, как с архитектурной,
так и с инженерной стороны, т.к. он относительно хорошо сохранились, что дает
прекрасную возможность для изучения древнерусского военно-инженерного
искусства. На месте кремля, построенного в конце XV века, в XI веке стояла
деревянная крепость. К началу XV века она была перестроена в камне. Сохранившиеся
кирпичные стены и башни кремля возведены в самом конце XV века, в 1484 –
1490гг. Длина кремлевских стен –1385 м, высота- от 8,5 до 10,6 м, толщина – от
2,7 м до 3,3 м, общая площадь – 12,1 га. Новгородцы
называли кремль Городом, Детинцем, Каменным городом. "Город"
обозначал укрепление, крепость. Древнейший Детинец находился в северо-западной
части современного Кремля в районе Владычного двора. Он стоял на высоком холме
и был деревянным. Первое расширение Детинца в 1044 г. было связано с началом
строительства громадного каменного храма святой Софии. В 1116 г. Детинец был
увеличен в южную сторону и достиг размеров современного Кремля. В
1302 году в кремле были возведены первые каменные строения – башни. По числу
административных районов («концов») Новгорода было построено пять башен, место
расположения которых определялось направлением кремлевских улиц. Башни,
поставленные на пересечении этих улиц с кремлевской стеной, были проездными.
Главная улица кремля называлась Пискупля (Епископская). Ее мостил епископ на
свои деньги. В конце этой улицы, на самом берегу Волхова, стоял деревянный
тринадцатиглавый Софийский собор, сгоревший в 1043 году. После
строительства башен в 1302 году в кремле появились и другие каменные постройки.
У новых башен одна за другой возникли каменные надвратные церкви с проездами,
устроенными в первых этажах. В 1331 году, как свидетельствует летопись, между
двумя проездными башнями, выходящими на реку, Пречистенской и Владимирской,
было начато строительство первой каменной стены. В 1331-1334 гг. владыка
Василий возводит в камне прибрежный участок между Владимирской, Пречистенской и
Борисоглебской башнями. Новгородская первая летопись трижды отметила это
событие. Возобновление
каменных работ в Детинце происходит во второй половине XIV в. Причиной этому
был большой поход шведов. Изгнав шведов, новгородцы приступили к обновлению каменного
Детинца в Новгороде. В 1400 году строительство каменных стен было продолжено,
причем с того самого места, до которого была доведена стена 1331 года, - с
Пречистенской башни. Двигаясь от этой башни по берегу реки на юг, строители
обошли весь кремль. В 1420-х годах строительство каменного кремля было
закончено. Следующее
грандиозное обновление Кремля было связано с важнейшими событиями для
исторической судьбы Новгорода - присоединением его к Москве. Крепостные стены
новгородского Кремля конца XV в., несмотря на переделки, сохранили в основном
первоначальные архитектурные формы. Стены сооружены из камня и кирпича на
известковом растворе. Каменная кладка состоит из известняка и булыжника.
Толщина крепостных стен в разных частях неодинакова - от 3,6 до 6,5 м. Высота
колеблется от 8 до 15 м. В
летописи отмечено, что кремль был выстроен на «старой основе». И действительно,
в нем были повторены все тринадцать башен кремля XIV – начала XV веков с их
пропорциями, планами и декоративным убранством. Центр
Детинца г. Новгород отмечен памятником "Тысячелетие России" (1862,
автор проекта М.О. Микешин), представляющим в скульптурных композициях основные
этапы развития русской государственности и культуры, выдающихся деятелей
истории, науки, литературы и искусства 10 - сер. 19 вв. Памятник представляет
собой гигантский шар-державу на колоколообразном постаменте; общие очертания
монумента колоколообразные. Вокруг державы установлены шесть скульптурных
групп. Общая высота памятника 15,7 м (высота пьедестала — 6 м; высота фигур —
3,3 м; креста на державе — 3 м). Софийский собор появился в Новгороде
в середине XI века. Если точнее, время его строительства - 1045-1050-е годы,
период княжения в Новгороде Владимира Ярославича. Это был один из первых
русских каменных храмов, древнее него - разве что несохранившаяся Десятинная церковь
в Киеве, Спасо-Преображенский собор в Чернигове и собор Софии Киевской.
По всей видимости, собор строили византийские мастера. Известно, что
по первоначальному проекту храм должны были обрамлять открытые галереи для прогулок,
но, увидев, как в этих местах холодно, зодчие изменили проект и сделали собор
полностью закрытым. София Новгородская - храм
пятинефный. Она имеет 6 шлемовидных глав: 5 наверху, и одна над лестничным
проемом. Центральная глава позолоченная, остальные - посеребренные. На кресте
центральной главы сидит свинцовая фигурка голубя. По легенде, в 1570 году, во
время "кровавого пира" Ивана Грозного, Святой Дух пролетал над
городом и, увидев творящиеся зверства, опустился на крест и окаменел от ужаса.
Считается, с городом ничего не случится, пока голубь будет сидеть на своем
месте. А если исчезнет голубь, погибнет и Новгород. Пророчество
страшным образом сбылось в годы Великой Отечественной войны. В храм попала
бомба, и крест упал. После этого Новгород был практически полностью разрушен.
Крест с голубем увезли в Испанию, он хранился в музее Мадрида. Возвращен был
только в 2004 году, и сейчас находится внутри собора. Крест, который
возвышается на куполе, - это копия, сделанная в 2000-х годах. Западный фасад
Софии Новгородской украшают Магдебургские ворота в романском стиле. Они были
сделаны в Европе. Главная
святыня собора - икона Богоматери "Знамение". Считается, что она
спасла Новгород в 1170 году от войск суздальского князя Андрея Боголюбского. По
преданию, в глаз этой иконе попала вражеская стрела, после чего образ заплакал,
а неприятелей обуял такой страх, что они вынуждены были бежать от городских
стен. Правда это или нет - вопрос сложный. Но след от стрелы есть на иконе до
сих пор.
Грановитая (Владычья)
палата в Новгородском кремле - древнейшее готическое сооружение
на территории России, относящееся к XV веку. По всей видимости, строили ее
немцы. Грановитая палата была местом работы владыки - главного духовного лица
Новгорода. Во время реконструкции были открыты фрески так называемой
"палаты Ефимия", комнатки новгородского владыки, при котором была
построена Грановитая палата. Самая ценная находка реставраторов - фреска Софии
Премудрости Божьей, датированная XV веком, то есть временем строительства здания.
От Монумента Победы начинается Троицкая-Пробойная улица. Немного пройдя по
ней, вы увидите знаменитый археологический раскоп. Напротив раскопа стоит
церковь Святой Троицы, которая и дала улице имя (а Пробойными называли улицы,
которые соединяли между собой спуски к реке). Церковь возвели в 1365 г. по
заказу «югорцев» - купцов, торговавших с Югрой (Приуральем). Легко заметить,
что она много раз перестраивалась: внушительная колокольня резко отличается по
стилю и была пристроена в 1832 г. Нижняя часть церковных стен сохранилась с XIV
в., а верхняя часть здания и главка с изразцами появились в XVII в. От церкви
начинается древняя Редятина улица. По ней можно пройти до храма Св. Власия. На
Руси греческого великомученика почитали как покровителя животных и защитника
скота. Эта церковь (1407) - пример новгородского зодчества XV в.: она невелика,
с одним куполом, украшенным поясками из ниш. На западной стене храма оставлены
неоштукатуренные фрагменты: именно так первоначально выглядели его стены. На
соседней Десятинной улице сохранились постройки бывшего Десятинного монастыря,
основанного в XIII в. княгиней Феодосией, матерью Александра Невского. По
легенде, обитель основана на том самом месте, где в 1170 г. новгородцы разбили
суздальское войско. Этот монастырь был построен на деньги князя, который
отдавал церкви причитающуюся ей десятую часть своих доходов — «десятину», от
этого и пошло название Десятинный. Издалека заметна белоснежная монастырская
колокольня (1811-1813), почти полностью разрушенная во время Великой
Отечественной войны. Восстановили ее во время реставрации монастыря. В
отреставрированном сестринском корпусе в 2002 г. открылся Музей художественной
культуры Новгородской земли. В центре монастырского каре - руины главного храма
Рождества Богородицы, возведенного в 1397 г. и перестроенного в 1670-е гг. Как
и многие другие новгородские обители, Десятинный монастырь до церковной реформы
XVIII в. считался богатым. После того как он потерял большинство своих
владений, здесь жили «престарелые и увечные» инвалиды, а в монастырской тюрьме
содержались колодницы. Напротив монастыря жили родственники Мстислава
Добужинского и бабушка Сергея Рахманинова.
Чуть дальше по Десятинной улице красуется живописная церковь
Двенадцати апостолов на Пропастех. Храм построили в 1454 г. на месте более
древнего, рядом с которым находилось кладбище для умерших во время чумы (так
называемая«скудельня»).
Продолжая путь по Десятинной улице и свернув направо, выходим на
просторную и пустынную главную площадь Великого Новгорода -
Софийскую. С восточной стороны площадь никогда не застраивалась, оттуда и до
нашего времени открывается вид на Кремль. С южной ее стороны стоит, пожалуй,
самое интересное здание на Софийской площади: трехэтажный особняк,
принадлежавший губернскому Дворянскому собранию. Дом возвели в 1851 г. по
проекту петербургского архитектора Андрея Штакеншнейдера, а после Великой
Отечественной войны надстроили. Несколько лет назад в прекрасно
отремонтированном здании Дворянского собрания открылась Картинная галерея
Новгородского музея. Здесь можно видеть богатую и, главное, удачно составленную
и прокомментированную коллекцию русской живописи ХVIII-ХХ вв.: произведения
Боровиковского, Рокотова, Левицкого, Репина, Крамского, Добужинского, Бенуа,
Малявина, Рериха, уникальную коллекцию портретной миниатюры. Здание Дворянского
собрания отделяет парадную Софийскую площадь от соседней, Сенной - там в XVIII-
XIX вв. располагался Сенной рынок. Об этом напоминает сохранившееся в центре
площади небольшое круглое здание-важня, где взвешивали сено.
Неподалеку от Большой Санкт-Петербургской улицы стоят два храма
бывшего монастыря Святого Духа, основанного в XII в. Церковь Святой Троицы была
построена в 1557 г., позже к ней пристроили двухэтажную трапезную. Даже неспециалисту
заметно, что этот храм отличается от типичных новгородских церквей - пятиглавый,
кирпичный, нарядный, он выстроен в традициях московской архитектуры. Напротив
Троицкой церкви стоит главный собор монастыря Святого Духа (1889-1892).
Осмотреть храмы внутри невозможно, в них находятся учреждения. Духовская улица
приведет в бывшие. Здесь, на углу Бредова-Звериной и Духовской улиц, в 1406 г.
была построена церковь Свв. Петра и Павла, которая считается одной из самых
красивых в Новгороде. Небольшой нарядный храм стоит недалеко от волховского берега,
на зеленой лужайке. Церковь не оштукатурена, но украшена крестами самых
неожиданных форм, нишами, розетками. К сожалению, внутреннее убранство не
сохранилось. Неподалеку,
на Звериной улице, находится еще один загородный монастырь - Зверин, в котором
сейчас устроен музей. Прежде чем подойти к бывшей обители, стоит заглянуть за
ограду и полюбоваться маленькой одноглавой церковью Св. Николы Белого
(1312-1313). Это единственная постройка, уцелевшая от разрушенного шведами в
1611 г. древнего Николо-Бельского монастыря. Свое название монастырь получил от
Зверинца - в древности так называли заповедные леса, где охотились князья. Первоначально
монастырь был деревянным. В 1399 г. на месте сгоревшей от молнии Покровской церкви
была построена каменная. В 1899-1901 гг. к ней пристроили новый пятиглавый
собор в псевдорусском стиле. Сейчас оба храма - действующие. Под старой Покровской
церковью, в подцерковье, находится могила Ивана Муравьева-Апостола, отца трех
братьев-декабристов. Главное сокровище Зверина монастыря - храм Симеона
Богоприимца. В 1467 г., во время эпидемии чумы, напротив Покровской церкви
поставили деревянную Симеоновскую церковь. Через год после мора на ее месте
возвели каменный одноглавый храм. Внимательный путешественник легко заметит,
что по своим архитектурным формам он напоминает храм Двенадцати апостолов на
Пропастех, также построенный во время эпидемии. Обе церкви - «обыденные». Симеоновский
храм невелик: одновременно внутри могут находиться не больше 10 человек. Славу
ему принесли необычные росписи XV в. Поверхность стен почти полностью покрыта
погрудными изображениями святых, чья память отмечалась во все дни года, - так
новгородцы молились за усопших во время чумы и погребенных в общей могиле
земляков. Возвращаясь
из Зверина монастыря в центр города по Великой улице, следует обратить внимание
на внушительных размеров здание Областного драматического театра. Его необычный
вид, напоминающий одновременно космодром и стадион, можно, наверное, объяснить
тем, что среди авторов проекта был Андрей Макаревич - да-да, тот самый, из
«Машины времени», архитектор по образованию. Завершить
прогулку по Софийской стороне можно в Кремлевском парке, в его северной части.
Много столетий назад на месте деревьев и клумб теснились усадьбы, улицы,
бурлила городская жизнь. При Иване Грозном был насыпан Малый Земляной город -
вал с деревянными стенами и башнями и вырыт ров, полукольцом охвативший Кремль.
Через два века эти укрепления срыли пленные французы, оставшиеся в Новгороде
после войны 1812 г., и они же разбили здесь так называемый Летний сад, где
прогуливалась «приличная» публика. В конце XIX в. в саду стояли шахматная
беседка и памятник Пушкину. Сад даже огородили решеткой и на ночь запирали. Все
это было разрушено немцами во время оккупации.
2.Торговая сторона Яросла́вово Двори́ще и Торг— исторический архитектурный комплекс на Торговой стороне Великого Новгорода. Ярославово дворище получило своё название по имени князя Ярослава, прозванного позже Мудрым. Впервые словосочетание «Ярославль двор» упоминается ещё в Ипатьевской летописи под 1149 годом. С XV века после утраты независимости и вывозе вечевого колокола в Москву на Дворище размещались дворы и приказы великокняжеских наместников. В 1478 году великий князь Иван III потребовал отдать ему территорию Ярославова двора, считая её своей наследной собственностью, поэтому в XVI веке Ярославов двор нередко называли «Государевым».
В XVII—XVIII вв. на месте Торга был выстроен Гостиный двор. В годы Великой Отечественной войны он был практически полностью разрушен, сохранилась лишь одна аркада. Именно она сейчас является символом Ярославова Дворища и Торга.
Воротная башня Гостиного двора — трёхэтажное гражданское здание с двумя проездными арками, над средней частью которого возвышается восьмиугольная башня, увенчанная шатром. Расположена на территории Торга и Ярославова дворища в Великом Новгороде.
Это здание является воротной башней Гостиного двора, возведенного в 1686 году. Строил её «подмастерье каменных дел» Гурий Вахромеев по проекту и сметным чертежам «каменных дел подмастерья» Семёна Ефимова.
Николо-Дворищенский собор (Никольский собор на Ярославовом Дворище) — один из древнейших новгородских храмов. По возрасту уступает лишь Софийскому собору. Был заложен в 1113 году на территории Ярославова дворища князем Мстиславом Владимировичем. Однако, освящён был только 23 года спустя, 5 декабря 1136 года.
Примечательно, что как раз в том году новгородцы изгнали киевского князя Всеволода Мстиславича, ликвидировав тем самым свою зависимость от Киева. Поэтому этот год считается годом основания новгородской вечевой республики.
Завершённый в год основания Новгородской республики, Николо-дворищенский собор, начиная с XIII века, становится главным вечевым храмом Новгорода. Перед одним из входов в него до падения новгородской независимости собиралось общегородское вече.
Являясь святым местом, вечевой собор обеспечивал неприкосновенность тем, кто спасался в нём от гнева официального вечевого схода или же от расправы крамольной толпы простонародья.
Николо-Дворищенский собор занимает главное место в архитектурном ансамбле новгородского Торга, где находилось ещё девять церквей. Он представляет собой обширную парадную постройку; в его очертаниях внятно прочитывается влияние Софии, напротив которой он и располагался.
В целом архитектура собора отвечает киевской архитектурной традиции начала XII века.
В первые годы своего основания собор был расписан фресками. Однако из всего их богатства сохранились лишь небольшие фрагменты: сцены «Страшного суда» на западной стене, три святителя в центральной апсиде и «Иов на гноище» на юго-западной стене — фреска с изображением страданий Иова Многострадального, на которого дьявол нагнал болезнь. Его жена, чтоб не заразиться, вынуждена была кормить его с палки.
В 1962 году в соборе была размещена экспозиция научно-атеистического отдела Новгородского государственного объединённого музея-заповедника, в куполе — городской планетарий.
Церковь Проко́пия входит в архитектурный ансамбль Ярославова Дворища.
Построена в 1529 году по заказу и на средства московского купца Дмитрия Ивановича Сыркова. В архитектурном облике совмещены традиционные новгородские приёмы и новые для того времени московские веяния, в частности — три апсиды вместо одной.
Церковь Жен-мироносиц расположена на Ярославовом Дворище. Построена в 1510 году на месте одноимённой, сгоревшей в 1508 году деревянной церкви.
Строительство храма 1510 года заказал и финансировал Иван Сырков — родоначальник в Новгороде известной московской купеческой фамилии.
Поставлена она была рядом с домом, где жил сам Иван Сырков. Она являлась фамильной церковью семьи Сырковых и стала первым архитектурным памятником, появившимся в Новгороде после присоединения его к Москве.
В конце XVI века в складах церкви хранилась часть казны Ивана Грозного.
Сегодня в церкви располагается областной Детский культурный центр, в котором проводятся выставки, музыкальные концерты, фольклорные программы.
Церковь Великомученика Гео́ргия на Торгу́ расположена в северной части Ярославова Дворища.
Первое упоминание о деревянной церкви Георгия относится к 1356 году. В послереволюционном Новгороде церковь Георгия на Торгу вместе с церковью Ильи на Славне дольше других оставались действующими. Во время Великой Отечественной войны была повреждена незначительно. В поздний советский период в церкви располагался сувенирный магазин. В настоящее время — выставка исторической новгородской фотографии.
Церковь Параске́вы-Пя́тницы на Торгу являлась патрональным храмом купцов древнего Новгорода. Названа в честь великомученицы Параскевы-Пятницы, считавшейся покровительницей новгородского купечества.
Первая деревянная церковь на месте нынешней была построена в 1156 году заморскими купцами. «Заморскими» назывались новгородские купцы, торговавшие «за морем», то есть за границей. Церковь неоднократно перестраивалась.
Некоторые фрагменты постройки перекликаются с архитектурой древнего Смоленска. Этот факт говорит об обширных торговых и культурных связях древнего Новгорода с крупнейшими центрами Древней Руси.
В настоящее время церковь Параскевы-Пятницы является музейным объектом.
Церковь Успения Пресвятой Богородицы на Торгу́ расположена в северной части Ярославова Дворища. Строительство шло в течение девяти лет, с 1135 года, и было закончено в 1144 году.
Церковь посвящалась новгородцам, погибшим у Жданой горы в неудачном походе в Суздальскую землю.
Церковь Иоанна Предтечи на Опоках на Ярославовом Дворище в Великом Новгороде, названа в честь пророка Иоанна Предтечи. Заложена в 1127 году князем Всеволодом Мстиславичем, а в 1130 году специальной уставной грамотой была передана Ивановской общине купцов-вощаников, торговавших воском и мёдом.
При церкви Ивана на Опоках существовал купеческий суд, возглавлявшийся тысяцким и состоявший из трёх старост от бояр и двух от купцов. Здесь разбирались все тяжбы по торговым делам. В церкви Ивана хранились контрольные эталоны мер, такие, как «локоть иванский» для измерения длины сукна, «гривенка рублёвая» для взвешивания драгоценных металлов, весы — «скалвы вощаные», «медовый пуд».
Во время Великой Отечественной войны церковь значительно пострадала, полностью утратив барабан, купол, кровлю, получив пробоины в стенах и северной апсиде. Восстановлена в середине 1950-х годов.
Церковь Иоа́нна Богосло́ва на Ви́тке находится на правом берегу реки Волхов. Построена в 1384 году. Здание повторяет характерные черты новгородского зодчества второй половины XIV века.
Известно, что в прошлом церковь относилась к женскому монастырю.
В советское время помещения церкви использовались как склад располагающейся рядом лодочной станцией.
В 2001 году церковь Иоанна Богослова на Витке была передана новгородской общине Русской православной старообрядческой церкви. В настоящее время церковь является действующим старообрядческим приходом.
Церковь Бориса и Глеба во граде (в Кремле) или над Волховом, впервые известна как деревянная церковь 1146 года. Каменная же церковь заложена Садко Сытинычем в 1167 году. Садко Сытиныч стал, вероятно, прототипом героя былин— Садко.
Бытовало мнение, что на её месте стояла первая тринадцатиглавая деревянная церковь Софии Премудрости Божией, предшественница каменного Софийского собора, но по результатам археологических раскопок это предположение было опровергнуто.
Церковь Андрея Стратилата, ныне стоящая в детинце, построена в XII веке.
В 1262 году церковь сгорела от попадания молнии, после чего была восстановлена, но в самом начале XIV века— рухнула. В 1305 году новая каменная церковь была вновь освящена архиепископом Феоктистом. В 1652 году церковь рухнула и с тех пор более не восстанавливалась.
Церковь Фёдора Стратила́та на Ручью́— храм XIV века. Церковь заложена в 1360 году по указу новгородского посадника Семёна Андреевича. Строительство закончено в течение года.
Храм представляет из себя классический памятник новгородского зодчества того времени и является одним из выдающихся памятников архитектуры средневекового Новгорода.
Здание церкви— это четырёхстолпная одноглавая постройка кубического типа. На фасаде, особенно на барабане и апсидах, немало декоративных элементов. Некоторые ниши фасада ранее были украшены фресками. По замыслу Семёна Андреевича, постройка должна была служить ещё и как каменный сундук-сейф.
Церковь Федора Стратилата на Ручью стала эталоном для новгородских зодчих последующих поколений.
Фресковая роспись церкви датируется примерно второй половиной XIV века. Она сохранилась, хоть и фрагментарно, но на всех стенах, сводах и арках храма. От традиционного новгородского стиля она отличается тем, что выполнена в красно-коричневых тонах. Это роднит её с фресками известной церкви Спаса на Ильине улице, которая была расписана Феофаном Греком. Многие персонажи стратилатовских фресок имеют сходство с персонажами живописи церкви Спаса на Ильине. Некоторые второстепенные детали буквально повторяются в росписях этих церквей.
В композиции и отдельных фигурах росписи Федора Стратилата чувствуется значительное влияние византийского искусства XIII—XIV веков.
В настоящее время церковь является объектом Новгородского музея-заповедника и открыта для посещения.
На пересечении Никольской и Знаменской улиц возвышается необычная для Новгорода, нарядная с резным крыльцом, церковь Святого апостола Филиппа (1383-1384). В этом храме хранится очень почитаемая икона Целителя Пантелеймона, которая считается чудотворной - именно к ней приходят новгородцы молить о здоровье своих близких. В течение 20 лет здесь находились мощи Святого епископа Никиты, правившего в Новгороде в 11 веке. По преданию, его молитвами город был спасен от засухи и пожаров. После смерти Никиту погребли в Софийском соборе, однако при советской власти мощи были извлечены и в бумажном пакете оставлены в хранилище музея. В 1993 году мощи Никиты торжественно перенесены в собор Св. Софии.
Церковь Спаса Преображения на Ильине улице— храм в Великом Новгороде, построенный в 1374 году и знаменитый тем, что в нем одном сохранились фрески кисти Феофана Грека. Роспись сделана в 1378 году.
Храм был построен жителями Ильинской улицы — главной в Славенском конце Новгорода (торговая сторона на противоположном от Детинца берегу Волхова). Ему предшествовала деревянная церковь, построенная епископом Никитой, и известная с XII века благодаря выносному образу Божией Матери «Знамение», через который по преданию Новгород был чудесно спасён в 1169 году от осаждавших город суздальцев.
Церковь Преображения, являясь характерной постройкой своего времени, отличается величественной монументальностью и изысканным великолепием. Она относится к распространенному в новгородской архитектуре XIV века типу четырёхстолпного квадратного в плане храма с одной алтарной апсидой и одним куполом. Фасады украшены многочисленными крестами. Обилие крестов могло быть связано с поминовением новгородцев погибших в 1372 году при разгроме Торжка тверским князем Михаилом Александровичем.
Знатный новгородский боярин Василий Данилович, принадлежавший к роду Машковых, пригласил для росписи храма одного из величайших мастеров своего времени. Феофан Грек был к тому времени известным константинопольским живописцем. Роспись храма сохранилась далеко не полностью. Большая ее часть погибла, однако то, что сохранилось — единственные сохранившиеся в мире монументальные работы Феофана Грека. Но и небольшие части росписи позволяют оценить как общий замысел ансамбля, так и неповторимую манеру Феофана.
Екатеринин Путевой Дворец на Ярославовом Дворище Торговой стороны Великого Новгорода— образец русской архитектуры времён Екатерины II.
Дворец был выстроен в 1771 году, прототипом считается проект царского дворца в Смоленске.
В плане города отображён в 1778 году вместе со всем существовавшим ансамблем, который кроме дворца включает флигеля. Композиция ансамбля представляет собой городскую усадьбу второй половины XVIII века. Дворец имеет выход в небольшой парк со стороны Волхова. Главный подъезд выходит на Дворцовую улицу.
Предполагают, что ансамбль Путевого дворца построен по проекту архитектора В.И.Баженова.
Уже в начале XIX века дворец находился в запущенном состоянии. Работы по реконструкции начались с 1819 года, а с 1825 года реконструкцией дворца руководил известный архитектор В. П. Стасов.
В здании дворца 14(27)апреля1917 года обосновался губернский Совет рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. С апреля 1929 года в помещениях дворца размещался Дом Красной Армии, с 1962 года дом культуры носит имя Героя Советского Союза Н.Г.Васильева, который работал здесь директором с 1934 года, ныне центр культуры и досуга «ДК им. Васильева».
Антониев монастырь— упразднённый монастырь в Новгороде. Был одним из наиболее важных новгородских монастырей в Средние века. Расположен на правом берегу реки Волхов к северу от центра города.
Основателем и первым настоятелем монастыря был преподобный Антоний Римлянин. Обстоятельства его появления в Новгороде описываются в составленном в XVI веке житии и имеют легендарный характер. Согласно житию, Антоний происходил из Рима и попал в Новгород чудесным способом. Во время уединенной молитвы скала, на которой он стоял, оторвалась от берега и приплыла к берегам Волхова в окрестностях Новгорода. Согласно житию это произошло в 1106 году на праздник Рождества Богоматери (8 сентября). Здесь Антоний и основал свой монастырь.
В реальности Преподобный Антоний был выходцем из Киево-Печерского монастыря, который осуществлял широкую миссионерскую деятельность. Возможно, это была часть задуманного монастырского освоения Новгородской земли. Несмотря на все сложности, преподобный Антоний смог построить в своем монастыре каменный собор и расписать его фресками. Умер преподобный Антоний в 1147 году, завещав настоятельство своему ученику Андрею, который позднее написал первый несохранившийся текст жития святого Антония.
В 1920 году Антониев монастырь был упразднён.
Древнейшим и главным храмом монастыря является собор Рождества Пресвятой Богородицы. Он был построен вскоре после основания монастыря и был одним из немногих каменных храмов Новгорода начала XII века. Строительство каменного собора частным лицом, каким являлся преподобный Антоний, было для тех лет редчайшим явлением.
В 1125 году собор был расписан фреской. В XVII веке роспись первый раз полностью поновили. В 1837 году в виду ветхости большая часть древней росписи была сбита со стен, а год спустя собор был заново расписан. Эти росписи сохранились до нашего времени.
Над южным входом в монастырь возвышалась трёхярусная колокольня. В 1930-х годах два верхних яруса были снесены и разобраны на кирпич.
Знаменский собор— расположен в Великом Новгороде близ церкви Спаса Преображения на Ильине улице. Заложен в 1682 году на месте разобранного храма XIVвека— церкви Знамения Божией Матери.
Инициатором и организатором постройки храма для хранения в нем иконы Божией Матери, получившей наименование «Знамение», выступил митрополит Корнилий. Собор сооружался на средства Дома Святой Софии. В каменных работах принимали участие московские стрельцы. Плотницкие работы выполнили две артели новгородских плотников.
Собор освятили в 1688 году. При митрополите Иове в 1702 году был создан ансамбль стенных росписей. Для росписи наняли артель костромских иконописцев во главе с Иваном Яковлевичем Бахматовым.
Большие повреждения собор получил в годы Великой Отечественной войны. Немецкие войска использовали его как казармы. Резные рамы иконостасов были сожжены. Большая часть икон вывезена и судьба их неизвестна.
3.Окрестности города Новгорода Свято-Троицкий Михаило-Клопский монастырь основан в начале XII века. Ансамбль монастыря в основном сложился во второй половине XVI века, когда по велению Ивана IV Грозного был построен сохранившийся до сих пор Троицкий собор, на который царь выделил пятьдесят рублей из своей казны. Один из приделов был освящён в честь Михаила Клопского. Будучи родственником великого князя Дмитрия Донского, он покинул Москву и в рубище пришел в Клопский монастырь, где никто не знал, кто он. Лишь через 10 лет тайна его высокого происхождения раскрылась. 44 года служил Михаил примером для братии во всех иноческих подвигах, изнуряя тело свое в трудах, бдениях и лишениях. Господь сообщил ему силу творить чудеса и дар пророческого предвидения.
Позднее была возведена Никольская церковь с трапезной. Рост благосостояния Клопского монастыря был прерван Смутой, когда он подвергся разорению и запустел. В конце XVII - начале XVIII века храмы монастыря были заново расписаны, хозяйственная жизнь наладилась, но Клопский монастырь так и не стал богатым. В 1924 году Клопский монастырь был закрыт, а ныне - он снова действующий, и активно восстанавливается при поддержке частных благотворителей.
Цельный по завершенности, изящный и величественный, с обильно украшенными изразцами постройками Николо-Вяжищский монастырь выглядит торжественно на фоне окружающей природы.
До наших дней из монастырских сооружений сохранились только Никольский собор (1681-1683гг.), трапезная с церквами Иоана Богослова и Вознесения (1694-1698гг.) и жилой корпус.
Трапезная представляет собой вытянутое, большое по размерам здание, стоящее на высоком подклете, помещения которого использовались для погребов и кладовых. В восточном крыле (на 1 и 2 этаже) располагались церкви, где отправлялись службы. В центральной части находился громадный трапезный зал. В западной были настоятельские покои, над которыми возвышалась 8-гранная колокольня, побеленная известью и украшенная изразцами. Первоначально она имела 10 колоколов весом от 67 до 10 пудов. После Великой Отечественной войны сохранился всего один колокол среднего размера.
Особую красоту зданиям придавали изразцы. Где изготовлялись изразцы для Вяжищского монастыря - пока не выяснено. Всего вероятнее, роскошная мозаика для Вяжищской обители под Новгородом была заказана в Москве, Ярославле или в Иверском монастыре в Валдае. В Вяжищском монастыре изразцы используются как вставки на галереях, введены в декор крылец, применены в нишах стен, в обрамлении окон и двери, проемов, в широких фризах по всему зданию трапезной, в украшении парапетов лестничных всходов, барабанов глав.
Монументальная вяжищская керамика характерна четкими и яркими рисунками, хорошо видными, даже если плитки размещены на большой высоте. На небольших изразцах чаще всего изображались цветочные букеты в вазоне и геометрические фигуры. Средние и большие изразцы более разнообразны по рисункам: на плитках единорог (в восьмерике колокольни), двуглавый орел (в верхней фризе второго яруса трапезной), крест, ваза с крупным цветком-плодом и т.д.
В 1436 году вместо деревянной построена каменная Никольская церковь. Строительство завершилось в 1438 году. В 1441 году церковь была расписана фресками. В последующие века собор неоднократно перестраивался. Ныне существующий, как уже сказано, датируется 1681 - 1683гг.
В 1925 году Вяжищский монастырь был закрыт. В годы Великой Отечественной войны Вяжищи были оккупированы фашистами.
В 1989 году Вяжищский монастырь был возвращен Русской Православной Церкви. По благословению Алексия II монастырю было определено быть женским.
Варлаа́мо-Ху́тынский Спасо-Преображенский монастырь— женский монастырь Русской Православной Церкви расположен на правом берегу реки Волхов в Новгородском районе Новгородской области, на северной окраине деревни Хутынь, в 7км от Великого Новгорода.
Согласно народному преданию, место это находилось во власти нечистой силы и называлось «Хутынь», то есть худое место. Здесь уединился для молитвы монах Варлаам (в миру Алекса Михалевич). Срубив келию и одержав победу над нечистой силой, он поставил сначала деревянный, а затем каменный храм во имя Преображения Господня (церковь Спаса на Хутыни). Храм не сохранился. В 1515 году был построен Спасо-Преображенский собор.
В 1471 году в Хутынский монастырь приехал Иоанн Васильевич Третий, дабы поклониться святым мощам, и, по легенде, стал выпытывать у игумена, почему не вскрывают раки, чтобы все могли прикладываться к святым мощам. Когда по его повелению стали раскапывать могилу преподобного Варлаама, из земли вырвался огненный столб, опаливший стену и южную дверь иконостаса. Великий князь в ужасе побежал из церкви, ударяя посохом в землю, причём из земли выходил огонь не только в церкви, но и в монастыре. Бросив посох, великий князь в большом страхе покинул монастырь. Этот посох и опалённая дверь алтаря хранились в монастырской ризнице.
В 1611 году монастырь стал резиденцией командования шведов, напавших на Великий Новгород.
В Спасо-Преображенском соборе Хутынского монастыря захоронен прах великого русского поэта Гавриила Романовича Державина и его супруги Дарьи Алексеевны. Монастырь был закрыт в 1925 году, но до 1932 года в монастырском соборе еще совершались богослужения.
Во время Великой Отечественной войны монастырь был разрушен и более 40 лет оставался в руинах. С 20 апреля 1994 года— действующий женский монастырь.
58.486389, 31.284722
Свя́то-Ю́рьев монасты́рь— действующий мужской монастырь Русской Православной Церкви. Находится в 5км от Великого Новгорода на берегу реки Волхов вблизи озера Ильмень. По преданию, основан в 1030 году князем Ярославом Мудрым. Первое летописное упоминание относится к 1119 году.
Строения монастыря первоначально были деревянным, как и его соборная церковь Святого Георгия. В 1119 году повелением князя Мстислава Великого был заложен каменный храм — Георгиевский собор, выстроен был мастером Петром — первым русским зодчим, имя которого называют летописи.
В XII—XIII веках монастырь стал государственным монастырём Новгородской республики. К концу XV века Юрьев монастырь был одним из богатейших церковных феодалов.
В 1822 году во главе обители стал архимандрит Фотий (Спасский), пользовавшийся благосклонностью Александра I и графини Анны Орловой-Чесменской (дочь графа Алексея Орлова-Чесменского), которая в нем и погребена. Иждивением последней в монастыре начались обширные реставрационно-строительные работы. За короткое время были построены: Западный корпус с церковью Всех Святых, Спасский собор, восточный Орловский корпус с кельями для братии, северный с храмом Воздвижения Креста, южный с больничною церковью Неопалимой Купины. В 1841 была построена колокольня по проекту архитектора Карла Росси.
В 20-30-х годах XX века монастырь был разорён и ограблен. Во время Великой Отечественной войны здесь располагались немецкие и испанские воинские части. В эти годы здания монастыря подверглись серьёзным разрушениям. После войны и до конца 1980-х годов на территории монастыря жили люди, размещались почта, техникум, техническое училище, музей, продовольственный магазин и художественный салон.
Собор и монастырь были возвращены Русской православной церкви в 1991 году, с этого периода в Георгиевском соборе проходят богослужения.
Рюриково городище находится в 2,5 км к югу от центра современного Новгорода, при истоке реки Волхов из озера Ильмень, на правом берегу.
Городище являлось одним из старейших укреплённых поселений на этой территории, фактически первым протогородским поселением Приильменья и древнейшей княжеской резиденцией. Именно с Рюриковым городищем связано возникновение российской государственности и начало правления династии Рюриковичей.
На вершине холма до сих пор возвышаются руины церкви Благовещения, возведённой в 1103 г. князем Мстиславом Великим, сыном Владимира Мономаха. Это единственный сохранившийся памятник всего комплекса построек Рюрикова городища.
Церковь Благовещения оставалась действующей до 1930 г. Во время войны храм был превращён в руины.
С 1992 г. церковь Благовещения, наряду с другими историческими памятниками Великого Новгорода и окрестностей – объект Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
Церковь Преображения (Спаса на Ковалеве)— церковь Ковалева (Спасского) монастыря— одного из небольших пригородных новгородских монастырей, существовавших на пожертвования от богатных и знатных людей города. Построена по заказу боярина Онцифора Жабина около 1345г.
Спасский монастырь на Ковалеве просуществовал до 1764 года, но церковь продолжала действовать— вплоть до самого XX века. В годы войны храм был практически до основания разрушен.
Церковь Успения на Во́лотовом поле— церковь в селе Волотово, в прошлом — один из ранних образцов каменного новгородского зодчества. Известна своими уникальными фресками XIV века.
Поставлена в 1352 году архиепископом Моисеем. В 1363 году храм был украшен настенной живописью по заказу уже другого новгородского архиепископа Алексея.
Во время шведской оккупации 1611—1617 года церковь была разорена, однако ни стены, ни фрески не пострадали. В 1825 году часть постройки обгорела во время грозы.
Во время Великой Отечественной войны Успенская церковь в течение 29 месяцев находилась на линии фронта и была полностью разрушена немецкой артиллерией. Площадь утраченной фресковой живописи составила около 350 м². После окончания боевых действий на месте руин церкви остались 1,7 миллионов фрагментов фресковой живописи. В августе 1993 года новгородские реставраторы начали реставрационные работы с фрагментами фресковой живописи.
В настоящее время церковь является музейным объектом и открыта для посещения.
Церковь Нико́лы на Ли́пне— православный храм конца XIII века, памятник новгородского каменного зодчества. Расположен на небольшом острове Липно в дельте реки Мсты, в 9 км к югу от Великого Новгорода. Главный престол освящен во имя Николая Чудотворца, придел— во имя святого Климента.
Строительство храма началось в 1292 году по заказу новгородского архиепископа Климента. На этом месте, по преданию, в 1113 году была обретена икона Николая Чудотворца, писаная на круглой доске, от которой исцелился новгородский князь Мстислав Владимирович. Каменный храм, заложенный в 1292 году, а завершённый в 1294, стал первым каменным храмом, построенным на Новгородской земле после монгольского нашествия на Русь.
Церковь была расписана фресками в 1293—94 году. В XIX веке Церковь Николы на Липне пришла в запустение, богослужения в ней совершались редко. После Октябрьской революции храм был закрыт и сильно обветшал.
Во время Великой Отечественной войны на острове располагался наблюдательный пункт, и он был подвергнут обстрелу, в результате чего храм потерпел значительные утраты, сохранились только 65 % кладки.
В 1945 году реставраторы провели работу над фресками, а в 1954—56 годах была проведена капитальная реставрация храма, и ему был возвращён первоначальный вид.
Церковь Благове́щения в Арка́жах находится в ближайших окрестностях Великого Новгорода на южном берегу озера Мячино рядом с дорогой в Юрьев монастырь
Построена в 1179 году по заказу архиепископа Новгородского Илии за 70 дней, как считается, к 10-летнему юбилею победы новгородцев над суздальским войском.
В церкви фрагментарно сохранилась древняя фресковая роспись 1189 года. Она выполнена в характерной манере новгородской художественной школы того времени с использованием яркой палитры и резкого контурного рисунка.
Во время оккупации Новгорода в 1941—1944годах церковь была занята немецкими войсками под конюшню и сенной склад.
Перынский скит или Перынский Рождества Богородицы мужской скит - монастырь, располагавшийся в новгородском урочище Перынь и действовавший с XIV века по 1764 год.
По данным летописи, в 980 году, в ходе своей «языческой реформы», великий князь Владимир Святославич велел своему дяде Добрыне поставить в Новгороде идол Перуна, что тот и сделал. Идол Перуна был поставлен Добрыней, вероятно, в том месте, которое до сих пор называется Перынью. До установки идола Перуна на этом месте существовал сакральный комплекс, состоящий из трёх святилищ. Академик Б.А.Рыбаков считает, что святилища могли быть посвящены трём славянским божествам: Ящеру— хозяину вод, рыбы и водных путей и Ладе и Леле— богиням плодородия.
В 989 году, после того как Владимир обратился в христианство, деревянный идол Перуна был срублен и сброшен в Волхов, кострища перекопаны, а рвы засыпаны.
В 995 году был основан монастырь, хотя впервые в летописи он упомянут в 1386 году в списке монастырей, сожжённых самими новгородцами при приближении войска московского князя Дмитрия Донского.
В период шведской оккупации (1611-1617 гг.) монастырь был сожжён и разграблен. Чтобы поддержать запустевшую обитель, она в 1634 году по царской грамоте приписана к Свято-Юрьеву монастырю.
В 1764 году Перынский монастырь был упразднён, его церковь обращена в приходскую, все постройки кроме церкви разобраны и перевезены в Свято-Юрьев монастырь.
В августе 1919 года губернским съездом Советов было принято решение о закрытии монастырей в Новгородской губернии. Перынский скит был закрыт и разорён.
Во время войны 1941-1945 гг. по Волхову проходила линия фронта. Скит находился на оккупированной территории, но постоянного гарнизона не имел. После войны на острове работал филиал Новгородского рыбокомбината, который в 60-х годах сменила турбаза.
В 1991 году Перынский полуостров с храмом и постройками был передан Русской Православной Церкви. Сегодня монастырь возрождается как скит Свято-Юрьева монастыря.
Церковь Рождества Богородицы - один из самых маленьких храмов новгородской земли (7,5 на 9,5 на 12 метров).
Храм Рождества Богородицы на Перыни является одним из немногих архитектурных памятников XIII века в России. По своему архитектурному облику Перынская церковь как бы предвосхищала характерные черты новгородского зодчества конца XIII - первой половины XIV века.
В настоящее время памятник реставрирован в первоначальном виде. После реставрации интерьера Архиепископ Новгородский и Старорусский Лев освятил храм 10 марта 2001 года.
Название «Витославлицы» происходит от села Витославлицы, которое существовало здесь в XII—XVIII веках.
Датой основания «Витославлиц» принято считать 5 июня 1964 года. Музей под открытым небом начал свою работу 16 мая 1967 года. Он включает в себя древнейшие в России деревянные архитектурные памятники XVI века, жилые и производственные постройки XVIII—XIX веков.
Первой сюда была перевезена церковь Успения Богоматери из приильменьской деревни Курицко, построенная в 1595 году. Первой избой, перевезённой в музей, стала изба М. Д. Евдокимовой из деревни Рышево.
Музей «Витославлицы» является также площадкой для массовых народных гуляний в традициях дореволюционной России, фольклорных фестивалей, продвижения и поддержки народных художественных промыслов.
4.Оригинальные памятники на улицах Новгорода По примеру европейских и азиатских городов в течение последних полутора лет в Великом Новгороде появился целый ряд оригинальных скульптур, украсивших уголки древнего города и вызывающих улыбки людей.
На улице Фёдоровский Ручей появилась шуточная скульптура, созданная на средства новгородского мецената Николая Сумарокова. Особенность городской скульптуры «Капуста» в том, что она изготовлена в шутку и сделана с изображением в листах капусты рублей, евро и долларов. Композиция состоит из трёх «кочанов». «Доступ» к капусте в натуральную величину открыт для всех жителей города.
Автором нового объекта выступил сам Николай Сумароков, создал городскую скульптуру Василий Исаков. Капуста изготовлена практически в натуральную величину.
Шутливая скульптурная композиция "Кошки охотятся на голубей" установлена на фасаде жилого дома по улице Федоровский ручей. Эта композиция появилась в Новгороде 10 июля 2009 года.
На новой композиции изображены три кошки, которые стараются тихонько подкрасться к двум голубям, обосновавшимся на карнизе здания.
Авторами проекта новой малой скульптурной формы стали новгородский мастер Вадим Боровых и меценат Николай Сумароков.
Прямо
напротив Новгородского Кремля, на набережной Александра Невского установили
небольшую скульптуру рисующего мальчика. На своем мольберте лопоухий мальчуган
рисует Кремль, Волхов и старинную ладью. Рядом с переносным стульчиком, на
котором уселся юный художник, лежат его кисти и рюкзак с замком в виде
медвежонка.
Автор работы – известный новгородский скульптор Сергей Гаев при
участии новгородского мецената Николая Сумарокова.
Впрочем,
в создании этой скульптуры меценат поучаствовал не только материально — идея
композиции принадлежит именно ему. Исполнитель же признается, что доволен
выбранным для «юного художника» местом — с него действительно открывается
прекрасный вид на детинец.
Бронзовая фигура весит без малого 300 кг, высота — около метра.
В
Великом Новгороде появилась скульптура монтера. Её автором стал Вадим Боровых.
Автор идеи - Николай Сумароко. На это раз произведение скульптора украсило
Софийскую сторону. Увидеть новгородского монтера можно на аллее возле
политехнического колледжа НовГУ.
Чтобы создать фигуру монтера, скульптору пришлось освоить некоторые
профессиональные приемы своего героя. Первым делом Вадим Боровых научился
правильно забираться на столб.
Кстати, столб, настоящий, деревянный. Так же как и крюки с
изоляторами для оптико-волоконного кабеля. Только фигуры человека и кошки
выполнены из стеклопластика. Имен у героев нет, зато у самой композиции уже
есть название. Вадим Боровых и Николай Сумароков назвали ее "Глаза в
глаза".
Ничем не примечательная аллея возле политехнического колледжа уже
сейчас обрела совсем иной вид. Говорят, уже есть организации, которые хотят
продолжить украшать территорию вокруг скульптуры. Ведь оазисы добра и делаются
всем миром.
В Великом Новгороде рядом с муниципальной баней по проспекту
Корсунова расположена ещё одна интересная скульптурная композиция,
торжественное открытие которой состоялось 27 мая 2009 года. Речь идёт о
памятнике символу чистоты, но не традиционному Мойдодыру, а его близким –
Мойдодырихе и Мойдодыренку. Супруга и сын Мойдодыра широко, во весь рот, улыбаются.
На голову двухметровой
"Мойдодырши" кузнецы надели большой таз, вместо носа у нее, как и у
всех членов семейства, кран, на животе – умывальник. Одной
"рукой"-полотенцем она держит детскую коляску, в которой сидит её
почти метровый сынишка. Голову ребенка, который был прозван кузнецами
"Мойдодырчиком", венчает горшок, на свешивающиеся из коляски ножки в
качестве обуви новгородские кузнецы приладили большие щетки, в руке выдуманный
новгородцами персонаж держит зубную щетку. Коляска "Мойдодырчика"
одновременно является и скамейкой: кузнецы специально оставили на ней место для
желающих сфотографироваться. Автором композиции
стал новгородский мастер Виктор Корнилов. Металл для изготовления памятника
Корнилов избрал особенный – железо, специально, чтобы не вызывать интереса у
охотников за цветными металлами. Кованая
скульптура былинного купца и гусляра Садко установлена на Ярославовом дворище в
центре Великого Новгорода. Былинный герой с гуслями в руках изображен плывущим
в ладье.
Согласно летописным источникам, прообразом легендарного Садко мог
стать известный новгородский купец Сотко Сытинич, который жил в Великом
Новгороде в XII веке. В память о былинном герое в советские годы в Кремлевском
парке в Великом Новгороде был открыт фонтан "Садко". 14
июня 2009 года в Великом Новгороде, на родине Сергея Рахманинова, состоялось торжественное
открытие памятника великому композитору, пианисту и дирижеру. Монумент был
создан на народные средства. В фонд строительства памятника было собрано около
20 миллионов рублей. Автор
скульптуры - народный художник России, действительный член Российской академии
художеств, член Президентской комиссии по культуре Александр Рукавишников.
Высота монумента - около 4 метров, вес - 3 тонны. Памятник установлен в
окружении любимой композитором сирени у входа в Кремлевский парк. Специально
для участия в открытии памятника в Великий Новгород приехал граф Петр
Шереметьев, ректор Парижской консерватории им С.В.Рахманинова. В открытии
памятника приняла участие и правнучка Сергея Рахманинова Натали Ванамейкер Хавьер.
17 июня 2009 года был открыт ещё
один необычный памятник. Памятник девушке-туристке установлен у Кремлевского
пешеходного моста через Волхов. По одной версии, памятник посвящен
девушке-туристке, по другой - новгородочке. Автором памятника стал новгородский
мастер Вадим Боровых, отливший примерно 150-килограммовую скульптуру из бронзы
по заказу новгородского мецената Николая Сумарокова. Скульптурная
композиция представляет собой девушку, облокотившуюся на парапет, и рядом
стоящие туфли. Очевидно, от долгой пешей прогулки у нее натерлись ноги, и она
сняла обувь, чтобы дать ногам немного отдохнуть.
Сейчас памятник является излюбленным местом фотографирования
туристов. Теперь каждый прохожий, фотографируясь с ней, опускает монетку в
женскую туфельку на удачу и на счастье. За день туфелька заполняется полностью.
Возле памятника сфотографировался Президент России Дмитрий
Медведев, побывавший на 1150-летии Великого Новгорода. На
берегу Волхова, у Кремля новгородские умельцы сумели из старых пней создать
группу замечательно-красивых животных: улитку, рыбку и семейку черепах. Все они
вызывают добрую улыбку взрослых и радость у детей.
6.Представление буклета Ученик: В ходе работы нами было принято решение создать кроме презентаций буклет о достопримечательностях города Новгорода. Показать в маленьком буклете все памятники, которыми славится самый древний города России, просто невозможно. Поэтому в настоящем буклете мы коснулись только наиболее ярких памятников Великого Новгорода. Материал, изложенный нами в буклете, может использоваться на уроках, при подготовке внеклассных мероприятий.
7.Оценка проделанной работы.
Учитель: Работая над созданием нашей заочной экскурсии, мы прикоснулись к многовековой истории Великого Новгорода, к архитектурным памятникам, которые в настоящее время украшают улицы города. Итогом проделанной работы стали созданные обучающимися 10 класса презентации и буклет.
А теперь мы хотим попросить вас оценить нашу работу.
Критерии оценивания презентации
Тема_________________________________________
Критерий |
Баллы (1-5) |
Комментарий |
Оформление (стиль, эстетичность, яркость, соответствие содержанию) |
|
|
Читаемость текста |
|
|
Грамотность |
|
|
Последовательность изложения материала |
|
|
Подбор изображений (привлекательность, соответствие содержанию) |
|
|
Законченность |
|
|
Представление работы |
|
|
Итог |
|
|
Лист оценивания буклета
Критерии оценивания |
Параметры |
Баллы |
|||
1 (плохо) |
2 (слабо) |
3 (хорошо) |
4 (отлично) |
||
Содержание буклета |
Насколько текст буклета соответствует заявленному названию? |
|
|
|
|
Является ли буклет авторским? |
|
|
|
|
|
Будет ли информация в буклете полезной (интересной) для читателя? |
|
|
|
|
|
Соблюдаются ли авторские права использованной информации? |
|
|
|
|
|
Оформление буклета |
Оценка с первого взгляда |
|
|
|
|
Как выстроена структура (логика)? |
|
|
|
|
|
Как использована цветовая гамма? |
|
|
|
|
|
Как использованы фотографии, картинки? |
|
|
|
|
|
Как используется текст в буклете? |
|
|
|
|
|
Представление (защита) буклета |
Соблюдение регламента (5-7 минут) |
|
|
|
|
Логика изложения (правильная речь) |
|
|
|
|
|
Общее количество баллов |
|
8.Итог занятия.
Учитель: Вот и подошла к концу наша небольшая экскурсия. Пока гости оценивают выполненную вами работу, давайте и мы вспомним, о чем сегодня шел разговор на нашем классном часе. Для этого я предлагаю вам заполнить Синквейн.
НОВГОРОД
3 ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ: ДРЕВНИЙ, КРАСИВЫЙ, УДИВИТЕЛЬНЫЙ, ВЕЛИЧАВЫЙ, ГЕРОИЧЕСКИЙ
2 ГЛАГОЛА: ВОСЩИЩАЕТ, ПОРАЖАЕТ, УДИВЛЯЕТ
1 ПРЕДЛОЖЕНИЕ: ДРЕВНИЙ РУССКИЙ ГОРОД, ПОРАЖАЮЩИЙ СВОИМИ ПАМЯТНИКАМИ СТАРИНЫ
ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД – ПАМЯТНИК РУССКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ И КУЛЬТУРЫ
9.Выступление ученика:
Древняя родимая сторонушка,
Край, куда с рожденья сердце просится.
Облака лежат небесной проседью
На челе полуденного солнышка.
Временем не стерта – припорошена,
Создана руками черной нелюди,
Красота церквей, как гуси-лебеди,
Унесет назад в святое прошлое.
Здесь не в сказках на мосту калиновом
Бились с ворогом за землю русичи,
Погибали и вставали тысячи,
И пылал на небе звон малиновый.
Смотрят мудро арки вековых ворот,
Крепостной стены бойницы узкие…
От простого сердца, сердца русского,
Кланяюсь тебе, Великий Новгород!
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1.По древнерусским городам: Новгород. Старая Русса. Псков. Старый Изборск/ Сост. Б.В.Емельянов. – М., Профиздат, 1983
2.http://www.fotki.yandex.ru
3.http://mapcy.narod.ru/novgorod_ru/progulki.htm
4.http://www.visit-novgorod.ru/cities/novgorod/sights
5.http://www.etovidel.net/sighst/city/velikij-novgorod
6.http://travelel.ru/pamyatniki-novgorod-velikij
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.