Проект «Создание в образовательных организациях доступной среды для обучения лиц с ОВЗ»
Оценка 5

Проект «Создание в образовательных организациях доступной среды для обучения лиц с ОВЗ»

Оценка 5
Научные работы
docx
администрации
Взрослым
08.09.2018
Проект  «Создание в образовательных организациях доступной  среды для обучения лиц с ОВЗ»
доклад.docx
Проект  «Создание в образовательных организациях доступной  среды для обучения лиц с ОВЗ»                                                                                                         Выполнена: Глазуновой Ириной Алексеевной учителем начальных классов  МБОУ СОШ № 32  г.Ставрополя; Репкиной Анной Вячеславовной,  учителем начальных классов  МБОУ СОШ №2 г. Невинномысска. Введение  1.Актуальность  2. Проблема проекта  3. Цели и задачи проекта 4. Ожидаемые результаты  5. Риски 6. Сроки разработки и реализации проекта  7. Ресурсы проекта 8. Практическая часть проекта 9. Критерии оценки реализации проекта   Заключение Литература 1.  Актуальность   По статистике Минздравсоцразвития России количество детей с ОВЗ с  каждым годом растет.  Вот лишь несколько цифр: сегодня более 2 млн. детей  в нашей стране относятся к категории детей с ограниченными возможностями (8% всей детской популяции и эти семьи нуждаются в поддержке.   Статья   79   федерального   закона     от   29.12.2012   г.   №273­ФЗ   «Об образовании в Российской Федерации» является новацией образовательного   поскольку   до   настоящего   времени   положения законодательства, образовательных законов не содержали самостоятельных норм, посвященных организации   получения   образования   лиц   с   ограниченными   возможностями. Как известно, речь в данном случае идет о лицах, имеющих различную степень инвалидности и девиантного поведения. Появление подобных норм в образовательном законодательстве не является   случайным,   поскольку   обеспечение   лицам   с   ограниченными возможностями доступа к образованию является одним из приоритетных направлений государственной политики. Так, в соответствии утвержденной распоряжением Правительства РФ от 26.11.2012 г. N 2181­р  государственной программой   "Доступная среда" на 2011­2015   годы   предусматривается   создание   условий   для   предоставления детям­инвалидам   с   учетом   особенностей   их   психофизического   развития равного   доступа   к   качественному   образованию   в   общеобразовательных   и других образовательных учреждениях.  2. Проблема проекта Проект предназначен для решения сложной проблемы обучения и  социализации детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы. В тоже время реализация проекта будет способствовать повышению  степени интеграции детей с особенностями в развитии в социальную среду. 3. Цель и задачи проекта Цель: Создание системы работы для обеспечения равного доступа к  получению образования и необходимых условий для достижения успеха в  образовании всеми без исключения детьми, независимо от их индивидуальных  особенностей, психических и физических возможностей. Задачи:  Создание единой психологически комфортной образовательной среды  для детей, имеющих разные стартовые возможности.  Организация системы эффективного психолого­педагогического  сопровождения процесса инклюзивного образования.  Охрана и укрепление физического и нервно­психического здоровья  детей с учетом специфики их личностных и психофизических  особенностей.  Формирование толерантного восприятия и отношения участников  образовательного процесса к детям с ОВЗ, имеющим различные  нарушения.  Создание и апробация модели междисциплинарного взаимодействия в  команде специалистов сопровождения.  Апробировать теоретическую модель инклюзивного образования в  общеобразовательной школе  Выявить и экспериментально обосновать педагогические,  психологические и другие условия, обеспечивающие эффективность  качественного и доступного образования детей с ограниченными  возможностями здоровья и детей­инвалидов (разработка  образовательной программы с учётом специальных (коррекционных  классов) для детей с ОВЗ)  Развитие социального партнерства с организациями и учреждениями,  защищающими права людей с ОВЗ и принимающими активное участие в  продвижении инклюзивного образования с целью координации и  взаимодействия специалистов разного профиля и родителей. 4.Ожидаемые результаты:  При условии успешной реализации данного проекта мы планируем  получить следующие результаты:  1. В МБОУ “СОШ № …” будут созданы условия для получения более  качественного и доступного образования всеми детьми, независимо от их  нервно­психических и физических особенностей.  2. Успешная социализация и расширение социального пространства  детей с ограниченными возможностями здоровья.  3. У детей с ОВЗ будут сформированы и развиты такие личностные  качества, ключевые компетентности, которые помогут им адаптироваться к  социальным реалиям и позволят реализовать свой потенциал в обществе.  4. Повышение уровня профессиональной компетентности родителей  детей с ограниченными возможностями здоровья (родители получат  необходимые знания для воспитания своих детей).  5. Будет создана сеть информационного взаимодействия по вопросам  сопровождения детей с ОВЗ в контексте внедрения инклюзивного  образования.  6. Повышение профессиональной компетентности учителя в работе с  детьми с разными возможностями.  7. Вовлечение детей с ОВЗ в участие в конкурсах, олимпиадах,  соревнованиях, выставках творческих работ и т. д. и получение возможных  положительных результатов.  8. Учащиеся школы приобретут ценный опыт общения и толерантного  отношения к людям с особенностями развития и здоровья.  9. Обобщение опыта через организацию открытых мероприятий для  педагогов своей школы, школ района,   форумах, издание сборника  методических рекомендаций и брошюры из опыта работы педагогов по  инклюзивному образованию, которые будут распространены среди педагогов  школ города, представление опыта за пределами города, на страницах сети  Интернет. Целевая аудитория проекта: дети – инвалиды,  волонтеры школы №2  Система организации  их взаимодействия осуществляется по средствам тесного взаимодействия с Центром социального обслуживания на дому  и  проведением  совместных занятий с волонтерами школы г. Невинномысска. 5. Риски:  Поскольку инклюзивное образование направлено на обеспечение равных прав детей с ОВЗ и нормативно развивающихся сверстников, то реализация  его на практике предполагает учет интересов всех участников  образовательного процесса. В связи с этим, в нашем образовательном  учреждении могут возникнуть определенные риски, которые мы выделяем как наиболее значимые:  Во­первых, многие педагоги могут испытывать чувство тревоги, т.к.  боятся не справиться с возросшей ответственностью, не все учителя понимают суть и готовы к новым профессиональным ролям, которые появляются в связи с введением инклюзивного образования.  Во­вторых, семьи нормативно развивающихся детей могут испытывать  сомнения и возражать против того, что в классе присутствуют “особые”  учащиеся. Они опасаются, что это может привести к тому, что все внимание  учителя будет направлено на детей с ОВЗ, а другие дети в этом время не  будут получать необходимую помощь.  В­третьих, не все родители детей с ОВЗ готовы отдать своего ребенка в  обычный класс, т.к. боятся, что его обидят или ему будет тяжело справляться с учебой наравне со сверстниками.  В­четвертых, материально­техническая база ОУ может частично не  соответствовать успешной реализации инклюзивного образования.  В­пятых, не исключен и риск так называемой “формальной” инклюзии,  когда права детей с ОВЗ на образование будут реализовываться поверхностно  без создания специальных условий и подготовки всех участников  образовательного процесса.  В­шестых, не исключаем ситуации, когда родители не желают  признавать своего ребенка нуждающимся в особых условиях при получении образования и препятствуют прохождению ПМПК своим ребенком, либо  пройдя ПМПК, получив рекомендации, не предоставляют их в школу. 6. Сроки разработки и реализации проекта. Этап Задачи Подготовительны создание банка данных о детях, нуждающихся  й Деятельностный  (основной) в особых условиях; создание “безбарьерной” среды (материально­ техническое и информационное обеспечение,  обеспечение доступности в помещениях школы  и т.п.); адаптация содержания образовательной  программы в различных предметных областях в связи с полученным банком данных о детях; формирование нормативно­правовой,  методической, образовательной, психолого­ медико­социальной баз; формирование банка данных передового  опыта, имеющегося по инклюзивному  образованию в мире, России, городе; курсовая подготовка педагогов. непосредственная работа с детьми ОВЗ и  детьми­инвалидами; коррекционно­развивающая работа; социальная адаптация; работа “Родительского клуба”; курсовая подготовка педагогов. Сроки   Январь­ август  2017г.   Август  2017г. –  май  2018г. Рефлексивный контроль и анализ результатов деятельности  Апрель­ ОУ по инклюзивному образованию; обобщение результатов и построение системы  июнь  2018г. трансляции опыта ОУ по вопросам  инклюзивного образования; составление перспективного план дальнейшей  работы в этом направлении. 7.Ресурсы проекта:  Кадровое обеспечение – характеристика необходимой квалификации кадров  педагогов (в области общей и коррекционной педагогики), а также кадров,  осуществляющих медико­психологическое сопровождение ребенка с ОВЗ в  системе школьного образования.  Финансово­экономическое обеспечение – возможность пригласить для  участия в занятиях актёров, тренеров, выехать на тренинг за пределы школы  (нанять спецтранспорт, арендовать помещение)  Материально­техническое обеспечение – оргтехника, актовый зал, учебный  кабинет информатики, учебная аудитория, аудиотехника, видеотехника,  канцтовары, столовая.  Информационное обеспечение включает необходимую нормативную  правовую базу образования детей с ОВЗ и характеристики предполагаемых  информационных связей участников образовательного процесса 8.Практическая часть проекта № Наименование мероприятий Срок Исполнители 1. Нормативно – правовое и организационное обеспечение 1.1. Организация работы педагогического  декабрь  Администрация исполнения коллектива в проекте, создание Рабочей  группы 2016 1.2. Формирование нормативно­правовой базы.  Издание распорядительных документов,  внесение корректив в нормативно­правовые акты школы До  1.05.2017г Администрация,  Рабочая группа 1.3. Формирование методической,  образовательной, психолого­медико­ До  1.05.2017г Администрация,  Рабочая группа социальной баз 1.4. Формирование банка данных о детях,  До  Администрация,  нуждающихся в особых условиях 1.5. Адаптация содержания образовательной  программы в различных предметных  областях 1.6. Формирование банка данных передового  опыта, имеющегося по инклюзивному  образованию в мире, России, городе.  Организация семинаров по данному  направлению 1.05.2017г До  1.05.2017г Рабочая группа Педагоги По доп.  плану Администрация,  Рабочая группа 1.7. Диагностика с целью выявления подготовки До  Администрация педагогического коллектива для работы по  данному направлению, организация  1.01.2017г курсовой подготовки педагогов (по  результатам диагностики) 1.8. Консультирование участников реализации  постоянно Администрация,  проекта: учителей, классных  психолог, привлеченные  специалисты Администрация Администрация Администрация Администрация В конце  каждого  квартала В конце  каждого  квартала По необ­ ходимости До  1.09.2017г.  по возмож­ ности  обновлять,  дополнять руководителей, специалистов, родителей 1.9. Контроль и анализ результатов  деятельности ОУ по инклюзивному  образованию 1.10Обобщение результатов и построение  системы трансляции опыта ОУ по вопросам инклюзивного образования 1.11Составление/ коррекция план дальнейшей  работы в этом направлении. 2. Создание “безбарьерной” среды 2.1 Обеспечение школы необходимым          оборудованием, создание “безбарьерной”  среды: Оснащение кабинетов лабораторно­ учебным оборудованием и наглядными  пособиями Оснащение методическими и учебно­ наглядными пособиями кабинета психолога Оснащение учебно­наглядными пособиями  кабинета логопеда Сопровождение и доработка программного­ методического обеспечения, методического материала обеспечения по предоставлению  технических средств реабилитации 2.2. Обеспечение школы необходимым  техническим оборудованием, создание  До  1.09.2017г. Директор, Зам.директора по “безбарьерной” среды Установка пандуса /перил/ к основному    по возмож­ ности  АХР обновлять, дополнять, корректи­ ровать  план                   входу и запасному выходу Оборудование гардероба Ремонт и оборудование туалетов на 1 этаже Оборудование столовой специальными  умывальниками Оборудование специальной мебелью  читального зала, учебных кабинетов Оснащение мультимедийной техникой и  современным специальным, в том числе  реабилитационным, учебным,  компьютерным оборудованием читального  зала и учебных кабинетов Оборудование рабочих мест в кабинетах  технологии Оснащение спортивного зала  специализированным оборудованием для  занятий ЛФК Оснащение медицинского кабинета  специализированным медицинским  оборудованием Доступные классы: • вход в класс без порога; • широкие проходы между партами; • оснащение современным оборудованием; • освещение класса; • специальная мебель. 3. Работа с родителями 3.1. Диагностика, анкетирование 3.2 Организация родителей в “Родительский  Май­  сентябрь  Администрация,  психолог,  клуб” 2017 3.3 Составление / коррекция плана работы  Родительского клуба 3.4 Консультации, тренинги По плану 3. 5 Родительские конференции, собрания По плану  3.6 Мероприятия досугового направления (см.  школы социальный  педагог,  кл.руководители, привлеченные  специалисты план работы школы) 4. Организация образовательного процесса Обучающиеся 4.1 Формирование банка данных о детях,  нуждающихся в особых условиях 4.2 Диагностики, анкетирование 4.3 Разработка индивидуальных  образовательных маршрутов До  1.05.2017г Май  ­сентябрь 4.4 Коррекционно­развивающая работа  По плану (консультации, тренинги) 4.5 Организация дополнительных  консультативных и индивидуальных  занятий 4.6 Мероприятия досугового направления (см.  план работы школы) По плану По плану  школы Администрация Психолог Педагоги,  психолог Психолог,  соц.педагог Педагоги,  психолог Педагоги, кл.рук Педагоги 4.7 Формирование банка данных передового  До      Администрация опыта, имеющегося по инклюзивному  образованию в мире, России, городе.  Участие в семинарах по данному  1.03.2017г направлению 4.8 Диагностика с целью выявления подготовки педагогического коллектива для работы по  До  01.01.2017г Администрация данному направлению, прохождение  курсовой подготовки педагогов (по  результатам диагностики) 4.9 Организация и проведение психолого­ По плану Психолог педагогических тренингов для педагогов 4.10Адаптация содержания образовательной  программы в различных предметных  областях До  Педагоги 01.05.2017г 4.11Индивидуальное планирование работы  Постоянно Педагоги учителями 4.12Взаимопосещение и проведение открытых  2017­2018гг Администрация,  уроков, занятий учителями 4.13Организация и проведение внеклассных  По плану мероприятий по воспитанию толерантных  педагоги Зам.директора по ВР, кл.рук. отношений 4.14Осуществление плана работы по  По плану Администрация преемственности начальной и основной  школы 4.15Разработка и реализация индивидуальных  образовательных маршрутов 4.16Обеспечение школы необходимым  оборудованием, создание безбарьерной  среды (учебные пособия, программы,  наглядные пособия и т.п.) 4.17Консультирование участников  интегративного образовательного  пространства: учителей, специалистов,  родителей Май  ­сентябрь См. п. 2. Педагоги,  психолог Администрация Постоянно Администрация,  психолог, привл.  специалисты 4.18Индивидуальное планирование работы  Май  Педагоги, кл.рук. классными руководителями, учителями,  которые включены в работу по  ­сентябрь инклюзивному образованию 4.19Мероприятия досугового направления (см.  По плану Кл.рук., учителя  план работы школы) 4.20Обобщение результатов и построение  2018г. и  физкультуры Администрация,  системы трансляции опыта ОУ по вопросам инклюзивного образования далее педколлектив 7. Критерии оценки реализации проекта: Критерий Объективно проверяемые Источники проверки показатели 1.Создание единой  психологически комфортной  1.1. Описание особенностей  образовательной среды. Публикации Комплект нормативно­ образовательной среды для  детей с разными стартовыми  1.2. Сформированные  нормативно­правовая и  правовых и учебно­ методических  возможностями учебно­методическая базы. материалов 1.3. Благоприятный  микроклимат в ОУ. 1.4.Стабильные показатели  набора учащихся школы. 1.5.Факты научно­ методического  сотрудничества школы с  учреждениями и центрами. Анкетирование  участников  образовательного  процесса Приказы о списочном  составе учащихся  школы Договоры о  сотрудничестве Планы учебно­ 2.Разработка системы  психолого­педагогического  2.1. Динамика  эмоционального состояния  методической работы  школы Документация  психолого­ сопровождения детей с ОВЗ  в инклюзивном  ребенка. 2.2. Снижение школьной  педагогической службы Результаты диагностик образовательном  пространстве 3.Повышение  тревожности. Наблюдение 2.3. Изменение социального  статуса ребенка в группе. 3.1. Увеличение числа  Результаты  профессионального уровня и  компетентности педагогов в  педагогов высшей и первой  квалификационной категории аттестации  /распоряжения и  области инклюзивного  образования 3.2. Доля педагогов,  прошедших курсы повышения портфолио педагогов/ Документы о курсах  квалификации по теме  проекте повышение  квалификации 3.3. Участие педагогов в  Протоколы заседаний  государственно­ общественном управлении  Попечительского  совета, Родительского  школой 4.Повышение  информационной  4.1. Доля родителей детей с  ОВЗ, посещающих  комитета,  Педагогического совета Анкетирование  педагогов Протоколы  родительских собраний, компетентности родителей  детей с ОВЗ родительские собрания,  являющихся членами  Родительского клуба Протоколы заседаний  Родительского клуба Попечительского 4.2.Участие родителей в  совета, Родительского  государственно­ общественном управлении, в  жизни школы 5.Разработка серии научно­ 5.1. Проведение семинаров,  практических семинаров по  теме проекта педсоветов по плану и  запросу.   5.2.Высокий уровень  удовлетворенности  профессионального  сообщества проведенными  семинарами. комитета Анкетирование  родителей Календарный план  проведения научно­ практических  семинаров, педсоветов. Методические  разработки проведения  семинаров, педсоветов  (публикации),  протоколы Заявки на проведение  семинаров Отзывы участников  семинаров Данные о спросе на  публикации Заключение Нами был разработан проект «Создание в образовательных организациях  доступной  среды для обучения лиц с ОВЗ». Изучение проблемы основывалось на анализе нормативно­правовых документов, регламентирующих  инклюзивное образование в Российской Федерации. В результате анализа были выявлено, образование детей с ограниченными возможностями здоровья  предусматривает создание для них психологически комфортной коррекционно­развивающей образовательной среды, обеспечивающей  адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание; для их самореализации и социализации через включение в разные  виды социально значимой и творческой деятельности.  Была  сформулирована цель проекта: создание системы работы для  обеспечения равного доступа к получению образования и необходимых  условий для достижения успеха в образовании всеми без исключения детьми,  независимо от их индивидуальных особенностей, психических и физических  возможностей. Для решения данной проблемы были поставлены задачи и  разработан план мероприятий по их реализации с указанием сроков.  Список использованной литературы 1. Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г 2. 3.  Конституция Российской Федерации   Закон Российской Федерации № 273­ФЗ от 29.12.2012 г. «Об  образовании в Российской Федерации»;  4. Закон Российской федерации от 24 ноября 1995 г. N 181­ФЗ «О  социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с изменениями  и  дополнениями) 5. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. №597 «О мероприятиях по  реализации государственной социальной политики»;  6.  Зарецкий В.К. Десять конференций по проблемам развития особенных  детей – десять шагов от инновации к норме // Психологическая наука и  образование.­ 2005.­ № 1.­ С. 83­95. .8. Инклюзивное образование в России. ЮНИСЕФ. М., 2011. Инклюзивное образование: право, принципы, практика. М., 2009. 9.  Малофеев Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа.  Уч. пос. для студентов пед. вузов. – М.: Просвещение, 2009. 10.  Ярская­Смирнова Е.Р., Лошакова И.И. Инклюзивное образование  детей­инвалидов // Социологические исследования.­ 2003.­ № 5.­ С. 100­106 11. Материалы по инклюзивному образованию http://school.msk.ort.ru/integration/index.php?p=teor_mpio 12. Об интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья

Проект «Создание в образовательных организациях доступной среды для обучения лиц с ОВЗ»

Проект  «Создание в образовательных организациях доступной  среды для обучения лиц с ОВЗ»

Проект «Создание в образовательных организациях доступной среды для обучения лиц с ОВЗ»

Проект  «Создание в образовательных организациях доступной  среды для обучения лиц с ОВЗ»

Проект «Создание в образовательных организациях доступной среды для обучения лиц с ОВЗ»

Проект  «Создание в образовательных организациях доступной  среды для обучения лиц с ОВЗ»

Проект «Создание в образовательных организациях доступной среды для обучения лиц с ОВЗ»

Проект  «Создание в образовательных организациях доступной  среды для обучения лиц с ОВЗ»

Проект «Создание в образовательных организациях доступной среды для обучения лиц с ОВЗ»

Проект  «Создание в образовательных организациях доступной  среды для обучения лиц с ОВЗ»

Проект «Создание в образовательных организациях доступной среды для обучения лиц с ОВЗ»

Проект  «Создание в образовательных организациях доступной  среды для обучения лиц с ОВЗ»

Проект «Создание в образовательных организациях доступной среды для обучения лиц с ОВЗ»

Проект  «Создание в образовательных организациях доступной  среды для обучения лиц с ОВЗ»

Проект «Создание в образовательных организациях доступной среды для обучения лиц с ОВЗ»

Проект  «Создание в образовательных организациях доступной  среды для обучения лиц с ОВЗ»

Проект «Создание в образовательных организациях доступной среды для обучения лиц с ОВЗ»

Проект  «Создание в образовательных организациях доступной  среды для обучения лиц с ОВЗ»

Проект «Создание в образовательных организациях доступной среды для обучения лиц с ОВЗ»

Проект  «Создание в образовательных организациях доступной  среды для обучения лиц с ОВЗ»

Проект «Создание в образовательных организациях доступной среды для обучения лиц с ОВЗ»

Проект  «Создание в образовательных организациях доступной  среды для обучения лиц с ОВЗ»

Проект «Создание в образовательных организациях доступной среды для обучения лиц с ОВЗ»

Проект  «Создание в образовательных организациях доступной  среды для обучения лиц с ОВЗ»

Проект «Создание в образовательных организациях доступной среды для обучения лиц с ОВЗ»

Проект  «Создание в образовательных организациях доступной  среды для обучения лиц с ОВЗ»

Проект «Создание в образовательных организациях доступной среды для обучения лиц с ОВЗ»

Проект  «Создание в образовательных организациях доступной  среды для обучения лиц с ОВЗ»

Проект «Создание в образовательных организациях доступной среды для обучения лиц с ОВЗ»

Проект  «Создание в образовательных организациях доступной  среды для обучения лиц с ОВЗ»

Проект «Создание в образовательных организациях доступной среды для обучения лиц с ОВЗ»

Проект  «Создание в образовательных организациях доступной  среды для обучения лиц с ОВЗ»

Проект «Создание в образовательных организациях доступной среды для обучения лиц с ОВЗ»

Проект  «Создание в образовательных организациях доступной  среды для обучения лиц с ОВЗ»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.09.2018