Проект "Ткачество поясов на бердо", 7 класс, технология
Оценка 4.6

Проект "Ткачество поясов на бердо", 7 класс, технология

Оценка 4.6
Научно-исследовательская работа
docx
технология
7 кл
02.04.2017
Проект "Ткачество поясов на бердо", 7 класс, технология
Публикация является частью публикации:
Ткачество поясов на бердышке.docx
Исследование по теме «Ткачество поясов на бердышке Работу выполнила Воложанинова Наталья, учащаяся 7 Куратор Петрова Ирина Николаевна, учитель (бердо)» класса технологии Немало тайн, секретов, поверий хранят, казалось бы, совсем простые вещи. Вот, к примеру, пояс. Что может быть проще? А между тем, пояс – очень важный и существенный элемент одежды. Некогда они бытовали у крестьян, а в некоторых селах и деревнях пожилые люди до сих пор не расстаются с ними. Тканые пояса у коми-пермяков двух видов – широкие и узкие. Широкий пояс называют кушаком или опояской, узкий – тельником, покромкой или пояском. Кушак – принадлежность мужской одежды. Его ткали шириной 6-10 см, а длина должна была соответствовать двум обхватам талии и запасу на низко спускающие концы. Собираясь в дорогу или на работу, мужчина туго опоясывал верхнюю одежду кушаком, затыкая за него или подвешивая к нему всевозможные рабочие, охотничьи или дорожные принадлежности. Узкие пояски носили и мужчины и женщины: мужчины – поверх рубашки, а женщины – по сарафану. Ширина поясков от 1до 5 см, а длина примерно полтора метра. Женскому пояску, в отличие от мужского, полагалось быть шире и длиннее. У жителей нашей местности не принято было ходить без пояса. Пояс считался своеобразным оберегом от людского сглаза, от всевозможных злых духов. Думали, что если пойти в лес без пояса, закружит леший, заворожит, обязательно собьет с пути, с дороги. Если без пояса пойти к воде жди водяного с его проделками. В старину мастерство ткать пояса переходило из поколения в поколение. Матери, тети, бабушки передавали свои навыки и умения молодым. Девочку за станок садили в 6-7 лет. В основе рисунков поясов местных жителей лежит геометрический орнамент, который складывается из прямых линий, зигзагов, квадратов, ромбов, прямоугольников, решеток и других фигур. Способ подвязывания. Женщины носили пояс на талии поверх фартука, либо под грудью. Мужчины – высоко под грудью, на животе или ниже живота, обкручивая его вокруг 1 стана не менее двух раз. Завязывался пояс узлом спереди или сбоку таким образом, чтобы концы свешивались на 20-40 см и более. Длина и ширина пояса. Способ навязывания пояса обозначал их длину, которая варьируется от 1,5 до 4 м, отдельные пояса достигали длины 5-6 м. Ширина пояса тоже различна. Обычно повседневную рубаху подпоясывают тонким полувершковым поясом (22 мм) или вервью (специально сплетенная из льна веревка). Праздничную рубаху подпоясывали разноцветным, с родовой обереговой символикой вершковым поясом, а ритуальную рубаху широким поясом. Ношение пояса связывалось с моральным обликом человека. Отсутствие пояса усматривалось как нарушение общепринятых норм поведения. До сих пор негативное значение имеют слова (« распоясаться, поясничать» и др.) Магические свойства пояса, скрепляющего союз молодых, использовали в свадебном обряде: поясом обвязывали жениха и невесту, тем самым соединяя их в единое целое. Пояса дарились музыкантам на свадьбе, родичам жениха и гостям. Входя после свадьбы в хату жениха, невеста кидала поясок на печь (показывая домовому, что она теперь новая хозяйка). До стола молодых вели на поясе. В первые дни после веселья молодая, идя по воду, ложила поясок на сруб колодца. Подметая хату, завязывала поясок на веник. Из воспоминаний жительницы села Покча Иды Федоровны Федосеевой « Пояса на свадьбе являлись символом оберега. И на свадьбе невеста раздаривала пояса, изготовленные заранее своими руками. Иной раз невеста на свадьбе раздавала более ста поясков» Пояс является одним из самых сакральных видов творчества, украшений и оберегов. Это обязательная принадлежность русской народной одежды. Разделяя верхнюю и нижнюю части тела человека, связывая верхнюю и нижнюю части одежды, пояс отделяет и связывает одновременно высшее и низшее начала в человеке. Кроме этого, пояс принимает значительную часть веса одежды на себя, освобождая плечи от дополнительной нагрузки. Он всегда воспринимается как знак благополучия и порядочности. Например, раньше женщинам сомнительного поведения запрещалось носить пояса. Но всё-таки без пояса человек может находиться какое-то время: новорожденный, рожающая женщина, тяжело больной или умирающий. Пояс непременно снимают при 2 гаданиях, как бы открывая ворота для связи с иным миром. Человек может находиться без пояса только дома, в кругу самых близких, пока ещё не взялся за дела или при каких-то обрядовых действиях. Из воспоминаний Валентины Михайловны Федосеевой: «Существуют повседневные, праздничные, обрядовые и ритуальные пояса. Наиболее простой пояс - нитяной. Его делает мама для своего новорождённого ребёнка в первые дни после родов из 1-3 нитей (красных или светлых, льняных). Нити женщина может достать из своей или отцовской ношеной одежды. Иногда заранее готовят для этого «первонить»: будущая мама высеивает отдельно (с наговорами) лён, сама его обрабатывает и выпрядает, когда никто не видит, в определённый день одну ниточку, которую и завязывает своему младенцу после родов. Такой нитью иногда перевязывают пуповину у дитя. Когда у новорожденного заживает пупок, ему надевают тонкий витой поясок-тельник (куда иногда вплетают волосы родителей), который он будет носить до совершеннолетия. Показывать его посторонним нельзя. Поясок-тельник дети носят под одеждой до совершеннолетия. Но многие предпочитают носить такой пояс и дальше (если не на теле, то в потайном кармашке) как оберег, хранящий родительскую любовь. Повседневные пояса детей до 3-4-х лет изготавливают их матери, бабушки, тётки или старшие сестры. Дарёные (чужие) пояса на детей в этом возрасте не одевают. С 3-х до 12-ти лет у детей, кроме витых, могут быть узкие (1-2 см) опояски. Обычно их ткал или плел отец, дед, родной дядька или старший брат. Связано это с тем, что пояс, созданный руками мужчины, подпитывает жизненной созидающей силой растущего, созревающего ребёнка, защищает и оберегает его. После 12-ти лет юноши и девушки начинают, как и взрослые, носить тканые покромки, которые уже разделяются на мужские и женские. Их обычная ширина - 2-2,5 см (полвершка). Кроме покромок, мужчины носят круглые плетёные пояса; они удобны для занятий по хозяйству и выглядят нарядно. Повседневные тканые и плетёные плоские пояса обычно заканчиваются «махрами» (бахромой), а витые и круглые плетёные одной кистью». Создавались пояса различными способами: тканые на ниту (бичулька), на дощечках и бердышках, на ткацком стане, а также вязаные крючком, плетеные на пальцах и на спице. Изготавливались пояса в основном из шерстяной крученой 3 многоцветной пряжи, которая составляла основу, чередуясь с льняными нитями белого или черного цвета. Утком при этом служили обычно льняные нити, по цвету соответствующие льняным нитям основы. Именно они составляли фон, на котором рельефно выделялся бранный из разноцветных шерстяных нитей основы узор. Бёрдышко («бёрдо») представляет собой особое устройство с прорезями, которое иногда называют прообразом ткацкого станка. В старину бёрдышки выполнялись из цельной деревянной дощечки (обычно берёзы), позднее их стали делать наборными. Прорези в бёрдышке разделяют нити основы и нити узора. Мною, найдено несколько старинных поясов, которые бережно сохранила Нина Павловна Заболотных. Ей они достались от бабушки Анны Григорьевны Заболотных. К сожалению старинных бердышек найти не удалось. Но по старинным рисункам руководителем нашего кружка Петровой Ириной Николаевной были созданы бердышки, и я смогла научиться плести пояса. Чем длиннее бердышко, тем шире будущий поясок. Поперек бердышка делались тонкие узкие параллельные друг другу пропилы. В каждой перегородке сверлились дырочки. Нечетная нить пропускалась в пропил бердышка, четная - в дырочку. Бердышко попеременно опускали и поднимали, и каждый раз в образовавшийся зев пропускали нить утка и подбивали челноком. Этот прием повторялся многократно и в результате образовывался пояс простого полотняного переплетения. Именно таким образом в Чердынском крае пояса и опояски сохраняли древнейшие технологии их изготовления, которые известны далеко за пределами даже Пермского края на всей территории России. До сих пор некоторые сторожили – Анна Михайловна Загваздина, Валентина Михайловна Федосеева, Ида Федоровна Федосеева, Нина Павловна Загваздина, владеют данными технологиями, но, к сожалению инструментов, для ткачества поясов у них не сохранилось. 4

Проект "Ткачество поясов на бердо", 7 класс, технология

Проект "Ткачество поясов на бердо", 7 класс, технология

Проект "Ткачество поясов на бердо", 7 класс, технология

Проект "Ткачество поясов на бердо", 7 класс, технология

Проект "Ткачество поясов на бердо", 7 класс, технология

Проект "Ткачество поясов на бердо", 7 класс, технология

Проект "Ткачество поясов на бердо", 7 класс, технология

Проект "Ткачество поясов на бердо", 7 класс, технология
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.04.2017