ПРОЕКТ «Цветущая школа» Номинация: «Цветоводство и ландшафтный дизайн»
Оценка 4.7

ПРОЕКТ «Цветущая школа» Номинация: «Цветоводство и ландшафтный дизайн»

Оценка 4.7
Исследовательские работы
docx
экология
10 кл
25.05.2019
ПРОЕКТ                           «Цветущая школа» Номинация: «Цветоводство и ландшафтный дизайн»
Проект Цветущая школа.docx
Оглавление Введение _____________________________________________________________________________ ___ 4 1. Школьный участок и его проблемы.___________________________________________ 7 2. Реализация проекта _____________________________________________________________ 8 3.Анализ промежуточных результатов работы и внесение изменений по реализации практического этапа 2014-15 уч. год. __________________________ 9 4. Результаты реализации проекта ______________________________________________ 10 5. Заключение ________________________________________________________________________ 10 6.Практические рекомендации ___________________________________________________ 11 Список использованной литературы ___________________________________       12 Приложение _________________________________________________________       13 3 Введение Школьный двор – это визитная карточка школы, требующая постоянной и целенаправленной работы по благоустройству. Проблема состояния и благоустроенности школьного двора имеет более глубокое экологическое значение, чем, кажется на первый взгляд. По существующим санитарным нормам каждое учебное, дошкольное или оздоровительное учреждение должно иметь выраженную буферную зелёную зону, ограждающую эти особые по своему назначению объекты от загазованной окружающей среды. Существует хорошая пословица: «Человека встречают по одежке, провожают по уму». Поэтому большое значение имеет внешний вид школы и окружающая ее территория, но она должна быть не только красивой, но экологически чистой. Ведь именно здесь мы проводим большую часть времени. Это и спортивные занятия, и отдых во время перемен, и проведение культурно-массовых мероприятий, и уборки территорий. Экологическая обстановка влияет на наше здоровье и организм в целом. Выхлопные газы, горение лесов, свалки мусора, неочищенная вода, размножение грызунов-вредителей - все это в значительной степени нарушает экологический баланс и приводит к возникновению различных заболеваний. Нужны меры по преодолению сложившейся ситуации. И в своей работе мы бы хотели осветить все данные аспекты. Гипотеза: создание элементов ландшафтного дизайна на пришкольной территории может привлечь внимание учащихся и их родителей к экологическим проблемам микрорайона школы и повысить социальную активность населения. Актуальность выбранной темы: благоустройство территории играет важную роль в жизни человека - красиво устроенные клумбы, малые формы, элементы ландшафта оказывают влияние на настроение человека, его здоровье и настроение, создают благоприятный микроклимат. Данный проект позволяет учащимся, педагогам, родителям прикоснуться к историческому прошлому школы, ее настоящему и будущему. Работа в этом проекте дает возможность 4 педагогам развивать у учащихся патриотические качества, активную жизненную позицию, а также реализовать способности художников, дизайнеров, садоводов, исследователей. Пришкольная территория является эффективным продолжением и дополнением традиционного учебно-воспитательного процесса, экспериментальной и исследовательской деятельности. На свежем воздухе проводятся массовые внеклассные мероприятия: общешкольные сборы и линейки, вечера выпускников, ярмарки, спортивные соревнования. В любое время года на школьном дворе ведутся природоохранные работы: осенью развешиваются кормушки, проводятся экологические субботники по очистке территории; зимой ребята подкармливают птиц; весной обновляется видовой состав растительности, проводится природоохранная пропаганда среди учащихся и взрослого населения микрорайона. В летний период на его территории школьники проходят трудовую практику (уборка территории, уход за растениями). Учащиеся, посещающие летний школьный лагерь, проводят конкурсы рисунков на асфальте, спортивные соревнования и эстафеты, «уроки» по изучению правил дорожного движения. Данные формы работы с учащимися сочетают в себе не только элементы обучения, но и значительно расширяют кругозор школьников, укрепляют межпредметные связи и способствуют развитию любознательности и наблюдательности учащихся. Таким образом, наш школьный двор вносит свой посильный вклад в формирование потребности общения с природой. Цель исследования: создание на пришкольной территории ухоженного, эстетически правильно оформленного с элементами ландшафтного дизайна участка. Задачи исследования:     выяснить мнение учащихся школы и жителей микрорайона о необходимости благоустройства пришкольной территории; изучить экологическое состояние пришкольной территории; познакомиться с основами цветоводства и ландшафтного дизайна; разработать дизайн – проект школьного двора; 5  провести поэтапную реализацию мероприятий проекта по благоустройству и озеленению школьного двора. Объект исследования: современные формы ландшафтного дизайна. Предмет исследования: возможности создания элементов ландшафтного дизайна на пришкольной территории с учетом ее экологических особенностей. Место исследования: пришкольная территория МКОУ Красновосходская СОШ Методы исследования:   социологический опрос; анализ научно- популярной литературы по ландшафтному дизайну, учебных пособий по лесоводству и почвоведению;  практическая деятельность. Ожидаемые результаты: 1. Анализ результатов социологического опроса населения микрорайона, учителей, учащихся, родителей. 2. Озеленение и благоустройство пришкольного участка: разбивка клумб, обновление насаждений кустарников, деревьев и т. д. Поддержание чистоты и порядка на школьной территории. 3. Знакомство учащихся с основами цветоводства, овладение агротехническими приёмами выращивания растений. 6 4. Повышение уровня общей культуры населения микрорайона. Формирование экологического сознания и ответственности у школьников и родителей. 5. Формирование у участников проекта навыков практической природоохранной работы и исследовательской деятельности. 6. Улучшение экологического состояния и эстетического вида пришкольной территории. 7. Формирование личностных качеств учащихся: целеустремлённости, трудолюбия, толерантности. 8. Повышение мотивации и самооценки учащихся, формирование умения делать выбор и осмысливать как последствия данного выбора, так и результаты собственной деятельности. 1. Школьный участок и его проблемы. Школа расположена на Центральной улице села Красный Восход, в 100 метрах от центра села. Расположение школы достаточно удачное, вблизи нет шоссе, которое проходит вдоль всего села по его западной части, нет по близости жилых домов и других производственных и промышленных организаций. По всему периметру школы посажена аллея. Площадь аллеи - 0,7 га. Видовой состав аллеи: тополь, клён, акация, белолистка. Преобладает белолистка и акация. Аллея имеет эстетическое и экологическое значение. Вся дорожная пыль оседает на листьях деревьев. Таким образом, аллея защищает территорию школы от загрязнения пылью. ( Приложение, таблица 1) Школьная территория занимает площадь 2 га. На пришкольном участке можно выделить следующие зоны: А- учебно- опытная зона (клумбы, газоны, пришкольный участок); Б – военно-спортивная зона; В- зона отдыха; Спортивная площадка располагается южнее школы, и отделена от окон учебных помещений полосой зелёных насаждений. 7 В 100 метрах от территории школы расположена автомобильная дорога, что соответствует санитарно- гигиеническим нормам (по санитарно-гигиеническим нормам должно быть не менее 25 метров). Расстояние до жилых домов около 100 метров, что соответствует санитарно гигиеническим нормам (Приложение, таблица 2) Вывод: Школьная территория ограничивается и защищается зелёной полосой, хотя в некоторых местах она отсутствует, по причине санитарной вырубки деревьев. В состав зелёной защитной полосы входят следующие породы деревьев: тополь, клён, белолистка, акация. На листовой поверхности взрослого растения клёна за летний период осаждается до 33 килограммов пыли. Акация и белолистка являются хорошими поглотителями свинца. Акация устойчива к загрязнению воздуха газами. Исходя из выше сказанного, можно сделать следующий вывод: для создания зелёной полосы был сделан правильный видовой подбор древесных пород. На газонах пришкольной территории насчитывается около десяти видов однолетних и многолетних растений. Преобладающими являются: календула, цинния, астра, пионы, розы, нарциссы , лен посевной и т.д. На территории нашей школы находится 4 клумбы. Высаживаемые цветы, несмотря на уход, плохо развиваются, и клумбы имеют непривлекательный вид. Центральные клумбы находятся на северной стороне школьного здания и практически лишены солнечного света, что затрудняет выращивание на них цветочных культур. Почва на них не структурированная, глинистая, вода после дождей плохо впитывается. Именно на них было решено провести мелиоративные мероприятия, способствующие улучшению качества грунта, создать ландшафтный дизайн с высадкой таких растений, которые не только способны произрастать в таких жестких условиях, но и разнообразить видовой состав деревьев и кустарников школьного парка. 2. Реализация проекта. Инициативная группа изучили литературу и интернет – сайты по подготовке и реализации проекта оформления школьного двора с помощью создания клумб, зон отдыха, детских площадок. Были составлены этапы работы над проектом, продуманы мероприятия по реализации плана. (Приложение 2,3) 8 1.Подготовительный - мотивация проекта. 2.Проектировочный – построение ориентировочной схемы деятельности. 3. Практический – реализация проекта. 4. Анализ промежуточных результатов работы и внесение изменений. 5.Заключительн ый. Приступая к работе, мы провели анализ ситуации на данный момент с целью определения наиболее важных проблем, которые требуют оперативного решения. После того как были определены проблемы, была проведена работа по их реализации: - создание цветников с использованием современных элементов ландшафтного дизайна - организация поддержания чистоты и порядка на территории. Мы замерили территорию перед школой. Длина клумбы – 27 м, ширина – 1м 90 см. Появились следующие идеи: Посадить на клумбу невысокие голубые или синие, желтые, красные цветы и около неё поставить фигурки из раскрашенных камней, бросового материала. Около крыльца поставить вазоны с ампельными и вьющимися растениями. (Приложение 4) Края клумбы обнести декоративным заборчиком. Мы изучили литературу, посмотрели иллюстрации и фотографии и выяснили:  Нам нужна хорошая плодородная земля.  Отобрали растения для клумб. (Яркие и необычные клумбы можно сделать практически из любого материала). Мы решили подобрать цветы, учитывая расположения клумб на участке пришкольной территории. Использование цветов в озеленении – это настоящее искусство. Планировка цветников может быть регулярной и ландшафтной. К цветникам регулярной композиции относятся клумбы, рабатки, бордюры, солитеры. Ландшафтные композиции – миксбордеры, группы, массивы (Приложение 2). 9 3. Анализ промежуточных результатов работы и внесение изменений по реализации практического этапа 2014-15 уч. год. При выращивании рассады появились сложности. Практически не взошли семена сальвии, целозии. Рассада львиный зев была слабой, часть растений погибли. Агератум посеянный в начале апреля сильно вытянулся и при посадке ломался. Поэтому необходимо сеять его позднее. Использовать для клумбы более неприхотливые растения, которые сеять позднее, чтобы высаживать на клумбы после того, как минует угроза заморозков, крепкую и невытянувшуюся рассаду. На клумбе не очень привлекательно смотрелась смесь Клондайк. Хорошо разрослись цинерария, агератум, различные виды бархатцев. В вазонах разрослась петуния, бальзамин. Осенью мы с ребятами собрали семена бархатцев, агератума. По этим причинам схема рассадки цветов и виды цветов были изменены. С учетом замечаний и предложений составлена новая схема клумбы, где использованы неприхотливые декоративные и цветущие растения: бархатцы низкорослые и узколистные разных окрасок, астры разной окраски высотой до 40 см, цинерария, агератум. За сезон была проведена огромная работа по созданию клумбы. Клумба расширена, убран дерн, раскопана, обнесена декоративным заборчиком, внесен перегной, добавлена плодородная земля. В дополнение к сделанному мы решили дополнить клумбу и прилегающую пришкольную территорию садовыми фигурками и композициями. Также главной задачей для реализации нашей идеи было проведение социологического опроса населения микрорайона и учащихся школы на предмет личного отношения к благоустройству территории вокруг школы (Приложение №8).Было опрошено 45 человек. При статистическом анализе анкет выяснилось, что 94% опрошенных людей считают, что после благоустройства пришкольная территория стала намного привлекательнее и чище, что на 84% больше, по сравнению с данными до благоустройства, а 60% готовы содействовать в реализации данного проекта и в дальнейшем. Только 3% опрошенных показали, что им не нравится дизайн территории после благоустройства, так как будет привлекать в микрорайон школы больше посетителей, делая его более многолюдным и шумным. До реализации данного проекта 59% опрошенных респондентов ответили на данный вопрос отрицательно. Таким образом, количество местных жителей, которым не нравится состояние пришкольной территории сократилось на 56% (Диаграмма1) 4. Результаты реализации проекта озеленения и благоустройства пришкольной территории. 10 В ходе реализации проекта были выполнены следующие работы: 1.Организована совместная деятельность учащихся, родителей, педагогов, жителей микрорайона по проведению основных мероприятий проекта (сформированы творческие группы по разным направлениям деятельности, на подготовительном этапе проведена ландшафтная организация школьной территории, выбраны растения для озеленения); 2. Проведен сбор информации и опрос жильцов микрорайона для оценки реализации проекта по озеленению и благоустройству пришкольной территории; 3. Произведена обрезка деревьев, выкорчеваны погибшие деревья и кустарники, побелены стволы деревьев; 4. Проведена очистка пришкольной территории от бытового мусора (организованы общешкольные субботники); 5. Составлен эскиз ландшафтного дизайна пришкольного участка; 6. Проведено озеленение территории (высажено 7 хвойных деревьев, 5 видов многолетних цветов и 6 видов однолетних, 8 кустарников); 7. Работа по озеленению освещалась через официальный школьный Интернет - сайт; 8. Проводилась разъяснительная работа среди учащихся и горожан; 9. Собрана рассада для посадки многолетних цветов совместно с родителями и жителями микрорайона; 10. Завезена земля для посадки деревьев, кустарников, цветов; 5. Заключение. В ходе проектной работы мы пришли к выводу, что наш пришкольный участок нуждается в благоустройстве и модернизации. Не только школьный участок нуждается в перестройке, а также необходимо пересмотреть систему экологического воспитания школьников. Главной задачей экологического образования является вооружение учащихся определенным объемом специальных знаний, умений и навыков, необходимых для жизни и труда. Экологическое воспитание представляет собой целенаправленное воздействие на духовное развитие детей и подростков, на формирование у них ценностных установок, особой морали взаимоотношений с окружающей средой, тем самым оно делает акцент на эмоциональной, а не на рациональной стороне взаимоотношений Ребят необходимо учить ее чувствовать, понимать, ценить и, что самое главное, творить красоту. Нужно сделать так, чтобы помещение школы и пришкольная территория были притягательными, в чем-то 11 волшебными. В школе и вокруг нее на воспитание ученика должен работать каждый квадратный метр. Реализация данного проекта помогает созданию условий для использования творческих способностей учащихся и вовлечению учащихся школы в процесс дизайнерского преобразования окружающего мира. Не остались равнодушными и жители микрорайона: активизировалась их социальная позиция, которая выразилась в желании помочь в осуществлении данного проекта. Кроме того, повысилась конкурентоспособность школы путем создания имиджа красивого уютного дома, красота которого создается инициативой и трудом детей и педагогов. Подобные территории - будущее в обучении новых поколений. От личного участия каждого в движении за мир и за здоровую биосферу зависит, каким станет лик Земли и где находится человечество в данный момент: в начале или в конце своего путешествия в будущее. 6. Практические рекомендации: 1. Продолжить научно- исследовательскую работу по изучению экологического состояния пришкольной территории; 2. Организовать на пришкольной территории проведение экскурсий и практических работ учащихся: фенологические наблюдения, описание природно-антропогенных ландшафтов, изучение влияния антропогенных факторов на состояние растений, видового состава растений; 3. Освещать этапы реализации проекта в СМИ, вести пропагандистскую работу среди местных жителей с целью привлечения внимания и содействия благоустройству пришкольной территории. 4. Продолжить реализацию проекта согласно плану благоустройства школьной территории. 5. Создать аллею выпускников, т.е. каждый класс при выпуске должен посадить свое дерево или кустарник. 6. Создать небольшую теплицу, в которой бы школьники воплощали теорию в практику (выращивание рассады цветов и редких растений). 7. Создать мини-сад в свободном (пейзажном) стиле на школьном участке. 8. Построить беседку для отдыха. (приложение 5) 12 Список литературы: 1 Авадяева Е.Н., Русский ландшафтный дизайн / ОЛМА-ПРЕСС,2000. 2 Алексеев С.В., Груздева Н.В. Практикум по экологии: учебн. Пособие–М.: АО МДС, 1996 г. 3 Акимушкин И. /Причуды природы .М. 1992. 4 Анисенковой / Экологическое образование школьников , И.М. Швец. – Н.Новгород, 1993. 5 Винокурова, В.В. Николина. /Углубленное изучение экологии в школе – Н. Новгород, 1991. 6 Грехова Л.И. В союзе с природой. – М. – Ставр., 2002. 7 Доббс Л., Вуд С., Культура сада: дизайн, выбор растений, работа в саду/Практическое руководство/Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Ниола 21-й век», 2002. 8 Петров В.В. Из жизни зеленого мира . М. : Просвещение , 1982. 9 Ремезова Г.Л., Эратова М.Е. Войди в зеленый мир . М. : Просвещение , 1996. 10 Трубицин М.А., Габрук Н.Г. Практикум по химии окружающей среды. Учебное пособие., БелГУ, 2007, 98 с. 13 Приложения 1. Измерения Таблица 1. Полученные результаты Ширина защитной полосы из деревьев и кустарников: на границе территории со стороны автомагистрали Площадь деревьев и кустарников по периметру крон, приходящаяся на одного учащегося (включая близлежащие парки), м2 Расстояние от школы до деревьев Расстояние от школы до кустарников Расстояние между деревьями (узколистными) Расстояние между деревьями широколистными Количество деревьев на 1 га (100х100 м) 3 7 67 7 12 5 6-8 130 Санитарно- Гигиенические нормы, м 1,5 6 50 10 5 5-6 8-10 90-150 14 Таблица 2 Производимые измерения Полученные результаты, Санитарно­гигиенические Расстояние от границ школы  100 метры нормы (не менее), метры 50 до промышленных  предприятий, магазинов Расстояние от школы до  жилых домов Расстояние от школы до  автострады 48 10 10 25 (оптимальное 100) 15 Таблица 3 Этапы реализации проекта озеленения и благоустройства пришкольной территории МОУ СОШ №28 №п/п Название этапа Цель Срок выполнения 1. 2. 3. 4. 5. Подготовительны й Мотивация, целеполагание проекта. Октябрь 2014 г. Проектировочный Построение ориентировочной схемы деятельности Ноябрь-декабрь 2014 Практический Реализация проекта Аналитико- коррекционный Анализ промежуточных результатов работы и внесение изменений Заключительный Сопоставление действительных и желаемых результатов работы. Переход на следующий уровень развития. 16 Апрель – Май 2015 Июль-август 2015 г. Сентябрь 2015 г. Приложение 3. ^ План мероприятий подготовительного этапа. №п/п Мероприятие Ответственный Учитель химии 1. 2. 3. Проведение анализа экологического состояния школьной территории Старт конкурса учащихся «Аукцион идей» на лучший мини-проект по благоустройству школьного двора» Учитель ИЗО и биологии Конкурс рисунков «Школьный двор моей мечты» Уч – ся 5-11 классов ^ План мероприятий проектировочного этапа. №п/ п 1 Мероприятие Ответственный Разработка коллективного проекта школьного двора: Учителя биологии и химии, активисты инициативной группы 17 - создание проектной группы; - создание экспликаций ландшафтных участков и цветников. проекта 3 4 6 7 Обработка почвы и посадка рассады цветочных культур на школьном дворе. Учащиеся 5-11 классов Обновление спортивной площадки Уход за посаженными цветочными культурами. Осенние работы: - сбор и подготовка семян к хранению; - осенняя обработка почвы. Учителя физкультуры Классные коллективы 5 – 8 кл. Учителя биологии Приложение 4. Эскиз зоны отдыха щкольного двора 18 Диаграмма1. «Результаты социологического опроса жителей с. Красный Восход 19 на предмет отношения к благоустройству пришкольной территории». 20

ПРОЕКТ «Цветущая школа» Номинация: «Цветоводство и ландшафтный дизайн»

ПРОЕКТ                           «Цветущая школа» Номинация: «Цветоводство и ландшафтный дизайн»

ПРОЕКТ «Цветущая школа» Номинация: «Цветоводство и ландшафтный дизайн»

ПРОЕКТ                           «Цветущая школа» Номинация: «Цветоводство и ландшафтный дизайн»

ПРОЕКТ «Цветущая школа» Номинация: «Цветоводство и ландшафтный дизайн»

ПРОЕКТ                           «Цветущая школа» Номинация: «Цветоводство и ландшафтный дизайн»

ПРОЕКТ «Цветущая школа» Номинация: «Цветоводство и ландшафтный дизайн»

ПРОЕКТ                           «Цветущая школа» Номинация: «Цветоводство и ландшафтный дизайн»

ПРОЕКТ «Цветущая школа» Номинация: «Цветоводство и ландшафтный дизайн»

ПРОЕКТ                           «Цветущая школа» Номинация: «Цветоводство и ландшафтный дизайн»

ПРОЕКТ «Цветущая школа» Номинация: «Цветоводство и ландшафтный дизайн»

ПРОЕКТ                           «Цветущая школа» Номинация: «Цветоводство и ландшафтный дизайн»

ПРОЕКТ «Цветущая школа» Номинация: «Цветоводство и ландшафтный дизайн»

ПРОЕКТ                           «Цветущая школа» Номинация: «Цветоводство и ландшафтный дизайн»

ПРОЕКТ «Цветущая школа» Номинация: «Цветоводство и ландшафтный дизайн»

ПРОЕКТ                           «Цветущая школа» Номинация: «Цветоводство и ландшафтный дизайн»

ПРОЕКТ «Цветущая школа» Номинация: «Цветоводство и ландшафтный дизайн»

ПРОЕКТ                           «Цветущая школа» Номинация: «Цветоводство и ландшафтный дизайн»

ПРОЕКТ «Цветущая школа» Номинация: «Цветоводство и ландшафтный дизайн»

ПРОЕКТ                           «Цветущая школа» Номинация: «Цветоводство и ландшафтный дизайн»

ПРОЕКТ «Цветущая школа» Номинация: «Цветоводство и ландшафтный дизайн»

ПРОЕКТ                           «Цветущая школа» Номинация: «Цветоводство и ландшафтный дизайн»

ПРОЕКТ «Цветущая школа» Номинация: «Цветоводство и ландшафтный дизайн»

ПРОЕКТ                           «Цветущая школа» Номинация: «Цветоводство и ландшафтный дизайн»

ПРОЕКТ «Цветущая школа» Номинация: «Цветоводство и ландшафтный дизайн»

ПРОЕКТ                           «Цветущая школа» Номинация: «Цветоводство и ландшафтный дизайн»

ПРОЕКТ «Цветущая школа» Номинация: «Цветоводство и ландшафтный дизайн»

ПРОЕКТ                           «Цветущая школа» Номинация: «Цветоводство и ландшафтный дизайн»

ПРОЕКТ «Цветущая школа» Номинация: «Цветоводство и ландшафтный дизайн»

ПРОЕКТ                           «Цветущая школа» Номинация: «Цветоводство и ландшафтный дизайн»

ПРОЕКТ «Цветущая школа» Номинация: «Цветоводство и ландшафтный дизайн»

ПРОЕКТ                           «Цветущая школа» Номинация: «Цветоводство и ландшафтный дизайн»

ПРОЕКТ «Цветущая школа» Номинация: «Цветоводство и ландшафтный дизайн»

ПРОЕКТ                           «Цветущая школа» Номинация: «Цветоводство и ландшафтный дизайн»

ПРОЕКТ «Цветущая школа» Номинация: «Цветоводство и ландшафтный дизайн»

ПРОЕКТ                           «Цветущая школа» Номинация: «Цветоводство и ландшафтный дизайн»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.05.2019