Данный материал содержит паспорт проекта по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. работа направлена на воспитание у детей интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаем, традициям, к народному календарю, к народным играм,на формирование у дошкольников интереса к истории и культуре русского народа – работа не только актуальная, но и интересная.
инновационный проект.doc
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский
сад общеразвивающего вида № 4 пгт Даровской
Кировской области
Проект
«У моей России длинные косички»
Соавтор проекта:
Старший воспитатель
МКДОУ ДС №4
пгт Даровской
Одегова Светлана Владимировна
пгт Даровской
2016 год Содержание
1. Пояснительная записка
2. Принципы реализуемого проекта
3. Цель проекта
4. Задачи проекта
5. Реализация проекта
6. Этапы проекта
7. Ожидаемые результаты
1. Пояснительная записка
Старинная мудрость напоминает нам:
«Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего».
В то время, как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация,
народный язык начинает терять эмоциональность.
Многие люди напрочь забыли о своих русских ценностях. Родители
наших детей «делают» карьеру, заняты на работе, им некогда рассказать
сказку, спеть колыбельную. Дети растут на иностранных мультфильмах,
играх на компьютере (стрелялках).Вот почему так важно в жизнь детей и в
педагогический процесс детского сада включать разнообразные виды
народного творчества.
Русские народные сказки, песни, пословицы, приговорки, прибаутки
это народная мудрость создана народом. Все, что пришло к нам из глубины
веков, мы теперь называем народным творчеством.
Сила воздействия на ребенка произведений народного творчества
возрастает, если ознакомление с ними осуществляется на основе
собственной деятельности дошкольника.
В последнее время всё чаще сталкиваемся с рядом проблем:
•
недостаточно внедрено в систему образования и воспитания
богатство национальных культур, в том числе народного педагогического
опыта обучения, воспитания и социализации детей,
• необходимо формирование интегративных качеств этнокультурной
направленности дошкольников и разработка педагогических технологий
для решения этой проблемы.
Чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес
к его истории и культуре,помочь хорошо узнать и уважать свое прошлое,
свои истоки, историю и культуру своего народа и создан проект «У моей
России длинные косички». Он способствует развитию познавательных
способностей детей, формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к Отечеству, уважение к предкам, интерес к самобытной русской
культуре.
Проект основан на интеграции художественноречевой, музыкальной,
игровой, изобразительной, театрализованной деятельности. В его основе
лежит ознакомление с народными традициями, народным искусством,
которое используем в следующих направлениях:
Создание атмосферы национального быта.
Широкое использование фольклора.
Изучение народных традиций и праздников.
Русское декоративноприкладное искусство.
Знакомство с русскими народными играми, танцами, песнями,
хороводами. Русские народные инструменты.
2. Принципы реализуемого проекта.
1. Социальное партнерство ДОУ.
2. Учет мнения родителей.
3. Добровольность участия родителей и педагогов в проекте.
4. Систематичность, последовательность в обучении
5. Принцип культуросообразности (учёт национальных ценностей и
традиций в образовании)
6. Результативность.
7. Интеграции.
3. Цель проекта
Воспитание у детей интереса и любви к русской национальной
культуре, народному творчеству, обычаем, традициям, к народному
календарю, к народным играм.
4. Задачи проекта
1. Формировать у детей дошкольного возраста базис культуры на
детей с русским народным, поэтическим и
основе
музыкальным творчеством, традиционными народными праздниками.
знакомства
2.Способствовать
развитию
познавательной,
поисково
исследовательской деятельности активности, любознательности.
3. Способствовать развитию у детей лучших черт русского характера.
4.Показать детям красоту русского языка через УНТ.
5. Знакомить детей с народными традициями и включать их в детскую
жизнь.
6. Развивать коммуникативные качества детей посредством народных
танцев, игр, забав.
7. Оказать помощь родителям в возрождении и творческом развитии лучших традиций векового опыта воспитания детей и привлечь их к
сотрудничеству по созданию в группе уютной домашней обстановки с
предметноразвивающей средой.
5. Реализация проекта
Проект «У моей России длинные косички» направлен на
формирование у дошкольников интереса к истории и культуре русского
народа – работа не только актуальная, но и интересная. В ней важно все –
форма проведения совместной деятельности, содержание, обстановка,
общение детей и педагога.
Перед тем как приступить к планированию работы, нами были
проведены анкетирование родителей и беседы с детьми по определению
знаний об истории и культуре нашей страны. Результаты анкетирования
родителей показали, что 52% родители не знают истории и культуры
русского народа; многие не применяют знания в жизни и не умеют передать
детям данный опыт. Исходя из данных анкетирования и собеседований, был
составлен план мероприятий работы с родителями и тематический
перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста, что
позволило работать по намеченной теме в системе.
Таким образом, важнейшим направлением нашей деятельности
становится социальноличностное развитие детей дошкольного возраста.
Для достижения поставленных задач в своей работе мы широко
используем современные образовательные технологии:
технологию метода проектов (нами разработаны подпроекты
«Русская матрешка»,
«Молочная сказка»,
«Русский валенок»,
музей«Русская изба», «Делай добро»);
информационнокоммуникационные технологии (создание
мультимедийных презентаций, персональной странички на сайте ДОУ);
здоровьесберегающие технологии(спортивные праздники и
развлечения, народные подвижные игры).
Подпроект «Русский валенок»
Реализуя приоритетное направление детского сада по приобщению
дошкольников к народной культуре и проанализировав уровень знаний
детей о ремёслах нашего края, пришли к выводу, что он недостаточно
сформирован. Данные наблюдения помогли разработать педагогический
проект «Русский валенок».
Цель подпроекта: формирование у детей знаний о народной культуре, в
частности об одежде, приобщение к ценностям семейных и национальных
традиций русского народа.
Задачи подпроекта:
развивать интерес детей к народному быту; познакомить детей с историей традиционной русской обуви – валенок;
формировать у детей потребность получать новые знания об истории
народного костюма;
поддерживать у детей и родителей потребность в совместной творческой
деятельности.
Реализация: В течение одной недели родители с детьми изучают
выбранный объект через:
подбор информации в книгах, журналах, в интернете
рассказы родителей, родственников;
поделку макетов валенок, рисунков и других творческих работ
родителей и детей.
В педагогическом процессе используются следующие методы, используя
собранный материал:
беседа, рассматривание разных видов валенок;
чтение художественной литературы: Михаил Пришвин “Дедушкин
валенок”, Сергей Гришунин “Дедушкины валенки” и др.
разучивание песен, стихов;
дидактические, подвижные игры;
решение проблемной задачи: “Как можно использовать валенки не по
назначению”;
праздник «Русский валенок».
Подпроект «Русская матрёшка». С ранних лет дети знакомятся с
народной игрушкой, но представления о ней как предмете истории,
культуры своего народа у них как правило, нет, нет и устойчивого интереса
к ней, который бы побуждал к дальнейшему познанию, к стремлению
реализовать свои знания в практической деятельности.
Цель: Познакомитьдетей с народными промыслами, закрепить в их
сознании связь с игрушкой и жизнью, бытом народа. Воспитать интерес
детей к изделиям народноприкладного искусства, познакомить их с
устным народным творчеством; знакомство с русской матрешкой.
Задачи:
1. Развивать интерес детей к народному быту;
2. Познакомить детей с историей изготовления русской матрешки,
изготовления, своеобразием композиции и
особенностями её
характером росписи;
3. Закрепить знания и умения в различных видах деятельности
(рисование, лепка, аппликация матрешки);
4. Поддерживать у детей и родителей потребность в совместной
познавательной деятельности. Подпроект «Молочная сказка»
Проблема: Дети дошкольного возраста не понимают значимости молока и
молочных продуктов в развитии организма человека.
Цель подпроекта: Формирование у детей представления о пользе молока
для организма человека.
Задачи подпроекта:
1. Расширить знания детей о молоке и молочных продуктах.
2. Развивать познавательный интерес, желание узнавать новое.
3. Воспитывать умение работать в коллективе, желание делиться
информацией, участвовать в совместной деятельности.
Направления подпроекта:
Разработка конспекта непосредственно образовательной деятельности.
Сборинформации о молоке и молочных продуктах.
Подбор потешек и разучивание стихотворений о молоке, молочных
продуктах,о животных, дающих молоко.
Проведение опытов с молоком. Экскурсии на ферму и молокозавод.
Изготовление нагляднодидактического пособия «Откуда пришло
молоко» и дидактической игры «Назови и покажи».
Изготовление костюмов и реквизитов для праздника.
Показ мультфильмов о пользе молока: «Молочныйнептун» и др.
Итоговое занятие «Все о молоке».
Праздник для детей и родителей «Молочная сказка».
Открытый день здоровья. «Пейте дети молоко – будете здоровы».
Работа с родителями:
Оформление альбома «Рецепты из молока»;
Выставка работ «Кто дает нам молоко»;
Разработка рекламного плаката «Пейте, дети, молоко».
Подпроект «Сбережем природу родного края»
Цель проекта: Формирование у детей знаний о природе родного края,
воспитание осознанно – бережного отношения к ней.
Задачи проекта:
Обогатить представления детей о значении леса в природе и жизни
человека, о разнообразии растительного и животного мира лесов
Вятского края;
Обогащение эколого – развивающей среды и игровой среды;
Расширить, уточнить знания о правилах поведения в лесу. Вызвать
желание осознанно выполнять их, понимать последствия «хорошего»
и «плохого» отношения к природе;
Способствовать развитию у детей потребности видеть и понимать
прекрасное в природе, в природоохранной деятельности; Развивать партнерские взаимоотношения с семьями воспитанников в
вопросах экологического воспитания дошкольников.
Продолжить работу по благоустройству территории детского сада.
Направления:
У детей будут сформированы элементарные экологические знания и
культура поведения в природе, интерес к её объектам и явлениям.
Поймут взаимосвязь в природе, станут бережней относиться к ней.
Дети научатся экспериментировать, анализировать и делать выводы.
Повысится экологическая культура педагогов, появится понимание
необходимости в экологическом просвещении воспитанников.
Возможность участвовать в совместных экологических проектах.
Подпроект«Приобщение дошкольников к истокам национальной
культуры через русские народные подвижные игры»
Цель: Создать систему работы по приобщению детей к истокам русской
народной культуры через русские народные подвижные игры.
Задачи проекта:
Создать систему работы по приобщению детей к истокам русской
народной культуры через русские народные подвижные игры;
Повысить уровень знаний воспитателей в области роли народной
подвижной игры в физическом развитии ребенка;
Знакомить детей с народными праздниками и традициями;
Создание предпосылок для успешного освоения народных игр;
Подпроект «Твори добро»
Цель: воспитание
у детей положительных качеств характера,
способствовать сплочению коллектива, мотивировать детей на совершение
добрых поступков, добрых дел во благо других людей.
Задачи проекта:
Учить детей ориентироваться в социальных ролях и межличностных
отношениях, закреплять знание правил вежливого общения.
Формировать у детей положительное отношение ко всем людям.
Углублять представление детей о доброте, как о ценном,
неотъемлемом качестве человека.
Поощрять стремление детей совершать добрые поступки.
В рамках проекта были проведены конкурсы рисунков и фотографий
«Спеши делать добрые дела!», праздник, благотворительная выставка
продажа детских поделок, денежные средства от которой пошли на помощь
для строительства храма в пгт Даровской. Также ежегодно мы проводим
акцию «Неделя добрых дел», где дети готовят поделки для сотрудников детского сада, для малышей, пожилых людей и с желанием их дарят. В
стенах нашего сада мы встречаем гостей из Австралии, Америки и Канады,
членов международной негосударственной организации « Сила в дружбе».
Каждому педагогу известно, что окружающие предметы оказывают
большое влияние на формирование душевных качеств ребенка — развивают
любознательность, воспитывают чувство прекрасного. Мы решили, что
ребят должны окружать предметы, характерные для русского народного
быта. Это позволит детям с раннего возраста ощутить себя частью великого
народа. Поэтому был создан минимузей «Русская изба».
В музее «Русская изба» собраны предметы старинного русского быта.
Это макет печи, лавка с лоскутным покрывалом, стол с самоваром,
деревянная посуда. Девочки, очень любят играть в нашей избе в игру
«дочки матери». Мы стараемся предложить детям игры с разными
бытовыми, трудовыми, общественными сюжетами.
Представленная система занятий, праздников и другой деятельности
построена на основе следующих положений:
интеграция работы на основе народного искусства с различными
направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей
(ознакомление с природой, развитие речи, различные игры и т.д.);
тщательный, обусловленный возрастными возможностями детей
отбор художественного материала по различным видам народного
искусства;
создание положительного эмоционального климата на занятиях
художественнотворческой деятельностью;
активное включение детей в различные виды деятельности;
индивидуальный подход к детям; учет их индивидуальных
предпочтений, склонностей, интересов;
включение выполненных детьми произведений в жизнь дошкольного
учреждения: создание эстетической среды, оформление и проведение
праздников и досугов;
бережное и уважительное отношение к детскому творчеству.
1. Этапы реализации проекта
Этап I – подготовительный (2012 г.)
Цель: Определение основных направлений работы
Задачи:
1. Изучить мнение родителей и педагогов.
2. Изучить теоретические и практические наработки по теме.
3. Создание инициативной группы для разработки Проекта.
4.Планирование работы инициативной группы и разработка Проекта.
Прогнозируемые результаты. Разработка проекта. Этап II организационный (2012 г.)
Цель: Создание условий для осуществления инновационной
деятельности в рамках реализации проекта по внедрению культуры
русского народа.
Задачи:
1. Обеспечить нормативноправовую базу.
2. Пересмотреть содержание воспитательнообразовательного
процесса старших дошкольников и внести соответствующие дополнения.
3. Разработать план работы, направленной на формирование интереса
к познанию культуры наших предков у детей.
4. Заключить договоры с социальными партнерами о совместной
деятельности.
5. Обеспечить программнометодическое сопровождение.
6. Разработать методические рекомендации для педагогов и
родителей.
Этап III практический (20122016 гг.)
Цель: Апробация и экспериментальная проверка основных идей
проекта.
Задачи:
1. Разработать и апробировать организационноструктурную модель
взаимодействия педагогов по духовнонравственному воспитанию.
2. Осуществить развитие профессиональных компетенций педагогов,
осуществляемых работу по данному направлению.
3. Сформировать развивающую среду в соответствии с изменениями
содержания образования старших дошкольников.
4. Разработка дидактических игр, пособий.
5. Подбор демонстрационного материала.
6. Открытие минимузея народных культурных традиций.
7. Провести мероприятия по обобщению и распространению опыта
работы ДОУ среди педагогического сообщества района, округа.
Этап IV –контрольнооценочный (2016)
Цель: Подведение итогов инновационной работы. Задачи:
1. Проанализировать результаты деятельности творческой группы по
реализации инновационного проекта.
2. Дать оценку эффективности и целесообразности реализации
системы работы ДОУ по духовнонравственному воспитанию.
3. Продолжить мероприятия по обобщению и распространению опыта
работы ДОУ среди педагогического сообщества района, округа.
Прогнозируемый результат:
Обобщенные результаты реализации разработанных методических
рекомендаций.
Условия, необходимые для реализации проекта: научнометодическое и педагогическое обеспечение
организация совместной деятельности педагогов ДОУ в рамках
реализуемого проекта
социальное партнерство (учреждения культуры,
родители,
образовательные учреждения).
2. Ожидаемые результаты
Создана система работы по приобщению детей к русской народной
культуре через русские народные игры, картотека игр;
Пополнена и обновлена предметноразвивающая среда;
Собран сборник сценариев развлечений и народных праздников;
Проведен итоговый мониторинг: сформированность основ русской
культуры у детей 57 лет, анкетирование, беседы, что подтвердило
эффективность данного проекта, внесены коррективы.
Дети:
Бережно относятся к предметам быта, произведениями народного
творчества.
Используют в активной речи потешки, считалки, загадки, хороводы.
Умеют играть в русские народные игры.
Используют атрибуты русской народной культуры в самостоятельной
деятельности.
Участвуют в русских народных праздниках.
Работа по приобщению малышей к русской народной культуре еще не
закончена, но уже сегодня, наблюдая за детьми, могу утверждать, что
результаты проводимой работы положительные. У детей появился живой
интерес к русской народной культуре; они знают много потешек, закличек,
сказок и с удовольствием их читают, пересказывают. Наши малыши играют
в русские народные игры, водят хороводы, участвуют в развлечениях,
посвященных народным праздникам и традициям. И мы надеемся, что
смогли пробудить чувство патриотизма у своих детей. Начало есть, и
работу будем продолжать.
Проект «У моей России длинные косички"
Проект «У моей России длинные косички"
Проект «У моей России длинные косички"
Проект «У моей России длинные косички"
Проект «У моей России длинные косички"
Проект «У моей России длинные косички"
Проект «У моей России длинные косички"
Проект «У моей России длинные косички"
Проект «У моей России длинные косички"
Проект «У моей России длинные косички"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.