Чистиковская средняя гпкола. Фролова Анна Максимовна.
Проект урока русского языка в З классе по теме: Часть речи — прилагательное ( по курсу «Русский язык» автора Т.Г.
Рамзаевой)
Тип урока: ознакомление с новым материалом Форма урока: урок
Цель: введение понятия «имя прилагательное»; определение сугцественных признаков имени прилагательного как части речи; формирование умения находить в предложениях имена прилагательные; обогащать словарный запас; развивать связную речь, творческую активность, интерес к изучению русского языка; воспитывать дружеские отношения в классе. Задачи:
а) направленные на достижение личностных результатов обучения:
- формирование уважительного отношения к иному мнению, к иной точке зрения;
- развитие умения работать в группах;
- формирование мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
б) направленные на достижение метапредметных результатов :
-развитие операций мышления : сопоставления, анализа, обобщения;
- формировать умения работать с информацией;
- формирование умения принимать и сохранять цель урока и учебные задачи;
- формирование умения оценивать свою деятельность; - формирование умение вести диалог излагать свою точку зрения;
- формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации;
в) направленные на достижение предметных результатов обучения:
- усвоение первоначальных знаний об имени прилагательном и его признаках;
- учить видеть имена прилагательные в тексте;
- понимать цель употребления прилагательных в речи.
Оборудование: карточки со словами, буквами, учебник «Русский язык» Т.Г.Рамзаевой (Зкласс, 2часть, год изд.2012.)
Ход урока.
1. Организация начала урока
Здравствуйте, ребята! Наш урок начнем со слов М. Ломоносова: «Всем, кто хочет добиться успеха в изучении языка, нужно научиться открывать его тайны».
- Как вы понимаете выражение «тайны языка»?
- Для чего нужно открывать тайны языка?
- Сегодня на уроке мы продолжим изучение русского языка, раскроем еще одну его тайну. Как вы считает; что для вас будет успехом на уроке? П. Актуализация опорных ЗУН.
1. Постановка темы, целей урока.
Ребята, посмотрите на доску, прочитайте слова, по какому признаку они записаны в 2 столбика?
солнце |
хитрый |
мороз |
яркий |
лисица |
крепкий |
урожай |
богатый |
(В столбике — имена существительные, во 2 столбике - слова, отвечающие на вопрос какой?)
Составьте из них словосочетания.
Что вы для этого сделали? (изменили окончания)
О чем это говорит? (Это говорит о том, что эти слова зависят от имени существительного)
Знаете ли вы, к какой части речи относятся слова 2 столбика? А что они обозначают? Значит, какую цель мы ставим перед собой на этом уроке? (узнать о новой части речи).
Ш. Формирование новых ЗУН.
1. Введение в тему.
Чтобы узнать, как называется эта часть речи, предлагаю вам Тру «Аукцион».
Кто объяснит значение этого слова?
Подбирайте слова, отвечающие на вопрос какой? какая? какое?, начинающиеся на буквы:
П — прекрасный, плохой, пасмурный, приятный, плакучая
Р — радостный, редкий, рогатый, розовая, рваный, рыжая
И — интересный, индивидуальный, известный
Л — ласковая, легкий, любимая, липкий
А — ароматный, азартный, алая
Г — гадкий, гибкая, громкий, грозный, грязная
А —аккуратный
Т — теплая, терпкий, тонкий, толстая
Е — единая, единственная, едкий
Л - ласковая, летняя
Ь- вьюжная
Н — нежная, норковая, низкое
О — обаятельная, обворожительная, острый, оранжевое, обидное Е -еловый
- Прочитайте как называется новая часть речи.
- Назовите тему урока (Часть речи — имя прилагательное)
- Что вы уже узнали об этой части речи? (отвечает на вопросы какая, какое, какой) - Что обозначает? (признак предмета)
2. Гимнастика для пальцев рук. З. Чистописание.
4. Наблюдение над ролью притагатетьных в языке.
А) Игра «Узнай кто это» Серый, хищный, жадный...
Рыжая, хищная, ловкая...
Высокий, красивый, каменный...
Круглый, разноцветный...
Б) А теперь вы сами попробуйте описать некоторые предметы: 1 ряд - улица, 2 ряд озеро, З ряд — мальчик.
Постарайтесь ответить на следующий вопрос. Какую роль выполняет имена прилагательные в речи? Для чего мы используем их в предложениях?
5. Обобщение нового материала. Работа в группах
А теперь объединитесь в группы. Представьте, что вы ученые. Вам нужно написать учебник по русскому языку с правилами. Сегодня вы напишите правило об имени прилагательном. Нужно помнить, что правило — это четкое определение, понятное всем учащимся.
Выслушаем ваши правила.
А теперь проверим по учебнику, справились ли вы с заданием.
6. Работа по учебнику А) чтение правила
- Ребята, вы молодцы! Из вас выйдут хорошие ученые-языковеды.
Б) закрепление новых знаний — распознавание имен прилагательных в тексте.
Упражнение 469
Выполните задание к упражнению самостоятельно.
- Как отличить прилагательное от других частей речи? - С какой частью речи связано прилагательное? Почему?
Физкультминутка.
Мы читали, мы писали
И немножечко устали, Физкультминутку проведем И все вместе отдохнем.
Руки в стороны разведи
И на пояс опусти,
Шаг на месте, раз, два, три Плечи шире разверни.
Вот и закончилась игра За работу нам пора!
7. Работа по развитию памяти и орфографической зоркости.
Упражнение 470 — письмо по памяти. Взаимопроверка.
8. Развитие творческой активности.
Творческий диктант.
Задание: вставить подходящие по смыслу прилагательные и существительные.
В лесу живет .. . зверек. У него летом шубка...., а зимой... Ушки ..., хвост... Он любит есть.
Жак вы считаете, с какой целью мы используем в своей речи имена прилагательные? IV Рефлексия. Итог урока - О чем говорили на уроке?
- Какую цель ставили в начале урока? Достигли ее?
-С какой частью речи познакомились?
-Что узнали о ней?
- Оцените себя на уроке. Если вы не все поняли, поместите свой смайлик на 1 ступень «лестницы успеха», если все поняли — вы на 2 ступени, а если всё поняли и можете объяснить другому — тогда вы поднялись на З ступень.
Запишите домашнее задание: 1 ступень - упражнение 471, повторить правило, 2 ступень - составить четверостишье с рифмой денёк-пенёк, кошка- дорожка, стараясь использовать имена прилагательные, З ступень — составить 4 предложений на тему «А на улице весна».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.