Проект «Великой Победе посвящаем…» / «Музей проживания» и «Военный кинозал»/
Оценка 4.8

Проект «Великой Победе посвящаем…» / «Музей проживания» и «Военный кинозал»/

Оценка 4.8
Культурные мероприятия +1
docx
воспитательная работа +1
5 кл—9 кл
09.06.2017
Проект «Великой Победе  посвящаем…» / «Музей проживания» и «Военный кинозал»/
О реализации проекта «Великой Победе посвящаем…» Современные тенденции и стремительные перемены в социуме приводят к осознанию того факта, что современные дети должны знать и уметь намного больше, чем их сверстники 10-15 лет тому назад, поэтому нашей постоянной заботой является выбор наиболее эффективных средств обучения и воспитания. Перед нами стоит задача уже в школьном возрасте закладывать позиции самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, сбора информации, экспериментирования и применения полученных знаний, умений и навыков в играх и практической деятельности. Как показывает наша педагогическая практика, такую возможность даёт метод проектов. Он позволяет нам, педагогам, расширить образовательное пространство, придать ему новые формы. Мы много читали о методе проектов, анализировали прочитанное, находили плюсы, но было много вопросов. Изучив методическую литературу, познакомившись с историей возникновения проектного метода, типами и видами проектов, структурой проекта и с опытом работы педагогических коллективов других учреждений, мы убедились в эффективности его использования в обучении и воспитании. В год 70-летия Победы нами были разработаны и реализованы авторские мини-проекты: «Карта памятников Нижнего Тагила, посвященных Великой Отечественной войне», «Карта «Вклад Урала в Великую Победу» , «3-Д книга «Мы расскажем вам о войне..», «Книга-альбом творческих работ «Мы с войны обещали вернуться…». Эти мини-проекты дали детям возможность совершить экскурс в прошлое и настоящее родного города, получить глубокие знания о достопримечательностях, знаменитых земляках и их подвигах. Проекты были направлены не только на развитие познавательного интереса, но и на получение позитивного опыта разновозрастного общения у учащихся начальной и средней школы. Этап представления (защиты) мини-проектов был реализован нами в различных формах на уроках и во внеурочной деятельности. Мы стремились к тому, чтобы каждый ребёнок продемонстрировал результат своей деятельности, получил положительную оценку, порадовался достижениям других. Как правило, в презентации были задействованы все дети и взрослые (педагоги и родители), и каждый мог обменяться впечатлениями. В процессе работы над проектами мы ещё раз убедились в эффективности проектной деятельности. Действуя самостоятельно, дети научились разными способами находить информацию об интересующих их предметах и явлениях, и теперь, приступая к изучению новой темы, достаточно легко называют предполагаемый источник информации (чтение книг, просмотр видеофильмов, экскурсии, общение с окружающими людьми и т.д.). Дети свободно делятся своими впечатлениями о событиях, происходящих в их жизни, умеют выразить свою точку зрения, не боятся высказывать свои предложения. Полученные знания они используют для создания новых объектов деятельности. Участвуя в реализации проектов, дети ощущают себя значимыми в группе сверстников, вносят свой вклад в коллективное дело, радуются успехам. При подготовке и реализации мини-проектов нами были использованы различные методы организации учебно-познавательной деятельности.О реализации проекта «Великой Победе посвящаем…» Современные тенденции и стремительные перемены в социуме приводят к осознанию того факта, что современные дети должны знать и уметь намного больше, чем их сверстники 10-15 лет тому назад, поэтому нашей постоянной заботой является выбор наиболее эффективных средств обучения и воспитания. Перед нами стоит задача уже в школьном возрасте закладывать позиции самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, сбора информации, экспериментирования и применения полученных знаний, умений и навыков в играх и практической деятельности. Как показывает наша педагогическая практика, такую возможность даёт метод проектов. Он позволяет нам, педагогам, расширить образовательное пространство, придать ему новые формы. Мы много читали о методе проектов, анализировали прочитанное, находили плюсы, но было много вопросов. Изучив методическую литературу, познакомившись с историей возникновения проектного метода, типами и видами проектов, структурой проекта и с опытом работы педагогических коллективов других учреждений, мы убедились в эффективности его использования в обучении и воспитании. В год 70-летия Победы нами были разработаны и реализованы авторские мини-проекты: «Карта памятников Нижнего Тагила, посвященных Великой Отечественной войне», «Карта «Вклад Урала в Великую Победу» , «3-Д книга «Мы расскажем вам о войне..», «Книга-альбом творческих работ «Мы с войны обещали вернуться…». Эти мини-проекты дали детям возможность совершить экскурс в прошлое и настоящее родного города, получить глубокие знания о достопримечательностях, знаменитых земляках и их подвигах. Проекты были направлены не только на развитие познавательного интереса, но и на получение позитивного опыта разновозрастного общения у учащихся начальной и средней школы. Этап представления (защиты) мини-проектов был реализован нами в различных формах на уроках и во внеурочной деятельности. Мы стремились к тому, чтобы каждый ребёнок продемонстрировал результат своей деятельности, получил положительную оценку, порадовался достижениям других. Как правило, в презентации были задействованы все дети и взрослые (педагоги и родители), и каждый мог обменяться впечатлениями. В процессе работы над проектами мы ещё раз убедились в эффективности проектной деятельности. Действуя самостоятельно, дети научились разными способами находить информацию об интересующих их предметах и явлениях, и теперь, приступая к изучению новой темы, достаточно легко называют предполагаемый источник информации (чтение книг, просмотр видеофильмов, экскурсии, общение с окружающими людьми и т.д.). Дети свободно делятся своими впечатлениями о событиях, происходящих в их жизни, умеют выразить свою точку зрения, не боятся высказывать свои предложения. Полученные знания они используют для создания новых объектов деятельности. Участвуя в реализации проектов, дети ощущают себя значимыми в группе сверстников, вносят свой вклад в коллективное дело, радуются успехам. При подготовке и реализации мини-проектов нами были использованы различные методы организации учебно-познавательной деятельности.
конкурс методическая разработка_Лохмачева_Золотарева.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 45 г. Нижний Тагил,  Новострой,11, 41­08­13 Проект «Великой Победе  посвящаем…» / «Музей проживания» и «Военный кинозал»/ Золотарёва Галина Вячеславовна,  учитель истории МБОУ СОШ № 45, 89222223390, ufky@mail.ru,  Лохмачёва Ирина Вячеславовна,  педагог­библиотекарь, учитель ОРКиСЭ  МБОУ СОШ № 45 89193805217, lohmacheva77@inbox.ru г.Нижний Тагил, Свердловская область 1 Пояснительная записка Актуальность проекта. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился. Любимый край и есть исток, начало, откуда человек делает шаг   в   большой   мир.   С   родного   уголка   земли   начинается   для   маленького человека огромная страна, гражданином которой, он, повзрослев, осознает себя. В   этой   связи   огромное   значение   имеет   ознакомление   учащихся   с   историей, культурой, экономикой, бытом родного края.  Современные тенденции и  стремительные перемены в социуме  приводят к осознанию того факта, что современные дети  должны знать и уметь  намного больше, чем их сверстники 10­15 лет тому назад, поэтому нашей   постоянной заботой  является выбор наиболее эффективных средств обучения и воспитания. Цель проекта. Создание условий для формирования национального самоопределения личности ребенка   посредством   активного   познания   духовного,   исторического, культурного, промышленного потенциала края.  Задачи проекта. ­ Включить учащихся в групповую проектную деятельность; ­ заложить позиции самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, сбора  информации, экспериментирования;   ­ оформить результаты мини­проектов (конечные продукты). Участники проекта. Участниками   данного   проекта   были   учащиеся   начальной   школы   и среднего звена. Для работы над различными мини­проектами формировались 2 как   одновозрастные   постоянные   группы,   так   и   разновозрастные   временные группы. Планирование реализации проекта. В год 70­летия Победы нами были  разработаны и реализованы авторские мини­проекты:     «Карта   памятников   Нижнего   Тагила,   посвященных   Великой Отечественной войне», «Карта «Вклад Урала в Великую Победу» , «3­Д книга «Мы расскажем вам о войне..»,  «Книга­альбом творческих работ «Мы с войны обещали вернуться…». Эти мини­проекты дали детям возможность совершить экскурс   в прошлое и настоящее родного города, получить глубокие знания о достопримечательностях, знаменитых земляках и их подвигах. Проекты были направлены не только на развитие познавательного интереса, но и на получение позитивного опыта  разновозрастного  общения у учащихся начальной и средней школы. Каждый мини­проект имел свой  срок реализации. Долгосрочными мини­ проектами были:  «3­Д книга «Мы расскажем вам о войне..», «Музей проживания»; «Военный кинозал». Краткосрочные мини­проекты:  «Карта   памятников   Нижнего   Тагила,   посвященных   Великой Отечественной войне»; «Карта «Вклад Урала в Великую Победу»; «Книга­альбом творческих работ «Мы с войны обещали вернуться…» Этап представления (защиты)  мини­проектов был реализован нами  в различных формах на уроках и во внеурочной деятельности.  Мы стремились к тому, чтобы каждый     ребёнок   продемонстрировал   результат   своей   деятельности,  получил оценку   своего   труда,   порадовался   достижениям   других.   Как   правило,   в 3 презентации были задействованы все дети и взрослые (педагоги и родители), и каждый мог обменяться впечатлениями.  Этапы реализации проекта. При   подготовке   и   реализации   мини­проектов   нами   были   использованы различные методы организации учебно­познавательной деятельности.  «Память военных лет». Проблемное поле: учащимся  было предложено принести различные вещи, которые, по их мнению, могут воссоздать картину военных будней, и рассказать о них.  Для работы были использованы методы: ­ создание ситуаций совместных переживаний способствует формированию доверительных отношений между учащимися и представляет собой совместную деятельность   учащихся,   которая   содержит   в   себе   элементы   сильного позитивного   эмоционального   переживания.   Наиболее   сильные   переживания проявляются   у   младших   школьников   во   время   ответа   перед   всем   детским коллективом, у доски. ­  организация   работы   учащихся­консультантов, несмотря   на   значительную сложность,   представляет   собой   высокоэффективный   метод   организации взаимодействия учащихся. Книжная выставка. Проблемное поле: знакомство с книгами о Великой Отечественной войне. Была составлена подборка книг о военном времени и его героях доступная для чтения учащимся различного возраста. Так же на выставке появились книги, которые после прочтения можно было «увидеть» на экране в разделе «Военный кинозал». 4 3­Д книга  «Мы вам расскажем о войне». Проблемное поле: изготовление  3­D  книги. Для реализации данного мини­проекта была проведена предварительная подготовительная работа с учащимися. Учащимся были предложены темы на выбор для работы. Информация по подготовленным темам стала основой «3­Д книги». Для работы были использованы методы: ­ работа во временных   группах.  Он представляет собой работу учащихся в составе  малых  групп  по выполнению  небольших  учебных  заданий.  Обычное число   членов   группы   три   ­   шесть   человек.   Разбивка   класса   производится оперативно   на   ограниченное   время.   Перед   группами   ставятся   задачи "промежуточного"   характера,   т.е.   готовящие   почву   для   следующего   этапа учебного процесса. Временный   характер   этих   групп   не   требует   от   учителя   какого­либо особого подбора участников. Время работы обычно выбирается более сжатое (при необходимости время работы группы можно продлить).  ­  метод   создания   ситуаций   творческого   поиска. Сильный   познавательный интерес   вызывает создание   ситуаций   включения   учащихся   в   творческую деятельность.   Творчество   является   одной   из   наиболее   сильных   причин развития познавательного интереса. Однако здесь имеются и свои сложности. Практика   показывает,   что   для   учителя   задача   развития   творческих способностей учащихся является наиболее сложной и труднореализуемой. Это связано с заложенным в данной задаче противоречием. С одной стороны, для каждого ученика нужно создать условия, позволяющие свободно и раскованно решать различные проблемы. С другой стороны, весь этот "свободный полет" мысли ученика должен происходить в рамках программ общеобразовательных дисциплин и поддерживаемых школой норм поведения. Памятники  Нижнего Тагила,  посвященные Великой Отечественной войне.  5 Проблемное поле: историко­культурное наследие Нижнего Тагила. Данные   мини­проекты   стали   практическим   пособием   для   уроков   как   в начальной   школе,     так   и   средней   школе.   Для   их   реализации   учащиеся   4­х классов школы подготовили исследовательские работы по названным темам. В дальнейшем   информация   была   переработана   для   карт   и   использовалась   при защите проектов. Для работы были использованы метод организации взаимодействия учащихся и накопления социального опыта.  Применение     этих   методов   способствует,   во­первых,   накоплению   у учащихся   социального   опыта   общения   и,   во­вторых,   освоению   учащимися социальных методов организации учебной деятельности. Психологи доказывают, что попытка изолировать учащегося и обучить его только   приемам   самостоятельной   работы   представляет   собой   яркий   пример одностороннего подхода к процессу обучения и не способствует приобретению ребенком   социального   опыта   на   уроках.   Для   наиболее   полного   социального развития ребенка необходима целенаправленная и планомерная работа, которая посильна только педагогу. Формирующим   элементом   в   этих   методах   выступает   диалогическое общение   учащихся.   С   позиций   теории   деятельности   диалогическое   общение является важнейшей составляющей современного обучения. Диалог образует и поддерживает   совместную   учебную   деятельность,   в   которой   и   происходит развитие   участника.   Он   способствует   переводу   индивидуальных   видов деятельности в деятельность совместную, объединенную единой целью.  Важнейший ориентир современной теории образования ­ представление об исследовательском   сообществе   учащихся   ­   сообществе,   которое   под руководством учителя осваивает новые знания. 6 «В рамках городской поисково­краеведческой игры «Мы живем на Урале» учащимися 5­8 классов была создана книга­альбом творческих работ «Мы с войны обещали вернуться…»» Из лучших работ  была смонтирована книга­альбом, которую представили учащимся начальной школы сами авторы работ.  Для работы были использованы методы: творческое   задание представляет   собой учебное   задание,   содержащее творческий   компонент,   для   решения   которого   учащемуся   необходимо использовать знания, приемы или способы решения, никогда им ранее в школе не применяемые.  Оценка эффективности проекта.   В процессе работы над проектами мы ещё раз убедились в эффективности проектной деятельности. Действуя самостоятельно и в группах дети научились разными  способами  находить  информацию   об  интересующих  их  предметах  и явлениях,   и   теперь,   приступая   к   изучению   новой   темы,     достаточно   легко называют   предполагаемый     источник   информации   (чтение   книг,   просмотр видеофильмов,   экскурсии,   общение   с   окружающими   людьми   и   т.д.).   Дети свободно делятся своими впечатлениями о событиях, происходящих в их жизни, умеют выразить свою точку зрения, не боятся высказывать свои предложения. Полученные знания они используют для создания новых объектов деятельности. Участвуя в реализации проектов, учащиеся ощущают себя значимыми в группе сверстников, вносят  свой вклад в коллективное  дело, радуются успехам. Перспективы реализации проекта. Почти любое учебное задание можно представить в творческой форме, однако   наибольший   творческий   потенциал   содержат   такие   виды   учебных заданий,   как   сочинение,   рисунок,   придумывание   заданий   и   упражнений, составление   ребусов,   головоломок,   написание   стихотворений.   Частое 7 проведение   таких   заданий   приучает   учащихся   постоянно   думать   и   искать различные   варианты   выполнения   учебных   заданий.   Воображение   учащихся получает время и пространство для своего развития. Данный проект возможно реализовать в любой учебный год, приурочив его к определенной дате или к очередному юбилею Великой Отечественной войны. Каждое новое поколение учащихся привнесет в данный проект свое видение и особенности реализации мини­проектов.        Заключительные положения.  Опыт создания музея проживания был заимствован нами у коллег и земляков ­ учителей литературы ЗАТО Свободный Т.А. Булавиной и Н.И. Захаровой. Такая форма работы позволяет объединить мини­проекты в большой общий проект.  Подводя   итоги,   можно   с   уверенностью   сказать,   что   проектная деятельность, предполагающая тесное сотрудничество и партнерство родителей, педагогов   и   детей,   способствует   созданию   атмосферы   психологического комфорта. Благодаря направленности проектной деятельности на конкретный конечный результат   она помогает повысить качество образования. Проектная деятельность   является   одним   из   методов   саморазвития   и   самообразования педагогов,   профессиональных   способствует   развитию   креативности, компетентностей.    8 Проект «Великой Победе  посвящаем…» / «Музей проживания» и «Военный кинозал»/ Экскурсия «Мы расскажем вам о войне» Ход мероприятия. Раздел первый.  Музей проживания. Чтец. Чем дальше мы уходим от войны,  И нас с тобою тишина объемлет, Тем все сильней и явственней слышны Её раскаты, вздыбившие землю.             Чем дальше мы уходим от войны             И чем спокойней синие раскаты,             Тем резче нам в закатной мгле видны 9 Огнем войны обугленные хаты. Чем дальше мы уходим от войны Сполна всю горечь этих дней познавши, Не понаслышке, не со стороны, Тем ближе нам воспоминанья наши. (Звучит голос Левитана) Ученик   1:  Так   начиналась   каждое   утро   любого советского человека… Мужественный,   торжественный   голос   Юрия Левитана звучал как набат, как колокол в годину горя. Голос звал к защите, внушал уверенность в могуществе страны. Был символом победы и мощи нашего государства. Трансляция звучала не из Москвы, а из Свердловска, о чем почти никто не  знал. Ученик  2:  Сегодня   мы   вам   представляем   проект   «Музей   проживания».   Мы проведем небольшую экскурсию по нашему музею, представим книгу­альбом и посетим военный кинозал.  «Музей   проживания»   ­   это   смешение   разных предметов, объединенных единой темой и расположенных на одной территории. Данный проект является совместной работой учащихся 3а класса, 4­х классов и 7   а   класса   МБОУ   СОШ   №   45.   Экспозиция   нашего   музея   включает   в   себя несколько разделов. Давайте с ними познакомимся. Ученик 3: Первый раздел нашего музея ­ «Вещи военных лет». В данном разделе представлены   подлинные   вещи   из   семейных     архивов   учащихся   и   учителей школы.  По  вещам   мы   можем   представить   себе  быт  солдата   времен  Великой Отечественной войны. Вещевой мешок      Вещевой мешок ­ брезентовый мешок объемом около 30 литров, с пришитыми к нему плечевыми лямками, завязывающимися на горловине. 10 Изначально, в армии Российской Империи он получил прозвище «сидор».  Свою конструкцию он сохранил вплоть до 50­х годов, и затем был несколько  модернизирован ­ по бокам были добавлены стяжки под шинельную скатку,  спереди был добавлен карман для мелочей и кармашек для идентификационной  таблички.       Вещевой мешок предназначался для замены громоздких и неудобных рюкзаков в рамках массовой армии. Кроме выгоды в плане экономии средств на производстве дешевых вещмешков учитывалась так же специфика ведения боевых действий. Зачастую «сидор» был предпочтительней жесткого рюкзака за счет своей компактности и  универсальности.       К переноске в вещевом мешке предполагался строго необходимый  солдатский минимум, рассчитанный на 1­3 дня: 1. Белье. 2. Портянки.  3. Довольствие (сухари, консервы). 4. Оружейные принадлежности, ветошь.  5. Средства личной гигиены.            6. Боезапас.       Достоинство вещевого мешка:  1.Дешевизна 2. Надежность ­ испортить «сидор» можно исключительно затратив  нечеловеческие усилия. Лямки не рвутся, огня, в отличие от синтетики, он не  боится. 3. Компактность. Вещмешок легко сворачивается и влезает в карман куртки.  При грамотной укладке поклажи может сжиматься до определенных габаритов. 4. Ремонтопригодность. В случае если вы все же умудрились порвать/прожечь  11 «сидор» ­ вы с легкостью его зашьете обычными нитками. Он не «поползет», а  наложенные заплатки будут хорошо держаться. 5. Универсальность и соответствие задачам. Малая пехотная лопата (МПЛ­50)        Малая пехотная лопата (МПЛ­50) —  малая пехотная лопата, длина 50 сантиметров,  носимый шанцевый инструмент рядового и сержантского  состава РККА и ВС СССР.       Широко известно и распространено неправильное  название Малой пехотной лопаты — МПЛ­50 — сапёрная лопатка.     Предназначена для самоокапывания (отрыва) одиночного окопа (ячейки) под  огнём противника, является инженерным  вооружением военнослужащего (солдата, сержанта), также может  использоваться для маскировки, преодоления искусственных препятствий на  поле боя, как холодное оружие, применяться в рукопашном бою и для  приготовления пищи как сковорода.           Малой пехотной лопатой обычно работают лёжа, стоя на коленях или же сидя, в зависимости от обстановки. Малую пехотную лопату в начале работы врезают в землю углом стального лотка, несколько наклонно, перерубая встреча­ ющиеся в земле мелкие корни. Малой пехотной лопатой работают непрерывно в течение   10­15   минут,   после   чего   отдыхают   5­10  минут   и   снова   продолжают работу, таким образом, можно сделать больше работы менее утомившись, чем при непрерывной работе без отдыха в течение 45­50 минут. Военнослужащие, обученные приёмам владения малой пехотной лопатой, окапываются (вырывают окоп для стрельбы лёжа) лежа за 8­12 минут, в то время как не умеющие работать малой пехотной лопатой тратят на это до 20­30 минут. В   соответствии   с   нормативами   РККА   боец   должен   отрыть   малой   пехотной лопатой за час: 3/4 м3 в песчаном грунте; 1/2 м3 в среднем растительном грунте; 12 около 1/3 м3 в глинистом грунте. Обе нижние стороны стального лотка МПЛ заточены.   Черенок   пехотной   лопаты   изготовлен   из твёрдых пород деревьев и не окрашивается. Керосиновая лампа Керосиновая лампа  — светильник, работающий на основе сгорания керосина — продукта перегонки нефти. Принцип действия  лампы примерно такой же, что и у масляной лампы: в ёмкость заливается  керосин, опускается фитиль. Другой конец фитиля зажат поднимающим  механизмом в горелке, сконструированной таким образом, чтобы воздух  подходил снизу. В отличие от масляной лампы, у керосиновой фитиль плетёный. Сверху горелки устанавливается ламповое стекло — для обеспечения тяги, а  также для защиты пламени от ветра. Первый прототип керосиновой лампы — нефтяная лампа — была описана  Ар­Рази в Багдаде IX века.  Современная керосиновая лампа была изобретена  аптекарями Игнатием Лукасевичем и Яном Зехом в 1853 году во Львове.           Керосиновые   фонари   «Летучая   мышь»   выполняются   в   ветрозащитном исполнении. Название «Летучая мышь» происходит от слова «Fledermaus». Так называлась   немецкая   фирма,   которая   в   XIX   веке   оздала   ветроустойчивый фонарь   с   керосиновой   лампой.   Позже   так   стали   называть   все   подобные светильники.         Во время войны керосиновые лампы использовались как в тылу, так и на фронте.   Иногда   они   были   единственными   источниками   света,   поскольку электричество подавалось на очень короткое время и с большими перебоями.        Из воспоминаний фронтовика В.Сугрикова: "Бывало, медсестры сутками  не выходили из санитарной палатки. Не было электричества, раненых  перевязывали при свете керосиновых ламп. Сменяя друг друга, всю ночь  девушки держали лампы над операционными столами."  13 Керосиновую лампу использовали очень бережно. Керосин являлся стратегическим сырьём, необходимым для заправки самолётов, и достать его было крайне сложно Термос           Термос с нержавеющей колбой предназначен для кратковременного хранения (не более 12 часов), переноски и перевозки пищи (жиросодержащей), а так же питьевой воды   и   колотого   льда   в   полевых   условиях.        Объем 12 литров (пища на отделение 10­12 человек).      Крышка термоса снабжена уплотнительной прокладкой (пищевая резина) и обеспечивает герметичность термоса в закрытом   состоянии   при   помощи   регулирующих   откидных   болтов.  Регулируемые   брезентовые   лямки   (заплечные   ремни)   для   переноски.   За подразделениями следовали группы снабжения (подносчиков), которые в темное время суток подносили горячую пищу в термосах.  Фляжка         Оригинальная солдатская фляжка образца 1918 г.   с   пробкой,   изготовленная   из   темного   стекла   с толстой стенкой и предназначенная для хранения и переноса питьевой воды. В начале войны, в целях экономии,   со   снабжения   были   сняты   фляги   из алюминия и заменены на стеклянные аналоги. Армейская фляжка помещена в прочный тряпичный чехол, который фиксируется при помощи простой пуговицы и может быть отстиран по мере необходимости. Стекло является превосходным средством сохранения качества воды, не изменяя ее вкусовые свойства. Сегодня сложно сказать, кто именно придумал флягу. 14 История возникновения данного сосуда лежит глубоко в истории, но то, что   фляга   стала   прототипом   для   большинства   емкостей   для   хранения   воды, сомнений нет. При раскопках селений древних инков были обнаружены сосуды, очень напоминающие фляги. К слову сказать, древние инки не были знакомы с колесом, но уже у них были сосуды для воды. Параллельно во всем мире начали появляться   подобные   емкости,   а   их   удобство   полностью   себя   оправдывало. Носить с собой небольшой запас пресной воды было удобно на охоту или в бой.   Во времена Великой Отечественной войны фляги были предметом первой необходимости.  2 марта 1932 года Всесоюзным комитетом по стандартизации при Совете труда и обороны был утвержден Общесоюзный стандарт ОСТ 4731, в котором были установлены основные размеры и технические условия на фляги металлические ёмкостью в 1 и 0,75 литра. Как мы можем видеть, согласно этого ОСТа, на фляге появилась завинчивающаяся пробка. Фляги предписывалось изготавливать из   алюминия,   жести   и   латуни.     Кроме   того   фляги   делились   на   1   и   2сорт.              До 1940 года цепочка крепилась на проволочной дужке: С 1940 года цепочка крепилась штампованным кольцом. С началом Великой Отечественной войны,   в   целях   экономии   ценного   металла,   алюминиевые   солдатские   фляги зачастую заменяли фляги стеклянные, аналог солдатской стеклянной фляжки царской   армии,   которые   выпускались   из   различного   по   цвету   стекла   и затыкались резиновой, корковой или даже деревянной пробкой. Противогаз МО­2(малый общевойсковой, тип­2) со шлем­маской ШМ­1  разработан в 1940 г.        Принят на вооружение в 1941 году. Это всем вам хорошо известный  противогаз. Создателем первого в мире противогаза  является Николай Дмитриевич Великой Отечественной войны он его Плащ­палатка Зелинский, в годы  усовершенствовал. 15 История плащ­палатки. Может ли плащ использоваться для маскировки, защиты от непогоды в поле и преодоления водных преград? Конечно, если речь идет о плащ­палатке. Это самый яркий пример того, в каком направлении может эволюционировать верхняя одежда, если она используется в чисто военных целях. Плащ­палатка   изготавливается   из   водостойкой   ткани   и   может   помимо верхней одежды служить в качестве укрытия от непогоды для одного человека. Ее прародительницами были плащ­епанчи, которые в армии появились еще при Петре   Первом.   В   дальнейшем   их   конструкция   дополнилась   воротником­ капюшоном. Далее плащ­палатки стали входить уже в стандартную экипировку как солдат, так и офицеров. По советским стандартам размер ее полотнища составлял 180х180 см. Во время Великой Отечественной Войны плащ­палатки начали   делать   из   двухстороннего   камуфляжа,   в   результате   чего   значительно выросли их маскировочные качества. Давайте посмотрим, для чего могут использовать плащ­палатку умелые  военнослужащие: ­ для защиты от непогоды; ­ для маскировки; ­ для транспортировки раненых; ­ для преодоления водных преград (если набить сеном); ­ для закрывания входов в шалаши и землянки; ­ для оборудования спального места. Воинская смекалка выдает значительно больше вариантов, но мы  ограничимся перечисленными. Обычно у плащ­палатки есть капюшон. Ее длина и покрой рассчитаны так,  что движение ног не затрудняется даже при дожде и порывах ветра.  16 Ученик 1: Второй раздел музея представлен книжной выставкой, на которой  подобраны произведения о Великой Отечественной войне. Часть книг являются  основой кинолент, которые можно посмотреть в нашем военном кинозале. Ученик   2:  Третий   раздел   представлен   «3­D  книгой»   Мы   вам   расскажем   о войне».  Это реализованный творческий проект учащихся 3 и 7 классов.   Страницы книги о Великой Отечественно войне, о людях и событиях того времени  представлены в необычной интересной форме. Учитель:…Конечно, Нижний Тагил помнит и чтит своих Героев.  Именами Владимира Ивановича  Ермака, Виктора Александровича  Верескова, Сергея  Александровича  Черных, Константина  Фёдоровича   Пылаева, Николая Ивановича   Белявского,   Ивана   Никитовича   Мотина,   Василия   Васильевича Холкина названы улицы города; на домах, учебных заведениях, заводских цехах установлены мемориальные доски в честь других героев­тагильчан, в городском краеведческом   музее   имеется   экспозиция,   посвящённая   военному   периоду   в жизни нашего города.  Ученик 3: Четвертый раздел музея рассказывает о  памятниках  Нижнего  Тагила, посвященных  Великой Отечественной войне. Это реализованный  проект­карта учащихся 4­х классов, совместно с  педагогом­библиотекарем. На карте цифрами  обозначены следующие монументы: 17 Памятник погибшим  воинам  железнодорожникам Памятник тагильчанам­ героям Советского Союза и кавалерам Ордена  Славы открыт на улице Победы к 65­ю Победы в Великой Отечественной  Войне. Памятник   возведен   по   инициативе   городского   Совета   ветеранов   на средства, которые тагильчане собирали всем миром, чтобы отдать дань памяти 27 землякам – Героям Советского Союза и 8 полным кавалерам Ордена Славы, чьи фамилии отныне увековечены на скульптурной композиции. Памятник   состоит   из   постамента,   стелы   и   монументального   знака   – лавровой   ветви,   олицетворяющей   символ   Победы.   Если   стела   и   постамент сделаны из серого и красного гранита, то сам знак выполнен в технике сварной скульптуры. Этот прием выбран не случайно, как символ того, что в годы войны на   тагильских   заводах   ковалась   Победа.   Композиция   напоминает   танковые броневые листы с заклепочными швами и фрагменты орудийных стволов. Идея – из отслужившего оружия создан символ Победы, символ Мира. 18 Памятник работникам ВМЗ, погибшим в годы Великой Отечественной  войны.  Открыт 9 мая 1971 года.  Адрес: улица Выйская, 70 (площадь перед заводоуправлением ВМЗ)  Скульптор Крамской Михаил Павлович  Архитектор Обухов Анатолий Иванович В   1971   году   на   площади   перед   зданием   управления   Выйского Механического Завода был установлен памятник работникам ВМЗ погибшим в годы Великой Отечественной войны.   Горькие годы войны коснулись каждой семьи   в   нашей   стране,   в   Нижнем   Тагиле.   Лозунг   "Все   для   фронта,   все   для Победы!" перевел на "военные рельсы" работу предприятий Нижнего Тагила. Не остался в стороне Высокогорский механический завод, созданный в 1916 как снарядный и вновь в 1941­1945 давший эту важнейшую продукцию фронту. С первых дней войны завод перешел на режим военного времени, на 12­часовой рабочий день, были отменены отпуска и выходные дни. Перенося неимоверные трудности военного времени, заводчане не только производительно трудились, давая военную продукцию фронту, но и собирали подарки, теплые вещи воинам Красной армии, оборудовали госпиталь для лечения раненых бойцов (в школе №23), ухаживали за ними. В 1942 году трудящиеся ВМЗ явились инициаторами постройки   танковой   колонны   «Тагильский   рабочий».   Более   7   миллионов снарядов дал завод фронту за годы войны. Около 300 человек не вернулись домой. В честь всех погибших было принято решение на площади перед главной проходной завода 9 мая 1971 года торжественно открыть памятник заводчанам, погибшим в годы в годы Великой Отечественной войны. Он состоит из полуовального бетонного постамента, двух неравных открылков в виде   полуокружностей,   нижней   плиты   и   скульптуры   солдата   –   воина. Поверхность   всех   элементов   памятника   была   облицована   полированными мраморными плитами серого цвета, изготовленные заводом мраморных изделий с. Шабры, Полевского района, Свердловской области. На большем из открылков 19 выполненная   выступающая   по   толщине   и   кверху   тумба,   где   на   плитах закреплена   надпись:  «Вечная   память   героям,  погибшим   в  боях   за   свободу   и независимость   нашей  Родины».      Буквы  выполнены из нержавеющей  стали  и заанодированы.   На   вогнутой   внутренней   поверхности   плит   высечены   в алфавитном порядке фамилии погибших. Всего в количестве 237 человек. На тыльной   стороне   памятника   закреплена   мемориальная   доска,   на   которой имеется надпись: «Памятник построен на средства трудящихся ордена Ленина Высокогорского механического завода.  Строительство   памятника   велось   методом   народной   стройки   на   средства, собранные трудящимися завода. Монумент в память о горняках горы Высокой, погибших в годы Великой Отечественной войны.   Памятник строителям Нижнего Тагила находится на площади бывшего ДК «Строитель», ныне Городского Дворца молодёжи.   Танк Т­34 установлен в 1945 году у главной проходной “Уралвагонзавода” в память о Великой  Отечественной Войне . Мемориальный комплекс Аллея Славы Открыт  9 мая 1968 года Адрес: проспект Ленинградский, Аллея Славы  Скульпторы Виталий Иванович Стеканов, Иван Яковлевич Боголюбов. Архитекторы Анатолий Иванович Обухов, Дмитрий Сергеевич Попов 20 В центре Дзержинского района 9 мая 1968 года был открыт монумент боевой и трудовой славы Уралвагонзавода. В разработке проекта монумента, кроме авторов, еще принимали участие проектное бюро УВЗ, а в строительстве – все строительные организации Дзержинского района. Монумент представляет собой композицию их трех отдельно стоящих сооружений: в центре композиции – вертикальная стела с «вечным огнем», справа – горизонтальная стела с датой «1941­1945» и слева – памятник рабочему и танкисту. Утром   9   мая   1968   года   был   зажжен   факел   в   Свердловске   от   огня   на площади Павших Борцов, и доставлен в тот же день в Нижний Тагил бывшими фронтовиками   С.А.   Журавлевым   и   А.А.   Чепуговым.   Они   передали   факел первому   секретарю   Дзержинского   района   партии   М.П.   Шарину,   полному кавалеру Ордена Славы В.В. Холкину и военному комиссару В.Р. Семенову, которые зажгли «вечный огонь» в чаше на центральной стеле монумента. В 1970 году к монументу было произведено перезахоронение 6 солдат,  скончавшихся от ран в тагильских госпиталях. Признан памятником истории и монументального искусства местного  значения. Мемориал погибшим металлургам в годы ВОВ, находится на Тагилстрое.   Памятник горнякам Рудника им.III Интернационала, погибшим в годы  Великой Отечественной войны Открыт 9 мая 1976 года  Адрес: улица Ульяновская  Автор Кузьмин Анатолий Андреевич 21 В   память   о   солдатах   Великой   Отечественной   войны   на   совместном заседании  администрации,  парткома  и  рудничного  комитета  профсоюза   было принято решение об установке и открытии памятника всем горнякам рудника, не   вернувшимся   с   фронта.   Автором   памятника   стал   старший   архитектор Управления главного архитектора города Анатолий Кузьмин. Был организован сбор   средств   на   строительство   среди   трудящихся   и   жителей   рудника. Строительство вели сами жители, выходя на субботники и воскресники. Памятник открыт 9 мая 1976 года и представляет собой две площадки (верхняя и нижняя) с двумя трехгранными пирамидами различной величины на верхней,   поставленные   главными   ребрами   друг   к   другу,   облицованными бетонными   квадратными   плитами.   С   главного   ребра   большей   пирамиды, посередине   высоты,   укреплены   чугунные   шрифтовые   доски   с   именами   и фамилиями погибших во время войны. К пирамидам ведет ряд ступеней. В 2006 году по инициативе Музея изобрази­тельных искусств была начата  реставрация памятника.  Мемориал металлургам на Лисьей горе Открыт в 2010 г. (День металлурга). Место расположения: ул. Челюскинцев – Береговая­Ударная (у подножья  Лисьей горы). Скульптор: Павленко Владимир Ильич. Скульптор   вдохновился   образами   металлургов,   горящим   пламенем неслучайно. Он утверждает, что «именно огонь пылает в сердце нашего города. Одни города строят на реках, другие около морских портов или на пересечении торговых путей.   Нижний Тагил, как и многие другие промышленные города 22 Урала родился в пламени доменных печей его заводов. Таким образом, именно огонь – его родная, главная стихия.  Своим   рождением   и   дальнейшим   развитием   наш   город   обязан металлургии. Здесь   с   1725   года   работал   знаменитый   демидовский чугуноплавильный и железоделательный завод, ныне – первый в России завод­ музей. Памятник   торжественно   открыт   накануне   Дня   металлургов   2010, праздника, широко отмечающегося в нашем городе. Скульптурная композиция  на   улице   Челюскинцев,   у   подножья   символа   нашего   города   горы   Лисьей, представляет из себя три камня­мегалита, обозначающие три стихии – земля, вода, воздух. Вокруг них «пылает» бронзовое пламя – символ четвертой стихии –   огня.   По   задумке   автора   этот   огонь   символически   передают   друг   другу металлурги   прошлого,   настоящего   и   будущего.   Композиция   выстроена скульптором по восходящей линии.  Установлены они на бетонном постаменте, который облицован бутовой кладкой.   Такую   кладку   применяли   при   строительстве   демидовских металлургических заводов. Пилоны, по замыслу автора, представляют три фазы развития   металлургии   ­   прошлое,   настоящее   и   будущее,   т.е.   связь   трех поколений металлургов. Наверху пилонов по периметру монумента выполнены фигуры рабочих и языки пламени из кованой меди. Фигуры, которые скульптор отлил из бронзы,  одеты в соответствии со своими историческими эпохами.  Высота памятника около 12,5 ­ 13 метров от основания. Нижний периметр сечения   основания ­   около   7  метров,   периметр   верхнего   сечения ­   6  метров. Камни   изготовлены   на   Среднеуральском гранитном   карьере.   Дольмен   был выломан из скального монолита, в этом уникальность материала, выбранного для монумента, который соответствует твердости духа и характера самих металлургов, владеющих Огнем. 23 Учитель: Уральский край становится в годы войны крупнейшим пунктом  промышленной эвакуации. Под руководством созданного 3 июля 1941 года Совета по эвакуации была проведена   грандиозная   операция,   равная   по   своей   значимости   величайшим битвам Второй мировой войны. 40% всей военной продукции страны, включая танки, пушки, артиллерийские установки, стрелковое оружие ­ вот вклад Урала в окончательный разгром врага. Грозные   боевые   машины   танки   полностью   произведены   на   Уральской   Земле. Металл   плавили   и   прокатывали   доменщиками   и   сталевары   Свердловска (Екатеринбург), Тагила, Серова, Первоуральска, Алапаевска, Кушвы. От других заводов Урала получали моторы, орудия, боезапас, радиопередатчики, агрегаты. Сборка   машин   была   в   Нижнем   Тагиле.   Уральские   швейники   и   обувщики приложили максимум стараний, чтобы одежда, сшитая из арамильского сукна и сапоги, сделанные на фабрике «Уралобувь», полностью соответствовали этим требованиям. Ученик   1:  Пятый   раздел   нашего   музея   представляет   собой   реализованный проект   ­   карту   «Урал   в   годы   Великой   отечественной   войны»,   на   которой отмечены эвакуированные предприятия и выпускаемая ими продукция. Данный проект также является совместной творческой работой учащихся 4­х классов и педагога­библиотекаря. Крупнейшим пунктом промышленной эвакуации являлся уральский  регион, разместивший к осени 1942г. на своей территории оборудование и  рабочую силу более 830 предприятий.  Урал давал стране 40% всей военной продукции, производил 70% всех танков, в  том числе: 60% ­ средних, 100% ­ тяжелых. 830 предприятий было размещено на Урале 212 – приняла Свердловская область 200 – Челябинская область 24 124 – Пермская область 90 – Оренбургская область 172 – Башкирская АССР 34 – Удмурская АССР Не было таких видов военной продукции, которые не изготавливались на  Урале. До войны броневая сталь на Урале не производилась. Каждый второй  снаряд, выпущенный по врагу, делался из уральской стали. Уральцы первыми   в мире поставили на поток изготовление танков. 8 декабря  1941 года Уральским танковым заводом был выпущен первый танк Т­34 В Челябинске, на заводе им. Колющенко, выпускали легендарную «Катюшу», а на   бывшей   табачной   фабрике   –  снаряды   для   них   и   торпеды   для   подводных лодок.           Параллельно   с   выпуском   танковой   техники   не   прекращалось производство бронекорпусов, в том числе для тяжелых танков ИС­2, ИС­3 и самоходок ИСУ­152.  Всего   за   годы   войны   было   изготовлено   свыше   19000   бронекорпусов средних   и   тяжелых   танков,   а   также   самоходных   артиллерийских   установок; выпущено около 6000 единиц бронетанковой техники. Уральский завод тяжелого машиностроения превратился в мастерскую по производству   бронетехники,   танки   «Т­34».   Всего   за   годы   войны   труженики УЗТМ  дали, фронту  более 5000  самоходных  артиллерийских  установок, 731 танк «Т­34», выпустили 3219 тяжелых и 6510 средних танковых корпусов, 7,1 тыс. танковых башен. Ученик 2: Уралвагонзавод – выпускал танки. Челябинский завод «танкоград» Уральский турбомоторный завод, объединившись с 5 эвакуированными  заводами, стал крупнейшим в стране производителем дизель – моторов. Уралмашзавод – самоходные артиллерийские установки СУ – 122, СУ – 100. 25 Производством артиллерии занимались также Уральский артиллерийский,  Усть­Катавский вагоностроительный и другие заводы. Всего за годы ВОВ  артиллерийская промышленность Урала направила в действующую армию более  150 000 орудий. Первоуральский Новотрубный завод и Уралхиммаш выпускал минометы. Особая роль принадлежала Уралу и в изготовлении стрелкового оружия. На  предприятия Удмуртии за годы войны освоили десятки новейших видов  производства и дали фронту 11,1 млн. винтовок и карабинов, 7,1 тыс.  авиапушек, 213,4 тыс. пулеметов, 131,3 тыс. противотанковых ружей системы В. А. Дегтярева и С. Г. Симанова, 961,5 тыс. пистолетов системы Ф.В. Токарева. Уральская  промышленность   во   многом  способствовала   завоеванию   советской авиацией полного «господства в воздухе» с началом войны на выпуск продукции для военно – воздушных сил страны перешли многие предприятия Башкирии. Маршал  Р.Я. Малиновский  отмечал: «Урал – подлинное царство  пушек и родина   самоходной   артиллерии.   Все   артиллерийские   системы   отличного качества: легкие, изящные, и самое главное, высокопробойные…»  Ученик   3:  Урал   стал   важнейшим   местом   формирования   воинских   частей   и подготовки боевых ресурсов.  Два миллиона солдат и офицеров, составивших основу   легендарных   уральских   дивизий   и   корпусов,   наводивших   ужас   на подразделения противника. Стремление   выстоять   и   просто   выжить   в   экстремальных   условиях   войны объединили   уральцев.   Лозунг   «Все   для   фронта,   все   для   победы»   стал фундаментом,   давшим   возможность   краю   стать   кузницей   боевых   резервов, ведущим центром по формированию новых частей и соединений. Осень   1941   года   на   фронт   отправились   58 000   добровольцев   из   них   7 000 женщин. На Урале формировались отряды народного ополчения. Всего 195,3 тыс. человек. На Урале действовала целая сеть курсов по подготовке радистов, 26 медсестер.   За   годы   войны   на   курсах   обучились   3 000 000   человек,   которые использовали свои знания на фронте. Всего на фронт ушло более 2 млн.  уральцев, из которых около 600 тысяч не вернулись домой. Истории большинства из них практически неизвестны.  Регион   направил   на   фронт:   2   механизированных корпуса,1 танковый корпус, 78   дивизий,   большое   количество   отдельных   бригад, полков, батальонов, рот. В их составе воевало более 3 000 000 уральцев,  600000 не вернулись с войны. Уральские подразделения били врага до последней капли крови, проявляя мужество, отвагу и героизм. Танковый корпус поистине стал легендарным.  За   отличные   боевые   действия   Москва   27   раз   салютовала   уральским танкистам.   О   массовом   героизме   добровольцев   говорят   54   ордена, прикрепленных к знаменам корпуса и его подразделений. Раздел второй ­ презентация книги­альбома «Мы с войны обещали  вернуться…»  В   рамках   городской   поисково­ Учитель: краеведческой   игры   «Мы   живем   на   Урале» учащимися   5­8   классов   была   создана   книга­ альбом творческих работ «Мы с войны обещали вернуться…». Перелистаем ее страницы… Защита книги­альбома «Мы с войны обещали вернуться…» 3 Слайд 1 (титул)  Рассказ ученицы. Слайд 2 (70 лет)   Победа в Великой Отечественной войне вот уже 71 год никем не забыта. Разве можно такое забыть? Сколько бед потерпел наш народ, сколько   погибло   людей,   сколько   было   пролито   слез.   Мы   должны   быть 27 благодарны тем людям, которые свою жизнь отдали за победу. Ведь если бы наш народ не сражался  тогда, до последней  капли  крови,  то  не было  бы нашего сегодняшнего мира. Слайд 3 (Знамя победы)  Почти каждой семьи коснулась трагедия этой войны, о них и пойдет рассказ в нашей книге. О людях, опаленных пожарищем той страшной войны.  2.Рассказ ученицы. Слайд 4  Никому не дано знать, Где придётся взлететь, где споткнуться. Прадед мой ушёл воевать, Но своим обещал вернуться. Слайд 5  Он ушёл воевать с врагом За деревню, жену и сына И дочурку родную свою, Потому, что он был мужчина. Слайд 6  Дети молча смотрели вслед, Провожали, как на работу. Слайд 7  «Не тревожьтесь»,­сказал им дед,­ «Год, другой, и вернусь к заботам». И жена оставалась ждать. Берегла свою дочку и сына Было матери – тридцать два, Ей работать пришлось за мужчину. Слайд 8  28 Не вернулся с войны он домой, В списках без вести канувших в бойне. Как ей строить теперь одной Мир, где детям светло и спокойно. Слайд 9  Но она продолжала ждать, И просила о помощи Бога, Как соседка её – вдова, Стала общей у них дорога. Слайд 10  Никому не дано знать. Где придется взлететь, где споткнуться, Но забыть нам не в силах друзей, Обещавших с войны вернуться. 3. Рассказы ученицы Слайд 11 Наша страна готовится к 71 –й годовщине  Победы. Кровь и боль,   гибель родных, героическое сопротивление и горестный плен, самоотверженный  труд в тылу и, наконец, первая победа над страшным врагом ­ все это было в  1941 году. В тяжелые годы 1941­1945 гг. весь народ ­ и стар, и млад, встали на  защиту своей Родины.   Слайд  12  В   Екатеринбурге   жили   моя   прабабушка   Устюжанинова   Екатерина Тихоновна и мой прадедушка Устюжанинов Яков Семенович. Они оба внесли свой бесценный вклад в Победу над фашизмом.  Мой прадедушка Яков защищал Мурманск.     Прадедушку и других солдат с самолета     сбросили   в   ледяную   воду,  вплавь   они   добирались   до   берега.   Они подолгу   лежали   в   сугробах   снега,   дожидаясь   врага,     или   ползли   в   белых одеяниях к противнику, чтобы не быть замеченными. Дважды прадедушка  был ранен.   После   выздоровления   снова   отправлялся   на   войну.   Очень   тяжело 29 физически   было   воевать   в   таких   полярных   ледяных   условиях.   Прадедушка переболел     воспалением   легких,   простудил   почки.   Очень   сильно   подорвал здоровье. Всю свою дальнейшую жизнь часто болел. 4. Рассказ ученицы        Когда началась война, моей прабабушке Бабайловой Елене Петровне было  15 лет. Она была старшая из четырёх детей. Все заботы по дому и о детях легли  на плечи Лены. Слайд 13  На войну ушли все мужчины из их деревни. Женщинам и детям  пришлось всю работу в колхозе взять на себя. Было страшно и тяжело работать  слабым физически девочкам от зари до зари. Но надо было выдержать  трудности…      Слайд 14Дети помогали взрослым во всём. Было голодно. Трактористам  выдавали паёк, но Лена всегда оставляла кусочек хлеба и сахарок для своих  братишек и сестрёнки. Слайд 15   Все дети, как и взрослые, самоотверженно трудясь в тылу,  приближали победу над врагом! Уже в мирное время их труд был оценен и  вознаграждён медалями. Лене тоже была выдана награда и присвоено звание   «Труженик тыла».  Моя прабабушка умерла 4 марта 2008 года, и на данный  момент у неё 5 детей, 9 внуков и 10 правнуков.  Я горжусь своей прабабушкой.  5. Рассказ ученицы Моя прабабушка Рая умерла в год моего рождения. В 1941­м, когда ей ещё не было 18­ти лет, прабабушка  ушла добровольцем на фронт. О своей фронтовой жизни она рассказывала две истории. История первая, о том, что же такое война. Слайд 16  Девчонок­тагильчанок, призванных в 41­м на фронт, было много.  Всех погрузили в вагоны, в которых до войны перевозили скот.  Слайд 17   Девушкам было очень весело: кто­то захватил с собой гармошку, и девчонки всю дорогу пели песни и даже плясали. Привезли их под Ленинград, 30 держать оборону города. Едва устроившись на месте, девчонки решили погулять и осмотреть местность. Пошли сквозь лес, вышли на какую­то просеку. А вдоль просеки прорыт глубокий противотанковый ров. И он заполнен… трупами. Это были тела убитых солдат – и наших, и немецких – все вперемешку.  Слайд 18  И по ним пустили танк. Зачем, мы понять не можем. Возможно, тела  хотели утрамбовать, чтобы завалить потом землей. И танк застрял посреди рва,  забуксовал. Танк не мог сдвинуться с места, гусеницы крутились и наматывали  на себя части тел убитых: головы, руки, куски мяса. Прабабушка говорила, что  после этого они перестали танцевать. Так пришла к ним война… Слайд 19   Это было первое фронтовое впечатление  6. Рассказ ученицы Слайд 20  Семьдесят лет назад триумфальной победой советского народа  закончилась Великая Отечественная война.  Слайд 21 Много лет прошло с тех пор, но среди нас живут участники этой  войны. С каждым годом их становится все меньше и меньше. В наших же  сердцах живет память об этой войне. И не может быть иначе. Слайд 22 Я знаю о войне из рассказов старших, кинофильмов и книг, поэтому задумываюсь,   сколько   крови   было   пролито,   сколько   страданий   пришлось пережить людям, чтобы мы смогли спокойно спать, учиться и жить! Слайд 23  Я обращаюсь к своим сверстникам.  Слайд 24 Пусть перед каждым из нас будут образы тех, кто приблизил День  Победы.  Слайд 25 (акция) Давайте поклонимся седым ветеранам, что живут рядом с  нами. Не грустите, ветераны.  Слайд 26 (акция) Пусть будет мир и покой на планете, пусть исчезнет оружие,  что уничтожает красоту, которую создал человек.  Слайд 27 (акция) Это необходимо нам, нашим родителям, и Вам, дорогие  ветераны! 31 Слайд 28 (вечный огонь и музыка «Война идет…») Слайды 28­34 (фото ветеранов на фоне песни «Кино идет…» Учитель:  За   мужество   и   отвагу,   проявленные   в ходе военных операций, уральские «чудо – богатыри» получили 42 368 наград: среди них 1000 героев Советского Союза, 27 полных кавалеров ордена Славы. Проявленное   уральцами   в   годы   Великой   Отечественной   войны несокрушимое   единство   фронта   и   тыла   продемонстрировало   несгибаемую народную волю, стало мощным фундаментом грядущей Победы. Урал,   чей   вклад   в   разгром   неприятеля   был   чрезвычайно   весом,   по   праву праздновал ВЕЛИКУЮ ПОБЕДУ. Давайте все минуту помолчим, Помянем с болью тех, кто не вернулся, Кто в полный рост о пулемёт споткнулся, Идя в атаку сквозь огонь и дым. Давайте все минуту промолчим, Пусть слёзы навернутся на ресницы, Фронтовикам война доныне снится  И тем, кого ничем не воскресим, Давайте все минуту помолчим. Мы жизнью им обязаны на свете – И сами мы и даже наши дети. Их подвиг не забыт, не повторим. Давайте все минуту помолчим. Раздел третий «Военный кинозал» Учитель: последним   разделом   нашей сегодняшней   экскурсии   станет   просмотр 32 фильма «Судьба человека» (для 7 класса) и «Жила была девочка» (для 1 класса) в нашем военном кинозале.  После просмотра 7 классу было предложено  оставить небольшой отзыв о нашем мероприятии, а учащиеся 1 класса прошли к   памятнику «Войнам­ строителям» для возложения цветов. 9 мая 2015      Наш Бессмертный полк  33 Список литературы Книги 1.Великая Отечественая. Основные сражения. Города­Герои и Города воинской  славы, ордена, медали, памятные монеты/ авт.­сост.: А. Кириллов, Г. Каёта.­ Екатеринбург: Издательство «Уральский рабочий», 2015,­192с. 2. Военная история Урала: События и люди / Под общей редакцией А.В.  Сперанского.­ Екатеринбург: Издательство «Сократ», 2008.­320с. 3. Марков Б.А. Золотые звезды тагильчан. ­ Екатеринбург: Издательство «СВ­ 96», 2005.­304с. 4.Наш Уральский Добровольческий / авт.­сост.: А. Д. Кириллов, В. К. Хорьков.­ Екатеринбург: Издательство «Сократ», 2013. 5.Нижний Тагил 285 лет, Книга о городе/ гл.ред.:Ю. Бриль,­Екатеринбург:  Издательство «Уральское литературное агенство», 2007 6.Нижний Тагил 1941­1945. Во имя Победы: кн., посвященная боевому и  трудовому подвигу тагильчан в годы Великой Отечественной войны/  гл.редактор А. Х. Фахретдинова,­ Нижний Тагил: Издательство  «Горнозаводской Урал», 2010.­260с. 7,Пудовкин С.И. Мой Тагил. Исторические очерки. Том II. Город в военной  шинели.­ Нижний Тагил: Книжный дом «ХлопотовЪ», 2015,­440с. 8.След на Земле. Они защищали Родину/ ред.­сост.:Д. В. Вендер,­Нижний Тагил:  Издательские дом «Медиа­Принт», 2005. Нормативные документы 1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273­ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 34

Проект «Великой Победе посвящаем…» / «Музей проживания» и «Военный кинозал»/

Проект «Великой Победе  посвящаем…» / «Музей проживания» и «Военный кинозал»/

Проект «Великой Победе посвящаем…» / «Музей проживания» и «Военный кинозал»/

Проект «Великой Победе  посвящаем…» / «Музей проживания» и «Военный кинозал»/

Проект «Великой Победе посвящаем…» / «Музей проживания» и «Военный кинозал»/

Проект «Великой Победе  посвящаем…» / «Музей проживания» и «Военный кинозал»/

Проект «Великой Победе посвящаем…» / «Музей проживания» и «Военный кинозал»/

Проект «Великой Победе  посвящаем…» / «Музей проживания» и «Военный кинозал»/

Проект «Великой Победе посвящаем…» / «Музей проживания» и «Военный кинозал»/

Проект «Великой Победе  посвящаем…» / «Музей проживания» и «Военный кинозал»/

Проект «Великой Победе посвящаем…» / «Музей проживания» и «Военный кинозал»/

Проект «Великой Победе  посвящаем…» / «Музей проживания» и «Военный кинозал»/

Проект «Великой Победе посвящаем…» / «Музей проживания» и «Военный кинозал»/

Проект «Великой Победе  посвящаем…» / «Музей проживания» и «Военный кинозал»/

Проект «Великой Победе посвящаем…» / «Музей проживания» и «Военный кинозал»/

Проект «Великой Победе  посвящаем…» / «Музей проживания» и «Военный кинозал»/

Проект «Великой Победе посвящаем…» / «Музей проживания» и «Военный кинозал»/

Проект «Великой Победе  посвящаем…» / «Музей проживания» и «Военный кинозал»/

Проект «Великой Победе посвящаем…» / «Музей проживания» и «Военный кинозал»/

Проект «Великой Победе  посвящаем…» / «Музей проживания» и «Военный кинозал»/

Проект «Великой Победе посвящаем…» / «Музей проживания» и «Военный кинозал»/

Проект «Великой Победе  посвящаем…» / «Музей проживания» и «Военный кинозал»/

Проект «Великой Победе посвящаем…» / «Музей проживания» и «Военный кинозал»/

Проект «Великой Победе  посвящаем…» / «Музей проживания» и «Военный кинозал»/

Проект «Великой Победе посвящаем…» / «Музей проживания» и «Военный кинозал»/

Проект «Великой Победе  посвящаем…» / «Музей проживания» и «Военный кинозал»/

Проект «Великой Победе посвящаем…» / «Музей проживания» и «Военный кинозал»/

Проект «Великой Победе  посвящаем…» / «Музей проживания» и «Военный кинозал»/

Проект «Великой Победе посвящаем…» / «Музей проживания» и «Военный кинозал»/

Проект «Великой Победе  посвящаем…» / «Музей проживания» и «Военный кинозал»/

Проект «Великой Победе посвящаем…» / «Музей проживания» и «Военный кинозал»/

Проект «Великой Победе  посвящаем…» / «Музей проживания» и «Военный кинозал»/

Проект «Великой Победе посвящаем…» / «Музей проживания» и «Военный кинозал»/

Проект «Великой Победе  посвящаем…» / «Музей проживания» и «Военный кинозал»/

Проект «Великой Победе посвящаем…» / «Музей проживания» и «Военный кинозал»/

Проект «Великой Победе  посвящаем…» / «Музей проживания» и «Военный кинозал»/

Проект «Великой Победе посвящаем…» / «Музей проживания» и «Военный кинозал»/

Проект «Великой Победе  посвящаем…» / «Музей проживания» и «Военный кинозал»/

Проект «Великой Победе посвящаем…» / «Музей проживания» и «Военный кинозал»/

Проект «Великой Победе  посвящаем…» / «Музей проживания» и «Военный кинозал»/

Проект «Великой Победе посвящаем…» / «Музей проживания» и «Военный кинозал»/

Проект «Великой Победе  посвящаем…» / «Музей проживания» и «Военный кинозал»/

Проект «Великой Победе посвящаем…» / «Музей проживания» и «Военный кинозал»/

Проект «Великой Победе  посвящаем…» / «Музей проживания» и «Военный кинозал»/

Проект «Великой Победе посвящаем…» / «Музей проживания» и «Военный кинозал»/

Проект «Великой Победе  посвящаем…» / «Музей проживания» и «Военный кинозал»/

Проект «Великой Победе посвящаем…» / «Музей проживания» и «Военный кинозал»/

Проект «Великой Победе  посвящаем…» / «Музей проживания» и «Военный кинозал»/

Проект «Великой Победе посвящаем…» / «Музей проживания» и «Военный кинозал»/

Проект «Великой Победе  посвящаем…» / «Музей проживания» и «Военный кинозал»/

Проект «Великой Победе посвящаем…» / «Музей проживания» и «Военный кинозал»/

Проект «Великой Победе  посвящаем…» / «Музей проживания» и «Военный кинозал»/

Проект «Великой Победе посвящаем…» / «Музей проживания» и «Военный кинозал»/

Проект «Великой Победе  посвящаем…» / «Музей проживания» и «Военный кинозал»/

Проект «Великой Победе посвящаем…» / «Музей проживания» и «Военный кинозал»/

Проект «Великой Победе  посвящаем…» / «Музей проживания» и «Военный кинозал»/

Проект «Великой Победе посвящаем…» / «Музей проживания» и «Военный кинозал»/

Проект «Великой Победе  посвящаем…» / «Музей проживания» и «Военный кинозал»/

Проект «Великой Победе посвящаем…» / «Музей проживания» и «Военный кинозал»/

Проект «Великой Победе  посвящаем…» / «Музей проживания» и «Военный кинозал»/

Проект «Великой Победе посвящаем…» / «Музей проживания» и «Военный кинозал»/

Проект «Великой Победе  посвящаем…» / «Музей проживания» и «Военный кинозал»/

Проект «Великой Победе посвящаем…» / «Музей проживания» и «Военный кинозал»/

Проект «Великой Победе  посвящаем…» / «Музей проживания» и «Военный кинозал»/

Проект «Великой Победе посвящаем…» / «Музей проживания» и «Военный кинозал»/

Проект «Великой Победе  посвящаем…» / «Музей проживания» и «Военный кинозал»/

Проект «Великой Победе посвящаем…» / «Музей проживания» и «Военный кинозал»/

Проект «Великой Победе  посвящаем…» / «Музей проживания» и «Военный кинозал»/
Скачать файл