Использование дидактических приемов для развития устной речи учащихся с ТНР на уроках истории.
Умение свободно, грамотно и четко излагать свои мысли – одно из главных требований современной жизни. В связи с этим одной из задач образования в современной школе является развитие речи учащихся. Проблема связной, четкой, правильной речи детей и взрослых стала по-настоящему актуальной. Речь многих современных детей бедна, часто они не могут выразить свои мысли. С этой проблемой сталкиваются многие учителя, в том числе и на уроках истории.
История является интересной, занимательной, но в то, же время сложной дисциплиной для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Не секрет, что для большинства учеников устный ответ на уроке истории вызывает затруднения. Из-за различных речевых дефектов, слабого словарного запаса, эрудиции, поверхностного ознакомления с текстом, дети с затруднением формируют ответ в соответствии с требованиями к устным ответам учебного курса «История».
Для решения этой проблемы мною используются следующие дидактические приемы, способствующие развитию устной речи учащихся с ТНР:
· Рассказ по иллюстрации (составить предложение о персонаже, его одежде действиях и т.п. это дает зрительную опору, вызывает в памяти пассивный запас слов, приучает видеть главное).
· Обучение пересказу (через нахождение ключевых слов, эмоционально окрашенных выражений).
· Приём «Переводчик». В тексте или в конце учебника дается термин и его определение, иногда с первого раза ученик не может целиком его освоить и даже понять (особенно в старших классах), поэтому я предлагаю для смыслового усвоения «перевести» термин на простой язык, при этом, не теряя смысла.
· Приём «Чистая доска». Перед уроком я пишу на доске термины, понятия, личности и даты из предыдущих тем и предлагаю ученикам по очереди выходить к доске, и раскрывать смысл термина, события. Делается все в темпе и ученик сразу же очерчивает круг вопросов, которые он знает, а которые не знает и выбирает подходящее для себя слово. Класс при этом оценивает правильность высказывания и определения. Через несколько минут доска должна быть чистая.
· Приём «Три предложения». Ученикам после прочтения исторического документа или пункта параграфа предлагается пересказать текст с помощью трех предложений. Количество предложений может варьироваться в зависимости от объема и сложности. Этот приём даёт возможность осмыслить небольшой текст полностью.
· Схемы, опорные конспекты. Схема помогает ученику составить связный рассказ, опираясь на отдельные данные, приведённые в схеме. Схема и опорный конспект положительно влияют на логику изложения материала и способствуют развитию устной монологической речи учащихся с ТНР.
· Составление развернутого плана, пункта параграфа или всего параграфа и обратный процесс - пересказ с опорой на план. Кроме плана, можно учиться преобразовывать информацию в схему, или объяснять материал с использованием схемы. Ученик при подготовке устного ответа хорошо представляет последовательность событий или причинно – следственные связи исторического события, это умение формируется и закрепляется, если чаще использовать задания с применением этого приема.
· Использование проблемной ситуации на уроке ещё один результативный приём. При решении проблемной ситуации происходит развитие у учащихся умения доказывать и аргументировать свою точку зрения на основе исторических фактов, ссылку на авторитетное мнение, через пример. Ученику нужно обосновать определенную точку зрения или аргументировать причины и последствия исторических событий. Ученикам необходимо уметь обобщать, интерпретировать, находить причинно - следственные связи, высказывать свои предположения.
· Устный диалог: задавать вопросы собеседнику, конструировать ответы на вопросы, свободно участвовать в беседе.
· Словарная работа формирует умение активно и правильно пользоваться историческими терминами, крылатыми выражениями не только во время ответа на уроке, но и в обыденной речи.
Сочинение от первого лица, участника событий, или современника событий. Например: «Я вельможа», «Я ученик Древнегреческой школы», «Я участник восстания декабристов» и т.п. Лучше это делать, определив при таких заданиях ключевые слова или составить план ответа.
· Применение исследовательских методов обучения. На уроках истории можно проводить мини - исследования. Например, создание книги «Китайская мудрость» по теме «Древний Китай» в 5 классе. Когда весь класс разбивается по парам и формирует одну страничку «Книги», например «Как должен вести себя учтивый китаец», «Изобретения Древнего Китая», «Как должен править мудрый правитель» и. т.п. Ученики, выступая в защиту своей темы, развивают умения доказывать, убеждать, приводить исторические примеры, аргументировано строить свой устный ответ.
В принципе, обучает правильной речи сам предмет, текст учебника и дополнительные источники. Важно акцентировать внимание учеников на необходимости грамотной речи и своевременно корректировать ошибки, показывать многообразие нашего языка
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.