Использование дидактических приёмов для развития устной речи учащихся с ТНР на уроках истории
Оценка 4.6

Использование дидактических приёмов для развития устной речи учащихся с ТНР на уроках истории

Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
история
5 кл—9 кл
13.02.2022
Использование дидактических приёмов для развития устной речи  учащихся с ТНР  на уроках истории
История является интересной, занимательной, но в то, же время сложной дисциплиной для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Не секрет, что для большинства учеников устный ответ на уроке истории вызывает затруднения. Из-за различных речевых дефектов, слабого словарного запаса, эрудиции, поверхностного ознакомления с текстом, дети с затруднением формируют ответ в соответствии с требованиями к устным ответам учебного курса «История». в статье приводятся дидактические приёмы, которые призваны помочь в решении этой задачи.
Статья _Богданова И.И..docx

Использование дидактических приемов для развития  устной речи учащихся с ТНР на уроках истории.

 

Умение свободно, грамотно и четко излагать свои мысли – одно из главных требований современной жизни. В связи с этим одной из задач образования в современной школе является развитие речи учащихся. Проблема связной, четкой, правильной речи детей и взрослых стала по-настоящему актуальной. Речь многих современных детей бедна, часто они не могут выразить свои мысли. С этой проблемой сталкиваются многие учителя, в том числе и на уроках истории.

История является интересной, занимательной, но в то, же время сложной дисциплиной для детей с тяжёлыми нарушениями речи.   Не секрет, что для большинства учеников устный ответ на уроке истории вызывает затруднения. Из-за различных речевых дефектов,  слабого словарного запаса, эрудиции, поверхностного ознакомления с текстом, дети с затруднением формируют ответ в соответствии с требованиями к устным ответам учебного курса «История».

Для решения этой проблемы мною используются  следующие дидактические приемы,  способствующие развитию устной речи учащихся  с ТНР:

·         Рассказ по иллюстрации (составить предложение о персонаже, его одежде действиях и т.п. это дает зрительную опору, вызывает в памяти пассивный запас слов, приучает видеть главное).

·         Обучение пересказу (через нахождение ключевых слов, эмоционально окрашенных выражений).

·         Приём «Переводчик».   В тексте или в конце учебника дается термин и его определение, иногда с первого раза ученик не может целиком его освоить и даже понять (особенно в старших классах), поэтому я предлагаю для смыслового усвоения «перевести» термин на простой язык, при этом, не теряя смысла.

·         Приём «Чистая доска».  Перед уроком я пишу на доске термины, понятия, личности и даты из предыдущих тем и предлагаю ученикам по очереди выходить к доске, и раскрывать смысл термина, события. Делается все в темпе и ученик сразу же очерчивает круг вопросов, которые он знает, а которые не знает и выбирает подходящее для себя слово. Класс при этом оценивает правильность высказывания и определения. Через несколько минут доска должна быть чистая.

·         Приём   «Три предложения».  Ученикам   после  прочтения   исторического документа или пункта параграфа предлагается пересказать текст с помощью трех предложений. Количество предложений может варьироваться в зависимости от объема и сложности. Этот приём даёт возможность осмыслить небольшой текст полностью.

·         Схемы, опорные конспекты. Схема помогает  ученику составить связный рассказ, опираясь на отдельные данные, приведённые в схеме. Схема и опорный конспект положительно влияют на логику изложения материала и способствуют развитию устной монологической речи учащихся с ТНР.

·         Составление развернутого плана,  пункта параграфа или всего параграфа и  обратный процесс - пересказ с опорой на план. Кроме плана, можно учиться преобразовывать информацию в схему, или объяснять материал с использованием схемы. Ученик при подготовке устного ответа хорошо представляет последовательность событий или причинно – следственные связи исторического события, это умение формируется и закрепляется, если чаще использовать задания с применением этого приема.

·         Использование      проблемной      ситуации      на     уроке     ещё      один результативный приём.  При решении проблемной ситуации происходит развитие у учащихся умения доказывать и аргументировать свою точку зрения на основе исторических фактов, ссылку на авторитетное мнение, через пример. Ученику нужно обосновать определенную точку зрения или аргументировать причины и последствия исторических событий. Ученикам необходимо уметь обобщать, интерпретировать, находить причинно - следственные связи, высказывать свои предположения.

·         Устный диалог: задавать вопросы собеседнику, конструировать ответы на вопросы, свободно участвовать в беседе.

·         Словарная  работа  формирует  умение активно и правильно пользоваться историческими терминами, крылатыми выражениями не только во время ответа на уроке, но и в обыденной  речи.

Сочинение   от    первого   лица,    участника   событий,  или  современника событий. Например:  «Я вельможа», «Я ученик Древнегреческой школы», «Я участник восстания  декабристов» и т.п. Лучше это делать, определив при таких заданиях ключевые слова или составить план ответа.

·         Применение исследовательских методов обучения.   На   уроках истории можно проводить мини - исследования. Например, создание книги «Китайская мудрость» по теме «Древний Китай» в 5 классе. Когда весь класс разбивается по парам и формирует одну страничку «Книги», например «Как должен вести себя учтивый китаец», «Изобретения Древнего Китая», «Как должен править мудрый правитель» и. т.п. Ученики, выступая в защиту своей темы, развивают умения доказывать, убеждать, приводить исторические примеры, аргументировано строить свой устный ответ.

В принципе, обучает правильной речи сам предмет, текст учебника и дополнительные источники. Важно акцентировать внимание учеников на необходимости грамотной речи и своевременно корректировать ошибки, показывать многообразие нашего языка


 

Использование дидактических приемов для развития устной речи учащихся с

Использование дидактических приемов для развития устной речи учащихся с

Устный диалог: задавать вопросы собеседнику, конструировать ответы на вопросы, свободно участвовать в беседе

Устный диалог: задавать вопросы собеседнику, конструировать ответы на вопросы, свободно участвовать в беседе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.02.2022